УДК 656.613.1
DOI 10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_173
МИРОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОБЛЕМА: КОНТЕЙНЕРНЫЙ КРИЗИС
Юстратова Ирина Леонидовна.
Россия, г. Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, доцент, [email protected].
Юстратов Денис Викторович.
Россия, г. Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, студент, именной стипендиат Правительства Москвы, [email protected].
Аннотация. В связи с пандемией короновирусной инфекции разразился мировой транспортный кризис в системе контейнерных перевозок грузов. В статье описаны типы контейнеров и грузоподъемность судов, основные причины контейнерного кризиса.
Приведены способы устранения последствий контейнерного кризиса. Особое внимание уделено альтернативным железнодорожным контейнерным перевозкам через территорию Российской Федерации.
Ключевые слова: пандемия Covid-19, контейнерный кризис, контейнеровозы, морские перевозки, спотовые ставки фрахта, железнодорожные контейнерные перевозки.
GLOBAL TRANSPORTATION PROBLEM: SHIPPING CRISIS
Yustratova Irina Leonidovna.
Russia, Moscow, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, Associate Professor, [email protected].
Yustratov Denis Viktorovich.
Russia, Moscow, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, Student, nominal scholarship holder of the Moscow Government, denis.yustratov@mail .ru.
Abstract. In connection with the coronavirus pandemic, a global shipping crisis broke out in the system of goods' container transportation. The authors of the article describe the types of containers and the carrying capacity of ships, the main reasons for the shipping crisis.
Methods of solving the shipping crisis consequences are presented. Particular attention is paid to alternative railway container transportation through the territory of the Russian Federation.
Keywords: pandemic Covid-19, shipping crisis, container ships, sea shipping, spot freight rates, rail container shipping.
На сегодняшний день глобальная цепочка поставок находится в тяжелом кризисе, вызванной пандемией Covid-19. Данная ситуация длится уже полтора года и еще далека от разрешения, а ее последствия ощутит каждый из нас.
В настоящее время около 90% всей мировой торговли проходит в океане, то есть перевозка большинства товаров, в том числе продуктов питания, одежды, электроники, крупной бытовой техники и прочих, завязана на кораблях и контейнерах. Появление первых контейнеровозов и стандартизированных контейнеров, значительно облегчающих их погрузку и разгрузку, было настоящей революцией в области международной торговли в конце 1950-х годов. Ведь, если контейнер является стандартным, то потом он также просто может быть перегружен на грузовой железнодорожный состав или на фуру, для дальнейшей отправки практически в любую точку мира.
Практически весь рынок морских контейнерных перевозок - 85% контролируют 10 ведущих компаний. В таблице 1 представлены данные по мировым контейнерным операторам [1].
Таблица 1.
Рейтинг крупнейших компаний мировых контейнерных перевозок
Место Компания Страна Год основания Доля на рынке % Кол-во
TEU Судов
1 Maersk Line Дания 192В 16,9 4244015 728
2 Mediterranean Shipping Швейцария 1970 16,8 4201299 627
3 CMA CGM Group Франция 1977 12,4 3111797 553
4 COSCO Group Китай 1961 11,8 2952729 485
5 Hapag-Lioyd Германия 1970 7,1 1765707 255
6 Ocean Network Express Япония 2017 6,3 1576517 217
7 Evergreen Line Тайвань 169В 5,8 1456848 207
В HMM Южная Корея 1976 3,3 824904 78
9 Yang Ming Marine Тайвань 1972 2,6 650187 89
10 Wan Hai Lines Тайвань 1965 1,7 418929 149
Итого: 84,7 21202932 3388
Один стандартный контейнер по ISO измеряется в TEU (от англ. twenty-foot equivalent unit), один TEU примерно соответствует размеру грузового контейнера около 20 футов в длину, 8 футов в ширину и 8 футов в высоту. Также наряду с 20 футовыми контейнерами в морских перевозках часто используются 40 футовые контейнеры FEU (1 метр - 3,28 фута). Если первые контейнеровозы не вмешали и 100 контейнеров или TEU, то сейчас существуют контенейровозы способные перевозить более 21000 тонн. Классификация морских контейнеровозов приведена в таблице 2 [2].
Таблица 2.
Классы и грузоподъемность контейнеров
Класс контейнеровоза Грузоподъемность, TEU
Handysize Class 260-1000
Handymax Class 1000-1700
Feeder Class 1700-2500
Sub-Panamax Class 2500-4000
Panamax Class 4000-7000
Post-Panamax Class 7000-13000
Super-Post-Panamax Class / E-Class более 13000
Explorer Class более 16600
Triple E-Class более 18200
Post-Triple E-Class более 21000
Данная система отлично работала в течение многих лет, но начавшаяся пандемия нарушила весь баланс. Вернемся в конец 2019 - начало 2020 года, где и начинается история этого кризиса, в Китае, в городе Ухани появился новый вирус, позже названный Covid-19. Правительство Китая быстро вело строгие ограничительные мероприятие для сдерживания распространения вируса, и эти мероприятия дали свои плоды. Если в середине весны 2020 года страны Европы и США только начинали вводить lockdown, то Китай наоборот начал снимать ограничения.
После введения ограничительных мероприятий, людям пришлось сидеть дома, что, конечно же, сказалось на их потреблении. Если раньше они могли тратить деньги на путешествия, походы в рестораны, кино и т.д., то теперь они были вынуждены сидеть дома, что поспособствовало росту их расходов на новые девайсы (от англ. device - прибор, устройство), мебель, тренажеры и различные средства защиты. Естественно, что главным производителем этих товаров является Китай.
Китай, только что вернувшийся к нормальной жизни, начал усиленно работать на экспорт, направляя тысячи контейнеровозов с товарами в США и Европу, однако контейнеры перестали возвращаться обратно в Китай. Дело в том, что из-за введения ограничительных мероприятий в странах произошел спад производства, стало производиться меньше товаров, а сами порты также начали работать в неполную мощность, из-за перевода части сотрудников на дистанционную работу и заболеваемости портовых рабочих. То есть контейнеры стали просто оставаться в портах в ожидании своей загрузки. Однако Китай только увеличивал свои темпы [3].
В результате всей этой ситуации, к августу 2020 года начался дефицит контейнеров, что привело росту цен на транспортировку одного контейнера. Если до августа цена за транспортировку контейнера колебалась от 1500-1800 долларов за штуку по данным Мирового контейнерного индекса Drewry, то в
августе она превысила 2000 долларов, фактически, новые рекорды цен стали устанавливаться ежемесячно на протяжении всего этого времени [4].
В дополнение ко всему этому, надо упомянуть о событиях 23-29 марта 2021 года, когда контейнеровоз Ever Given, перевозящий 20000 контейнеров, на 6 дней заблокировал Суэцкий канал. Суэцкий канал был открыт еще 1869 году и по сей день остается одним из важнейших путей для всей мировой торговли, соединяющим Европу и Азию, через него проходит около 12% всей мировой торговли и 30% от мировых контейнерных перевозок. Блокировка такого важного морского пути не могла не сказаться на повышении уровня цен за перевозку. Суда должны были либо стоять в ожидании разблокировки канала, либо огибать Африку через мыс Доброй Надежды (ЮАР), но и тот и другой вариант, в конечном счете, увеличивал и время, и стоимость транспортировки. По оценкам экспертов, потери от блокировки канала составили от 6-10 миллиардов долларов [5].
К сожалению, выход из контейнерного кризиса еще не найден. По данным на ноябрь 2021 года цена за один стандартный контейнер составляет 9200 долларов, то есть с августа 2020 года по ноябрь 2021 года рост цен составил 460%. При этом пик цен был установлен в сентябре 2021 года, когда они превысили 10000 долларов за контейнер.
Однако это лишь данные о средних величинах по миру. Для лучшего понимания сложившейся ситуации надо рассмотреть спотовые (от англ. spot -на месте) ставки фрахта по крупнейшим портам. Если по данным на ноябрь 2021 года перевозка одного контейнера по маршруту Шанхай - Роттердам составит 13798 долларов, то Роттердам - Шанхай лишь 1585 долларов или в 8,7 раз меньше. Перевозка по маршруту Шанхай - Лос-Анджелес 9857 долларов, а Лос-Анжелес - Шанхай лишь 1288 долларов или в 7,65 раз меньше [4].
Судам просто стало невыгодно ждать погрузки в портах США и Европы, ведь возвращение в порты Китая без груза, для новой погрузки, стало более выгодным, чем ожидания загрузки в их портах, темпы работы, которых и так замедлились.
Одним из самых логичных путей выхода из данной ситуации было бы увеличение производства новых контейнеров, однако и здесь есть проблема. Более 80% от всех произведённых контейнеров в мире приходится на 3 китайские компании, которые, воспользовавшись ситуацией, подняли цены на производство новых контейнеров. Сейчас стоимость одного 20-футового контейнера составляет около 3645 долларов, что в два раза больше, чем в конце 2019 года [6].
Как вариант устранения дисбаланса между спросом и пропускной способностью портов может быть заморозка компаниями спотовых (текущих) цен на фрахт контейнера. Например, французская транспортная компания CMA CGM Group заявила о заморозке спотовых ставок до февраля 2022 года. Компания CMA CGM Group занимается преимущественно контейнерными перевозками по морю (примерно 12,5% от мировых контейнерных), является
крупнейшей во Франции и занимает четвертое место в мире, оперируя флотом из более 550 судов. Группа CMA CGM приостанавливает повышение фрахтовых ставок на все услуги компаний, работающих под её брендом, и таким образом, отказывается от дополнительной прибыли [7].
Другим путем выхода из кризиса может быть поиск альтернативных маршрутов доставки. Если грузоперевозки воздушным транспортом являются слишком дорогими и наименее грузоподъемными, то железнодорожные перевозки еще могут рассматриваться как альтернатива. Здесь Россия оказывается в выгодном положении. Уже за первое полугодие 2021 года транзит контейнеров по маршруту Китай-Европа-Китай увеличился в 1,5 раза в сравнении с первым полугодием 2020 года и составил 359,7 тыс. TEU. Это не такое большое количество в мировом масштабе, это всего лишь около 18 груженых контейнеровозов класса Post-Triple E-Class. Стоимость отправки одного контейнера сейчас примерно составляет около 10000 долларов за штуку, что немного дороже, чем по воде, однако занимает в два раза меньше времени. Если отправка по морю из Азии в Европу занимает 35-40, то поездом всего лишь около 20 дней [8].
Конечно, сеть РЖД на сегодняшний день не может на данный момент стать полноценной альтернативой морю, однако явно сможет извлечь дополнительную прибыль, которую собирается потратить на модернизацию железнодорожной сети.
Эксперты затрудняются сказать, когда ситуация с контейнерами разрешится. Изначально были предположения, что все разрешится к концу 2021 года, однако сейчас уже говорят о том, что кризис никуда не уйдет в ближайшее время и, скорее всего, продлится в 2022 и даже 2023 году.
Библиографический список.
1. Alphaliner TOP 100/ 15 NOV 2021. Alphaliner - the worldwide reference in Liner Shipping. - 2021 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 15.11.2021. -URL: https://alphaliner.axsmarine.com/PublicTop100/ (дата обращения 15.11.2021).
2. Новости грузоперевозок от компании REARTEK LTD. - 2021 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 08.11.2021. - URL: https://www.reartek.com/suda-konteinerovozy/ (дата обращения 08.11.2021).
3. Why Shipping Is So Expensive in 2021 and How to Navigate It. OptimoRoute. - 2021 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 26.10.2021. - URL: https://optimoroute.com/why-is-shipping-so-expensive/ (дата обращения 08.11.2021).
4. Drewry Shipping Consultants Ltd. - 2021 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 08.11.2021. - URL: https://www.drewry.co.uk/supply-chain-advisors/supply-chain-expertise/world-container-index-assessed-by-drewry (дата обращения 08.11.2021).
5. Во сколько обошлась блокировка Суэцкого канала? Аргументы и факты, электронная версия. - 2021 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 01.04.2021. - URL: https://aif.ru/money/economy/vo_skolko_oboshlas_blokirovka_sueckogo_kanala (дата обращения 09.11.2021 ).
6. How three Chinese companies dominate the global container production market. Logistician - 2021 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 09.11.2021. -URL: https://logistician.org/supply-chain/how-three-chinese-companies-dominate-the-global-container-production-market.html (дата обращения 09.11.2021).
7. Морской контейнерный перевозчик CMA CGM заявил о заморозке спотовых ставок до февраля. Сайт компании South China Service Group. - 2021 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 09.11.2021. - URL: https://scsg.ru/ru/news/morskoy-konteynernyy-perevozchik-cma-cgm-zayavil-o-zamorozke-spotovykh-stavok-do-fevralya/ (дата обращения 09.11.2021).
8. Контейнерный транзит Китай - Европа - Китай по сети РЖД. Информационно-аналитическое агентство Sea News. - 2021 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.11.2021. - URL: https://seanews.ru/kontejnernyj-tranzit-kitaj-evropa-kitaj-po-seti-rzhd/ (дата обращения 10.11.2021).