К 70-летию профессора М.Р. Кудаева
Разносторонне богатая личность, одаренный педагог, талантливый ученый-исследователь.
Сердце подсказывает мне начать разговор не о юбиляре, а о Рашиде Кудаеве, замечательном педагоге, умелом организаторе школьного дела, директоре Шовгеновской школы. К сожалению, сегодня его нет с нами, но светлая память о нем жива.
Так распорядилась судьба, что мы с Рашидом оказались в среде просвещенцев Шовгеновского района: после окончания учительского института я был направлен на работу в Хатажукайскую среднюю школу, а Рашид Кудаев уже работал в районе директором школы. Парадоксально! Как мне повезло тогда! Я - молодой выпускник вуза, в незнакомом районе, незнакомые люди, учителя, какой-то непонятный страх, хотелось бы домой, вихрь мыслей в голове... Сижу в гороно, оформляюсь на работу, надо бы радоваться, а на душе «пасмурно», и вдруг заходит в кабинет красивый, стройный, с подкупающе открытым добрым лицом, настроение хорошее, не сравнить с моим, весело поздравляет сидящих с началом учебного года, в ответ зав. гороно и присутствующие тоже приветствуют его. Я почувствовал уважительное отношение к вошедшему, подумал - авторитетный.
Неожиданно для меня зав. районо, обращаясь к Рашиду Кудаеву, говорит: «Рашид, хочу тебя обрадовать: в нашем районе появился еще один твой земляк - молодой специалист Ким Бузаров, правда, не из Адамия, а из Хатукая, но разницы нет - вы земляки».
Вот с того августовского дня Рашид Кудаев, можно сказать, опекал меня в самом хорошем и приятном смысле слова. Часто встречались, вместе принимали участие в различных мероприятиях.
Много хорошего я успел узнать о земляке за время работы в этом районе. Узнавание происходило просто и естественно: при встречах, на совещаниях, семинарах, в
Шовгеновской школе, куда Рашид приглашал меня нередко.
На различных собраниях неизменно слышал об успешной педагогической и руководящей деятельности моего земляка - никакой фальши, сам он достаточно часто выступал на этих мероприятиях с серьезными докладами, делился опытом. И так два учебных года продолжались дружеские контакты со старшим братом, который в известной степени являлся моим добрым наставником. Мне хорошо было с ним.
Рашид в памяти остался яркой личностью: прекрасный педагог - профессионал, умелый, принцпиальный руководитель, добрейшей души человек, истинный адыг, строго соблюдающий этические нормы жизни и поведения.
Через много десятилетий мне пришлось работать в одном коллективе уже с другим Кудаевым - Муратом Кудаевым. Вот тогда, при встрече с ним, я бы мог сказать безошибочно, что Мурат - сын Рашида Кудаева, поскольку внешнее сходство бросалось в глаза. Сегодня, проработав с Муратом более 20 лет, утверждаю, что между отцом и сыном много общего в плане личностно-человеческих качеств.
Итак, кто такой Мурат Кудаев?
Мурат Рашидович - исключительно порядочный, отзывчивый человек, я не помню случая, чтобы он отказал коллеге, который обратился к нему за помощью.
Мурата украшают и создают ему заслуженный авторитет колоссальная работоспособность, трудолюбие, ответственное отношение к делу, убежденное отстаивание своих позиций, честность, знание и умение строить отношения с окружающими на справедливых началах.
Мурат Рашидович - натура широкая, беспокойная, неравнодушная.
Человек с таким нравственным мировоззрением не может себе позволить плохо преподавать, плохо относиться к студентам, к избранной профессии, к науке, которой посвятил жизнь, он не может быть посредственным исследователем.
Наш юбиляр Мурат Кудаев родился в семье школьного учителя 16 ноября 1940 года.
С детства и в школе и в семье его окружала атмосфера уважительного отношения к
учению, стремление к постижению новых знаний, окружающей жизни, ее закономерностей. Все это, естественно, не могло не повлиять на Мурата, на его педагогическую деятельность, научно-исследовательскую работу.
Глубокие и прочные основы его успешной карьеры были сформированы ранее -школа, впоследствии вуз - Кубанский сельскохозяйственный институт, который окончил успешно. А с 1968 года Мурат Рашидович является преподавателем, а затем заместителем директора Майкопского автотранспортного техникума; с 1991 года - доцент кафедры педагогики и психологии АГУ, позже - заведующий этой же кафедрой (ныне кафедра педагогики и педагогических технологий), руководил факультетом адыгейской филологии и культуры.
Определяя педагогические достоинства Мурата Рашидовича, отмечу высокий профессионализм, мастерство, умение работать со студентами нестандартно, способность передавать знания, умения, навыки не просто формально, а так, чтобы они стали основой творческого их использования в различных жизненных ситуациях, условиях и обстоятельствах.
Умело используя концептуальные, инновационные, технологические подходы, педагог учит студентов самостоятельно, осмысленно овладевать научной информацией.
Для своих учеников, коллег, учителей он разрабатывает немало учебно-методической, монографической, методологической и другой продукции, которыми они успешно и весьма продуктивно пользуются в учебной деятельности, в научно-исследовательской работе, а также при разработке квалификационных и диссертационных работ.
В контексте сказанного приведу несколько основных фактов, характеризующих круг профессиональных, научных интересов М.Р. Кудаева, а также высокую результативность и качественные показатели. В круг интересов педагога входят философия и история образования, системно-структурная концепция дидактики, методология научнопедагогического исследования, этнокультурная проблематика и др.
Им разработано и опубликовано более 150 работ, в том числе 5 монографий, около 40 учебных и учебно-методических пособий, множество научных статей.
И еще один фундаментальный факт. За последние 5 лет М.Р Кудаев опубликовал 35 работ, т.е. ежегодно он издавал в среднем 7 работ различного объема и направления. Такова продуктивность педагогической деятельности нашего юбиляра.
Безусловно, профессор М.Р Кудаев - талантливый педагог, мастер своего дела, профессионал.
В чем же секрет столь высокой планки педагогической деятельности Мурата Рашидовича?
На наш взгляд, приоритетный ответ на поставленный вопрос заключается в умении правильно определить и успешно использовать научно-концептуальные позиции в решении педагогических задач и проблем. Но концепция диалектически интегрального, глубоко научного подхода к решению целостной системы, системообразующими параметрами которой является множество очень сложных, проблемных составляющих, является основополагающей концепцией для педагога. Да, важны и такие показатели, как ответственное отношение к делу, трудолюбие, принципиальность.
М.Р. Кудаев достаточно давно осознал, что без такого подхода невозможно достигнуть в деятельности сколько-нибудь серьезных результатов - ни на практике, ни в науке.
Наука увлекла нашего юбиляра давно. Исследовательской работой Мурат занимался и в сельхозинституте, и в автодорожном техникуме, именно здесь он публиковал свои статьи в центральных журналах, защитил кандидатскую диссертацию.
Но особенно активно проявил ученый себя в нашем университете. Об этом свидетельствует множество факторов: обучаясь в докторантуре, он за 1 год (с 1997 г. по 1998 г.) завершил докторскую диссертацию и успешно защитил ее; в течение 15 лет - ученый секретарь, а ныне заместитель председателя Диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогике при АГУ, с 2000 г. - профессор АГУ.
Под его руководством подготовлено 33 кандидатских и докторских диссертации, создана научная школа, он руководитель Научно-методического центра образовательных систем.
Объем статьи не позволяет в полной мере раскрыть многообразную, широкомасштабную деятельность доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РА, кавалера медали К.Д. Ушинского, академика Международной академии наук педагогического образования, члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук, Российской академии естественных наук, Адыгской Международной Академии наук Мурата Рашидовича Кудаева.
Но мы, без всякого сомнения, можем сказать, что М.Р. Кудаев - глубокий мыслитель, ученый-исследователь, отличный семьянин. Жаль, Рашид Кудаев не дожил до наших дней: он гордился бы сыном.
Здоровья и новых успехов и учеников, уважаемый наш коллега Мурат Рашидович!
Доктор педагогических наук, профессор, академик АПН и АМАН, Заслуженный учитель России Ким Ибрагимович Бузаров