Научная статья на тему 'ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКИ МОРСКИХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ'

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКИ МОРСКИХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / САНКЦИИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ЛОГИСТИКА / ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / КОНТЕЙНЕРОВОЗЫ / СУММАРНАЯ ВМЕСТИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимхалилова Татьяна Владимировна, Бойко Светлана Владимировна

В статье проведен анализ развития контейнерных перевозок в условиях финансовой нестабильности, вызовов и рисков. Предложены направления взаимодействия хозяйствующих субъектов на международном уровне, в том числе в части логистических процессов. Исследовано влияние санкций на рынок контейнерных / лайнерных перевозок, проанализировано количество судов, суммарная вместимость контейнеровозов компаний, входящих в топ-10 рейтинга Alphaliner. В Россию в контейнерах завозятся ингредиенты для пищевой и химической промышленности, комплектующие для автопрома и другого машиностроения, бытовая техника, товары народного потребления, продукты питания; а экспортируются - продукция лесопромышленного комплекса, удобрения, цветные металлы, нефтехимия и прочие товары. Установлено, что поток санкций сказывается не только на экономике России, введение санкционных ограничений чревато остановкой экспорта значимой для Запада продукции. Выстраивая международные цепочки поставок, важно переориентировать вектор взаимодействия в сторону китайских транспортных компаний, которые активно интегрируются на российский рынок. По каждой транспортной компании выделены конкурентные преимущества и недостатки. По результатам исследования определены стратегические ориентиры развития рынка контейнерных перевозок Российской Федерации с учетом потребностей хозяйствующих субъектов. При условии, что новый проект будет соответствовать современным мировым требованиям качества предоставляемых услуг, прогнозируется окупаемость существенных капитальных вложений в кратчайшие сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LOGISTICS OF MARITIME CONTAINER TRANSPORTATION IN THE CONTEXT OF FINANCIAL SANCTIONS

The study analyzed the development of container transportation in the face of financial instability, challenges and risks. We proposed the directions of interaction between economic entities at the international level, including in terms of logistics processes. We studied the impact of sanctions on the container / liner shipping market, the number of ships, and total capacity of container ships of companies included in the top 10 Alphaliner ratings. Russia imports ingredients for food and chemical industries, components for the automotive industry and other mechanical engineering, household appliances, consumer goods and exports products of the timber industry complex, fertilizers, non-ferrous metals, petrochemicals and other goods. The study revealed that the flow of sanctions affects not only the Russian economy, but also exports of products that are significant for the West. When building international supply chains, it is important to reorient the vector of interaction towards Chinese transport companies that are actively integrating into the Russian market. The study highlighted competitive advantages and disadvantages for each transport company. Based on the results of the study, we identified strategic guidelines for the development of the container transportation market of the Russian Federation considering the needs of economic entities. Provided that the new project will meet modern world requirements for the quality of services provided, the payback of significant capital investments is predicted in the shortest possible time.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКИ МОРСКИХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ»

з88

Научная статья УДК 658.7 EDN CLOPMJ

DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).388-396

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКИ МОРСКИХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ

Т.В. Ибрагимхалилова1, С.В. Бойко2

1 Донецкий национальный университет, г. Донецк, Донецкая Народная Республика

2 Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики, г. Донецк, Донецкая Народная Республика

Информация о статье

Дата поступления 10 мая 2022 г.

Дата принятия к печати 8 июня 2022 г.

Дата онлайн-размещения 23 июня 2022 г.

Ключевые слова

Финансовая нестабильность; санкции; экспорт; импорт; логистика; цепочки поставок; конкурентные преимущества; интеграция; контейнерные перевозки; контейнеровозы; суммарная вместимость

Аннотация

В статье проведен анализ развития контейнерных перевозок в условиях финансовой нестабильности, вызовов и рисков. Предложены направления взаимодействия хозяйствующих субъектов на международном уровне, в том числе в части логистических процессов. Исследовано влияние санкций на рынок контейнерных / лайнерных перевозок, проанализировано количество судов, суммарная вместимость контейнеровозов компаний, входящих в топ-10 рейтинга Alphaliner. В Россию в контейнерах завозятся ингредиенты для пищевой и химической промышленности, комплектующие для автопрома и другого машиностроения, бытовая техника, товары народного потребления, продукты питания; а экспортируются — продукция лесопромышленного комплекса, удобрения, цветные металлы, нефтехимия и прочие товары. Установлено, что поток санкций сказывается не только на экономике России, введение санкционных ограничений чревато остановкой экспорта значимой для Запада продукции. Выстраивая международные цепочки поставок, важно переориентировать вектор взаимодействия в сторону китайских транспортных компаний, которые активно интегрируются на российский рынок. По каждой транспортной компании выделены конкурентные преимущества и недостатки. По результатам исследования определены стратегические ориентиры развития рынка контейнерных перевозок Российской Федерации с учетом потребностей хозяйствующих субъектов. При условии, что новый проект будет соответствовать современным мировым требованиям качества предоставляемых услуг, прогнозируется окупаемость существенных капитальных вложений в кратчайшие сроки.

Original article

IMPROVING THE LOGISTICS OF MARITIME CONTAINER TRANSPORTATION IN THE CONTEXT OF FINANCIAL SANCTIONS

Tatyana V. Ibragimhalilova1, Svetlana V. Boyko2

1 Donetsk National University, Donetsk, the Donetsk People's Republic

2 Donetsk Academy of Management and Public Administration under the Head of Donetsk People's Republic, Donetsk, the Donetsk People's Republic

Article info

Received May 10, 2022

Accepted June 8, 2022

Available online June 23, 2022

Abstract

The study analyzed the development of container transportation in the face of financial instability, challenges and risks. We proposed the directions of interaction between economic entities at the international level, including in terms of logistics processes. We studied the impact of sanctions on the container / liner shipping market, the number of ships, and total capacity of container ships of companies included in the top 10 Alphaliner ratings. Russia imports ingredients for food and chemical industries, components for the automotive industry

© Ибрагимхалилова Т.В., Бойко C.B., 2022

Keywords

Financial instability; sanctions; exports; imports; logistics; supply chains; competitive advantages; integration; container transportation; container ships; total capacity

and other mechanical engineering, household appliances, consumer goods and exports products of the timber industry complex, fertilizers, non-ferrous metals, petrochemicals and other goods. The study revealed that the flow of sanctions affects not only the Russian economy, but also exports of products that are significant for the West. When building international supply chains, it is important to reorient the vector of interaction towards Chinese transport companies that are actively integrating into the Russian market. The study highlighted competitive advantages and disadvantages for each transport company. Based on the results of the study, we identified strategic guidelines for the development of the container transportation market of the Russian Federation considering the needs of economic entities. Provided that the new project will meet modern world requirements for the quality of services provided, the payback of significant capital investments is predicted in the shortest possible time.

В условиях финансовой нестабильности и потока санкций (на 23 мая 2022 г. принято 10 536 санкций) необходимо разрабатывать и внедрять новые методы взаимодействия хозяйствующих субъектов на международном уровне, особенно в части логистических процессов. Вопрос дееспособности отечественных логистических систем в условиях экономико-политических санкций впервые был затронут в 2014 г., когда «иллюзия всеобщего равенства и братства на планете» стала нарушать выработанную Западом и США модель процветания за счет других стран [1].

В условиях финансовых санкций проблемы увеличения объемов грузовых перевозок особенно актуальны. Достичь устойчивого роста в транспортной сфере возможно лишь благодаря применению новых технологий обеспечения процедуры перевозок, отвечающих современным требованиям и международным стандартам высокого уровня. Самая сложная ситуация сейчас складывается с международными морскими перевозками, а точнее, с доставкой грузов контейнерами. Следует отметить, что 62 % мирового грузооборота осуществляется морем; 16 % — железнодорожным транспортом; 11 % — трубопроводным; 8 % — автомобильным; 3 % — речным. При этом контейнерные перевозки занимают лишь третье место в мировой морской логистике: 29 % грузооборота — так называемые наливные перевозки в танкерах (нефть, сжиженный газ, химические вещества); 26 % — сухогрузы (прежде всего железная руда, зерно, уголь); 24 % — транспортировка товаров в «ящиках» или в контейнерах1.

' Логистический кризис: пробуксовка? URL:

блокада или временная пробуксовка? URL: https://news.ati.su/ article/2022/03/14/logisticheskij-krizis-blokada-ili-vremennaja-probuksovka-127935/ (дата обращения: 14.03.2022).

Исследование особенностей и проблем развития контейнерных перевозок освещено в работах А.А. Арского [1], С.П. Ваку-ленко, А.М. Насыбуллина [2], М.А. Логвиновой, В.И. Найденкова [3]. Труды В.Р. Ким [4], Л.Г. Ходова [5], Е.Д. Комаровой [6], Е.В. Жоглиной [7], М.В. Селюкова [8], М.В. Чудесновой [9] посвящены вопросам развития контейнерных грузовых перевозок между Россией и Китаем.

Анализ научных публикаций в области контейнерных перевозок позволяет отметить особый интерес ученых к данному вопросу, однако нет единого подхода в определении базовой стратегии развития контейнерных грузоперевозок в России с учетом новых глобальных и национальных вызовов, что определяет необходимость продолжения исследования.

Цель статьи состоит в аргументации необходимости создания нового проекта международных контейнерных перевозок при условии, что он будет соответствовать современным мировым требованиям качества предоставляемых услуг.

Задачами исследования являются: обзор рынка контейнерных перевозок; анализ преимуществ и недостатков наиболее значимых компаний на рынке контейнерных перевозок; формулирование современных требований к созданию новой компании либо реконструкции действующей российской транспортной компании и обоснование ее реновации.

В работе применялись методы теоретического обобщения и сравнения, анализа и синтеза, а также абстрактно-логический метод в процессе обобщения материала и формирования выводов.

В марте 2022 г., когда на Российскую Федерацию обрушился поток санкций, наблюдается прекращение работы ряда компаний, обслуживающих более трети мирового рынка, глубоко интегрированных в российскую

ф

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п s

H

ф

H M

о

M M

ы z

ie M

Ы 09 09

<0 0)

логистику, а именно: Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM.

С целью проведения обзора рынка контейнерных перевозок выбран рейтинг Alphaliner2, поскольку с его помощью можно получить наиболее полную информацию в совокупности по мировому флоту контейнеровозов и отдельно по каждой компании. В табл. 1. представлен совокупный мировой флот контейнеровозов в соответствии с рейтингом Alphaliner топ-100.

Стоит отметить, что рынок контейнерных / лайнерных перевозок представлен в основном зарубежными компаниями.

На рис. 1 приводится топ-10 компаний с наибольшей долей рынка на начало марта 2022 г. согласно рейтингу Alphaliner.

В табл. 2 представлены десять наиболее значимых операторов контейнерных / лай-

2 Рейтинг Alphaliner. URL: https://alphaliner.axsma-rine.com/PublicTop100 (дата обращения: 14.03.2022).

нерных перевозок и данные об их грузоподъемности. В соответствующем списке выделены две российские компании, занимающие в 2022 г. 44-е и 97-е место.

Далее более подробно рассмотрим количественный состав флота компаний, предоставляющих услуги по контейнерным перевозкам в 2021-2022 гг. (рис. 2).

На мировом рынке контейнерной логистики первое место в текущем 2022 г. принадлежит Mediterranean Shipping Company (MSC). Эта судоходная компания имеет 656 судов общей вместимостью более 4,3 млн TEU (рис. 3), занимает 17,0 % рынка морских контейнерных перевозок [10].

Конкурентным преимуществом MSC является предоставляемый сервис комплексной логистики «from door to door» — от двери до двери. При этом компания оказывает полный спектр услуг, начиная от морского фрахта, сопровождающегося услугами хранения

Таблица 1

Совокупный мировой флот контейнеровозов

Наименование Февраль 2021 г. Февраль 201В г. Отклонение

Количество судов, шт. 6 221 6 154 +67

в том числе ячеистые контейнеровозы, шт. 5 330 5 293 +37

Суммарная вместимость контейнеровозов, ТЕи 24 317 60В 22 51В 763 +1 79ВВ45

Вместимость ячеистых контейнеровозов, ТЕи 23 В61 062 22 107 ВВ2 +1 7531В0

Общий дедвейт мирового флота контейнеровозов, т 293 619 23В 274 674 547 + 1В 944691

Yang Ming Marine Transport Corp.,

2,6 Zim (ZISS),

HMM Co Ltd, 3,2

Evergreen Line, 6,0

ONE, 6,0

Hapag-Lloyd, 6,9

COSCO Group, 1,5

Mediterranean Shipping Company, 17,0

Maersk, 16,9

CMA CGM Group, 12,9

Рис. 1. Топ-10 компаний с наибольшей долей рынка на начало марта 2022 г., %

Таблица 2

Наиболее значимые компании на рынке контейнерных перевозок в 2021 и 2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование компании 2022 г. (данные на 13 марта) 2021 г. (данные на 4 февраля)

Номер позиции в рейтинге TEU Количество судов, шт. Доля рынка, % Номер позиции в рейтинге TEU Количество судов, шт. Доля рынка, %

Mediterranean Shipping Company 1 4 307 799 656 17,0 2 3 862 045 582 15,9

Maersk 2 4 287 893 737 16,9 1 4 115 747 708 16,9

CMA CGM Group 3 3261 511 579 12,9 4 3 001 805 558 12,3

COSCO Group 4 2 928 424 475 11,5 3 3 045 921 509 12,5

Hapag-Lloyd 5 1 744511 247 6,9 5 1 741 701 244 7,2

ONE 6 1 525833 207 6,0 6 1 605 673 224 6,6

Evergreen Line 7 1 512 302 202 6,0 7 1 289 055 197 5,3

НММ Co Ltd 8 816138 74 3,2 8 728 233 77 3,0

Yang Ming Marine Transport Corp. 9 665 602 92 2,6 9 614 541 88 2,5

Zim (ZISS) 10 437 039 117 1,7 10 386 653 89 1,6

FESCO 44 21 945 16 - 53 15 913 14 -

SASCO 97 - - - - 6 051 10 -

ф п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п s

H

ф

H M

о

M M

ы z

ie p

w

09 09

w <0 0)

Составлено автором по данным: Рейтинг Alphaliner. URL: https: https://balt-lloyd.ru/sudohodstvo/rejting-kontejnernyh-kompanij-mira

//alphaliner.axsmarine.com/PublicTop100; URL: .htmal.

SASCO FESCO Zim (ZISS)

Yang Ming Marine Transport Corp.

HMM Co Ltd Evergreen Line ONE Hapag-Lloyd COSCO Group CMA CGM Group Maersk

Mediterranean Shipping Company

10 10 16 14

■189 □ ¡92 ■88 74 177

197 202 207 224

247 244

i475 ■ 509

579

r558

^ 737 708

582

656

100 200 300 400 500 600 700 800

Судов 2022

Судов 2021

Рис. 2. Динамика количества судов наиболее значимых операторов контейнерных перевозок

в 2021 и 2022 г.

Составлено автором по данным Рейтинга Alphaliner. URL: https://alphaliner.axsmarine.com/PublicTop100.

и наземной транспортировки, перевозок груза с соблюдением температурного режима, логистики негабаритных и генеральных грузов, и заканчивая любой услугой, которая может потребоваться в связи с особенностями бизнеса клиента [11].

Компания Maersk уступила лидерство в списке крупнейших компаний, предоставляющих услуги контейнерных перевозок и

занимает второе место. На начало марта 2022 г. морская линия Maersk поглотила контейнерных операторов Hamburg Sud, Alianca, Sealand Asia, Sealand Americas, Sealand Europe & Med и сегодня Maersk принадлежат 737 контейнеровозов общей вместимостью более 4,2 млн TEU. Maersk является мировым лидером в сфере морских контейнерных перевозок с долей рынка 16,9 % [12].

0

SASCO FESCO Zim (ZISS)

Yang Ming Marine Transport Corp.

HMM Co Ltd Evergreen Line ONE Hapag-Lloyd COSCO Group CMA CGM Group Maersk

Mediterranean Shipping Company

1 000 000 2 000 000 3 000 000 4 000 000 500 000

□ TEU2022

TEU2021

Рис. 3. Динамика общей вместимости судов наиболее значимых операторов контейнерных перевозок в 2021 и 2022 г.

Составлено автором по данным Рейтинга Alphaliner. URL: https://alphaliner.axsmarine.com/PublicTop100.

Компания, концентрируясь на решении всех возможных задач цепи поставки, предлагает комплекс транспортных услуг, осуществляя грузоперевозки более чем из 300 портов по всему миру, и финансовых услуг, специализируясь на международной комплексной логистике, обеспечивая высокоэффективные финансовые и платежные решения на всех этапах цепи поставок.

Конкурентным преимуществом компании Maersk является разработанное совместно с International Business Machines Corporation (IBM) комплексное решение для доставки, которое дает всем сторонам, участвующим в мировой торговле, единое представление доставки на основе блокчей-на, а персонализированный онлайн-сервис, адаптируя отправку грузов, позволяет за короткое время создавать букинги, осуществлять мониторинг информации о верификации массы брутто контейнера (VGM), а также оцифровывать цепочки поставок и отслеживать международные грузы в режиме реального времени [6].

Французская судоходная компания CMA CGM — третья контейнерная линия мира в рейтинге Alphaliner. На начало марта CMA CGM приобрела морскую линию American President Lines (APL) ANL, CNC, CoMaNav, Containerships, Feeder Associate System, Mercosul Line. В собственности компании

579 судов общей вместимостью более 3,2 млн TEU, она занимает 12,9 % рынка морских контейнерных перевозок и обслуживает свыше 285 судоходных линий. Компания CMA CGM владеет портфелем брендов и дочерних компаний и предлагает следующий комплекс услуг:

- покупка, аренда и доставка контейнера, а также его ремонт;

- перевозка опасных грузов, осуществление экологически нейтральных, эффективных и упрощенных интермодальных перевозок;

- управление экипажем и контейнерными судами, танкерными перевозками и предоставление других сопутствующих услуг по перевозкам;

- техническое обслуживание судов, предметов снабжения, судостроительных проектов и т.д.

Компания добилась успеха благодаря качеству своих услуг, внедрению инновационных технологий и целеустремленности.

Hapag-Lloyd входит в пятерку крупнейших морских перевозчиков мира. Поглотив контейнерного оператора United Arab Shipping Co. (UASC) и NileDutch, сегодня морская линия использует в своей деятельности 247 судов общей вместимостью более 1,7 млн TEU.

Наряду с тем, что компания оказывает базовый комплекс логистических услуг

0

(транспортировка сухих, негабаритных или проектных грузов, перевозка опасных грузов) можно выделить две отличительные особенности в работе данной компании: она является крупнейшим рефрижераторным перевозчиком на рынке и одним из основных транспортеров кофе по всему миру [13].

Кроме этого, Hapag-Lloyd заказала у компании Hyundai Samho Heavy Industries суда нового класса — «Valparaiso Express», которые имеют длину 333 м, ширину 48 м и вместимость 10 500 TEU (на каждое такое судно можно поместить более чем 2 100 контейнеров-рефрижераторов). Они построены специально для расширенных шлюзов и фарватеров каналов (преимущественно Панамского канала)3.

В рейтинг Alphaliner топ-100 в 2021 г. попали только две российские компании — Международная транспортная компания FESCO «Дальневосточное пароходство» (53 позиция) и Сахалинское морское пароходство (SASCO) (97 позиция). В 2022 г. компания FESCO поднялась на 44 позицию.

Анализ рынка контейнерных перевозок показал, что в Россию в контейнерах завозятся ингредиенты для пищевой и химической промышленности, комплектующие для авто-прома и другого машиностроения, бытовую технику, товары народного потребления и продукты питания (цитрусовые, бананы, кофе и пр.) [3]. Экспортируется продукция лесопромышленного комплекса (бумага, картон, фанера, пиломатериалы), удобрения, цветные металлы, нефтехимия (каучуки) и другие товары.

Поток санкций сказывается не только на экономике РФ, но и оказывает влияние на европейские страны. Санкционные ограничения в отношении России стали причиной остановки экспорта значимой для Запада продукции, например, пентаэритрита и уротропина, от которых зависит европейская промышленность, а также минеральных удобрений, необходимых для аграрной сферы. Кроме этого, Правительство России до конца 2022 г. запретило экспорт в недружественные страны круглых лесоматериалов, щепы и шпона4.

В газете The Daily Telegraph 14 марта 2022 г. сообщалось, что ограничения на закупку гранулированного древесного топлива из России из-за санкций усугубляют

3 Рейтинг контейнерных компаний мира. URL: https://balt-lloyd.ru/sudohodstvo/rejting-kon-tejnernyh-kompanij-mira.htmal (дата обращения: 14.03.2022).

4 Как ограничение экспорта отразится на россий-

ском рынке. URL: https://roslesinforg.ru (дата обращения: 14.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

энергокризис в Великобритании. Стоимость отопительных пеллет в стране увеличились на 25-40 %, до 385 фунтов стерлингов (около 43 тыс. р.) за 1 т5.

Выстраивая международные цепочки поставок, важно переориентировать вектор взаимодействия в сторону китайских транспортных компаний, с которыми возможно эффективное взаимодействие. Например, китайская судоходная компания COSCO, занимающая четвертое место в рейтинге Alphaliner топ-100, на март 2022 г. поглотила COSCO Shipping, OOCL, Shanghai Pan Asia Shipping, New Golden Sea Shipping, Coheung, Diamond Line. Действующий флот компании составляет 475 судов суммарной вместимостью более 2,9 млн TEU. COSCO Group контролирует 11,5 % мирового рынка морских контейнерных перевозок [7].

Благодаря развитой маршрутной сети (более 100 рейсов по всему миру) груз доставляется в любой пункт назначения в кратчайшие сроки. Использование сервиса трекинга морских контейнеров позволяет отслеживать местоположение судна и его статус, а включение в глобальную платформу электронной коммерции обеспечивает клиентам и поставщикам оперативный обмен данными и информационными ресурсами.

К тому же товарооборот между Китаем и Россией за четыре месяца 2022 г. увеличился по сравнению с этим же периодом 2021 г. на 25,9 % и составил 51,09 млрд долл. Экспорт из Китая в Россию составил 20,24 млрд долл. в год (+11,3 %), импорт — 30,85 млрд долл. (+37,8 %). Большая часть (70 %) импорта из России в Китай приходится на нефть, природный газ и уголь. Затем идут медь, медная руда, древесина, топливо и морепродукты. Из Китая в Россию везут технику, смартфоны, промышленное и специализированное оборудование, детские игрушки, обувь, транспортные средства, кондиционеры и компьютеры [9]. Таким образом, на фоне сокращения импорта и экспорта в страны Евросоюза (с которыми исторически был большой товарооборот) рост торговли с Китаем выглядит позитивом для экономики России: замещение товаров импорта и рынков сбыта для экспорта позволят предприятиям работать и развиваться, работникам получать заработную плату, а бюджету страны пополняться за счет налогов.

5 The Telegraph: Еще один удар по британцам — отказ от древесных гранул из России. URL: eadaily.com/ ru/news/2022/03/14/the-telegraph-eshche-odin-udar-po-britancam-otkaz-ot-drevesnyh-granul-iz-rossii (дата обращения: 14.03.2022).

Ф П ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м м

ы

Z

10

ы

ы

09 09

(О в)

Что касается российских морских контейнерных перевозчиков, то они хотя и имеют вековую историю, но пока их возможности сильно уступают мировым лидерам.

Международная транспортная компания FESCO «Дальневосточное пароходство» существует с 1880 г., когда во Владивостоке было учреждено представительство русского морского судоходного общества «Добровольный флот», основанного Александром III на пожертвования граждан для развития русской морской торговли [11].

Сегодня FESCO — одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. FESCO является лидером контейнерных перевозок через Дальний Восток России по внешнеторговым морским линиям в страны Азии и обратно, по каботажным морским линиям и железной дороге, а также крупнейшим портовым контейнерным оператором Дальневосточного федерального округа.

Согласно данным компании, флот FESCO включает 21 транспортное судно6 (табл. 3). По рейтингу А1рИаНпег, компания имеет 16 судов общей вместимостью более 21 тыс. ТЕи, что на 6 тыс. ТЕи больше, чем в 2021 г. На сайте компании отмечено, что диверсифицированный портфель активов позволяет осуществлять доставку грузов «от двери до двери» и контролировать все этапы интермодальной транспортной цепочки.

В сложившихся условиях логистические операторы активно ищут альтернативные маршруты доставки, на рынке заметно оживление китайских транспортных компаний, которые готовы занимать освобождаемые западными перевозчиками ниши.

Одновременно российские логистические компании пытаются открыть новые для себя возможности. Например, некоторые из них уже начинают предлагать гражданам России без проблем приобретать товары в зарубежных интернет-магазинах, в том числе у тех производителей в США, которые сами публично отказались поставлять свои товары в РФ. Схема работает следующим образом: в личном кабинете на сайте сервиса клиент получает адрес склада в той стране, где располагается магазин, после оплаты товар поступает на склад, затем отправляется в ближайший к заказчику зарубежный аэропорт (например, Хельсинки), далее заказ

Таблица 3

Состав флота FESCO

№ п/п Название судна Дедвейт Год выпуска

Контейнеровозы

1 FESCO Diomid 42 274 2009

2 FESCO Dalnegorsk 41 748 2004

3 FESCO Sofia 41 745 2004

4 Kapitan Maslov 25 380 1998

5 Kapitan Afanasyev 25 380 1998

6 Vladivostok 25 380 1998

7 FESCO Trader 15 213 1997

8 FESCO Askold 13 870 2006

9 ФЕСКО Янина 13 007 2005

10 ФЕСКО Магадан 8 732 2003

11 ФЕСКО Монерон 8 695 2003

12 ФЕСКО Наварин 8 508 2004

13 ФЕСКО Новик 8 505 2004

Универсальный сухогруз

14 ФЕСКО Парис 12 828 2004

15 ФЕСКО Ольга 12 744 2007

16 ФЕСКО Улисс 12 711 2004

17 ФЕСКО Пионер 9 590 1988

18 Уссури 7 212 2002

19 ФЕСКО Невельск 5 577 2003

20 ФЕСКО Нагаево 5 215 1996

Ледокольно-транспортное судно

21 Василий Головнин 10 700 1988

6 FESCO : офиц. сайт транспортной компании. URL: https://www.fesco.ru/ru/about (дата обращения:

14.03.2022).

едет по российскому адресу автомобильным транспортом. Логисты говорят, что по такой схеме уже сейчас можно приобретать товары даже из таких враждебных стран, как США или Великобритания, люди уже делают заказы на Apple, Nike, Gap, New Balance [3].

Таким образом, сложившаяся кризисная ситуация является толчком для создания новых проектов международных контейнерных перевозок, основанных на увеличении поставок продукции из Китая и стран Юго-Восточной Азии. В данном случае планируется прохождение через океанские линии больших потоков грузов, мимо терминалов Российских железных дорог. Существенные капитальные вложения окупятся в кратчайшие сроки при условии, что новый проект будет соответствовать современным мировым требованиям качества предоставляемых услуг:

- доставка груза «от двери до двери»;

- обеспечение высокоэффективных финансовых и платежных решений на всех этапах цепи поставок груза;

- оцифровка цепочки поставок и отслеживание международных грузов в режиме реального времени;

- возможность обслуживания контейнеров «под ключ»;

- постоянное внедрение инновационных технологий;

- наличие крупных рефрижераторов.

Допустима модернизация и обновление

флота FESCO с учетом перечисленных требований. Данное решение не следует откладывать, это необходимо для налаживания международного торгового и финансового взаимодействия, поскольку уже сейчас прогнозируется снижение на 10-12 % одного из основных экономических показателей — ва-

лового внутреннего продукта (ВВП) страны. Основные факторы, которые влияют на ВВП на стороне предложения — это перебои в производстве, нарушение цепочек поставок и снижение импорта в страну. Так или иначе уменьшение ВВП говорит об экономическом спаде, т.е. люди начинают меньше покупать, компании меньше производят, доходы бизнеса и государства снижаются. Центральный Банк России предполагает восстановление экономики и возобновление роста ВВП лишь в 2024 г. Рекомендации, представленные в статье, позволят сократить этот период.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арский А.А. Развитие отечественных логистических систем в условиях западных санкции / А.А. Ар-ский // Стратегии бизнеса. — 2014. — № 1 (3). — С. 118-119.

2. Новый взгляд на технологию контейнерных перевозок железнодорожным транспортом / С.П. Ваку-ленко, А.М. Насыбуллин, Л.Р. Айсина [и др.]. — EDN GKEBCI // Техника и технология транспорта. — 2022. — № 1 (24). — С. 12.

3. Логвинова М.А. Анализ современного состояния сферы контейнерных перевозок / М.А. Логвинова, В.И. Найденков. — EDN XFKNFG // Экономическая среда. — 2021. — № 1 (35). — С. 13-18.

4. Ким В.Р. Перспективы развития контейнерных грузовых перевозок между Россией и Китаем /

B.Р. Ким. — EDN PDRXUI // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 175-177.

5. Ходов Л.Г. Контейнерные перевозки — узкое место в мировой торговле / Л.Г. Ходов. — EDN VVQKHA // Горизонты экономики. — 2022. — № 1 (67). — С. 165-167.

6. Комарова Е.Д. Проблемы контейнерных перевозок внешнеторговых грузов Китая / Е.Д. Комарова, Ю.А. Савинов. — EDN QPRLGV // Российский внешнеэкономический вестник. — 2021. — № 11. — С. 124-132.

7. Жоглина Е.В. Торгово-экономичекие отношения России с Китаем в условиях трансформации мирового порядка и системы международных отношений / Е.В. Жоглина, Л.С. Гуденко. — EDN VSEQAH // Экономика, управление, право: актуальные вопросы и векторы развития : сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. — Петрозаводск, 2022. — С. 16-21.

8. Селюков М.В. Факторы развития Российско-Китайских экономических отношений в интеграционном поле Евразии / М.В. Селюков, Н.П. Шалыгина, А.М. Кулик. — EDN ABTTPQ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. — 2021. — Т. 21, № 1. — С. 23-29.

9. Чудеснова М.В. Организация мультимодальных перевозок на основе сообщения Россия — Китай / М.В. Чудеснова, Г.И. Шепелин. — EDN ELJXEK // Символ науки: международный научный журнал. — 2021. — № 6. — С. 40-44.

10. Бурханов С.Б. Проектирование организации регулярных перевозок режимных грузов / С.Б. Бурханов, Л.В. Кучеренко. — EDN RZVRPN // Russian Economic Bulletin. — 2022. — Т. 5, № 2. — С. 260-265.

11. Квитко К.Б. Сравнительный анализ международных транспортных систем: инфраструктура, рейтинги, транспортные коридоры / К.Б. Квитко. — EDN DKVCJF // Транспортные системы и технологии. — 2020. — Т. 6, № 1. — С. 15-29.

12. Филимонов Д.А. Стратегическое управление деятельностью судоходной компании на примере A.P. Moller-Maersk Group / Д.А. Филимонов. — EDN BQPGBQ // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития : сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. — Петрозаводск, 2021. —

C. 149-154.

13. Кузьмина В.М. Приоритеты экономического сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в современных условиях / В.М. Кузьмина, Д.С. Подтуркин. — EDN SREQXR // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2022. — Т. 12, № 1. — С. 10-22.

REFERENCES

1. Arskiy A. Development of Domestic Logistics Systems under Sanctions. Strategii biznesa = Business Strategies, 2014, no. 1, pp. 118-119. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vakulenko S.P., Nasybullin A.M., Aysina L.R., Romenskii D.Y., Mekhedov M.I. A Fresh Approach of Railway Container Shipment Technologies. Tekhnika i tekhnologiya transporta = Technique and Technology of Transport, 2022, no. 1, pp. 12. (In Russian). EDN: GKEBCI.

3. Logvinova M.A., Naidenkov V.I. Analysis of Modern State of the Sphere of Container Transportations. Ekono-micheskaya sreda = Economic Environment, 2021, no. 1, pp. 13-18. (In Russian). EDN: XFKNFG.

4. Kim V.R. Prospects for the Development of Container Freight Traffic Between Russia and China. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2021, no. 1, pp. 175-177. (In Russian). EDN: PDRXUI.

5. Khodov L.G. Container Shipping is a Bottleneck in Global Trade. Gorizonty ekonomiki = Horizons of Economics, 2022, no. 1, pp. 165-167. (In Russian). EDN: VVQKHA.

Ф 0 4

01 И 5<

а

л т

n *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

н

ф

ч

2 О

м м

ы

Z

10

ы

ы

09 09

(О в)

6. Komarova E.D., Savinov Yu.A. Container Transport Problems in China's Foreign Trade. Rossiiskii vneshneeko-nomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2021, no. 11, pp. 124-132. (In Russian). EDN: QPRLGV.

7. Zhoglina E.V., Gudenko L.S. Trade and Economic Relations Between Russia and China in the Context of the Transformation of the World Order and the System of International Relations. Economics, Management, Law: Current Issues and Vectors of Development. Collected Papers Based on the Materials of the VII International Scientific and Practical Conference. Petrozavodsk, 2022, pp. 16-21. (In Russian). EDN: VSEQAH.

8. Selyukov M.V., Shalygina N.P., Kulik A.M. Factors of the Russian-Chinese Economic Relations Development in the Eurasian Integration Field. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo = Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, no. 1, pp. 23-29. (In Russian). EDN: ABTTPQ.

9. Chudesnova M.V., Shepelin G.I. Organization of Multimodal Transportation on the Basis of Communication Between Russia and China. Simvol nauki: mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal = Symbol of Science: International Scientific Journal, 2021, no. 6, pp. 40-44. (In Russian). EDN: ELJXEK.

10. Burkhanov S.B., Kucherenko L.V. Design of the Organization of Regular Transportation of Moderated Cargo. Russian Economic Bulletin, 2022, vol. 5, no. 2, pp. 260-265. (In Russian). EDN: RZVRPN.

11. Kvitko K.B. Comparative Analysis of International Transport Systems: Infrastructure, Ratings, Transport Corridors. Transportnye sistemy i tekhnologii = Transportation Systems and Technology, 2020, vol. 6, no. 1, pp. 15-29. (In Russian). EDN: DKVCJF.

12. Filimonov D.A. Strategic Management of a Shipping Company by the Example of A. P. Moller-Maersk Group. Fundamental and Applied Science: State and Development Trends. Collected Papers Based on the Materials of the XII International Scientific and Practical Conference. Petrozavodsk, 2021, pp. 149-154. (In Russian). EDN: BQPGBQ.

13. Kuzmina V.M., Podturkin D.S. Priorities of Economic Cooperation Between the Russian Federation and the People's Republic of China in Modern Conditions. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment = Proceedings of South-West State University. Series Economy. Sociology. Management, 2022, vol. 12, no. 1, pp. 10-22. (In Russian). EDN: SREQXR.

Информация об авторах

Ибрагимхалилова Татьяна Владимировна — доктор экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и логистики, Донецкий национальный университет, г. Донецк, Донецкая Народная Республика, e-mail: itv2106@mail.ru; © https://orcid.org/0000-0003-0477-7186; SPIN-код: 3683-6552; AuthorlD РИНЦ: 1043531.

Бойко Светлана Владимировна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовых услуг и банковского дела, Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики, г. Донецк, Донецкая Народная Республика, e-mail: el-teplo@bk.ru; © https://orcid.org/0000-0001-7684-2819; SPIN-код: 4071-2611; AuthorlD РИНЦ: 1105267.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования

Ибрагимхалилова Т.В. Оздоровление логистики морских контейнерных перевозок в условиях финансовых санкций / Т.В. Ибрагимхалилова, С.В. Бойко. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).388-396. — EDN CLOPMJ // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 388-396.

Authors

Tatyana V. Ibragimkhalilova — D.Sc. in Economics, Associate Professor, Department of Marketing and Logistics, Donetsk National University, Donetsk, the Donetsk People's Republic, e-mail: itv2106@mail.ru; © https://orcid.org/0000-0003-0477-7186; SPINCode: 3683-6552; AuthorlD RSCI: 1043531.

Svetlana V. Boyko — Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Financial Services and Banking, Donetsk Academy of Management and Public Administration under the Head of Donetsk People's Republic, Donetsk, the Donetsk People's Republic, e-mail: el-teplo@bk.ru; © https://orcid. org/0000-0001-7684-2819; SPIN-Code: 4071-2611; AuthorlD RSCI: 1105267.

Contribution of the authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

For Citation

Ibragimkhalilova T.V., Boyko S.V. Improving the Logistics of Maritime Container Transportation in the Context of Financial Sanctions. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 2, pp. 388-396. (In Russian). EDN: CLOPMJ. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(2).388-396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.