Научная статья на тему 'ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ / ГРАМАТИЧЕСКОЙ СТРОЙ РЕЧИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голуб Л.М., Аббасова Л.И.

В статье рассматривается актуальность исследования пальчиковых игр как средство развития грамматической стороны речи детей среднего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голуб Л.М., Аббасова Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FALSE GAMES AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF THE GRAMMARTIC SIDE OF THE SPEECH OF CHILDREN OF THE AVERAGE PRESCHOOL AGE

The article considers the relevance of the research of finger games as a means of developing the grammatical side of speech of children of middle preschool age.

Текст научной работы на тему «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.2

Голуб Л.М. студент 5 курса

ГБОУВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет "

научный руководитель: Аббасова Л.И.

доцент

кафедра дошкольного образования и педагогики

Россия, г. Симферополь ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье рассматривается актуальность исследования пальчиковых игр как средство развития грамматической стороны речи детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: пальчиковые игры, граматической строй речи, развитие речи, дошкольный возраст, развития, воспитания.

Golub L.M.

5th year student Supervisor: Abbasova L.I.

FALSE GAMES AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF THE GRAMMARTIC SIDE OF THE SPEECH OF CHILDREN OF THE AVERAGE PRESCHOOL AGE Annotation. The article considers the relevance of the research of finger games as a means of developing the grammatical side of speech of children of middle preschool age.

Keywords: finger games, grammatical system of speech, speech development, preschool age, development, upbringing.

В настоящее время в работах ученых достигнуты определенные успехи в определении нарушений грамматического строя речи дошкольников и разработаны методы по их преодолению. Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всем богатством родного языка. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Язык и речь - это основное средство появления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Правильность речи -

соответствие установленных в литературной речи законом, правилами и нормами. Овладение грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. Формирование грамматического строя языка ребенка является «спонтанным» процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен не системно. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование грамматически правильной речи детей.

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, А.Н. Гвоздев [1], Е.И. Тихеева [5], О.С. Ушакова [3], Ф.А. Сохин [4].

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей максимально сенситивный период развития.

Развитие речи тесно связано с развитием мышление ребенка. Освоение грамматически правильной речи дает возможность детей свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Таким образом, актуальность проблемы, и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования - "Пальчиковые игры как средство развития грамматической стороны речи детей среднего дошкольного возраста".

Цель исследования - теоретически обосновать и определить уровень развития грамматической стороны речи детей среднего дошкольного возраста по средством пальчиковых игр.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по развитию грамматической стороны речи детей среднего дошкольного возраста;

2) рассмотреть особенности освоения детьми грамматического строя

речи;

3) проанализировать влияние пальчиковых игра в развитии грамматической стороны речи детей среднего дошкольного возраста;

4) определить критерии, показатели и уровни развития

грамматической стороны речи детей среднего дошкольного.

Объект исследования: развитие грамматической стороны речи детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: пальчиковые игры как средство развития грамматической стороны речи детей среднего дошкольного возраста.

Реализация поставленных задач исследования предполагала применение следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; теоретическое осмысление и обобщение передового педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса. Эмпирические: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, методика диагностики развития развития грамматической стороны речи детей среднего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении сущности базового понятия исследования «грамматический строй речи», определение и обоснование критериев развития грамматического строя речи, его значение; разработке методики развития грамматического строя речи, его значение у детей среднего дошкольного возраста по средствам пальчиковых игр.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и методика исследования могут быть использованы в практике педагогов дошкольных образовательных организаций и молодых специалистов для успешной реализации задач дошкольного образования, направленных на развитие грамматического строя речи по средствам пальчиковых игр.

Изучено психолого-педагогическая литература по развитию грамматической стороны речи детей среднего дошкольного возраста средствами пальчиковых игр, так при формировании словоизменения ребенка, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения, так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При развитии грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Использованные источники:

1. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2000. -С.260 - 274.

2. Луцан Н. И. Развитие речи в игровой деятельности дошкольников // Горизонты. Научно-педагогический журнал - 2004, -№ 2. - С. 97-100.

3. Развитие речи и творчества дошкольников / под ред. О. С. Ушаковой. -М., 2001. - с. 66 - 87.

4. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи // Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., 2002. - 88 с.

5. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1981. - 216 с.

УДК 159.9

Гоменюк О.Р. студент 5 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский Инженерно-Педагогический Университет научный руководитель: Жихарева Л. В., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии КИПУ Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ Аннотация. В статье нами были рассмотрены базовые теоретические подходы относительно проблемы профессионального самоопределени студентов. Приведены и изучены эмпирические данные по исследованию структуры и динамики причин выбора профессии психолога.

Ключевые слова: профессиональный выбор, мотивация выбора профессии, учебные и профессиональные мотивы.

Gomenuk O.R. student 5 year Faculty of Psychological and Pedagogical Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol Scientific adviser: Zhikhareva L. V. candidate of psychological sciences lecturer of the Department of Psychology CIPU PECULIARITIES OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AMONG STUDENTS OF PSYCHOLOGISTS Annotation. The article is devoted to the main theoretical approaches to the problem of professional choice of profession. The empirical data for the study of the structure and dynamics of the motive of choice of profession of psychologist.

Key words: professional choice, motivation of choice of profession, educational and professional motives.

Гипотезой исследования является предположение про то, что: мотивационный компонент, выступая фактором профессионального самоопределения студентов-психологов, формируется в процессе учебно-профессиональной деятельности.

В соответствии с целью исследования в работе решались следующие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.