Научная статья на тему 'Ознакомление младших школьников с образно-стилистической функцией цветовой лексики при изучении пейзажной лирики поэтов серебряного века'

Ознакомление младших школьников с образно-стилистической функцией цветовой лексики при изучении пейзажной лирики поэтов серебряного века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
304
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА / ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ (ЦВЕТОПИСЬ) / ЦВЕТОВАЯ ЛЕКСИКА / ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клиппа А.А.

В статье анализируются методические условия ознакомления младших школьников с образностилистическими функциями цветовой организации поэтической речи при изучении произведений пейзажной лирики поэтов серебряного века на уроках литературного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ознакомление младших школьников с образно-стилистической функцией цветовой лексики при изучении пейзажной лирики поэтов серебряного века»

Подобная сложная и ответственная работа должна вестись только высококвалифицированным коллективом.

Результаты: общематематическая подготовка будущих учителей-предметников должна проводиться на непрерывной основе (в период обучения в вузе); математический материал, используемый в учебном процессе, должен быть тесно связан с педагогическим процессом, включающий профессиональные особенности студентов естественного направления и учитывать предъявляемые им требования; необходимо сформировать навыки по использованию на практике знаний, полученных посредством математического образования студентов профиля естественного направления; каждое биологическое определение нуждается в сравнении с физическими и химическими законами, что требует использования математического аппарата [3, с.38].

Список использованной литературы:

1. Алтыбаева М. А. Профилдик окутуу системасын башкарууга карата компетенттYYЛYк мамиленин аспектилери [Текст] / / М.А.Алтыбаева // ОшМУ жарчысы - 2014.- №3 - 5- 9 бб

2. Пушкарева, Т. П. Математическое моделирование химических процессов: учеб.-метод. пособие. Красноярск, 2011. 116 с.

3. Кедейбаева, Д.А. Табигый билимдер багытында математика курсун окутуунун айрым бир усулдары [Текст] / Кедейбаева Д.А. // КББА нын кабарлары - 2014.- №4 - 31- 33 б

© Кедейбаева Д.А., 2016

УДК 371

А.А.Клиппа

студентка

Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова Научный руководитель: М.М.Козлова старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова

г.Абакан, Российская Федерация

ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБРАЗНО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИЕЙ ЦВЕТОВОЙ ЛЕКСИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ ПОЭТОВ

СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Аннотация

В статье анализируются методические условия ознакомления младших школьников с образно-стилистическими функциями цветовой организации поэтической речи при изучении произведений пейзажной лирики поэтов серебряного века на уроках литературного чтения.

Ключевые слова

Пейзажная лирика, цветовые ассоциации (цветопись), цветовая лексика, художественно-стилистический образ, эмоционально-чувственное развитие младших школьников.

В условиях современного литературного образования развитие функционально грамотной личности ребенка младшего школьного возраста предполагает формирование эмоционально-чувственной сферы обучающихся, развитие их нравственно-этических и эстетических ощущений на основе обучения восприятию и анализу художественного произведения.

Значительную роль в жанровом литературном многообразии играет пейзажная лирика, так как этот род

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

литературных произведений «обладает безгранично широкими изобразительными (информативными, познавательными) возможностями, ибо посредством поэтического слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека» [1, с.27].

В пейзажной лирике не только воссоздается и осмысляется реальная действительность, но и осмысляются ценностные ориентиры, связанные с авторской позицией. «Композиция речевых приемов и средств, - отмечает Е.В.Хализеев, - важна в любом произведении, но именно в лирике она обретает организующую силу: мысли и чувства лирического поэта воплощаются прежде всего в сопоставлении собственно речевых образов» [1, с.267].

В этом процессе немаловажную роль играет цветопись, или цветовая ассоциативность, возникающая на основе осмысления семантики цветовой лексики, используемой автором лирического произведения в образно-стилистических функциях.

В терминологическом отношении цветопись состоит из сложения двух слов: «цвет» и «писать», где цвет - это «световой тон чего-нибудь, окраска» [2, с.871], а писать - «сообщать или выражать что-нибудь письменно» [2, с.518]. Таким образом, цветопись в понимании литературоведов, это способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения.

Цветопись, как литературный прием, изучает новая отрасль гуманитарной науки - цветоведение. Цветоведение - это комплексная наука о цвете, основанная на полученных данных из физики, физиологии и психологии, а также эстетики, философии, литературы и других наук, изучающих цвет как явление культуры. На сегодняшний день колористика, как основной раздел науки о цвете, имеет множество различных направлений на практике.

В настоящее время в гуманитарном знании нет единого мнения о влиянии цвета на психику и эмоциональную сферу человека. Еще немецкий поэт И.В. Гете писал, что «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Его знаменитое «Учение о цвете» основывалось на том, что цвет влияет на душевное состояние человека сам по себе, вне независимости от предметных ассоциаций: «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает воздействие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу» [2, С.8]. Точку зрения И.В.Гете поддерживал русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства В.В.Кандинский. В своей книге «Язык красок» (раздел «Действие красок») он писал: «Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия - рождается чисто физическое воздействие и ... психическое воздействие».

Цветопись весьма частотное явление в пейзажной лирике. Это основной инструмент русских поэтов серебряного века в передаче и воспроизведении картин природы, способствующий приблизить младших школьников к авторской позиции.

Так, например, в стихотворении С.А.Есенина «Береза» каждая строчка несет свой неповторимый цвет, значение. Благодаря причудливой игре красок, автор переносит читателя в зимний уголок родной природы, который так приятен русской душе. С помощью одного белого цвета С.А.Есенин смог описать величие зимы, наполнить образ березы лёгкой грустью, нежностью: «Белая береза...», «...Принакрылась снегом точно серебром...», «...На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой». Использование метафорических эпитетов на основе сочетающихся существительных, прилагательных и глаголов создает образ Хозяйки-Зимы, одевающей природу в богатые золотисто-серебряные наряды: «... горят снежинки в золотом огне», «..заря... Обсыпает ветки Новым серебром».

Для С.А.Есенина природа - это вечная красота, «отдушина»; в ней поэт видит источник вдохновения. В поэзии русского лирика мир наполняется новыми красками, заметными только жаждущему любви сердцу. Так, например, в стихотворении «Закружилась листва золотая...» обычная осенняя пора приобретает необыкновенной красоты образ: «Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду...», «...Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол... », «...И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец...». Благодаря выбранным оттенкам, автор передает всю любовь и тепло к родной природе, стараясь довести свои чувства до читателей.

Хорошо видна яркоцветность в пейзажном творчестве русского писателя и поэта И.А.Бунина.

Осмысление природы у него неповторимое, так как он не наблюдает за ней со стороны, а ощущает себя ее частицей. Так, например, в одном из его стихотворений «Туча растаяла. Влажным теплом...» автор с помощью палитры красок рисует образ пробуждающейся весны: «Веет весенняя ночь над селом...», «...Слабо алеет за степью закат...», изображает чистоту и невинность расцветающей природы: «Тонкий туман над стемневшей рекой Лег серебристою нежной фатой, И за рекою, в неясной тени, Робко блестят золотые огни...».

Еще одним примером замечательного употребления цветописи служат стихотворения русского поэта-символиста, переводчика К.Б. Бальмонта. С помощью цветовой символики автор акцентирует свою мысль на незначительных нюансах, которые помогают тонко передать все оттенки чувств, проникнуть в эмоциональный тон стихотворения. Так, в произведении «Осень» путем подбора прохладных цветов поэт показывает зарождающуюся осеннюю пору: «Поспевает брусника, стали дни холоднее...» и всю тоску по тепленьким денькам: «... Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснётся - И заплачет спросонья», но не забывает передать разноцветие этого времени года: «... Все деревья блистают В разноцветном уборе...».

В стихотворении «Снежинка» посредством использования определенной цветовой гаммы поэтом создается чистый хрупкий образ малой частички зимней природы, так как белый цвет, которым наполнено все стихотворение, несет чистую, радостную эмоциональную окраску: «Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!...», «...Светло качается...», «...Звезда кристальная...», «...Летит пушистая...».

Возрастная особенность осмысления художественного произведения школьниками начальных классов основывается на том, что именно с эмоционально-цветового восприятия начинается процесс чтения и ознакомления с образно-стилистическими функциями, используемыми автором для словесного рисования картин родной природы. Цветообозначение, как литературоведческий и лингвометодический прием, помогает детям понять авторскую позицию, осознать личное отношение к лирическому произведению, создать свой неповторимый образ пейзажного художественного мира, который способствует развитию собственной эмоционально-личностной установки начинающего читателя.

Список использованной литературы:

1.Введение в литературоведение // Под ред. Г.Н. Поспелова. - М.: «Высшая школа», 1998. - 528с.

2. И.В.Гёте. Учение о цвете. Теория познания. - М.: Либроком, 2012. - 8с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под общей ред. проф. Л.И.Скворцова. - М.: «ОНИКС 21 век», «Мир и Образование», 2003. - 895с.

© Клиппа А.А., 2016

УДК 378.1; 371.3

Книга А. Ю.,

студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-

институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИЙ «САМОРАЗВИТИЕ» И «САМОУТВЕРЖДЕНИЕ» БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация

В статье описана практика уточнения категориального аппарата в структуре профессионального образования, гарантирующего будущим педагогам по физической культуре качественное определение и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.