ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2005. № 1
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ «ЛОМОНОСОВ-2004»
(Тезисы докладов. МГУ им. М.В. Ломоносова.
Апрель. 2004 г.)
К. Пылаева
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ВАХХАБИТОВ
§ 1. Жизнь Мухаммада Абд аль-Ваххаба
Основоположником ваххабитского религиозно-политического течения в исламе является Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ат-Та-мими. Он родился в 1115/1703 г. в пригороде Неджда Уйяне. Его семья принадлежала к сословию улемов1 роду Ааль аш-Шейх из племени бану тамим. С детства он готовился стать богословом и уже в 10 лет знал Коран наизусть, т.е. был хафизом. Но, к сожалению, Неджд — глухая аравийская пастушеская область с малым количеством городов и мест науки — не могла дать Абд аль-Ваххабу основательной образованности в том смысле, как ее понимают мусульмане. В связи с этим Мухаммаду пришлось много путешествовать по разным городам и научно-культурным и богословско-преподавательским центрам ислама, чтобы получить достойное богословское образование. Он учился в Басре, Багдаде, Дамаске, Иране, аш-Шаме, Египте, Йемене, совершал паломничество в святые места ислама — Мекку и Медину. Абд аль-Ваххаб изучал богословие у виднейших улемов того времени, читал сочинения крупнейших мусульманских философов Средневековья, таких как Ибн Рушд, Абу Али ибн Сина, Абу Наср ибн Мухаммад аль-Фараби2 и многих других. Он принимал участие в многочисленных религиозно-политических диспутах, а также преподавал богословие в недждийском медресе. Изучив современное ему состояние мусульманской религии на территории Аравии, он пришел к выводу, что «общепринятая» форма ислама есть отступление от его первоначальной чистоты VII в. и что суеверные турки, завоевавшие Аравию в начале XVI в., до неузнаваемости исказили учение пророка Мухаммада (в том числе сунну). В 40—50-е гг. XVIII в. Абд аль-Ваххаб открыто поднял вопрос о необходимости обновить ислам, основываясь только лишь на Коране и сунне. Научно-теоретическое обоснование своих идей Абд аль-Ваххаб нашел в учении сирийского теолога XIII в. Таки ад-дин ибн Таймийи (1263—1328), который модифицировал доктри-
ну ханбалитского учения, созданную Ахмадом Ханбалом, которая отвергала «новшества», расходящиеся с принципами первоначальной чистоты ислама. Абд аль-Ваххаб собственноручно переписал богословские сочинения Ибн Таймийи, и сейчас его рукописи хранятся в Лейдене.
Впервые Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб выступил со своей проповедью в городе Эйяне в начале 40-х гг. XVIII в. Но, несмотря на то, что его речь привлекла огромное количество сподвижников, богослову пришлось покинуть город по приказу его правителя-турка из рода ибн Маамера. Эпоха феодальной раздробленности, охватившая аравийские земли в Х91—Х9П вв., была в самом разгаре, и это дало возможность учению аль-Вахха-ба быстро распространиться среди социально активных масс сельского населения, недовольного условиями жизни. Его проповеди и призывы к объединению арабского государства встретили поддержку у некоторых шейхов и эмиров Центральной Аравии. Среди первых сподвижников аль-Ваххаба и почитателей его вероучения была семья аль-Саудидов — эмиров небольшого города ад-Дирайя, расположенного в северо-восточном Неджде. В 1740 г. был заключен договор между аль-Ваххабом и эмиром из рода аль-Саудидов, который положил начало великому движению за объединение Аравии под знаменем ваххабитского вероучения.
Таким образом, сочинения Ибн Таймийи были применены на практике образованным богословом Абд аль-Ваххабом, начавшим новую эпоху в жизни мусульманского Востока — эпоху объединения на основе первоначальных принципов чистого ислама. Богослов умер в 1787 г.6 в ад-Дирайе. По утверждениям исследователей движения ваххабизма и жизнедеятельности аль-Ваххаба4, из многочисленных произведений богослова, отличавшихся богатством мысли и непосредственностью, судя по всему, ничего или мало что напечатано.
§ 2. Учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба
«Ваххабизм» — название, данное противниками движения, турками, во время ожесточенной борьбы в начале XIX в.; сами последователи Абд аль-Ваххаба называли себя «единобожниками» или же просто «мусульманами». Западные авторы называют ваххабитов «пуританами пустыни».
Как уже отмечалось, формально аль-Ваххаб не создавал новых догматов. Он стремился восстановить среди арабов религию ислама в ее первоначальной коранической чистоте. Вопрос об очищении религии от веками накопившихся наслоений — нововведение в вероучении, культе, традициях уже поднимался в мусульманском обществе. В XIII в. на этом особенно настаивал ханбалитский мазхаб, основателем которого был сирийский бого-
слов из Дамаска Ибн Таймийя. Он считал неприемлемым для ислама — монотеистической религии — такие элементы, как культ святых, зийарат (пилигримское посещение гробниц — мазаров), не исключая и гробницу пророка в Медине. Важным догматом ханбалитского мазхаба являлось также утверждение, что в исламе неприемлемы мистические идеи суфизма, которые расходятся с первоначальными догматами Корана и сунны. Ибн Таймийя провзглашал войну язычеству, опираясь на учение Мухаммада о джихаде — «священной войне» против неверных.
Итак, взяв за основу ханбалитский мазхаб Ибн Таймийи, Абд аль-Ваххаб разработал новое религиозно-политическое учение, с которого началась новая эпоха исламского вероучения. Богослов призывал отречься от непозволительных нововведений (бид'а), к числу которых относил зийарат, но, в отличие от учения Ибн Таймийи о паломничестве, он не отрицал хадж в Мекку, предпринятый самим Мухаммадом. Абд аль-Ваххаб учил, что проявлять роскошь — значит отклоняться от учения Корана, в котором говорится, что роскошь есть проделки шайтана. В связи с этим воспрещалось пользоваться четками (четки через суфизм были заимствованы мусульманством из Индии на раннем этапе своего развития), курить табак, носить шелковую одежду и золотые украшения. Идеалом праведной жизни аль-Ваххаб считал апостольскую обстановку VII в. и даже биографию пророка он изучал по старейшему «Житию апостола» Ибн Хишама (ум. в 834 г.).
Главный вероучительный догмат ваххабитов — вера в безусловно единого Бога, который для приверженцев этого учения антропомофичен. Эту идею вероучитель считал сутью ислама, именно так называется главная работа его жизни: «Китаб ат-Тав-хид»5. В книге аль-Ваххаб освещает все существовавшие на то время отклонения от первоначального ислама, в том числе вопрос о многобожии (ширк): «Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: "Поистине, Аллах не прощает приобщения к нему сотоварищей, но прощает все, что меньше этого кому пожелает..."»6. Они признают только Коран, который не подлежит толкованию, и сунну периода четырех праведных халифов. По мнению аль-Вах-хаба, учения четырех правоверных толков (ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты) ни для кого не обязательны; каждый человек имеет право на собственное мнение о сущности учений, которые изложены в Коране. Ваххабизм учит, что все люди должны быть равны между собой и не должно быть посредника между человеком и Богом; не нужно направлять молитвы по отношению к кому бы то ни было, даже пророку, кроме Бога, поскольку только он знает тайны людей. Аль-Ваххаб в своей проповеди учил людей, что необходимо уничтожить все внешние проявления религиозности — наружные формы обрядов, духов-
ных церемоний, поэтому ваххабизм освобождает основные обряды ислама — пятикратный намаз (перс, «молитва», араб, «салат»), хадж, закят7 — от некоторых мелочных формальностей, которыми их обставил позднейший ислам,
В ваххабитском учении разрешено соблюдать лишь четыре праздника: фитр (разговение), ашкура (пост в первые десять дней месяца мухаррама по причине траура по шиитскому имаму Хусейну), курбан (праздник жертвоприношения) и Лейлетуль мубарака — ночь в месяце шаабана, когда Аллах записывает все совершенное людьми за год,
Ваххабиты мало считаются с традиционными у мусульман омовениями, а также с правилом снимать обувь в мечети, ссылаясь при этом на действия пророка,
Гражданские законы, установленные Кораном, ваххабиты стремятся соблюдать во всей силе: обложение верных заятом, строгое преследование разврата, противоестественных пороков, воспрещение ростовщичества, борьбу с обычаем кровавой мести, Ваххабитское движение вызвало недовольство и открытое сопротивление в остальном мусульманском мире, особенно в Египте, так как это был крупнейшее социально-полиическое движение, поведшее за собой огромные массы людей, Вот что писал по этому поводу Мухаммад Рашид Рида: «Причина того, что их обвиняли в ереси и неверии, была чисто политической, для того, чтобы отпугнуть от них мусульман, <,,,> Кроме того, турки боялись, что они создадут арабское государство,,,»8 Но, несмотря на это, состоявшееся в 1815 г, собрание улемов в Каире вынуждено было признать, что в учении Абд аль-Ваххаба никакой ереси нет, поскольку им были сохранены, — а некоторые даже возведены в абсолют — все основные принципы ислама,
ПРИМЕЧАНИЯ
4Улемы (от араб, улама — ученые), в точном смысле — сословие мусульманских богословов и законоведов, На практике улемами часто называют все категории мусульманских духовных наставников, тех, кто совершил паломничество в Мекку, а также образованных уважаемых мусульман,
2Ибн Рушд (1126—1198), арабский философ и врач, представитель восточного аристотелизма; Абу Али Ибн Сина (ок, 980—1037), среднеазиатский философ, ученый, врач; Абу Наср ибн Мухаммад аль-Фараби (870—950), арабский философ, ученый-энциклопедист, представитель восточного аристотелизма,
3По другим источникам, Абд аль-Ваххаб умер в 1791 г, (Луцкий В. Арабские страны, М,, 1904),
4См,: Крымский А.Е. Ваххабиты М,, 1912; Томара М. Истоки ваххабизма, М,, 1930,
5Араб. «Книга единобожия».
6Хадж — мусульманское паломничество в Мекку. Закят — букв. «очищение» — обязательная милостыня бедным у мусульман. 7Там же. 4; 48.
8По материалам статьи А.А. Мантаева «Историко-религиозные аспекты возникновения и распространения ваххабизма» (http://www. wahhabizm.narod.ru).
А.В. Пантелеева
Человек в иудейской общине
Специфика межличностных отношений внутри общины определяется в первую очередь самим фактом ее существования как незыблемого гаранта существования народа Израиля. Община объединяет как духовно, так и физически всех своих членов, препятствуя их ассимиляции, сохраняет и поддерживает традиции.
У еврейской общины три цели: «Тора, авода и гмилут хасадим». Обязанность общины — дать человеку возможность изучать Тору, община должна, создав необходимые условия для изучения Торы, позаботиться и о возможностях аводы.
Также нужно учитывать, что деятельность общины основывается на личном участии, личной заинтересованности каждого ее члена. Члены общины должны стремиться совместными усилиями основать бейт кнессет — синагогу, приобрести свиток Торы для общественного чтения, найти хазана для правильного и красивого чтения молитв и Торы, приобрести молитвенники и все необходимые для службы.
В хорошо организованной общине группы добровольцев следят за всеми аспектами гмилут хасадим.
Человек внутри еврейской общины индивидуален, что иллюстрируется на примере амиды. Амида — это центральное место в любом богослужении. Евреи произносят брахот, точнее, их произносит связанная заветом община. Миньян, десять мужчин, миновавших возраст бар мицвы, должны собраться вместе, чтобы кантор прочитал амиду вслух от их имени; если собравшихся меньше, каждый произносит амиду про себя. Однако и тот, кто находится на людях и вслух читает молитву, в то же время повторяет ее про себя, осознавая свою индивидуальность внутри общины.
С другой стороны, человек должен чувствовать себя частью общества, в котором он живет, чувствовать свою связь с остальными членами общества и осознавать ту ответственность, которую налагает на него это сосуществование. Иллюстрацией может служить молитва «Аль хет» («За грехи»). Во время этой молитвы еврей просит прощения, в том числе за грехи, которые он не совершал, так как, согласно традиции, каждый еврей несет определенную ответственность за грехи других евреев.
Истинная религиозность предполагает слияние личной ответственности с общественным самосознанием, Для еврейской традиции пренебрежение физической стороной своего существования в этом мире неприемлемо, Только живя общественной жизнью, человек может наиболее полно исполнять законы Торы, Веление Торы «жить в мире» включает в себя и создание семьи, Роль семьи очень значительна в иудаизме, Израиль начался как семья и по-прежнему чувствует себя семьей, и свидетельство, которое он несет нациям, включает и святость семейной жизни,
Еще одним духовным основанием единения народа Израиля является Тшува,
Между началом Рош га-Шана и концом Иом Кипур десять дней, Они называются десятью днями тшувы, Тшува — это момент духовного рождения человека, его духовной самоидентификации с еврейским народом, осознания себя одним из тех, с кем был заключен Завет, Это момент становления, Человек становится носителем всех тех идей и принципов, которые объединяют народ Израиля,
Н.В. Субботина
ОБЩЕСТВО ИИСУСА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Общество Иисуса является самым влиятельным католическим орденом, имеющим почти пятивековую историю. Оно было основано Игнатием Лойолой, написавшим конституцию Ордена и «Духовные упражнения», являющиеся основой работы Общества и в настоящее время. Папа Павел III одобрил и утвердил уложения института Общества Иисуса в Апостольском послании «Regimini militantis Ecclesiae» от 27 сентября 1540 г. Уже в первые десятилетия своего существования иезуиты распространили свое влияние от Японских островов до Бразильского побережья. Первоначальная цель состояла в подавлении реформации и укреплении позиций папского престола. Их активная деятельность в экономической и политической сферах вызывала враждебное отношение к Ордену. За первый век своего существования число членов выросло с нескольких человек до 22126 (по данным самих иезуитов). Орден был упразднен папой Климентом XIV буллой «Dominus ac Redemptor noster». Это была вынужденная мера. Общество сохранило свой официальный статус только в России и Пруссии. Иезуиты добились официального восстановления только в 1814 г. Орден ни в чем не отступает от своего принципа: Ad
majorem Dei gloriam (Для вящей славы Божьей). Общество почти сразу приобрело универсальное значение, сосредоточив в своих руках преподавание (преимущественно высшее), миссионерство и священническое служение. В 70-е гг. XX в. папа Пий IX провозгласил свою солидарность со многими учениями иезуитов. Дальнейшая судьба Ордена тесно связана с папским престолом.
В настоящее время Орден сохраняет глобальный характер своей деятельности. Среди современных иезуитов 9 люди самых различных профессий. Нынешний генерал Ордена Питер-Ханс Кольвенбах так обозначил вектор деятельности иезуитов в современном мире: «Мы хотим защитить веру и заложить принципы справедливости в отношениях между людьми, вдохновляясь Евангелием и духовным учением Игнатия Лойолы».
Общество Иисуса по-прежнему оказывает влияние на основные направления деятельности католической церкви. Они занимают важное место в ватиканской дипломатии, принимают участие в составлении папских булл, энциклик, посланий.
Сегодня в мире насчитывается более 2000 учебных заведений, созданных иезуитами, обучение в которых не обязывает к дальнейшим связям с Церковью. Общество издает около 100 периодических изданий на 50 языках общим тиражом 150 миллионов экземпляров. На русском языке выходит журнал «Точки», который выпускает Институт философии, теологии и истории святого Фомы.
Согласно данным Ордена, сейчас в мире насчитывается 89 провинций. Во главе каждой провинции стоит провинциал. Его назначает генерал. Провинции объединены в 12 ассистенций. Они управляются ассистентами, составляющими Генеральный совет Ордена. Во главе Ордена стоит генерал, избираемый пожизненно Генеральной конгрегацией. В состав провинций входят орденские дома, называемые коллегиями, если в них размещаются учебные заведения, или резиденциями Ордена. В России в 1992 г. учрежден Независимый регион России.
Орден имеет массовые организации для мирян — марианские конгрегации и апостолат молитвы. 34-я Генеральная конгрегация 1995 г. постановила: «Сотрудничество с мирянами является одновременно конституционным элементом нашего способа действия и призвания к личному, коллективному и организационному обновлению. Мы призваны к оказанию помощи мирянам, к партнерству с ними в выполнении их миссии и к открытости для новых форм будущего сотрудничества» (Декрет 13, п. 26. С. 131. Кольвенбах П.-Х. Воспитание в духе святого Игнатия // Точки. 2001. № 1—2.).
Члены Общества опережают официальный Ватикан в понимании современных проблем. Периодические издания иезуитов
не обходят стороной самые острые проблемы межрелигиозного диалога.
Работы членов Общества Иисуса (А. де Любак, Т. де Шарден, X. Ранер, Э. Пшивара, Ф. Суарес, К. Ранер, X. Бальтазар) определяют облик современной католической философии и теологии.
По данным журнала «Jesuites de France» в мире насчитывается 20408 иезуитов, 64 члена Ордена — жители Российский региона.