историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудированным и патриотом. Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины.
Литература:
1. Абзалова С.С. Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания / С.С. Абзалова. Текст: непросредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 20212 г.). - С. 73-74.
2. Сергеева А.А. Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы) / А.А. Сергеева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. -№ 6 (140). - С. 441-443.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/.
Педагогика
УДК 376.42
кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Фирсова Ольга Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы такого сложного расстройства психического развития как аутизм. Авторы подробно остановились на вопросе реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Проведен анализ современного состояния оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС на базе специализированного реабилитационного учреждения, который показал важность междисциплинарного подхода в организации коррекции развития таких детей с целью их дальнейшей адаптации к жизни в обществе.
Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, междисциплинарный подход, психофизическое развитие.
Annotation. The article is devoted to the consideration of the actual problem of such a complex disorder of mental development as autism. The authors elaborated on the issue of rehabilitation of children with autism spectrum disorders (ASD). The analysis of the current state of the provision of psychological and pedagogical assistance to children with ASD on the basis of a specialized rehabilitation institution, which showed the importance of an interdisciplinary approach in organizing the correction of the development of such children with the aim of their further adaptation to life in society.
Keywords: autism, autism spectrum disorders, interdisciplinary approach, psychophysical development.
Введение. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) у каждого 54 ребёнка встречается РАС, что на 10% больше, чем по статистике 2018 года [10]. Дети с РАС - это дети, которые имеют отклонения в развитии личности, которое проявляется, в первую очередь, в нарушении процесса общения с внешним миром и в трудностях формирования эмоциональных контактов с другими людьми [6].
Психолого-педагогическая помощь детям с РАС в современном мире недостаточно разработана и требует проведения новых исследований, методических разработок и создания эффективных коррекционно-развивающих программ [3].
Специалисты, занимаясь проблемами современного образования, смогли выяснить, что наиболее актуальной проблемой является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с аффективными нарушениями, в частности, с расстройствами аутистического спектра. На данный момент из-за увеличения числа детей данной категории и слабой разработанности проблем сопровождения их развития особо актуальной видится необходимость всестороннего рассмотрения выделенной проблемы.
М.М. Семаго, Н.Я. Семаго отмечают, что все дети страдающие аутизмом, имеют нарушение развития коммуникации и эмоционального развития. По мнению авторов, основными особенностями детей с РАС, препятствующими их социальной адаптации и обучению в среде сверстников, являются:
- сложности в установлении взаимодействия с окружающими;
- необходимость в специально организованном образовательном пространстве;
- сложности социально-эмоционального взаимодействия;
- сложности организации собственного поведения и деятельности;
- использовании специальных приемов и методов при обучении;
- особенность развития психических функций;
- особенность развития познавательной деятельности [1].
Авторы, занимающиеся данной проблемой В.М. Башина, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, В.В. Лебединский, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг,Салли Дж. Роджерс и др.
Анализ современного состояния комплексного сопровождения детей с РАС в учреждении, где проводилось исследование, выявил следующие проблемы:
4. отсутствие системы ранней диагностики детей с РАС;
5. позднее обращение за помощью к специалистам;
6. отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения детей и их семей.
Успех в решении вышеуказанных проблем и социальной адаптации ребенка с РАС зависит, прежде всего, от грамотной координации действий родителей, врачей, психологов и педагогов. Поэтому одним из приоритетных направлений исследования стало обобщение имеющегося опыта в области психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и
другими ментальными нарушениями, разработка методов диагностики и программы психолого-педагогического сопровождения детей с РАС с 2 до 5 лет.
При ранней диагностике и своевременной эффективной коррекционной работе с детьми с РАС в 60% случаев удается добиться полного или значительного восстановления функций к школьному возрасту, что позволит этим детям преодолеть изоляцию, избежать стигматизации, избежать инвалидизации, позволит им учиться, а затем получить профессию и реализовать свое право на труд [2].
Поэтому оказание ранней, комплексной и индивидуальной психолого-педагогической помощи детям с РАС и другими ментальными нарушениями и их семьям является первоочередной.
В исследовании приняли участие дети, имеющие расстройства аутистического спектра, в возрасте от 3 до 5 лет. Диагностика навыков межличностного взаимодействия проводилась на базе ГБУ РЦДПОВ «Дом» Сормовского района г. Нижнего Новгорода. Исследование проводилось лонгитюдно на протяжении двух лет.
Изложение основного материала статьи. Сопровождение ребенка с расстройствами аутистической сферы направлено на его всестороннее развитие. При работе с детьми специалисты должны развивать как личностную, познавательную, так и эмоционально-волевую сферы [4].
Обследование детей велось по основным линиям развития: социальное развитие (психолог, логопед, дефектолог), физическое (педагог ЛФК, дефектолог, психолог), познавательное (дефектолог, психолог, логопед). Диагностика и коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра очень важен комплексный подход.
В ходе диагностики определялись как актуальный уровень развития ребенка по всем обозначенным направлениям, так и зона его ближайшего развития с целью дальнейшей постановки целей и задач коррекционно-развивающей работы с ребенком и разработки индивидуальной программы развития.
В результате обследований актуального уровня развития ребенка вырабатывалась единая стратегия работы с ребенком и ее последующее согласование с родителями. Финальным аккордом данного этапа стала разработка специальных коррекционно-развивающих программ, индивидуальных образовательных маршрутов.
Таким образом, при планировании психолого-педагогического сопровождения программа помощи заключается в коррекции проблемы конкретного ребенка «командой» необходимых специалистов, междисциплинарный подход.
При проведении коррекционно-развивающих занятий использовались различные средства развития и коррекции, а также методы, подобранные в соответствии с поставленными целями и задачами развития ребенка с расстройствами аутистического спектра [8].
Подбор и сочетание различных методов и методик происходил не хаотично, а в соответствии с определенными принципами построения коррекционно-развивающей работы в рамках нейропсихологического подхода:
1. раннее начало коррекции и развития недостаточно сформированных сфер и функций в целях предотвращения вторичных задержек развития и педагогической запущенности;
2. индивидуальный подход к занятиям с учетом особенностей ребенка; развитие сфер поэтапно, так как они формировались в онтогенезе;
3. организация коррекционно-развивающей работы учитывая ведущий вид деятельности ребенка;
4. подбор тех заданий, которые соответствуют зоне его ближайшего развития;
5. сотрудничество всех специалистов, работающими с ребенком (логопеда, дефектолога, педагога ЛФК, музыкального педагога и др.);
6. от совместного со взрослым к самостоятельному действию ребенка.
Коррекционно-развивающая работа с ребенком с расстройствами аутистического спектра направлена, прежде всего, на достижение гармоничного развития [7].
В ходе работы отслеживалась динамика и результаты фиксировались. В результате чего программа могла изменяться по усмотрению специалиста.
Анализ индивидуальной работы с ребенком с расстройствами аутистического спектра.
Рассмотрим на примере одного ребенка из испытуемой группы.
Айлин 3 года, семья полная, в семье двое детей, первый ребенок в семье. Родители обратились в центр со следующими жалобами: на просьбы не реагирует, целенаправленная речь отсутствует, на вопросы не отвечает. Почти не откликается на имя. Подвижна и неусидчива. Часто устраивает истерики, закрывает уши руками, кричит. Избирательна в еде. Любит смотреть мультфильмы и слушать детские песенки. Диагноз: F 84.0 (Детский аутизм).
Комплексное обследование ребенка показало следующее.
Визуальный контакт практически отсутствует, контакт затруднен. Контакт крайне непродолжительный. Общение не инициирует. Имеются перепады настроения (плачет, смеется, раскидывает игрушки, кричит). Ребёнок не умеет регулировать свои действия и следовать правилам. В игре отмечаются элементы полевого поведения. Преобладают манипулятивные действия с предметами. Девочка старается уйти от взаимодействия. На обращенную речь практически не реагирует, многие инструкции недоступны для понимания.
Внимание удерживается достаточно короткое время. Реакция на свое имя слабая, случаются эхолалии. Не показывает предметы ближайшего окружения, предметы обихода. Целостность восприятия нарушена. Не усвоены сенсорные эталоны: геометрические формы, основные цвета, а также величина предметов. Пирамидку с учетом величины колец собирает с помощью. Собирает картинки из 2-х-4-х частей. Вкладыши составляет, периодически требуется помощь.
Физическое развитие и телосложение в норме. Отмечается снижение тонуса, моторная неловкость, двигательное беспокойство. Не выполняет основные движения по инструкции или по показу педагога. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту. Результаты диагностики заносились в куррикулум денверской модели раннего развития.
В результате диагностики и сделанных выводов, был определен следующий план и направления работы:
- работа с психологом: установление контакта, развитие доверительных отношений, создание взаимодействия, через совместную деятельность с ребенком, эмоционально-личностное общение, развитие навыков коммуникации;
- занятия с педагогом ЛФК (развитие двигательных навыков, а также с музыкальным педагогом (развитие слухового внимания);
- занятия с дефектологом и логопедом (познавательная сфера ребенка развивается с учетом актуального развития и «зоны ближайшего развития»);
- занятия с родителями: во время индивидуальной работы родители периодически присутствовали на занятиях, чтобы можно было наглядно показать и объяснить приемы и способы взаимодействия с ребенком, с целью закрепления навыков в домашних условиях.
В соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка были определены следующие направления, задачи психологической индивидуальной работы:
Также не надо забывать о развитии визуального контакта, развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия. Важна работа с эмоциональным контактом со взрослым; выстраивание доверительных взаимоотношений, умение выполнять задания за столом. Развитие взаимодействия, включение ребенка в совместную деятельность. Понимания обращенной речи; обучение навыкам простой коммуникации [5].
Развитие сенсорного и двигательного восприятия. Формирование пространственных представлений, схемы тела, «образа-Я».
Коррекция стереотипий в поведении.
Очень важно развитие умения выполнять инструкцию. А также формирование умения выполнять действия.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие коррекционные и развивающие методы, упражнения приемы и средства.
В процессе занятий осуществлялось установление эмоционального контакта с ребенком, побуждение к визуальному контакту, формирование умения слушать взрослого, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Посмотри на меня», «Подойди ко мне», «Покажи игрушку», «Скажи: «до свидания», «Скажи: «здравствуйте».
Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс взаимодействия происходил через продуктивную деятельность (рисование, аппликация) интересную, эмоционально привлекательную для ребенка [9].
Развивалось умение работать сообща, желание и готовность к совместной деятельности со взрослым через совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, формой, шариком). Для развития эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений использовались сенсорные игры с мыльными пузырями, крупой, песком, водой, светом и др. Также на занятиях применялся такой прием как подключение к стереотипиям ребенка, подражание действиям ребенка с одновременным приданием смысла выполняемой деятельности, озвучивание действий осмысленным комментированием. В процессе занятий осуществлялось подведение к игровой деятельности с сюжетом. Игры: «Кормим куклу», «Купаем куклу», «Мишка ложится спать» и т.д.
Формировалось умение работать за столом через взаимодействие со взрослым, арт-терапевтические техники, продуктивную деятельность (совместные техники нетрадиционного рисования, аппликация, лепка). Арт-терапевтические техники также давали возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), что способствовало развитию взаимодействия с ребенком, развивало доверительные отношения. Данная деятельность вызывала интерес ребенка, была эмоционально окрашена. Первоначально работа выполнялась с применением приема «рука в руке», с постепенным отстранением психолога и предоставлением большей самостоятельности ребенку. После занятия родителям ребенка отдавался готовый продукт (сделанная совместно поделка или рисунок), с рекомендацией в домашних условиях продолжать развитие совместной деятельности через продуктивную, интересную для ребенка работу, совместное творчество.
Также в процессе занятия осуществлялось присоединение к непроизвольным песенкам ребенка, подпевание, с одновременным подключением танцевальных движений, развивалось умение подражать выразительным движениям и мимике взрослого. Осуществлялось подражание действиям животных с проговариванием стихов и детских песен.
На занятиях проводились следующие упражнения перед зеркалом с целью осознания своего «образа Я», развитие эмоциональной сферы: это подражание мимическим движениям взрослого: улыбнуться, поднять брови, нахмуриться, наморщить нос. Происходило развитие движений и жестов ( кивок головой, указательный жест, приглашающий жест, покачивание головой, и т.п.), которые сочетались бы со словесной инструкцией и без нее. Формирование элементов образа собственного Я происходило также через умение узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с психологом, родителями), узнавать себя и своих близких на фотографиях. Родителям была дана рекомендация в домашних условиях составить «альбом из фотографий - расписание дня», с включением всех занятий, которые посещает ребенок.
Сенсорное развитие происходило по следующим направлениям:
Развитие зрительного восприятия, умения сконцентрироваться на предмете, умения смотреть в глаза собеседнику: (фиксация взгляда на лице человека и на предмете; прослеживание взглядом за ярким (мигающим) движущимся близко расположенным предметом).
Развитие слухового восприятия, развитие концентрации слухового внимания с использованием музыкальных инструментов.
Развитие кинестетического восприятия (умение адекватно реагировать на прикосновения человека (поглаживание, щекотание, похлопывание, и др.); а также при соприкосновении тела с разными видами поверхностей.
Родителям была дана рекомендация в домашних условиях развивать восприятие ребенка по данным направления. Также были рекомендованы «глазодвигательные упражнения», массаж тела, пальчиковая гимнастика.
В процессе игр психолог старался вызывать общие эмоциональные переживания (удивление, радость, грусть и пр.), «заражать эмоциями». Проведение занятий в игровой, эмоциональной, интересной ребенку форме способствовало снятию напряжения, увеличению общей активности ребенка, мобилизации его потенциальных возможностей, давало ощущение легкости усвоения умений и навыков, то есть, в конечном счете, происходило формирование, согласно Л.С. Выготскому, единства аффекта и интеллекта.
Следует отметить, что игровые формы на каждом занятии органически сочетались со специальными методами и средствами когнитивной (развитие сенсорных эталонов; величины предметов; сортировка, классификации, обобщения и др.) и двигательной коррекции, имеющими общие цели и взаимодополняющими друг друга.
Для оценки эффективности проведения занятий мы применяли следующие методы и методики:
Куррикулум денверской модели раннего развития. Нами сравнивались два Куррикулума, сделанных с разницей в год.
Основываясь на полученных результатах и уровне развития ребенка, его
индивидуальных образовательных потребностях и возможностях, ставились новые задачи, соответствующее «зоне ближайшего развития ребенка».
Индивидуальные занятия с ребенком проводились на протяжении года.
В ходе занятий были сформированы:
- достаточно устойчивое, эмоционально-доверительное, продуктивное взаимодействие с ребенком на индивидуальных занятиях, с разными специалистами;
- сформировано умение работать за столом, в течение 15-20 минут;
- осуществлено развитие концентрации внимания на предлагаемом материале;
- сформированы действия по подражанию и образцу (с помощью взрослого).
В соответствии с логикой описанного случая выстраивалась работа с другими детьми с расстройствами аутистического спектра, обращающимися в центр с целью коррекционно-развивающей помощи.
Выводы. Для повышения эффективности развития, воспитания и образования детей с расстройством аутистического спектра необходимо:
- как можно раньше начинать коррекционно-развивающую деятельность с с ребенком (наиболее раннее выявление нарушений развития);
- начиная процесс коррекции с ребенком необходима непрерывная работа всех специалистов;
- при работе с ребенком вести психолого-педагогическое сопровождение в рамках комплексного междисциплинарного подхода;
- необходимо обязательное включение в коррекционно-развивающую работу родителей ребенка.
Литература:
1. Аршатская О.О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 8. - С. 63-70.
2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. -М.: Теревинф, 2011. - С. 5-9
3. Балашова В.П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. - 2018. - №46. - С. 247-249.
4. Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе / под общ. ред. Т.Г. Неретиной. - 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 276 с.
5. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2017. - 208 с.
6. Каган В. Аутята. Родителям об аутизме. - СПб.: Питер, 2016. - 216 с.
7. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Эко-Вектор, 2014. - 335 с.
8. Метляева Ю.В. Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания // Актуальные задачи педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). - СПб.: Свое издательство, 2019. - С. 59-63.
9. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 2010. - 76 с.
10. Феденко Е.Н. Особенности взаимодействия дошкольников с расстройствами аутистического спектра со сверстниками // Проблемы педагогики. - №7. - 2018. - С. 61-66.
11. Хаустов А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. - 2012. - №1. - С. 1-16.
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Коняева Елена Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск);
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К РАБОТЕ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ
Аннотация. Развитие дистанционной формы обучения в связи с переходом во втором семестре 2020-2021 года обучения актуализировало исследование проблемы готовности преподавателей вуза в работе в данном формате. Определено, что дистанционной работой является осуществление определенной трудовым договором образовательной деятельности вне места нахождения работодателя, его образовательного учреждения, при условии использования информационных и телекоммуникационных сетей всеобщего пользования, а также сети «Интернет». Большинство образовательных учреждений России отреагировали мгновенно и смогли внести изменения в учебные планы и перевели учебные занятия обучающихся и преподавателей в онлайн-режим. В процессе исследования анализ деятельности преподавателей проводился на факультете управления и социально-технических сервисов, кафедре профессионального образования и управления образовательными системами по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профили: Экономика и управление, Финансы, Менеджмент организации, Правоведение и правоохранительная деятельность, по очной форме обучения, среди студентов первых - четвертых курсов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, готовность, профессиональное обучение, профессиональное образование.
Annotation. The development of distance learning in connection with the transition in the second semester of the 2020-2021 year of study has updated the study of the problem of readiness of university teachers to work in this format. It has been determined that distance work is the implementation of educational activities defined by an employment contract outside the location of the employer, his educational institution, subject to the use of public information and telecommunication networks, as well as the Internet. Most educational institutions in Russia responded instantly and were able to make changes to the curriculum and transferred the training sessions of students and teachers online. In the course of the research, the analysis of the activities of teachers was carried out at the Faculty of Management and Social and Technical Services, the Department of Professional Education and Management of Educational Systems in the direction of training 44.03.04 Professional training (by industry), profiles: Economics and Management, Finance, Organization Management, Jurisprudence and Law Enforcement full-time activity among first - fourth year students.
Keywords: distance learning, readiness, vocational training, vocational education.
Введение. В последние годы дистанционный формат обучения получил широкое распространение во всех образовательных учреждениях, где несомненным плюсом является взаимодействие преподавателей и обучающихся между собой на расстоянии. Но в 2020 году из-за распространения инфекции Covid-19 переход на дистанционное обучение стал единственной возможностью проведения занятий. Именно поэтому, в настоящее время растут требования к деятельности преподавателя. Он должен знать не только свой предмет, но и владеть информационными технологиями для осуществления качественного обучения вне зависимости от различных ситуаций.