Научная статья на тему 'П.Д. ЮРКЕВИЧ КАК ПРОФЕССОР ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1868-1873)'

П.Д. ЮРКЕВИЧ КАК ПРОФЕССОР ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1868-1873) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМФИЛ ДАНИЛОВИЧ ЮРКЕВИЧ / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ПРАВА / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ / МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО / PAMPHILUS YURKEVICH / HISTORY OF PHILOSOPHY OF LAW / MOSCOW STATE UNIVERSITY / PHILOSOPHICAL AND POLITICAL DOCTRINES / THINKERS OF THE PAST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мощелков Евгений Николаевич

Научная и преподавательская деятельность крупного российского философа второй половины XIX в. Памфила Даниловича Юркевича (1826-1874) как профессора истории философии права Московского университета и как автора солидных рукописных трудов по проблематике являются малоисследованными. Вместе с тем данный философ сформулировал оригинальный взгляд на предмет и задачи философии права и государства, дал глубокий сравнительный анализ философско-политических учений многих мыслителей прошлого, в частности Платона и Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P. D. YURKEVICH AS A PROFESSOR OF HISTORY OF PHILOSOPHY OF LAW IN MOSCOW UNIVERSITY (1868-1873)

Scientific and teaching activities of the leading philosophers of the second part of the XIXth century Pamphilus Yurkevich (1826-1874) as a professor of history of philosophy of law in Moscow University and an author of remarkable works are hardly researched. However, this philosopher formulated an original perspective on the subject and tasks of philosophy of law and state, gave a deep comparative analysis of the philosophical-political doctrines of many thinkers of the past, Plato and Kant, in particular.

Текст научной работы на тему «П.Д. ЮРКЕВИЧ КАК ПРОФЕССОР ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1868-1873)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2020. № 3

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Е.Н. Мощелков*

П.Д. ЮРКЕВИЧ КАК ПРОФЕССОР

ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1868-1873)

Научная и преподавательская деятельность крупного российского философа второй половины XIX в. Памфила Даниловича Юркевича (1826-1874) как профессора истории философии права Московского университета и как автора солидных рукописных трудов по проблематике являются малоисследованными. Вместе с тем данный философ сформулировал оригинальный взгляд на предмет и задачи философии права и государства, дал глубокий сравнительный анализ философско-политических учений многих мыслителей прошлого, в частности Платона и Канта.

Ключевые слова: Памфил Данилович Юркевич, история философии права, Московский университет, философско-политические учения, мыслители прошлого.

E.N. M o s c h e l k o v. P. D. Yurkevich as a professor of history of philosophy of law in Moscow University (1868-1873)

Scientific and teaching activities of the leading philosophers of the second part of the XlXth century Pamphilus Yurkevich (1826-1874) as a professor of history of philosophy of law in Moscow University and an author of remarkable works are hardly researched. However, this philosopher formulated an original perspective on the subject and tasks of philosophy of law and state, gave a deep comparative analysis of the philosophical-political doctrines of many thinkers of the past, Plato and Kant, in particular.

Keywords: Pamphilus Yurkevich, history of philosophy of law, Moscow State University, philosophical and political doctrines, thinkers of the past.

4 октября 2019 г. исполнилось 145 лет со дня смерти российского философа Памфила Даниловича Юркевича (1826-1874). Жизненный и творческий путь этого ученого начался на Украине, а закончился в Москве, на посту профессора Московского университета. Философ

* Мощелков Евгений Николаевич — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (495) 939-24-42; e-mail: [email protected]

П.Д. Юркевич прожил всего 52 года, но за такую короткую жизнь смог оставить большое творческое наследие, которое, несмотря на значительные усилия как украинских, так и российских исследователей, до сих пор остается еще до конца не изученным.

Общеизвестным является начало деятельности Юркевича в Московском университете, занявшего в 1861 г. по высочайшему указу вакантную должность профессора кафедры философии. Уже с января 1862 г. Юркевич на систематической основе начинает читать студентам Московского университета курс истории философии, а также регулярно выступает с публичными лекциями и докладами по различным философским темам. Эта сторона деятельности Юр-кевича как профессора философии, как философа-полемиста нашла довольно широкие отклики как в те времена, так и впоследствии (см.: [А.Т. Павлов, 2007, с. 97-108]).

Однако совершенно «белым пятном» в наследии Юркевича продолжает оставаться (во всяком случае, в России) его деятельность в качестве профессора истории философии права на юридическом факультете Московского университета. В этой связи весьма характерным является следующий факт. Творческая биография Юркевича представлена во всех основных российских справочно-энциклопе-дических изданиях, но ни в одном из них в статьях о Юркевиче даже не упомянуто о том, что в конце 1860-х — начале 1870-х гг. на протяжении нескольких лет он еженедельно читал лекции по истории философии права1. Вместе с тем эта сфера деятельности Юркевича имела огромное влияние на студенчество того времени. Это было обусловлено содержанием курса истории философии права, его местом в системе университетского образования.

Преподавание Юркевичем истории философии права студентам-юристам было чрезвычайно важным и ответственным еще и потому, что на юридическом факультете Московского университета

1 В качестве исключения можно назвать лишь издание «Профессора Московского университета. 1755-2004», т. II [Профессора Московского университе-та.1755-2004, 2005, с. 712]. Свидетельство об этом мы находим также в статьях А.Т. Павлова [А.Т. Павлов, 2013, с. 100; Он же, 2007, с. 104]. Даже такой известный исследователь Юркевича, как А.И. Абрамов, в энциклопедической статье (Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина) допускает серьезную неточность: «С 1869 по 1873 г. Ю. был деканом историко-филологического факультета Московского ун-та и почти совсем отошел от философских занятий, сосредоточившись на теоретических проблемах педагогики» [Русская философия: Энциклопедия, 2007, с. 724]. Данная статья Абрамова о Юркевиче была повторена и во втором издании этой энциклопедии [Русская философия: Энциклопедия, 2014, с. 810]. Тогда как именно в этот период (с 1868 по 1873 г.) Юркевичем были осуществлены серьезные исследования в области философии права и истории философии права, большинство из которых, правда, долго оставались в рукописях и были опубликованы только в самом конце XX в.

в середине 1860-х гг. обучалось почти в 10 раз больше студентов (около 700 человек), чем на историко-филологическом факультете2. Не следует также забывать и о том, что выпускники юридических факультетов составляли костяк административного и судебного аппарата империи.

«История философии права» как учебный университетский курс появилась и сформировалась в Германии в конце XVII — начале XVIII в. и уже тогда заняла видное место в университетском образовании и интеллектуальной жизни. В XVIII в. история философии права распространяется в других странах, в том числе и в России. С 1830-1840-х гг. история философия права (под разными названиями) преподается в России как одна из важнейших университетских дисциплин (см.: [Е.Н. Мощелков, 2011]).

Начало преподавательской деятельности Юркевича в Московском университете совпадает с периодом разработки нового общероссийского университетского Устава, который был введен в действие в июне 1863 г. Этот Устав по праву считается составной и неотъемлемой частью либеральных реформ 1860-1870-х гг., которые проводил Александр II. Этим Уставом, в частности, восстанавливалась университетская автономия, создавались новые кафедры и учебные курсы.

По Уставу 1863 г., в российских университетах3 начинают функционировать две кафедры, имеющие философские курсы: кафедра философии на историко-филологическом факультете (за ней закреплялись три направления: логика, психология и история философии) и кафедра энциклопедии права на юридическом факультете, в задачу которой входило чтение двух основных курсов — «Энциклопедия юридических и политических наук» и «История философии права» [Полное собрание законов Российской империи, 1863, с. 623]. При этом нужно иметь в виду, что не только история философии права, но и энциклопедия права имела серьезное философское содержание, в отличие от собственно курса философии, в котором в то время доминировали логика и психология, а истории философии отводилось весьма незначительное место.

Первые лекции по истории философии права, но под другими названиями, были прочитаны во второй половине 1830-х гг. в Киевском университете профессором К.Н. Неволиным («История философии

2 Уместно в этой связи привести любопытное высказывание Н.М. Коркунова: «Развитию науки способствуют не одни печатные труды, но в равной, а у нас, пожалуй, еще в большей степени и университетские курсы» [Н.М. Коркунов, 1877, с. 23].

3 В это время в Российской империи было восемь Императорских университетов: Московский, Дерптский, Казанский, Харьковский, Петербургский, Александровский (Гельсингфорс), Киевский и Варшавский.

законодательства» (современное переиздание — СПб., 1997)), после Неволина в начале 1840-х гг. данный курс читал Н.И. Пилянкевич (этот курс был опубликован в Киеве только в 1870 г. под названием «История философии права»), в конце 1830-х — начале 1840-х гг. аналогичный курс в Петербургском университете читал профессор П.Д. Калмыков (издан в Петербурге в 1845 г. под названием «Историческая часть энциклопедии законоведения») (см.: [Е.Н. Мощелков, 2011, с. 25-30 и др.]).

Содержание истории философии права состояло в изучении исторической эволюции идей и концепций о политике, власти, государстве, отношениях личности (гражданина) и государства. Для подготовки юристов данная дисциплина, которая преподавалась в совокупности с другой дисциплиной, имеющей также философский характер — «энциклопедией права»4, считалась чрезвычайно важной, поскольку давала студентам общие (философские) знания, представления о природе, системе причинных связей, принципах и механизмах политической и правовой жизни общества, понимание таких базовых понятий, как «государство», «власть», «политика», «право», «гражданин». В то же время в других университетских курсах (гражданское право и гражданское судопроизводство, уголовное право и уголовное судопроизводство, финансовое право, международное право и др.) на этой основе изучались конкретные законодательные системы, правовые институты и процедуры.

История философии права вместе с энциклопедией права закладывала универсальный, метафизический базис юридического образования, тогда как конкретные правоведческие курсы давали практические знания.

Первое упоминание о начале преподавания П.Д. Юркевичем истории философии права мы находим в отчетных документах Московского университета за 1867/1868 академический год (см.: [Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета в 1867-68 академическом и 1868 гражданском году, 1869, с. 14])5. Далее сведения о поручении читать данный курс ординарному профессору Юркевичу содержатся во всех годовых отчетах Московского университета за 1867-1973 гг. (см.: [Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета в 1868-69 академиче-

4 Энциклопедию права общепринятым было квалифицировать как «философское введение в курс юридических наук, читаемое на первом курсе юридического факультета» [Малый энциклопедический словарь,1994, стлб. 2150].

5 Здесь, правда, курс назван «Философия права», но следует иметь в виду, что так часто сокращенно в учебных документах и планах назывался курс «История философии права», который с этим названием был указан в университетском Уставе 1863 г.

ском и 1869 гражданском году, 1870, с. 5, 15; Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета в 1869-70 академическом и 1870 гражданском году, 1871. с. 5, 17; Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета в 1870-71 академическом и 1871 гражданском году, 1872, с. 5, 17; Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета в 1872-73 академическом и 1873 гражданском году, 1874, с. 16-17]). Из этого можно сделать вывод, что этот курс читался Юркевичем в течение шести учебных годов. В 1867/1868 учебном году этот курс читался студентам второго курса по два часа в неделю.

В период с 1867 по 1873 г. Юркевичем были разработаны и прочитаны несколько курсов по истории философии права. Украинские ученые еще в конце 1990-х гг. провели огромную работу по изучению и опубликованию этих курсов, которые до нашего времени оставались в рукописном виде (курсы 1869-1870 гг., 1872 г., 1873 г.) (см.: [П. Юркевич, 2000; М.Л. Ткачук, 2001, с. 113-119.])6. В 1999 г. в Киеве на основе этих рукописей был издан сборник рукописных работ Юр-кевича7. В 2000 г. вышло его второе издание. На с. 13 этого сборника представлено оглавление рукописного московского издания: «История философии права: Конспект лекций ординарного профессора П.Д. Юркевича. Москва, 1868 г.». Нам удалось найти единственный экземпляр этой рукописной (литографической) книги в Отделе редких книг Фундаментальной библиотеки Московского университета8. Содержание данной работы, а также «Программы лекций по предмету истории философии права (1869-1870)» (см.: [П. Юркевич, 2000, с. 14-21]), составленной, безусловно, на ее основе, свидетельствует о темах и персоналиях, которые П.Д. Юркевич включает в свой хронологически первоначальный курс. После теоретического введения следует подробное изложение и анализ идей по следующим разделам: Начатки философского учения о праве и государстве у Анаксимандра и Гераклита (с. 27-29)9; Пифагорейцы (с. 29-32); Софисты (с. 32-39);

6 В настоящее время рукописное наследие Юркевича хранится в Институте рукописей Центральной научной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Там содержатся оригиналы лекций по философии права за 1868-1869 гг. (64 листа), текст по философии права без даты и титульного листа (225 листов), «Чтения по истории философии права» (50 листов), литографированные лекции по истории философии права за 1867-1868 гг. (168 с.), за 1868 г. (118 с.) и за 1873 г. (48 с.). Всего 12 единиц хранения (см.: [М. Ткачук, Н. Краснобокая, 1996, с. 33]).

7 Все опубликованные рукописи были написаны Юркевичем в Москве на русском языке, но часть из них для опубликования в 1999 г. была специально переведена на украинский язык.

8 К сожалению, в этом экземпляре книга обрывается на с. 216.

9 Здесь и далее нумерация страниц дана по изданию: История философии права: Конспект лекций ординарного профессора П.Д. Юркевича. М., 1868 (рукописное литографическое издание).

Сократ (с. 39-42); Платон (с. 42-49); Аристотель (с. 49-139); Стоики (с. 139-141); Право у римлян (с. 141-163); Право в христианском мире (с. 163-186); Наука права в Средние века (с. 186-192); Наука права в период Возрождения наук и искусств в Европе (с. 193-194); Гоббс (с. 194-198); Спиноза (с. 198-205); Локк (с. 205-210); Руссо (с. 211-...). В курсе П.Д. Юркевича по истории философии права 1873 г. хронологические рамки анализа расширяются до начала XIX в. и в них включаются Кант и Шеллинг (см.: [П. Юркевич, 2000, с. 506-527]).

Следует признать, что на тот момент только курсы Юркевича по истории философии права и первые три тома фундаментальной «Истории политических учений» Б.Н. Чичерина (1869-1873) в университетах России по данной учебной дисциплине были наиболее полными по широте охвата эпох и персоналий10.

Характерная особенность курсов истории философии права, которые были разработаны Юркевичем, заключается в том, что они представляют собой не только подробное изложение в хронологическом порядке идей и концепций различных мыслителей. Юркевич вырабатывает свое понимание предмета и метода философии права, а исходя из этого — и предмета истории философии права.

В основе этого понимания лежит довольно оригинальная для того времени модель классификации наук, которая была разработана Юр-кевичем. Он считал, что «задача каждой науки состоит в том, чтобы обозреть известный круг явлений, подчинить их известной теории, в чем и заключается отличие науки от простого повествования» [П. Юркевич, 1996, с. 47]. В чем же содержится исследовательский потенциал каждой науки, который раскрывается через сопоставление различных наук друг с другом.

Юркевич выделяет следующие разделения наук.

1. Разделение наук по объекту исследования. Науки, изучающие мир неорганический (физика, химия). В центре внимания этих наук — «простое событие, вытекающее из внешних причин»; науки, изучающие мир органический (науки зоологические); науки моральные, «имеющие целью раскрытие моральных идей». Они «определяют норму того, что должно быть» [там же, с. 48].

2. Разделение наук по задаче исследования. Юркевич исходит из того, что все науки можно также разделить еще на две большие группы: науки «изъясняющие», которые «изучают то, что есть», и науки «оценивающие», которые «изучают то, что должно быть», «открывают нормы для того, что есть» [там же, с. 49].

3. И наконец, Юркевич полагает, что все науки можно разделить на две группы: частные теоретические науки, каждая из которых

10 Аналогичные университетские курсы по истории философии права станут появляться только в конце XIX — начале XX в. (Коркунов, Шершеневич).

«имеет свою методу, сообразную с тем кругом явлений, которые она изучает», и философию, которая есть наука как «изучающая общую методу частных наук и их предположения, так и дающая общее миросозерцание» [там же].

Сведем данные три разделения наук, по Юркевичу, в единую таблицу.

Первое Второе Третье

1) науки изъясняющие; 2) науки оценивающие. 1) науки неорганические; 2) науки органические; 3) науки моральные. 1) науки теоретические частные; 2) философия.

Философия права — это наука оценивающая, моральная, философская.

Из таблицы наглядно видно, что все три разделения наук сводятся у Юркевича к одной науке — философии права, которая является наукой философской, моральной и оценивающей.

Философия права — это составная часть философского знания. Поэтому у Юркевича, как и у других мыслителей, понимание предмета философии права предопределяется пониманием предмета и задач философии.

Философские взгляды и идеи Юркевича уже давно являются предметом исследования отечественных ученых (см.: [В.С. Соловьёв, 1990, с. 552-577; ГТ. Шпет, 1990, с. 578-638; Н.О. Лосский, 1991, с. 101-103; В.В. Зеньковский, 1991, с. 117-120; А.Т. Ходзицкий, 1914; А.Т. Павлов, 2010, с. 75-96; Т.Б. Бухвалова, 1995]). В настоящей статье философское мировоззрение Юркевича нас интересует прежде всего как основа его философии права. Именно так и происходило творческое становление ученого. Сначала Юркевич сформировался как философ-метафизик (1859-1866), а уже потом как философ права, историк философии права (1868-1873).

Здесь мы сталкиваемся с еще одним разделением типов научного познания у Юркевича. По его мнению, существует две формы познания: первая — познание опытное (чувственное созерцание), вторая — познание логическое (умственное созерцание). Философия относится ко второй форме познания. «Понятие сущности вещи (нумен), — пишет Юркевич, — и составляет предмет философии, тогда как опытные науки изучают явления (феномен). Отсюда задача философии состоит в том, чтобы, во-первых, дать систему основ, определяющих явление, во-вторых, переработать понятие так, чтобы они мыслились без противоречия, и, в-третьих, дополнить наше мировоззрение так, как этого требуют принципы чистого разума» [П. Юркевич, 1996, с. 50].

Именно этот исходный базис философского мировоззрения Юркевича («принципы чистого разума») и вызвали довольно бурную критическую реакцию со стороны оппонентов. Можно даже сказать, что в начале 1860-х гг. Юркевич со своей последовательной идеалистической позицией оказался несвоевременным философом. В то время он фактически в одиночку (может быть, за исключением поддержки со стороны Каткова) выступил против мощного эшелона политической журналистики того времени (Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, М.А. Антонович), стоявшей на позициях плоского материализма и нигилизма и пользующейся в то время поддержкой и симпатией широких слоев образованного российского общества (см.: [А.Т. Павлов, 2007, с. 98-104; А.И. Абрамов, 1990, с. 29-30]).

Вместе с тем, несмотря на мощную критику со стороны материалистов, Юркевичу удалось сохранить целостность своего философского мировоззрения, что проявилось в различных сферах его теоретической деятельности.

В частности, это можно наблюдать в его формулировках предмета философии права. Задача этой философской науки закономерным образом вытекает из понимания предмета философии и, по заключению Юркевича, «состоит в том, чтобы найти единство для юридических знаний» [П. Юркевич, 1996, с. 40], «чтобы показать существенную связь различных возможных форм права с моральными их идеями» [там же, с. 52].

В центре внимания философии права находятся моральные идеи. Но какие это идеи? Юркевич пишет: «Философия... права показывает, какая идея должна находиться в положительном праве вообще по указаниям истории и по существу логики» [там же, с. 43-44]. Иными словами, базисом в понимании Юркевичем предмета (или задачи) философии права является некая идеальная идея — идея долженствования лучшего и наиболее рационального правового порядка.

Отсюда вытекает и формулировка предмета истории философии права. Юркевич считает, история философии права — это изучение идеи права в истории человечества [там же, с. 55]. Мыслитель рассуждает следующим образом: «Каждый стремится иметь такое юридическое образование, благодаря которому он будет способен рассуждать о лучшем устройстве разнообразных обществ и государств. Только необходимо, чтобы такое образование не состояло из случайных элементов, и эту случайность может устранить только последовательное историческое и философское изучение права» (см.: [П. Юркевич, 2000, с. 47]). Собственно в этом и состоит задача истории философии права. Эта наука, по Юркевичу, должна ответить на вопрос: «Какие правомерные отношения человечество считало за наилучшие формы жизни?» [там же].

История философии права — это наука, в которой исторически последовательно излагаются идеи и концепции о лучших формах общественного устройства. Это история философско-правовых идеалов человечества. Такова трактовка Юркевича.

Следует отметить, что взгляды были созвучны с пониманием предмета и задач истории философии права, которого придерживался другой представитель теоретического государствоведения того времени — П.Г. Редкин11, который в середине 1860-х гг. (в одно время с Юркевичем) читал курс истории философии права в Петербургском университете. В своей вступительной лекции в начале 1863/1864 академического года в Петербургском университете Редкин высказал следующую мысль: «Собственно содержание истории философии права составляют учения философов о праве, в смысле праведного и справедливого, или правды и справедливости, осуществляющейся в обществе и государстве» [П.Г. Редкин, 1889, с. IX]. В отличие от Юркевича, понимание Редкиным предмета истории философии права выходило за рамки философии. Для него эта дисциплина есть прежде всего юридическая наука, «хотя и не чисто юридическая, а вместе социальная и политическая» [там же, с. 199]. Наиболее точное название своего курса Редкин сформулировал следующим образом: «История философии права есть вместе историческая, философская и юридическая, общественная и политическая специальная наука» [там же, с. 235].

Другой современник Юркевича и Редкина — Б.Н. Чичерин12, который в 1860-е гг. являлся, наряду с Юркевичем, профессором Московского университета и читал лекции по курсу государственного права, в 1869 г. выпустил в свет первый том своей «Истории политических учений», в котором изложил свое видение предмета истории философии права (истории политических учений)13. Чиче-

11 Редкин Петр Григорьевич (1808-1891) — государствовед, философ, профессор Московского и Петербургского университетов.

12 Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) — государствовед, философ, профессор Московского университета, общественный деятель.

13 Различие в названиях, по сути, одной и той же дисциплины было связано не столько с тем, что содержательно или даже концептуально они отличались друг от друга, сколько с влиянием на эту ситуацию правительственной политики в области образования. Суть этой политики состояла в стремлении самодержавного правительства исключить понятия «политика», «политическое» из названий учебных курсов и кафедр, за чем скрывалось более серьезное намерение подменить анализ и преподавание существующих многоплановых политических явлений и процессов изучением статичных правовых форм или философских конструкций. Не случайно, что именно книга Чичерина называется «История политических учений», поскольку в период написания и издания первого тома этого труда его автор был в опале, не преподавал в университете и был в этом смысле достаточно свободен, более того — проявлял желание в пику правительственной политике выдвинуть

рин высказывает мысль о том, что в круг задач истории философии права должно входить и исследование действительных политических явлений, которые отразились в политических теориях. «История политических учений, — писал он, — занимает середину между. философским ходом мысли и практическим развитием государственных учреждений» [Б.Н. Чичерин, 1869, с. 4].

Таким образом, получаем следующие подходы к трактовке истории философии права у трех виднейших представителей этой науки в России в 1860-е гг.

П.Д. юркевич (1868-1873) П.Г. Редкин (1863-1866) Б.н. Чичерин (1869)

История философии права — это философская наука, историческая ретроспекция философ-ско-правовых учений. История философии права — это комплексная наука, прежде всего — юридическая, но и историческая, философская, общественная и политическая. История философии права — это философско-политическая наука, история политических учений и история исторических политических форм.

Приведенные выше варианты предмета истории философии права, которые стали формироваться в трудах отечественных философов и государствоведов в 1860-1870-е гг., свидетельствуют и о том, что в то время в области гуманитарного знания начала складываться интегративная теория, которая в условиях происходящего процесса дифференциации научного знания становится одной из немногих скреп между целым рядом гуманитарных наук. Осуществлять эту функцию данной научной дисциплине (история философии права) позволяло то, что не только по названию, а главное, по реальному содержанию заложенного в ней идейного материала она представляла собой синтез истории, философии (философии права) и политической науки, периферийно затрагивая при этом и такие науки, как социология, психология, культурология, литературоведение.

Функция синтеза имплицитно заложена вообще в любой научной истории идей. Причем в этой области научных исследований этот синтез охватывает не только идеи, концепции, но связывает идеи и реальную историю (контексты). Не случайно, в XX в. сформировалась и в настоящее время активно развивается как у нас, так

на передний план именно опальный политический аспект. Редкин и Юркевич же, являющиеся действующими университетскими профессорами, не могли игнорировать официальные формулировки, да и, по сути, считали название «История философия права» наиболее адекватно отражающим содержание своего курса.

и за рубежом самостоятельная научная дисциплина под названием «интеллектуальная история». Для этой дисциплины, по мнению Л.П. Репиной, «принципиальным становится учет взаимодействия, которое существует между движением идей и теми социальными, политическими, религиозными, культурными контекстами, в которых идеи возникают, распространяются и трансформируются» [Л.П. Репина, 2006, с. 16.]. Именно эта взаимосвязь эволюционирующих идей и постоянно развивающегося социального контекста (как основа интеллектуальной истории) и создает новую методологическую базу для исследований социально-политической динамики как в глобальном, так и в национальном масштабе. В такой модели динамики уже нельзя изучать отдельно идеи и отдельно факты, события, а можно исследовать их синтез, взаимодействие14.

Следует признать, что у истоков этого мощного исследовательского процесса, начавшегося более 150 лет назад и продолжающегося до настоящего времени, наряду с другими учеными стоял и отечественный философ П.Д. Юркевич.

Когда-то В.В. Зеньковский предрекал: «Если придет когда-нибудь время, когда философские работы Юркевича будут собраны и перепечатаны, его глубокие воззрения вновь оживут для русской мысли» [В.В. Зеньковский, 1991, с. 119-120]. Сейчас действительно большинство основных трудов Юркевича собрано и напечатано. Но ожили ли идеи мыслителя в сознании наших современников? Осмыслены ли они применительно к современным общественным реалиям? Хочется в это верить. Ведь П.Д. Юркевич своим философским наследием и всей своей творческой жизнью символизирует единство двух мощных потоков отечественной философской и общественной мысли — русской и украинской. Об этом чрезвычайно важно знать и помнить в наши тревожные и трагические дни надуманного и навязанного извне противостояния родственных народов. Юркевич и его труды в эти дни взывают нас к благоразумию, к пониманию того, что сила и благополучие славян в единстве, а не в междоусобной брани.

14 На то, что при изучении истории наук мы сталкиваемся не только с эволюцией идей, но и с развитием самих явлений, которые отражаются в этих идеях, обратил внимание при сравнении естественных и гуманитарных наук Н.М. Кор-кунов — один из выдающихся государствоведов второй половины XIX — начала XX в.: «В науках, изучающих явления природы, история научных теорий выясняет только фактор образования нашего знания о данном предмете. В науках, изучающих явления общественности, история научных теорий выясняет нам вместе с тем и один из соопределяющих факторов развития самих этих явлений общественности. В естественных науках история их развития нужна только для выяснения генезиса нашего знания о данной группе явлений; в науках общественных, кроме того, и для выяснения генезиса самих изучаемых явлений» [Н.М. Коркунов, 1903, с. 2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамов А.И. Философское творчество П.Д. Юркевича и его влияние на развитие русской философской мысли конца XIX - начала XX веков // Из истории религиозной философии в России XIX - начала XX вв. М., 1990. С. 29-30.

Бухвалова Т.Б. Философские взгляды П.Д. Юркевича. М., 1995.

Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. I. Ч. 2.

История философии права: Конспект лекций ординарного профессора П.Д. Юркевича. М., 1868 (рукописное литографическое издание).

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Малый энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Т. 4. М., 1994. Стлб. 2150.

Мощелков Е.Н. История философии права в университетском образовании России (XIX — начало XX в.). М., 2011.

Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета в 1868-69 академическом и 1869 гражданском году. М., 1870.

Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета в 1869-70 академическом и 1870 гражданском году. М., 1871.

Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета в 1870-71 академическом и 1871 гражданском году. М., 1872.

Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета в 1872-73 академическом и 1873 гражданском году. М., 1874.

Павлов А.Т. П.Д. Юркевич в Московском университете // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2007. № 3. С. 97-108.

Павлов А.Т. Философия в Московском университете. СПб., 2010.

Павлов А.Т. К истории философского образования в Московском университете // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2013. № 1. С. 104-113.

Полное собрание законов Российской Империи. Собр. Второе. Т. XXXVIII. Отд. 2. СПб., 1863.

Профессора Московского университета, 1755-2004. М., 2005.

Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. Т. I. СПб., 1889.

Репина Л.П. Интеллектуальная история на рубеже XX-XXI веков // Новая и новейшая история. 2006. № 1. С. 16.

Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2007.

Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2014.

Соловьёв В.С. О философских трудах П.Д. Юркевича // Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. С. 552-577.

Ткачук М., Краснобокая Н. Рукописное наследие Памфила Юркевича // Философская и социологическая мысль. 1996. № 3-4. С. 29-37.

Ткачук М.Л. О рукописном наследии Памфила Юркевича // Вопросы философии. 2001. № 7. С. 113-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ходзицкий А.Г. Профессор философии Памфил Данилович Юркевич (1826-1874 гг.): Очерк жизни, литературной деятельности и богословско-философского мировоззрения // Вера и разум. 1914. Т. III, № 13-18; Т. IV, № 19-24;

Чичерин Б.Н. История политических учений. Ч. I. М., 1869.

Шпет Г.Г. Философское наследие П.Д. Юркевича // Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. С. 578-638;

Юркевич П. История философии права: Введение // Философская и социологическая мысль. 1996. № 3-4. С. 29-71.

Юркевич П.Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта (Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета 12-го января 1866 года) // Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.

Юркевич Памфт. Ктор1я фшософп права. Фшософ1я права. Фшософсь-кий щоденник: рукописна спадщина. 2-е изд. Юев, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.