УДК 376 ГРНТИ 14.29.01
К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПРОЦЕСС ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕС-КОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТОВ ГИМНАСТИКИ
Андатпа
Б^л мацалада аутистж спек^ б^зылган балалардын, психофизикальщ дамуында гимнастика элементтерiн цолдануга жал-пылама талдау жасалды. Осы тацырып бойынша психологиялыщ-педагогикалы»; эдебиеттерд талдаганнан кейiн авторлар мектепке дейiнгi жэне бастауыш мектеп жасындагы аутистж спектрi б^зылган ба-лалардын, психофизикалы»; дамуынын, ерекшелiктерiн ескере отырып, гимнастика элементтерш цолдану бойынша тузету жэне дамыту жумыстарынын, багыттарын аныцтады. Аутистж спектрi бузылган ба-лалардыц психофизикалы»; дамуында гимнастика элементтерi бар багдарламалыц цамтамасыз етудi эзiрлеу жэне енпзу орын-даган.
Аннотация В данной статье проведен обобщенный анализ использования элементов гимнастики в психофизическом развитии детей с расстройством аутистического спектра. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, авторы выделили направления коррекционно-развива-ющей работы по применению элементов гимнастики, учитывая особенности психофизического развития детей с расстройством аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста. Выполнена разработка и внедрение программного обеспечения с элементами гимнастики в психофизическом развитии детей с расстройством аутистического спектра.
Сакаева А.Н.,
к.п.н., старший преподаватель кафедры методологии и педагогической инновации, филиал АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Карагандинской области»
Боброва В.В.,
к.п.н., ассоциированный профессор, кафедра специального и инклюзивного образования, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова
Жукова А.А.,
магистрант 1 курса, специальность 7М1902101 -«Дефектология», Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова, г. Караганда
Нег1зг1 свздер: аутистж спектршц бу-зылуы, психофизикалы^ даму, гимнастика, багдарламалыц цамтамасыз ету.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, психофизическое развитие, гимнастика, программное обеспечение.
Keywords: autism spectrum disorder, psychophysical development, gymnastics, software.
t* К
X
<c m о
ro
w О
О О
w ^
о
о. С
ш
X X
о S
<с m О х
X
s
и
Annotation
This article presents a generalized analysis of the use of gymnastics elements in the psychophysical development of children with autism spectrum disorder. Having analyzed the psychological and pedagogical literature on this topic, the authors identified areas of correctional and developmental using gymnastics elements, taking into account the peculiarities of the psychophysical development of children with autism spectrum disorder of preschool and primary school age. The development and implementation of software with elements of gymnastics in the psychophysical development of children with autism spectrum disorder has been carried out.
Проблема аутизма в настоящее время является одной из наиболее актуальных, что обусловлено, прежде всего, огромным ростом статистических показателей распространенности данного диагноза по всему миру.
На сегодняшний день число детей с РАС растет с каждым годом. Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал в 2020 году новую статистику - расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у каждого 54-го ребёнка, что на 10% больше, чем по статистике 2018 года [1].
О. В. Никольской [2] были выделены первые признаки аутизма, которые проявляются в 2-3х-летнем возрасте - дети начинают замыкаться в себе, становятся все более беспокойными и озабоченными, ме-
3 няется их характер, они теряют контакт со
К
Я сверстниками и взрослыми, уменьшается
§ речевой контакт, иногда ребенок совсем пе-
<2 рестает пользоваться речью.
о Подобные особенности приводят к мно-
л жеству проблем. Одной из главных проблем
^ является исследование психофизического
о развития детей с РАС. Физическое развитие
С играет важную роль в жизни каждого ребен-
§ ка. Особое значение оно имеет для детей с к
К расстройством аутистического спектра, коК торые испытывают проблемы с коммуника-< цией, формированием социальных навыков § и поведением.
§ Главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья является физиче-
ская активность. К сожалению, несмотря на многие преимущества, родители часто забывают о пользе физических упражнений. Это является следствием собственного неактивного образа жизни или результатом занятости. Однако именно физические упражнения являются доступным и эффективным средством для развития детей, страдающих аутизмом.
К.С. Лебединская [3] считала, что коррекция и развитие двигательных функций у детей с аутизмом при помощи физического воспитания является обязательным и важным направлением коррекционно-развивающей работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребенка и его познавательной деятельности.
т г v-»
У детей с расстройством аутистическо-го спектра часто возникают трудности с выполнением тех или иных двигательных движений, необходимых для выполнения бытовых или предметных действий. Движения детей обычно могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными или механическими. Так же трудно даются действия и упражнения с мячами: это связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Наиболее эффективно на всестороннее развитие детей с РАС влияют гимнастические упражнения, поскольку в первую очередь они развивают координацию движений.
При любом неврологическом нарушении у детей существуют проблемы с умением уверенно владеть своим телом. Гимнастика тренирует оба полушария головного мозга, отвечающих за координацию движений. Таким образом, в коре головного мозга появляется новая двигательная доминанта - очаг возбуждения, который перекрывает очаг болезни. В результате за счет правильной двигательной активности у ребенка происходят значительные улучшения в здоровье.
Таким образом, проблема психофизического развития детей с РАС до сих пор является актуальной, т.к. от вовремя и грамотно организованной коррекционно-развиваю-щей работы зависит возможность и успешность обучения ребенка, а также дальнейшая социальная адаптация в обществе.
Среди исследователей, занимавшихся исследованием психофизического развития детей с РАС, можно назвать таких ученых, как Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ-линг М.М. [4], Кревелен В. [5], Гилберг К., Петере Т. [6], Каган В. [7], Морозова С.А. [8], Козак Н.Н. [9] и др.
Д.С. Кузина отметила ряд психофизиологических особенностей у детей с аутизмом [10]:
1.эмоциональная лабильность и сенсорная чувствительность;
2.пониженное внимание к окружающей среде;
3.негативная реакция при попытках привлечения внимания к окружающей обстановке;
4.низкая концентрация внимания, приводящая к искаженному формированию высших психических процессов;
5.повышенный интерес к сильным визуальным и акустическим факторам (красивая мелодия или яркий предмет может увлечь ребенка).
Для лиц с расстройством аутистического спектра характерна быстрая утомляемость концентрации внимания: ребенок в состоя-
нии концентрироваться буквально несколько минут, а то и секунд. Отличительной чертой также является пресыщение эмоциями - в порыве чувств такие дети склонны проявлять агрессию, нередко стараясь разрушить предметы вокруг, даже если создали их сами.
Согласно К.С. Лебединской [11], около 70% детей с расстройством аутистического спектра имеют необычное восприятие. Данная особенность проявляется еще в раннем детстве, зачастую в первый год жизни, и первыми внимание на это обращают родители. Зачастую такие семьи обращаются с жалобами на острые реакции своего чада на сенсорные раздражители (изменения освещения в комнате, новые звуки, яркие предметы в поле зрения). Особенно сильную реакцию у детей вызывает все «новое», при этом реакция может продолжится даже при исчезновении раздражителя. Интересной особенностью для дальнейшего изучения стала полярность реакций у разных детей с РАС. Так, некоторые дети резко реагировали на сильные «новые» раздражители, в то время как часть детей оставалась спокойной и не выказывала страха, даже при громких внезапных звуках, но просыпались от малейшего шороха и реагировали на слабые раздражители (например, звук стиральной машины в другой комнате).
Главной чертой особенного восприятия у детей с аутизмом является сосредоточенность на сенсорных ощущениях. Так, они не воспринимают объект в целом, а выборочно концентрируются на его форме, цвете, фактуре, запахе. Они склонны изучать окружающий мир с помощью разных органов чувств: трогая, обнюхивая, слушая и даже облизывая. Из-за этой особенности у детей с РАС нарушается ориентация в окружающей среде и искажается восприятие реального мира. Однако, проживая в своем собственном мире, они приобретают нечто новое. Так, дети с аутизмом более склонны
*
s х
<с m о
го
W О
О О
W ^
о
о. С
ш
X X
о s
<с m о
X х s
*
К х
<С т о
го
£ РЧ
О
л
о о м
я о
о. X
ш л
X X
о X
я
<с т О X
X X
к музыке, считается, что у них более развито чувство прекрасного. Основным способом познания мира для детей становятся собственные сенсорные ощущения, направленные внутрь себя.
При дискомфорте такие дети стараются свести сенсорную депривацию к минимуму, активируя самый доступный вид сенсорной чувствительности - тактильную. Дети подсознательно начинают активно использовать тело: раскачиваться, кружиться, прыгать, трогать бумагу или фактурные ткани, пересыпать песок или бусины, стараясь получить активные впечатления. При низком болевом пороге или же сниженной болевой чувствительности отмечается склонность к нанесению себе различных травм как к попытке получить еще более активные переживания.
Все вышеперечисленные симптомы являются проявлением снижения порога эмоционального дискомфорта при контакте с окружающим миром. Для таких детей характерна быстрая утомляемость при взаимодействии с миром, даже при приятном общении они могут концентрироваться на негативных ощущениях и сформировать страх по отношению к обычным предметам. Фобии являются одной из важнейших звеньев патогенеза в развитии РАС. При изучении оказалось, что у таких детей многие совершенно привычные вещи (домашние предметы, шумы, ветер) могут вызывать страх на постоянной основе. Это толкает детей на создание постоянной рутины, где все расписано по времени и нет места внезапным изменениям. Подобные ритуалы помогают им сохранять привычную среду, а малейшее изменение, например, перестановка мебели, вызывают бурную реакцию.
Согласно Кревелину В.К. [5] у аутичных детей совместно проявляется тревожность и нарушения чувства самозащиты с ауто-агрессией. Так, например, у них крайне плохо закрепляется опыт опасных ситуа-
ций: они могут случайно выити на дорогу или схватить горячее. У них отсутствует потребность в общении со сверстниками, при вынужденном контакте проявляют пассивность или же активное неприятие, не откликаются на свое имя. Дети с аутизмом чрезвычайно разборчивы в своих социальных контактах, чаще пребывая погруженными в собственный мир, что тормозит его развитие.
По утверждениям Каган В.Е. [7], у детей с аутизмом имеются определенные особенности физического развития. К данным особенностям можно отнести: моторную неловкость, дети не могут совершать определенные движения без помощи окружающих людей, у них нарушена походка, им сложно подпрыгнуть, встать на одну ногу, бросить мяч в цель. Данной категории детей с трудом дается выполнять точные и целенаправленные движения. Детям сложно танцевать среди окружающих и повторять за ними движения, попадая в ритм. Также страдают психические процессы, ребенок часто подвергается стрессу и тем самым снижается умственное развитие.
Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева [12] считают, что дети дошкольного возраста с РАС не могут контролировать свои действия, что связано с нарушениями моторной сферы. Отмечаются нарушения в выполнении упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации.
Большинство ученых склоняются к мнению, что к нарушению моторной сферы ребенка приводит низкий уровень формирования произвольных движений. Для успешной социализации и адаптации ребенка в обществе необходимо развивать равновесие, без затруднений выполнять упражнения на ориентацию в пространстве, выполнять их спокойно и без стресса. Ведь от этого зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка к жизни в обществе. Чаще всего при данных отклонениях страдает двигательная
С<ШГ) сохг/
сфера ребенка с РАС.
Морозова С.А. [8] утверждала, что для коррекции моторных нарушений у детей нужно задействовать физические упражнения, которые будут развивать двигательную сферу и в дальнейшем будут способствовать успешной социализации ребенка с аутизмом.
Таким образом, можно сделать вывод, что дети с аутизмом имеют ряд характерных особенностей психофизического развития: общая моторная неловкость, недостаточно координированная походка; дети не могут повернуться без посторонней помощи, не умеют прыгать, стоять на одной ноге, бросить мяч в цель, поймать его; большие затруднения вызывают тонкие целенаправленные движения; у детей нарушено чувство ритма, им трудно ходить под музыку, выполнять под нее движения; также отмечается снижение психического тонуса: ребенок не выдерживает напряжения, быстро истощается.
Учитывая психофизические особенности детей с РАС, предлагаем следующие направления коррекционно-развиваю-щей работы:
• развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений, ориентации в пространстве;
• развитие чувства ритма, целенаправленности движений;
• укрепление мышц и тренировка выносливости;
• формирование навыков крупной и мелкой моторики;
Акнетиш
Пояснительная записка
Содержание
Об авторах
• укрепление иммунитета, развитие познавательной деятельности;
• развитие интереса и мотивации, снятие стресса и агрессии.
Результаты проведенного обобщенного анализа литературы и данные направления коррекционно-развивающей работы послужили основой для разработки нами программного обеспечения: электронный учебник для ЭВМ «Психофизическое развитие детей с РАС посредством элементов гимнастики» [13]. Структура данной программы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура программы для ЭВМ - электронный учебник «Психофизическое развитие детей с РАС посредством элементов гимнастики»
ХЬторнка
Пространственная сснгнтапнд
—г~
Рита движении
Марш-
«Удержи мяч-
«Щелк - Шел*«
-Равновесие»
- Паре возик-
«Символические игры
«Туннель-
Заряла
«Солнечный заичик-
«Повтори движение-
«Если нравится тебе'-
" Барабанщики ■■
■Аплодисменты»
«ИгрыС МЯЧОМ"
Л$аятннк-
"Перепрыгни палит-
«Полоса препятствии"
«Непоседа-
«Карта путешествии-
«Передай ритм»
•■Белка'
«Догони-
З-ти-Вуг*)
«Воробьи, Воробышки-
«Ханш-
-Наиди меня»
«Упражнения с мячом»
«Что, где?»
ЛКчыкальные К\бики-
«Веселые Подружки ■
в;
<С т
о
го £
РЧ
О
и и м =г о
ос
ш
X X
о К
=г
<с
т
о х
х
Составляющие электронной программы представлены в содержании:
1. Пояснительная записка.
2. Моторика.
3. Пространственная ориентация.
4. Ритм движений.
5. Список использованных источников.
6. Об авторах.
Фрагменты интерфейса ЭУ представлены на рисунке 2.
к х
<С т о
го
£ РЧ
О Л
о о м
я о
о. X
ш
Л X X
о X
я
<с т О X
X X
Рисунок 2. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Психофизическое развитие детей с РАС посредством элементов гимнастики»
Данная программа условно разделена на несколько блоков:
1.формирование навыков крупной моторики;
2.развитие пространственной ориентации;
3.развитие ритма движений.
В программе отдается приоритет игровым методам работы с детьми. Каждый блок состоит из 10 занятий, которые включают в себя игры, музыку, аудио- и видеоматериал.
Первый блок «Моторика» ориентирован
на развитие общей моторики, координации движений и вестибулярного аппарата; формирование двигательной активности у учащихся; укрепление мышц и иммунитета.
Второй блок «Пространственная ориентация» направлен на развитие ориентации в пространстве и координации движений, формирование навыков ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.
Третий блок «Ритм движений» направ-
Ш
лен на развитие чувства ритма, умение согласовывать движение руки и речи, а также совершенствование ритмического восприятия, музыкальной памяти и координации движений.
Фрагменты интерфейсов ЭУ представлены на рисунках 3, 4, 5.
Рисунок 3. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Психофизическое развитие детей
с РАС посредством элементов гимнастики»
Рисунок 4. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Психофизическое развитие детей
с РАС посредством элементов гимнастики»
Рисунок 5. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Психофизическое развитие детей
с РАС посредством элементов гимнастики»
*
х
<с т о
го РЧ
О
л
о о м
я о
о. X
ш л
X X
о X
я
<с т О X
X X
*
К х
<С т о
го
£ РЧ
О
л
о о м
я о
о. X
ш л
X X
о X
я
<с т О X
X X
В данное программное обеспечение вошли физические упражнения и игры с элементами гимнастики, разработанные с учетом сведений о патогенетических механизмах двигательной системы.
Побуждение к действию, связанное с возбуждением подкорковых мотивацион-ных центров и ассоциативных зон коры, формирует программу действия. Образование этой программы осуществляется с участием базальных ганглиев и мозжечка, действующих на двигательную кору через ядра таламуса, а далее уже через ствол мозга импульсы передаются на спи-номозговые нейроны, которые воздействуют на моторные единицы, таким образом осуществляется действие. Однако, если какой-то структурный элемент из данной цепочки не будет работать, то это приведет к нарушению психофизиче ского развития детей с РАС.
Следовательно, разработка данной программы весьма актуальна в настоящее время, т.к. правильное и регулярное выполнение всех выше перечисленных упражнений окажет положительное влияние на динамику показателей здоровья, физического и психического развития детей с расстройством аутистического спектра.
Разработка и внедрение в коррекцион-но-развивающий процесс данного программного обеспечения способствует повышению уровня психофизического развития у детей с РАС. О чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице
1- Сводная таблица результатов оценки эффективности применения ПО с элементами гимнастики в психофизическом развитии детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста (в процентах).
На основании данных сводной таблицы составлена диаграмма, предоставляющая возможность наглядно увидеть повышение уровня психофизического развития у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста, с которыми проводилась коррекционно-развивающая работа с использованием разработанного программного обеспечения. Данная диаграмма представлена на рисунке 6 - Показатели уровней психофизического развития детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста (в процентах).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что, в среднем, уровень психофизического развития у детей с расстройством аутистического спектра экспериментальной группы повысился на 6,7 % по сравнению с контрольной группой.
Разработав данное программное обеспечение с методикой применения элемен-
тов гимнастики в психофизическом развитии детей с РАС, мы предлагаем следующие методические рекомендации по его использованию:
1.Знакомство с разделами «Аннотация», «Содержание» и «Пояснительная записка» для ознакомления с программой.
2.Изучение 3 блоков, которые состоят из 10 занятий и включают в себя игры, музыку, аудио- и видеоматериал. В каждом блоке педагог найдет перечень общеразви-вающих упражнений и игр, их можно выполнять с использованием разных предметов, а также без них.
3.Развитие общей моторики, координации движений и вестибулярного аппарата.
4.Формирование двигательной активности у учащихся.
5.Создание здоровьесберегающей образовательной среды, укрепление мышц и иммунитета.
6.Развитие ориентации в пространстве и координации движений.
7.Формирование навыков ориентации по элементарному плану.
8.Развитие чувства ритма, умения согласовывать движение руки и речи.
9.Совершенствование ритмического восприятия, музыкальной памяти и координации движений.
10.Развитие умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Шитиков А. Новая статистика по РАС: расстройства аутистического спектра встречаются у каждого 54-го ребёнка // Обзоры о людях с ОВЗ. Статьи и интервью [Электронный ресурс] . - 2020. - Режим до ступа: http://inva.tv/obzory-i-stati/18425-novaya-statistika-po-ras-rasstrojstva-autisticheskogo-spektra-vstrechayutsya-u-kazhdogo-54-go-rebjonka (дата обращения: 21.12.2021г.).
2.Лебединская К.С., Никольская О.С. Клинико-психологическая классификация // Диагностика раннего детского аутизма. - Москва, 1991. - 161 с.
3.Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма. - Москва, 1991. - 98 с.
4.Никольская О.С., Баенская Е.Р. Либ-линг М.М. Аутичный ребенок. - Москва, 1997. - 341 с.
5.Кревелен В. К проблеме аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 1997. - 301 с.
6.Гилберг К., Петере Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. -Санкт-Петербург, 1998. - 124 с.
7.Каган В.Е. Аутизм у детей. - Москва, 1981. - 310 с.
8.Морозова С.А. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе. -Москва: ВЛАДОС, 2002. - 204 с.
9.Козак Н.Н. Происхождение и психология аутизма. Научно-практическое исследование практик и методик социализации аутизма. - Москва, 2016. - 242 с.
10.Кузина Д.С. Психофизиологические особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра. - Москва, 2014. - 12 с.
11.Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. - t*
Москва, 1991. - 96 с. к
<с
12.Основы специальной психологии g
/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени Л.И. <
Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. g
- Москва: Академия, 2012. - 480 с. 3
13.Жукова А.А. Боброва В.В. Психо- ^
физическое развитие детей с РАС посред- ^
ством элементов гимнастики. - Свиде- с
тельство МЮ РК, №16103 от 25.03.2021. §