Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ'

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
275
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ III УРОВНЯ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жаманова В.З.

В статье рассмотрены особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, раскрыты понятия «связная речь», «общее недоразвитие речи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жаманова В.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATERS OF COHERENT SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF LEVEL III

Тhe article discusses the features of coherent speech in older preschool children with general speech underdevelopment of the III level, the concepts of «coherent speech», «general speech underdevelopment» are disclosed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

потенциал и уверенность в себе, учатся устанавливать связи между различными фактами. Предметом спектакля могут стать и различные явления природы. Дети лучше поймут и запомнят объяснение сути этих явлений, если представить его в виде небольших инсценировок. Исполнять песню и при этом изображать её содержание - это занятие не только доставляет удовольствие, но и способствует лучшему пониманию, запоминанию и воспроизведению стихотворного текста.

Речь - это явление культуры. Речевое развитие дошкольников тесно связано с традициями и правилами социального взаимодействия. Изучение правил, участие в ежедневно повторяющихся действиях и возникающие благодаря этому связи с другими детьми и взрослыми способствует формированию речевой компетентности.

Итак, чем же привлекает нас театрализованная деятельность? Что в ней особенного? Её привлекательность состоит в том, что в основе лежит театрализованная игра. Дети, играя в театр, испытывают особые ощущения, их невозможно объяснить словами, но можно уловить во взглядах, мимике, жестах, интонации. Это волшебство, таинственная загадка, магия, которую нельзя разгадать, а можно только лишь почувствовать. В игре дети познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям, развивают речь, происходит активизация и совершенствование грамматического строя речи, словарного запаса, навыков связной речи, звукопроизношения, темпа, выразительности речи.

Список использованной литературы:

1. Наумова И.Е. Мы играем в сказку: развитие креативности у детей в музыкально-художественной деятельности: для старших дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2020. - 110 с.

2. Театр в чемоданчике: творческая деятельность и речевое развитие в детском саду / А. Бостельман, М. Финк. - М.: Издательство «Национальное образование», 2017. - 84 с.: ил. - (Серия «Вдохновение»)

© Гончарова Е.В., Сидорова Т.Г., 2022

УДК 009

Жаманова В.З.

Студент 3 курса факультета инклюзивного и коррекционного образования

Научный руководитель: Щербак С.Г.,

к.пед.н, доцент кафедры СППиПМ

ЮУрГГПУ, г. Челябинск, РФ

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, раскрыты понятия «связная речь», «общее недоразвитие речи».

Ключевые слова:

связная речь, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи III уровня, монологическая речь, монологическое высказывание.

Zhamanova V.Z.

3rd year student of the Faculty of Inclusive and Correctional Education

Scientific supervisor: Shcherbak S.G.,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of SPPiPM

Susu,

Chelyabinsk, Russia

FEATERS OF COHERENT SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH

UNDERDEVELOPMENT OF LEVEL III

Аnnotation

The article discusses the features of coherent speech in older preschool children with general speech underdevelopment of the III level, the concepts of «coherent speech», «general speech underdevelopment» are disclosed.

Keywords:

coherent speech, older preschool children, general speech underdevelopment of level III.

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

У детей с нормой в речевом развитии в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева и др.).

Психолого-педагогические исследования в специальной педагогике показывают, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Так же в этот момент, одним из главных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, который в будущем предполагает успешное освоение детьми образовательных программ начального общего образования. Изучением особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня занимались такие ученые, как В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева и др.

В психолого-педагогической литературе связная речь определяется как развернутое изложение некоторого содержания текста, высказывания, осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [9, с. 56].

Л.С. Выготский рассматривает связную речь как конечный этап речевого развития детей. Ребенок в своем речевом развитии постепенно переходит от отдельных слов, к объединению двух и более. Далее следует простая фраза, а затем - сложное развернутое предложение. Ряд же нескольких развернутых предложений и есть связная речь [3, с. 35].

По мнению А.М. Леушиной, связная речь - это такая речь, в которой в социально закрепленных грамматических формах выражена законченная мысль. Такая связная речь дошкольника вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем [6, с. 28].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что связная речь является единым смысловым и структурным целым, которые содержат в себе связанные между собой, тематически общие, законченные отрезки. Речь считается связной, если отвечает следующим требованиям: содержательность (глубина погружения в тематику и знание предмета обсуждения); точность (правильный подбор слов и словосочетаний); логичность (последовательность измышлений); ясность (понимание речи окружающими); правильность, вариативность.

Далее рассмотрим особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с

ОНР.

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня связная речь сформирована недостаточно вследствие особенностей формирования лексического и грамматическом строя речи [7, с. 53].

По мнению В.П. Глухова дети существенно отстают в освоении монологической речи. Дети старшего дошкольного возраста не могут планировать содержание подробных высказываний и представлять их в языковое оформление. Так же в монологических высказываниях отмечается нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень употребляемой фразовой речи [4, с. 53].

Как отмечает В.К. Воробьева, низкий словарный запас, а также использование многократно одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что свидетельствует о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности [2, с. 38].

Затруднения, которые испытывают дети в овладении словарным запасом и грамматическим строем речи замедляют процесс развития связной речи и, прежде всего, своевременный переход от ситуативной формы к контекстной. В работах В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской указано, что самостоятельная связная контекстная речь детей с ОНР является несовершенной по своей структуре и семантике. У детей недостаточно развито объяснять, излагать свои мысли связно и последовательно, целостно. Старшие дошкольники владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, также испытывая затруднения в программировании своего высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое, и в отборе информации [2, с. 58].

При пересказе дети с ОНР III уровня совершают ошибки при трансляции логики последовательных событий, упускают некоторые звенья. Ознакомившись с материалом, они не всегда четко осознают смысл, вклинивают в речь повторы, пристыковывают лишние эпизоды или моменты собственного жизненного опыта, испытывают затруднения в момент выбора необходимых слов или словосочетаний.

В монографии Е. М. Мастюковой говорится о том, что зачастую дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня затрудняются составить развернутый рассказ, с представленными серией картинок, где связаны с сюжетом, а также порой сталкиваются с проблемой выделить основную мысль, когда ребенок повествует, определяет логику и последовательность во время изложения событий, мысли [7, с. 49].

Также важно отметить особенности описательного рассказа: присутствие повторений, малый уровень использования предложенного плана, простое перечисление ряда признаков знакомого предмета или любимой игрушки при их описании. Подробные логико-смысловые предложения детей с ОНР III уровня не отличаются наличием четкости, последовательности изложения, связностью, присутствием акцентов на внешнюю и поверхностную рефлексию, но не на причинно-следственную связь у действующих лиц рассказа [12, с. 74].

Т.Б. Филичева выделяет существенные трудности, которые испытывают дети в момент описания предмета или игрушки в соответствии с данным педагогом планом. Некоторые дети могут ответить на вопросы кратко. Их эмоциональная речь с вышеперечисленными особенностями является средством коммуникации только в тех специальных условиях, где требуется постоянная помощь и побуждение, которое основано на вопросах к побуждению, подсказкам, направлению, оценкам и поощрению от логопеда, воспитателя или родителя [11, с. 38].

Особенно, таким детям даются с большими трудностями, когда ребенок овладевает такой формой высказывания, как рассуждение, где требуется больше продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому или отстаивание своей точки зрения. Для того, чтобы овладеть рассуждением, дети должны научиться понять такие постулаты речи, как причинно-следственные

отношения между явлениями и фактами действительности.

По мнению Т. Д. Барменковой, у дошкольников с ОНР отмечается различный уровень сформированности предпосылок к овладению семантическими аспектами связных высказываний, что приводит к качественно неоднородным проявлениям нарушений связной монологической речи. Дополнительные трудности в овладении речью связны с недостаточным уровнем сформированности неречевых психических функций, эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности. У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения аудиального восприятия, зрительного гнозиса, уменьшен объём слухоречевой памяти, недостаточно развито воображение, мышление [1, c.23].

Нарушения текстообразования, как утверждает Е. А. Чаладзе, обусловлены комплексом языковых нарушений таких, как синтаксические, лексические, морфологические, где главное место принадлежит нарушениям синтаксическим. Так же считается, что тексты различны по степени развернутости, а именно: от текстов, выраженных одним словом, до относительно развернутых текстов. Для детей с общим недоразвитием речи характерны минимально развернутые тексты: "отдельные слова - тексты" и "наборы ключевых слов - тексты". Именно эти типы текстов, отмечают ранний онтогенез текстообразования в норме. Этот факт позволяет говорить как о темповой задержке, так и о своеобразии формирования навыков текстообразования у детей с ОНР [13, с. 92].

С. Г. Щербак считает, что для формирования монологической речи детей с ОНР будет решаться главная задача коррекции языковых средств. Но как указано в методических рекомендациях, этого недостаточно. По мнению автора, здесь представлен коммуникативный аспект, который определяет последовательное развитие речевых навыков и коммуникативно-речевых умений продуцирования монологической речи [14, с. 37].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня отмечаются следующие особенности связной речи: позднее начало появления речи (первые слова к 3-4 годам); фразовая речь детей имеет проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, при описании какого-то объекта или явления, а также при повествовании о чем-то в своей речи ребенок использует простые распространенные предложения, не употребляют в своих высказываниях сложные конструкции; отмечаются в их рассказах, нарушения логической последовательности, а также пропуски главных событий, повторы; дети с затруднением могут что-то запланировать в собственных высказываний; замедленно и с большими трудностями овладевают такой формой высказывания, как рассуждение. Список использованной литературы:

1. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т.Д. Барменкова. - М., МПГУ, 1995. - 182 с.

2. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - Москва: ACT: Астрель: Транзит книга, 2006. - 158 с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 2013. - 432 с.

4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. - Москва: Аркти, 2004. - 168 с.

5. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. - Москва: Просвещение, 2009. - 159 c.

6. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А. М. Леушина. - Москва: Просвещение, 2009. - 110 с.

7. Мастюкова Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи

у дошкольников // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М.: Прометей, 2013. - С. 4-18

8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях, М.: Сфера, 2007. - 192 с.

9. Мыльникова Т. С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - С. 41-45.

10. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. А. Сохин. - Москва: Просвещение, 2004. - 296 с.

11. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.

12. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. - М.: Соц.- полит. журн., 1994. - 80 с.

13. Чаладзе Е. А. Формирование текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией в процессе логопедической работы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 : Самара, 2001 172 с. РГБ ОД, 61:02-13/499-3

14. Щербак С. Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами: проблемы и перспективы / С. Г. Щербак; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск]: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020.

© Жаманова В.З., 2022

УДК 037

Забусова Е.И.

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»

г. Белгород. РФ Лапина О.И.

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»

г. Белгород. РФ Толмачева В.В.

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»

г. Белгород. РФ

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье представлены особенности использования краеведческого материала в процессе воспитания младших школьников, внеклассной деятельности учеников, внеклассной деятельности учащихся.

Ключевые слова

Экологическое образование, культура, взаимодействие человека и природы, особенности детей

младшего школьного возраста.

В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой и воздействия социума на окружающую природу стала глобальной и приняла большие масштабы. Ускоренные темпы научно-технического прогресса характеризуются усиливающимся антропогенным воздействием на окружающую среду. Своим потребительским отношением человек уже нанес непоправимый ущерб окружающей среде. Почва, атмосфера и реки, моря и даже океаны загрязнены отходами производства и жизнедеятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.