Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЭСТОНСКИХ ПРИХОДОВ В РИЖСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦ В ИЗДАНИИ МОСКОВСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (1896 г.)'

ИСТОРИЯ ЭСТОНСКИХ ПРИХОДОВ В РИЖСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦ В ИЗДАНИИ МОСКОВСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (1896 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЭСТОНСКИХ ПРИХОДОВ В РИЖСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦ В ИЗДАНИИ МОСКОВСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (1896 г.)»

ХРОНИКА. ИНФОРМАЦИЯ

Р. Ф. Лягу

ИСТОРИЯ ЭСТОНСКИХ ПРИХОДОВ В РИЖСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦ В ИЗДАНИИ МОСКОВСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (1896 г.)

26 марта 1887 г. по определению Святейшего Синода епископом на Рижской кафедре стал преосвященный Арсений (Брянцев). По его предложению 18 ноября 1887 г. в Рижской епархии, в которую тогда входили и эстонские приходы, был учрежден историко-статистический комитет. Им же через епархиальную консисторию было предложено разослать настоятелям. храмов программу для описания церквей и приходов. Собранный материал после обработки историко-статистическим комитетом передали Императорскому Московскому археологическому обществу. В 1896 г. частично эти данные были опубликованы в сборнике с длинным названием «Выборка сведений, доставленных Императорскому Московскому археологическому обществу православным духовенством по распоряжению Рижского архиепископа Арсения». В настоящее время экземпляр этой книги хранится в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург).

В сборник помимо фактов из истории храмов и приходов вошли сведения о местных достопримечательностях и событиях прошлого, быте коренного населения. Так, в статье священника Н. Бежаницкого о Верроской (Выруской) православной церкви мы находим известия об основании самого города: «От 10 августа того же года (1784) генерал-губернатором был опубликован патент, всех извещающий, что Г. Императорскому Величеству было угодно откупить имение Верро с целью устройства на этом месте нового города, и при этом было сделано распоряжение, что в новом городе должны иметь пребывание: городничий, уездный суд, уездное казначейство и нижний земский суд... Новый город Bеppo должен был... начаться построением 40 домов с служебными пристройками. Между первыми строителями города должны были быть: 6 купцов, 1 аптекарь, 1 содержатель гостиницы, а остальные ремесленники... Деревянные дома пользовались льготою от городских налогов в течение 3 лет, а каменные - в течение 6 лет. На все эти условия откликнулись охотники, так что в 1787 году число жителей в г. Верро дошло до 242 человек».

В статьях, подготовленных священниками православных храмов Причудья, отражены традиционные занятия приозерного населения. В разделе о черносельской Свято-Троицкой единоверческой церкви (совр. г. Муствеэ) указывается, что «жители прежде и теперь большею частию занимаются рыбною ловлею, - некоторые занимаются торговлею, скупают от рыбаков рыбу и развозят по уезду. Есть и подрядчики, занимающиеся каменными работами, также есть до 20-ти лавок, с разными мануфактурными, галантерейными, москатильными и крестьянскими товарами».

О поверьях эстонского народа, бытовавших в конце XIX века, рассказывается в статье о Суйсленском приходе. Из названного раздела можно узнать, в частности, о погребальных обрядах. В то время еще сохранялась традиция класть покойнику в гроб различные предметы, которые, как считалось, могут ему пригодиться. В Гельметском кирхшпиле (Хельме) это были веник, трубка, кисет с табаком, а иногда и бутылка с водкой. Попали в сборник и различные предания, которые население связывало с той или иной местностью. Священник Мартин Рамуль из Галлистской церкви (Леиуя) приводит такую историю о двух крестьянских дворах в Старо-Карристской волости, известных под названием «Саапа-дворы» (дворы сапогов). Они «по народному преданию и по рассказам владельца их были подарены его предкам королем Карлом XII по следующему случаю: во время войны с Петром Великим Карл XII, спасаясь бегством, завяз при переправе через

Ярославский педагогический вестник. 2002. № 3 (32)

болотистую реку Старо-Каррист в тине ея. Это заметил хозяин ближайшею двора и помог королю (не зная притом, кто он) выти, сапоги же короля остались и тине, и он босиком дошел до избы, где крестьянин уступил ему свои сапоги, за которые король дал крестьянину два больших двора и велел назвать их дворами "Сапогов"». И, конечно же, особенную ценность среди материалов сборника представляют сведения о самих храмах. Названы имена некоторых благотворителей, таких, как санкт-петербургский купец И. Л. Дрозжинин, который в 1895 г. пожертвовал Кикеферекской церкви (Кикивере) серебряный ковчег русской работы допетровского времени. Обстоятельно изложена история ревельской (таллиннской) церкви святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Об этом древнейшем православном храме в Ревеле особо заботились московские государи. В 1491 г. Москва требовала от ливонского магистра, чтобы церковь св. Николая «держали по старине, не производили никакого насилия», угрожая в противном случае войной. Как дорогой исторический памятник хранится в храме верхняя серебряная часть от большого подсвечника, подаренного Борисом Годуновым.

Ко времени издания книги ревельский кафедральный собор в честь святого благоверного князя Александра Невскою еще не был возведен, и поэтому в сборнике соборной названа церковь во имя Преображения Господня.

Интересные факты приведены в историко-статистическом описании Балтийско-Портской православной церкви и ее прихода. Сооружение военного порта в Рогервике (Балтийский Порт, Палдиски) началось во времена Петра 1. Для этой цели туда послали десятки тысяч колодников, а после указом 1722 г. и бородачей за их ослушание царскому повелению брить бороды.

Первоначальная церковь, освященная в 1728 г., была деревянная, без печей. В зимнее время совершать богослужения в таком храме было затруднительно. Местный священник Артемий Митрофанов в 1765 г. с просьбой о пристройке к церкви теплого придела обратился в контору Рогервикского строения. За неподлежащее обращение к светским властям он был серьезно наказан. В полученном из консистории указе содержалось следующее распоряжение: «Понеже священник Артемий Митрофанов о таком деле, которое собственно до архиерейского рассмотрения надлежит, минув его преосвященство (Гавриила, архиепископа Псковского) и духовную консисторию, доношением представил в светскую команду, чем своей духовной команде учинил немалое презрение, за то запретить ему священнослужение, выслать на полгода в Псков и определить в монастырские труды, а ревельской Николаевской церкви протопопу Иоанну Данилову поручить осмотреть указанное священником Митрофановым место под сооружение теплого придела и в случае удобности его устроить оный».

В целом вышедшая в Москве книга представляет собой ценный материал для изучения как истории православия в Прибалтике, так и прошлого Прибалтийского края в целом. Православное духовенство, выполнив распоряжение архиепископа Рижского и Митавского Арсения, внесло неоценимый вклад в дело сохранения исторической памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.