Научная статья на тему 'П. Э. Герчановская. Синкретичность народной культуры'

П. Э. Герчановская. Синкретичность народной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
273
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Галинская И. Л.

Герчановская П.Э. Синкретичность народной культуры // Парадигма: Очерки философии и теории культуры. СПб., 2006. Вып. 6. С. 404-412.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «П. Э. Герчановская. Синкретичность народной культуры»

П.Э. Герчановская СИНКРЕТИЧНОСТЬ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ*

Одной из актуальных проблем теории культуры является синкретичность народной культуры. Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова, под синкретизмом имеется в виду слитность, нерасчлененность, характерная для первобытного состояния в развитии чего-нибудь.

В современной науке под синкретичностью народной культуры понимается «слитность ее духовных и материальных форм, созданных в результате общей жизнедеятельности людей, объединенных определенными мировоззренческими ориентациями и социальными проблемами» (с. 404-405).

Наиболее важными пластами народного мировоззрения являются мифологизм и христианство. Первобытный человек не выделял себя из природной и социальной окружающей среды, его мышление отличалось отсутствием абстрактно-логического понимания мира. Синкретизм проявлялся тогда в тесной связи мифов, ритуалов и искусства.

Когда же человек начинает выделять себя из природной и социальной среды, наступает процесс социальной стратификации. Под народной культурой стали понимать культуру крестьянства, городских низов и мелкого духовенства, противопоставляя ее официальной элитарной городской культуре. Именно новое миропонимание «дало толчок постепенному выделению в рамках официальной субкультуры религии, философии, научных знаний, литературы, искусства» (с. 407). Однако народное сознание продолжало сохранять первобытное мифологическое мировоззрение. Синкретизм остается по-прежнему доминирующим свойством народного

* Герчановская П.Э. Синкретичность народной культуры // Парадигма: Очерки философии и теории культуры. - СПб., 2006. - Вып. 6. - С. 404-412. 8

Синкретичность народной культуры

искусства, поскольку ни один из жанров народного художественного творчества не выступает как самостоятельный и завершенный.

Когда духовным стержнем европейской культуры становится христианство, то возникает своеобразное явление - христианско-языческий синкретизм. Вся народная культура оказывается пронизанной христианско-языческим мировосприятием. Не искоренив язычество, христианские пастыри придали давним языческим символам христианскую окраску. Автор реферируемой статьи считает, что «с приходом христианства создается новая форма синкретизма -единство сакральных видов искусства» (с. 409).

Во второй половине XIX в. народная культура приобретает статус культурного наследия нации, выразителя национальной идеи. В эпоху индустриального общества синкретизм народной культуры изменяет свою форму, зарождается массовая культура, «ориентированная на усредненный уровень развития массового потребителя» (с. 410). Наибольшего развития массовая культура достигает в эпоху информационного общества, причем она опирается на завоевания самых передовых технологий. «Эмоциональный мир массовой культуры, вырывающий человека из рутинного реального мира, делает ее привлекательной для широких масс» (с. 411). Стремление народной культуры адаптироваться к новым условиям создает синкретизм традиционной и массовой культур. «Элементы народной культуры обретают вторую жизнь в новом культурном контексте, проникая в разные сферы современной жизни» (с. 412).

И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.