_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_
Непосредственно образовательная деятельность направлена на приобретение ребенком опыта математического творчества (исследование математических объектов, придумывание и конструирование из геометрических фигур образов и моделей предметов и объектов, различные варианты решения заданий, сочетание репродуктивных и продуктивных упражнений и т.д.). Список использованной литературы:
1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. -М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Выготский Л.С. Психология.- М., 2002.
3. Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. - М.:Директ-Медиа, 2014.
4. Михайлова 3. А., Полякова М. Н., Непомнящая Р. Л., Вербенец А. М. Математическое развитие дошкольников. СПб., 1998.
© Игракова О.В., 2017
УДК 371
А.А. Клиппа, студентка Научный руководитель: М.М. Козлова старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан, Российская Федерация
ЦВЕТОВЫЕ ПЕРИФРАЗЫ НА ОСНОВЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ЭПИТЕТОВ И СРАВНЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. НИКИТИНА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье анализируются цветовые перифразы на основе метафорических эпитетов и сравнений в поэзии И.С. Никитина как одно из средств обогащения словарного запаса младших школьников в аспекте развития образности и выразительности речи.
Ключевые слова
Метафорические эпитеты, цветовые перифразы, обогащение словарного запаса младших школьников.
Обогащение словарного запаса младших школьников - это целенаправленный и долговременный процесс, одним из направлений которого является развитие образной речи детей этого возраста.
Наряду с другими тропами, семантическими и стилистическими фигурами речи, одно из главных мест в системе изобразительно-выразительных средств художественной речи занимают метафорические эпитеты, составляющие канву переносных значений лучших произведений русской классической поэзии. В терминологическом отношении эпитет (греч. ер^еШп - «приложение») - это художественное, образное определение, вид тропа. Метафорический эпитет - это стилистический прием, указывающий не только на признак определенного явления, но и придающий этому признаку символическое или образно-переносное значение. В поэтических произведениях, предназначенных для изучения в начальной школе, метафорические эпитеты представлены достаточно обширно и тематически разнообразно.
Пейзажная лирика, характерной особенностью которой является семантический символизм, представляет глубокий и многообразный языковой материал для ознакомления младших школьников с ролью эпитетов в поэтическом тексте. Так, стихотворения русского поэта Ивана Саввича Никитина удивляют читателя богатством словесных красок, глубоким смыслом красоты русской природы, русского крестьянского быта, мелодичностью стиха. Связанная с традициями родной земли, поэзия И.С. Никитина дает основу для патриотического воспитания подрастающего поколения.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_
Метафорические эпитеты в поэзии представлены поэтом не только в виде согласованных определений : «....На цветах роса Изумрудная? ...» («Весна в степи), «...Приняла гостей На кровавый пир...» («Русь»), «... Золотых облаков Разноцветный" узор.» («Вечер ясен и тих...»), «...При заре румяный колос Сквозь дремоту улыбался...» («Помнишь»), но также существительными-приложениями и качественными наречиями: «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам...» («Встреча зимы»0, «... Золотой" венец Солнца красного Весь в огнях горит...» («Весна в степи»), «...Мать сыра-земля Колебалася... » («Русь), «...Синиивоздух волнами плывет, Он прозрачен, и свеж...» («Утро»).
Для детей начальных классов в силу возрастных психологических особенностей характерно цветовое восприятие художественных произведений. Цвет представляет собой одно из главных средств, влияющих на внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Следовательно, метафорические эпитеты и цветовые перифразы, в их взаимосвязи, оказывают большое воздействие на юного читателя.
В литературоведении перифраз (греч. periphrasis - «пересказ») - это «стилистический прием, заключающийся в замене прямого определения или имени синонимичным развернутым высказыванием» [1, с. 356]. Таким образом, цветовые перифразы представляют собой обороты речи, заключающиеся в замене названия предмета или явления ярким описанием, основанным прежде всего на метафоре - образном описании, создающей цвет. В творчестве И.С. Никитина цветовые перифразы выражены в виде контаминации стилистических фигур: «.И, что белый пу ок, Начал падать снежок...» («Встреча зимы»), И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним...» («Поле»), «...Белыиснег сверкает Синим огоньком... » («Зимняя ночь в деревне»). Накладывая друг на друга перифраз, эпитет и сравнение, автор придаёт высказыванию многозначность, ещё большую яркость и образность, чем при употреблении только одних перифрастических оборотов.
Контаминированные метафорические цветовые перифразы-эпитеты становятся основой приёма словесного рисования, способствующего обогащению словарного запаса младших школьников красочными выражениями для образного изображения явлений русской природы. С другой стороны, эти фигуры речи составляют семантический центр поэтических средств, используемых прекрасным мастером народного русского слова, каким является И.С. Никитин в своих лирических произведениях. На основе образных перифрастических оборотов формируются эмпатийные переживания учащихся, их эмоционально-ценностное отношение к лирическому пейзажу.
Список использованной литературы: 1. Литература и язык: Энциклопедия/ А.П. Горкин. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 584 с.
© Клиппа А.А., 2017
УДК 37.026.3
Колонских Н.Е.
Ассистент кафедры романно - германской филологии и лингводидактики ФФиМК БФ БашГУ, г. Бирск, Российская Федерация
Пономарева Я.С.
Студентка 5 курса факультета филологии и межкультурных коммуникаций ФФиМК БФ БашГУ, г. Бирск, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В данной статье рассматривается использование ИКТ при обучении английскому языку в средней школе. Авторы статьи полагают, что внедрение в образовательный процесс интернет-ресурсов, обучающих программ, различных мультимедийных пособий, поможет реализовать личностно-ориентированный подход