Научная статья на тему 'Ознакомление с монументальным искусством города Йошкар-Олы как средство художественного воспитания детей'

Ознакомление с монументальным искусством города Йошкар-Олы как средство художественного воспитания детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА / АРХИТЕКТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЭКСКУРСИЯ / SCULPTURE / ARCHITECTURE / ART EDUCATION / MONUMENTAL ART / GUIDED TOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петухова Ольга Александровна

Художественное воспитание детей происходит наиболее эффективно в процессе непосредственного восприятия произведений искусства, то есть знакомства с подлинниками, поэтому монументальное искусство родного города ребенок воспринимает не только как окружающее его пространство, но и как художественную ценность. В статье изложены результаты экспериментальной работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения по ознакомлению их со скульптурой и архитектурой города Йошкар-Олы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петухова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Introduction to the Monumental Art of Yoshkar-Ola as a Means of Artistic Education of Children

The artistic education of children is most effective in the direct perception of works of art, which is exploring the originals. That is why monumental art of the hometown is perceived by the child not only as the space around him, but as an artistic value. The article presents the results of experimental work with children in pre-school educational institutions to familiarize them with the sculpture and architecture in Yoshkar-Ola.

Текст научной работы на тему «Ознакомление с монументальным искусством города Йошкар-Олы как средство художественного воспитания детей»

УДК 37.036(470.343)

О. А. Петухова O. A. Petukhova

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Ознакомление с монументальным искусством города Йошкар-Олы

КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

The Introduction to the Monumental Art of Yoshkar-Ola as a Means of Artistic Education of Children

Художественное воспитание детей происходит наиболее эффективно в процессе непосредственного восприятия произведений искусства, то есть знакомства с подлинниками, поэтому монументальное искусство родного города ребенок воспринимает не только как окружающее его пространство, но и как художественную ценность. В статье изложены результаты экспериментальной работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения по ознакомлению их со скульптурой и архитектурой города Йошкар-Олы.

The artistic education of children is most effective in the direct perception of works of art, which is exploring the originals. That is why monumental art of the hometown is perceived by the child not only as the space around him, but as an artistic value. The article presents the results of experimental work with children in preschool educational institutions to familiarize them with the sculpture and architecture in Yoshkar-Ola.

Ключевые слова: скульптура, архитектура, художественное воспитание, монументальное искусство, экскурсия.

Key words: sculpture, architecture, art education, monumental art, guided tour.

Эстетическое воспитание является одной из важных областей в гармоничном развитии личности ребенка. Данное понятие рассматривается как процесс воздействия на личность ребенка с целью развития его способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Это обширная область человеческого познания, включающая эстетическое отношение ребенка к труду, природе, быту, искусству. Познание искусства отличается своей спецификой, и поэтому выделяется как особая часть, называемая художественным воспитанием.

Взрослый ведет ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. На основе этого у ребенка возникают свои собственные образы, которые он воплощает в собственной художественной деятельности. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, вызывать эстетические реакции на окружающие ребенка произведения искусства.

В теории художественного воспитания ряд исследований посвящен возможностям искусства в эстетическом воспитании и художественном развитии детей. Исследователи отмечают, что детям старшего дошкольного возраста доступно понимание содержания живописных произведений, восприятие их средств выразительности (Н. А. Вершинина, Н. М. Зубарева, Р. М. Чумичева). Дошкольники способны воспринимать произведения

монументальной скульптуры (А. А. Грибовская, Е. В. Гончарова), скульптуры малых форм (Г. М. Вишнева); понимать условность художественного «языка» графики (Т. Н. Доронова, Е. В. Езикеева, Р. Я. Кионова, Р. А. Мирошкина). Установлено, что у старших дошкольников возможно сформировать художественное восприятие при помощи воздействия синтеза искусств (Н. Л. Кульчинская). Материалы некоторых исследований свидетельствуют о влиянии декоративно-прикладного искусства на развитие эстетических чувств дошкольников (И. А. Старкова, Г. П. Новикова).

В меньшей степени разработан вопрос, связанный с возможностями художественного развития детей в процессе знакомства с монументальным искусством, а именно архитектурой и монументальной скульптурой. Изучением данной проблемы на материале монументального искусства города Йошкар-Олы занималась группа студентов Института педагогики и психологии — М. А. Карпычева, Н. В. Стрельцова под руководством кандидата пед. наук, доцента кафедры психологии развития и образования О. А. Петуховой. В результате экспериментальной работы были подготовлены материалы (перспективные планы, конспекты организованной образовательной деятельности, экскурсий) по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с архитектурными сооружениями и монументальной скульптурой г. Йошкар-Олы.

В городе имеется достаточно скульптурных и архитектурных сооружений, связанных с его историей и культурой: здания Марийского национального театра

драмы имени М. Шкетана, Марийского государственного университета (пл. Ленина), дом Пчелина, здания Музея изобразительных искусств, Национального музея им. Т. Евсеева, кукольного театра; памятники С. Чавайну, А. Пушкину и др.

За последнее десятилетие облик города значительно изменился. Появилось новые и необычные для города архитектурные сооружения, доступные восприятию детей: Национальная художественная галерея, Царе-вококшайский кремль, Успенский собор, постройки на набережной р. Кокшаги и другие. Монументальная скульптура также развивается быстрыми темпами: памятник Йывану Кырли, скульптура «Древо жизни», копия Царь-пушки, скульптурные группы «Счастливая семья», «Ода российской буренке» и другое.

Однако методических разработок, посвященных ознакомлению детей с монументальным искусством города Йошкар-Олы, практически не было. Этот пробел и были призваны восполнить исследования, проводившиеся группой студентов со старшими дошкольниками. Таким образом, материалы, разработанные в ходе экспериментальной работы (особенно в ее формирующей части), отличает новизна и практическая направленность.

Диагностика, проводимая на этапе констатации, заключалась в определении первоначального уровня художественно-творческого развития детей. Формирующий этап эксперимента проводился в определенной последовательности: восприятие произведений искусства — знакомство детей со средствами выразительности, создание ими художественных образов на основе воспринятых произведений искусства — создание творческих оригинальных изобразительных работ.

Детское творчество базируется на культуре восприятия. В своих работах дети отражают впечатления от воспринятого окружающего мира. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует развитию эстетических чувств и формированию художественных понятий.

Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумением видеть объясняются многие ошибки в изобразительных работах детей.

Восприятие произведений изобразительного искусства, предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознаком -ления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах.

Одно из важных мест в воспитании и развитии дошкольника средствами искусства принадлежит архитектуре. Воздействуя на эстетическое сознание ребенка выразительностью своих образов, она утверждает определенные общественные взгляды, идеалы

и вкусы. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к наследию своей страны, уважение к художественному созиданию.

Архитектура играет важную роль в жизни общества, являясь отражением и символом эпохи. Используя этот вид искусства как одно из средств нравственноэстетического воспитания, особое внимание обращается на подбор и очередность тем, которые предлагаются вниманию старших дошкольников. Знакомство с произведениями архитектуры идет по принципу от ближнего к дальнему во времени и пространстве, поэтому современные архитектурные постройки, расположенные в родном городе, будут первыми произведениями монументального искусства, о которых должны узнать дети. Дети знакомятся с объектами архитектурных сооружений: это дома, арки, ворота, мосты и набережные с каменными и иными парапетами, лестницы, всевозможные каменные или металлические ограждения; а также с материалом архитектурного творчества: различными породами деревьев, видами камня (туф, гранит, базальт, мрамор и т. д.), с различными металлами [3, с. 126].

Часто архитектурные сооружения представляют собою целую группу зданий с прилегающими к ним газонами, садами, парками, создающими сложный, целостный художественный образ. Дети получают представление и об архитектурном ансамбле, а также о том, что художественный образ в архитектуре соз-дается размерами и формами зданий и сооружений, их отделкой, цветовым решением, художественным оформлением.

А. А. Грибовская, В. В. Иванова считают, что восприятие и анализ произведений архитектуры можно связать с искусством монументальной скульптуры [1, с. 54]. В беседе дошкольникам сообщается, что монументальная скульптура нередко органично вписывается в архитектурный ансамбль, составляя с ним единое целое. В таком случае скульптурный образ приобретает новое содержание, близкое к архитектурному образу. Ярким примером этого может служить «Медный всадник» — памятник Петру I в Санкт-Петербурге, созданный Э. Фальконе, расположенный рядом с Исаакиевским собором и Адмиралтейством. В этом монументе отражена не просто личность Петра, но нашла художественное воплощение целая эпоха великих петровских преобразований в России.

Если рассматривать данный вопрос на материале города Йошкар-Олы, то наиболее яркими примерами таких ансамблей, доступных восприятию дошкольников, можно считать Центральный парк культуры и отдыха им. ХХХ-летия ВЛКСМ, с его многообразием сооружений парковой архитектуры и монументальной скульптуры, одной из которых является скульптурная композиция народного художника России А. Ковальчука

«Древо жизни». Также современным архитектурным ансамблем, где можно видеть синтез монументальной скульптуры и архитектуры, является площадь Обо-ленского-Ноготкова с легендарными часами на здании Национальной художественной галереи.

После вступительных занятий проводились экскурсии, т. к. наиболее успешное ознакомление детей с архитектурой происходит именно в процессе непосредственного восприятия сооружений в естественной обстановке. Дети знакомятся с памятниками скульптуры и зодчества, с архитектурными ансамблями прошлого и настоящего. Именно на экскурсиях становится возможным последовательное накопление оптических и моторных впечатлений, эмоциональных переживаний архитектурного произведения [4, с. 112].

В послеэкскурсионный период детям предлагались творческие задания по рисованию и конструированию, аппликации на темы: «Здания театра, храма, старинного дома и т. д.», «Что я видел на экскурсии», «Улица моего города», «Сказочные дома», — что способствовало оживлению впечатлений от увиденного, систематизировало начальные представления о монументальном искусстве, помогало развитию продуктивного детского творчества. Дети создавали изображения сооружений с яркой образной характеристикой. Взяв на себя роль архитекторов-проектировщиков, дети выполняли зарисовки будущих построек.

Организовывались дидактические игры, с помощью которых дети закрепляли умения классифицировать по внешнему виду разные по функциональному назначению архитектурные сооружения («Поможем путешественникам», «Дострой дом»). При чтении художественной литературы рассматривали иллюстрации, дети узнавали о домах людей, о выдающихся памятниках архитектуры, о фантастических проектах, сооружениях.

Знакомя детей со скульптурой как одним из видов изобразительного искусства, нужно подчеркнуть, что она прежде всего передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями и пластическими движениями, а также мимикой и внутренним настроением, ведь большинство скульптурных работ относится к портретному жанру [2, с. 12]. Наш город имеет свое особое лицо, со своей необычайно многообразной скульптурой. Монументальная

скульптура — память людей об истории города, государства, народа, она запечатлевает образы выдающихся людей родного края (памятник С. Чавайну, Й. Кырле), а также собирательные образы, отражающие духовные ценности народа как в прошлом, так и в современности (скульптурные композиции «Счастливая семья», «Древо жизни»).

На экскурсиях по ознакомлению со скульптурой внимание детей обращалось на средства выразительности: постановка фигуры, особенности одежды, дополнительные предметы, характеризующие образ. У детей формировалось представление о важности каждой детали, каждого штриха в композиции для создания целостного образа, от чего зависит красота произведения в целом.

После экскурсионной работы проводилась организованная образовательная деятельность в дошкольном учреждении по созданию художественных работ детьми. Так, после экскурсии к памятнику Й. Кырле дети выполняли лепную работу «Водитель автомобиля», закрепляя представления о передаче движения сидящего человека в пластике.

Хороший результат давало использование игровых заданий и упражнений при закреплении знаний, полученных в ходе беседы и в процессе экскурсии к памятнику.

Результатом проведенной работы явилось то, что старшие дошкольники стали более эмоционально отзывчивы на произведения архитектуры и скульптуры, стали способны выделять выразительные средства, оперировать полученными знаниями в собственной продуктивной деятельности, ценить и уважать произведения монументального искусства родного города.

Литература

1. Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников с архитектурой: метод. пособие. М.: Педагогическое общ-во России, 2005. 96 с.

2. Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников со скульптурой: метод. пособие. М.: Педагогическое общ-во России, 2006. 96 с.

3. Давыдов С. Архитектура и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. .№ 1. С. 71-74.

4. Ендовицкая Т. В., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Развитие ощущений и восприятия в преддошкольном и дошкольном возрасте // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964. С. 35-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.