Научная статья на тему '2008. 03. 044. Делонг-бас, Н. Дж. Ваххабитский ислам: от возрождения и реформ к глобальному джихаду. Delong-Bas, N. J. Wahhabi Islam: from revival and reform to global jihad. - Oxford; Oxford Univ.. Press, 2004. - 370 p'

2008. 03. 044. Делонг-бас, Н. Дж. Ваххабитский ислам: от возрождения и реформ к глобальному джихаду. Delong-Bas, N. J. Wahhabi Islam: from revival and reform to global jihad. - Oxford; Oxford Univ.. Press, 2004. - 370 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАХХАБИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 044. Делонг-бас, Н. Дж. Ваххабитский ислам: от возрождения и реформ к глобальному джихаду. Delong-Bas, N. J. Wahhabi Islam: from revival and reform to global jihad. - Oxford; Oxford Univ.. Press, 2004. - 370 p»

КУЛЬТУРА

2008.03.044. ДЕЛОНГ-БАС, Н.ДЖ. ВАХХАБИТСКИЙ ИСЛАМ: ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМ К ГЛОБАЛЬНОМУ ДЖИХАДУ. DELONG-BAS, N.J. Wahhabi Islam: From revival and reform to global jihad. - Oxford; Oxford univ. press, 2004. - 370 p.

Натана Дж. Делонг-Бас (Джорджтаунский университет, США) задается вопросом, каким образом ваххабизм, возникший как обновленческое движение весьма умеренного и миролюбивого толка, мог превратиться в учение, устойчиво ассоциирующееся с фантастическими по своей жестокости террористическими актами и стяжавшее дурную славу по причине своего влияния на мечети и мусульманские учебные заведения во всем мире: «Его аттестуют как движение экстремистское, радикалистское, пуританское, презирающее прогресс, женоненавистническое и воинственное по самой своей сути. Его характеризуют как исламо-фашизм, идущий по стопам коммунизма и нацизма. Его обвиняют в распространении воинствующего религиозного экстремизма среди приверженцев "Талибан" в Афганистане, так называемых ваххабитов в Центральной Азии и "Аль-Каиде" Усамы бин Ладена. На него навесили ярлык наиболее нетерпимой из всех интерпретаций ислама, стремящейся навязать самое себя как исключительное истолкование "подлинного ислама..."» (с. 3).

В то же время ваххабизма придерживается правящая династия Саудовской Аравии - одного из наиболее верных союзников США на Ближнем Востоке; в качестве модели реформирования ислама и оживления его защищали как сиро-египетский реформатор ислама Мухаммад Рашид Рида (1865-1935), так и современный палестинско-американский ученый Исмаил Раджи ал-Фаруки, которые выступали за обогащение ислама последними достижениями философской и научной мысли. Ваххабиты основывают больницы, приюты для сирот, мечети и учебные заведения, помогают жертвам природных катастроф во всем мире.

После террористических актов 11 сентября 2001 г. стало господствовать мнение, что Усама бин Ладен вдохновлялся учением Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба, который автоматически становился крестным отцом исламского терроризма и был объявлен буква-

листом, женоненавистником, последователем средневекового радикала Ибн Таймийи; его труды рассматривались как простая компиляция коранических айатов и изречений Мухаммада (хадисов). Едва ли уместно ставить Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба и Усаму бин Ладена на одну доску: «...хотя подобные сопоставления и пытаются представить простым и ясным объяснением сути проблемы, они не соответствуют исторической реальности. Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб, как явствует из его сочинений, был ученым и юристом, получившим прекрасную профессиональную подготовку и совершившим многочисленные путешествия, помимо того факта, что он был плодовитым писателем» (с. 5). Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб оставил собрания хадисов, комментарии к Корану, работы по фикху, теологические трактаты - что едва ли может сравниться с несколькими фетвами, опубликованными Усамой бин Ладеном. Создатель ваххабизма настаивал на максимально возможном сохранении человеческой жизни во время джихада, уважительном отношении к другим религиям, сохранении баланса в правах между мужчинами и женщинами: «Отсутствие ксенофобии, воинственности, женоненавистничества, экстремизма и буквоедства - то есть всего того, что, как правило, ассоциируется с ваххабизмом, - заставляет серьезно задуматься, в какой мере все вышеперечисленное вообще присуще ваххабизму, равно как и в какой мере экстремисты, подобные Усаме бин Ладену, являются подлинными представителями. ваххабитского вероучения» (с. 5).

Ваххабизм возник в XVIII в. в Неджде - центральной провинции в современной Саудовской Аравии; вопреки расхожему мнению Неджд не был в те времена захолустьем, расположенным вдали от важнейших караванных путей; однако, не представляя интереса для завоевателей, не играл сколько-нибудь заметной роли в истории - даже когда прочие арабские земли вошли в состав Османской империи, Неджд сохранил независимость. Отсюда следует вывод, что ваххабизм не был реакцией на внешнюю колонизацию. С другой стороны, Неджд никогда не выказывал претензий на религиозное, политическое и торговое лидерство, так что и подобными соображениями возникновение ваххабизма объяснить не удастся. Не следует рассматривать ваххабизм и как интеллектуальную или психологическую аберрацию: это учение не ересь; оно отражает наиболее существенные тенденции в мусульманском сообществе

XVIII в., а именно все нарастающую критику религиозного упадка как результата заимствований из других религиозных традиций (культ святых, суеверия, элементы магии) вкупе с забвением подлинных исламских ритуалов. Напрашивался вопрос: можно ли мусульман, ведущих подобный образ жизни, вообще считать мусульманами.

С точки зрения реформаторов того времени, возвращение к подлинному исламу, отказ от вошедшего в привычку многобожия (о котором и свидетельствует культ святых) и возвращение к единобожию (ат-таухид) - один из ключевых пунктов ваххабитской доктрины - не может быть частным делом отдельных, наиболее сознательных мусульман, но должно стать основой самого политического устройства общества: Аллах, а не святые поддерживают человеческое существование; следовательно, общество должно вернуться к тем установлениям (шариат), которые были ниспосланы Мухаммаду, а восстановление шариата позволит вернуть былое могущество мусульманской цивилизации. Таким образом, на повестке дня стояло возвращение к фундаментальным истинам ислама: «В данном возвращении не было ничего воинственного по своему духу... Не означало оно и буквалистской интерпретации писания. Это была всего лишь попытка освободиться от накопившихся за многие столетия и исторически обусловленных истолкований и наростов и заняться непосредственным изучением. Писания» (с. 19). Мухаммад в таком понимании - не бог, а наилучшее воплощение подлинно мусульманского образа жизни, а в его изречениях следует искать не указания на то, какого размера должна быть борода у правоверных, поскольку главное в них - забота о вдовах, сиротах, бедных, уважение к женщинам, поддержание социальной справедливости. Стремление переставить акцент с личности Му-хаммада и святых, коим придавался чуть ли не божественный статус, на «деловую сторону вопроса (воплощение в реальной, повседневной жизни, того учения, которое он принес) сопровождалось и отступлением от давящего авторитета более ранних истолкований этого учения: «таклид» (следование авторитетному мнению видного законоведа - муджтахида) должен был, согласно новым веяниям, уступить место «иджтихаду», непосредственному изучению источников.

Деятельность реформаторов носила двухуровневый характер: с одной стороны, они всячески стремились увеличить число собственных сторонников в «низах» общества, так как лишь массовый характер движения смог бы оказать такое давление на остальные слои, которое бы изменило как нормы поведения людей, так и саму природу общественного устройства. С другой стороны, сопротивление наиболее консервативных слоев побуждало реформаторов искать покровительства у местных политических лидеров, а в качестве компенсации они оказывали поддержку режиму. Следует отметить, что стремление искать поддержку в верхах было свойственно улемам (к которым принадлежал и Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб) в силу тех особенностей, которые данную прослойку населения характеризовали: «Улемы обладали... властью в силу тех -симбиотического свойства - отношений, которые их связывали с обществом. Улемы не могут рассматриваться как духовенство, или же как официально назначаемый корпус сертифицированных... ученых, поскольку ни того, ни другого в исламе не существует. Это просто люди, посвятившие себя религиозным штудиям и, как предполагается, обладающие знаниями в области корановеде-ния, хадисоведения, мусульманского законоведения. Было бы целесообразнее рассматривать улемов как социальный класс, а не как некий официальный орган или институт» (с. 29).

Авторитет того или иного ученого базировался на знаниях, которые материализовывались в способности привлекать к себе сторонников и учеников. Именно по этой причине деятельность Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба - как в силу его эрудиции, так и в силу открытого вызова, брошенного им религиозному истеблишменту, - вызвала яростное противодействие со стороны улемов.

Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб родился (1702 г., селение ал-Уйайна в Неджде) в пользовавшейся большим уважением семье юриста и теолога, придерживавшегося ханбалитского мазхаба -наиболее консервативного и ригористичного из четырех канонизированных суннитских мазхабов ислама. Именно этот мазхаб, возникший в эпоху политического и духовного кризиса IX в., призывал к очищению ислама от чужеродных влияний и возврату к сунне Мухаммада с целью восстановления общественных основ.

О личности основателя ваххабизма известно немногое. Не сохранились ни его физическое описание, ни развернутые со-

общения о его темпераменте и развитии его характера. Мы знаем, что он отличался логикой, точностью, несокрушимой уверенностью в правильности своих религиозных воззрений, любил дискутировать на религиозные темы, свободно вступая в общение с представителями различных слоев общества - в силу веры в равенство мусульман перед Аллахом. Всецелая преданность идее социальной справедливости - которой, по его мнению, отличался первоначальный ислам, -делала его нетерпимым к коррупции, взяточничеству и прочим проявлениям общественной деградации. Хотя его нельзя было назвать пафицистом, тем не менее он не был пропагандистом войны и препятствовал насильственному обращению в ваххабизм. Разработанное им учение о единобожии (таухид) и было призвано излечить общество от этих - равно как и всех прочих - язв.

Когда местная знать уразумела, что для нее означает новое учение, Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба принудили отправиться в хадж. Посетив Мекку, Медину, Басру и Зубайр, он изучал хадисо-ведение и фикх, ознакомился с шиитской теологией. Необходимо отметить, что Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб не был непримиримым антишиитом - он выступал лишь против рафидитов - радикальных шиитов, не желавших искать примирения с суннизмом.

По возвращении в Аравию Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб написал труд «О единобожии» («Китаб ат-таухид»), который быстро распространился в Неджде и привлек на сторону автора большое число сторонников. В это время у него еще не было политических покровителей; поэтому весьма сомнительными представляются некоторые исторические свидетельства, что он выступал за джихад против тех, кто не желает поддерживать его доктрину.

Политический покровитель появился у Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба в лице нового эмира ал-Уйайны Османа ибн Хамида ибн Муаммара, который, радушно встретив проповедника, женил его на своей тетке и стал адептом нового учения. Вскоре проповедник и эмир заключили соглашение, согласно которому второй брал на себя заботу о распространении «ваххабизма» в обмен на поддержку со стороны первого амбициозных планов эмира по завоеванию Неджда. Подобная тактика была характерна для реформаторов в XVIII в.

Распространение ваххабитской доктрины началось как с проповедей, так и с практических шагов. Так, Мухаммад ибн Абд ал-

Ваххаб приказал срубить священную рощу и собственноручно срезал одно из деревьев, что вызвало шок среди местного населения, так как здесь была продемонстрирована реальная сила и решительность реформатора. Не менее болезненным для местного населения было и разрушение монумента над могилой одного из сподвижников основателя ислама Мухаммада, Зайда ибн ал-Хаттаба. Мухам-мад ибн Абд ал-Ваххаб, однако, никогда не призывал к уничтожению жизненно важной для людей собственности.

Весьма показателен случай с побитием камнями женщины, совершившей прелюбодеяние. Данный эпизод часто преподносится как свидетельство варварства первых ваххабитов. В реальности, скорее всего, имела место провокация со стороны местных улемов. Женщина пришла к реформатору сама; тот прибегнул к увещеваниям, хотя после ее признания имел право (согласно шариату) предать ее казни. После того как она вернулась к прежнему, развратному, образу жизни, Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб постарался выяснить, в здравом ли уме эта женщина. Последняя, признанная здоровой, настаивала на том, что действовала не по принуждению с чьей-либо стороны и что намерена вернуться к той жизни, которую она вела прежде. Улемы, в надежде скомпрометировать Мухамма-да ибн Абд ал-Ваххаба, настаивали на принятии к ней законных санкций. Лишь после этого он уступил, однако побиение женщины камнями было использовано улемами с целью продемонстрировать, что реформатор представляет реальную угрозу стабильности.

Под давлением как внутренних, так и внешних (в частности, могущественного лидера племени халид, правителя ал-Хасы Су-лаймана ибн Мухаммада) сил Осман ибн Хамид ибн Муаммар был вынужден расторгнуть соглашение с Мухаммадом ибн Абд ал-Ваххабом, однако последний вскоре (а именно в 1744/45 г.) нашел нового покровителя в лице эмира ад-Диръии Мухаммада ибн Сау-да, питавшего честолюбивые замыслы, идеологическим оформлением которых и мог стать ваххабизм; основатель последнего, в свою очередь, надеялся, что Мухаммад ибн Сауд, утолив жажду внешних завоеваний, займется реформами в духе нового учения.

Это, однако, не произошло. Многие из тех, кто присоединялся к движению, главное внимание уделяли военному, а не религиозному обучению. Ваххабизм начал превращаться в ширму для передела сфер влияния и сведения межплеменных счетов. Так, в 1749 г. в ме-

чети ал-Уйайны группой сторонников ваххабизма был убит прежний покровитель Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба Осман ибн Ха-мид ибн Муаммар (который к этому времени также присоединился к движению и породнился с Саудами), что взбесило реформатора и привело его к разногласиям с движением. Не всегда одобрительно относился он и к экспансионистским устремлениям Саудов, не разрешая им объявлять джихад - священную войну, которая, в понимании реформатора, могла быть оправдана лишь религиозными интересами. Возможно, именно влиянием Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба следует объяснять то обстоятельство, что завоевание Эр-Рияда - теперешней столицы Саудов - произошло лишь после того, как местный правитель, так и не принявший нового учения, разорвал мирный договор (действовавший в течение 27 лет). Завоеватели никого не заставляли принимать «таухид» и не производили конфискаций имущества; напротив, новый эмир поспешил обеспечить безопасность торговых путей и предоставить необходимые гарантии для коммерческих и юридических сделок. Подобным же образом были присоединены и другие земли.

«Если Усама бин Ладен проповедует... глобальный джихад, имеющий, в его представлении, космическую важность, то Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб - джихад, ограниченный по своим географическим масштабам, локальный по своему значению, своей целью ставящий соглашение между воюющими сторонами. Если Усама бин Ладен призывает к войне против христиан и иудеев, то Му-хаммад ибн Абд ал-Ваххаб - к договорным отношениям и с первыми, и со вторыми. Если Усама бин Ладен провозглашает идеологию неизбежной войны перед лицом неверия, то Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб - преимущества мирного сосуществования, социального порядка и деловых взаимоотношений.» (с. 278).

К.Б. Демидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.