Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1469
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соловьева Марина Викторовна

В статье представлены результаты исследования, направленного на решение проблемы диагностирования физической подготовленности детей с аутизмом, обусловленной сложностями установления уровня сформированности двигательных умений и навыков, поведенческими особенностями, имеющимися проблемами в коммуникации, наличием асинхронии психического и моторного развития. Цель исследования заключалась в проверке эффективности авторской диагностика «ФизРАС» как основы для построения индивидуальной программы занятий для детей с расстройствами аутистического спектра. По окончанию педагогического эксперимента были выявлены значимые положительные изменения у детей с расстройствами аутистического спектра, входящих в состав экспериментальной группы по количественным и качественным характеристикам, что свидетельствует об эффективности разработанной диагностики физической подготовленности детей с аутизмом. Тестирования физических качеств диагностики «ФизРАС» могут применяться для детей младшего школьного возраста с аутизмом, обучающихся по программам обучения по ФГОС 8.1, 8.2, 8.3, 8.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соловьева Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND FITNESS OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

The article presents the results of the study aimed at solving the problem of diagnosing the physical development and fitness of children with autism, due to the difficulties of establishing the level of formation of motor skills, behavioral characteristics, existing problems in communication, and the presence of asynchrony of mental and motor development. The purpose of the study was to test the effectiveness of the author's diagnostics “FizRAS” as a basis for building up the individual training program for children with autism spectrum disorder. At the end of the pedagogical experiment, significant positive changes were identified among the children with autism spectrum disorder, who are part of the experimental group in terms of quantitative and qualitative characteristics, which indicates the effectiveness of the developed diagnostics of physical development and fitness of children with autism. Testing of physical qualities of diagnostics “FizRAS” can be used for children of primary school age with autism who are enrolled in training programs under the Federal state educational standard 8.1, 8.2, 8.3, 8.4.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Контактная информация: speedy-@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.12.2020

УДК 796.015.62+376

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Марина Викторовна Соловьева, магистр, учитель физической культуры, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Москва

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на решение проблемы диагностирования физической подготовленности детей с аутизмом, обусловленной сложностями установления уровня сформированности двигательных умений и навыков, поведенческими особенностями, имеющимися проблемами в коммуникации, наличием асинхронии психического и моторного развития. Цель исследования заключалась в проверке эффективности авторской диагностика «ФизРАС» как основы для построения индивидуальной программы занятий для детей с расстройствами аутистического спектра. По окончанию педагогического эксперимента были выявлены значимые положительные изменения у детей с расстройствами аутистического спектра, входящих в состав экспериментальной группы по количественным и качественным характеристикам, что свидетельствует об эффективности разработанной диагностики физической подготовленности детей с аутизмом. Тестирования физических качеств диагностики «ФизРАС» могут применяться для детей младшего школьного возраста с аутизмом, обучающихся по программам обучения по ФГОС 8.1, 8.2, 8.3, 8.4.

Ключевые слова: диагностика, дети с расстройствами аутистического спектра, младший школьный возраст, физическое развитие, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p237-241

DIAGNOSTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND FITNESS OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Marina Victorovna Solovieva, the master student, teacher of physical culture, Federal Resource Center of Organizing Comprehensive Support for Children with ASD, Moscow

Abstract

The article presents the results of the study aimed at solving the problem of diagnosing the physical development and fitness of children with autism, due to the difficulties of establishing the level of formation of motor skills, behavioral characteristics, existing problems in communication, and the presence of asynchrony of mental and motor development. The purpose of the study was to test the effectiveness of the author's diagnostics "FizRAS" as a basis for building up the individual training program for children with autism spectrum disorder. At the end of the pedagogical experiment, significant positive changes were identified among the children with autism spectrum disorder, who are part of the experimental group in terms of quantitative and qualitative characteristics, which indicates the effectiveness of the developed diagnostics of physical development and fitness of children with autism. Testing of physical qualities of diagnostics "FizRAS" can be used for children of primary school age with autism who are enrolled in training programs under the Federal state educational standard 8.1, 8.2, 8.3, 8.4.

Keywords: diagnostics, children with autism spectrum disorder, primary school age, physical development, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день исследовательский интерес к вариантам проявлений расстройств аутистического спектра (РАС) не убывает и, несмотря на многочисленные исследования, существенного прогресса в их понимании до сих пор нет [2, с.69]. В большей

степени сложившаяся ситуация обусловлена ростом распространенности данной патологии во всем мире.

Так, согласно имеющейся статистике, количество наблюдений с РАС достигает 2-3 на группу из 20-25 детей, регистрируя от 0,2 до 2 случаев РАС на 10 000 детского населения [3, с.43; 4, с. 97]. Приведённые данные полностью совпадают с показателями, регистрируемые европейскими специалистами, но ниже тех, которые представлены в источниках американских исследователей - 50 на 10 000 детского населения. Признаки РАС проявляются нарушениями психического развития с качественными аномалиями в социальной сфере (взаимодействие, общение, расстройство речи и моторики, стереотипность деятельности и т.д.). Так, согласно имеющимся данным в 30% случаев у детей с РАС наблюдается симптомы регресса социальных навыков, речи и игровой деятельности, которые сохраняются на протяжении всей жизни [1, с.104; 5, с. 49].

Проблема диагностирования физической подготовленности детей с аутизмом наиболее актуальна на сегодняшний день ввиду особых сложностей с тестированием двигательных умений и навыков у детей с РАС. Сложившаяся ситуация обусловлена их поведенческими особенностями и имеющимися проблемами в коммуникации. Кроме названного, следует отметить наличие у детей с РАС асинхронии психического и моторного развития, вследствие чего не рационально оценивать детей с аутизмом по общепринятым нормативам двигательных тестов с учетом возрастных норм.

Сложность проведения диагностических процедур не позволяет ввести в процесс занятий с детьми с РАС коррекционных действий, направленных на повышения уровня их социализации. Анализ научно-методической литературы и обобщение собственного практического опыта показывают, что дети с РАС имеют асинхронию психического и моторного развития: дети дошкольного возраста и ученики начальных классов (и первого года обучения, и четвертого класса, обучающиеся по вариантам программ по ФГОС 8.2, 8.3, 8.4) зачастую могут проходить одни и те же двигательные тесты, не соответствующие их возрастным нормам. Прыжки с двух ног в длину, броски набивного мяча, бег по ориентирам, наряду с тестированиями выносливости, гибкости, быстроты могут вызывать одинаковые сложности у детей с аутизмом как четырех, так и 10 лет.

Диагностика «ФизРАС» позволяет определять отстающие навыки крупной моторики и физические качества путем адаптирования общепринятых двигательных тестов с учетом особенностей развития детей исследуемой категории, что позволяет рационально выстраивать индивидуальную коррекционно-развивающую тренировочную программу для ребенка с аутизмом, определять успешность прохождения ими коррекционной программы.

Для комплексного сбора данных в диагностике «ФизРАС» разработаны дополнительные сопроводительные материалы (приложение), которые помогут педагогам физического воспитания более качественно и структурированно проводить диагностику физической подготовленности детей с РАС. В приложение входит: анкета для родителей, бланк для заполнения педагогической характеристики на ребенка, диагностические бланки, чек-листы для планирования тренировочной программы, карточки с изображениями двигательных тестов для составления визуального расписания, а так же составлены методические рекомендации по обучению двигательным действиям детей с РАС и комплексы упражнений для развития основных движений для детей разного уровня подготовки.

Цель исследования заключается в проверке эффективности авторской диагностики «ФизРАС» как основы для построения индивидуальной программы занятий детей с РАС.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Базой исследования послужил Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ МГППУ), г. Москва. В качестве испытуемых выступили дети с РАС в возрасте 7 лет

(7±0,4) в количестве 12 человек, разделенных на констатирующем этапе педагогического эксперимента на две группы: экспериментальная группа (ЭГ, п=6 чел.), контрольная группа (ЭГ, п=6 чел.) В качестве диагностического инструментария была использована разработанная авторская диагностика «ФизРАС».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты двигательных тестов оцениваются по количественным (единица измерения для выбранного теста) и качественным характеристикам. Оценка качественных характеристик физической подготовленности детей с РАС осуществлялась согласно следующим критериям:

1) техническое выполнение (облегченные критерии оценивания техники для детей с РАС с учетом их особенностей развития);

2) уровень самостоятельности при выполнении двигательных тестов;

3) уровень понимания речевых инструкций.

После фиксирования, анализа и интерпретации данных, полученных в ходе тестирования на контрольном этапе опытно-экспериментальной части исследования, были разработаны тренировочные программы занятий по физической культуре для детей ЭГ, ориентированные на устранение (коррекцию) пропущенных каждым ребенком этапов моторного развития и сформированности социально-коммуникативных и бытовых навыков.

Измерения вышеназванных характеристик осуществлялось два раза: на констатирующем этапе (сентябрь 2019 г.) и на контрольном этапе (июнь 2020 г.) педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблицах 1, 2. 3. Таблица 1 - Количественные характеристики ЭГ и КГ на контрольном этапе педагогиче-

Двигательный тест КГ ЭГ Динамика показателей

Перешагивания, кол-во шагов 2 4 2

Бег на месте, кол-во шагов 6 11 5

Бег зиг-загом, кол-во касаний 0 2 2

Стойка на одной ноге, сек 2 8 6

Ходьба по бревну, ко-во раз 12 5 -7

Ловля мяча двумя руками, кол-во раз 1 3 2

Бросок мяча 1 кг из-за головы, см 23 48 25

Бросок теннисного мяча правой рукой, кол-во раз 1 2 1

Бросок теннисного мяча левой рукой, кол-во раз 0 2 2

Прыжок в длину, см 23 45 22

Ползание на четвереньках, сек 23 15 -8

Лазание по шведской стенке, сек 18 12 -6

Наклон к носочкам сидя, см 34 27 -7

Планка, сек 5 10 5

Ориентирование в пространстве, кол-во раз 0 2 2

Таблица 2 - Качественные характеристики ЭГ и КГ на контрольном этапе педагогического эксперимента, ед. теста_

Двигательный тест КГ ЭГ Динамика показателей

Перешагивания, кол-во шагов 3 5 2

Бег на месте, кол-во шагов 2 4 2

Бег зиг-загом, кол-во касаний 3 5 2

Стойка на одной ноге, сек 1 3 2

Ходьба по бревну, ко-во раз 2 6 4

Ловля мяча двумя руками, кол-во раз 0 3 3

Бросок мяча 1 кг из-за головы, кол-во раз 3 4 1

Бросок теннисного мяча правой рукой, кол-во раз 2 6 4

Бросок теннисного мяча левой рукой, кол-во раз 1 5 4

Прыжок в длину, см 1 3 2

Двигательный тест КГ ЭГ Динамика показателей

Ползание на четвереньках, сек 5 7 2

Лазание по шведской стенке, сек 2 4 2

Наклон к носочкам сидя, см 0 2 2

Планка, сек 3 5 2

Ориентирование в пространстве, кол-во раз 0 3 3

Таблица 3 - Сравнительный анализ динамики результатов уровня самостоятельности в бытовых навыках ЭГ и КГ на контрольном этапе педагогического эксперимента, балл

Бытовые навыки КГ ЭГ Динамика показателей

Чистить зубы 1 2 1

Открывать двери 2 3 1

Переодеваться 0 2 2

Переобуваться 2 3 1

Кататься на самокате 0 2 2

Кататься на велосипеде 0 1 1

Кататься на роликах 0 0 0

Вытирать руки полотенцем 0 2 2

Крепко удерживать бытовые предметы (расческа, вилка, ложка и т.д.) 1 3 2

Спускаться и подниматься по лестнице без опоры 1 2 1

Перешагивать через препятствия (лужи, бордюры и т.д.) 2 3 1

Перепрыгивать через препятствия (лужи, бордюры и т.д.) 0 2 2

Согласно полученным в ходе реализации педагогического эксперимента результатам, были выявлены значимые положительные изменения у детей с РАС, входящих в состав ЭГ практически по всем количественным и качественным характеристикам, что свидетельствует об эффективности разработанной диагностики физической подготовленности детей с аутизмом. Результаты проведенных диагностических тестирований ребенка с РАС сравниваются относительно результатов самого ребенка.

ВЫВОДЫ

Комплекс диагностических тестов «ФизРАС» разработан на основе исследования и анализа опыта использования и проведения общепринятых тестирований физических качеств для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и умственной отсталостью школ VIII вида и в ходе педагогического эксперимента продемонстрировал свою эффективность, что нашло отражение в зафиксированных результатах. Тестирования физических качеств диагностики «ФизРАС» могут применяться для детей с аутизмом от 4 лет и младших школьников, обучающихся по программам обучения по ФГОС 8.1, 8.2, 8.3, 8.4.

Диагностика «ФизРАС» позволяет определить успешность прохождения программы и применения, какой либо методики по физическому воспитанию для детей с аутизмом и может быть инструментом измерения эффективности работы педагога физического воспитания различных направлений.

Представленная диагностика может использоваться учителями физической культуры, адаптивной физической культуры и адаптивного фитнеса, тренерами различных видов спорта, воспитывающих спортсменов с РАС для рационального составления комплексов упражнений и коррекционной программы обучения.

Разработанные методические рекомендации по обучению физическому воспитанию детей с РАС могут использоваться в программах обучения в педагогических и физкультурных вузах, колледжах, на специализированных курсах повышения квалификации, а также могут быть полезны родителям особенных детей при организации домашнего

тренинга и составления коррекционного плана обучения.

Диагностика «ФизРАС» может использоваться тренером и родителями детей с аутизмом при прохождении он-лайн диагностики в дистанционном формате адаптивного физического воспитания. Предложенные тестирования и их описанная методика проведения доступна для родителей и позволяет проводить диагностику физической подготовленности детей с РАС в домашних условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бардышевская М.К. Нарушения развития аффективно поведенческих комплексов при аутизме: определение возможностей их восстановления / М.К. Бардышевская // Известия Уральско -го федерального университета. - 2016. - № 1. - С. 102-113.

2. Казари К. Современное состояние поведенческих вмешательств при аутизме и нарушениях развития. / Е. Казари // Аутизм и нарушения развития. - 2016. - №14 (4). - С. 68-76.

3. Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма. / Б. Нейсон // Сенсорные аспекты аутизма. Аутизм и нарушения развития. - 2016. - 14 (3). - С. 42-48.

4. Филиппова Н.В. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему. / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник // Социальная и клиническая психиатрия. - 2014. - № 24 (3) - С. 96-101.

5. Чигринец А.Н. Понятие, признаки раннего детского аутизма и стратегии поддержки детей с ранним детским аутизмом. / А.Н. Чигринец // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования : сборник научных статей международной конференции. -Барнаул : Алтайский государственный университет, 2015. - С. 48-49.

REFERENCES

1. Bardyshevskaya, M.K. (2016), "Violations of the development of affective behavioral complexes in autism: determining the possibilities of their recovery", Proceedings of the Ural Federal University, No. 1, pp. 102-113.

2. Kazari, K. (2016), "Current state of behavioral interventions in autism and developmental disorders", Autism and developmental disorders, No. 14 (4), pp. 68-76.

3. Neyson, B. (2016), "On the core issues of autism", Sensory aspects of autism. Autism and developmental disorders, No. 14 (3), pp. 42-48.

4. Filippova, N.V. and Barylnik, Yu.B. (2014), "Epidemiology of autism: a modern view of the problem", Social and clinical psychiatry, No. 24 (3), pp. 96-101.

5. Chigrinets A.N. (2015), "Concept, signs of early childhood autism and strategies for supporting children with early childhood autism", Lomonosov readings in the Altai: fundamental problems of science and education, Collection of scientific articles of the international conference, Altai State University, Barnaul, pp. 48-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: solovevamv@mgppu.ru

Статья поступила в редакцию 14.12.2020

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Александр Владимирович Сысоев, кандидат педагогических наук, профессор, Борис Вячеславович Кузнецов, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Валерьевич Соболев, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассматривается проблема использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания студенческой молодёжи. Изучается опыт практических работников. Представляется собственное видение данного процесса. Предлагается авторская методика профессионально-прикладной физической подготовки. Приводятся некоторые итоги её внедрения в учеб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.