Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях
Па^ашрюош- е\ %ро\ю, ev ярооюяю, е\ ег8ег
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии
№ 1 (12)
2020
В. И. Мусаев
Память святого благоверного князя Александра Невского: Александро-Невский собор в Ревеле (Таллине) — история и судьба храма
БОТ: 10.24411/2618-9674-2020-10019
Аннотация: Одним из русских православных храмов, названных в честь святого благоверного князя Александра Невского, был кафедральный собор в Ревеле, возведенный в конце XIX в. Строительство собора в центре города на холме Тоомпеа было приурочено к чудесному спасению императорской семьи при железнодорожной катастрофе на станции Борки в октябре 1888. Большую роль в возведении собора сыграли эстляндский губернатор князь С. В. Шаховской, предстоятели Рижской православной епархии архиепископы Арсений (Брянцев) и Агафангел (Преображенский). Строительство собора было завершено в 1900 г. На протяжении ХХ в. собор неоднократно подвергался угрозам закрытия и даже сноса, однако ему удалось пережить эти сложные времена.
Ключевые слова: Рижская епархия, Ревель/Таллин, православие в Эстонии, кафедральный собор.
Об авторе: Вадим Ибрагимович Мусаев
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2641-5231
Ссылка на статью: Мусаев В. И. Память святого благоверного князя Александра Невского: Александро-Невский собор в Ревеле (Таллине) — история и судьба храма // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал. 2020. № 1 (12). С. 240-246.
Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas
naLatoprncta- ev cpovw, ev ppoompw, ev etSet Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy
/ irfc. %
№ 1 (12)
2020
NUI ^tl %
V. Musaev
Memory of Holy Venerable Prince Alexander Nevsky: The Alexander Nevsky Cathedral in Reval (Tallinn) — History and Fortunes of the Temple
DOI: 10.24411/2618-9674-2020-10019
Abstract: The article deals with the history of the main cathedral in Reval, which was one of the Russian Orthodox temples, named in honor of holy venerable prince Alexander Nevsky, constructed in the late nineteenth century. Construction of the cathedral in the downtown on Toompea hill was timed with miraculous salvation of the imperial family in the railway disaster at Borki station in October 1888. Major part in implementing the project of construction was played by the governor of Estland prince Sergey Shakhovskoy and the archbishops of Riga Arsenius (Bryantsev) and Agathangelos (Preobrazhensky). Construction works were completed in 1900. During the twentieth century the cathedral was more than once threatened by closure or even demolition, but it managed to survive until nowadays.
Keywords: The diocese of Riga, Reval/Tallinn, Orthodoxy in Estonia, the Cathedral.
About the author: Vadim Ibragimovich Musaev
Doctor of History, leading researcher of the St. Petersburg History Institute of the Russian
Academy of Science.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2641-5231
Article link: Musaev V. I. Memory of Holy Venerable Prince Alexander Nevsky: The Alexander Nevsky Cathedral in Reval (Tallinn) — History and Fortunes of the Temple. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2020, No. 1 (12), p. 240-246.
Строительство нового кафедрального собора в Ревеле, названного во имя святого благоверного князя Александра Невского, было крайне важным событием в истории Рижской православной епархии второй половины XIX в. Проектирование и строительство собора было одной из многочисленных мер по защите и развитию православного дела в Прибалтике, к которым приложил руку эстляндский губернатор С. В. Шаховской, занимавший этот пост с 1885 по 1894 годы. Потребность в возведении нового собора была вполне очевидной. До этого главным православным храмом Ревеля был Преображенский собор, перестроенный из бывшей полковой церкви св. Феодора Стратилата и освященный в 1734 г.1 Как отмечал священник собора К. А. Тизик, «Ревельский Преображенский собор, бывший прежде католической церковью Михайловского монастыря, а потом лютеранской для шведского войска и при Петре I обращенный в православную церковь, рассчитанный только на 800 человек молящихся, находится в одном из глухих переулков Ревеля, едва виден между обывательскими домами, не соответствует как по своему внешнему виду, так и по внутреннему устройству достоинству православного собора»2. 19 февраля 1887 г. ревельское православное духовенство подало губернатору докладную записку о необходимости строительства нового собора. Князь С. В. Шаховской сочувственно отнёсся к поданной ему докладной записке и представил её министру внутренних дел, вместе с ходатайством о разрешении на сбор пожертвований в пределах империи на строительство собора и об учреждении особого комитета по сбору пожертвований и по сооружению самого храма. Император Александр III 2 апреля 1888 г. «утвердил определение Синода об открытии повсеместно в империи сбора пожертвований, с тем, чтобы для сбора пожертвований и постройки храма был учреждён под председательством эстляндского губернатора князя Шаховского особый комитет с участием в нем членов от духовного ведомства по усмотрению местного епархиального архиерея»3.
Комитет был учреждён и открыл свою работу в августе 1888 г. В его состав вошли, наряду с рядом гражданских лиц, протоиерей Ревельского собора С. И. Попов, священник Ревельского собора К. А. Тизик, священник Николаевской церкви М. Т. Иконников. После железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г. с императорским поездом у станции Борки возведение собора было приурочено к чудесному спасению императорской фамилии в этой катастрофе. Долго и тщательно выбиралось место для будущего строительства. Рассматривалось несколько вариантов. Как сообщал С. В. Шаховской в отчёте о состоянии Эстляндской губернии за 1891 г., место было выбрано в возвышенной части города под названием Дотвид, это решение также поддержал министр внутренних дел И. Н. Дурново. Заминка, однако, возникла из-за того, что владельцы находившихся на выбранном участке трёх домов отказывались их продать, в результате чего, как сообщал губернатор, дело постройки собора оказалось отложенным4. В конечном итоге комитет на заседании 17 апреля 1893 г. большинством голосов склонился к тому мнению, что из всех исследованных для постройки собора местностей следовало бы отдать предпочтение участку на Вышгороде. 30 августа того же года архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) освятил место постройки5. Князь В. С. Шаховской и секретарь особого комитета А. Ширинский-Шихматов рассылали от имени комитета письма
1 Тизик К. А. История Ревельского Преображенского собора. Историко-статистическое описание. Ревель, 1896. С. 19-29.
2 Тизик К. Князь Шаховской как радетель православия // Венок на могилу. Статьи, посвящён-ные памяти бывшего эстляндского губернатора князя С. В. Шаховского. Ревель, 1896. С. 32.
3 Там же.
4 РГИА. Ф. 1284. Оп. 223. 1892 г. Д. 205. Л. 35-38.
5 Там же. 1893 г. Д. 234. Л. 31.
с призывом жертвовать на строительство соборного храма в Ревеле. К 1 августа 1895 г. по подписным листам было собрано 392 621 руб. пожертвований6.
При составлении проекта собора комитет не стал прибегать к конкурсу и обратился к адъюнкт-профессору Академии Художеств академику архитектуры М. Т. Преображенскому7. Одобрив 17 апреля 1892 г. представленный им эскиз храма, комитет в мае 1893 г. поручил ему составить проект пятиглавого соборного храма, трёхпре-стольного, с подвалом для помещения камеры парового отопления. 28 марта 1894 г. архиепископом Арсением был одобрен представленный академиком М. Т. Преображенским проект собора вместимостью на 1500 человек, представлявший «монументальное патиглавое здание т. н. русско-византийского или московского типа». Одним из помощников архитектора был приглашён архитектор-художник А. А. Полещук, по проекту которого позднее возводилась эстонская православная церковь св. Исидора в Петербурге. 4 июня проект собора получил высочайшее утверждение. Наконец, 11 августа 1894 г. комитет заключил контракт с петербургским купцом И. Д. Гордее-вым, по которому последний обязался построить в Ревеле пятиглавый соборный храм без внутренней отделки за 282 000 рублей и закончить работы в 1897 г. В связи с тем, однако, что пришлось израсходовать значительные суммы на снос зданий, производившийся в мае-июле 1894 г., и расчистку участка, а также на непредусмотренные сметой земляные работы, возникло опасение, что средств может не хватить, и сбор пожертвований был продолжен8. В дополнение к собранным пожертвованиям на постройку собора из казны было отпущено 150 000 рублей. Общая же стоимость нового собора обошлась в 550 000 рублей. Работы по возведению собора начались в мае 1895 г., когда была произведена закладка фундамента. Архиепископ Арсений освятил закладку храма 20 августа того же года9.
Строительство было завершено уже при новом епархиальном архиерее, епископе Агафангеле (Преображенском), который возглавил епархию с 1897 г. 11 колоколов, изготовленных для собора на петербургском колокольном заводе купца В. М. Орлова, были подняты на звонницы собора в 1898 г. В том же году было налажено отопление храма: контракт на изготовление и установку батарейных печей был заключён с директором Компании С.-Петербургского Металлического завода инженер-механиком Ф. И. Венцелидесом. Заказ на постройку деревянного позолоченного иконостаса был передан петербургскому позолоченных дел мастеру П. С. Абросимову, который выполнил его к 1 августа 1899 г. Иконы были написаны в мастерской академика живописи Александра Новоскольцева. По его же проектам петербургским мастером Эмилем Штейнке были изготовлены витражи, которые затем были установлены в окнах алтаря. Фасады собора были украшены мозаичными панно, выполненными в мозаичной мастерской Александра Фролова в Санкт-Петербурге. Высота собора - около 58 метров10. Работы были полностью завершены в марте 1900 г. Торжественное освящение собора состоялось 30 апреля того же года. В качестве гостей присутствовали
6 Тизик К. А. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1900. С. 13-17.
7 Преображенский Михаил Тимофеевич (1856-1930) — уроженец Поневежского уезда Ковен-ской губернии. Выпускник Императорской Академии Художеств (1879 г.). В 1887 г. был избран академиком архитектуры. Известные работы, помимо храмов Рижской епархии: церкви Преображения Господня за Московской заставой и Пресвятой Троицы на Смоленском кладбище в Петербурге, торговые ряды Заиконоспасского монастыря в Москве, церковь Смоленской Божией Матери в Богоявленском монастыре в Костроме, посольские храмы во Флоренции, Софии, Бухаресте и Буэнос-Айресе, Свято-Николаевский собор в Ницце.
8 Тизик К. А. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. С. 16-48.
9 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1860. Л. 3 об.
10 Тизик К. А. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. С. 63-68.
великий князь Владимир Александрович, его сын Кирилл Владимирович, товарищ обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблер, товарищ министра внутренних дел А. А. Стишинский. К новому собору перешёл русский приход из Преображенского собора. Последний же был передан эстонскому православному приходу, который был переведён в собор из приписного к Преображенскому собору храма во имя Владимирской иконы Божией Матери. В начале 1910-х гг. к эстонскому православному приходу в Ревеле принадлежали около 6000 человек11.
До середины 1930-х гг. Александро-Невский собор оставался главным русским православным храмом Ревеля (Таллина). 31 декабря 1917 г. (13 января 1918 г. н. ст.), по решению Святейшего Патриарха Тихона, в ревельском Александро-Невском соборе состоялась хиротония бывшего настоятеля Свято-Исидоровского прихода в С.-Петербурге/Петрограде Павла Кульбуша, который в декабре 1917 г. принял монашеский постриг под именем Платона и на тот момент имел сан архимандрита, во епископа Ревельского, викария Рижской епархии. Хиротонию совершали митрополит Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) и епископ Лужский Артемий (Ильинский)12. На протяжении 1918 г. епископ Платон руководил всей Рижской епархией в сложнейший период её истории во время немецкой оккупации и гражданской войны в Прибалтике. В январе 1919 г., находясь в Тарту (Юрьеве), он был взят заложники занимавшими город красными. Перед оставлением города красные зверски перебили заложников, среди которых был и епископ Платон.
Проблемы и сложности, переживаемые Православной церковью в независимой Эстонии в 1920-е гг., не обошли и Александро-Невский собор. Синод Эстонский Православной церкви намеревался сделать собор епископальным. В феврале 1923 г. прихожане собора на своём собрании отказались передавать собор епископальным властям. В ответ архиепископ Александр (Паулус) запретил служить настоятелю собора протоиерею А. Аристову и распустил приходской совет13. Антиправославные акции властей в Эстонии не отличались такой жёсткостью, как в Польше, Латвии или Финляндии. Конфискация церковных зданий и прочего имущества православных учреждений, тем более снос православных церквей и часовен в Эстонии не имели широкого распространения, но всё же отдельные действия подобного рода имели место и здесь. В 1923 г. в Таллинне были снесены две русские часовни — у вокзала и на площади Русского рынка. С 1922 г. националистическими кругами была начата кампания в пользу сноса кафедрального собора во имя св. князя Александра Невского и памятника Петру I в Таллине. В одной из статей в журнале, посвящённом литературе, искусству и культуре, собор был назван символом «надменности и насилия», который «является для нашей самостоятельности как бы живой памятью о прошлых рабских временах». Далее излагался план перестройки Тоомпеа и помещался проект «Пантеона независимости» архитектора К. Бурмана. Это сооружение должно было символизировать независимость Эстонии. Газета "Vaba Maa" даже объявила сбор средств среди населения для соответствующих целей. Из-за недостатка средств и протестов со стороны православных русских и эстонцев (официальный протест был заявлен и руководством Эстонской Апостольской Православной Церкви) поход против собора был временно прекращён14.
Новая волна нападок на Александро-Невский собор началась в 1928 г. 11 октября четверо депутатов парламента от правительственной Коалиционной партии подали на обсуждение проект сноса собора как памятника русского насилия. Сторонники
11 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1860. Л. 3 об., 8-8 об.; Д. 2477. Л. 12.
12 Алексий II, Патр. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 374.
13 Saard R. Eesti Apostolik-Öigeusu Kiriku algusaastad. Akadeemia. 20/7. 2008. L. 1568-1571.
14 Алексий II, Патр. Православие в Эстонии. С. 393-395.
сноса собора выступали с призывами действовать по польскому образцу. Одним из аргументов, выдвигаемых ими, помимо мотивов национально-политического и религиозного характера, было утверждение, что по своей архитектуре собор якобы не соответствует общему стилю города. 23 октября 1928 г. главе государства и председателю Государственного собрания было передано обращение представителей русского населения Эстонии в защиту Александро-Невского собора за подписью архиепископа Нарвского и Изборского Евсевия (Гроздова), епископа Печерского Иоанна (Булина), членов русской фракции Государственного собрания, Нарвского епархиального совета и других русских организаций15. На защиту собора встали не только православные эстонцы и русские, но и некоторые представители левых оппозиционных партий в парламенте, многие лютеранские пасторы и прихожане. Своё неприятие намерений эстонских властей обозначила также конференция Международного Союза Мира, заседавшая в Тарту (в резолюции от 28 октября 1928 г.). В результате собор удалось отстоять, дело ограничилось лишь снятием позолоты с его куполов. С конца 1935 г. настоятелем собора стал протоиерей Николай Пятс, браг президента Эстонской республики Константина Пятса. В 1936 г. службы в соборе Александра Невского стали вестись по-эстонски, русский же приход был переведён в Симеоновскую церковь, где раньше располагался эстонский приход16. Таким образом, ревельский (таллинский) собор во имя святого благоверного князя Александра Невского не постигла судьба одноименного храма в Варшаве, самого крупного православного собора в зарубежной Европе, снесённого польскими властями в 1926 г. В тот же период подобным нападкам подвергался кафедральный собор во имя Рождества Христова в Риге, но и там замыслы противников православия не были реализованы.
Непростые времена Александро-Невский собор переживал и в дальнейшем. Во время немецкой оккупации Прибалтики в 1941-1944 г. храм был закрыт. В советские время также велись разговоры о его сносе. В начале 1960-х гг. обсуждался проект о переделке собора в планетарий (подобно тому, как было сделано с православным кафедральным собором в Риге), однако этому решительно воспротивились прихожане во главе с архиепископом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером), будущим патриархом Московским и всея Руси (именно в Александро-Невском соборе 3 сентября 1961 г. состоялась его архиерейская хиротония), благодаря чему собор и на этот раз удалось отстоять.
В 1990-х годах в соборе была проведена масштабная реконструкция. Были восстановлены фасады, обновлена облицовка куполов, заменены металлические элементы наружной отделки на основном барабане купола. Полностью проржавевшие кресты на куполах были заменены новыми, изготовленными в Санкт-Петербурге в полном соответствии со старыми крестами. В 1995 г. здание храма внесено в список памятников культуры Эстонии. 16 марта 1999 года в Министерстве внутренних дел Эстонии был зарегистрирован устав прихода. Собор получил статус ставропигиального; приход был наделён статусом официального представительства Московского Патриархата в Эстонии с сохранением в нём кафедры предстоятеля ЭПЦ Московского Патриархата. Настоятель собора - Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений17.
15 Православие в Эстонии. Исследования и документы в двух томах. Т. 2. Документы / Ред. Н. В. Балашов и С. Л. Кравец. М., 2010. С. 69-73.
16 Ketola М. ТаШппап ortodoksisen katedraaHn purkuhanke vuonna 1928 — шкоппо1^а sortoa vai "каша1^а terapiaa"? Ortodoksia. 45. 1996. S. 150-158.
17 https://pitbus.ru/artides/estonia/taUin/sobor-aleksandra-nevskogo/ (дата обращения: 2.09.2020).
Источники и литература
1. Алексий II, Патр. Православие в Эстонии. М., 1999.
2. Православие в Эстонии. Исследования и документы в двух томах. Т. 2. Документы / Ред. Н. В. Балашов и С. Л. Кравец. М., 2010.
3. РГИА. Ф. 1284. Оп. 223. 1892 г. Д. 205.
4. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1860; Д. 2477; Д. 234.
5. Тизик К. А. История Ревельского Преображенского собора. Историко-статистическое описание. Ревель, 1896.
6. Тизик К. А Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1900.
7. Тизик К. Князь Шаховской как радетель православия // Венок на могилу. Статьи, посвящённые памяти бывшего эстляндского губернатора князя С. В. Шаховского. Ревель, 1896.
8. Ketola M. Tallinnan ortodoksisen katedraalin purkuhanke vuonna 1928 — uskonnollista sortoa vai "kansallista terapiaa"? Ortodoksia. 45. 1996. S. 150-158.
9. Saard R. Eesti Apostolik-Öigeusu Kiriku algusaastad. Akadeemia. 20/7. 2008. L. 1568-1571.
10. https://pitbus.ru/articles/estonia/tallin/sobor-aleksandra-nevskogo/ (дата обращения: 2.09.2020).