МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
Первое требование к педагогическим технологиям - их эффективность. Обучение эффективно только при такой организации учебного процесса, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому студенту полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности.
Свое название модульное обучение получило от термина «модуль», который, в свою очередь, является средством модульного обучения. Модуль может представлять собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также темпу обучения. Модульное обучение в таком случае предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета - однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень студентов.
В модуле чётко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения [1, с.118].
Чтобы построить модульную программу курса необходимо двигаться в познании от общего к частному. Только после понимания и осознания сущности явления в целом, как системы, можно определить конкретные его проявления. Реализация модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования, в основе которой лежит алгоритм переструктурирования учебного материала. Он заключается в чётко определенном порядке использования многообразных форм работы с учебным материалом и форм организации учебно-познавательной деятельности. Далее строится технологическая карта урока-блока и технологическая карта предметного модуля, включающего завершенный цикл уроков-блоков по конкретной теме или блоку учебной программы.
Таким образом, модульная технология, как и другие дидактические системы, имеет свои положительные и отрицательные черты. При определенных условиях реализация данной технологии дает самые эффективные результаты, в других условиях она может быть малоэффективной и её целесообразно заменить другой технологией.
Список использованной литературы: 1. Стальная М.И. Социальные аспекты организации работы студенческого научного кружка в вузе // Инновационная наука. № 3. - Уфа, 2015. 2. Стальная М.И. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе // Символ науки. № 5. - Уфа, 2015.
3. Стальная М.И. Обеспечение экологической безопасности государства // Энергетика: эффективность, надёжность, безопасность: материалы XXI всероссийской научно-технич. конф. / Томский политехнический университет. Томск: Изд-во «Скан», 2015.
4. Стальная М.И., Стальная В.В. Анализ результатов тестирования студентов в области пагубного воздействия курительных смесей // Материалы международной науч.-практич. конф. «Здоровье как критерий потенциала человека». - Донецк, 2015.
© Стальная М.И., 2016
УДК 376.3
Степанова Наталия Анатольевна
Кандидат психологических наук, доцент Россия, г. Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Stepanova_na@inbox.ru Голикова Анастасия Алексеевна
Магистрант, ф-т психологии Россия, г. Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»
anastasia94xxx@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАС В
УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
Аннотация:
В статье рассматривается отечественный и зарубежный опыт по проблеме разработки и внедрения коррекционных подходов и программ, направленных на развитие социально-бытовых навыков у детей с РАС. Определены условия, при которых процессе сопровождения ребёнка - аутиста принесёт положительные результаты.
Ключевые слова:
дети с расстройствами аутистического спектра, социально-бытовые навыки, сопровождение ребёнка -
аутиста родителями.
За последние годы специалисты, работающие в области коррекционной педагогики и психопатологии детского возраста, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. В частности, по данным мировой статистики, 45 случаев на 10000 детского населения приходится на расстройства аутистического спектра (РАС). Общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей с РАС. Это заставляет специалистов все более задумываться о том, как строить систему работы с детьми данной категории.
Изучением особенностей развития детей с РАС занимались многие отечественные (Е. Р. Баенская, В. М. Башина, М. Ю. Веденина, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, М. М. Либлинг, О. С. Никольская) и зарубежные (M. Rutter, E. Shopler, G.B. Mesibov, Anne M. Donnellan, L. Wing; M.E. Van Bourgondien, Welch M.) исследователи. Существует достаточно много различных взглядов на проблему коррекционной работы с такими детьми. Однако все авторы сходятся во мнении, что работа с аутичным ребенком должна осуществляться комплексно и непрерывно. Такой вид работы возможен только внутри семьи, т. к. никто лучше родителя не может знать особенности своего ребенка.
Исследования отечественных (О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, И. Б. Карвасарская, Е. М. Мастюкова, М. Ю. Веденина) и зарубежных (Jonathan A. Weiss, A. Wingsiong^ Y. Lunsky) ученых показали, что родители, воспитывающие детей с РАС, в большинстве случаев находятся в стрессовых состояниях, связанных со специфическим поведением ребенка. В первые годы жизни может автоматически произойти деструктивная перестройка семейной системы, которая проявляется в сокращении контактов с окружающим миром и ухудшением эмоционального фона. В семье появляется стереотип созависимости, вызывающий резкие травмирующие изменения, затрудняющие для аутичного ребенка процесс адаптации [3].
У детей с расстройствами аутистического спектра даже самые элементарные навыки повседневной жизни складываются достаточно поздно и с огромным трудом. При этом существенно затруднен перенос приобретенных ими умений в другие условия. По мере взросления аутистические черты могут сглаживаться, однако при этом становится все более очевидной неприспособленность ребенка к повседневной жизни [4].
М. Ю. Веденина в своих исследованиях отмечает, что зачастую родителям аутичного ребенка легче осуществлять уход за ним, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у него самостоятельных навыков бытовой адаптации. В данном случае возникают стереотипы гиперопеки, препятствующие социальному развитию ребенка [2].
Многие отечественные и зарубежные исследователи проблем воспитания и обучения детей с РАС занимались разработкой коррекционных программ и подходов, направленных на развитие социально-бытовых навыков. Рассмотрим некоторые из них. Подход Е. В. Моржиной (РБОО ЦЛП, г. Москва) основан
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
на системе пошагового обучения, разработанной американскими психологами (Б. Л. Бейкер, А. Дж. Брайтман). Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку «именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае обычного развития» [1].
Отечественные специалисты (О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и М. М. Либлинг) придерживаются мнения, что для успешного овладения бытовыми навыками и их самостоятельного использования необходимо организовать значимую повседневную ситуацию с опорой на привычные и любимые ребенком дела [6].
М. Ю. Ведениной предлагаются условия применения приемов поведенческой терапии в контексте отечественного подхода к психологической коррекции детского аутизма. Среди этих условий выделяются: установление и последующие развитие эмоционального контакта; предпочтение обходных путей разрешения страхов вместо попыток их прямой десенсибилизации; развитие смыслового контекста обучения и воспитания аутичного ребенка [2].
С. С. Морозова, О. Н. Окунева при обучении детей с расстройствами аутистического спектра социально-бытовым навыком рекомендуют учитывать организацию пространства, времени и планирование последовательности действий [5].
Таким образом, анализируя приведенные выше подходы к развитию навыков социально-бытовой ориентации у детей с РАС, мы видим, что главным условием успешного обучения является четкое структурирование среды, в которой находится ребенок, деление каждого навыка на отдельные шаги, планирование последовательности действий, многократное повторение и закрепление пройденных навыков и зрительная пространственно-временная организация. Наиболее полное создание данных условий для успешного формирования навыков социально-бытовой ориентации возможно только внутри семьи.
Мы предполагаем, что взаимодействие психолога с родителями в процессе сопровождения ребёнка -аутиста принесёт положительные результаты при соблюдении следующих условий: информирование родителей об особенностях детей с РАС; повышение психологической компетентности родителей; обучение родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком в рамках занятий в детско - родительской группе. Критериями готовности к осуществлению психологического сопровождения явились: определение психологического типа родителя; стиль поведения родителя, по отношению к ребёнку; родительское отношение к ребёнку [7].
Поэтому целесообразно создание комплекса психологической поддержки и обучения родителей, воспитывающих аутичных детей. Психологическое сопровождение ребенка включает в себя и изучение содержания контактов родителей с детьми.
Список использованной литературы:
1. Бейкер Б., Брайтман А. Путь к независимости: обучение детей с аутизмом бытовым навыкам.-М.: Теревинф, 2008.- 224 с.
2. Веденина М.Ю. Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом: Дис. на соис. уч. ст. канд. психол. н.- М., 2000.- 176 с.
3. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми.- М.: Теревинф, 2003.- 70 с.
4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М.: Владос, 2003.- 408 с.
5. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах.- М.: Владос, 2007.176 с.
6. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи.- М.: Теревинф, 2012.- 288 с.
7. Степанова Н.А. Проблемы подготовки родителей к психологическому сопровождению детей-аутистов // Мат. научно-прак. конф. «Расстройства аутистического спектра и другие психические нарушения детского возраста. Современные подходы и перспективы межведомственного взаимодействия».- Тула: ООО «Борус-Принт», 2015. С.58-59.
© Степанова Н.А., Голикова А.А., 2016