Научная статья на тему 'Памяти Галины Феофановны Гордукаловой (1950-2015)'

Памяти Галины Феофановны Гордукаловой (1950-2015) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
184
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гушул Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти Галины Феофановны Гордукаловой (1950-2015)»

БИБЛИОСФЕРА, 2016, № 2, с. 42-45

Памяти ученого и педагога

УДК 002:004(092)

ББК 78.0д(2)+32.97д(2)

DOI 10.20913/1815-3186-2016-2-42-45

ПАМЯТИ ГАЛИНЫ ФЕОФАНОВНЫ ГОРДУКАЛОВОЙ (1950-2015)

© Ю. В. Гушул, 2016

Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия; e-mail: disser2007@yandex.ru

Memorial to Galina Feofanovna Gordukalova (1950-2015) Yu. V. Gushul

Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia; e-mail: disser2007@yandex.ru

Стоит услышать это имя - Галина Феофановна Гордукалова, как чувствуешь радость и признательность за встречи, за конструктивное научное общение, обсуждение собственных новых фонтанирующих идей, за долгие разговоры о научном и возможность посоветоваться о личном, за информационную аналитику и уже собственные аналитические исследования. Чувствуешь и ответственность за непрерывный интеллектуальный рост, за самые любимые курсы «Информационная аналитика», «Информационно-аналитические технологии», «Аналитика текста», «Библиографо-ведение», «Отраслевые информационные ресурсы», за счастье серьезной аналитический работы и тесного взаимодействия и с учеными, заинтересованными в информационно-аналитическом направлении деятельности, и с практиками-библиографами, которые его ведут.

Глубокая благодарность при звучании этого имени возникает от уверенности в больших перспективах профессии библиографа и библиографической практики, трансформируемых в сегодняшнем информационном обществе для завтрашнего общества знаний в информационную аналитику и берущих для будущей работы все лучшее, перспективное, оригинальное и содержательное. Изучение трудов Галины Феофановны, личное общение, профессиональная переписка и с ней, и с другими библиографами убеждают меня (что и она, и практики принимают очень осторожно, а я уверена), что библиотека сохранится как социальный институт и независимое учреждение только лишь благодаря библиографии и серьезной аналитической работе с информацией, без них же библиотека рискует скатиться в ночные шоу, чаи с пенсионерами, сбор батареек и организацию свиданий между стеллажами. Именно библиографическое есть то неповторимое, индивидуальное, самобытное, что является стержнем любой стабильной, развивающейся, востребованной деятельности.

...16 октября Галины Феофановны не стало. Не верится. Она - на взлете, на пике планов, и радости жизни, и участия в науке. Мы - на острие общения, ее критической оценки, тактичных замечаний, добрых наставлений. Мы - с памятью о ней.

Мой первый опыт работы с Галиной Феофановной был долгий - две недели в 2005 г. она делилась опытом построения курса и организации обучения по крайне перспективному, интеллектуальному направлению подготовки студентов «Референт-аналитик информационных ресурсов». Пригласил ее к нам на кафедру информации и библиографии Исаак Григорьевич Моргенштерн, библиограф-аналитик.

Помню, как много разговаривали они вдвоем на кафедре о приращении библиографической практики современной информационной аналитикой, о ее докторской диссертации и развитии идей, как интересно и познавательно обсуждали направления и возможности научной работы ее учеников-аспирантов, как трепетно и с завистью к тем временам и отношениям вспоминали С. А. Рейсера и его школу работы с молодыми и будущими учеными. «Он читал и делал редкие, краткие, почти знаками препинания (! или ?) пометы на полях и нужно было еще догадаться что они означают и в каком направлении думать...», - говорил Исаак Григорьевич (я - мотала на ус, потому что со мной общались также, и это было самое интересное, захватывающее и действенное), Галина Феофановна, улыбаясь, кивала головой, Исаак Григорьевич подвел итог воспоминаниям: «.как с нами работали, так мы и научились, так и с другими работаем», -я слушала, ловила каждое слово, от меня не скрывались. Помню, как конструктивно обсуждались возможности работы с референтами-аналитиками, совместные проекты, которые стали кафедральными программами «Информационно-аналитические технологии», «Аналитика текста», «Ассортимент информационно-аналитических продуктов и услуг»

и другие - теперь это мои курсы, которые я наращиваю, развиваю уже в производственной сфере для библиотечных и информационных специалистов, для бизнеса и производства. Это направление не только крайне интересно, но и нужно на практике, в том числе и научным библиотекам. С нетерпением ожидаю возможности совместной информационно-аналитической работы с ученицей Галины Феофановны - Натальей Петровной Ситниковой (Расцветаевой). Она в информационной аналитике видит широкие перспективы и большое будущее для Челябинской областной универсальной научной библиотеки, для ее главного - библиографического - подразделения.

Лекции Галины Феофановны покорили содержательной глубиной, строгой логикой, актуальностью, опорой на современную практику. Она учила меня анализировать, писать аналитические справки, работать с реферативными журналами любой отрасли знания (теперь для меня это самая интересная практическая работа со студентами), читать библиографические указатели «как детектив» (ее очень меткое выражение), не пасовать, а грамотно разбираться с библиографической информацией на любом языке мира. Говоря о таком необходимом и важном сегодня умении, как анализ экономических газет и журналов, прайсов, фондовых справочников, показателей рынка, ценовых схем, новостных лент и т. п., она показала мне не только всю важность для аналитики таких специфических источников информации, но и своим примером доказала, что это может быть интересно и понятно, и что с этим можно легко работать. Теперь и мне удается начинать свой день с «Российской газеты», «Коммерсанта», с обзоров рынков, цен, услуг и т. д., с современных проблем экономики, в том числе региональной, с чтения журналов «Вопросы экономики», «Экономист», «Финансы», «Деньги и кредит», «Росбизнесконсалтинг», «Эксперт» (последний я, работая с Галиной Феофановной, убедила нашу научную библиотеку выписывать именно для практических занятий по курсам «Аналитика текста» и «Информационно-аналитические технологии»), а еженедельный просмотр журналов в читальных залах библиотек всегда начинается с просмотра экономических. Настольными же для меня являются справочники библиографа, информационного работника [13], «Электронные документы» [14], соавтором которых является Г. Ф. Гордукалова, как руководство к действию - ее «Анализ информации» [1].

Доклад Г. Ф. Гордукаловой на научной конференции [2] впервые познакомил меня с системами управления знаниями, с экономикой знаний. С тех пор это направление, в том числе библиография как система управления знаниями и библиография в системах управления знаниями (в том числе сек-

ция О. Л. Лаврик), является моим неослабевающим интересом и лежит в основе моих отдельных лекций в читаемых курсах и практикумах в иных структурах, в докладах на конференциях.

Помню консультации Галины Феофановны, которые она давала своему докторанту Расцветаевой (сегодня - Ситникова) Наталье Петровне. Главным образом я прислушивалась (да она и прозорливо объясняла это нам обеим: одной - для диссертации сегодняшней, другой - для преподаваемых курсов и на будущее) к ее технологиям и процедурам сбора и анализа информации, группировке данных в таблицы, возможностям отражения полученных выводов информационной аналитики в схемах, деревьях решений, диаграммах, таблицах. Помню, как она брала бумагу и рисовала нам с Натальей Петровной варианты таблиц, как следует заполнять ячейки, как кодировать информацию, как работать с цветом, рисунком, штрихами, линиями, выделяя главное. Думаю, студенты видят мое следование школе Гордукаловой - большинство моих практических и семинарских занятий построены на анализе и различных способах представления информации, не только и не столько библиографической, так как все более актуальной становится не библиографическая, но полнотекстовая, дайд-жестовая, реферативная подача проанализированной информации. Большинство занятий проходят с использованием интерактивных технологий построения дерева решений, разработки таблиц, презентаций.

О талантливом библиографоведе Г. Ф. Горду-каловой говорит факт включения ее персоналии в монументальный библиографический указатель РГБ «Отечественные библиографы и библиографо-веды» [15, с. 149] наряду с корифеями нашей вековой истории. Быть в этом указателе, иметь персональный раздел - почетно. Кроме того, в нем отмечено, что о Галине Феофановне есть статья и в Библиотечной энциклопедии. В персональном разделе представлены также интервью-воспоминание Г. Ф. Гордукаловой, рецензия омских коллег на ее учебное пособие «Информационные ресурсы гуманитарных наук: экономика». Показательно название статьи, характеризующей работу и научные искания Галины Феофановны: «Творческий потенциал библиографоведа» [15, с. 149]. Действительно, коллеги при характеристике научной работы своей или своих соратников определение «творческий» используют крайне редко, но для мировосприятия и мироощущения Г. Ф. Гордукаловой это определение подходит как никакое другое. Она покоряла своим жизнелюбием, веселостью, оптимизмом, простотой, увлеченностью, основанными на глубоком знании и осмыслении теории и практики библиографии и информационной аналитики. Тактично она показала мне свою включенность в проблемную

ПАМЯТИ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА

область моих исследований, мягко и одновременно очень твердо, со знанием дела и моих, и других публикаций представила достоинства, недостатки, проблемы моих статей и замыслов, возможности научного роста. И второе слово в названии статьи, так подходящее Галине Феофановне - потенциал. Как жаль, что этот потенциал прервался в самом своем расцвете.

Биобиблиографический указатель Г. Ф. Горду-каловой необходимо составить. Это и есть лучшая, достойная память. Пока приведу лишь очень краткий список публикаций Г. Ф. Гордукаловой [1-14], которые изменили библиографический мир Челябинской государственной академии культуры и искусств. Во второй части списка - некоторые работы челябинских коллег Галины Феофановны [1625], которых она вдохновила на изучение актуальных проявлений библиографической практики. Эта часть покажет включенность Галины Феофановны во многие вопросы и проблемы современного биб-лиографоведения, а ученикам и последователям скажет: «Не останавливайтесь! ЭТО интересно, нужно и важно практике».

Литература

1. Гордукалова Г. Ф. Анализ информации: методы, технологии, организация : учеб.-практ. пособие. Санкт-Петербург : Профессия, 2009. 512 с.

2. Гордукалова Г. Ф. Библиография в системах управления знаниями // Система социальных коммуникаций в регионе: время творчества и сотрудничества : материалы межрегион. науч.-практ. конф. Челябинск, 2005. С. 24-29.

3. Гордукалова Г. Ф. Управление знаниями: информационная диагностика нового направления и методические проблемы подготовки кадров // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2006. № 1. С. 86-97.

4. Гордукалова Г. Ф. Дорогу осилит идущий. Зачем нужна рубрика «Информационный анализ»? // Библиотечное дело. 2003. № 2. С. 27-28.

5. Гордукалова Г. Ф. Ретроанализ объекта и требования к обзорной справке : 2-е занятие по информ. анализу // Библиотечное дело. 2003. № 3. С. 20-23.

6. Гордукалова Г. Ф. Анализ предметного поля объекта : 3-е занятие по информ. анализу // Библиотечное дело. 2003. № 4. С. 16-17.

7. Гордукалова Г. Ф. Информационное моделирование объекта : 4-е занятие по информационному анализу // Библиотечное дело. 2003. № 6. С. 25-28.

8. Гордукалова Г. Ф. Информационная диагностика объекта : продолж. 4-го занятия // Библиотечное дело. 2003. № 9. С. 19-22; № 10. С. 21-23.

9. Гордукалова Г. Ф. Информационный мониторинг цен и ассортимента товаров на рынке : 7-е занятие // Библиотечное дело. 2004. № 2. С. 11-13.

10. Гордукалова Г. Ф. Информационная диагностика объекта: истоки, методы, перспективы // Современное библиотечно-информационное образование : учеб. тетради. Санкт-Петербург, 2001. Вып. 6. С. 89-102.

11. Гордукалова Г. Ф. Опыт прогнозирования развития библиосферы в XXI веке // Мир библиографии. 2006. № 3. С. 29, 30.

12. Гордукалова Г. Ф. О методах и процедурах информационной диагностики объекта // Библиосфера. 2008. № 1. С. 29-32.

13. Справочник информационного работника / науч. ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. Санкт-Петербург : Профессия, 2005. 552 с.

14. Электронные документы. Создание и использование в публичных библиотеках : справочник / науч. ред.: Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. Санкт-Петербург : Профессия, 2007. 663 с.

15. Отечественные библиографы и библиографоведы : указ. док. источников и лит. о жизни и деятельности. 1917-2014 / сост. Г. Л. Левин, А. В. Теплицкая. Москва : Пашков дом, 2015. 622 с.

16. Берестова Т. Ф. Функции разных видов информации как основа формирования многоуровневой структуры информационного пространства // Научно-техническая информация. Серия 1. 2009. № 8. С. 10-21.

17. Гушул Ю. В., Кузнецова Л. Г. Аналитические продукты на рынке информационных услуг // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в со-циогуманитарных, естественных и технических науках : сб. тр. II Всерос. науч.-практ. конф. (12 марта 2013 г.). Челябинск, 2013. С. 154-162.

18. Гушул Ю. В. Инструментарий аналитика // Мир библиографии. 2012. № 1. С. 3-7.

19. Гушул Ю. В. От поисковой функции к экстрактной // Мир библиографии. 2011. № 3. С. 2-6.

20. Гушул Ю. В. Построение «Карты... предприятия/организации» как перспективная специализированная технология в работе информационного аналитика // Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы VII Междунар. науч.-творч. форума 2-3 нояб. 2009 г. Челябинск, 2009. С. 204-213.

21. Гушул Ю. В. Роль референта-аналитика в формировании имиджа фирмы // Культура - Искусство - Образование: новые аспекты синтеза теории и практики : материалы XXVII науч.-практ. конф. профессорско-преподават. состава Акад. 3 февр. 2006 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2006. С. 110-112.

22. Гушул Ю. В. Становление библиографических служб библиотек: поиск закономерностей (к постановке проблемы периодизации истории библиографических служб) (отклик на статью А. В. Соколова) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 4. С. 17-31.

23. Расцветаева Н. П. Информационный потенциал региона : учеб.-метод. пособие. Москва : Литра, 2013. 57 с.

24. Расцветаева Н. П. Каталог местных изданий как инструмент измерения научно-образовательного потенциала региона // Библиография. 2010. № 3. С. 22-25.

25. Расцветаева Н. П. Вектор взаимодействия: библиотека и научно-технический потенциал региона // Библиотечное дело. 2010. № 18. С. 20-21.

References

1. Gordukalova G. F. Analiz informatsii: metody, techno-logii, organizatsiya : ucheb.-prakt. posobie [Information analysis: methods, technologies, organization : manual]. Saint Petersburg. Professiya, 2009. 512 p. (In Russ.).

2. Gordukalova G. F. Bibliography in systems of knowledge management. Sistema sotsial'nykh kommunikatsii v regione: vremya tvorchestva i sotrudnichestva : mate-rialy mezhregion. nauch.-prakt. konf. Chelyabinsk, 2005, 24-29. (In Russ.).

3. Gordukalova G. F. Knowledge management: information diagnostics of a new direction and methodical problems of staff. Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i iskusstv, 2006, 1, 86-97. (In Russ.).

4. Gordukalova G. F. Road by walking. Why the heading «Information analysis» is necessary? Bibliotechnoe delo, 2003, 2, 27-28. (In Russ.).

5. Gordukalova G. F. The object retroanalysis and requirements to review reference: the 2nd class on information analysis. Bibliotechnoe delo, 2003, 3, 20-23. (In Russ.).

6. Gordukalova G. F. Analysis of the object subject field: the 3rd class on information analysis. Bibliotechnoe delo, 2003, 4, 16-17. (In Russ.).

7. Gordukalova G. F. The object information modelling: the 4th class on information analysis. Bibliotechnoe delo, 2003, 6, 25-28. (In Russ.).

8. Gordukalova G. F. The object information diagnostics: continuation of the 4th class. Bibliotechnoe delo, 2003, 9, 19-22; 10, 21-23. (In Russ.).

9. Gordukalova G. F. Information monitoring of goods prices and range at the market: the 7th class. Bibliotechnoe delo, 2004, 2, 11-13. (In Russ.).

10. Gordukalova G. F. The object information diagnostics: sources, methods, prospects. Sovremennoe bibliotechno-informatsionnoe obrazovanie : ucheb. tetradi. Saint Petersburg, 2001, 6, 89-102. (In Russ.).

11. Gordukalova G. F. The experience of forecasting the bibliosphere development in the XXI century. Mir bibliografii, 2006, 3, 29, 30. (In Russ.).

12. Gordukalova G. F. On methods and procedures of the object information diagnostics. Bibliosfera, 2008, 1, 29-32. (In Russ.).

13. Gilyarevskii R. S., Minkina V. A. (eds). Spravochnik informatsionnogo rabotnika [A handbook of the information worker]. Saint Petersburg, Professiya, 2005. 552 p. (In Russ.)

14. Gilyarevskii R. S., Gordukalova G. F. (eds). Elektronnye dokumenty. Sozdanie i ispol'zovanie v publichnykh bib-liotekakh : spravochnik [E-documents. Creation and use in public libraries : a reference book]. Saint Petersburg, Professiya, 2007. 663 p. (In Russ.).

15. Levin G. L., Teplitskaya A. V. (comps). Otechestvennye bibliografy i bibliografovedy : ukaz. dok. istochnikov i lit. o zhizni i deyatel'nosti. 1917-2014 [Domestic bibliography and library scientists : index of documentary sources a. literature on their life a. activity. 1917-2014]. Moscow, Pashkov dom, 2015. 622 p. (In Russ.).

16. Berestova T. F. Functions of information different types as a base of forming a multilevel structure of information space. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Ser. 1, 2009, 8, 10-21. (In Russ.).

17. Gushul Yu. V., Kuznetsova L. G. Analytic products at the information services market. Mezhdistsiplinarnyi dialog: sovremennye tendentsii v sotsiogumanitarnykh, estest-vennykh i tekhnicheskikh naukakh : sb. tr. II Vseros. nauch.-prakt. konf. (12 marta 2013 g.). Chelyabinsk, 2013, 154-162. (In Russ.).

18. Gushul Yu. V. Analyst tools. Mir bibliografii, 2012, 1, 3-7. (In Russ.).

19. Gushul Yu. V. From a searching function to an extraction one. Mir bibliografii, 2011, 3, 2-6. (In Russ.).

20. Gushul Yu. V. Creating «The Map ... of the company/ establishment» as a promising specialized technology in the information analyst work. Molodezh' v nauke i kul'ture XXI veka : materialy VIIMezhdunar. nauch.-tvorch. foruma 2-3 noyab. 2009 g. Chelyabinsk, 2009, 204-213. (In Russ.).

21. Gushul Yu. V. The assistant-analyst role in forming the company image. Kul'tura - Iskusstvo - Obrazovanie: novye aspekty sinteza teorii i praktiki : materialy XXVII nauch.-prakt. konf. professorsko-prepodavat. sostava Akad. 3 fevr. 2006 g. / Chelyab. gos. akad. kul'tury i iskusstv. Chelyabinsk, 2006, 110-112. (In Russ.).

22. Gushul Yu. V. Formation of bibliographic library services: search for patterns (on the problem of periodiza-tion of the bibliographic services history) (response to A. Sokolov's article. Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i iskusstv, 2009, 4, 17-31. (In Russ.).

23. Rastsvetaeva N. P. Informatsionnyi potentsial regiona : ucheb.-metod. posobie [The region information potential : a textbook]. Moscow, Litra, 2013. 57 p. (In Russ.).

24. Rastsvetaeva N. P. Local editions catalog as a tool to measure the regional scientific-educational potential. Bibliografiya, 2010, 3, 22-25. (In Russ.).

25. Rastsvetaeva N. P. A vector of interaction: library and scientific-technical potential of the region. Bibliotechnoe delo, 2010, 18, 20-21. (In Russ.).

Материал поступил в редакцию 27.11.2015 г.

Сведения об авторе: Гушул Юлия Владимировна - кандидат педагогических наук,

доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, директор Научно-образовательного центра «Информационное общество»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.