Научная статья на тему 'Некоторые страницы взаимоотношений русской православной церкви и государства (на примере истории Воронежской епархии)'

Некоторые страницы взаимоотношений русской православной церкви и государства (на примере истории Воронежской епархии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковь / государство / взаимоотношения / политика / культура / образование / социальная деятельность. / church / state / mutual relations / politics / culture / education / social activity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнев Владимир Александрович

В статье рассматриваются различные аспекты церковно-государственных отношений в России в их преломлении на региональном уровне на протяжении трёхвековой истории Воронежской епархии русской православной церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PAGES OF MUTUAL RELATIONS OF RUSSIAN ORTHODOXY CHURCH AND STATE (ON THE EXAMPLE OF HISTORY OF THE VORONEZH DIOCESE)

In the article the different aspects of churchstate relations are examined in Russia in their refraction at regional level during three hundred years history of the Voronezh diocese of the Russian orthodoxy church.

Текст научной работы на тему «Некоторые страницы взаимоотношений русской православной церкви и государства (на примере истории Воронежской епархии)»

УДК 342.9:271.2 ББК 86.372+86.2

НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ)

Корнев Владимир Александрович,

кандидат филологических наук, преподаватель кафедры философии Воронежской лесотехнической академии (г. Воронеж)

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты церкоено-государстеенных отношений в России в их преломлении на региональном уровне на протяжении трёхвековой истории Воронежской епархии русской православной церкви.

Ключевые слова: церковь, государство, взаимоотношения, политика, культура, образование, социальная деятельность.

Kornev V.A.,

candidate of philological sciences,

teacher of department to philosophy

To the Voronezh forestry engineering academy

(Voronezh)

SOME PAGES OF MUTUAL RELATIONS OF RUSSIAN ORTHODOXY CHURCH AND STATE (ON THE EXAMPLE OF HISTORY OF THE VORONEZH DIOCESE)

Abstract. In the article the different aspects of churchstate relations are examined in Russia in their refraction at regional level during three hundred years history of the Voronezh diocese of the Russian orthodoxy church. Key words: church, state, mutual relations, politics, culture, education, social activity.

Главным юбилейным событием 2012 г. в Воронежской епархии станет празднование 330-летия её учреждения и 180-летия со дня канонизации святителя Митрофана Воронежского. В преддверии этого, действительно знаменательного события уместно вспомнить, как развивались отношения Воронежской епархии и региональных представителей государственной власти на протяжении трёх с лишним веков.

Во второй четверти XIII в. на Русское государство обрушились полчища монголо-татар. Более чем на сто лет земли Подонья стали «диким полем», где хозяйничали кочевые орды. Однако с середины XVI в. в Воронежском крае восстанавливаются старые города и строятся новые: Дан-

ков, Воронеж, Ливны, Елец. В 1667 г. на Большом московском соборе была отмечена недостаточность епархий на Руси, и в 1682 г. была образована Воронежская епархия. Проведенная патриархом Никоном церковная реформа вызвала протест части духовенства, крестьян, боярства и стрельцов. На соборе 1666-1667 гг. противники реформы были преданы анафеме и подверглись преследованиям. Многие из них бежали на Дон, где, объединяясь с татарами и калмыками, нападали на русские поселения, сжигали их, а жителей захватывали в плен. Учредить в Воронеже самостоятельную епархию признано было необходимым и по этой, чисто политической, причине. 27 ноября 1681 г.

129

по указу царя и благословению патриарха Иоакима на воронежскую кафедру был избран игумен Макарьевского (г. Галича Костромской области) монастыря Митрофан.

Первые годы в Воронеже были ознаменованы для него большими затруднениями. Деревянный собор сильно обветшал, обвалилась кровля и помост. Митрофан обратился к Патриарху с челобитной по поводу возведения нового храма. 19 июня 1682 г. строительство собора и архиерейского двора было одобрено царской грамотой. Храм освятили к 1692 г. В первые годы его существования подаяния были незначительными, не хватало средств на свечи, ладан и церковное вино. Свт. Митрофан снова обратился к государю, и царской грамотой из воронежских таможенных доходов велено было выдавать «в вечные времена» по 5 пудов воску на свечи и по 5 рублей на вино и ладан. 25 марта 1696 г. в праздник Благовещения за литургией присутствовал сам Петр I.

Вступив в управление Воронежской епархией, Мит-рофан учредил Духовный архиерейский судный приказ, так как накопилось множество дел, требовавших безотлагательного решения. По неопределенности судных дел, которые должны были подлежать разбирательству губного старосты, воеводы или Архиерейского приказа, возникали затруднения, особенно если подсудимые почему-либо рассчитывали на защиту со стороны начальствующих лиц гражданского ведомства. Но если епископ Митрофан входил иногда в пререкания с гражданскими властями относительно подсудности лиц не духовного звания Архиерейскому суду, то встречались и случаи, когда он отсылал в «судныя избы» лиц духовного звания, не лишая их сана. Патриарх Иоаким по этому поводу написал ему особое послание.

Во второй год по прибытии своем на епархию Мит-рофан захотел совершить 1 августа, на праздник Изнесе-ния честных древ, крестный ход из города для освящения воды и должен был «для спасения града и всяких чинов людей от прихода неприятельских людей» просить воеводу С.Ф. Петрова, чтобы он велел «быть Воронежским стрельцам с ружьями, чтобы над градом Воронежем и над городскими людьми от неприятельских людей худа какого не случилось» [1].

Уникальный материал для исследования сотрудничества Русской православной церкви (далее РПЦ) и государства представляет пребывание в Воронеже Петра I. Петр приехал в Воронеж в 1694 г. для приготовления к Азовскому походу, но первый поход 1695 г. был неудачен. Петр задумал предпринять второй и весной 1696 г. снова прибыл в Воронеж. На луговой стороне Воронежа по его чертежам было заложено до 30 военных судов. В праздничные дни он часто присутствовал на богослужении, в будни епископ Митрофан нередко посещал его и беседовал с ним. В 1700 г. Петр, занятый войной со шведским королем Карлом XII, не мог достаточно снабжать казною воронежские корабельные работы. Узнав об этом, Митрофан прислал в адмиралтейство из своей домовой казны 4000 рублей. Пётр ответил ему похвальной грамотой: «Мы, Великий Государь, за усердножелательное твое к Нам, Великому Государю, и ко всему христианскому народу радение...

жалуем милостиво и премилостиво похваляем; за которое

твое усерднодержательное радение и впредь Наша Царс-каго Величества милость к тебе Богомольцу Нашему будет неотъемлема». Патриотические вспомоществования делал свт. Митрофан и после, отсылая деньги к царю, а в отсутствие его в адмиралтейство при записках: «на ратных». 18 июля 1696 г. Азов был взят, и в августе прислана в Воронеж, на имя воеводы С.С. Горчакова, грамота о победе. В грамоте император между прочим писал: «.И ты на Воронеж Преосвященному Митрофану о том объяви, чтобы он ... учинил на Воронеже, в соборной церкви, мо-лебное благодарственное пение» [2].

Кончина свт. Митрофана, схимонаха Макария последовала 23 ноября 1703 г. Петр немедленно прибыл в Воронеж из Москвы и в день погребения был у гроба для участия в общественной о нем молитве.

XVIII век был в Российском государстве, как и в Европе, веком деятельного Просвещения, в чём Церковь принимала активнейшее участие. Первый шаг в Воронеже в этом направлении сделал епископ Лев (Юрлов), положивший начало устройству школы при архиерейском доме для подготовки священнослужителей из детей духовного и других сословий на средства Церкви (в 1728 г. он распорядился собирать с каждой приходской церкви «школьные деньги» - по 40 копеек в год).

Церковь как социально-политическая структура, как часть политической системы Российской монархии двигалась развитием внутренних противоречий. Жертвой в борьбе за власть двух влиятельных членов Синода - Феофана (Прокоповича) и Георгия (Дашкова) стал Воронежский епископ Лев (Юрлов). Он был арестован, Синод определил лишить его сана, а императрица Анна Иоанновна указала сослать его в Крестный монастырь и содержать под караулом без права переписки.

Повышением образовательного уровня воронежского духовенства озаботился первым епископ Вениамин (Сах-новский), положивший начало и традиции воронежских архиереев по смерти оставлять своё имущество на завершение начатых дел: деньги его и остальные «пожитки» в 1754 г. Воронежская консистория с разрешения Синода употребила на покупку библиотеки и строение семинарии [3]. При этом создание системы духовного образования также проходило не без коллизий: в 1762 г. епископ Иоан-никий (Павлуцкий) закрыл семинарию, студентов распустил по домам, часть «употребил в домовую черную работу» при архиерейском доме, а иных заставил обучаться «славянской грамоте», поскольку «даже имел некоторую ненависть к латинскому языкоучению и наукам» [4], воспринимая их, как чуждые русскому сознанию.

Возобновлять развитие образовательной деятельности выпало на долю епископа Тихона (Соколова), святителя Тихона Задонского в условиях очередного обострения цер-ковно-государственных отношений в Российской империи. Екатерининское царствование началось с отобрания в казну церковных вотчин, монастыри стали закрываться, епископу Тихону пришлось реализовывать в своей епархии се-куляризационные указы Екатерины II и заниматься устройством судьбы монахов. Раскольники были освобождены от двойного подушного оклада, стали возникать единоверчес-

130

кие храмы и раскольничьи центры, в том числе и в Москве. Правительство Екатерины относилось с большей терпимостью к сектантам: на Украине возникли секты духоборов, молокан, хлыстов и скопцов. Среди высших классов были распространены атеистические идеи Вольтера и энциклопедистов. В век Екатерининского просвещения многие священники Воронежской епархии не только не знали службы, но даже не умели как следует читать.

Деятелям Церкви приходилось заниматься решением внутриполитических и социальных проблем: епископ Тихон (Якубовский) по прибытии в Воронеж столкнулся с несогласием духовной и войсковой станичной власти казачьего Войска Донского, вмешательством последних в порядок рукоположения во священники, занимался устройством судьбы монахов и монахинь из упраздненных по указу Екатерины II монастырей, в силу каковых обстоятельств Воронежская духовная семинария при нем пришла в упадок.

Но в целом воронежские епископы (хотя и не без исключений) сохраняли преемственность в деле создания системы образования, и к концу XVIII в. в 1789 г. епископ Тихон (Ступишин-Малинин) обеспечил первый выпуск окончивших полный курс семинарского образования. Именно он дал «путёвку в жизнь» замечательному русскому просветителю Е.А. Болховитинову, направив его в Москву для обучения в Славяно-греко-латинской академии и Московском университете. Священники сохраняли наследие своих предшественников (например, Тихон III, духовные сочинения Тихона II Задонского), проявляли заботу о развитии не только духовной, но и материальной культуры Воронежа: в 1784-1787 гг. архиерейский дом и семинария были перестроены по проекту Джакомо Кваренги. Помимо пополнения семинарской библиотеки, которая в 1788 г. заняла третье место после Новгородской и Троице-Лаврской [5], епископ Иннокентий (Полянский) заботился об улучшении кадрового состава преподавателей: для замещения вакансий приглашал учителей из Александро-Невской семинарии, а префектом семинарии назначил Е.А. Болховитинова.

Епископы, руководившие Воронежской епархией, способствовали развитию общественных объединений в русской провинции; при епископе Мефодии (Смирнове) в 1792 г. в Воронеже образовался Болховитиновский кружок - ячейка зарождавшегося в России независимого гражданского сознания и гражданского общества. «Заботы пр. Мефодия о Воронежской семинарии сделали из него опытного руководителя духовного просвещения и в других епархиях, а впоследствии дали ему возможность стать в числе наиболее видных деятелей духовно-учебной реформы 1808 года» [6].

И в XIX в. Церкви приходилось сочетать собственно церковную и социально-политическую деятельность: владыке Арсению (Москвину) приходилось вести активную борьбу с духоборами среди донского казачества. В то же время им в Воронежской епархии был введен институт уездных надзирателей благочиния, он озаботился избранием старост к церквам Воронежа, которые бы содействовали содержанию храмов в должном порядке и правильным ведением церковных приходно-расходных книг.

Образовательная деятельность владыки Арсения заключалась в повышении качества работы семинарии, в то

же время его заботами было открыто пять народных школ в южных уездах епархии, он рассматривал вопрос об открытии сельских приходских училищ (решено было открыть их при 178 приходах). В 1797 г. по его предложению при семинарии «для большего успеха учеников в отечественном красноречии и особливо в церковном» был открыт класс «словесно-российского практического красноречия», и первое десятилетие XIX в. в истории семинарии стало временем расцвета богословских и философских диспутов и семинарской поэзии, что несомненно способствовало развитию гражданского самосознания.

«Без излишнего требования от казны пособия», обращаясь за содействием к «отличным воронежским гражданам», устраивал церковно-общественные дела епископ Антоний (Соколов). С разрешения Синода он подготовил воззвания к жителям губернии, города Воронежа и к Войску донскому с приглашением жертвовать на семинарию, и в течение 1812 г. им было собрано около 30 тыс. руб. (по 5 тыс. руб. пожертвовали графиня А.А. Орлова-Чесменская и воронежский городской голова купец Самуил Мещеряков). По словам позднейшего историка, «воронежская епархия в лице Антония открыла в добровольных пожертвованиях могучее средство для развития образования».

Активнейшее участие приняла Воронежская епархия в Отечественной войне 1812 года. Епископ Антоний благословил ополчение, принимал деятельное участие в сборе пожертвований. По его благословению Воронежская духовная консистория разослала по приходам указы, в которых настоятели монастырей и духовенство приглашались к пожертвованиям деньгами и серебряными и золотыми вещами (было собрано более 50 тыс. руб.). «Своими изустными и письменными воззваниями он сумел вызвать в духовенстве и пастве общее патриотическое одушевление и желание жертвовать на защиту Отечества своею жизнью и достоянием», благословил многих выпускников семинарии на служение в качестве военных священников. Тридцать шесть человек из церковного клира стали ратниками ополчения. «Архипастырь очень деятельный и обладавший редким даром слова» во второй половине 1812 г. неоднократно организовывал торжественные молебствия о даровании победы русскому оружию.

Политическая элита того времени не оставляла Воронежскую епархию своим вниманием: 11-13 июля 1816 г. здесь находился великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I), 3-4 сентября и 8-10 октября 1817 - великий князь Михаил Павлович, 27 мая 1818 г. и 23-25 июля 1820 в Воронеж приезжал Александр I. В то же время правительство вмешивалось во внутренние дела епархии. Епископ Арсений негативно отнёсся к деятельности Марии Шерстюковой по созданию пещерного монастыря на Дону и в 1806 г. просил губернское правление об уничтожении пещер. В 1816 г. епископ Епифаний, как и его предместник, стремился прекратить пещерокопательство, а подвижницу Марию Шерстюкову за ослушание предать суду. Однако в конце 1817 г. он получил предписание министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына, где речь шла о высочайшем разрешении устроить пещерную церковь, которая 30 августа 1819 г. была

131

освящена во имя святого Александра Невского. В 1866 г. Белогорская община пещерокопателей получила официальный статус скита и была приписана к Свято-Успенскому Дивногорскому монастырю.

Продолжил развитие церковно-государственных отношений в области образования, развития контактов региональной церковной и государственной власти, благотворительной (в том числе реабилитационной в отношении заключённых) и военно-патриотической деятельности епископ Антоний (Смирницкий). В 1830-е гг. он открыл Воронежский тюремный комитет Общества попечительного о тюрьмах, образованного в 1819 г. под непосредственным руководством Александра I и пользовавшегося в деле управления тюрьмами преобладающим значением. В конце 1820-х - начале 1840-х гг. при прохождении через Воронеж на Кавказ многочисленных отрядов в ходе Кавказской войны 1817-1864 гг. Антоний распорядился напутствовать воинов у мощей святителя Митрофана (где получил благословение и генерал-фельдмаршал князь Варшавский, граф И.Ф. Паскевич-Эриванский).

Открытие в Воронеже Епархиального женского училища, выпускавшего учительниц сельских школ, издание журнала «Воронежские епархиальные ведомости», организация публичных духовных чтений в Митрофановском монастыре, учрежение братства (добровольного объединения мирян для просветительской, образовательной и благотворительной деятельности) во имя свт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, успешно работавшего вплоть до революции, обеспечил епископ Серафим (Аретинский). Епископ Анастасий (Добрадин) возглавил Воронежский отдел Императорского православного палестинского общества, существующего по настоящее время, организовал Церковный истори-ко-археологический комитет с четырнадцатью выпусками «Воронежской старины», напутствовал в Митрофановском монастыре три санитарных отряда, отправлявшихся на театр боевых действий Русско-Японской войны 1904-1905 гг В годы Первой революции он стремился удержать верующих и власти от радикализма. При архиепископе Анастасии проходило празднование 150-летия Воронежской духовной семинарии и 200-летия со времени преставления святителя Митро-фана, 50-летия прославления святителя Тихона. В феврале 1912 г. торжественно было отмечено 75-летие со времени кончины митрополита Евгения (Болховитинова). 3 октября 1909 г., в день 100-летия со дня рождения А.В. Кольцова преосвященный Анастасий служил торжественную панихиду во Всесвятской кладбищенской церкви.

В течение XIX в. Воронежская семинария вместе с другими духовными школами России пережила целый ряд реформ. В 1841 г. под давлением светской власти было решено сделать из семинарий профессиональные учебные заведения, где подготавливались бы не только служители Церкви, но и представители светских профессий: врачи, агрономы, учителя. Было введено много естественных предметов: геометрия, геодезия, сельское хозяйство, медицина, естественная история, воспитанники работали в семинарской и городских больницах, во дворе семинарии был разбит опытный сад. В 1867 г. последовала новая реформа, которая, с одной стороны, повысила уровень образования, с другой - усилила

светский характер духовных учебных заведений, в значительной мере способствовала выхолащиванию духовного содержания семинарского образования. Эта реформа была реализована в Воронежской семинарии к 1874 г. В эти же годы в духовные школы проникает модный либерализм. Престиж церковного образования начал падать, многие семинаристы переходили в светские вузы, в среде воспитанников стали распространяться революционные и анархические идеи. Все это привело к забастовкам и даже актам террора по отношению к преподавателям и начальству семинарий, в том числе и в Воронеже. Вспомним, что В.И. Ленин при периодизации истории русского революционного движения назвал вторую половину XIX в. (приблизительно 1861-1895 гг.) «разночинским, или буржуазно-демократическим этапом освободительной борьбы в России» [7]. А к разночинцам (лицам, которые получили образование, благодаря чему были исключены из того непривилегированного податного сословия, в котором находились раньше) относилось немало выходцев из духовенства; идейными вождями революционно-демократического движения были В.Г. Белинский, внук священника, Н. А. Добролюбов, сын священника, Н.Г. Чернышевский, сын священника, учившийся в духовной семинарии.

ХХ век оказался для Церкви, Российского государства, да и для всего мира веком суровейших испытаний. С начала Первой мировой войны воронежским духовенством совершались общественные и частные молебные богослужения при проводах призывников, панихиды по убиенным на поле брани, велась широкая церковно-бла-готворительная деятельность. При всех церквах были открыты попечительские советы для оказания материальной и моральной помощи нуждающимся, собирались по епархии и отсылались подарки в действующую армию. В октябре 1914 г. по благословению архиепископа Тихона (Ни-канорова) в гостинице Митрофановского монастыря был устроен лазарет-госпиталь на 100 кроватей для раненых. Согласно определению Синода, в августе 1916 г. был открыт Воронежский епархиальный комитет по устройству беженцев, их размещали в монастырях епархии, организовывали сборы денег и вещей. Духовенство поддерживало патриотический дух населения и делило с ним все трудности военного времени. 6 декабря 1914 г. последний раз в истории Воронежа в городе побывал император Николай II, императрица Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной поклонились мощам святителя Митрофана и объехали госпитали для раненых воинов.

30 октября (12 ноября) 1917 г. после восстания 5-го пулемётного полка, расположенного в Воронеже, власть перешла к большевистскому военно-революционному комитету во главе с А.С. Моисеевым [8]. Архиепископу Тихону одному из первых в Воронеже довелось столкнуться с негативным отношением новой власти к Церкви: уже 8 июня 1917 г. он был арестован и отправлен в Петроград. В июне 1917 г. вместо «Воронежских епархиальных ведомостей» в городе стала выходить газета «Вестник церковного единения», означенная как «орган духовенства и мирян Воронежской епархии», вместо духовной консистории был создан церковно-епархиальный совет, с июня 1917 г. существовал также епархиальный исполнительный коми-

132

тет во главе с протоиереем Тихоном (Поповым), будущим обновленческим епископом. 26 января 1918 г. в Воронеже большевиками был расстрелян крестный ход под стенами Митрофановского монастыря. 5 ноября 1918 г. в Благовещенском соборе состоялось собрание монахов, духовенства и мирян, принявшее резолюцию, в которой отмечалось, что «мы поддерживаем советскую власть в ее деяниях, согласных с учением Иисуса Христа, и мерах, не противоречащих христианскому учению». Эту попытку примирения советская власть в городе отвергла. В 1919 г., когда Воронеж был занят корпусом белогвардейского генерала А.Г. Шкуро, владыка Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора.

Летом 1921 г., когда стало ясно, что существует реальная угроза голода из-за неурожая, архиепископ Тихон (Попов) распорядился произвести по приходам сбор пожертвований для голодающих. Сборы начались 29 августа и продолжились до марта 1922 г., когда в Воронежской губернии, как и по всей России, были созданы специальные комиссии, которые приступили к изъятию имущества храмов. И в этом случае власть отказалась сотрудничать с Церковью.

Идейные истоки течения, получившего название обновленчества, восходят к 1860-м - 1870-м гг. - времени подготовки так и незавершённых церковных преобразований, когда некоторые представители интеллигенции, пытаясь приспособить христианство к собственным вкусам и потребностям, принялись «улучшать» православие, делать его «более привлекательным». После Февральской революции это течение организационно оформилось во Всероссийский союз демократического духовенства и мирян и после Октября 1917 г. получило широкую известность в стране благодаря большевистской поддержке. При подготовке к изъятию церковных ценностей большевистские лидеры (прежде всего Л.Д. Троцкий) решили довести обновленцев до полного разрыва с высшей церковной властью и создать их руками полностью подконтрольное режиму марионеточное церковное управление. Истинным «дирижёром» обновленцев стал чекист из ОГПУ Е. Тучков.

С 1921 г. воронежские чекисты вели систематическую «разработку» воронежского архипастыря, с тем чтобы он поддержал группу «прогрессивного столичного духовенства». Помощь им оказывали воронежские протоиереи Петр (Сергеев) и Тихон (Попов). Являясь противниками патриаршей власти в Церкви, они подтолкнули архиепископа Тихона к осуждению патриарха Тихона после ареста последнего. На собрании воронежского духовенства, состоявшемся 22 мая, было принято решение «приостановить возглашение при богослужении имени Патриарха, как оставившего свою должность; принять неотложные меры для работы по созыву собора». 3 мая 1923 г. в Москве Второй поместный всероссийский собор (первый обновленческий) вынес резолюцию о поддержке советской власти; на Воронежскую обновленческую кафедру был возведен епископ Петр (Сергеев). Однако высокий авторитет архиепископа от РПЦ Петра (Зверева) привел к тому, что в том же 1926 г. возобновился массовый отход верующих от обновленчества и возврат приходов в лоно патриаршей церкви. Предвидя крах своих надежд на внут-

рицерковный раскол, власти приняли ответные меры: 15 ноября 1926 г. Петр был арестован.

Чрезвычайно драматично преломились события этого периода - сложных отношений Церкви и государства в судьбе воронежского епископа Алексия (Буя), 28 февраля 1927 г. назначенного управляющим Воронежской епархией с титулом епископа Козловского.

Заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий понимал, что находящуюся в бесправном положении РПЦ либо растерзают раскольники, либо, уйдя в подполье, она превратится в сектантские общества, и поэтому твердо стал на путь легализации церковной деятельности. Эта нелегкая задача была решена ценой издания Сергием 29 июля 1927 г. послания православным пастырям и пасомым Московского Патриархата, в литературе обычно именуемого Декларацией митрополита Сергия, которое отмечает факт ожесточенной вредительской и диверсионной деятельности «наших зарубежных врагов», в связи с чем особо важно «теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством».

В конце 1927 г. отдельная группа архиереев, духовенства и мирян порвала литургические связи с Патриаршей церковью, образовав раскольническое движение, именуемое в церковной истории как «иосифлянство», объединившее часть духовенства и мирян, вслед за Ленинградским митрополитом Иосифом (Петровых) отвергших декларацию Сергия. В начале января 1928 г. епископ Воронежский Алексий (Буй) объявил митрополита Сергия еретиком и стал ориентироваться вначале на митрополита Иосифа (Петровых), а затем на архиепископа Димитрия (Любимова), после ареста Иосифа, возглавившего иосифлянсюе движение. «За раздорническую деятельность», он был предан архиерейскому суду, запрещён в священнослужении и уволен на покой.

Однако значительная часть приходов осталась верна епископу Алексию, который жил в это время попеременно то в Воронеже, то в Ельце. 7 марта 1929 г. он был арестован и отправлен на три года в Соловецкий лагерь, но влияние его в Воронеже сохранялось. Тогда воронежские чекисты оформляют на епископа Алексия дело по обвинению во враждебной советской власти деятельности, и 28 июля 1930 г. коллегия ОГПУ выносит внесудебный приговор: 12 человек (в их числе Алексий) приговариваются к расстрелу, остальные - к разным срокам лагерей. Приговор в отношении епископа Алексия в исполнение приведён не был, и 3 сентября 1931 г. высшая мера наказания для него была заменена на десять лет лагерей. Как отмечает М.В. Шкаровский, 4 января 1932 г. он написал письмо И.В. Сталину о сочувствии рабоче-крестьянской власти и с просьбой о помиловании [9]. Однако 19 декабря 1932 г. епископ Алексий был вновь отправлен в Воронеж, где было «обезврежено новое объединение буевцев». Подписав угодные следствию протоколы о работе церковно-монар-хической организации и ее составе, Алексий избежал нового лагерного срока. Его вновь отправили на Соловки, где он работал в деревополировочном цехе. В 1937 г. он был снова переведен на тюремный режим, 9 октября 1937 г.

133

тройкой Управления НКВД по Ленинградской области приговорен к смертной казни и 3 ноября 1937 г. расстрелян. В 1981 г. Алексий (Буй) был канонизирован Русской православной церковью за границей.

Внутренние раздоры в Церкви и истребительная политика государства привели к тому, что к началу войны Воронежская епархия прекратила существование.

В первый день Великой Отечественной войны глава РПЦ митрополит Сергий призвал духовенство и верующих собрать все силы на защиту Отечества. В ответ на это в Воронежской области были открыты Христорождественская церковь в Анне, Знаменская в Борисоглебске, Никольская в Воронеже, прекратилась деятельность Союза воинствующих безбожников, из партийных и государственных документов исчез термин «антирелигиозная и атеистическая работа». Открывались храмы и на оккупированной территории Воронежской области во исполнение указания Гитлера «мы должны избегать единой церкви на русских землях. В наших же интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о Боге. Поскольку тем самым разрушающие тенденции в русском пространстве еще более усилятся» [10], однако даже на оккупированных территориях Церковью велась патриотическая работа.

В январе 1943 г. на территории Воронежской области, освобожденной от немецких захватчиков, началось восстановление канонического церковного устройства (область находилась под омофором епископа Курского Пи-тирима (Свиридова) [11]. Ущерб, нанесенный немецкими оккупантами храмам Воронежской области, согласно подсчетам Областной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и учету материального ущерба, составил 1 127 000 руб. [12]. После освобождения начались организованные сборы в фонд обороны. Каждый воскресный и праздничный день читалась особая молитва, а по окончании литургии слушался молебен о даровании победы русскому воинству с произнесением многолетия правительству и вождям.

14 сентября 1943 г. для связи правительства с Церковью при Совнаркоме СССР был создан Совет по делам РПЦ. Председатель Совета должен был иметь при исполкомах областей, краев и республик уполномоченных, в служебные обязанности которых входило «наблюдение за правильным и своевременным проведением в жизнь законов и постановлений СССР, относящихся к Русской Православной Церкви» [13].

Ради приближения дня Победы верующие и духовенство отдавали стране средства, которые могли бы использовать для церковных нужд: Христорождественская церковь Липецка перечислила в 1944 г. 526 800 руб., и настоятель храма протоиерей Г.И. Савченко получил от Верховного главнокомандующего И.В. Сталина две благодарности «за вклад в дело обороны» [14].

После окончания войны епархиальное управление предложило церковным советам делать отчисления на «залечивание ран, нанесенных фашистами», но в 1947 г. сборы на патриотические цели были прекращены. «В связи с тем, - говорилось в указе, - что правительство СССР проводит большую работу по обеспечению инвалидов и сирот и для этой цели отпускаются достаточные средства». Патриотическая

деятельность Церкви стала заключаться «в призывах к верующим честно трудиться и тем самым помогать быстрейшему восстановлению разрушений, нанесенных войной» [15].

Советское государство вводило Церковь и в орбиту внешней политики, видя в ней союзника в деле привлечения мирового общественного мнения на сторону внешнеполитических инициатив СССР. В обстановке начавшейся в 1947 г. холодной войны Церковь активно включилась в миротворческое движение. Летом 1950 г. духовенство и верующие епархии ставили свои подписи под Стокгольмским воззванием Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, в сентябре 1951 г. начался сбор подписей под обращением Всемирного совета мира «О заключении пакта мира между пятью великими державами».

В связи с окончанием войны появилась возможность оставлять больше средств на церковные нужды. 22 августа 1945 г. Совнарком СССР своим Постановлением предоставил епархиальным управлениям право приобретения транспортных средств, производства церковной утвари и ее продажи, аренды, строительства и покупки в собственность домов для церковных надобностей с разрешения уполномоченного по делам РПЦ и предложил местным органам власти предусмотреть, в пределах возможного, снабжение строительными материалами приходских общин для ремонта церковных зданий [16]. Между воронежским епископом и уполномоченным установились достаточно доверительные отношения. Еженедельно по вторникам епископ посещал уполномоченного для совместного обсуждения вопросов церковной жизни епархии. По отзывам епископа Иосифа (Орехова), «вся работа протекала в духе понимания и благожелательности» [17].

К 1950 г. в области замечается наиболее «недружественное» отношение к Церкви за все послевоенные годы. Новые храмы уже не открывались, наоборот, их число медленно начало уменьшаться. Участились «недоразумения» с завышением оценок церковных зданий и налогов со строений, появилось больше проблем с организацией Крестных ходов, служб священников на дому. Всякая деятельность вне церковных стен, исключая кладбище, стала запрещаться. На состоявшемся в декабре 1946 г. Пленуме обкома ВКП (б) при рассмотрении вопроса «О состоянии идеологической работы в области» были «вскрыты недостатки в борьбе с пережитками капитализма в сознании советских граждан». Но религиозные взгляды населения к пережиткам отнесены не были.

Епископ Иосиф (Орехов) управлял епархией с сентября 1945 г. в течение пятнадцати лет. 30 марта 1964 г. епископом Воронежским и Липецким с освобождением его от обязанностей представителя Московского Патриархата при Всемирном совете церквей назначается преосвященный Владимир (Котляров) [18]. Определением Священного Синода от 5 февраля 1965 г. епископ Владимир назначается представителем Московского Патриархата при Антиохийс-ком Патриархе в Дамаске (Сирия), с освобождением его от управления Воронежской епархией. Архиепископ Воронежский и Липецкий с 5 февраля 1965 г. Палладий (Каминский), будучи архипастырем Воронежской епархии, сократил отчисления в Фонд мира, за что преследовался в прессе и уполномоченным Совета по делам религий. Определени-

134

ем Синода от 27 февраля 1968 г. епископом Воронежским и Липецким назначается Михаил (Чуб), в 1972 г. Платон (Ло-банков), а 16 ноября 1975 г. епископ Ювеналий.

Активное возрождение церковной жизни в Воронежской епархии началось при епископе Мефодии (Немцове), когда Церковь получила возможность, во взаимодействии с государством, продолжить ту общественно-политическую деятельность, которую развивала с момента принятия христианства Киевской Русью.

В 1982 и 1984 гг. Мефодию удалось отстоять Покровский кафедральный собор от закрытия и сноса и получить разрешение на начало работ по восстановлению Акатова монастыря. В 14 районах Воронежской области открылись более 100 приходов, в конце 1980-х началась передача епархии задонских монастырей. В ноябре 1998 г. состоялся первый в истории Воронежской епархии визит Патриарха Алексия II [19].

В сентябре 2003 г. по инициативе митрополита Сергия и главы администрации Воронежской области образован Фонд свт. Митрофана для поддержки образования, реализации социальных программ и для завершения строительства Благовещенского собора.

В настоящее время при епархиальном управлении работают отделы по работе с воинскими частями, по сотрудничеству с Управлением исполнения наказаний. С 1992 г. в епархии складывалась сеть воскресных, церковноприходских и монастырских школ, православных гимназий.

В 1989 г. возобновлено издание ежемесячного журнала «Воронежский епархиальный вестник», с 1998 издается ежемесячная газета «Воронеж православный». В декабре 2001 г. Воронежская областная администрация приняла программы духовно-нравственного просвещения и краеведения для общеобразовательных учреждений на 2001-2006 гг., которые дают возможность клирикам знакомить учащихся с традициями Православия на уроках, факультативах, внеклассных занятиях.

В колониях и следственных изоляторах Воронежской области освящено 13 храмов, открыты часовни или молитвенные комнаты, воскресные школы, совершаются богослужения, проводятся беседы. В Воронежской епархии учреждена должность тюремного священника. С 1999 г. реализуются договоры Воронежской епархии с Фондом социальной поддержки населения, Управлением здравоохранения и миграционной службой Воронежской области об оказании помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Развиваются как традиционные формы сотрудничества Церкви и государства в сфере социального служения, так и ранее не практиковавшиеся: на Воронежском телевидении с 1995 г. выходит еженедельная передача «Верую», детская передача «Тропинка» и программа «Православный собеседник». В 2004 г. Воронеж стал местом проведения IX Всероссийского фестиваля-семинара «Православие на телевидении и радиовещании».

В декабре 2003 г. митрополит Сергий стал лауреатом «Золотого фонда» Воронежской области, 5 мая 2005 Президент РФ в Екатерининском зале Кремля вручил ему орден Дружбы: так оценен подвижнический труд владыки, направленный на возрождение традиционных духовных и культурных ценностей, на сохранение мира и согласия в обществе, на повышение авторитета Русской православной церкви.

Примечания:

1. Воронежские акты, ч. II, с. 90.

2. Там же, с. 611.

3. Комолое, Н.А. Просвещенный архипастырь // Воронеж православный. - 1997. - № 8.

4. Никольский, П.В. История Воронежской духовной семинарии. - 4.1. - Воронеж, 1898.

5. Знаменский, П.В. Руководство к русской церковной истории. Республика Беларусь, Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006.

6. Никольский, П.В. Указ. соч. - С. 72-74.

7. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. - 5 изд. - Т. 25. - С. 93.

8. Воронежская энциклопедия. Справочно-энциклопедическое издание. - Воронеж: Центр духовного возрождения 4ер-нозёмного края, 2008. - Т. 2 (Н-Я).

9. См.: Шкароеский, М.В. Алексий, (Буй) // Православная энциклопедия. - М., 2000. - Т. 1. - С. 661.

10. Третий рейх и Православная Церковь // Наука и религия. -1995. - № 9. - С. 22-25.

11. ГАВО. Ф. 967. Оп. 1. Д. 5. Л. 39.

12. См.: Воронежская область в Великой Отечественной войне: Сборник документов и материалов. - Воронеж, 1948. -С. 163-166.

13. Цыпин, В. История Русской Церкви. 1917-1997. - М., 1997. - С. 302.

14. См.: ГАВО. Ф. 967. Оп. 1. Д. 24. Л. 62.

15. Сапелкин, Н.С. Патриотическая деятельность Воронежской епархии. 1941-1951. - С. 71.

16. См.: Цыпин, В. Указ. соч. - С. 307.

17. ГАВО. Ф. 967. Оп. 1. Д. 56. Л.29.

18. Там же. Д. 68. Л. 8, 9.

19. Воронеж православный. - 1998. № 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Primechanija:

1. Voronezhskie akty, ch. II, s. 90

2. Tam zhe, s. 611

3. Komolov, N.A. Prosvewennyj arhipastyr' // Voronezh pravoslavnyj. 1997. № 8.

4. Nikol'skij, P.V. Istorija Voronezhskoj duhovnoj seminarii. Ch.1. Voronezh, 1898.

5. Znamenskij, P.V. Rukovodstvo k russkoj cerkovnoj istorii. Respublika Belarus', Minsk: Izdatel'stvo Belorusskogo Jekzarhata, 2006.

6. Nikol'skij, P.V. Ukaz. soch. S. 72-74.

7. Lenin, V. I. Poln. sobr. soch. 5 izd. T. 25. S. 93.

8. Voronezhskaja jenciklopedija. Spravochnojenciklopedicheskoe izdanie. Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdenija Chernozjomnogo kraja, 2008. T. 2 (NJa).

9. Sm.: Shkarovskij, M.V. Aleksij (Buj) // Pravoslavnaja jenciklopedija. M., 2000. T. 1. S. 661.

10. Tretij rejh i Pravoslavnaja Cerkov' // Nauka i religija. 1995. № 9. S. 22-25.

11. GAVO. F. 967. Op. 1. D. 5. L. 39.

12. Sm.: Voronezhskaja oblast' v Velikoj Otechestvennoj vojne: Sbornik dokumentov i materialov. Voronezh, 1948. S. 163166.

13. Cypin, V. Istorija Russkoj Cerkvi. 1917-1997. M., 1997. S. 302.

14. Sm.: GAVO. F. 967. Op. 1. D. 24. L. 62.

15. Sapelkin, N.S. Patrioticheskaja dejatel'nost' Voronezhskoj eparhii. 1941-1951. S. 71.

16. Sm.: Cypin, V. Ukaz. soch. S. 307.

17. GAVO. F. 967. Op. 1. D. 56. L.29.

18. Tam zhe. D. 68. L. 8, 9.

19. Voronezh pravoslavnyj. 1998. № 12.

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.