Научная статья на тему 'Ближний Восток и первая мировая война: великое арабское восстание'

Ближний Восток и первая мировая война: великое арабское восстание Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5358
708
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПЕРЕПИСКА МАК-МАГОНА / ХУСЕЙНА / ВЕЛИКОЕ АРАБСКОЕ ВОССТАНИЕ / СОГЛАШЕНИЕ САЙКСА / ПИКО / ДЕКЛАРАЦИЯ БАЛЬФУРА / СОГЛАШЕНИЕ ВЕЙЦМАНА / ФЕЙСАЛА / HE FIRST WORLD WAR / MIDDLE EASTERN THEATRE OF THE WAR / MCMAHON / HUSSEIN CORRESPONDENCE / THE GREAT ARAB REVOLT / SYKES / PICOT AGREEMENT / BALFOUR DECLARATION / FAISAL / WEIZMANN AGREEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вородин Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена событиям, развернувшимся на Ближневосточном театре военных действий Первой мировой войны, Великому арабскому восстанию. В статье рассматривается подготовка к восстанию, ход, политические, дипломатические, военные аспекты восстания, его результаты и влияние на формирование современной политической карты Ближнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Middle East and the First World War: the Great Arab Revolt

This article is devoted to events on the Middle Eastern theatre of war of the First World War the Great Arab revolt. The article gives an analysis of the preparation to revolt, progress, political, diplomatic, military aspects of the revolt, its results and impact on the formation of the modern political map of the Middle East.

Текст научной работы на тему «Ближний Восток и первая мировая война: великое арабское восстание»

УДК 327

Д. А. Вородин

БЛИЖНИЙ Восток и ПЕрВАя мировая ВОЙНА: ВЕЛИКОЕ АРАБСКОЕ ВОССТАНИЕ

Статья посвящена событиям, развернувшимся на Ближневосточном театре военных действий Первой мировой войны, — Великому арабскому восстанию. В статье рассматривается подготовка к восстанию, ход, политические, дипломатические, военные аспекты восстания, его результаты и влияние на формирование современной политической карты Ближнего Востока.

Ключевые слова: Первая мировая война, Ближневосточный театр военных действий, переписка Мак-Магона — Хусейна, Великое арабское восстание, соглашение Сайкса — Пико, декларация Бальфура, соглашение Вейцмана — Фейсала.

В 2014 г исполнилось 100 лет с начала Первой мировой войны, которая по праву считается одним из наиболее разрушительных событий человеческой истории. По итогам войны политическая карта мира (в особенности Европы и Ближнего Востока) оказалась перекроена, процесс относительно мирного развития оборвался. Первая мировая война принесла с собой атмосферу ненависти и вражды между народами, последствия которой постоянно ощущались во внутри- и внешнеполитических кризисах 1920-х — 1930-х гг., перетекших в итоге в еще более масштабную и разрушительную Вторую мировую войну.

Исход Первой мировой войны заложил фундамент значительной части современного мира, а неразрешенные вопросы, которыми этот исход сопровождался, открыли путь к нацизму, концлагерям и ядерному оружию.

В ходе Первой мировой войны образовалось большое количество театров военных действий и фронтов; одним из них стал Ближневосточный театр военных действий (далее — Ближневосточный ТВД).

После убийства австро-венгерского эрцгерцога Франца Фердинанда, когда еще было неясно, начнется ли в скором времени война,1 активизировались младотурки. Власть в Османской империи принадлежала младотурецкому триумвирату — Энвер-паше, Джемаль-паше и Мехмеду Талаат-паше. Настроенный прогермански Энвер-паша отправился в Берлин, а сторонник союза с Антантой Джемаль-паша — в Париж. Триумвиры хотели узнать, что получит Османская империя, если будет участвовать в войне. Османы хотели как минимум греческие острова Эгейского моря и часть Болгарии, а еще лучше — Кавказ.

Джемаль-паша был награжден орденом Почетного легиона, но в остальном не преуспел. Энвер-паше повезло значительно больше. Немцы, заинтересованные в закрытых для Антанты черноморских проливах, предложили подписать се-

1 Родственники австрийского императора Франца Иосифа I постоянно умирали не своей смертью: его сын, кронпринц Рудольф, застрелился (по другим сведениям, был застрелен) в своем охотничьем замке; брат, эрцгерцог Максимилиан, решивший стать мексиканским императором, был расстрелян мексиканскими сторонниками президента Бенито Хуареса. А его жена Елизавета была убита итальянским анархистом Луиджи Лукени. После этого не начались ни австро-мексиканская, ни австро-итальянская войны. Следовательно, само по себе убийство Франца Фердинанда не было из ряда вон выходящим событием.

© Д. А. Вородин, 2014

кретную конвенцию. Согласно ее первой статье Германия и Османская империи обязывались держать нейтралитет в «австро-сербском конфликте». А вот вторая статья несла очевидную смысловую нагрузку и расставляла все по местам: в случае вмешательства России в вышеназванный конфликт и необходимости Германии выполнить свои союзнические обязательства перед австрийцами подобное обязательство появлялось и у турок.

После получения турками помощи от Германии в виде военных судов и военных специалистов 29 октября 1914 г германо-турецкие военно-морские силы начали боевые действия против России на Черном море. 2 ноября Россия объявила войну Османской империи, 5-6 ноября это сделали Англия и Франция. 11 ноября в Стамбуле в присутствии султана Мехмеда V был провозглашен джихад против неверных. «Аллах велик. Мудрость Всемогущего безгранична», — ответил Энвер-паша растерянному султану на его вопрос о целесообразности ведения войны.

Вступление Османской империи в войну не просто добавило еще одного участника в блок Центральных держав. Оно создало целый театр военных (и не только) действий, фактических и потенциальных, в нескольких измерениях — религии, мятежа и др. (Киган, 2002, с. 279).

Военно-политическое руководство Османской империи надеялось восстановить свое владычество на Балканах и в Северной Африке. Османская стратегия диктовалась скорее политическими, чем военными соображениями, следовательно, обрекала страну на войну одновременно против Англии, Франции и России при крайне ограниченной помощи от своих союзников.

Крупной стратегической неудачей османов, рассчитывавших поднять на священную войну арабов Азии и мусульман Северной Африки и Британской Индии, стало то, что эти планы потерпели фиаско.

Арабы Османской империи, на которых в Стамбуле возлагали особые надежды, первоначально воодушевленные известием о священной войне против неверных, в скором времени вновь возненавидели турок. Военные издержки тяжким бременем легли на арабское население османских провинций, особенно вилайетов на территории Сирии и Палестины, где базировалась 4-я армия Дже-маль-паши. Жестокие репрессии, направленные против активистов национально-освободительного движения, отвратили арабов от Стамбула. Однако из-за эффективных мер по подавлению активности сирийских националистов Сирия не стала центром арабского освободительного движения.2 Эта роль была уготована Хиджазу (Ближний Восток, 2010, с. 177), области на западе Аравийского полуострова, где расположены священные для мусульман города Мекка и Медина.

Будучи провинцией Османской империи, Хиджаз сохранял определенную степень автономии. В полномочия правителя Мекки (великого шарифа) входили попечительство над Святыми местами в Хиджазе (Меккой и Мединой) и надзор за паломничеством. Однако в 1910 г. младотурки решили, что шариф будет

2 Заслуга в закладке фундамента арабской национальной идеи во многом принадлежит сирийским просветителям — как мусульманам (Абд ар-Рахман аль-Кавакиби), так и христианам (Наджиб Азури).

напрямую подчиняться Стамбулу. В 1913 г. были расширены полномочия вали Хиджаза (наместника провинции) Вехиб-бея.

Шариф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими, потомок пророка Мухаммеда, видел в этом угрозу своей личной власти и наследственным привилегиям. Явное неудовольствие шарифа вызывала также возможность продления линии Хиджазской железной дороги до Мекки и далее до Саны, так как это неминуемо привело бы к упадку караванной торговли, вокруг которой строилась жизнедеятельность племен, признававших власть Хусейна. Таким образом, помимо политической причины неповиновения Стамбулу возник конфликт Хусейна, представителя традиционного общества, и младотурок-модернизаторов.

После вступления Порты в войну Джемаль-паша обратился к Хусейну с предложением открыто присоединиться к священной войне. Но Хусейн ограничился отправкой 1,5 тыс. воинов, по возможности уклонявшихся от сражений, и Знамени Пророка в Дамаск, а также выражением своего восхищения самим фактом джихада.

На самом деле Хусейн еще до начала войны стал искать союзников вне Османской империи. Таким союзником стала Британская империя. Инициатива начала отношений, исходившая от Хусейна, была поддержана британским военным министром и генеральным консулом Британской империи в Египте лордом Горацио Гербертом Китченером.

Принято считать, что Китченер занимался проектом создания независимого государства в Аравии и, возможно, в Сирии, которое должно было разделять прогерманскую Османскую империю и британские владения в Египте, Аравии и Индии. Рассчитывая на помощь арабов в борьбе против османских войск, наступавших на Египет и сосредоточившихся у Акабы, Китченер обещал признать и уважать независимость Хиджаза, а также власть шарифа. Китченер писал сыну Хусейна, Абдалле, о возможности принятия Халифата в Мекке и Медине и предлагал распространить эту идею среди арабских племен.

Активную поддержку англо-хиджазским переговорам оказывал генерал-губернатор Судана сэр Фрэнсис Реджинальд Вингейт, выдвигавший планы создания федерации «полунезависимых арабских государств под руководством европейцев... преданной одному арабскому властителю, видящей в Великобритании своего защитника и патрона» (цит. по: Кац, http://lib.ru).

Абдалла уверял британцев, что арабы вскоре объединятся для борьбы с турками и что его отца поддержат правители аравийских государств. Однако эта информация о едином антиосманском порыве не имела ничего общего с действительностью.

Эмир Неджда Абдул-Азиз ибн Абду-Рахман ибн Фейсал Аль Сауд (или Ибн Сауд) был соперником Хусейна и постоянно отвергал его территориальные притязания, стремясь распространить свою власть на Аравийском полуострове. Мухаммад ибн Али аль-Идриси, глава одного из суфийских братств в районе ас-Сулаймани (Асир), также был врагом Хусейна, так как тот совсем недавно поддерживал турок в их борьбе с аль-Идриси. Недругом шарифа Мекки был и имам Яхья бен Мухаммад аль-Мутаваккиль, объединивший шиитские племена зейдитов Северного Йемена и получивший внутреннюю автономию от Османской империи (История Востока, 2005, с. 60-61; Переписка Мак-Магона — Хусейна, 2008, с. 35).

Ибн Сауд летом 1914 г. заключил договор о дружбе и союзе с Османской империей, а в 1915 г. подписал аналогичное соглашение с британцами. В дальнейшем он придерживался нейтралитета.

Аль-Идриси, связанный с итальянцами, а также получивший помощь от британцев, боролся не против османов, а против горцев Асира и имама Яхьи. Глава зейдитов, в свою очередь, не участвовал непосредственно в военных действиях, но оказывал посильную помощь туркам, блокировавшим британский гарнизон Адена в Южном Йемене. А вот эмир Джемель-Шаммара Сауд ибн Абд ал-Азиз ар-Рашид прямо поддержал Стамбул, рассчитывая захватить Неджд.

В Официальном воззвании правительства Великобритании жителям Аравии и арабских провинций от 4 декабря 1914 г. предоставлялись гарантии независимости Аравии в случае сопротивления туркам и содержался призыв объединить силы для освобождения от власти младотурок. В майской Прокламации об Аравии (1915 г.) британцы заявляли, что после окончания войны одним из важнейших условий мира станет полная независимость Аравийского полуострова и мусульманских Святых мест. Арабам обещалась помощь в случае основания «империи-халифата» (Переписка Мак-Магона — Хусейна, 2008, с. 39-40).

В декабре 1914 г. пост британского Верховного комиссара в Египте занял сэр Артур Генри Мак-Магон — опытный дипломат, работавший ранее в Британской Индии.3 Он должен был выполнять план Китченера по переговорам с Хиджазом; помимо прочего этот план предусматривал недопущение распространения джихада на индийских мусульман, среди которых уже наблюдались зачатки так называемого Халифатского движения (Крысин, 2005, с. 15-16). Перспектива потерять Индию, «жемчужину британской короны», совсем не радовала Лондон. Британское владычество на Индостане оценивалось самими британцами как довольно хрупкое (Ливен, 2007, с. 195).

Хусейн через другого своего сына, Фейсала, поддерживал связи с арабскими тайными обществами (в том числе «аль-Фатат» и «аль-Ахд»), лидеры которых заявили о готовности поднять восстание против турок в Сирии и Ираке и спрашивали о согласии Хусейна возглавить его (Лазарев, 1960, с. 101).

В мае 1915 г. лидеры арабских тайных обществ передали Хусейну Дамасский протокол, содержащий условия, на которых они соглашались сотрудничать с Британией. Арабы требовали признать независимое арабское государство, ограничивавшееся с севера 37-й параллелью и включавшее территорию Сирии, Палестины, Месопотамии, Аравийского полуострова (кроме Адена). В обмен на это новообразованное государство обязывалось заключить с Великобританией оборонительный союз и предоставить экономические привилегии на срок до 15 лет.

После того как вожди тайных арабских обществ пообещали начать восстание сразу после принятия Британией условий Дамасского протокола, между великим шарифом Хусейном и Мак-Магоном началась переписка, вошедшая в историю как «Переписка Мак-Магона — Хусейна» (далее — Переписка).

По итогам англо-хиджазских переговоров, продолжавшихся до марта 1916 г., Британская империя гарантировала признание и поддержку арабской незави-

3 В 1914 г. при активнейшем участии Мак-Магона между Британской империей и Тибетом было подписано соглашение о границе, получившей название «Линия Мак-Магона».

симости в оговоренных границах (указанных Дамасским протоколом, за исключением британских протекторатов на Аравийском полуострове, районов Мер-сины и Александретты и территорий к западу от районов Алеппо, Хамы, Хомса и Дамаска, так как данные территории не являются полностью арабскими, а также Аданы, вилайетов Багдад, Басра, Бейрут), обеспечить охрану Святых мест и не заключать с Османской империей мира, который предусматривал бы сохранение османской власти над арабскими землями. Великий шариф Мекки обязывался от имени всех арабов уважать условия договоренностей Британии с арабскими правителями.

Хусейн активно использовал концепцию Халифата — теократического исламского государства — для объединения под властью Хашимитов всех мусульман региона и одновременно эксплуатировал идею арабского национального государства, так как арабское население некоторых территорий, прежде всего Ливана, было христианским.

Несмотря на переписку с британскими властями в Египте и получение от них гарантий военной и финансовой помощи, Хусейн колебался относительно открытого выступления против турок. Однако, видя, как Стамбул настойчиво ищет союзников среди аравийских правителей, и наблюдая растущую мощь Ибн Сау-да, шариф Мекки решил взять дело освобождения арабов в свои руки.

5 июня 1916 г., в день гибели лорда Китченера (Субботин, 2001, с. 120), шариф Хусейн призвал арабов к всеобщему антиосманскому восстанию.

Начало восстания не везде было встречено с воодушевлением. Индийские мусульмане не желали воевать против своих единоверцев-турок. Всеиндийская мусульманская лига даже осудила восстание. Ибн Сауд опасался остаться вождем кучки бедуинов в результате резкого усиления влияния Хусейна.

Начав восстание, Хусейн столкнулся с большими организационными трудностями. В его распоряжении имелось 50 тыс. чел., однако катастрофически мало винтовок нового образца; орудий и пулеметов не было вовсе. Хусейну, не подготовившемуся к крупномасштабным операциям, было тяжело удерживать отряды в боеспособном состоянии. Турки, собиравшиеся оказать серьезное сопротивление, могли противопоставить восставшим 15 тыс. боеспособных солдат, находившихся на хорошо укрепленных позициях.

Ожесточенная борьба развернулась за Город Пророка — Медину. Турки, обладавшие подавляющим перевесом в огневой мощи, сдерживали натиск арабов, пугая их ураганным артиллерийским и пулеметным огнем. В итоге турецкий гарнизон Медины капитулировал уже после окончания Первой мировой войны, в январе 1919 г.4

Несмотря на слабую организацию и отдельные неудачи, арабы смогли добиться определенных успехов. Через месяц после начала восстания они смогли взять Мекку, а также Джидду (при поддержке британского флота) и еще

4 Фахри-паша проигнорировал приказы из Стамбула о капитуляции и султанский указ о своем смещении с поста губернатора Медины, объявив, что будет защищать священный город по велению явившегося ему Пророка. Фахри-паша был арестован своими подчиненными, которых не устраивала перспектива умереть голодной смертью, тем более что война к тому моменту закончилась.

несколько прибрежных городов. Британия, Франция и Италия признали Королевство Хиджаз.

В октябре 1916 г. Хусейн провозгласил себя королем арабов, что вызвало массу вопросов у Лондона и Каира, поскольку подобная акция не была оговорена в ходе Переписки. Кроме того, не все арабские правители готовы были признать за Хусейном этот титул. Также не было ясно, королем всех арабов или только Аравии называет себя Хусейн. Поэтому Британия и Франция признали его королем лишь Хиджаза.

Огромную поддержку арабскому восстанию оказал британский офицер Томас Эдвард Лоуренс. Знаток арабского языка и Арабского Востока, Лоуренс присоединился к принцу Фейсалу. Он убедил его не тратить силы в бесплодных атаках Медины, а перерезать Хиджазскую железную дорогу, снабжавшую турецкий гарнизон Медины. Лоуренс считал, что объединение регулярных британских солдат и арабов принесет вред. Бедуины не способны к регулярным операциям, говорил Лоуренс, зато обладают подвижностью, выносливостью, знанием местности — всем тем, что необходимо для войны в пустыне. Поэтому целесообразно использовать их сильные стороны, чтобы держать под напряжением турецкие силы на железной дороге и изнурять их, вынуждая растягивать линию обороны и распылять свои силы. Летучие иррегулярные арабские отряды под командованием Лоуренса периодически устраивали диверсии на железной дороге, блокируя доставку грузов (Лиддел Гарт, http://militera.lib.ru; Лоуренс, http://militera.lib.ru).

Благодаря арабскому восстанию стратегическая инициатива на Ближневосточном ТВД вновь перешла к британцам. Британская армия в конце 1916 г. вернула Эль-Кут, а в марте 1917 г. заняла Багдад.

Тем временем Фейсал и Лоуренс продолжали освобождать Хиджаз от турецкого присутствия. Активность арабов сдерживалась ограниченной помощью англичан, не желавших усиливать арабские отряды оружием нового образца. Тем не менее в конце января 1917 г. Фейсал и Лоуренс взяли красноморский порт аль-Вадж.

Затем Лоуренс с небольшим мобильным конно-верблюжьим отрядом прошел маршем по пустыне, заручился поддержкой вождя одного из родов бедуинского племени Ховейтат, Ауды ибу Тайи, и двинулся на порт Акаба, расположенный в Акабском заливе в северной части Красного моря. 6 июля 1917 г. город был взят.

Взятие Акабы ликвидировало угрозу для правого фланга британских войск, наступавших из Египта на Палестину. Британский генерал Эдмунд Аллен-би в ходе осеннего наступления разбил германо-турецкие войска и взял Газу, Беэр-Шеву и Яффу. 9 декабря 1917 г. британцы заняли Иерусалим.

Арабы, которые благодаря взятию Акабы получали от британцев больше помощи, в свою очередь, активно поддерживали наступление Алленби, продолжая совершать рейды по турецким коммуникациям. Как отмечал Лоуренс, взятие Акабы завершило войну в Хиджазе и поставило перед арабами задачу помочь британскому вторжению в Сирию. Арабы стали с этих пор фактическим правым крылом Алленби в Синае. Фейсал вместе со своими отрядами был передан под командование Алленби, который отвечал за его операции и снаряжение. Британцы и арабы готовились к наступлению на Сирию и окончательному изгнанию турок с Арабского Востока.

После вступления Османской империи в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии британский кабинет министров окончательно отказался от традиционной стратегии сохранения территориальной целостности своей бывшей «евразийской» союзницы.5

В конце 1915 г. подготовка союзников к разделу азиатских территорий Османской империи активизировалась. Причинами этого были: провал Дарда-нелльской операции союзников, достижение британцами предварительной договоренности с Хусейном ибн Али и успехи русских войск на Кавказе. Продвижение русских войск вглубь османской территории встревожило британцев, и переговоры о разграничении сфер аннексий и влияний на Арабском Востоке вступили в заключительную фазу (Лазарев, 1960, с. 128-129).

Результатом переговоров, которые вели между собой британский и французский дипломаты Марк Сайкс и Франсуа Жорж-Пико, явился проект раздела азиатских земель Османской империи, окончательно оформленный 16 мая 1916 г как Соглашение Сайкса — Пико. По соглашению арабские территории Османской империи делились на несколько зон.

«Синяя зона» включала Западную Сирию, Ливан (к западу от линии Халеб — Хама — Хомс — Дамаск), Киликию, Юго-Восточную Анатолию. Эти области отошли к Франции. В «красную зону» входили южная часть Багдадского вилайета, Басорский вилайет (центр — Басра) и палестинские порты Акко и Хайфа. Эти земли получила Британия. «Коричневая зона» включала в себя Палестину без двух вышеуказанных портов и отходила под международное управление, форма которого должна была быть установлена по соглашению с Россией и другими союзниками.

Зона «А», включавшая Восточную Сирию и Мосульский вилайет (Центральный Курдистан), отходила в сферу влияния Франции; зона «Б» (Трансиордания и Южный Курдистан с Киркуком и Южная Месопотамия) — в сферу влияния Британии.

Россия помимо гарантий на Константинополь получала Турецкую Армению, а также область Хаккяри к югу от озера Ван, первоначально находившуюся во французской «синей зоне». Посол Франции в России Морис Палеолог согласился с требованиями российского министра иностранных дел Сергея Дмитриевича Сазонова. Из-за этого соглашение Сайкса — Пико иногда называют трехсторонним договором о разделе Оттоманской империи Сайкса — Пико — Сазонова (Шевелёв, 2001, с. 39-42).

Считается, что секретное соглашение Сайкса — Пико предусматривало захват европейскими державами земель, обещанных арабам в ходе Переписки Мак-Магона — Хусейна. Это соглашение в «традиционной» историографии трактуется как предательство интересов арабов.6 «Ревизованная» историогра-

5 Еще в конце XIX в. в британских правящих кругах начали созревать планы изменения ближневосточной политики империи. В 1895 г Солсбери (глава торийского кабинета) предлагал план раздела Османской империи, согласно которому Британии должны были отойти Крит, Черноморские проливы, Аравия, Месопотамия. Впоследствии именно консерваторы являлись наиболее последовательными сторонниками масштабной экспансии Британской империи на Ближнем Востоке.

6 «Традиционалисты» опираются на работу британского историка арабского происхождения Джорджа Хабиба Антониуса «Арабское пробуждение: История арабского национального

фия занимает противоположную позицию.7 Э. Кедури доказывал, что шариф Хусейн прекрасно знал о Соглашении еще до публикаций его положений большевиками.

Тезис о предательстве арабов высказывают в отношении еще одного акта ближневосточной политики Британской империи, касающегося Палестины и еврейского народа, — Декларации Бальфура.

2 ноября 1917 г. министр иностранных дел Британской империи Артур Джеймс Бальфур в письме лидеру британских сионистов и банкиру лорду Лайонеллу Уолтеру Ротшильду сообщал, что «правительство Его величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для достижения этой цели». Также в письме говорилось, что не стоит предпринимать ничего, что могло бы ущемить права нееврейских жителей Палестины (The Balfour Declaration, http://avalon.law.yale. edu; Агапов, 2010, с. 11-13). Это дало повод объявить Палестину «дважды обещанной страной»: вначале — арабам, затем — евреям. Представители «традиционной» историографии, например сэр Бэзил Генри Лиддел Гарт, считают послевоенную политику Британии на Ближнем Востоке предательством, поскольку обещания, якобы данные арабам в Переписке и евреям в Декларации, не были выполнены. Однако вопрос о том, входила ли Палестина в территорию арабской независимости, обещанную Мак-Магоном Хусейну, остается спорным.

Поводом для споров и пересудов политиков и исследователей в отношении помещения Палестины в зону арабской независимости является то, что ее статус не оговаривался в ходе Переписки. Палестинский вопрос не был ее центральной темой хотя бы потому, что Британия не могла просто так отдать эти территории какой-либо одной стороне (например, арабам) без согласования с союзниками по Антанте. В результате соглашения Сайкса — Пико — Сазонова было принято решение о дальнейшей судьбе Палестины как территории под международным управлением, специфику которой предстояло уточнить, поскольку война еще шла. В этом плане англо-франко-русские переговоры 1915-1916 гг. явились развитием англо-хиджазских переговоров 1914-1916 гг.

Кроме того, термин «Палестина» во время Первой мировой войны употреблялся нечасто. Арабские интеллектуалы называли эти земли «Великой Сирией», евреи — «Землей Израиля» (Эрец-Исраэль), христиане-европейцы — Святой землей. Причем европейцы иногда подразумевали под данным понятием Сирию, Ливан и часть территорий восточнее реки Иордан.

В Декларации Бальфура описание границ Палестины также отсутствовало, не упоминался и Иерусалим — город, священный и для иудеев, и для христиан, и для мусульман, что породило споры о трактовках Декларации.

В 1918 г. боевые действия на Ближневосточном ТВД продолжались. Младотурки отказались вести сепаратные переговоры с арабами о признании неза-

движения», в которой выводилась идея о противоречивости британских обещаний союзникам по Антанте, арабам и сионистам.

7 Одним из основоположников «ревизионного» направления является британский историк Эли Кедури благодаря работе «В англо-арабском лабиринте: Переписка Мак-Магона—Хусейна и ее интерпретации», в которой он опровергал представления о противоречивости британской политики в годы Первой мировой войны.

висимого государства в границах Дамасского протокола. Желание арабов вступить в переговоры с турками можно объяснить тем, что согласно меморандуму, предоставленному Хусейну шефом Арабского бюро в Каире Дэвидом Джорджом Хогартом 4 января 1918 г., в состав Арабского государства, которое признали Британия и Франция, не войдет Палестина, где будет осуществляться особый режим управления.

В сентябре 1918 г. британские войска под командованием Алленби совместно с арабами начали наступление в Палестине и сразу же разгромили турецкие войска под командованием генерала Отто Лимана фон Сандерса. В течение месяца британцы заняли Назарет, Мегиддо, Дженин, Хайфу, Амман, Дамаск, Бейрут и Алеппо. В Дамаске установилось правление арабов, лояльное шарифу Хусейну, которого британцы по-прежнему признавали королем лишь Хиджаза. Месопотамская кампания англичан в 1918 г. также увенчалась успехом — турки потеряли нефтеносный Мосульский вилайет.

30 октября 1918 г. Османская империя заключила Мудросское перемирие. Турки обязывались разорвать отношения с Центральными державами, открыть проливы для флотов Антанты, предоставить право союзникам оккупировать укрепления на Босфоре и Дарданеллах, передать союзникам весь свой военно-морской флот, запасы вооружения и боеприпасов, демобилизовать армию. Мудросское перемирие означало не только военный, но и государственный крах Османской империи, так как войскам Антанты предоставлялось право занимать любые стратегические пункты в Турции, устанавливать контроль над ее железными дорогами, радио, телеграфом.

На следующий день после заключения перемирия боевые действия на Ближневосточном ТВД прекратились. А 11 ноября 1918 г в штабном вагоне французского маршала Фердинанда Фоша в Компьенском лесу было подписано Компьенское перемирие. В тот же день 101 орудийный залп известил мир об окончании Великой войны.

Сразу же после окончания боевых действий остро встал вопрос о послевоенном урегулировании. Лиге Наций, занимавшейся решением вопроса о судьбе германских колоний и арабских провинций Османской империи, предстояло выдать державам-победительницам мандаты на управление территориями проигравших. Данные территории были разделены на группы «А», «В» и «С».

Бывшие владения Османской империи на Ближнем Востоке — Сирия, Ливан, Палестина, Ирак — были включены в группу «А». Эти территории считались достаточно подготовленными для самостоятельности, но должны были какое-то время находиться под управлением той или иной великой державы, чтобы «окончательно дозреть» до получения независимости. Британия должна была получить Палестину (с Трансиорданией) и Месопотамию; Франция — Сирию и Ливан.

В Британии существовали две позиции касательно формы контроля над Ближним Востоком. «Ястребы-ориенталисты» настаивали на создании «британской ближневосточной империи», либералы Асквита выступали за минимальные аннексии. Лорд Бальфур, видный консерватор, в довоенное время высказывавший идеологическое обоснование ближневосточной экспансии Британии (Саид, 2006, с. 7-52), придерживался позиции «Мы установим протекторат, но не объ-

явим его». Таким образом, правящие круги империи склонялись к концепции правления Ближневосточным регионом из-за «фасада национальных правительств».

Фейсал ибн Хусейн прибыл во главе арабской делегации в Париж для окончательного решения вопроса независимого арабского государства. Убедившись, что избежать мандатной системы не удастся, Фейсал пытался опереться на поддержку разных сил.

3 января 1919 г. он заключил соглашение с лидером делегации сионистов Хаимом Вейцманом. Фейсал признавал расовое родство евреев и арабов и давал согласие на образование в Палестине сионистско-еврейского государства согласно Декларации Бальфура. Фейсал призывал поддерживать и стимулировать еврейскую иммиграцию в Палестину. Подобными идеями было наполнено его мартовское письмо к другому видному сионисту, профессору Феликсу Франкфуртеру (Кац, http://lib.ru).

Соглашение с Вейцманом Фейсал ставил в зависимость от выполнения Британией условий Переписки Мак-Магона — Хусейна, в противном случае он считал себя свободным от обязательств. Британия же была озабочена созданием на Ближнем Востоке группы подконтрольных ей арабских государств и еврейского государства в Палестине, но ничего не имела против установления власти французов или зоны их влияния в Сирии, в частности в Дамаске. В результате предложения Фейсала о британском мандате над Сирией были отвергнуты.

6 января 1920 г. Фейсал инициировал соглашение с французским премьер-министром Клемансо, по которому было признано право сирийцев на объединение и самоопределение, но под контролем (протекторатом) Франции.

Разгневанный переговорами Фейсала с французами, Хусейн бен Али попытался сам объединить арабские земли вокруг Хиджаза, но отряд его сына Абдаллы при попытке вторжения в Неджд8 был наголову разбит. Теперь власть Хусейна над Меккой поддерживалась лишь ограниченной помощью англичан.

Всеобщий сирийский конгресс отверг любой иностранный контроль, потребовал полной независимости единой Сирии, включая Ливан, Палестину, Месопотамию, и провозгласил Фейсала королем этого государственного образования (его брат, принц Зейд, был объявлен регентом Месопотамии). Арабы ждали от своего короля отказа от договоренностей с сионистами.

Вышеназванные события явились причиной созыва конференции в Сан-Ремо в Италии в апреле 1920 г. По итогам этой конференции мандаты категории «А» были окончательно распределены. Палестина (с Трансиорданией и Южной Сирией) и Месопотамия были официально переданы Британии, Сирию и Ливан официально получила Франция, отказавшаяся от Мосула в пользу Британии. Европейцы объявили, что в будущем предоставят независимость подконтрольным арабским землям, когда те будут «готовы».

Новое французское правительство во главе с Александром Мильераном вознамерилось отстранить Фейсала от управления Сирией. В июле 1920 г. фран-

8 Хиджаз и Неджд находились в состоянии перманентной борьбы за гегемонию в Аравии, которая в итоге завершилась победой Ибн Сауда и образованием Королевства Саудовская Аравия.

цузские войска двинулись на Дамаск. 25 июля Фейсал бежал, а его власть в Дамаске была ликвидирована.

Чтобы хоть как-то выполнить договоренности с семейством Хусейна, британцы сделали Фейсала правителем подмандатной Месопотамии, которую они не смогли превратить в полноценную колонию из-за массовых антибританских выступлений. В 1921 г. Фейсал стал первым королем подмандатного Королевства Ирак. Абдалла стал эмиром Трансиордании, отделенной британцами от Палестины.

Раздел арабских владений Османской империи после конференции в Сан-Ремо стал свершившимся фактом. Лозаннский договор 1923 г. закрепил распад Османской империи и установил новые границы Турции, существующие до настоящего времени (Территориальный вопрос в афро-азиатском мире, 2013, с. 274-277).

Таким образом, основы современной политической карты Ближнего Востока с ее искусственными границами, «начертанными на песке», были заложены во время Первой мировой войны и в ходе раздела арабских земель Османской империи.

Республиканцы-кемалисты легко согласились сбросить «арабский балласт», понимая, что вернуть эти владения не удастся. Теперь с ними предстояло справиться Британии и Франции, которые столкнулись с проблемой качественной интеграции арабских территорий в свои обширные колониальные империи.

На англо-хиджазских переговорах 1914-1916 гг. обсуждались вопросы, и в настоящее время не разрешенные в ближневосточной политике, в частности создание единого арабского государства-Халифата, идея которого эксплуатировалась и эксплуатируется различными политическими силами. Великое арабское восстание, демонтаж Османской империи и появление на ее обломках государств с искусственно проведенными границами породили большое количество этнотерриториальных конфликтов (арабо-израильский конфликт, проблема Курдистана), не раз приводивших к кровопролитным военным столкновениям.

Не так давно пресс-секретарь сирийских «Братьев-мусульман» Зухаир Са-лем на вопрос о судьбе «сирийской идентичности» ответил: «Да провалится она в ад! Что такое Сирия? — временное государство, созданное на основании соглашения колонизаторов Сайкса и Пико? Наша цель — построить всеобщее исламское государство для всех наций. Я говорю об исламском государстве, общем для всех, кто в нем живет, — курдов, арабов, черкесов, всех. Мы пробьемся за реалии, созданные этими проклятыми соглашениями Сайкса — Пико, мы снова будем жить в одном государстве, да поможет нам Аллах, как это было на протяжении 1500 лет...» (Призраки Сайкса — Пико, http://mishmar.info).

Процессы на Ближнем Востоке, пробужденные в начале XX в. и начатые Великим арабским восстанием, идут до сих пор, выходя на новый уровень. Они демонстрируют полное презрение к границам, созданным после Первой мировой войны. В настоящее время происходит очередной этап переформатирования Ближнего Востока. Соответственно, одни государства в этом регионе будут возникать, а другие — исчезать. От данных политических трансформаций зависит будущее не только Ближнего Востока, но и всего мира.

Литература

Агапов М. Г. К истории понятия «еврейский национальный очаг» // Евразийские исследования. 2010. № 1. С. 9-17 (Agapov M. G. To the History of the Concept "Jewish National Home" // Eurasian Studies. 2010. N 1. P. 9-17).

Ближний Восток: война и политика / под ред. Г. Г. Исаева, А. А. Сотниченко. М.: Изд. Дом Марджани, 2010. 288 с. (Сер.: Мусульманский мир) (Middle East: War and Politics / ed. by G. G. I saev, A. A. Sotnichenko. Moscow: The Mardjani Publishing House, 2010. 288 c. (The Muslim World Series)).

История Востока: в 6 т. Т. 4. Восток в Новое время (конец XVIII — начало XX в.). Кн. 2 / отв. ред. Л. Б. Алаев и др. М.: Вост. лит., 2005. 574 с.: карты (The History of East: in 6 vol. Vol. 4. East in Modern Era (End of XVII Century — Start of XX Century). Book 2 / eds. L. B. Alaev et al. Moscow: Eastern literature, 2005. 574 p., maps).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кац Ш. Земля раздора. Действительность и фантазии в Эрец-Исраэль // http://lib.ru/ MEMUARY/MEADEAST/kac.txt (Katz Sh. Battleground: Fact and Fantasy in Palestine // http:// lib. ru/MEMUARY/MEADEAST/kac.txt).

Киган Дж. Первая мировая война. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 576 с.: 16 л. ил. (Историческая библиотека) (Keegan J. The First World War. Moscow: LLC «The Publishing House AST», 2002. 576 p.: 16 sheets il. (Historical library)).

Крысин М. Ю. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. М.: Вече, 2005. 480 с., ил. (16 с.) (Особый архив) (Krysin M. Yu. Jihad: from Kashmir to New York. Moscow: Veche, 2005. 480 p. (16 p. il.) (The special archive)).

Лазарев М. С. Крушение турецкого господства на Арабском Востоке 1914-1918 гг. М.: Изд-во вост. лит., 1960. 246 с. (LazarevM. The Crush of the Turkish Rule on the Arab East 1914-1918. Moscow: ТЬт Publisher House Eastern Literature, 1960. 246 p.).

ЛивенД. Российская империя и ее враги с XVI века до наших дней. М.: Европа, 2007. 688 с. (Lieven D. Russian Empire and Its Rivals from the XVI Century to the Present Days. Moscow: Europe, 2007. 688 p.).

Лиддел Гарт Б. Г. Полковник Лоуренс // http://militera.lib.ru/bio/liddel-hart2/index.html (Liddel Hart B. H. Colonel Lawrence // http://militera.lib.ru/bio/liddel-hart2/index.html).

Лоуренс Т. Э. Семь столпов мудрости // http://militera.lib.ru/memo/english/lawrence/index. html (Lawrence T. E. Seven Pillars of Wisdom // http://militera.lib.ru/memo/english/lawrence/index. html).

Переписка Мак-Магона — Хусейна 1915-1916 гг. и вопрос о Палестине: документы и материалы / предисл., вступит. ст., комментарии, перевод Д. Л. Шевелёва. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 216 с.; карта. (McMahon — Hussein Correspondence 1915-1916 and Palestinian Question: Documents and materials / preface, opening article, comments and translation by D. Shevelyov. Moscow: ROSSPEN, 2008. 216 p.: map.).

Призраки Сайкса — Пико над «временным государством Сирия» // http://mishmar. info/prizraki-saieksa-piko-nad-"vremennim-gosudarstvom-siriya".html (Ghosts of Sykes-Picot over the «temporary-state Syria» // http://mishmar.info/prizraki-saieksa-piko-nad-"vremennim-gosudarstvom-siriya".html).

СаидЭ. Ориентализм. СПб.: Русский Мiръ. 2006. 639 с. (SaidE. Orientalism. Saint Petersburg: Russian World. 2006. 639 p.).

Субботин В. А. Страницы английской имперской истории: Китченер // Восток («Oriens»). 2001. № 2. С. 105-120 (Subbotin V. А. Pages of English Imperial history: Kitchener // «Oriens». 2001. N 2. P. 105-120).

Территориальный вопрос в афро-азиатском мире / под ред. Д. В. Стрельцова. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2013. 319 с. (The Territorial Question in Afro-Asian World / ed. by D. V. Streltsov. Moscow: Publisher House «Aspect Press», 2013. 319 p.).

Шевелёв Д. Л. К истории заключения соглашения о разделе азиатских территорий Османской империи 1916 г. // Восток («Oriens»). 2001. № 5. С. 39-43 (Shevelyov D. L. To the history of Upshot about divide of Asian Territories of the Ottoman Empire 1916 // Vostok («Oriens»). 2001. N 5. P. 39-43).

The Balfour Declaration // http://avalon.law.yale.edu/20th_century/balfour.asp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.