Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНО-ДИНАМИЧЕСКОГО ЗАЛА "ДОМ СОВЫ" В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНО-ДИНАМИЧЕСКОГО ЗАЛА "ДОМ СОВЫ" В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
458
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СЕНСОРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ЗАЛ "ДОМ СОВЫ"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Касмакова Л.Е.

Цель исследования состоит в разработке и апробации методики развития психических и физических качеств детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с применением сенсорно-динамического зала «Дом Совы».Методы и организация исследования. Обследованы 45 детей с РАС, проведено анкетирование родителей детей с РАС. Проведен анализ психофизических показателей по 7 контрольным тестам и сравнение полученных результатов с нормой по данным тестам. Изучено отношение родителей детей с РАС к занятиям физическими упражнениями.Результаты исследования и их обсуждение. Установлено наличие теоретически описанных и обоснованных в научно-методической литературе отклонений от нормы у детей с РАС в развитии психических и физических качеств.С учетом выявленных особенностей развития психических и физических качеств детей с расстройством аутистического спектра разработана экспериментальная методика развития с применением сенсорно-динамического зала «Дом Совы» и апробирована в условиях педагогического эксперимента на протяжении 6 месяцев.Заключение. Внедрение экспериментальной методики способствовало повышению показателей психических и физических качеств детей с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Касмакова Л.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE SENSORY-DYNAMIC HALL “OWL HOUSE” IN THE DEVELOPMENT OF MENTAL AND PHYSICAL QUALITIES IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

The research purpose is to establish and test methods for the development of mental and physical qualities in children with autism spectrum disorder (ASD) using the sensory-dynamic hall “Owl House”.Methods and organization of the research. 45 children with ASD were examined, parents of children with ASD were surveyed. The analysis of psychophysical indicators was carried out according to 7 control tests and the results obtained were compared with the norm according to these tests. The attitude of parents of children with ASD to physical exercises was studied.Results and discussion. The presence of deviations from the norm in the development of mental and physical qualities in children with ASD, theoretically described and substantiated in the scientific and methodological literature, has been established.Taking into account the identified features of the development of mental and physical qualities of children with autism spectrum disorder, an experimental method of development was created using the sensory-dynamic hall “Owl House” and tested in a pedagogical experiment for 6 months.Conclusion. The introduction of experimental methods contributed to improving the indicators of psychophysical qualities of children.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНО-ДИНАМИЧЕСКОГО ЗАЛА "ДОМ СОВЫ" В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 376 001: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-137-146

ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНО-ДИНАМИЧЕСКОГО ЗАЛА «ДОМ СОВЫ» В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Л.Е. Касмакова

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия

Аннотация

Цель исследования состоит в разработке и апробации методики развития психических и физических качеств детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с применением сенсорно-динамического зала «Дом Совы».

Методы и организация исследования. Обследованы 45 детей с РАС, проведено анкетирование родителей детей с РАС. Проведен анализ психофизических показателей по 7 контрольным тестам и сравнение полученных результатов с нормой по данным тестам. Изучено отношение родителей детей с РАС к занятиям физическими упражнениями. Результаты исследования и их обсуждение. Установлено наличие теоретически описанных и обоснованных в научно-методической литературе отклонений от нормы у детей с РАС в развитии психических и физических качеств.

С учетом выявленных особенностей развития психических и физических качеств детей с расстройством аутистического спектра разработана экспериментальная методика развития с применением сенсорно-динамического зала «Дом Совы» и апробирована в условиях педагогического эксперимента на протяжении 6 месяцев.

Заключение. Внедрение экспериментальной методики способствовало повышению показателей психических и физических качеств детей с РАС.

Ключевые слова: дети с расстройством аутистического спектра, психофизические качества, сенсорно-динамический зал «Дом Совы».

THE USE OF THE SENSORY-DYNAMIC HALL "OWL HOUSE" IN THE DEVELOPMENT OF MENTAL AND PHYSICAL QUALITIES IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

L.Ye. Kasmakova, e-mail: Larunya72@mail.ru; ORCID: 0000-0002-2464-4949

Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

Abstract

The research purpose is to establish and test methods for the development of mental and physical qualities in children with autism spectrum disorder (ASD) using the sensory-dynamic hall "Owl House".

Methods and organization of the research. 45 children with ASD were examined, parents of children with ASD were surveyed. The analysis of psychophysical indicators was carried out according to 7 control tests and the results obtained were compared with the norm according to these tests. The attitude of parents of children with ASD to physical exercises was studied.

Results and discussion. The presence of deviations from the norm in the development of mental and physical qualities in children with ASD, theoretically described and substantiated in the scientific and methodological literature, has been established.

Taking into account the identified features of the development of mental and physical qualities of children with autism spectrum disorder, an experimental method of development was created using the sensory-dynamic hall "Owl House" and tested in a pedagogical experiment for 6 months. Conclusion. The introduction of experimental methods contributed to improving the indicators of psychophysical qualities of children.

Keywords: children with autism spectrum disorder, psychophysical qualities, sensory-dynamic hall "Owl House".

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения расстройств аути-стического спектра в детском возрасте, возможность социальной адаптации и повышения качества жизни детей с РАС привлекают все большее внимание исследователей и врачей общей практики. Аутизм неспроста называют синдромом века: в настоящий момент этот диагноз встречается все чаще. По статистике, аутизмом в мире страдает более 10 млн. человек. Несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист. Каждый год их становится на 11-17% больше. На территории Китая эта цифра еще выше — 20%. Сегодня аутизмом страдает каждый сотый житель планеты [5]. Hansen SN, Schendel DE, Parner ET. (2014) в своих работах подчеркивали, что в последние годы распространенность расстройств аутистического спектра (РАС) заметно возросла, что, по предположению исследователей, может быть частично вызвано неэтиологическими факторами, такими как изменения в практике предоставления диагнозов [12]. Серьезно изменились диагностические критерии, позволившие включить в статистику детей и взрослых, которым раньше ставили другие диагнозы. Самый значительный рост в статистике произошел в начале 90-х-2000-х годах, когда диагноз «аутизм» получили люди без сопутствующих нарушений психического и физического здоровья [2].

К концу 2021 года количество людей с расстройством аутистического спектра увеличилось и, по данным ВОЗ, на 160 человек приходится 1 с данным заболеванием, а по неофициальным данным (не во всех странах официально ведется статистика по аутизму) — на 59 человек приходится 1 с РАС [3].

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу особенностей психофизического развития детей с РАС показал, что у них наблюдаются проблемы с социальным взаимодействием, ограниченность интересов и трудности

с игровой деятельностью, стереотипность поведения, нарушение речи и вербального общения в целом, также могут наблюдаться нарушения интеллектуальных способностей; часто наблюдается отсутствие инстинкта самосохранения, нарушение координации, ощущения себя в пространстве, вследствие чего может быть нарушена походка и движения

[1,4, 5].

Проблема аутизма в России усугубляется тем, что реабилитация таких детей недоступна в полном объеме. Кроме того, новых современных методик по реабилитации немного, в работе с детьми РАС используются обобщенные методы, которые не всегда подходят для работы с ними [6].

Многие авторы отмечают, что необходимо искать новые методики, которые бы включали в себя комплекс мер, направленных на поведенческую коррекцию, на развитие вербальных навыков коммуникации, на социальное взаимодействие; методики, позволяющие также развить психофизические качества, особенно координацию и пространственную ориентацию [6, 7, 10].

Особенности детей с РАС рассматривались в работах Ильченко Н.В. [2], Косин-ски К [3], Никольской О.С., Ведениной М.Ю. [5], Симашковой Н.В. [6] и многих других. Авторы указали, что эмоциональные нарушения занимают одно из центральных мест в клинической картине данного заболевания. Трудности регуляции эмоций приводят к нарушению поведения и проблемам социальной адаптации, что особенно становится заметно для родителей и окружающих в период социализации ребенка — посещения детского сада, поступления в школу. Ребенок с РАС может на любой запрет или по незначительным поводам, или даже беспричинно, устраивать истерики, которые трудно остановить, а успокаивается сам, на истощении [9]. Donnelly L.J., Golden T.H., Heisley L.D., Kozyavkin V. I. в своих работах отмеча-

ли, что РАС сопровождается моторными и сенсорными нарушениями, что проявляется в неуклюжести, планировании движения, гипо- или гипертонусе мышц, в нарушении способности поддерживать равновесие тела, неразвитости пространственной ориентации, осложнениях при дифференциации моторных ощущений и трудностях при выполнении координационных упражнений [8, 10, 11]. М. Кришталь (Слепян) в своей статье указывает на то, что хорошая физическая форма может стать мощным рычагом в социализации ребенка с аутизмом. При правильной организации помощи ребенку с РАС педагоги используют его пристрастия и сильные навыки для развития [7].

Никольская О.С., Веденина М.Ю. (2014) подчеркивали, что всем детям с расстройствами аутистического спектра, при значительной неоднородности этой группы по составу, крайне необходимо адаптивное физическое воспитание, одной из задач которого является прежде всего развитие и применение моторных навыков [5].

Анализ научно-методической литературы и изучение практики адаптивного физического воспитания детей с РАС показывает, что в их реабилитации не использовался потенциал сенсорно-динамического зала «Дом Совы». Вышесказанное определило актуальность нашего исследования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе нами были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анкетный опрос, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Анкетирование проводилось по разработанной нами анкете, состоящей из 8 вопросов закрытого типа. Педагогическое тестирование было организовано по 12

тестам: 5 характеризовали физическую подготовленность, 7 тестов — психическое развитие детей с РАС. Педагогический эксперимент был организован на базе центра «Сила в детях» г. Казань, г. Лениногорск. В исследовании участвовало две группы испытуемых: контрольная (занималась обязательными занятиями коррекционно-развивающей направленности во внеурочное время 3 раза в неделю, предусмотренными программой реабилитационного центра, г. Лениногорск) и экспериментальная (дети, занимавшиеся по экспериментальной методике адаптивного физического воспитания с применением сенсорно-динамического зала «Дом Совы», г. Казань). В каждой из групп было по 10 детей с РАС в возрасте 7-10 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале педагогического эксперимента нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 20 родителей, воспитывающих детей с РАС в возрасте от 7 до 10 лет.

Анкетный опрос позволил выявить следующее: все родители имеют представление об аутизме и его признаках (100%). Родители отмечают необходимость консультаций инструктора АФК. Затруднительным для родителей представляется подбор упражнений для самостоятельных занятий ребенка, хотя 87,5% родителей отмечают, что ребенок с радостью готов заниматься физической культурой. Также волнуют родителей проблемы совершенствования общения ребенка с РАС в со -циальной среде, развитие его речи, психических и физических качеств. Нами были исследованы показатели психических и физических качеств детей с РАС контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп. Анализируя результаты, мы выяснили, что дети с РАС, как КГ, так и ЭГ, имеют отставания от нормативных показателей в среднем от 40% до 80% (таблица 1).

Рисунок - Сенсорно-динамическии зал «дом совы» Figure - The Sensory-dynamic hall "Owl House"

Таблица 1 - Показатели развития психических и физических качеств детей с РАС 7-10 лет контрольной группы в начале эксперимента

Table 1 - Indicators of the development of mental and physical qualities in children with ASD at the age of 7-10 years of the control group at the beginning of the experiment

Тесты Indicators Дети с РАС, КГ Children with ASD, (KG), (n=10) Средний показатель нормы Average rate

Проба Ромберга пяточно-носочная (сек) Romberg heel-toe test (sec) 9.0± 0.20 56,3* 16

Наклоны туловища вперед в положении стоя (см) Torso tilts forward in the standing position (cm) 0,69±0,07 49* 1

Бег на месте за 5 с. (кол-во раз) Running on the spot in 5 seconds. (number of times) 5,9±0,41 25 * 9

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Flexion and extension of arms while lying on the floor (number of times) 5,8±0,43 43* 7

«Бросок мяча весом 1 кг» (м) "Throwing a 1 kg bal" (m) 4,12±0,44 96* 8,5

Тест на внимание Пьерона Рузера (ранг) Pieron Ruzer's Attention Test (rank) 1,7±0,09 46* 2,5

Тест «Узнай фигуры», балл Test "Find out the shapes", score 2,3±0,16 58* 5

Тест Когана, балл Kogan test, score 5,95 ± 0,88 40,5* 10

Тест «Обобщение понятий», балл Test "Generalization of concepts", score 2 ± 0,59 60* 5

Тест «Соедини пару», балл Test "Connect a couple", score 1,6 ± 0,5 60* 4

Тест «Сравнение слов», балл Test "Word Comparison", score 1,6 ± 0,58 60* 5

Тест «Нарисуй фигуру», балл Test "Drawing a Figure", score 1,45 ± 0,54 70* 5

Примечание: n - количество испытуемых Note: n - number of examinees. * - % от нормы

Результаты проведенных исследований свидетельствуют об отставании в развитии психических и физических качеств детей с РАС. В связи с выявленными особенностями психофизической подготовленности детей с РАС нами была разработана экспериментальная методика развития психических и физических качеств с применением сенсорно-динамического зала «Дом Совы». «Дом Совы» — это уникальное пространство, где ребенок и взрослый познают свой внутренний и окружающий мир через движение. Это безопасное место, где можно познавать свои движения, возможности тела. Занимаясь в «Доме Совы», ребенок эффективно осваивает двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов спо-

собствуют развитию не только физической силы, но и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Развитие получает не только тело, но и мозг. Разнообразные способы использования тренажеров «Дома Совы» создают многочисленные задачи, которые ребенок решает за счет своей двигательной активности.

Методика рассчитана на 6 месяцев. Занятия продолжительностью 30 минут проводились в индивидуальной форме 3 раза в неделю.

Цель методики: развитие психических и физических качеств детей с РАС. В качестве основных принципов экспериментальной методики приняты: принцип индивидуального подхода; принцип доступности и прочности; принцип

Таблица 2 - Показатели развития психических и физических качеств детей с РАС 7-10 лет экспериментальной группы в начале эксперимента

Table 2 - Indicators of the development of mental and physical qualities in children with ASD at the age of 7-10 years of the experimental group at the beginning of the experiment

Показатели Indicators Дети с РАС, ЭГ Children with ASD, EG (n=10) Средний показатель нормы Average rate

Проба Ромберга пяточно-носочная (сек) Romberg heel-toe test (sec) 8,9± 0.30 55,6* 16

Наклоны туловища вперед в положении стоя (см) Torso tilts forward in the standing position (cm) 0,77±0,08 42* 1

Бег на месте за 5 с. (кол-во раз) Running on the spot in 5 seconds (number of times) 5,5±0,45 38* 8

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Flexion and extension of arms while lying on the floor (number of times) 3.4±0,27 60* 4

«Бросок мяча весом 1 кг» (м) "Throwing a 1 kg ball" (m) 3,1±0,55 48* 7,5

Тест на внимание Пьерона Рузера (ранг) Pieron Ruzer's Attention Test (rank) 1,8±0,25 52* 2,5

Тест «Узнай фигуры», балл Test "Find out the shapes", score 2,5±0,25 50* 5

Тест Когана, балл Kogan test, score 5,15 ± 1 48,5* 10

Тест «Обобщение понятий», балл Test "Generalization of concepts", score 1,85 ± 0,67 63* 5

Тест «Соедини пару», балл Test "Connect a couple", score 1,6 ± 0,43 60* 4

Тест «Сравнение слов», балл Test "Word Comparison", score 1,4± 0,42 72* 5

Тест «Нарисуй фигуру», балл Test "Drawing a Figure", score 1,1 ± 0,38 78* 5

Примечание: n - количество испытуемых Note: n - number of examinees. * - % от нормы

коррекционно-развивающеи направленности; принцип систематичности и последовательности.

Экспериментальная методика состоит из 4 разделов.

1 раздел - Упражнения

в «Доме Совы»

Данный раздел состоял из 10 упражнений, выполняемых в сенсорно-динамическом зале «Дом Совы», которые включались в основную часть. Ставилась задача выполнить то или иное упражнение на данном оборудовании самостоятельно.

1. Ходьба по бревну;

2. Упражнение «Самолет». Совершает небольшие шаги от одного края до другого, от одной подвесной веревки до другой.

3. Ходьба на платформе.

4. Сидя на платформе «Манипулирование предметами».

5. Упражнения с Соволентой «Бросок».

6. Раскачивания на Соволенте в положении стоя.

7. Удержание равновесия, находясь в Батуте.

8. Удержание равновесия на одной ноге (на двух ногах).

9. Бросок. Предложить раскачивающемуся на Соволенте в той или иной позиции ребенку поймать обеими руками брошенный ему предмет, например, мяч или игрушку, и бросить его обратно в руки инструктора или в мишень.

10. Мишень. Цель упражнения — попасть «мячиком Совы» или любым другим мягким предметом по раскачивающемуся Шару.

2 раздел - Упражнения на виброплатформе

Раздел включал в себя комплекс из 10 упражнений на развитие физических и психических качеств, выполняемых на виброплатформе И£Веаи1уГК-16, с использованием отягощений (мячей разной тяжести — 0,5 кг; 1 кг и т.д.).

1. Стойки.

2. «Манипулирование мячами».

3. «Жонглирование мячами».

4. Броски мяча из-за головы.

5. Бросок мяча правой рукой, затем левой.

6. Удержание баланса. Упор на руки, стопы на платформе. Задействованы мышцы груди, рук, плеч и мышцы верхней части тела.

7. Удержание равновесия, стоя одной ногой на платформе, нога согнута в колене. Другая нога прямая на полу. Руки на поручнях.

8. Удержания равновесия. Стопы широко расставлены. Ноги слегка согнуты в коленях.

9. Упражнение «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, пальцы сцепить в замок, развернуть руки к себе. Надо двигать пальцем, который укажет специалист.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. «Ухо-нос». Ребенок должен левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем наоборот поменять положение рук.

3 раздел — Подвижные игры

Данный раздел включался в конце основной части.

Подвижные игры проводились с использованием сенсорно-динамического зала «Дом Совы».

Подвижные игры, используемые в методике, составлялись с учетом состояния здоровья и психофизических возможностей детей с РАС:

• игры, развивающие слуховую, осязательную и зрительную память («Исправь ошибку», «Шарик пропал», «Самолеты», «Волк» «Говорящий мяч» и др.);

• игры и игровые упражнения, развивающие функции вестибулярного аппарата, чувство равновесия (подвижная игра «Игровой маршрут»; подвижная игра «Льдина», игра в мяч (манипулирование предметами), сидя на снаряде (на бревне). Ребенок ловит предметы, затем бросает их в руки взрослого или в цель);

• игры, направленные на развитие координационных способностей (игра «Где я?». Ребенок лежит в Батуте. Предложить

ребенку перелечь головой в разные стороны. При этом нужно называть направления, куда в данный момент направлены голова, ноги. Пример задания: «Твоя голова направлена в сторону двери, а ноги в сторону окна»;

• игры, направленные на развитие силовых качеств (игра «Волокуша». Использовать шар с привязанной к нему стропой как «груз», который нужно транспортировать из одной точки в другую, пройдя через Тоннель. В другом варианте на полу могут лежать препятствия из мягких блоков, их нужно обойти или перетащить через них шар. Тянуть «груз» следует, держась за крепежную стропу.

• игры на развитие наглядно-образного мышления, наглядно-действенного мышления (игры «Зоопарк», «Лохматый пес», «Строим цифры»).

• игры на развитие быстроты реакций, активизацию речевой деятельности и умения ориентироваться в пространстве («Чудесный мешочек», «Повтори, не ошибись», «Узнай друга»).

4 раздел -Дыхательные упражнения

В занятия включались дыхательные упражнения с целью снятия усталости и предупреждения утомления детей с РАС. Комплекс дыхательных упражнений

1. Встать прямо, сгибать руки в локтях, ладонями вперед. Выполнять ритмичные вдохи носом, сжимая ладони в кулак. Опускать руки, отдыхать 4 сек. Выдыхать свободно ртом.

2. Узкая стойка, руки опущены вдоль тела. Исполнять маленький наклон вперед (спина округленная, голова опущена), тянете руки к полу, не доставая его. Вдох одновременно с наклоном. Затем выдыхать, выпрямляясь не до конца.

3. Стоя. Наклон головы вправо, касаясь ухом плеча, — вдох, голова влево — вдох. Выдох между вдохами.

4. Узкая стойка. Поворачиваете голову вправо — вдох, влево — вдох. Выдох между вдохами.

5. Узкая стойка. Наклон вперед, потянув руки к полу и выполняя вдох. Затем возвращаться назад, обнимать руками плечи и снова вдыхать.

6. Встать ровно, левая нога — вперед, правая — назад. Присед на левой ноге при сильном вдохе. Приседать на правой ноге, вдохнув.

7. Узкая стойка. Наклон головы вперед, глядя в пол — вдох, назад (глядя вверх) — вдох. Выдох между вдохами.

8. Медленная ходьба. На вдох — руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

9. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

В конце педагогического эксперимента было проведено повторное обследование детей с РАС, которое выявило положительную динамику изучаемых показателей физических и психических качеств.

Среднегрупповые результаты тестирования психофизической подготовленности констатируют повышение показателей в обеих исследуемых группах. Но при этом преимущественные изменения отмечены у детей с РАС, занимающихся по экспериментальной методике, что подтверждается статистически достоверной положительной динамикой по всем исследуемым показателям психофизической подготовленности.

Из таблицы 3 мы видим достоверный прирост показателей у детей с РАС экспериментальной группы в тестах, характеризующих координационные, скоростные, силовые, психические качества. В тесте, характеризующем координационные способности, их показатели улучшились на 19,72%. Тогда как показатели детей контрольной группы, хоть и изменились, но так и не достигли достоверных изменений ни в одном контрольном испытании.

Таблица 3 - Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп в процессе педагогического эксперимента (х ±Бх)

Table 3 - Comparative analysis of the results of the control and experimental groups during the pedagogical experiment (x ±Sx)

№ п/п Показатели Indicators Группы Groups Начало эксперимента The beginning of the experiment Конец эксперимента The end of the experiment Прирост (%) Growth (%)

1 Проба Ромберга пяточно-носочная (сек) Romberg heel-toe test (sec) КГ 9.0± 0.20 10.06± 0.18 5,7%

ЭГ 9.1 ±0.45 11.9± 0.66 19,7 %

Р >0,05 <0,05

2 Наклоны туловища вперед в положении стоя (см) Torso tilts forward in the standing position (cm) КГ 0,64±0,06 0,72±0,06 12,5%

ЭГ 0,74±0,08 0,83±0,07 23,4%

Р >0,05 >0,05

3 Бег на месте за 5 с. (кол-во раз) Running on the spot in 5 seconds(number of times) КГ 6,0±0,35 6,6±0,53 10%

ЭГ 5,8±0,46 7,4±0,67 27,5%

Р >0,05 <0,05

4 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) Flexion and extension of arms while lying on the floor (number of times) КГ 5,8±0,4 6,1±0,5 5,1%

ЭГ 5,8±0,4 6,8±0,2 17,2%

Р >0,05 >0,05

5 «Бросок мяча весом 1 кг» (м) "Throwing a 1 kg ball" (m) КГ 3,96±0,37 4,3±0,3 8,5%

ЭГ 4,28±0,5 5,3±0,53 23,8%

Р >0,05 <0,05

6 Тест на внимание Пьерона Рузера (ранг) Pieron Ruzer's Attention Test (rank) КГ 1,8±0,1 1,9±0,16 5,5%

ЭГ 1,6±0,03 2,9±0,3 18,75%

Р >0,05 <0,05

7 Тест «Узнай фигуры», балл Test "Find out the shapes", score КГ 2,7±0,28 2,9±0,3 4%

ЭГ 2,6±0,25 3,6±0,35 25%

Р >0,05 <0,05

8 Тест Когана, балл Kogan test, score КГ 5,95 ± 0,88 6,05±3,36 1,7 %

ЭГ 5,15±1 7,75±1,62 50 %

Р >0,05 <0,05

9 Тест «Обобщение понятий», балл Test "Generalization of concepts", score КГ 2 ± 0,59 2,65±2,14 32 %

ЭГ 1,85±0,67 3,4 ±1,56 83 %

Р >0,05 <0,05

10 Тест «Соедини пару», балл Test "Connect a couple", score КГ 1,6 ± 0,5 1,9±1,17 18 %

ЭГ 1,6±0,5 2,7 ±1,51 68 %

Р >0,05 <0,05

11 Тест «Сравнение слов», балл Test "Word Comparison", score КГ 1,6 ± 0,58 2,75±1,74 71 %

ЭГ 1,5±0,42 3,05±1,66 103%

Р >0,05 <0,05

12 Тест «Нарисуй фигуру», балл Test "Drawing a Figure", score КГ 1,45 ± 0,54 2±1,62 37%

ЭГ 1,5±0,38 2,65±1,72 77%

Р >0,05 <0,05

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; Р - достоверность различий между группами

Note: KG - the control group; EG - the experimental group; P - the reliability of differences between the groups

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, внедрение экспериментальной методики с использованием сенсорно-динамического зала «Дом Совы»

способствует: 1) повышению показателей физической подготовленности детей с РАС; 2) улучшению показателей психических качеств детей с РАС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л. С. Психология развития / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Юрайт, 2018. -217 с. - ISBN 978-5-991-69480-3. - Текст: непосредственный.

2. Ильченко, Н. В. Отбор психодиагностического инструментария для изучения представлений о мире у детей с расстройствами аутистического спектра / Н. В. Ильченко. - Текст: непосредственный // Дефектология. - 2015. - № 4. - С. 54.

3. Косински, К. Эрготерапия для детей с аутизмом: учебник / К. Косински. - М. : Рама Паблишинг, 2017. - 192 с. - ISBN: 978-5-91743-070-6. - Текст: непосредственный.

4. Кэрролл, В. Инклюзивное образование в Великобритании: текущее состояние, перспективы и практическая реализация / В. Кэрол. - Текст: непосредственный // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. -М. : МГППУ, 2015. - С. 53-60.

5. Никольская, О. С. Особенности психического развития детей с аутизмом / О. С. Никольская, М. Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах №18 URL: https:// alldef.ru/ru/articles/almanah-18/osobennosti-psihicheskogo-razvitija-detej-s-146 (Дата обращения: 31.01.2022)

6. Симашкова, Н. В. Расстройства аутистического спектра. В кн.: Психиатрия: национальное руководство /Симашкова Н.М. / гл. ред.: Ю.А.Александровский, Н.Г. Незнанов. - 2-е изд.,

перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. -C. 724-761.

7. Слепян, М. Ода физкультуре, или Почему спорт необходим в комплексной программе занятий для ребенка с аутизмом / М. Слепян // Аутизм и нарушения развития. - 2018. - Том 16, № 1. -С. 61-68. doi:10.17759/autdd.2018160109

8. Donelly L.J. Parent-child Interaction in Children with Autism Spectrum Disorder Who Vary in Symptom Severity and Level of Functioning: dis. ... Doctor of Philosophy / L.J. Donelly: Graduate School of Arts and Sciences. - Columbia university, 2015. - 246 p.

9. Golden T.X. Parents in relationships with their children with autism: a qualitative study: dis. ... Doctor of Philosophy / T.X. Golden: College of Social Work. - The University of Utah, 2012. - 192 p.

10. Haisley L.D. Parenting Stress in Parents of Young Children with Autism Spectrum Disorders: The Role of Child Characteristics and Social Support: dis. ... Candidate of Psychology / L.D. Haisley. -University of Connecticut Graduate School, 2014. - 83 p.

11. Kozyavkin V. I., Intensive Neurophysiological Rehabilitation System for Children К 59 with Autism [monograph] / V.I. Kozyavkin, L.F. Shestopalova, T.B. Voloshyn - Kyiv: Educational Literature Centre, 2017 - 60 p.

12. Hansen SN, Schendel DE, Parner ET. Explaining the increase in the prevalence of autism spectrum disorders: the proportion attributable to changes in reporting practices. JAMA Pediatr 2015; 169:56-62

REFERENCES

1. Vygotsky, L. S. Psychology of development / L. S. Vygotsky. - M.: «Yurayt» Publishing House, 2018. - 217 p. - ISBN 978-5-991-69480-3. - Text- direct.

2. Ilchenko, N.V. Selection of psychodiagnostic tools for the study of ideas about the world in children with autism spectrum disorders / N.V. Ilchenko. -Text: direct // Defectology. - 2015. - No.4. - p. 54.

3. Kosinski, K. Ergotherapy for children with autism: textbook / K. Kosinski. - M.: «Rama» Publishing 2017. - 192 p. - ISBN number: 978-5-91743-0706. - Text: direct.

4. Carroll, V. Inclusive education in the UK: current state, prospects and practical implementation / V. Carroll. - Text: direct // Inclusive education: results, experience and prospects: collection of materials of the III Scientific and practical International Conference / edited by S.V. Alyokhina. - M.: MGPPU, 2015. - pp. 53-60.

5. Nikolskaya, O.S. Features of mental development of

children with autism / O.S. Nikolskaya, M.Yu. Ve-denina // Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. 2014. Almanac No. 18 URL: https:// alldef.ru/ru/articles/almanah-18/osobennosti-

psihicheskogo-razvitija-detej-s-146 (Accessed 31.01.2022)

6. Simashkova, N.V. Autism spectrum disorders. In the

book: Psychiatry: National leadership /Simashkova N.M. / main ed.: Yu.A.Alexandrovsky, N.G. Neznanov.

- 2nd ed., reprint. and additional. - M.: GEOTAR-Media, 2018. - pp. 724-761.

7. Slepyan, M. Ode to physical education, or why sport

is necessary in a comprehensive program of classes for a child with autism / M. Slepyan // Autism and developmental disorders. 2018. Volume 16. No. 1. pp. 61-68. doi:10.17759/autdd.2018160109

8. Donnelly L.J. Interaction of parents and children in

children with autism spectrum disorders, which differ in severity of symptoms and level of functioning: dis. ... candidate of pedagogical sciences. ... Doctor of Philosophy / L.J. Donnelly: Graduate School of Arts and Sciences. - Columbia University, 2015. - 246 p.

9. Golden T.H. Parents in relationships with their children with autism: qualitative research: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. ... Doctor of Philosophy / T.H. Golden: College of Social Work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- University of Utah, 2012. - 192 p.

10. Heisley L.D. Parental stress in parents of young children with autism spectrum disorders: the role of child characteristics and social support: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. ... Candidate of Psychological Sciences / L.D. Heisley. - University of Connecticut Graduate School, 2014. - 83 p.

11. Kozyavkin V. I., The system of intensive neuro-physiological rehabilitation of children over 59

with autism [monograph] / V.I. Kozyavkin, L.F. Shestopalova, T.B. Voloshin - Kiev: Center for Educational Literature, 2017. - 60 p.

12. Hansen S.N., Schendel DE, Parner Et AL. Explanation of the increase in the prevalence of autism spectrum disorders: the proportion associated with changes in reporting practices. JAMA Pediatr 2015; 169:56-62

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Касмакова Лариса Евгеньевна (Kasmakova Larisa Yevgenevna) - кандидат педагогических наук, доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; e-mail: Larunya72@mail.ru; ORCID: 0000-0002-2464-4949

Поступила в редакцию 14 января 2022 г. Принята к публикации 21 февраля 2022 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Касмакова, Т.А. Применение сенсорно-динамического зала «дом совы» в развитии психических и физических качеств детей с расстройством аутистического спектра / Т.А. Касмакова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 137-146. 001:10.36028/2308-8826-2022-10-1-137-146

FOR CITATION

Kasmakova L. Y. The use of the sensory-dynamic hall "owl house" in the development of mental and physical qualities in children with autism spectrum disorder. Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 137-146 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-88262022-10-1-137-146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.