Данный метод позволяет реализовать принцип индивидуального подхода - создавать и подбирать необходимый материал для развития словарного запаса каждого отдельного ребенка. Также к плюсам использования лэпбука можно отнести то, что он основан на наглядности и конструировании, что непосредственным образом влияет не только на развитие лексической стороны речи и речь в целом, но и на развитие ВПФ [5].
Также в процессе коррекции лексико-грамматического строя речи стоит обращать внимание на упражнения направленные на развитие словоизменения и словообразования разных частей речи, изменение их по числам, падежам, родам и времени, а также согласование разных частей речи. Например, упражнение на дифференциацию единственного и множественного числа существительных: Перед ребенком выкладывается набор картинок с изображенными на них предметами (коза, козы, коса, косы, плод, плоды, плот, плоты). Сперва уточняются понятия данных слов: «Покажи, где коза, где косы, где плоты» и т.д. Далее предлагаем выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов или один предмет. В ситуации если ребенок затрудняется ответить, дается три попытки, затем следует помощь педагога.
Для коррекции умений словообразования можно рассмотреть следующие упражнения:
• образование уменьшительно-ласкательные формы существительного;
• образование прилагательного из существительного;
• образование глагола с помощью различных приставок.
Выводы. Таким образом, несмотря на разнообразие существующих методов, и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, следует их систематизировать, подбирать их с учетом индивидуальных особенностей, обеспечивающих реализацию коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, поэтапности (от простого к сложному). Также коррекционная работа по развитию словаря должна содержать комбинирование приемов и методов для обеспечения смены видов деятельности обучающихся и проводиться систематизировано и комплексно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса (логопеда, дефектолога, учителя, психолога, родителей и ребенка).
Литература:
1. Битова, А.Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. Особый ребенок: исследования и опыт помощи [Текст] / А.Л. Битова // Науч.-практич. сб. - Вып. 2. - М: Центр лечебной педагогики. - 2001. - С. 44-52
2. Заболотная, А.М. Расстройство экспрессивной и рецептивной речи: от этиологии до лечения [Текст] / А.М. Заболотная, Л.Э. Макарина-Кибак, С.А. Гребень // Медицинские новости. - 2013. - №1. - С. 44-49
3. Матвиенко, Е.Н. Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Е.Н. Матвиенко, О.Д. Минаева // Молодой ученый. - 2017. - № 26 (160). -С. 169-170
4. Нестерова, Т.В. Возможности синквейна в работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников ТНР [Текст] / Т.В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. - 2014. - № 1 (6). - С. 86-88
5. Трофимова, К.С. Лэпбук как средство коррекции лексики у детей дошкольного возраста с моторной алалией [Текст] / К.С. Трофимова, А.А. Ковалева // Фундаментальная и прикладная наука. - 2018. - № 1 (9). - С. 49-52
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); бакалавр Копорова Ульяна Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Целью статьи является ознакомление с возможностями использования пальчикового театра для социализации детей с РАС. Приведены статистические данные по нарушению. Дано определение понятия «аутизм». Автор приводит перечень ученых, занимающихся проблемой аутизма. Указаны особенности детей с РАС. В статье отражены направления работы с пальчиковым театром по социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Автор акцентирует внимание на преимуществах использования пальчикового театра в работе с детьми, имеющими РАС. Автор приводит примеры рассказов для развития социальных навыков. К каждому рассказу указаны цели и приведены примерные вопросы для работы с ребенком.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, социализация детей с расстройствами аутистического спектра, пальчиковый театр.
Annotation. This article discusses the problem of socialization of children with autism spectrum disorders. The purpose of the article is to describe the possibilities of using finger theater for the socialization of children with ASD. Statistical data on the violation are given. The definition of the concept of "autism" is given. The author gives a list of scientists dealing with the problem of autism. The features of children with ASD are indicated. The article reflects the directions of work with the finger theater on the socialization of children with autism spectrum disorders. The author focuses on the advantages of using finger theater in working with children with ASD. The author gives examples of stories for the development of social skills. Goals are indicated for each story and sample questions for working with a child are given.
Key words: autism spectrum disorders, socialization of children with autism spectrum disorders, finger theater.
Введение. Тема данной статьи является актуальной - исследования показывают, что количество детей, имеющих расстройства аутистического спектра (далее - РАС) возрастает. Согласно исследованиям Центра по контролю и профилактике заболеваний США (Center for Disease Control and Prevention, CDC) проводимых в 2018 году примерно у 1 из
44 детей было выявлено расстройство аутистического спектра, что составляет примерно 2,3% от общего числа детского населения [1].
РАС - это нарушение психического развития, которое может вызвать широкий спектр проблем в социальном взаимодействии, общении и поведении. В современных представлениях «аутизм» - это хроническое заболевание, проявляющееся в течение первых трех лет жизни ребенка и характеризующееся всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения различной степени выраженности, а также узким кругом интересов и повторяющимися (стереотипными) действиями. Из-за различной степени выраженности указанных нарушений в настоящее время применяется термин «расстройства аутистического спектра» [2, С. 8]. Расстройства имеют всепроникающий характер и проявляются в аномальном развитии всех областей психики - интеллектуальной и эмоциональной сфере, в нарушениях моторной и сенсорной сферы, внимания, памяти и речи.
Изучение проблемы аутизма было актуально еще в середине XX века. Первые попытки системного подхода к изучению проявлений аутизма в детском возрасте были предприняты такими отечественными учеными, как Г.Е. Сухарева, М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий, Т.П. Симсон, Е.П. Осипова, которые изучали этиологию и патогенетические факторы, проводили классификацию аутистических состояний у детей. В 1980-1990-е годы Р.Е. Баенской, К.С. Лебединской, Е.М. Мастюковой рассматривались вопросы воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом, а также подходы к ранней коррекции нарушения, классификации по степени тяжести состояния и проявления эмоциональных проблем. Вопросы социализации детей с РАС были и остаются актуальными по сей день: в России проводят исследования О.С. Никольская, Р.Е. Баенская, М.М. Либлинг по вопросам психологической поддержки подрастающего поколения разного возраста с РАС, В.М. Башина, Н.В. Симашкова.
Изложение основного материала статьи. Дети с аутизмом очень отличаются друг от друга. При тяжелом аутизме у ребенка невысокий интеллект или умственная неполноценность. Интеллект снижен неравномерно - у ребенка сохраняются «островки» нормальных или даже высоких способностей. В плане общего развития и адаптации к жизни эти способности ему помогают мало. Тяжелый аутизм сопровождается значительным нарушением общительности вплоть до полного отказа от всяких контактов даже с родителями. Аутизм может проявляться и в более легкой форме. Интеллект у ребенка нормальный, или даже высокий. Сохраняется избирательная контактность: с кем-то ребенок общается, с кем-то нет [6, С. 117]. РАС нельзя вылечить, но можно компенсировать его проявления при помощи коррекционной работы.
Детям с РАС трудно находить общий язык с людьми, именно поэтому педагогу необходимо использовать такие средства, приемы и методики, которые будут комфортны для ребенка. Пальчиковый театр является одним из пособий, которым можно пользоваться для решения большого количества задач, в том числе и для социализации детей с РАС. Проигрывание бытовых ситуаций позволит ребенку понять, как себя вести, что говорить и какие действия предпринимать в разных обстоятельствах. Пальчиковый театр является удобным средством, так как его можно изготовить самому, учитывая индивидуальные особенности и интересы ребенка. Широкий спектр возможностей для создания различных сказок и сюжетов, подходящих для ребенка с РАС, также является одним из преимуществ работы с данным пособием. На первых занятиях пальчиковый театр можно использовать и для установления контакта с ребенком: пусть сначала с ним занимается не учитель, а пальчиковая кукла (дидактический герой), так ребенку будет легче находиться со специалистом, и он сможет чувствовать себя комфортно. Потом можно постепенно смещать фокус внимания ребенка на педагога.
Социализация детей с РАС - это многогранный процесс, который включает в себя усвоение норм человеческих отношений, норм поведения, видов деятельности, форм общения. Социальные навыки у таких детей естественным путем не формируются, для этого необходимо целенаправленное обучение: развитие потребности и способности к общению; формирование и развитие разговорной речи; развитие способности завязать или поддержать разговор; формирование диалоговых форм взаимодействия; развитие понимания своих и чужих переживаний. По каждому из направлений работы по социализации детей с РАС были разработаны небольшие рассказы для проигрывания при помощи кукол пальчикового театра.
«Немой друг»
Цель: формирование мотивации речевого общения у детей.
В детстве у меня был друг, который не разговаривал, ему было очень тяжело общаться с другими ребятами, а я его понимал без слов. Но однажды случился один загадочный и интересный случай. Шел Сашка по лесу и увидел настоящее чудо: на поляне росли красивые васильки, а вокруг них летало много разных бабочек. Сашка был в восторге. Он побежал к маме и начал тянуть ее руку к тому волшебному месту:
- Саша, Саша, успокойся, что случилось? - забеспокоилась мама.
- М-м-м, - промычал Саша, как будто говоря: «Пойдем со мной, я тебе волшебство покажу».
- Там что-то опасное? - испугалась мама, - Медведь, волк, пожар?
- А-а-а, - замотал головой Саша.
- Значит, кто-то заблудился в лесу?
- А-а-а, - не соглашался мальчик.
- Что там, Саша!?
- М-м-м, - Саша потянул маму за руку, она согласилась.
Когда они пришли на место, бабочки уже улетели, но цветы остались. Мама сказала:
- Саша, ты хотел показать мне цветы? Это васильки, очень красивые васильки.
- А-а-а-а, - снова замотал головой Саша и начал показывать, как летают бабочки.
- Тут было что-то еще? - уточнила мама, а Саша закивал головой. - Теперь этого уже нет, - мама развернулась в обратную сторону, - пойдем домой.
Как только мама отвернулась, Саша снова увидел бабочек и закричал:
- Мама, мама, смотри!
- Саша?! - мама была очень удивлена и счастлива, - Ты говоришь!
- Мама, там бабочки танцуют, посмотри, какая красота!
- Да, Саша, очень красиво.
После этого случая Сашка начал разговаривать. И с каждым разом у него получалось все лучше и лучше.
Примечание: После проигрывания сказки логопед задает ребенку вопросы по содержанию: О ком этот рассказ? Почему мама не могла понять Сашу? Почему Саша заговорил? и т.д.
«Говорливый Прошка»
Цель: развивать умение вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы полными ответами.
Жил-был в маленькой деревушке мальчик Прошка. Очень он любил разговаривать, но никто его не понимал, потому что Прошка говорил быстро и нескладно. Когда его спросили:
- Прошка, какая погода на улице?
- Холодно, мороз, ой, идет, скрипит, устал! - отвечал Прошка.
- Что? - непонимающе переспросили у него. - Расскажи подробнее.
- Зима-а-а, - коротко отвечал Прошка. - Ну, зима, холодно, ну лед, ой, устал идти.
- Эх, Прошка, когда ты уже научишься разговаривать красиво?
- Ну, чтоли, разговариваю, не красиво чтоли?
Шло время, приближался Новый Год. Как-то утром Прошка гулял возле дома и услышал звон колокольчиков. Мальчик пошел на звук. Через какое-то время забрел Прошка на полянку, а там стоял Дед Мороз:
- Здравствуй, Проша, - поприветствовал его Мороз, - вот ты меня и поймал.
- Дедушка Мороз! - обрадовался мальчик, - ты ко мне с подарками?
- Конечно, - кивнул сказочный герой, - только подарок ты получишь после того, как выполнишь мое задание. -Расскажешь мне про ёлочку?
- Елка, иголки, ветки, - с улыбкой начал Прошка, - снег, ой, красота.
- Нет, так дело не пойдет, - сказал Дед Мороз, - елочке не нравится такое описание.
- Елочка зеленая, - начал мальчик и увидел, как елочка начала расти, - колючая и пушистая. После этих слов елочка распушила свои веточки. Прошка понял, что с каждым словом елочка становится красивее и продолжил:
- На полянке растет очень красивая ёлочка. Она зеленая, пушистая и большая. На ветках у нее острые короткие иголочки. Скоро на елочке будут разноцветные огоньки, они будут сверкать и переливаться разными цветами, - с каждым Прошиным словом елочка становилась краше, озарялась огнями, как будто оживала на глазах.
- Теперь, Прошка, елочке нравится то, как ты ее описал, теперь я подарю тебе заслуженный подарок.
Дед Мороз достал из мешка красивую, блестящую игрушку и отдал Прошке. Мальчик счастливый побежал домой и рассказал родителям во всех красках, что с ним произошло. В этот день Прошка понял, что разговаривать нужно красиво.
Примечание: после театрализации сказки логопед задает ребенку вопросы по содержанию: Как ты думаешь, почему взрослые плохо понимали Прошку? Кого Прошка встретил в лесу? Каккое задание дал Дед Мороз Прошке? Справился ли он с ним? Как Прошка описывал елку сначала, а как потом? Как ты думаешь, почему важно красиво разговаривать?
«Глупая лягушка»
Цель: формирование умения завязать и поддержать разговор.
В густом лесу, на пруду жила-была глупая лягушка. Все ее считали глупой, потому что она не могла никому ничего ответить. Лягушка просто не знала, как правильно начать разговор и как его поддержать. Как-то раз прискакал на полянку другой лягушонок из соседнего пруда, он был новенький, никого не знал, подошел к лягушке знакомиться:
- Привет, лягушка, давай дружить.
- Ой, - испугалась лягушка и спряталась за кувшинку.
- Ква, как тебя зовут? - не терял надежды лягушонок.
- Ква-ква-ква, - запиналась лягушка, - Квакуша.
- Квакуша, очень приятно, я Квак, - лягушонок протянул Квакуше лапку.
- Ага, - сделала то же самое лягушка.
- Я здесь в первый раз, расскажи мне, что у вас интересного в пруду происходит?
- Не знаю, - пожала плечами Квакуша, - все, как у всех.
- Так быть не может, вот у нас в пруду новый карасик появился, - помогал лягушонок, - а у вас никто новый не появлялся?
- Не знаю, - продолжала лягушка.
- Нет, тебя не Квакуша зовут, а Незнайка, ты же ничего не знаешь, - расстроился лягушонок.
- Знаю, - возразила лягушка, - я боюсь.
- Почему ты боишься и кого?
- Я не знаю, что тебе рассказать, - оправдывалась лягушка, - вдруг ты подумаешь, что я глупая.
- Ничего такого я не подумаю, - возразил лягушонок, - наоборот, когда ты мне отвечаешь на вопрос «не знаю», я решу, что ты глупая. Знаешь, Квакуша, лучше рассказать что-то и не бояться, чем ничего не сказать и промолчать.
- Ты так думаешь, лягушонок? - посмотрела на собеседника лягушка.
- Конечно, - согласился лягушонок, - а теперь рассказывай, что у вас в пруду нового?
И тут Квакуша осмелела и рассказала лягушонку все, что знала о новостях своего дома:
- А что у вас еще нового, лягушонок? - спросила лягушка.
- А у нас еще.....- лягушонок начал свой длинный рассказ обо всем, что Квакушу интересовало.
Поняла лягушка, что разговор начинать не страшно и рассказывать что-то тоже. С этих пор Квакуша больше не молчит, потому что знает, что если на вопрос собеседника промолчать или сказать «не знаю», то он точно подумает, что она глупая. Лучше ответить, чем промолчать.
Вопросы по тексту: Кто пришел в гости к лягушке? Почему лягушонок подумал, что лягушка глупая? Почему лягушка боялась разговаривать? Как ты думаешь, важно ли уметь начинать и поддерживать разговор?
«Вместе легче»
Цель: формировать умение работать в паре и выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками.
Жил-был в дремучем, темном лесу волк и славился тем, что все всегда делал сам. Другие звери ему не помогали, потому что волк не принимал помощь других зверей:
- Не надо мне помогать, я и сам лучше справлюсь, - отвечал он тем, кто предлагал ему свою помощь.
Как-то ночью дул очень сильный ветер и у волка с дома снесло крышу и разнесло по всему лесу. Проснулся волк и глазам своим не поверил:
- Что же это такое, где крыша, на потолке дыра!
И в этот раз решил волк по лесу ходить и части крыши искать. Проходит мимо зайка, говорит:
-Здравствуй, волк, я видел частичку крыши...., - начинал тот, но волк его перебивал.
- Не говори мне ничего, я и без твоей помощи крышу соберу.
Зайка пожал плечами и пошел дальше. Идет Волк по лесу, ищет части крыши, никак найти не может, под каждый куст заглядывает: «Ну, куда же тебя унесло? Нигде нет!». Проходит мимо лиса, говорит волку:
- Здравствуй, кум, я видела, как часть крыши туда улетела, - хотела, было, лиса указать направление, как волк перебил
ее.
- Не говори мне, я сам все найду!
Так волк ходил по лесу, искал, искал, встречал на пути медведя, ворону, белку, но не принимал их помощь. Прошло несколько дней, хорошо, что погода держалась солнечная. Но вот на небе появились тучи: «Дождь скоро пойдет, нужно срочно чинить крышу», - покачал головой волк.
- Волк, давай мы тебе поможем! - предложили звери.
- Ладно, простите вы меня, что помощи вашей не принимал, я думал, что сам справлюсь, - попросил у зверей прощения волк.
- Ничего страшного, волк, мы не обижаемся, сейчас тебе поможем!
Звери разошлись по разным сторонам и через какое-то время вернулись с частями крыши:
- Спасибо вам большое, зайчик, лиса, медведь, белочка и ворона, без вас я чинил бы свою крышу еще очень долго, и дом мой залило бы дождем.
Звери помогли волку починить крышу, и дождь волку был не страшен. С этих пор волк всегда принимает помощь от тех, кто ему ее предлагает. Ведь он знает, что вместе преодолевать трудности легче.
Вопросы по тексту: Что случилось с волком? Почему у него не получилось починить крышу самому? Кто помог волку? Как ты думаешь, нужно ли принимать помощь от других?
«Почему ты грустишь?»
Цель: развитие способности к эмпатии.
В одной сказочной стране жила-была маленькая девочка Тася, она была очень любопытная и все время задавала вопросы. Идет она по улице, смотрит - сидит щенок на лесенке, голову вверх поднял, улыбается и смотрит куда-то:
- Щенок, щенок, а почему ты грустишь? - спросила Тася.
- Грущу? - уточнил щенок, - нет, я не грущу, я смотрю на небо, оно такое красивое и бескрайнее, я восхищаюсь им.
- Восхищаешься? - задумчиво сказала девочка, - точно не грустишь?
- Точно, точно, - кивнул щенок, - грустят по-другому.
- А как грустят? - спросила девочка.
- Когда грустят - плачут, - ответил щенок и продолжил смотреть на небо.
Встретила Тася на пути маленького котенка, который забился в угол и плакал:
- Котик, а почему ты грустишь?
- Я-я-я не грущу, - ответил котенок, посмотрев испуганными глазами на Тасю, - мне-мне-мне страшно.
- Страшно? - удивилась девочка, - а кого ты боишься?
- Ее, - котенок показал на большую собаку, которая гуляла неподалеку, - страшная.
- Ой, котик, давай я тебе помогу, и ты не будешь больше бояться, - девочка подошла к собаке и попросила ее уйти, та была доброй и быстро убежала.
Девочка погладила кота, тот поблагодарил ее и убежал домой: «Так что же это такое, грусть? Кто грустит?» - думала Тася.
Идет Тася мимо детской площадки и слышит, как кто-то громко плачет:
- Почему ты плачешь?
- Мне грустно, - шмыгнул носом мальчик. - Я грущу, потому что потерял свою любимую машину в песочнице.
- Не грусти, мальчик, я тебе помогу, - Тася взяла лопату и начала искать игрушку. Через какое-то время девочка нашла машинку и отдала ее мальчику:
- На, держи свою машинку и не грусти больше.
- Ура! Спасибо тебе большое, - обнял Тасю мальчик, - я так рад, что ты помогла мне.
В этот момент Тася поняла, что человек грустит тогда, когда у него случилось что-то плохое, но если ему помочь, то грусть можно победить.
Вопросы по тексту: Какой вопрос задавала всем Тася? Кого Тася встретила, пока гуляла? Почему Тася думала, что все грустят? Что такое грусть? Как понять, что человек грустит?
Сказки и рассказы можно сочинять, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, составлять сюжеты, соответствующие уровню сформированности социальных навыков.
Выводы. Имитация сюжета сказок и рассказов с помощью пальчикового театра может стать важным и эффективным средством для социализации детей с расстройствами аутистического спектра, поскольку его можно использовать, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, что очень важно при работе с детьми, имеющими РАС. У педагога есть возможность менять линию повествования, ситуацию и героев для наиболее продуктивной коррекционной работы. Пальчиковый театр дает возможность не только имитировать бытовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок, но и самим создавать главных героев для истории. Это может стать очень интересным и занимательным средством для социализации детей с расстройствами аутистического спектра.
Литература:
1. Center for Disease Control and Prevention, (CDC): сайт. - 2022. - URL: https://www.cdc.gov/ (дата обращения: 01.12.2022)
2. Алпатова, Н.С. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вопросы теории и практики: учебное пособие / Н.С. Алпатова, С.А. Карпова, Е.С. Федосеева. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 309 с.
3. Демидова, А.П. Активизация речи у детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра / А.П. Демидова, В.Н. Зиновьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-1. - С. 86-89
4. Докукина, Т.В. Клинико-эпидемиологические характеристики расстройств аутистического спектра в республике Беларусь / Т.В. Докукина, С.А. Марчук // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. -№ 2 (13). - Т. 3. - С. 51-55
5. МКБ-10 - Международная классификация болезней 10-го пересмотра: сайт. - 2022. - URL: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 01.12.2022)
6. Полякова, М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. Издание переработанное и дополненное / М.А. Полякова. - Москва: ЛОГО ЭЙДОС, 2018. - 160 с.
7. Терещенко, Н.В. Сенсорная интеграция как условие социализации детей с расстройствами аутистического спектра / Н.В. Терещенко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". - 2022. -Т. 2. - № 14-3. - С. 299-303