Научная статья на тему 'Падение государства ваххабитов в Аравии'

Падение государства ваххабитов в Аравии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
605
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРАВИЯ / ARABIA / ВАХХАБИЗМ / WAHHABISM / ЕГИПЕТ / EGYPT / МУХАММЕД АЛИ / MUHAMMAD ALI / ПЕРВОЕ САУДОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО / THE FIRST SAUDI STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабич Александр Александрович

В статье рассматриваются основные аспекты религиозного, политического и экономического характера, приведшие к египетской экспансии в Аравию, ход египетско-аравийской войны и последовавшее вслед за этим падение первого Саудовского государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Fall of Wahhabi State in Arabia

The article examines the main aspects of religious, political and economic nature which led to the Egyptian expansion into Arabia, the Egyptian-Arabic war and the subsequent fall of the first Saudi state

Текст научной работы на тему «Падение государства ваххабитов в Аравии»

ПАДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ВАХХАБИТОВ В АРАВИИ

А. А. Бабич

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты религиозного, политического и экономического характера, приведшие к египетской экспансии в Аравию, ход египетско-аравийской войны и последовавшее вслед за этим падение первого Саудовского государства.

Ключевые слова: Аравия, ваххабизм, Египет, Мухаммед Али, первое Саудовское государство.

Summary. The article examines the main aspects of religious, political and economic nature which led to the Egyptian expansion into Arabia, the Egyptian-Arabic war and the subsequent fall of the first Saudi state.

Keywords: Arabia, Wahhabism, Egypt, Muhammad Ali, the First Saudi State.

Вначале XIX в. эмирату Саудидов с помощью пламенных проповедей, цепи интриг и кровавой агрессии удалось, наконец, присоединить к себе Хиджаз. Объединив под своей властью почти всю Аравию, ваххабиты добились огромной военной и политической победы. Важно и то, что с утверждением в священных землях ислама решительные правители молодого государства стали претендовать на религиозное лидерство во всем мусульманском мире.

Ваххабиты однозначно рассматривались Высокой Портой и ее эмиссаром Мухаммедом Али как непримиримые враги ислама, покусившиеся на глубинное ядро мусульманского вероучения. Следует также заметить, что учение, сформулированное в середине XVIII столетия провинциальным недждийским богословом Мухаммедом ибн абд аль-Ваххабом, не содержа-

ло принципиально новых догматов и было обращено в прошлое, к истокам мусульманской цивилизации, к примерам праведной жизни пророка Мухаммеда и его первых последователей. Однако ваххабитская проповедь, соединенная с большим честолюбием и жаждой власти Саудидских эмиров, обладала крайне опасным качеством -резкой политической заостренностью. Она была, прежде всего, направлена против официального «отуреченного» ислама, который, по глубокому убеждению ее сторонников, являлся носителем вредоносного вируса, деформировавшего сунну Пророка. К числу своих непримиримых противников, как отмечалось выше, ваххабиты относили османских пашей -«узурпаторов» и их падишаха - «лжехалифа». Антитурецкая направленность ваххабизма имела своей конечной целью изгнание турок и объеди-

288

нение всех арабских земель под знаменем «чистого» ислама. Именно политизированность и религиозная бескомпромиссность ваххабитских лидеров и идеологов являлась, несомненно, исходным моментом их конфронтации с Османским государством.

Пока ваххабиты концентрировались на своих внутренних проблемах и собирали воедино мозаику эмиратов, султанатов и племенных территорий внутренней и прибрежной Аравии в единое централизованное государство, идейные искания аравийских пуристов ханбалитского толка мало волновали османов. Однако когда отряды саудид-ского ополчения под ваххабитскими знаменами начали массированное движение в направлении османских владений - Сирии и Ирака, вопрос критики ваххабитской мировоззренческой платформы встал на повестку дня.

С ужасом и трепетом воспринял мусульманский мир известие о разрушении и разграблении ваххабитами благоговейно почитаемых мусульманами-шиитами святынь Кербелы весной 1802 г. Именно после этого похода, не принесшего ваххабитам кроме добычи ощутимых результатов, вокруг них сформировался черный ореол коварных и жестоких фанатиков, сеющих смерть и оставляющих позади себя руины. Не менее мощный психологический эффект произвели разрушения ваххабитами усыпальниц великих героев ислама в Мекке в 1803 г. [1, с. 140], их демарши по запрету хаджа с махма-лем [там же, с. 66, 139] «как предметом суетной роскоши» [2, с. 345] и покрывалом на Каабу - кисвой. Захват ваххабитами драгоценностей Каабы во время разгрома Мекки был расценен как улама, так и официальными властями как акт безусловно возмутительный и

заслуживающий возмездия. Пожалуй, только очень немногие, и в их числе аль-Джабарти высказывали в данной ситуации «несвоевременные» мысли о несоответствии предписаниям шариата и сунны чрезмерного накопления богатства и о бесполезности «неприкосновенных сокровищ пророка»: «Все эти вещи посылались сюда слабоумными богачами, королями и султанами неарабского происхождения и другими» [1, с. 211]. «Попав сюда /в святые места/ сокровища уже никому не приносят пользы, - сокрушался летописец, - если только их не раскрадут специальные евнухи, которые именуются ага святых мест. Бедняки - дети пророка, ученые, нуждающиеся, странники -умирают с голоду, а эти сокровища для них под запретом, они лежат неподвижно» [там же, с. 213-214]. На поверку оказалось, что изъятые из Каабы ценности не принесли особой пользы бедным и убогим. Большая их часть была присвоена высокопоставленными жителями Медины, служителями мечети Харам и шерифом Мекки. Когда в 1818 г. поверженные ваххабиты прибыли на поклон в Каир, они привезли с собой ларец из белой жести с тремя рукописными экземплярами Корана в драгоценных переплетах - и это все, что осталось от несметных сокровищ Каабы.

Ваххабитам вменялось в вину посягательство на одну из важнейших обязанностей мусульманина - поклонение святыням Аравии, связанным с зарождением исламской религии. С 1803 г. ваххабиты начали чинить препятствия караванам хаджа из Сирии и Египта, не пропускали на подконтрольные им территории паломников с махмалем, оружием, музыкальными инструментами, повышали налог на хадж, вводили все более и более

строгие ограничения. Эти меры привели к тому, что к 1807-1808 гг. доступ больших партий паломников из Османской империи был закрыт [1, с. 66, 139-140, 146, 159 и др.], хотя полностью хадж не прекратился. Весь мусульманский мир был в отчаянии.

С воцарением ваххабитов значительная часть населения Мекки и Медины лишилась своих основных источников существования - милостыни, съестных припасов и денежных субсидий. Именно восстановление свободы хаджа стало одним из основных лозунгов антиваххабитской кампании.

Известие о взятии воодушевленными ваххабитскими идеями Саудидами Мекки (1803) и Медины (1804) повергло османские власти в панику и уныние. Османов, естественно, беспокоило не столько насильственное отторжение от их «Богом хранимого» государства бедных, полупустынных земель, сколько потеря священных городов, что наносило их престижу и духовному авторитету сокрушительный удар. Ведь в той мере, в какой падал в глазах миллионов правоверных престиж Сиятельной Порты, в такой же увеличивалось значение и могущество новых покровителей Мекки и Медины - Саудидов. Вот почему османские падишахи рассматривали растущее ваххабитское государство как серьезную угрозу своему господству, особенно в арабских провинциях. Однако все их первоначальные попытки подавить ваххабизм были безрезультатны. Занятая внутренними распрями, балканскими войнами и войной с Россией, Порта не могла выделить большую армию для борьбы с ваххабитами. Она поручала это дело своим пашам в Багдаде, Дамаске и Джидде, которые, однако, ограничивались тем, что отражали набеги назойливых Саудидов,

не рискуя перейти в наступление. Единственная реальная возможность разгромить ваххабитов заключалась в использовании силы, которая была бы потенциально способна выполнить богоугодную миссию. Выбор османов пал на Мухаммеда Али - одного из наиболее дееспособных вассалов, которого они были вынуждены наделить практически неограниченными полномочиями в Египетском пашалыке сразу же после хиджазской катастрофы.

Утвердившись у власти в 1805 г., новый османский паша Египта приступил в первую очередь к решению насущных задач - укреплению основ своего будущего безраздельного могущества, ликвидации агрессивно настроенных соперников, борьбе с мамлюкской оппозицией, защите Египта от британских притязаний, интенсивным внутренним реформам. В течение нескольких лет он умело уклонялся от выполнения почетной миссии - возвращения Хиджаза в лоно Османской империи. Но с конца 1809 г. Мухаммед Али вплотную занялся аравийскими делами и начал серьезную и планомерную подготовку военной экспедиции [3, с. 220].

Желание Порты было не главной и не единственной причиной, толкнувшей практически независимого правителя Египта на долгую и дорогостоящую кампанию в Аравии. Его глобальные планы создания собственной арабо-мусульманской империи с самого начала были ясны для многих очевидцев событий.

Египетский паша рассчитывал, отвоевав священные города Аравии, укрепить свой авторитет во всей Османской империи, завоевать популярность и, используя приобретенный для себя, а не для султана религиозный статус «покровителя священ-

289

ных мест», приступить к осуществлению своей главной задачи - создания собственной мусульманской империи. В этом далеко идущем замысле Аравии также отводилась важная роль ключей к Сирии и Ираку. Кроме того в планы каирского «вице-короля» входила задача установить неусыпный контроль над торговлей индийскими товарами и йеменским кофе, которая шла через Джидду, а потом завоевать и сам Йемен, не подчинявшийся османам. Мухаммед Али также намеревался под благочестивыми лозунгами освобождения Мекки и Медины вывести из Египта часть янычарской гвардии и солдат, которые поставили его у власти, но постепенно превращались в слишком опасную силу и стесняли его свободу действий внутри подвластного пашалыка. И, наконец, как подтвердили последующие события, Мухаммед Али рассчитывал использовать после победы над ваххабитами в своих целях ударную мощь бедуинских племен Аравии.

Подготовительный период экспедиции занял достаточно длительный 290 отрезок времени - весь 1810-ый и начало 1811 г. Мухаммед Али самолично направился в Суэц, чтобы изучить на месте возможности организации экспедиции морем и приступил к постройке судов. Лес, якоря и другие материалы, необходимые для постройки судов, доставляли из Турции в Каир, а оттуда перевозили на верблюдах в Суэц. На постройке флота работало несколько сот рабочих, и к марту 1810 г. было готово два десятка судов.

3 сентября 1810 г., по свидетельству аль-Джабарти, паша созвал диван, и посланник султана Иса-ага в торжественной обстановке зачитал указ о выступлении египетских войск в Хид-

жаз [4, р. 288]. Однако сама экспедиция началась лишь спустя почти год -летом 1811 г. Это произошло через полгода после известной кровавой резни мамлюкских предводителей в каирской Цитадели, когда Мухаммед Али физически устранил значительное число своих опасных соперников. Война в Европе временно снимала угрозу вторжения какой-либо европейской державы в Египет и благоприятствовала проведению аравийской кампании [3, с. 221].

Во главе экспедиции в Хиджаз паша назначил своего шестнадцатилетнего сына Тусун-бея, приставив к нему многоопытных советников. Стремясь заручиться поддержкой мек-канского шерифа Галиба, Мухаммед Али вступил с ним в секретную переписку, и эмир Мекки обещал паше полное содействие. Шериф конфиденциально сообщал, что население Хиджа-за якобы с редким единодушием настроено враждебно к ваххабитам и с нетерпением ожидает прихода избавителей. Подобные сведения поступали к египетскому «вице-королю» и из других источников, и он решил, что удобное время настало.

В августе 1811 г. часть войск была направлена в Западную Аравию морем с целью захвата при помощи десанта порта Янбо, а кавалерия во главе с Ту-суном выступила туда же сухим путем. На исходе 1811 г. сухопутные войска соединились с морскими частями, и Тусун принял бедуинов, явившихся толпами. Вскоре в Египте были получены известия о том, что соединенные войска стоят в Янбо и ожидают прибытия припасов [1, с. 319].

Получив подкрепления из Египта, Тусун повел свои войска на Медину. Решающее сражение произошло в де-

кабре 1811 г. у селений Манзалат ас-Сафра и Джадида на пути в город Пророка. Армия Тусуни, преследуя бедуинов харб, с которым он не успел установить дружеских отношений, зашла в узкий горный проход у Вади Сафра и попала пол удары отборного войска ваххабитов, о прибытии которого египетское командование не имело понятия. Египетская армия, насчитывавшая 8 тыс. человек, обратилась в повальное бегство. Личная храбрость Тусуна не спасла положения, и его войско было наголову разгромлено, потеряв более половины состава. Лишь увлеченность ваххабитов грабежом покинутого лагеря избавила египетскую армию от поголовного уничтожения, и жалкие остатки войск Тусуна с трудом добрались до Янбо. Ваххабиты не стали атаковать город и сохранили тем самым в руках египтян важный плацдарм [3, с. 225].

Печальным и удручающим было возвращение поверженных воинов на родину. Каир потрясло их тяжелейшее состояние апатии и безысходности. «Цвет их лица и внешний вид, - свидетельствует летописец, - очень изменились, их животные и верблюды изнурены до крайности. День за днем входили они в город и расходились по домам» [1, с. 325]. Одной из причин поражения стал разлад в военном руководстве египетского корпуса. Амбиции и претензии на верховенство со стороны ряда военачальников мешали выработке единого плана ведения боя и общей стратегии кампании.

Видимые неудачи первых месяцев аравийской войны не лишили египтян уверенности в своих силах. Вынужденную передышку они использовали для разложения ваххабитского тыла. Египетские агенты, не жалея денег и обе-

щаний, сумели создать опору в хиджаз-ских городах и привлечь на свою сторону шейхов крупнейших бедуинских племен. При их поддержке они со свежими войсками, прибывшими из Египта, перешли в наступление. В ноябре 1812 г. египтяне овладели Мединой, в январе 1813 г. взяли Мекку, город-оазис Таиф и ключевой красноморский порт Джидду. По сведениям аль-Джабарти, 15 декабря 1812 г, «прибыли гонцы из Хиджаза с вестью о том, что крепость Медины светлой взята, что правитель ее сдался войскам паши и посланец, едущий с этим известием, прибыл в Суэц с ключами Медины». Однако даже после этих впечатляющих военных успехов, положение египетской армии нельзя было назвать благополучным. Она несла огромные потери, причем не столько в ходе военных действий, сколько из-за смертности в результате непрекращающихся эпидемий, нестерпимой жары и голода. Когда египетский корпус уже не досчитывался 8 тыс. человек, а ваххабиты усилили натиск на Хиджаз, осадили Медину и развернули партизанскую войну на египетских коммуникациях, Мухаммед Али принял решение лично возглавить свои войска в Аравии. В сентябре 1813 г. он с новыми подкреплениями высадился в Джидде. Его первые усилия были направлены на укрепление египетских позиций в Хиджазе. Он сместил мекканского шерифа Галиба, а на его место посадил своего послушного ставленника Яхью ибн Сурура, подавил мелкие очаги сопротивления, одаривал деньгами бедуинских шейхов. Однако попытки проникнуть вглубь Аравии кончились неудачей [5, с. 76].

Мухаммед Али понимал, что если он не одержит в Аравии решительной победы, его положение в Египте пошат-

291

нется. Нисколько не обескураженный преследовавшими его неудачами, он начал предпринимать решительные меры для продолжения кампании. Дополнительными налогами были обложены египетские феллахи, новые подкрепления, боеприпасы, снаряжение поступали в Джидду, ставшую главным армейским складом. Прибыло несколько сот конников из числа ливийских бедуинов, преданных паше [3, с. 234]. На руку египетскому правителю сыграла смерть эмира Сауда в мае 1814 г. Новым лидером ваххабитов стал Абдалла, который возглавил сопротивление на севере. На юге крупные силы ваххабитов сосредоточились в оазисе Тураба, контролировавшем дорогу из Неджда в Йемен.

В конце 1814 - начале 1815 г. ваххабиты сконцентрировали у Басальи большую армию. В январе 1815 г. произошло сражение, победу в котором одержало войско Мухаммеда Али. Затем войсками паши были захвачены Ранья, Биша и после утомительного перехода египтяне вышли на побережье Красного моря и овладели Кунфу-дой. В результате решительных дей-292 ствий Мухаммеда Али как главнокомандующего ваххабиты были разгромлены в Асире и в стратегически важных районах между Хиджазом и Нед-ждом. Это был серьезный удар по могуществу ваххабитов на юге. Однако в мае 1815 г. Мухаммеду Али пришлось срочно покинуть Аравию и выехать в охваченный волнениями Египет.

На севере египетскими войсками командовал Тусун-бей. Он вел упорную борьбу с крупнейшими силами главы ваххабитов эмира Абдаллы, который стянул войска со всего Неджда, аль-Хасы и Омана. Весной 1815 г. Тусун-бей нанес ряд поражений ваххабитам и вынудил Абдаллу заключить мир. По условиям

этого договора Хиджаз перешел под управление египтян, а ваххабиты сохранили за собой только районы Центральной и Северо-Восточной Аравии -Неджд и Касым. Эмир Абдалла дал формальное обещание подчиняться египетскому губернатору Медины и признал себя вассалом турецкого султана. Он также обязался обеспечить со своей стороны безопасность хаджа, вернуть сокровища, унесенные ваххабитами из Мекки, и отказаться от ряда религиозных новшеств. В случае вызова он должен был поехать на поклон к османскому падишаху в Стамбул. Заключив мир, Тусун-бей оставил в главных городах Хиджаза египетские гарнизоны и выехал в Египет. Так закончился первый этап войны.

Однако условия мира изначально не устраивали ни ваххабитов, считавших их унизительными, ни османского султана, жаждавшего полного разгрома Саудидского эмирата, ни самого Мухаммеда Али.

В 1816 г. невиданная в Аравии кровопролитная война возобновилась. В Хиджаз была послана египетская армия, которую сопровождали иностранные военные инструкторы. Во главе ее был поставлен старший сын Мухаммеда Али - Ибрахим, выдающийся полководец и человек железной воли. Он решил, во что бы то ни стало, ценой каких угодно потерь проникнуть в сердце ваххабизма - во внутреннюю Аравию и раздавить ваххабитское движение в самом его очаге. В течение двух лет войска Ибрахима осаждали один за другим важнейшие центры Ка-сыма и Неджда. Они превращали цветущие оазисы в пустыню, разрушали колодцы, рубили пальмы, сжигали дома. Кому удавалось спастись от разящего египетского оружия, тот погибал от голода и жажды. При приближении

египетских войск население поднималось с насиженных мест и искало спасения в отдаленных оазисах.

В 1817 г. в результате массированного наступления египтяне взяли Расе, Бу-райду и Аназу. В начале 1818 г. они вступили в Неджд, взяли Шакру и в апреле 1818 г. подошли к Даръие - сильно укрепленной столице ваххабитов, расположенной в центре каменистой пустыни Неджда. Наступил последний акт трагедии первого Саудидского государства Аравии - битва за Даръию. Ваххабиты стекались туда для участия в последнем сражении. Собрались все, для кого ваххабизм и преданность дому Саудидов были делом жизни.

15 сентября 1818 г. после пятимесячной осады Даръия пала. Египтяне не оставили там камня на камне, и она исчезла с географических карт. Ваххабитский эмир Абдалла сдался на милость победителей и был казнен в Стамбуле. Уничтожая Даръию, войска Ибрахима покорили Катиф и аль-Хасу. Родственники эмира и главные ваххабитские вожди были взяты в плен и высланы в Египет. Во всех городах Неджда срыли укрепления. Египтяне торжествовали победу, и, казалось, ваххабитское государство было похоронено навсегда. В городах покоренного Неджда и Хиджаза после ухода в декабре 1819 г. главных войсковых соединений обосновались египетские гарнизоны. Но завоевателям так и не удалось подавить силы сопротивления и прочно укрепиться в стране. Горы и пустыни Аравии служили убежищем для недовольных и являлись очагами ваххабитских восстаний.

Аравийская кампания 1811-1819 гг., вдохновлявшаяся призывами к восстановлению «истинной славы мусульманства», попранной поборниками вахха-

бизма, послужила прелюдией к дальнейшим военным мероприятиям египетского паши, в том числе его беспощадной борьбе с османским владычеством, которая также мотивировалась стремлением защитить ислам от посягательств и коррупции. Вместе с тем под покровом благой идеи реставрации «исламского правоверия» с заведомой очевидностью просматривались честолюбивые амбиции египетского монарха, взор которого был направлен на весь арабо-мусульманский мир. Исламская политика Мухаммеда Али, содержавшая в себе жесткий практицизм и конъюнктурный подход к решению насущных проблем, не могла обеспечить доверие и благонадежность населения завоеванных территорий.

Непрочность египетских позиций в Аравии проявилась уже через несколько лет после крушения эмирата Саудидов, который был возрожден в Неджде в середине 30-х гг. XIX в., что стало логическим продолжением этих событий и процессов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Египет под властью Мухаммада Али (1806-1821) / Пер. с араб.; предисл. и примеч. Х. И. Кильберг. - М., 1963.

2. Лэйн Э. У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века / Пер. с англ. А. С. Рапопорт; предисл. В. В. Наумкина. - М., 1982.

3. Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45-1818). - М., 1967.

4. Kelman J. From Damascus to Palmyra. - L., 1908.

5. Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. - М., 1965.

6. Клот-бей. Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии. - Ч. 1-2. - СПб., 1843. ■

293

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.