Научная статья на тему 'Звукопись и цветопись в лирике'

Звукопись и цветопись в лирике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2570
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИХИ НУЖНО УМЕТЬ СЛУШАТЬ / ЗВУКОПИСЬ / ЦВЕТОПИСЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джуматаева Динара Киреевна

Мало уметь читать стихи. Стихи нужно уметь слушать, т.е. вслушиваться в них, разбираться в образах, созданных поэтом. Для этого нужно быть внимательным к слову поэта. С помощью звукописи и цветописи мы можем ощущать художественные образы и обстановку по-особому. И именно о звукописи и цветописи, как о художественных приёмах, в школе говорят достаточно мало. Творчество классиков поэзии это творчество не только поэта, но и человека одаренного и в музыке, и в живописи, человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром, с жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Звукопись и цветопись в лирике»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Звукопись и цветопись в лирике Джуматаева Д. К.

Джуматаева Динара Киреевна /Dzhumatayeva Diñara Kireeva — учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 12 муниципального образования «Ахтубинский район», пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область

Аннотация: мало уметь читать стихи. Стихи нужно уметь слушать, т.е. вслушиваться в них, разбираться в образах, созданных поэтом. Для этого нужно быть внимательным к слову поэта. С помощью звукописи и цветописи мы можем ощущать художественные образы и обстановку по-особому. И именно о звукописи и цветописи, как о художественных приёмах, в школе говорят достаточно мало. Творчество классиков поэзии - это творчество не только поэта, но и человека одаренного и в музыке, и в живописи, человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром, с жизнью.

Ключевые слова: стихи нужно уметь слушать, звукопись, цветопись.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.

Звучание музыки,... громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

К. Паустовский

Мало уметь читать стихи. Стихи нужно уметь слушать, т.е. вслушиваться в них, разбираться в образах, созданных поэтом. Для этого нужно быть внимательным к слову поэта. С помощью звукописи и цветописи мы можем ощущать художественные образы и обстановку по-особому. И именно о звукописи и цветописи, как о художественных приёмах, в школе говорят достаточно мало.

Актуальность темы обусловлена тем, что творчество классиков поэзии - это творчество не только поэта, но и человека, одаренного и в музыке, и в живописи, человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром, с жизнью. Поэзия воспринимается не только с точки зрения содержания, смысла стихотворения, но и с точки зрения её особого звучания, особого «голоса» лирики, зрительного, цветового и поэтому эмоционального восприятия. Главное, выявить роль звукописи и цветописи в раскрытии темы и идеи лирического произведения, их воздействие на читателей.

Так что же такое звукопись? В Большой советской энциклопедии говорится, что это «использование вторичных звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов». По толковому словарю Ожегова: «... звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания». В. Холшевников пишет: «В отличие от рифмы, повторяющейся регулярно, звуковые повторы внутри стиха то появляются, то исчезают, то едва улавливаются, то слышны очень отчётливо.[3, с. 300]. Поэтому, когда после ряда «нейтральных» в звуковом отношении стихов возникают явно слышимые повторы, стих заметно выделялся».

Приёмы звукописи бывают различными.

Аллитерация - приём звукописи, основывающийся на повторе согласных звуков. Он встречается в народной поэзии и литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Горация, Данте, Шекспира.

На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»). Аллитерации на «р» в первой части отрывка, чеканный ритм этих строк не оставляют сомнений в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы.

Звукописью пользуются не только для создания гармонии стихотворения или для мелодичного звучания. Звукопись выполняет серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивает логически важное слово, участвует в создании художественного образа, раскрытии темы и идеи произведения.

Цветопись - это приём передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.

Цветописью как художественным приёмом часто в своём творчестве пользовался Сергей Есенин. Но им в ответ Лишь улыбались дали Да наша жидкая Лимонная заря [5, с. 110].

Характерно для палитры поэта использование прилагательных желто-золотого оттенка: жёлтый, золотой, злачёный, лимонный.

Через контрастные прилагательные белый — черный поэт выражает раздумья о своей жизни:

Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нём печать.

Розу белую с чёрной жабой

Я хотел на земле повенчать [4, с. 180].

Стихотворения авторов разных эпох, разного уровня и таланта, объединяет использование средств поэтической изобразительности на звуковом и чувственном уровне. Вдохновение «подсказывает» автору точные слова для выражения собственных мыслей и чувств, которые создают «звучащие» и «разноцветные» картины.

Не всегда звукопись и цветопись явны, видны отчетливо. Поэтому мы должны быть внимательны, чутки к звукам, вслушиваться в звучание, и тогда нам откроется необычайное звуковое и цветовое изящество речи, совершенно незаметное внешне, но совмещающее прелесть звучания с его целесообразностью.

Литература

1. Блок А. Стихотворения. Поэмы. Лениздат, 1974. 180 с.

2. Квятковский А. П. Поэтический словарь / науч. ред. И. Роднянская. М.: Советская энциклопедия, 1997 г. 400 с.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1960 г. 520 с.

4. Холшевников В. Г. Основы стихотворения. Русское стихосложение. Л., 1997 г. 296 с.

5. Сборник стихов и прозы. Под ред. Пашковой Е. И. Нижний Новгород, 2011, 118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.