Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1275
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / КОРРЕКЦИЯ / РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Репина А.И., Тимофеева И.В., Салимов М.И.

Цель исследования - экспериментально обосновать методику развития моторных функций детей с расстройством аутистического спектра. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проведен на базе двух организаций - кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» и коррекционно-развивающего центра «Аврора» для детей с аутизмом г. Екатеринбурга. Для диагностики моторных функций детей с РАС применялись двигательные тесты, которые характеризуют уровень сформированности двигательных навыков и физических способностей ребенка в соответствии с возрастом. Результаты исследования и выводы. Применение методики развития моторных функций у детей с РАС с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка увеличивает их показатели физического развития, оказывает положительное воздействие на комплекс морфофункциональных свойств организма, способствует повышению уровня физических способностей, становлению и закреплению двигательных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Репина А.И., Тимофеева И.В., Салимов М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MOTOR FUNCTIONS IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Objective of the study was to experimentally substantiate the development of motor functions in children with autism spectrum disorders. Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted on the basis of two institutions: the theoretical part - at the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Education of Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture, the practical part - at the Autism Therapy Center «Aurora», Yekaterinburg. Motor tests were used to rate the level of development of motor functions in children with autism spectrum disorders, including the level of motor skills and physical abilities according to age. Results and Conclusion. The application of the methodology of development of motor functions in the children with autism spectrum disorders, taking into account their individual abilities, significantly improves their physical development and has a positive effect on the complex of morphofunctional properties of the body. It also helps to enhance the children’s physical capacities, build and strengthen their motor skills.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

развитие моторных Функции у детей с расстройством аутистического спектра

УДК/UDC 796.077-056.266

Поступила в редакцию 26.02.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Репина1 Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Тимофеева1 Кандидат педагогических наук, доцент М.И. Салимов1

1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

METHODS OF DIAGNOSIS AND DEvELOPMENT OF MOTOR FUNCTIONS IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor A.I. Repina1 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor I.V. Timofeeva1 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor M.I. Salimov1

1Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Информация для связи с автором: raial286@bk.ru

Аннотация

Цель исследования - экспериментально обосновать методику развития моторных функций детей с расстройством аутистического спектра. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проведен на базе двух организаций - кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» и коррекционно-развивающего центра «Аврора» для детей с аутизмом г. Екатеринбурга. Для диагностики моторных функций детей с РАС применялись двигательные тесты, которые характеризуют уровень сформированности двигательных навыков и физических способностей ребенка в соответствии с возрастом.

Результаты исследования и выводы. Применение методики развития моторных функций у детей с РАС с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка увеличивает их показатели физического развития, оказывает положительное воздействие на комплекс морфофункциональных свойств организма, способствует повышению уровня физических способностей, становлению и закреплению двигательных навыков.

Ключевые слова: дети с расстройством аутистического спектра, коррекция, развитие моторных функций, физическое развитие.

Abstract

Objective of the study was to experimentally substantiate the development of motor functions in children with autism spectrum disorders. Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted on the basis of two institutions: the theoretical part - at the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Education of Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture, the practical part - at the Autism Therapy Center «Aurora», Yekaterinburg. Motor tests were used to rate the level of development of motor functions in children with autism spectrum disorders, including the level of motor skills and physical abilities according to age.

Results and Conclusion. The application of the methodology of development of motor functions in the children with autism spectrum disorders, taking into account their individual abilities, significantly improves their physical development and has a positive effect on the complex of morphofunctional properties of the body. It also helps to enhance the children's physical capacities, build and strengthen their motor skills.

Keywords: children with autism spectrum disorder, correction, motor function development, physical development.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Особенностью двигательных нарушений при детском аутизме является то, что они очень тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. При оценке моторных функций детей с РАС наблюдается несформирован-ность двигательных навыков в соответствии с возрастом, скованность движений, торопливость, отсутствие согласованности движений отдельных звеньев тела в процессе выполнения упражнений, снижение показателей силовых способностей, силовой выносливости мышц, координации и быстроты движений. Среди соматических нарушений чаще встречаются гипермобильность, рекурвация суставов, миотонический синдром, нарушение осанки, плосковаль-гусная установка стоп, слабость дыхательной мускулатуры. В этой связи необходим комплексный и системный подход к развитию моторных функций детей с расстройством аути-стического спектра.

Цель исследования - экспериментально обосновать методику развития моторных функций детей с расстройством аутистического спектра.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проведен на базе двух организаций: теоретическая часть исследования осуществлена на базе кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», практическая часть - на базе кор-рекционно-развивающего центра «Аврора» для детей с аутизмом г Екатеринбурга.

Для диагностики моторных функций детей с РАС применялись двигательные тесты, которые характеризуют уровень сформированности двигательных навыков и физических способностей ребенка в соответствии с возрастом.

В таблице представлен протокол оценки моторных функций и двигательных способностей ребенка с расстройством

62

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

аутистического спектра шести лет, который наглядно показывает несформированные навыки в соответствии с возрастом и позволяет разработать индивидуальную методику их развития.

Результаты исследования и их обсуждение. Основные направления методики развития моторных функций детей с РАС подбираются индивидуально с учетом возможностей и каждого ребенка.

1. Развитие координации движений:

- развитие согласованности движений отдельных звеньев тела: лазание по скалодрому, лестнице; прыжки на батуте с выполнением заданий; ходьба с выполнением движений руками; упражнения с предметами, выполнение упражнений на подвижной поверхности и т. д.;

- развитие зрительно-пространственной ориентации, ориентировки в пространстве: преодоление полосы препятствий с обеганием предметов, проползанием по туннелю, перешагиванием через препятствия, перепрыгиванием и вращением вокруг своей оси; выполнение упражнений из необычных исходных положений и т. д.;

- развитие статического и динамического равновесия: упражнения с закрытыми глазами на сохранение равновесия; стойка на носках - руки вниз, вперед, вверх; стойка поочередно на одной ноге; раскачивание на качели «ковер-самолет», раскачивание на качели «бревно» вперед-назад, вправо-влево, по часовой и против часовой стрелки; повороты, наклоны, вращения на ограниченной, возвышенной или подвижной поверхности, выполнение упражнений стоя на «bosu» и т. д.;

- формирование быстроты реагирования на изменяющиеся внешние условия и точности движений: повторение движений за педагогом в быстром темпе; упражнения на реагирующую способность (звук, хлопок), бросок мяча в цель и т. д.;

- обучение дифференцировке мышечных усилий: зашаги-вание, запрыгивание на степ платформы разной высоты (10 см, 20 см, 30 см) и т. д.

2. Развитие силы и выносливости:

развитие силы кисти: сжимание кисти в кулак; надавливание кистью на мягкий предмет (мяч); сжимание кистью мячей (эспандеров) разного диаметра - одной рукой, двумя руками и т. д.;

улучшение силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса: партерная гимнастика; упражнения для мышц брюшного пресса; упражнения с сопротивлением; упражнения с отягощением веса собственного тела;

улучшение силовой выносливости мышц верхних и нижних конечностей: упражнения на скалодроме; сгибание-разгибание рук в упоре лежа, с колен, на гимнастической скамейке; приседания; выпады вправо-влево, вперед-назад; упражнения с набивным мячом. улучшений общей выносливости: переменный бег 15 мин; эстафета 10-15 мин.

3. Развитие гибкости:

развитие подвижности в суставах: упражнения на растягивание с использованием мягких модулей, йога в гамаках, маховые упражнения и т. д.

4. Развитие быстроты:

обучение дифференцировке частоты движений: бег на месте с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, быстро-медленно и т. д.;

развитие быстроты реакции, быстроты выполнения последовательных двигательных действий в целом.

5. Коррекция и развитие основных видов движений: формирование навыка лазания, ползания, перелезания, подлезания: упражнения с использованием мягких модулей, тоннеля и т. д.;

формирование навыка броска, ловли мяча, метания: отбивание мяча от пола (сначала большего диаметра, затем меньшего), бросок утяжеленного мяча из-за головы двумя руками, бросок мяча снизу, бросок мяча в цель (обруч) одной рукой с расстояния 3-5 м и т. д.; формирование навыка прыжка: спрыгивание с высоты 30-40 см; выпрыгивание из глубокого приседа; прыжки вправо, влево, вперед, назад; прыжки на одной ноге; пере-

Пример протокола оценки моторных функций и двигательных способностей ребенка с расстройством аутистического спектра шести лет

Моторные функции Да Да, с помощью Нет

Прыжки на двух ногах на месте

Прыжки на двух ногах вперед

Запрыгивание на платформу 20 см

Прыжки на одной ноге на месте

Бросок мяча из-за головы

Ловля мяча

Закатывание мяча в ворота ногой

Ходьба с переходом на бег, переход с бега на ходьбу

Ходьба спиной вперед по скамейке

Бег «змейкой» с обеганием предметов

Ходьба «гуськом»

Зеркальное выполнение заданий руками: в стороны - вверх - вперед -на голову - на живот - вверх - на колени - в стороны - на голову - в стороны -закрыть глаза - в стороны - на плечи - вверх - на пояс - и т.д.

Поочередное поднимание ног в И.П. лежа на спине

Подъем ног до угла 45° в И.П. лежа на спине

Подъем туловища в сед

Приседания

Упражнение «Лодочка»

Лазание по гимнастической лестнице

Наклон (коснуться пальчиками рук до носков)

Комплексное задание: И.П. - сидя - встать-хлопок, поворот вправо - сесть -встать - хлопок-поворот влево - сесть

*голубой - выполняет самостоятельно; ** чёрный - выполняет с помощью инструктора; ***серый - не выполняет.

№11 • 2021 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

прыгивание через препятствия на одной ноге, на двух ногах; запрыгивание на платформу высотой 20-30 см и т. д.

6. Коррекция и профилактика соматических нарушений:

- коррекция и профилактика нарушения осанки, сколиоза, плоскостопия, вальгусной, варусной установки стоп, ре-курвации локтевого сустава, нормализация мышечного тонуса: симметричные, ассиметричные упражнения для формирования мышечного корсета; деторсионные упражнения; использование массажных дорожек для укрепления подошвенных мышц; чередование напряжения и расслабления мышц; фитбол-гимнастика, выполнение упражнений на «bosu» и т. д.;

- улучшение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем: звуковая гимнастика; выдох в трубочку в воду; обучение брюшному дыханию; надувание шариков, бег с ускорением на короткие дистанции (10-20 м), переменный бег (10-15 мин) по пересеченной местности и т. д.

7. Развитие сенсорных систем:

- формирование одновременных реципрокных сенсомо-торных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве, улучшение проприоцеп-тивного восприятия: упражнения с использованием «тяжелого одеяла»; выполнение упражнений на «bosu» и т. д.;

- развитие тактильных ощущений, кожно-кинестических восприятий, формирование мышечно-суставного чувства, мимическая гимнастика;

- развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, работа в бассейне с фасолью, горохом, упражнения на тактильной платформе, упражнения на «бизиборде»;

- обучение дифференцировке зрительных и слуховых сигналов: упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой аппарат, цветовые воздействия на зрительный аппарат).

При проведении занятий у детей с РАС необходимо использовать зрительные ориентиры (зеркальное выполнение, использование картинок с изображением упражнений, обозначение границ). Количество повторений может быть предложено для выбора ребенку (например, 10 или 15 повторений). Для расширения кругозора счет при выполнении упражнений можно вести единицами, сотнями, тысячами и т. д. (одна тысяча, две тысячи, три тысячи и т. д.). Инструкции не должны быть многословны и подаются ребенку четко, конкретно.

При рекурвации сустава не допускать его переразгибания, например при рекурвации локтевого сустава исключить в упражнениях исходное положение с опорой на руки.

Для снятия мышечного и психического напряжения при выполнении упражнений у детей с РАС необходимо применять приемы сенсорной разгрузки (катание с горки, качание на качели, упражнения в гамаке, вибрационный массаж и др.). По мере освоения упражнения сокращается время на разгрузку и увеличивается на задание.

Индивидуальный метод проведения занятий, чередуемый с групповым методом, позволяют более эффективно целенаправленно воздействовать на формирование моторных функций, способствуют становлению и закреплению двигательных навыков, адаптации ребенка в социуме.

Методика развития моторных функций у детей с аутизмом должна быть максимально индивидуализирована в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность ребенка, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками.

Выводы. Применение методики развития моторных функций у детей с РАС с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка увеличивает их показатели физического развития, оказывает положительное воздействие на комплекс морфофункциональных свойств организма, способствует повышению уровня физических способностей, становлению и закреплению двигательных навыков.

Литература

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 1б6 с.

2. Манелис Н.Г. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи / Н.Г. Манелис, Ю.В. Никитина, Л.М. Феррои и др. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. - 70 с.

3. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра / Э.В. Плаксунова // Аутизм и нарушения развития. - М., 2009. - Т. 7. - № 4. - С. 67-72.

References

1. Bernstein N.A. O lovkosti i ee razvitii [Agility and its development]. Moscow: Fizkultura i sport publ.. 1991. 166 p.

2. Manelis N.G., Nikitina Y.V., Ferroi L.M., Komarova O.P. Sensornye osobennosti detey s rasstroystvami autisticheskogo spektra. Strategii pomoschi [Sensory characteristics of children with autism spectrum disorders. Assistance strategies]. A.V. Khaustov, N.G. Manelis [ed.]. Moscow: MGPPU publ., 2018. 70 p.

3. Plaksunova E.V. Vliyanie zanyatiy po programme adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya «Motornaya azbuka» na dvigatelnoe i psihomotornoe razvitie detey s rasstroystvami autisticheskogo spektra [Adaptive physical education "Motor Alphabet" practices and motor and psychomotor development of children with autism spectrum disorders]. Autizm i narusheniya razvitiya [Autism and developmental disabilities]. Moscow, 2009. V. 7. No. 4. pp. 67-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.