Кравцова Р.С., Боброва К.С.
Педагог-психолог
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования «Шанс» (МОУ ППМС ЦДК «Шанс») г. Серпухов
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ В
УСЛОВИЯХ ППМС ЦЕНТРА.
Аннотация
В статье представлен опыт работы по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ППМС центра. Разработана авторская программа «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условия ППМС центра» Описаны приоритетные направления для детей с проявлениями аутизма, этапы деятельности комплексного сопровождения детей с РАС, структура занятий.
Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, комплексное сопровождение, формирование предпосылок учебной деятельности, социализация детей с РАС.
Существует достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, возможное психолого-педагогическое сопровождение которых не отражено в существующих в настоящее время в образовательных программах. Причина этому — нарушение развития или расстройства поведения разной сложности, которые приводят к социальной дезадаптации ребёнка. К таким нарушениям можно отнести расстройства аутистического спектра (РАС). Дети данной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе,
включающем поддержку их личностного развития, ориентацию ребенка во внешнем мире, формирование психологических предпосылок обучения. Перечисленные выше обстоятельства актуальны для разработки данной программы.
Новизна данной программы заключается в том, что на сегодняшний день не существует специальной программы для осуществления коррекционной работы с детьми с диагнозом РАС. Основная идея нашей коррекционной программы - обеспечение комплексного психолого-педагогического
сопровождения детей от 4 до 6 лет с ограниченными возможностями здоровья, в частности РАС, и особыми образовательными потребностями для социализации, поддержки развития личности детей и формирования предпосылок учебной деятельности.
Приоритетным для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления:
1. Коррекция эмоциональной сферы
- установление положительного эмоционального контакта с ребенком;
- выработка положительной эмоциональной реакции на занятие;
- обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;
- развитие форм взаимодействия.
2. Формирование поведения
- привлечение внимания ребенка к определенному виду деятельности;
- формирование целенаправленного поведения путем пассивного либо активного участия педагога в разнообразных действиях ребенка;
-формирование мотивации к работе и достижению значимого результата;
- организация положительного взаимодействия ребенка и взрослого.
3. Социально-бытовая адаптация
- формирование навыков самообслуживания, опираясь на стереотипные способы общения ребенка с окружающим;
- воспитание культурно-гигиенических навыков.
4. Развитие и коррекция познавательной сферы
- формирование произвольного внимания;
- формирование простейших математических представлений (один/много, большой/маленький, больше/меньше):
- знакомство с основными цветами, простейшими формами;
- формирование способности зрительного соотнесения формы, размера, цвета;
- формирование пространственных представлений.
5. Развитие и коррекция коммуникативной сферы
- формирование коммуникативных навыков у ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.
6. Развитие общей и мелкой моторики и графомоторных навыков
- развитие общей и тонкой моторики. [8].
Работа по программе делится на 3 этапа:
Подготовительный (сентябрь-октябрь)- на данном этапе происходит комплексное диагностическое обследование детей, основанное на тесном сотрудничестве специалистов Центра: психолога, логопеда, дефектолога, невролога, психиатра.
Диагностический этап предполагает сбор информации о ребенке.
Это первичная диагностика психического и речевого развития ребенка на базе ПМПК МОУ ППМС ЦДК «Шанс» отражена в диагностической карте. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы. [3].
Основными задачами диагностического процесса являются
1) выявление специфики развития ребенка, отражающей ключевые особенности формирования психических структур;
2) построение индивидуальной коррекционной программы с учетом выбора коррекционного направления (подхода) и методологической базы с их последующей реализацией. [1].
А также на данном этапе происходит установление контакта с аутичным ребенком и его адаптация к новым условиям.
Основной (октябрь-март) - построение индивидуальной коррекционной работы. Он включает в себя: выбор основного коррекционного подхода, разработка индивидуального коррекционного плана развития, формирование «учебного поведения», опора на наиболее развитые навыки поведения для формирования новых умений, коррекция отклонений в психическом развитии ребенка. В зависимости от результатов диагностики, разрабатывается индивидуальный план развития ребенка.
Этот этап направлен на реализацию индивидуального образовательного маршрута и выполнение программы коррекционно-развивающей работы.
Конечная цель реализации программы состоит в том, чтобы помочь ребенку в решении задач его развития, адаптации к жизни в обществе посредством самостоятельного использования полученных жизненно важных знаний и навыков.
Заключительный (апрель-май) - итоговая диагностика. Совместный анализ результатов коррекционной работы специалистов. Выводы о проделанной работе.
Диагностика.
Диагностическая таблица была разработана специалистами центра опираясь на труды следующих авторов: И. Ю. Левченко, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская.
Структура занятий.
Организуя занятия педагогу необходимо учитывать, что дети с РАС видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.
Поэтому каждое занятие должно иметь четкую структуру:
1. Приветствие - как ритуал;
2. Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояние ребенка в плане привлечения ее к действию;
3. Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий) и подкрепления.
4. Прощания, как ритуал. [9].
Основу занятий с ребенком составляет игровая деятельность, способствующая активно формировать становление речи, активировать основные психические процессы, обучать методам взаимодействия в коллективе. Игры желательно использовать с четко установленными правилами. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая
каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и игра для него была неким ритуалом, который так любят дети с РАС. Начиная обучение новому навыку, вначале используйте простые и легкие задания, а затем постепенно повышайте уровень их сложности. Например, если хотите научить ребенка складывать пазл, начните с картинки из двух-трех элементов. Если ребенок учится нанизывать бусины на нитку, начинайте с мелких бусинок и тоненькой ниточки, а крупных массивных бусин и прочного толстого шнурка.
На начальных этапах работы используются подкрепляющие стимулы, которые необходимы для поддержания интереса к занятию. Подкрепление - это стимул, появление которого сразу же после или во время поведенческой реакции приводит к увеличению вероятности этого поведения в будущем. При обучении важен ритм занятия. Аутичный ребенок способен очень недолго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнения произвольных действий. Им свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.
Литература:
1. С.С. Морозова Основные аспекты использования ABA при аутизме. - М.: «Добрый век», 2013. - 263 с.
2. С.А.Морозов, Т.А. Морозова Аутизм: Характеристика и коррекция нарушений речевого развития: Методическое пособие - М.: Владос, 200 - 250 с.
3. С. А Морозов. Детский аутизм и основы его коррекции. Материалы к спецкурсу - М. Сигнал, 2002.
4. С. С Морозова. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах:
пособие для учителя-дефектолога / С. С. Морозова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
5. Захарова И.Ю., Моржина Е.В. Лечебно - педагогическая диагностика детей с нарушением эмоционально - волевой сферы - 80 с. - М.:Теревинф, 2010. -(Лечебная педагогика: методические разработки).
6. А. А. Цыганюк, А. Л. Виноградова, И. С. Константинова Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. - М.: Теревинф, 2006. - 72 с. - (Лечебно-педагогические программы).
7. Т .Питерс Аутизм: От теоритического понимания к педагогическому воздействию. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с. -(Коррекционная педагогика).
8. О. С Никольская., Е. Р.Баенская, М.М. Либлинг, И. А. Костин, М. Ю. Веденина, А. В. Аршатский. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. - М.: Теревинф, 2005. - (Особый ребенок). - 224 с.
9. О. С .Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 6-е, стер. - М.: Теревинф, 2010. - (Особый ребенок). - 228 с.
10.Блохина Л. В., Калинина С. В., Морозова Н. И., Самарина Л. В., Сивухина Т. И., Торопова И.И. Методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи. - М.: Национальный фонд защиты детей, 2007. - 200 с. - (Особый ребенок в семье).