ПАДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ВАХХАБИТОВ В АРАВИИ
А. А. Бабич
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты религиозного, политического и экономического характера, приведшие к египетской экспансии в Аравию, ход египетско-аравийской войны и последовавшее вслед за этим падение первого Саудовского государства.
Ключевые слова: Аравия, ваххабизм, Египет, Мухаммед Али, первое Саудовское государство.
Summary. The article examines the main aspects of religious, political and economic nature which led to the Egyptian expansion into Arabia, the Egyptian-Arabic war and the subsequent fall of the first Saudi state.
Keywords: Arabia, Wahhabism, Egypt, Muhammad Ali, the First Saudi State.
Вначале XIX в. эмирату Саудидов с помощью пламенных проповедей, цепи интриг и кровавой агрессии удалось, наконец, присоединить к себе Хиджаз. Объединив под своей властью почти всю Аравию, ваххабиты добились огромной военной и политической победы. Важно и то, что с утверждением в священных землях ислама решительные правители молодого государства стали претендовать на религиозное лидерство во всем мусульманском мире.
Ваххабиты однозначно рассматривались Высокой Портой и ее эмиссаром Мухаммедом Али как непримиримые враги ислама, покусившиеся на глубинное ядро мусульманского вероучения. Следует также заметить, что учение, сформулированное в середине XVIII столетия провинциальным недждийским богословом Мухаммедом ибн абд аль-Ваххабом, не содержа-
ло принципиально новых догматов и было обращено в прошлое, к истокам мусульманской цивилизации, к примерам праведной жизни пророка Мухаммеда и его первых последователей. Однако ваххабитская проповедь, соединенная с большим честолюбием и жаждой власти Саудидских эмиров, обладала крайне опасным качеством -резкой политической заостренностью. Она была, прежде всего, направлена против официального «отуреченного» ислама, который, по глубокому убеждению ее сторонников, являлся носителем вредоносного вируса, деформировавшего сунну Пророка. К числу своих непримиримых противников, как отмечалось выше, ваххабиты относили османских пашей -«узурпаторов» и их падишаха - «лжехалифа». Антитурецкая направленность ваххабизма имела своей конечной целью изгнание турок и объеди-
288
нение всех арабских земель под знаменем «чистого» ислама. Именно политизированность и религиозная бескомпромиссность ваххабитских лидеров и идеологов являлась, несомненно, исходным моментом их конфронтации с Османским государством.
Пока ваххабиты концентрировались на своих внутренних проблемах и собирали воедино мозаику эмиратов, султанатов и племенных территорий внутренней и прибрежной Аравии в единое централизованное государство, идейные искания аравийских пуристов ханбалитского толка мало волновали османов. Однако когда отряды саудид-ского ополчения под ваххабитскими знаменами начали массированное движение в направлении османских владений - Сирии и Ирака, вопрос критики ваххабитской мировоззренческой платформы встал на повестку дня.
С ужасом и трепетом воспринял мусульманский мир известие о разрушении и разграблении ваххабитами благоговейно почитаемых мусульманами-шиитами святынь Кербелы весной 1802 г. Именно после этого похода, не принесшего ваххабитам кроме добычи ощутимых результатов, вокруг них сформировался черный ореол коварных и жестоких фанатиков, сеющих смерть и оставляющих позади себя руины. Не менее мощный психологический эффект произвели разрушения ваххабитами усыпальниц великих героев ислама в Мекке в 1803 г. [1, с. 140], их демарши по запрету хаджа с махма-лем [там же, с. 66, 139] «как предметом суетной роскоши» [2, с. 345] и покрывалом на Каабу - кисвой. Захват ваххабитами драгоценностей Каабы во время разгрома Мекки был расценен как улама, так и официальными властями как акт безусловно возмутительный и
заслуживающий возмездия. Пожалуй, только очень немногие, и в их числе аль-Джабарти высказывали в данной ситуации «несвоевременные» мысли о несоответствии предписаниям шариата и сунны чрезмерного накопления богатства и о бесполезности «неприкосновенных сокровищ пророка»: «Все эти вещи посылались сюда слабоумными богачами, королями и султанами неарабского происхождения и другими» [1, с. 211]. «Попав сюда /в святые места/ сокровища уже никому не приносят пользы, - сокрушался летописец, - если только их не раскрадут специальные евнухи, которые именуются ага святых мест. Бедняки - дети пророка, ученые, нуждающиеся, странники -умирают с голоду, а эти сокровища для них под запретом, они лежат неподвижно» [там же, с. 213-214]. На поверку оказалось, что изъятые из Каабы ценности не принесли особой пользы бедным и убогим. Большая их часть была присвоена высокопоставленными жителями Медины, служителями мечети Харам и шерифом Мекки. Когда в 1818 г. поверженные ваххабиты прибыли на поклон в Каир, они привезли с собой ларец из белой жести с тремя рукописными экземплярами Корана в драгоценных переплетах - и это все, что осталось от несметных сокровищ Каабы.
Ваххабитам вменялось в вину посягательство на одну из важнейших обязанностей мусульманина - поклонение святыням Аравии, связанным с зарождением исламской религии. С 1803 г. ваххабиты начали чинить препятствия караванам хаджа из Сирии и Египта, не пропускали на подконтрольные им территории паломников с махмалем, оружием, музыкальными инструментами, повышали налог на хадж, вводили все более и более
строгие ограничения. Эти меры привели к тому, что к 1807-1808 гг. доступ больших партий паломников из Османской империи был закрыт [1, с. 66, 139-140, 146, 159 и др.], хотя полностью хадж не прекратился. Весь мусульманский мир был в отчаянии.
С воцарением ваххабитов значительная часть населения Мекки и Медины лишилась своих основных источников существования - милостыни, съестных припасов и денежных субсидий. Именно восстановление свободы хаджа стало одним из основных лозунгов антиваххабитской кампании.
Известие о взятии воодушевленными ваххабитскими идеями Саудидами Мекки (1803) и Медины (1804) повергло османские власти в панику и уныние. Османов, естественно, беспокоило не столько насильственное отторжение от их «Богом хранимого» государства бедных, полупустынных земель, сколько потеря священных городов, что наносило их престижу и духовному авторитету сокрушительный удар. Ведь в той мере, в какой падал в глазах миллионов правоверных престиж Сиятельной Порты, в такой же увеличивалось значение и могущество новых покровителей Мекки и Медины - Саудидов. Вот почему османские падишахи рассматривали растущее ваххабитское государство как серьезную угрозу своему господству, особенно в арабских провинциях. Однако все их первоначальные попытки подавить ваххабизм были безрезультатны. Занятая внутренними распрями, балканскими войнами и войной с Россией, Порта не могла выделить большую армию для борьбы с ваххабитами. Она поручала это дело своим пашам в Багдаде, Дамаске и Джидде, которые, однако, ограничивались тем, что отражали набеги назойливых Саудидов,
не рискуя перейти в наступление. Единственная реальная возможность разгромить ваххабитов заключалась в использовании силы, которая была бы потенциально способна выполнить богоугодную миссию. Выбор османов пал на Мухаммеда Али - одного из наиболее дееспособных вассалов, которого они были вынуждены наделить практически неограниченными полномочиями в Египетском пашалыке сразу же после хиджазской катастрофы.
Утвердившись у власти в 1805 г., новый османский паша Египта приступил в первую очередь к решению насущных задач - укреплению основ своего будущего безраздельного могущества, ликвидации агрессивно настроенных соперников, борьбе с мамлюкской оппозицией, защите Египта от британских притязаний, интенсивным внутренним реформам. В течение нескольких лет он умело уклонялся от выполнения почетной миссии - возвращения Хиджаза в лоно Османской империи. Но с конца 1809 г. Мухаммед Али вплотную занялся аравийскими делами и начал серьезную и планомерную подготовку военной экспедиции [3, с. 220].
Желание Порты было не главной и не единственной причиной, толкнувшей практически независимого правителя Египта на долгую и дорогостоящую кампанию в Аравии. Его глобальные планы создания собственной арабо-мусульманской империи с самого начала были ясны для многих очевидцев событий.
Египетский паша рассчитывал, отвоевав священные города Аравии, укрепить свой авторитет во всей Османской империи, завоевать популярность и, используя приобретенный для себя, а не для султана религиозный статус «покровителя священ-
289
ных мест», приступить к осуществлению своей главной задачи - создания собственной мусульманской империи. В этом далеко идущем замысле Аравии также отводилась важная роль ключей к Сирии и Ираку. Кроме того в планы каирского «вице-короля» входила задача установить неусыпный контроль над торговлей индийскими товарами и йеменским кофе, которая шла через Джидду, а потом завоевать и сам Йемен, не подчинявшийся османам. Мухаммед Али также намеревался под благочестивыми лозунгами освобождения Мекки и Медины вывести из Египта часть янычарской гвардии и солдат, которые поставили его у власти, но постепенно превращались в слишком опасную силу и стесняли его свободу действий внутри подвластного пашалыка. И, наконец, как подтвердили последующие события, Мухаммед Али рассчитывал использовать после победы над ваххабитами в своих целях ударную мощь бедуинских племен Аравии.
Подготовительный период экспедиции занял достаточно длительный 290 отрезок времени - весь 1810-ый и начало 1811 г. Мухаммед Али самолично направился в Суэц, чтобы изучить на месте возможности организации экспедиции морем и приступил к постройке судов. Лес, якоря и другие материалы, необходимые для постройки судов, доставляли из Турции в Каир, а оттуда перевозили на верблюдах в Суэц. На постройке флота работало несколько сот рабочих, и к марту 1810 г. было готово два десятка судов.
3 сентября 1810 г., по свидетельству аль-Джабарти, паша созвал диван, и посланник султана Иса-ага в торжественной обстановке зачитал указ о выступлении египетских войск в Хид-
жаз [4, р. 288]. Однако сама экспедиция началась лишь спустя почти год -летом 1811 г. Это произошло через полгода после известной кровавой резни мамлюкских предводителей в каирской Цитадели, когда Мухаммед Али физически устранил значительное число своих опасных соперников. Война в Европе временно снимала угрозу вторжения какой-либо европейской державы в Египет и благоприятствовала проведению аравийской кампании [3, с. 221].
Во главе экспедиции в Хиджаз паша назначил своего шестнадцатилетнего сына Тусун-бея, приставив к нему многоопытных советников. Стремясь заручиться поддержкой мек-канского шерифа Галиба, Мухаммед Али вступил с ним в секретную переписку, и эмир Мекки обещал паше полное содействие. Шериф конфиденциально сообщал, что население Хиджа-за якобы с редким единодушием настроено враждебно к ваххабитам и с нетерпением ожидает прихода избавителей. Подобные сведения поступали к египетскому «вице-королю» и из других источников, и он решил, что удобное время настало.
В августе 1811 г. часть войск была направлена в Западную Аравию морем с целью захвата при помощи десанта порта Янбо, а кавалерия во главе с Ту-суном выступила туда же сухим путем. На исходе 1811 г. сухопутные войска соединились с морскими частями, и Тусун принял бедуинов, явившихся толпами. Вскоре в Египте были получены известия о том, что соединенные войска стоят в Янбо и ожидают прибытия припасов [1, с. 319].
Получив подкрепления из Египта, Тусун повел свои войска на Медину. Решающее сражение произошло в де-
кабре 1811 г. у селений Манзалат ас-Сафра и Джадида на пути в город Пророка. Армия Тусуни, преследуя бедуинов харб, с которым он не успел установить дружеских отношений, зашла в узкий горный проход у Вади Сафра и попала пол удары отборного войска ваххабитов, о прибытии которого египетское командование не имело понятия. Египетская армия, насчитывавшая 8 тыс. человек, обратилась в повальное бегство. Личная храбрость Тусуна не спасла положения, и его войско было наголову разгромлено, потеряв более половины состава. Лишь увлеченность ваххабитов грабежом покинутого лагеря избавила египетскую армию от поголовного уничтожения, и жалкие остатки войск Тусуна с трудом добрались до Янбо. Ваххабиты не стали атаковать город и сохранили тем самым в руках египтян важный плацдарм [3, с. 225].
Печальным и удручающим было возвращение поверженных воинов на родину. Каир потрясло их тяжелейшее состояние апатии и безысходности. «Цвет их лица и внешний вид, - свидетельствует летописец, - очень изменились, их животные и верблюды изнурены до крайности. День за днем входили они в город и расходились по домам» [1, с. 325]. Одной из причин поражения стал разлад в военном руководстве египетского корпуса. Амбиции и претензии на верховенство со стороны ряда военачальников мешали выработке единого плана ведения боя и общей стратегии кампании.
Видимые неудачи первых месяцев аравийской войны не лишили египтян уверенности в своих силах. Вынужденную передышку они использовали для разложения ваххабитского тыла. Египетские агенты, не жалея денег и обе-
щаний, сумели создать опору в хиджаз-ских городах и привлечь на свою сторону шейхов крупнейших бедуинских племен. При их поддержке они со свежими войсками, прибывшими из Египта, перешли в наступление. В ноябре 1812 г. египтяне овладели Мединой, в январе 1813 г. взяли Мекку, город-оазис Таиф и ключевой красноморский порт Джидду. По сведениям аль-Джабарти, 15 декабря 1812 г, «прибыли гонцы из Хиджаза с вестью о том, что крепость Медины светлой взята, что правитель ее сдался войскам паши и посланец, едущий с этим известием, прибыл в Суэц с ключами Медины». Однако даже после этих впечатляющих военных успехов, положение египетской армии нельзя было назвать благополучным. Она несла огромные потери, причем не столько в ходе военных действий, сколько из-за смертности в результате непрекращающихся эпидемий, нестерпимой жары и голода. Когда египетский корпус уже не досчитывался 8 тыс. человек, а ваххабиты усилили натиск на Хиджаз, осадили Медину и развернули партизанскую войну на египетских коммуникациях, Мухаммед Али принял решение лично возглавить свои войска в Аравии. В сентябре 1813 г. он с новыми подкреплениями высадился в Джидде. Его первые усилия были направлены на укрепление египетских позиций в Хиджазе. Он сместил мекканского шерифа Галиба, а на его место посадил своего послушного ставленника Яхью ибн Сурура, подавил мелкие очаги сопротивления, одаривал деньгами бедуинских шейхов. Однако попытки проникнуть вглубь Аравии кончились неудачей [5, с. 76].
Мухаммед Али понимал, что если он не одержит в Аравии решительной победы, его положение в Египте пошат-
291
нется. Нисколько не обескураженный преследовавшими его неудачами, он начал предпринимать решительные меры для продолжения кампании. Дополнительными налогами были обложены египетские феллахи, новые подкрепления, боеприпасы, снаряжение поступали в Джидду, ставшую главным армейским складом. Прибыло несколько сот конников из числа ливийских бедуинов, преданных паше [3, с. 234]. На руку египетскому правителю сыграла смерть эмира Сауда в мае 1814 г. Новым лидером ваххабитов стал Абдалла, который возглавил сопротивление на севере. На юге крупные силы ваххабитов сосредоточились в оазисе Тураба, контролировавшем дорогу из Неджда в Йемен.
В конце 1814 - начале 1815 г. ваххабиты сконцентрировали у Басальи большую армию. В январе 1815 г. произошло сражение, победу в котором одержало войско Мухаммеда Али. Затем войсками паши были захвачены Ранья, Биша и после утомительного перехода египтяне вышли на побережье Красного моря и овладели Кунфу-дой. В результате решительных дей-292 ствий Мухаммеда Али как главнокомандующего ваххабиты были разгромлены в Асире и в стратегически важных районах между Хиджазом и Нед-ждом. Это был серьезный удар по могуществу ваххабитов на юге. Однако в мае 1815 г. Мухаммеду Али пришлось срочно покинуть Аравию и выехать в охваченный волнениями Египет.
На севере египетскими войсками командовал Тусун-бей. Он вел упорную борьбу с крупнейшими силами главы ваххабитов эмира Абдаллы, который стянул войска со всего Неджда, аль-Хасы и Омана. Весной 1815 г. Тусун-бей нанес ряд поражений ваххабитам и вынудил Абдаллу заключить мир. По условиям
этого договора Хиджаз перешел под управление египтян, а ваххабиты сохранили за собой только районы Центральной и Северо-Восточной Аравии -Неджд и Касым. Эмир Абдалла дал формальное обещание подчиняться египетскому губернатору Медины и признал себя вассалом турецкого султана. Он также обязался обеспечить со своей стороны безопасность хаджа, вернуть сокровища, унесенные ваххабитами из Мекки, и отказаться от ряда религиозных новшеств. В случае вызова он должен был поехать на поклон к османскому падишаху в Стамбул. Заключив мир, Тусун-бей оставил в главных городах Хиджаза египетские гарнизоны и выехал в Египет. Так закончился первый этап войны.
Однако условия мира изначально не устраивали ни ваххабитов, считавших их унизительными, ни османского султана, жаждавшего полного разгрома Саудидского эмирата, ни самого Мухаммеда Али.
В 1816 г. невиданная в Аравии кровопролитная война возобновилась. В Хиджаз была послана египетская армия, которую сопровождали иностранные военные инструкторы. Во главе ее был поставлен старший сын Мухаммеда Али - Ибрахим, выдающийся полководец и человек железной воли. Он решил, во что бы то ни стало, ценой каких угодно потерь проникнуть в сердце ваххабизма - во внутреннюю Аравию и раздавить ваххабитское движение в самом его очаге. В течение двух лет войска Ибрахима осаждали один за другим важнейшие центры Ка-сыма и Неджда. Они превращали цветущие оазисы в пустыню, разрушали колодцы, рубили пальмы, сжигали дома. Кому удавалось спастись от разящего египетского оружия, тот погибал от голода и жажды. При приближении
египетских войск население поднималось с насиженных мест и искало спасения в отдаленных оазисах.
В 1817 г. в результате массированного наступления египтяне взяли Расе, Бу-райду и Аназу. В начале 1818 г. они вступили в Неджд, взяли Шакру и в апреле 1818 г. подошли к Даръие - сильно укрепленной столице ваххабитов, расположенной в центре каменистой пустыни Неджда. Наступил последний акт трагедии первого Саудидского государства Аравии - битва за Даръию. Ваххабиты стекались туда для участия в последнем сражении. Собрались все, для кого ваххабизм и преданность дому Саудидов были делом жизни.
15 сентября 1818 г. после пятимесячной осады Даръия пала. Египтяне не оставили там камня на камне, и она исчезла с географических карт. Ваххабитский эмир Абдалла сдался на милость победителей и был казнен в Стамбуле. Уничтожая Даръию, войска Ибрахима покорили Катиф и аль-Хасу. Родственники эмира и главные ваххабитские вожди были взяты в плен и высланы в Египет. Во всех городах Неджда срыли укрепления. Египтяне торжествовали победу, и, казалось, ваххабитское государство было похоронено навсегда. В городах покоренного Неджда и Хиджаза после ухода в декабре 1819 г. главных войсковых соединений обосновались египетские гарнизоны. Но завоевателям так и не удалось подавить силы сопротивления и прочно укрепиться в стране. Горы и пустыни Аравии служили убежищем для недовольных и являлись очагами ваххабитских восстаний.
Аравийская кампания 1811-1819 гг., вдохновлявшаяся призывами к восстановлению «истинной славы мусульманства», попранной поборниками вахха-
бизма, послужила прелюдией к дальнейшим военным мероприятиям египетского паши, в том числе его беспощадной борьбе с османским владычеством, которая также мотивировалась стремлением защитить ислам от посягательств и коррупции. Вместе с тем под покровом благой идеи реставрации «исламского правоверия» с заведомой очевидностью просматривались честолюбивые амбиции египетского монарха, взор которого был направлен на весь арабо-мусульманский мир. Исламская политика Мухаммеда Али, содержавшая в себе жесткий практицизм и конъюнктурный подход к решению насущных проблем, не могла обеспечить доверие и благонадежность населения завоеванных территорий.
Непрочность египетских позиций в Аравии проявилась уже через несколько лет после крушения эмирата Саудидов, который был возрожден в Неджде в середине 30-х гг. XIX в., что стало логическим продолжением этих событий и процессов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Египет под властью Мухаммада Али (1806-1821) / Пер. с араб.; предисл. и примеч. Х. И. Кильберг. - М., 1963.
2. Лэйн Э. У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века / Пер. с англ. А. С. Рапопорт; предисл. В. В. Наумкина. - М., 1982.
3. Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45-1818). - М., 1967.
4. Kelman J. From Damascus to Palmyra. - L., 1908.
5. Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. - М., 1965.
6. Клот-бей. Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии. - Ч. 1-2. - СПб., 1843. ■
293