Научная статья на тему 'Ваххабизм: истоки, особенности идеологии и положение в современной России'

Ваххабизм: истоки, особенности идеологии и положение в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
921
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ваххабизм: истоки, особенности идеологии и положение в современной России»

для решения этих проблем в равной мере необходимы и христианство, и ислам, включенные в процесс диалога и сотрудничества, а не конфронтации. Ислам органичен для России в не меньшей степени, чем православие, поэтому попытки представить ислам чуждым и тем более враждебным России и русскому народу - надуманны и несостоятельны. Неудивительно, что доктринально православие находит больше общего с исламом, нежели с западным христианством.

«Социология власти», М., 2008 г., № 5, с. 33-40.

Дмитрий Воропаев,

кандидат философских наук (г. Оренбург) ВАХХАБИЗМ:ИСТОКИ, ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ И ПОЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ваххабизм как фундаменталистское течение основывается на богословско-правовой школе, называемой ханбалитский мазхаб. Основателем этой школы является багдадский богослов IX в. Ахмад ибн Ханбал. Ханбал резко выступал против роскоши и развращенности халифского двора и против засорения ислама неисламскими обычаями. В Багдаде он пользовался огромным авторитетом среди простонародья и был известен как принципиальный борец за чистоту веры. В результате современники стали почитать его как спасителя ислама от нововведений и самого значительного суннитского систематизатора вероучения. Ханбализм возникает прежде всего как религиозно-политическое движение и только позднее оформляется в догматико-правовую школу. Этим объясняется высокая политизированность ханбалитского мазхаба по сравнению с маликитским, ханафитским и шафиитским мазхабами. Ханбалиты разработали стройную систему определения греха многобожия, которую позже использовали ваххабиты. Согласно этой системе, существует пять видов многобожия:

1) признание за всеми пророками, а также святыми предсказателями и астрологами «сокровенного знания»;

2) признание за кем бы то ни было посреднической миссии, которой пророк Мухаммед будет наделен в день воскресения;

3) поклонение кому-либо или чему-либо (шейху, могилам святых, камням и др.), кроме Аллаха;

4) вера в предрассудки и колдовство - предзнаменования, заклинания, амулеты, плохие и хорошие дни и прочее;

5) произнесение клятв именами пророков Мухаммеда, Али, других авторитетов мусульманской общины наряду с именем Аллаха.

Предтечей ваххабизма считается Ибн Таймийа (1263-1328), выступавший против суфизма, культа святых и Пророка, против паломничества к мавзолею пророка в Медине. В своих политических взглядах Ибн Таймийа придерживался мнения о том, что ислам может процветать только в могущественном государстве, а государство, в свою очередь, без шариата может деградировать до тирании. Непосредственно ваххабизм формируется как религиозно-политическое учение в Аравии в середине ХУШ в. на основе учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба - восприемника и продолжателя дела Ибн Таймийа.

Первоначальное название ваххабизма - мувахиддун, что означает «унитарии». Термин «ваххабизм» был придуман оппонентами мувахиддунов и сейчас используется европейскими учеными и большинством арабов. Он происходит от имени основателя учения. Аль-Ваххаб провозгласил, что ислам после смерти пророка Магомета был извращен и развивался чуждым первооснове путем. Он призывал вернуться к фундаментальному исламу, максимально приближенному к древним священным текстам. Выступал против почитания святых и обычая просить пророка заступиться за молящегося во время молитвы. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаба изучал Ислам в Медине. Его отец и старший брат были известными в то время религиозным деятелями. Однако основы мусульманского вероучения, которые они обсуждали с ним, он подвергал сомнению. Своей критикой он пытался ниспровергнуть самые крупные исламские авторитеты. В исламской традиции такое отношение к учителям считается худшим из всех видов непослушания, которое может проявить ученик. Считается, что отрыв от традиции, непоследовательность в вопросах религии наносит непоправимый вред не только самому ученику, но и вводит в заблуждение огромное число тех, кому он указывает якобы более легкий путь в постижении Истины. Например, ошибочным считается мнение аль-Ваххаба, что проявление мусульманами уважения к исламским святыням является «ширком» - язычеством.

Многие считают ваххабизм одним из самых радикальных и экстремистских течений ислама, которое характеризуют враждеб-

ность к иноверцам и иным толкованиям ислама, агрессивные прозелитизм и миссионерство. Крайняя нетерпимость ваххабизма проявилась уже в самом его становлении и распространении. Мухам-мад ибн Абд аль-Ваххаба, пользуясь тем, что у многих бедуинских племен бытовали языческие культы и отсутствовало достаточное просвещение в вопросах религии, начал свою проповедь именно среди них. Бедуины доследовали призыву аль-Ваххаба, став участниками всех междоусобиц на стороне отдельных политических сил. Ибн аль-Ваххаб призывал к возрождению древнейших бедуинских военных традиций и связанного с ними «воинского кодекса чести». Опираясь на логику доисламских отношений между бедуинскими племенами, а также на собственную трактовку некоторых сур Корана он объявил, что любых политических противников можно уничтожать и лишать имущества. Просвещенные мусульмане были потрясены искажением сущности Ислама и пытались бороться с распространением ваххабизма в Аравии, показывая гуманность учения, открытого Аллахом: Мухаммеду. Кроме того, религиозные и политические деятели того времени хорошо понимали, что это течение преследует одни лишь корыстные цели, служит продвижению политического влияния властителей области Ад-Дария и не имеет ничего общего с духовным поиском внутри Ислама.

Первой жертвой распространения ваххабизма стал Йемен. Мусульманское население захваченных территорий подвергалось насильственному обращению в ваххабизм. Затем ваххабиты начали активную миссионерскую деятельность среди племен, населявших территории вокруг Мекки и Медины. В этих городах ваххабиты стремились любой ценой добиться поддержки тех людей, которые пользовались авторитетом, что было необходимо для осуществления ими своих политических планов, так как распространение влияния среди населения Мекки и Медины давало ваххабитам идеологическую поддержку во всем мусульманском мире. Реакцией мусульманского общества на деятельность ваххабитов в Мекке и Медине явилось судебное определение, в котором было сказано, что людей, разделяющих взгляды ваххабитов, как и их самих, следует считать вероотступниками, а находящиеся в городе ваххабиты должны быть взяты под стражу. Всем выходцам из области Ад-Дария, правители которой поддерживали идеологов ваххабизма, было запрещено совершать хадж (паломничество к святыням Ислама) и въезжать в Мекку.

Потеряв надежду добиться своих целей мирным способом, в 1785 г. ваххабиты напали на племена, находившиеся под юрисдикцией Мекки, тем самым им удалось втянуть в военные действия мекканские власти, которые выступили на защиту своих граждан. Сложная политическая и экономическая обстановка в Аравии способствовала тому, что отдельные племена стали принимать сторону ваххабитов, либо боясь расправы в случае отказа от сотрудничества с ними, либо соглашаясь на подкуп. Так, например, ваххабиты осадили город Ат-Тоиф, а затем, войдя в него, вырезали почти все его население. Город был полностью разграблен, религиозные книги сожжены. Вхождение же в Мекку ваххабиты откладывали несколько раз из-за большого скопления в нем паломников, которые могли оказать им достойное сопротивление. По окончании времени хаджа ваххабиты все же вошли в Мекку, взяв ее без боя. Правитель Мекки шариф Голиб Ибн Мусаида, стремясь любой ценой избежать кровопролития в священном городе мусульман, впустил ваххабитов в Мекку. Незадолго до их вхождения в город он даже заключил с ваххабитами соглашение о ненападении. Ваххабиты нарушили свое обещание: они не только оккупировали Мекку, но и двинулись на г. Джидду, куда отступили войска правителя Мекки. В 1800 г. ваххабиты блокировали Мекку и перекрыли все подступы к городу. Блокада стала жестоким испытанием для мекканцев. В городе свирепствовал голод. Глядя на страдания горожан, шариф Голиб принял решение заключить с ваххабитами договор о мире. В том же году они сумели захватить Медину. Первым их деянием стало разграбление святой комнаты, где находилась могила Пророка Мухаммеда. Их власть над священными для мусульман городами продолжалась семь лет.

За это время ваххабиты разграбили все украшения Каабы и накрыли ее черной мешковиной. Они разрушили купола над могилами, запретили повторять хвалу пророку Мухаммеду. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб лично отдал приказ казнить муэдзина, прочитавшего хвалу пророку, мир ему. Они вводили новые для мусульманского мира традиции: бритье головы не только мужчинами, но и женщинами. Однако вскоре подобное указание в отношении женщин было отменено. Действуя в таком духе, ваххабиты не могли не вызвать протест со стороны жителей оккупированных городов.

В 1806 г. наместник Махмуд-хана П в Египте Мухаммад Али-паша наделяется полномочиями подготовить армию для борь-

бы с ваххабитами. Первыми успехами этой армии стало освобождение города Юмбу. Дальше войска не продвинулись из-за плохого знания местности и тактических просчетов. В 1807 г. в поход против ваххабитов выступил Мухаммад Али-паша. Он освободил города Ас-Софра и Аль-Хадида, сделав то, что не удалось его сыну Тусун-паше в первом походе. Он вошел в эти города без вооруженного столкновения, применяя тактические и политические методы. Он начал выплачивать бедуинам вознаграждение, щедро одаривая тех, кто поддерживал его армию. Мухаммад Али-паша постоянно советовался по политическим вопросам с шарифом Мекки Голи-бом. Благодаря согласованности их действий была освобождена Медина. Затем армия вошла в г. Джидду. В результате ваххабиты и их лидер Сауд сами вышли из Мекки и скрылись в области Ад-Дария. В 1808 г. шариф Голиб, находившийся к тому времени на должности шарифа Мекки уже 26 лет, арестовал в Ат-Тоифе наместника ваххабитов Усмана Аль-Мудокыйя и отправил его в Египет. Затем его перевезли в резиденцию султана, где он и был казнен. Сам же шариф Голиб также отправился в резиденцию султана по требованию Мухаммада Али-паши. В 1809 г. был арестован лидер ваххабитов в Медине Му-арак Ибн Мадыян, а затем казнен. В том же году Мухаммад Али-паша предпринял новый поход на города Тюрба и Биша, на территории Гомид, Заран и Асир для разгрома ваххабитов. Оплотом ваххабизма оставалась одна область Ад-Дария, в которой после смерти Сауда в 1809 г. оставался править его сын Абдуллах Ибн Сауд. Он был взят в плен в 1815 г., после чего казнен. Тем не менее история ваххабизма на этом не закончилась, ваххабитская трактовка ханбалитского мазхаба стала идеологическим знаменем некоторых аравийских племен. Современный ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии.

Согласно учению, созданному Ибн Таймийа, ваххабиты в основу своей доктрины положили осуждение культа святых и утверждение единобожия. Источником истинного ислама они считают только Коран и Сунну, а все, что не согласуется с этими источниками, относят к «недозволенным новшествам» и «заблуждениям». Мусульманам, по мнению ваххабитов, следует соблюдать только четыре праздника: «ураза байрам» - праздник разговения в честь завершения поста; «курбан байрам» - праздник жертвоприношения в день завершения паломничества в Мекку; «ашура» - траур по имаму Хусейну, внуку пророка, убитому в 680 г.; «ночь могущест-

ва» - мистическая ночь в месяце рамадан. Кроме того, ваххабитам необходимо соблюдать следующие положения:

- обязательно присутствие на намазе;

- запрещаются курение табака, бритье бороды и ругательства;

- закят должен вноситься не только с официальных доводов, но и со скрытых;

- при перечислении имен Аллаха употребляются не четки, а кости руки;

- мечети не должны быть чем-либо украшены.

В Россию ваххабизм пришел из Саудовской Аравии через обмен религиозными делегациями и через деятельность религиозных лидеров, прошедших обучение в этой стране. Особая активность ваххабитов была отмечена в республиках СевероКавказского региона в середине 1990-х годов. Важнейшим фактором, резко политизировавшим и военизировавшим ваххабизм, явилась война в Чечне (1994-1996), в которой приняли участие как дагестанские, так и чеченские ваххабиты. Ряд успешных операций, проведенных ваххабитами, и так называемая «победа Чечни» создали им ореол защитников мусульман, укрепили их религиозно-политические позиции среди верующих. Воспользовавшись благоприятной для них поствоенной политической ситуацией, ваххабиты и их лидеры стали навязывать народам Дагестана и Чечни новые стандарты социального и духовного поведения. Под их воздействием в Чечне, а затем и в «кадарской зоне» Дагестана вводится в действие шариат, на основе норм которого предпринимались попытки регулировать быт, образ жизни и мышление мусульман. Заявления ваххабитов носили откровенно экстремистский характер: ими высказывались идеи создания «кавказского халифата», установления «исламского порядка», «исламизации всего мира» (подобные нереальные, более того, провокационные для чеченского народа идеи часто озвучивались в местных средствах информации М. Удуговым и его «ведомством»).

Под воздействием ваххабитов в 1996 г. и. о. президента Чечни 3. Яндарбиев отменяет светские законы, распускает суды и вводит Уголовный кодекс-шариат. Взамен светским судам повсеместно создаются суды шариатские, укомплектованные исключительно ваххабитами или их ройниками, на практике широко используется шариатская форма наказания: казни, бичевание виновных.

Ареал распространения ваххабизма в сегодняшней России достаточно широк. Он существует в Дагестане, Чечне, несколько меньше - в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Кроме того, мы наблюдаем распространение ваххабизма в Татарстане, Башкортостане, а также на территории Оренбургской области.

Верховный муфтий Духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин оценил направленность деятельности бугурус-ланского медресе как ваххабитскую. В Екатеринбурге наметились тенденции распространения ваххабизма, о чем Талгатом Таджуд-дином и свердловским муфтием Ситбгатуллой был предупрежден губернатор. В Челябинской области деятельность гражданина Сирии и России Салеха была охарактеризована как ориентированная на учение Ваххаба.

Сегодня многие специалисты высказывают мнение, что рост влияния ваххабитского движения в России - процесс необратимый. Пока ваххабитов немного, но они сильны тем, что организованны. И выход из этой ситуации мне видится только один. Это государственная деятельность, направленная на пропаганду тех форм ислама, которые уже не одно столетие мирно существуют в России. Необходимы также постоянные контакты с лидерами мусульман с целью нейтрализации экстремистского крыла ваххабизма. При решении этой проблемы особую помощь могут оказать средства массовой информации, если больше внимания будут уделять не освещению террористической деятельности экстремистского течения в исламе (ведь именно благодаря СМИ гораздо более известен Усама Бен Ладен, нежели Талгат Таджуддин), а пропаганде исламских ценностей и освещению деятельности действительных лидеров мирного ислама.

«Ислам как духовная традиция и фактор современных общественных отношений», Оренбург, 2008 г., с. 70-78.

Владимир Дергачев,

политолог(Украина)

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КРЫМА (Сценарий развития ситуации на полуострове)

Саммит НАТО в Бухаресте отсрочил последнее наступление Запада на Восточную Европу. А празднование 225-й годовщины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.