УДК 54(47)«1918/1926»:311.3
И. А. Тропов
П.И. Попов во главе ЦСУ (1918-1926)
В статье исследуется роль видного земского статистика П.И. Попова в создании и налаживании деятельности Центрального статистического управления в России. Показана его разносторонняя деятельность в качестве управляющего ЦСУ как по налаживанию статистических работ в стране в условиях Гражданской войны и новой экономической политики, так и по выстраиванию взаимоотношений с различными ведомствами и с высшим политическим руководством страны.
The article examines the role of the outstanding provincial statistician P.I. Popov in creation and establishment of the Central Statistical Administration in Russia. The author shows his various activities as a Manager of the Central Statistical Administration of the USSR in establishing statistical work in the country during the civil war, the new economic policy, and in creation of relationships with various departments and with the political leadership of the country.
Ключевые слова: ЦСУ, статистика, П.И. Попов, Совнарком, большевики, ВСНХ, Госплан, внутрипартийная борьба.
Key words: Central Statistical Administration of the USSR, statistics, P.I. Popov, the Sovnarkom (Council of People's Commissars), the Bolsheviks, the Supreme Council of National Economy, Gosplan (the State Planning Committee), inner-party struggle.
Центральное статистическое управление (ЦСУ), сформированное 25 июля 1918 г., производило сбор, обработку и публикацию статистических сведений практически обо всех значимых сторонах государственной и общественной жизни России. Данные ЦСУ использовались различными ведомствами и высшим политическим руководством страны в 1918—1920-х гг. Эти же данные активно использовались и продолжают использоваться учеными при написании научных трудов по истории Гражданской войны, «военного коммунизма» и новой экономической политики.
Между тем история самого этого учреждения изучена еще далеко не достаточно. В советской историографии основное внимание уделялось роли ЦСУ в «социалистическом строительстве», в частности, в системе директивного планирования экономики [7; 5; 3]. Но и в современной историографии конца ХХ - начала XXI в. вышло лишь несколько работ, затрагивающих проблемы создания и функционирования ЦСУ в 1918-1920-х гг. [1; 19; 20].
Деятельность первого управляющего ЦСУ Павла Ильича Попова (1872-1950) и вовсе остается на периферии научных исследова-
© Тропов И. А., 2014
ний. Этому человеку посвящен небольшой биографический очерк в журнале «Вестник статистики» [8] и краткая статья-справка в специализированном биографическом словаре [6, с. 120-122]. Не отрицая значения данных публикаций, отметим, что их авторы попытались лишь в самом общем виде представить основные вехи биографии П.И. Попова, вследствие чего роль этой личности в непростых условиях формирования и первых лет деятельности ЦСУ осталась не раскрытой.
П.И. Попов был одним из выдающихся представителей земских статистиков России наряду с такими деятелями, как П.А. Вихляев, Н.И. Воробьев, А.Е. Лосицкий и др. Его организаторские способности весьма ярко проявились в годы Первой мировой войны, когда он являлся ответственным секретарем и заместителем председателя Исполнительной комиссии статистических съездов (ИКСС) Всероссийского земского союза и союза городов [16. Д. 896. Л. 189]. П.И. Попов оказался востребованным как либеральными деятелями Временного правительства весной - летом 1917 г. (он возглавил отдел статистики Министерства земледелия), так и пришедшими вскоре к власти большевиками, с некоторыми из которых он был хорошо знаком по революционной деятельности и ссылке еще с середины 1890-х гг. [8, с. 55; 20, с. 27, 38-40].
С октября 1917 г. П.И. Попов работал в должности руководителя отдела переписи Наркомзема, а с 8 февраля 1918 г. - руководителя отдела переписи и статистики ВСНХ [15. Д. 2964. Л. 1-3]. Это было крайне трудное время для земской интеллигенции, в частности для статистиков: финансовое положение органов городского и земского самоуправления было критическим, падал их авторитет в глазах населения, происходило неуклонное вытеснение земств и городских дум Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В таких условиях ни влияния Наркомзема, ни политического веса ВСНХ не хватало для того, чтобы сберечь накопленные земскими статистиками данные и продолжить начатые ими ранее работы. Ярким показателем неустойчивого положения статистических органов в послеоктябрьский период стала приостановка в январе 1918 г. деятельности отдела переписи Наркомзема, нелепо обвиненного в стремлении к созданию некой «особой Статистической Республики» [14. Д. 97. Л. 3-4]. Не лучше была и ситуация на местах - только в центральной России в первой половине 1918 г. различных, бессистемно работавших статистических организаций насчитывалось, по некоторым данным, в 5-6 раз больше, чем до революции [14. Д. 28. Л. 23].
Главная заслуга П.И. Попова в этот крайне непростой период состояла в том, что ему удалось, заручившись поддержкой руководства ВСНХ во главе с А.И. Рыковым и опираясь на авторитет
ИКСС, организовать и провести специальный съезд российских статистиков (8-16 июня 1918 г.). На этом представительном форуме П.И. Попов выступил с обширным докладом, в котором содержалось обоснование необходимости создания общегосударственного, независимого от различных ведомственных интересов статистического органа в РСФСР, была намечена его структура и основные функции. Несмотря на имевшиеся разногласия, делегаты съезда в большинстве своем поддержали основные идеи и предложения П.И. Попова [19, с. 105; 20, с. 48-49].
Роль П.И. Попова не ограничилась лишь теоретической разработкой вопросов устройства нового статистического органа рСфСр. Избранный большинством делегатов на должность управляющего ЦСУ [14. Д. 28. Л. 417], П.И. Попов практически сразу был вынужден защищать одобренный съездом проект от попыток бюрократии внести в него такие изменения, которые бы ставили государственную статистику под контроль центральных ведомств, например, ВСНХ. П.И. Попов отчетливо понимал, что противодействовать этому можно было, лишь заручившись поддержкой главы СНК В.И. Ленина. 26 июня 1918 г. накануне обсуждения проекта на заседании правительства управляющий ЦСУ сумел добиться личной встречи с Лениным, который, по воспоминаниям П.И. Попова, «подтвердил правильность, рациональность и своевременность организации единой центральной статистики» [9, с. 52]. На состоявшемся 27 июня 1918 г. заседании СНК П.И. Попов получил уже официальную поддержку главы правительства [12. Д. 27. Л. 20].
После завершения работы комиссии, созданной для «окончательной редакции положения» и поддержавшей в целом решения июньского (1918 г.) съезда статистиков, вопрос был поставлен в повестку дня очередного заседания Совнаркома 18 июля. Здесь П.И. Попову пришлось вновь выступать, на этот раз от «большинства» комиссии, аргументируя несостоятельность предложений «меньшинства» о том, чтобы ЦСУ существовало в качестве отдела ВСНХ.
Совнарком в целом поддержал П.И. Попова и уже вскоре -25 июля 1918 г. - за подписью В.И. Ленина и В.Д. Бонч-Бруевича было издано положение «О государственной статистике» [17, № 55, ст. 611].
Создание общегосударственного статистического учреждения, имевшего надведомственный характер, представляло собой реализацию давней мечты российских земских статистиков. Но, очевидно, в этом была огромная заслуга лично П.И. Попова, сумевшего не только организовать работу съезда статистиков, но и отстоять большинство принятых на нем решений перед лицом центральных и высших органов власти.
В 1918-1920 гг. под непосредственным руководством П.И. Попова, в сложнейших условиях эскалации Гражданской войны, острой нехватки материальных средств и прежде всего продовольствия, шло строительство ЦСУ в центре и на местах. Анализ делопроизводственных источников свидетельствует о том, что управляющему ЦСУ неоднократно приходилось лично обращаться в различные инстанции государственной «вертикали» - от исполкомов местных Советов до председателя Совнаркома - для того, чтобы обеспечить выполнение правительственных постановлений об организации государственной статистики в РСФСР.
Серьезной проблемой, с которой П.И. Попову пришлось вести решительную борьбу, было пренебрежение части местных «ответственных работников» задачами формирования губернских и уездных статистических бюро. Так, передача Советам статистических учреждений земств и городских дум после ликвидации последних нередко осуществлялась без необходимых для работы материальных ресурсов (канцелярских принадлежностей, мебели и пр.) [20, с. 109-110].
Большое внимание П.И. Попов уделял также весьма острому вопросу о характере взаимоотношений новых статистических органов с представителями партийно-государственной власти. На 1-й статистической конференции (19-24 октября 1918 г.) по его докладу было принято постановление, один из пунктов которого гласил: «План работ, установленный Центральным статистическим управлением ... не может быть изменяем местными органами, - ни статистическими, ни Совдепами. Местные органы не могут изменять ни программы государственных работ, ни сокращать объема их, ни нарушать сроков выполнения и последовательности отдельных частей работ» [10, с. 4].
Данное решение, инициированное П.И. Поповым, было направлено на обеспечение планомерной, научно обоснованной деятельности статистиков и их независимости от вмешательства со стороны местных «ответственных работников». Вместе с тем управляющий ЦСУ предостерегал своих коллег от конфронтации с представите-
V V V п
лями местной партийно-государственной власти. В своем выступлении на январской (1920 г.) статистической конференции он призывал делегатов признать очевидный факт, что губисполкомы имеют все возможности «поставить под свое политическое наблюдение» любой свой отдел, включая и статистический, следовательно, по мнению П.И. Попова, нужно преодолевать имевшуюся на местах «отчужденность» и добиваться более тесной взаимосвязи губернских и уездных статбюро с соответствующими исполкомами Советов [14. Д. 152. Л. 5-7].
Большевистское руководство страны, принимая в окончательной редакции положение о создании ЦСУ, сделало существенную уступку ведомствам, допустив существование при них статистических органов, не входивших в состав губернских статбюро и, следовательно, не подчинявшихся в своей работе ЦСУ [17, № 67, ст. 729]. Это положение заметно подстегнуло и без того ярко выраженный ведомственный сепаратизм, который в дальнейшем вылился в проведение «параллельных» с ЦСУ работ и в попытки подчинить общегосударственную статистическую службу интересам бюрократии.
П.И. Попов совместно с другими сотрудниками коллегии ЦСУ проводил в 1918-1920 гг. энергичную работу по противодействию бюрократическому сепаратизму в вопросах статистической деятельности. В частности, Попов принимал участие в заседаниях многочисленных межведомственных комиссий с участием прежде всего представителей ВСНХ, активно выступал на статистических конференциях, излагал свои взгляды в печати и в своих письменных обращениях в Совнарком [4. Д. 337. Л. 4-4 об.]. Однако, несмотря на все усилия, ему не удалось противодействовать развитию ведомствами собственных не согласованных с ЦСУ учетно-статистических работ.
Отход П.И. Попова от ранее отстаиваемых им взглядов в отношении «ведомственного сепаратизма» отчетливо проявился в феврале 1920 г. Выступая на очередном заседании коллегии ЦСУ, он заявил, что работа Центрального статистического управления может протекать планомерно при условии единения с учреждениями ведомственной статистики как на уровне личных контактов, так и при составлении «обзоров и балансов экономической жизни страны» [2, с. 186-187]. Это означало ни что иное, как признание П.И. Поповым допустимости проведения «параллельных» статистических работ в стране ЦСУ и различными учреждениями ведомственной статистики.
В начале 1920-х гг. П.И. Попов и возглавляемое им учреждение оказались буквально под огнем критики как со стороны различных ведомств (прежде всего Госплана), так и политического руководства страны. Эта критика носила совершенно предвзятый характер. Формально она была вызвана будто бы допускаемым ЦСУ «недоучетом» в области сельскохозяйственной статистики. В действительности же это была попытка «теоретически» и «политически» обосновать необходимость серьезной реорганизации ЦСУ с целью превращения данного учреждения в подконтрольный большевистской власти инструмент манипулирования общественным сознанием.
Приходится констатировать, что в этих крайне непростых условиях П.И. Попов действовал весьма противоречиво. С одной стороны, он проводил большую работу по разъяснению сути расхождений
ЦСУ и других государственных учреждений. Так, П.И. Попов решительно протестовал против идеи подчинения возглавляемого им учреждения Госплану, подчеркивая, что в таком случае ЦСУ превратится «в один из придатков Госплана, справочноинформационный его отдел» и, по сути, перестанет выполнять возложенные на него государством функции [12. Д. 35. Л. 6-9]. П.И. Попов пытался также доказать необоснованность обвинений ЦСУ в искажении им статистических данных [13. Д. 403. Л. 3-4].
С другой стороны, П.И. Попов, заинтересованный в преодолении межведомственных конфликтов и в обеспечении планомерной работы ЦСУ, шаг за шагом соглашался на внесение требуемых от него корректировок статистических данных. Думается, данная уступка оппонентам стала серьезной ошибкой П.И. Попова. Критика ЦСУ теперь была перенесена со статистических конференций и газетных полос на высший политический уровень. Так, на XIII съезде РКП(б) в мае 1924 г. И.В. Сталиным было определенно заявлено, что «элементарное чувство профессиональной чести имеется, к сожалению, не у всех советских статистиков», часть из которых украшают «фасад, внешний вид, скрывая от глаз гнилое» [18, с. 116, 118].
Прозвучавшие с высоких трибун обвинения были быстро подхвачены на местах и привели к волне смещений заведующих губ-статбюро из числа бывших земских статистиков и к замене их «партийными товарищами» [13. Д. 21. Л. 6]. Кроме того, ЦКК-РКИ организовала и в ноябре 1924 г. провела проверку личного состава ЦСУ. В результате этого политически ангажированного действия комиссия партийно-государственного контроля приняла решение «вычистить» 63 чел., т. е. свыше 60 % кадрового состава ЦСУ. П.И. Попов, как мог, противодействовал этому решению, проявляя исключительную принципиальность и личное мужество, отстаивая интересы своих работников. Однако под нажимом наркомата РКИ ему пришлось составить список на увольнение сотрудников ЦСУ, вобравший в себя 46 чел. От дальнейшего проведения «кадровой чистки» он решительно отказался [1, с. 41-48].
Завершающим этапом в деятельности П.И. Попова в качестве руководителя ЦСУ стал 1925 г., когда возглавляемое им учреждение помимо своей воли было вовлечено в политическую борьбу между различными группами внутри правящей партии. «Камнем преткновения» стал составленный ЦСУ в июле 1925 г. хлебофуражный баланс, данные которого широко использовались как представителями оппозиции в лице Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева, так и их противниками, группировавшимися вокруг И.В. Сталина. Попытки П.И. Попова протестовать против произвольного толкования статистических данных, против политизации деятельности возглавляемого им учреждения, конечно же, не увенчались успехом. Более того, на очередном XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. И.В. Сталин без-
апелляционно заявил, что предоставляемые ЦСУ цифры «хуже контрреволюции» [21, с. 44].
П.И. Попов прекрасно понимал, какие последствия лично для него будут иметь эти слова генсека партии. «Что касается меня, -говорил в это время Попов, - то мне уже давно известно, что меня предполагается убрать» [12. Д. 71. Л. 19]. Действительно, «оргвыводы» не заставили себя долго ждать: в январе 1926 г. была проведена очередная реорганизация, в результате которой П.И. Попов был отстранен от занимаемой должности управляющего ЦСУ.
В последующие годы он работал в Госплане РСФСР, возглавляя его сельскохозяйственную секцию. Ему удалось уцелеть в период массовых репрессий 30-х гг. и пережить тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Павел Ильич Попов скончался в Москве 26 мая 1950 г.
Список литературы
1. Блюм А., Меспуле М. Бюрократическая анархия: Статистика и власть при Сталине. - М., 2006.
2. Вестн. статистики. - 1920. - № 1-4.
3. Володарский Л.М. Статистика и планирование народного хозяйства. -М., 1964.
4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-130. Оп. 2.
5. Гуревич С.М. В.И. Ленин и статистика социалистического государства. -М., 1963.
6. Корнев В.П. Видные деятели отечественной статистики. 1686-1990: биограф. слов. / под ред. А.Г. Волкова. - М., 1993.
7. Минаев С.В. К вопросам реконструкции статистики // Статистическое обозрение. - 1930. - № 5. - С. 3-12.
8. Оксейнот Г. У истоков советской статистики (первый управляющий ЦСУ) // Вестн. статистики. - 1988. - № 6. - С. 55-65.
9. Попов П.И. Государственная статистика и В.И. Ленин // Вестн. статистики. - 1988. - № 7. - С. 48-54.
10. Постановления !-й статистической конференции при Центральном Статистическом управлении, сост. 19-24 окт. 1918 г. - М., 1918.
11. Правда. - 1922.
12. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 105. Оп. 1.
13. РГАЭ. Ф. 105. Оп. 2.
14. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 1.
15. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 307.
16. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1290. Оп. 2.
17. Собрание узаконений Рабочего и Крестьянского правительства. - 1918.
18. Тринадцатый съезд РКП(б). Стенографический отчет. - М., 1924.
19. Тропов И.А. Деятельность местных органов власти и управления Советской России по организации статистических работ в 1917-1920 гг. // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2011. - Т. 4. История. - № 1. - С. 101-108.
20. Тропов И.А. «Национализация информации»: Политическая власть и ЦСУ в послереволюционной России. - СПб., 2007.
21. Четырнадцатый съезд ВКП(б). Стенографический отчет. - М., 1926.