_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 371
А.А. Клиппа
студентка
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Научный руководитель: М.М. Козлова старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Г. Абакан, Российская Федерация
ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ
Аннотация
В статье анализируются методические условия ознакомления младших школьников с особенностями звуковой организации поэтической речи при изучении произведений пейзажной лирики на уроках литературного чтения.
Ключевые слова
Пейзажная лирика, звуковой символизм (звукопись), цветовые ассоциации (цветопись), эмоционально-
чувственное развитие младших школьников.
Развитие эмоционально-чувственной сферы является одним из обязательных условий формирования личности ребенка младшего школьного возраста. Эмоциональное воспитание осуществляется на каждом уроке, но литературное чтение имеет в этом плане большие преимущества, так как в литературном произведении воссоздается и осмысляется реальная действительность.
Для художественной литературы свойственны образ и образность. Материальным носителем образности в литературе является слово. Словом автор воздействует на читателей с целью приобщения их к размышлениям и художественно воплощаемым переживаниям литературных героев, с помощью которых выражается нравственная и эстетическая оценка представленной в произведении жизненной ситуации.
Особенно заметно воздействие на начинающего читателя стихотворных текстов, поскольку лирика представляет собой результат художественного преобразования поэтических переживаний самого автора.
В творчестве каждого русского поэта пейзажная лирика занимает важное место. В терминологическом отношении пейзаж - «описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы» [4, с.138]. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутренне состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В лирике пейзаж имеет самостоятельное значение и отражает восприятие природы лирическим героем или лирическим субъектом.
В организации лирических позиций главенствующую роль играют средства языковой выразительности, которые М.Р. Львов подразделяет на 3 группы: словесные; звуковые; словесно-звуковые [3, с.115].
«Композиция речевых приемов и средств важна в любом произведении, - отмечает Е.В. Хализев. - Но именно в лирике она обретает организующую силу: мысли и чувства лирического поэта воплощаются прежде всего в сопоставлении собственно речевых образов» [1, с.267]. Младших школьников важно учить видеть основной эмоциональный тон стихотворения, а также замечать смену эмоциональной тональности.
Формированию умения видеть динамику эмоций в пейзажно-лирическом произведении способствуют, по исследованию Т.Г.Рамзаевой[2], следующие методические приемы: стилистический анализ текста, прослушивание и сопоставление музыкальных интерпретаций стихотворения, анализ вариантов прочтения, словесное рисование. В основе каждого из названных методических приемов лежат такие художественно-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
выразительные средства, как звукопись и цветопись.
Звукопись и цветопись в их взаимосвязи оказывают большое эмоциональное воздействие на ребенка-читателя. Звукопись, или звуковая организация речи, - «это художественно-выразительное средство, выполняющее определенные стилистические функции относительно тех или иных элементов звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций, однородных синтаксических оборотов, повторений слов» [4, с.58].
Наиболее частной формой звуковой организации речи являются звуковые повторы, создающие различные виды симметрического звукового построения речи.
Термин звуковые повторы введен в русскую поэтику О. Бриком и включает в себя формы звуковой организации - звуковые повторы и звукоподражание и фонетические приемы - аллитерацию, ассонанс, звуковой символизм.
Звуковые повторы весьма частотны в поэзии для детей. Их основная функция - способствовать воспроизведению звуков «живой» и «неживой» природы, через звуки приобщить младших школьников к сопереживанию описываемого природного явления, за которым видно авторское знание и отношение к воображаемому.
Так в стихотворении С.А. Есенина «С добрым утром» многократное повторение звуков «з», «д», «р», «ж», «с» передают несмело пробуждающееся утро: «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона...».
Сущность звукоподражания как элемента звукописи заключается в наличии непосредственной связи между звуками слов и их смыслом. Обычно стихотворение инструментировано повторением сразу нескольких звуков. И чем больше звуков вовлекается в фонетическую «перекличку», тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста. (Термин инструментировка был введён в поэтику французским теоретиком Р. Гилем и в настоящее время используется как литературный и лингвометодический термин).
Звукоподражание часто встречается в стихотворениях А. Барто: «Чок! Чок! Каблучок! Заработаю значок лучшего танцора! Чок! Чок! Каблучок Оторвется скоро!» («Прощальный перепляс»)
Звукопись создается различными стилистическими фигурами: анафорой, эпифорой, симплокой и другими. Но главными фонетическими приемами звукописи являются аллитерация и ассонанс.
Аллитерация - это «стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами одинаковых или однородных согласных звуков» [4, с.7-8].
Ассонанс - «прием звукописи, характеризующийся повторением гласных» [4, с.17].
Примером замечательного употребления звукописи служит произведение С. Есенина «Поёт зима -аукает.».
У С. Есенина зима - это холодная метелица, стелющаяся ковром, и вьюга, злая, рвущаяся в ставни. Ей противопоставляется прекрасная, улыбчивая, ясная весна. Усиливает поэт выразительность образов с помощью звуков, применяя ассонанс и аллитерацию. При ассонансе мы слышим повторяющиеся гласные звуки: «у» передаёт шум и рев вьюги. При аллитерации в свистящем «с», шипящем «ш» и сонорном звуке «л» слышится свист холодного ветра и шуршание метели: «А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна.», « А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. ».
Звуковой символизм - это «способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а также многочисленные эмоции» [4, с.204]. Описание представлений и эмоций, вызываемых звуками русского языка, дал ещё М. В. Ломоносов в книге «Краткое руководство к красноречию».
Одним из ярчайших и самых пронзительных стихотворений, в котором автор с помощью набора определенных звуков влияет на эмоциональное состояние читателей, является «Песня о собаке» С. Есенина. В каждой из строф этого произведения различные звуки - жалости, ласки, нарастающей тревоги, боли и горькой печали несчастного животного.
В первой и второй строчке стихотворения («Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд.») звуки «р», «ж» подчеркивают окрас щенков - рыжий. В третьей строфе появляется строчка с
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
нагромождением согласных, которая акцентирует стремительно нарастающую тревогу: «Семерых всех поклал в мешок». Этому способствуют также звуки «р», «ж», «ш», «х». Для четвертого абзаца характерно лексическое повторение: «Бежала - бежать, долго- долго». Звуки «с», «д» окрашены в темные оттенки. Они передают состояние матери - собаки. В шестом столбике собака обращается со своей болью в «синюю высь». Плач собаки показывается с помощью повторяющихся гласных звуков: «и», «ю», «о», «у». В последнем абзаце часто встречаются звуки «о», «с» которые передают горькую темную печаль («с») и чистое переживание животного(«о»).
Цветопись, или цветовая ассоциативность - это способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. Цветопись характеризуется как средство, влияющее на эмоциональное состояние читателя, так как цвет - одно из самых значимых ощущений человека, находящегося в окружении разнообразных красок.
Ещё Г.Р. Державин в стихотворении «Альбаум» раскрыл символику каждого цвета через цветовые словесные употребления. В пейзажной лирике этот прием занимает ведущие позиции.
Так как в начальной школе для чтения предлагаются произведения пейзажной лирики, в которых лирический герой сосредоточен на переживаниях, вызванных внешними картинами, то очень важно, не разрушая зарождающегося эмоционального воздействия лирического произведения, приблизить созданный живописный образ-пейзаж к ребенку, помочь маленькому читателю внутренним взором увидеть те реалии, которые произвели впечатление на поэта.
Анализ восприятия младшими школьниками звуковой и цветовой гаммы предложенных произведений пейзажной лирики в рамках экспериментального исследования недостаточно адекватная интерпретация представленных текстов подтверждает неготовность учеников первых- вторых классов самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения, так как их эмоционально-чувственная сфера еще не полностью сформирована. Звукопись и цветопись в их взаимосвязи позволяют в большей мере воздействовать на эмоциональное состояние ребенка-читателя. Правильная организация звуков и подбор определённой цветовой гаммы стихотворного произведения позволяют школьнику начальных классов наиболее широко и полно представить природу, описываемую поэтом, что немаловажно в понимании пейзажной лирики.
Список использованной литературы:
1.Введение в литературоведение // Под ред. Г.Н. Поспелова. - М.: «Высшая школа», 1998. - 527с.
2.Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников // Под общей редакцией Т.Г. Рамзаевой - СПб.: «Специальная литература», 2004. - 168с
3.Методика преподавания русского языка в начальных классах // М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская - М.: «Академия», 2007. - 348 с.
4.Словарь литературоведческих терминов // И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. - Ростов н / Д: «Феникс», 2002. -319с.
© Клиппа А.А., 2016
УДК 37.022
О.Н. Клишина,
старший преподаватель кафедры естественно -математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected]
РОЛЬ ТЬЮТОРА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Аннотация
Идеи тьюторства в нашей стране начали распространяться в начале 90-х гг. XX в., в связи с