Научная статья на тему 'Контейнерные перевозки внешнеторговых грузов Индии'

Контейнерные перевозки внешнеторговых грузов Индии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Индия / внешняя торговля / контейнерная линия / контейнерный груз / линейное судоходство / контейнерный терминал / агроэкспорт / India / foreign trade / container line / containerized cargo / liner shipping / container terminal / agricultural export

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербинин Никита Вячеславович, Караваева Елена Дмитриевна

Статья посвящена изучению направлений и структуры потоков экспортно-импортных контейнерных грузов Индии, торговых маршрутов и сервиса контейнерных линий в регионе, а также контейнерного стивидорного бизнеса Индии. Особое внимание уделяется историческим предпосылкам развития индийского экспорта и азиатского линейного контейнерного судоходства. Выполнен сравнительный анализ статистических данных об объёмах перевалки контейнерных грузов в морских портах Индии и загруженности производственных мощностей контейнерных терминалов. Рассмотрены транспортно-логистические аспекты морского и наземного сообщения России и Индии при внешнеторговых операциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щербинин Никита Вячеславович, Караваева Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

India’s International Cargo Container Shipping

The article is devoted to the study of destinations and structure of India’s export and import container cargo flows, trade routes and container line services in the region, and container stevedoring business in India. Particular attention is paid to the historical background of Indian export and Asian liner container shipping development. The comparative analysis of the statistical data on container cargo handling in Indian sea ports and capacity utilization of container terminals is carried out. The consideration of overseas and overland transportation aspects between Russia and India in foreign trade operations is presented.

Текст научной работы на тему «Контейнерные перевозки внешнеторговых грузов Индии»

Контейнерные перевозки внешнеторговых грузов Индии

УДК:656.073.235(540); Никита Вячеславович ЩЕРБИНИН,

ББК:39.28(5Инд); Щ643 ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

DOI: 10.24412/2072-8042-2022-6-75-89 (198035, Российская Федерация, Санкт-Петербург,

ул. Двинская, 5/7) - бакалавр, e-mail: scherbi.nik@yandex.ru Елена Дмитриевна КАРАВАЕВА, кандидат технических наук, доцент ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова (198035, Российская Федерация, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7), e-mail: karavaevaed@gumrf.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению направлений и структуры потоков экспортно-импортных контейнерных грузов Индии, торговых маршрутов и сервиса контейнерных линий в регионе, а также контейнерного стивидорного бизнеса Индии. Особое внимание уделяется историческим предпосылкам развития индийского экспорта и азиатского линейного контейнерного судоходства. Выполнен сравнительный анализ статистических данных об объёмах перевалки контейнерных грузов в морских портах Индии и загруженности производственных мощностей контейнерных терминалов. Рассмотрены транспортно-логисти-ческие аспекты морского и наземного сообщения России и Индии при внешнеторговых операциях.

Ключевые слова: Индия, внешняя торговля, контейнерная линия, контейнерный груз, линейное судоходство, контейнерный терминал, агроэкспорт.

India's International Cargo Container Shipping

Nikita Vyacheslavovich SHCHERBININ,

Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping (5/7 Dvinskaya Str., St. Petersburg, 198035, Russian Federation) - Bachelor,

e-mail: scherbi.nik@yandex.ru;

Elena Dmitrievna KARAVAEVA, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping (5/7Dvinskaya Str., St. Petersburg, 198035, Russian Federation), e-mail: karavaevaed@gumrf.ru

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

75 Q

Abstract

The article is devoted to the study of destinations and structure of India's export and import container cargo flows, trade routes and container line services in the region, and container stevedoring business in India. Particular attention is paid to the historical background of Indian export and Asian liner container shipping development. The comparative analysis of the statistical data on container cargo handling in Indian sea ports and capacity utilization of container terminals is carried out. The consideration of overseas and overland transportation aspects between Russia and India in foreign trade operations is presented.

Keywords: India, foreign trade, container line, containerized cargo, liner shipping, container terminal, agricultural export.

Контейнеризация мировой торговли способствовала появлению специализированных перегрузочных комплексов для грузовой обработки контейнеровозов. В Индии первый контейнерный терминал появился в порту Халдия в 1970-х годах, который считался центром морской торговли Восточной Индии. В других портах также производилось обслуживание внешней торговли Индии посредством перевалки контейнерных грузов, в некоторых портах грузовые операции с контейнерами выполнялись на конвенциональных причалах. Несмотря на рост кон-тейнерооборота индийских портов портами-хабами тогда являлись порты Азиатско-Тихоокеанского региона: Гонконг, Сингапур, Гаосюн, Пусан. Такая ситуация сохраняется и в настоящее время с учётом значительного усиления роли портов КНР в сфере морских контейнерных перевозок.

Целью исследования является анализ деятельности индийских портов в обслуживании национальной внешней торговли, структуры и географии грузопотоков экспорта Индии, интересы и возможности России в развитии торговли с Индией, а также рассмотрение истории развития морских линейных контейнерных перевозок грузов в Индии.

После получения независимости от Соединенного Королевства можно отметить две важных особенности внешнеторговых перевозок Индии:

1) сложившаяся олигополистическая модель рынка морских линейных контейнерных перевозок была серьёзным препятствием для создания национальной судоходной компании с целью транспортировки индийских грузов в контейнерах;

2) Индия, как и большинство других бывших колоний, испытывала определенный эффект последствий колониальной политики метрополии. Возникла необходимость в диверсификации индийского экспорта, который был в большей степени ориентирован на Соединенное Королевство.

В 1960-х годах главными партнерами Индии в экспортном направлении были Соединенное Королевство, США, Япония. Главными товарами индийского экспорта в тот период можно считать изделия из джута, чай и текстильные ткани. В мировой торговле наибольшую долю имели определенные товарные группы экспорта Индии (см. таблицу 1).

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

Таблица 1

Товарные группы экспорта Индии (1970 г., 1990 г., 2020 г.)5,15

Товарная группа Доля в мировом экспорте

1970 г. 1990 г. 2020 г.

Чай 33,39 % 22,05 % 8,53 %

Специи 20,39 % 7,92 % 19,23 %

Овощи и фрукты 1,16 % 0,79 % 1,33 %

Кофе 0,97 % 1,73 % 1,49 %

Сахар и сахарные изделия 0,96 % 0,14 % 6,53 %

Рис 0,65 % 6,51 % 31,15 %

На рисунке 1 представлена динамика индийского экспорта и доли сельскохозяйственной продукции в экспорте Индии.

В соответствии со статистическими данными рост индийского экспорта в конце XX века и начале XXI века обусловлен не только наращиванием экспорта аграрной продукции, но и значительным увеличением экспорта текстильной продукции и продукции машиностроения. Так, с 1980 по 1991 гг. экспорт товаров текстильной промышленности (в основном: верхняя одежда женская из нетканых материалов, хлопковые блузки, бельё нижнее, хлопковые футболки мужские) увеличился более чем в 12 раз в стоимостном выражении7. С 1980 по 1991 гг. экспорт товаров машиностроительной отрасли (электроника, комплектующие компьютеров, промышленное оборудование, транспортные средства, двигатели и прочее) вырос в 6,7 раз2.

25000

Экспорт Индии, млрд. рупий —•— Экспорт с 1 продукции Индии, млрд. рушт

Рис. 1 - Экспорт Индии и доля сельскохозяйственной продукции в экспорте страны, 1960 - 2021 гг.1- 6

Fig. 1 - India 's exports and share of agricultural products in the country's exports, 1960-2021.

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

77 Q

Увеличение объёма индийских экспортных грузопотоков отразилось и на росте грузооборота основных портов Индии: Калькутта, Мумбаи, Кочин, Ченнаи. Более половины всех экспортных контейнерных грузов Индии обрабатывались именно в порту Калькутта. Рост грузоперевозок как в Индию, так и из Индии стал причиной расширения сервиса конференций контейнерных линий (особая форма объединений компаний в линейном контейнерном судоходстве, подразумевающая оказание совместного сервиса по общим тарифным ставкам). Можно отметить сращивание капитала линейного контейнерного судоходства с промышленным. Таким образом, развитые капиталистические страны (США, Соединенное Королевство, Япония) владели подавляющим большинством тоннажа флота, специализированного для перевозки контейнеров. Развивающиеся страны не имели возможности обслуживать грузопотоки своей внешней торговли национальным флотом, прибегая тем самым к пользованию услугами иностранных судоходных компаний либо к фрахтованию судов иностранных судовладельцев. Оба эти варианта нельзя было назвать выгодными для экономических интересов Индии. В первом случае линейными конференциями проводилась дискриминационная тарифная политика в отношении морских перевозок индийских грузов. Во втором случае по договору фрахтования иностранных судов устанавливались завышенные ставки. Это привело к противостоянию интересов индийских участников внешнеэкономической деятельности, а также правительства Индии и иностранных морских контейнерных линии [5, с. 62-63].

В течение такого противостояния начали появляться новые участники рынка линейного судоходства, которые были представлены национальными судоходными компаниями развивающихся стран Азии, к примеру - China Ocean Shipping Company (КНР), Hyundai Merchant Marine (Южная Корея), Hanjin Shipping (Южная Корея).

В 1961 году в Индии появилась The Shipping Corporation of India, однако первое специализированное судно для перевозки контейнеров компания приобрела только в 1993 году. К этому времени линейные конференции были ослаблены протекционизмом правительств и конкуренцией со стороны новых игроков в линейном судоходстве, которые не состояли в каких-либо объединениях. Тогда и возникла новая форма объединений в сфере линейного контейнерного судоходства - альянсы контейнерных линий. К 2000 году в альянсы входили бывшие участники линейных конференций, например, Hapag-Lloyd Container Line и Orient Overseas Container Lines (альянс: Grand Alliance NYK); Mitsui O.S.K. Lines и Hyundai Merchant Marine (New World Alliance); Hanjin Shipping и Cho Yang Shipping (United Alliance)8, 18.

В 2003 году была учреждена индийская компания Sarjak Container Lines, однако фактически эта компания может быть классифицирована как перевозчик без тоннажа (non vessel operating common carrier), который имеет свой контейнерный парк, заключает соглашения с контейнерными линиями о предоставлении мест на их

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

судах. На сегодняшний день национальная судоходная компания Индии The Shipping Corporation of India является фактическим перевозчиком в сфере линейного контейнерного судоходства, по данным Alphaliner имеет два собственных контейнеровоза (SCI Chennai, SCI Mumbai) и один зафрахтованный, общая вместимость флота 9 418 TEUs, доля на глобальном рынке составляет менее 0,2%.

Конъюнктура такова, что глобальный рынок морских контейнерных перевозок контролируется альянсами. Усиление олигополистических признаков рынка вызвано не только интеграцией контейнерных линий, но и консолидационными процессами - слияниями контейнерных линий, поглощениями одной контейнерной линией другой. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что перевозки внешнеторговых грузов Индии производятся в основном на судах иностранных контейнерных линий, которые являются членами альянсов.

КОНТЕЙНЕРНЫЙ РЫНОК ИНДИИ

В рейтинг Lloyd's List «One Hundred Ports 2021» входят два индийских порта - Мундра и Нава-Шева (Jawaharlal Nehru Port): Мундра занимает 26 позицию рейтинга, Нава-Шева - 39 позицию14. Особенность порта Мундра заключается в том, что он считается не только крупнейшим контейнерным портом Индии, но и частным портом - территория принадлежит оператору порта. Таким образом, этот порт можно классифицировать как «private port» - инфраструктура и суперструктура принадлежат оператору Adani Group, который оказывает комплекс стивидорных и прочих услуг.

Порт Нава-Шева попадает под классификацию «landlord port» ввиду того, что инфраструктура порта находится в собственности правительства Индии, а терминальное оборудование - в частной собственности. Можно отметить, что определенные контейнерные терминалы принадлежат порту и управляются государством соответственно (например, Jawaharlal Nehru Port Container Terminal - JNPCT). В порту Нава-Шева функционируют контейнерные терминалы операторов APM Terminals (дочерняя компания A.P. Moller-Maersk) и Dubai Port World. Третий контейнерный порт Индии - Ченнаи также имеет основные признаки «landlord port»: в порту есть контейнерные терминалы, управляемые операторами PSA International, Dubai Port Word, Adani Group.

Проанализируем структуру контейнерного рынка Индии на основании статистических данных о контейнерообороте определенных портов и терминалов (см. таблицу 2) и объёмов перевалки контейнерных грузов (см. таблицу 3).

Таблица 2

Структура контейнерного рынка Индии, 2019-2020 гг.3-13-17

Порт Контейнерооборот, TEUs

Мундра 4 732 699 (по данным Lloyd's List)

Нава-Шева 5 031 000 (по данным Министерства судоходства Индии) 5 100 891 (по данным Lloyd's List)

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

79 Q

Порт Контейнерооборот, ТЕи

Ченнаи 1 384 000 (по данным Министерства судоходства Индии)

Чидамбаранар 804 000 (по данным Министерства судоходства Индии)

Калькутта 675 000 (по данным Министерства судоходства Индии)

Кочин 620 000 (по данным Министерства судоходства Индии)

Кандала (Deendayal Port) 477 000 (по данным Министерства судоходства Индии)

Вишакхапатнам 409 000 (по данным Министерства судоходства Индии)

Халдия 169 000 (по данным Министерства судоходства Индии)

Нью-Мангалор (New Mangalore) 153 000 (по данным Министерства судоходства Индии)

Суммарный контейнерооборот всех портов страны по данным Министерства судоходства Индии в 2019 году составил 9 892 000 TEUs

Суммарный контейнерооборот всех портов страны по данным UNCTADstat в 2019 году составил 17 053 200 TEUs

Суммарный контейнерооборот всех портов страны в соответствии с Maritime Gateway&Drewry "Indian Container Market Report 2019" в 2019 году составил 16 996 323 TEUs

Таблица 3

Контейнерные терминалы Индии, 2017-2020гг.4, 9

Терминал 2017-18, TEUs 2018-19, TEUs 2019-20, TEUs 2020-21, TEUs Пропускная способность, TEUs

APM Terminal Mumbai (Нава-Шева) 2 027 896 2 048 454 1 985 473 1 639 660 2 000 000

Adam International Container Terminal (Мундра) 1 571 800 1 918 070 1 778 855 2 630 279 3 000 000

Jawaharlal Nehru Port Container Terminal (Нава-Шева) 1 481 768 1 056 368 718 863 536 320 1 350 000

Adani Mundra Container Terminal (Мундра) 1 286 714 1 051 298 1 089 160 887 680 1 200 000

PSA Chennai International Terminals (Ченнаи) 901 584 963 167 881 205 824 734 1 200 000

Nhava Sheva India Gateway Terminal (Нава-Шева) 659 000 938 512 986 624 765 234 800 000

APM Terminals Pipav (Нава-Шева) 703 000 903 344 872 623 748 722 1 350 000

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

Терминал 2017-18, TEUs 2018-19, TEUs 2019-20, TEUs 2020-21, TEUs Пропускная способность, ТЕи

DP World Mundra,

Mundra International Container Terminal 1 089 155 835 825 914 304 1 022 886 1 500 000

(Мундра)

Adani CMA Mundra Terminal (Мундра) 530 742 740 786 941 601 1 067 734 1 200 000

DP World Chennai,

Chennai Container 646 482 653 675 483 518 539 164 1 200 000

Terminal (Ченнаи)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PSA Kolkata, Bharat

Kolkata Container Terminals (Калькутта) 640 182 652 000 602 369 529 697 850 000

Kochi International

Container

Transshipment 514 997 594 592 620 061 689 697 1 000 000

Terminal, Vallarpadam

Terminal (Кочин)

В результате анализа можно выделить следующие моменты:

- главным контейнерным портом Индии в 2019 году являлся порт Нава-Шева, однако в 2020 году порт Мундра нарастил свой объём перевалки контейнерных грузов примерно на 20% (контейнерооборот 5 656 594 TEUs) и стал самым крупным индийским контейнерным портом. В этот же период объём перевалки контейнерных грузов порта Нава-Шева снизился на 12,4% по сравнению с предыдущим годом и составил 4,47 млн TEUs;

- крупнейшие контейнерные терминалы порта Нава-Шева перегружены, в это же время в частном порту Мундра не было выявлено превышения контейнерообо-рота над пропускной способностью ключевых терминалов. Оба порта обрабатывают экспортно-импортные грузопотоки и находятся на Западном берегу Индии, в последнее время расширяют свои производственные мощности за счет введения в эксплуатацию новых контейнерных терминалов: открытие Adani CMA Mundra Terminal в порту Мундра в 2017 году, Nhava Sheva India Gateway Terminal в порту Нава-Шева в 2015 году;

- в Индии основными операторами контейнерных терминалов являются иностранные компании APM Terminals и DP World. Некоторые контейнерные терминалы принадлежат порту, который и является оператором в таком случае;

- порты Мундра и Нава-Шева обрабатывают более половины всех внешнеторговых контейнеризированных грузов Индии, порт Ченнаи - около 10% [1, c. 2].

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

81 Q

Расхождение статистических данных Министерства судоходства Индии с другими источниками - UNCTADstat, Maritime Gateway&Drewry обусловлено тем, что в Индии существуют частные порты: Мундра, Пипавав (port of Pipavav), Каттупал-ли (Kattupalli Port) и другие [2, с. 71]. Статистические данные индийских портов с моделью «private port» не учитываются в государственных отчетах, только порты с моделью «landlord port» - Нава-Шева, Ченнаи, Калькутта и прочие.

Можно также отметить непрерывный рост объёмов перевалки контейнерных грузов индийскими портами в период 2010-2019 гг. по данным UNCTADstat (кон-тейнерооборот увеличился практически в два раза). В 2020 году зафиксировано снижение на 5,5% в сравнении с предыдущим годом. В связи с этим проведем анализ внешней торговли Индии в современный период.

ЭКСПОРТ ИНДИИ

Наиболее значимые для экспорта Индии товарные группы на 2010 и на 2020 гг. представлены в таблице 4.

Таблица 4

Товарные группы экспорта Индии (2010 г., 2020 г.)16

Товарная группа Доля в экспорте, 2010 г. Доля в экспорте, 2020 г.

Электрические машины и оборудование (ТН ВЭД: 85) 4,06 % 4,86 %

Части авиационных двигателей, насосы, промышленные машины и оборудование (ТН ВЭД: 84) 3,63 % 6,49 %

Органические химические соединения (ТН ВЭД: 29), 3,61 % 6,16 %

Железо и сталь (ТН ВЭД: 72), значительную долю в этой группе имеет плоский прокат из железа и нелегированной стали 2,86 % 4,16 %

Фармацевтическая продукция (ТН ВЭД: 30) 2,67 % 6,65 %

Предметы одежды и аксессуары (ТН ВЭД: 62) 2,67 % 2,03 %

Изделия из черных металлов (ТН ВЭД: 73) 2,63 % 2,25 %

Одежда трикотажного или ручного вязания (ТН ВЭД: 61), 1,98 % 2,17 %

Прочие готовые текстильные изделия (ТН ВЭД: 63) 1,24 % 1,78 %

Хлопковое волокно (ТН ВЭД: 5201) 1,14 % 0,60 %

Рис (ТН ВЭД: 1006) 1,01 % 3,02 %

Ракообразные, мороженая рыба, моллюски и др. (ТН ВЭД: 03) 0,92 % 1,79 %

Мясо крупного рогатого скота (ТН ВЭД: 0202) 0,74 % 0,97 %

Чай (ТН ВЭД: 0902) 0,28% 0,24 %

Q 82

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

Традиционные позиции индийского экспорта - специи и пряности: перец, имбирь, куркума, семена кумина, кориандр, кардамон (товарная группа 09).

Значительную часть в экспорте Индии на 2010 год составляли энергоносители (нефть) и полезные ископаемые (железная руда) - около пятой части экспорта в стоимостном выражении. Рост объёмов экспортных товаропотоков из Индии продолжался вплоть до мирового экономического спада в 2015-2016 гг., при этом доля импорта постепенно снижалась19, однако сальдо внешней торговли по данным Министерства промышленности и торговли Индии остается отрицательным и в настоящее время.

Основные потоки индийских контейнерных грузов состоят из металлов, продукции химической и машиностроительной промышленностей, текстильной продукции, аграрных товаров растительного происхождения - хлопка, чая, специй и животного происхождения (морепродукты и мясо).

Спад экспортных отгрузок из Индии в 2020-2021 гг. в стоимостном эквиваленте можно объяснить экономическими проблемами, вызванными пандемией COVID-19. Тем не менее, на представленной на рисунке 2 диаграммы динамики основных товарных групп экспорта Индии в 2010-2020 гг. (составленной на основании статистики агентства ООН «International Trade Centre») показано, что даже при уменьшении суммарной стоимости индийского экспорта, совокупный контейнерооборот национальных портов может расти благодаря увеличению объёмов вывоза отдельных товарных групп, а также импортных грузопотоков (существенный рост которых отмечается в 2017-2018 гг.).

40000000 35000000

зооооооо 25000000 20000000 15000000 10000000

5000000 .

, -Г-—- Z •-1-------а-Я

о

2010 2011 2012 2013 2014 2015 201« 2017 201В 2019 2020

0 ' Эгкмгтр-сщшса н оборудование (группы S4.85)

• ОргаЕлчкъая хпмля и фариалевтттЕа {группы 29.30)

ф Же л« с н сталь, излелия из черные металлов (группа 72.73)

• (группы 61.02.63)

• юазхж (группа 52) —Ржс.(1006) "

• Чал. "uzшш кофе (группа 04>) —т—Ktura (0202)

Рис. 2 - Ключевые контейнеризированные товарные группы экспорта Индии, 20102020 гг., тыс. долл. США15

Fig. 2 - Key Containerized Export Commodity Groups of India, 2010-2020, ths. USA

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

83 Q

Главными партнерами Индии в экспортном направлении на современном этапе являются Объединенные Арабские Эмираты (закупки оборудования, одежды и продукции металлургической отрасли), Соединенные Штаты Америки (закупки фармацевтики, химической продукции и одежды), Китай (закупки железа и стали, органической химии, хлопка, пластика), Соединенное Королевство. Основными потребителями индийского экспортного мяса являются Вьетнам, Малайзия, Египет, Индонезия и Гонконг. Экспорт чая Индии в большей степени ориентирован на Иран, Россию, США, Соединенное Королевство, ОАЭ, экспорт риса Индии - на Саудовскую Аравию, Иран, Ирак, ОАЭ.

Как уже было упомянуто, импорт Индии в стоимостном эквиваленте превышает экспорт. Основные партнеры Индии по импортным поставкам товаров являются Китай, США, ОАЭ, Саудовская Аравия и Иран. Основные импортные товары - это оборудование, электроника, химическая продукция, удобрения, а также известняк и цемент из ОАЭ, орехи из США, пластмассы из Китая, продовольствие из Ирана. Индия импортирует из России такие товары, как удобрения, бумага и картон, растительные масла, строительные материалы (в частности, асбест), пластмассы, продукты неорганической химии. Пиломатериалы Индия, в основном, импортирует из Малайзии и Индонезии, а фанеру - из Китая, Индонезии, Малайзии, Вьетнама и России.

По данным Росконгресса с ссылкой на статистику ФТС Россия закупает из Индии в основном фармацевтическую продукцию, электронику, оборудование, предметы одежды, чай, кофе и пряности.

ТОРГОВЫЕ МАРШРУТЫ

Морское сообщение индийских портов с портами Китая и Западного берега США производится через Малаккский пролив, с европейскими и российскими портами, портами Восточного берега США через Суэцкий канал. Отметим, что в настоящее время развивается международный транспортный коридор "Север -Юг": Северная Европа - Россия - Каспийский регион - Иран - Индия. Подразумевается наземное сообщение с иранскими портами посредством эксплуатации ускоренных контейнерных поездов и усиление морского сообщения между портами Ирана и Индии. Однако в плоскости контейнерных перевозок основные маршруты экспортно-импортных потоков индийских грузов соответствуют географии морского линейного контейнерного судоходства.

На основании данных о сервисах линий СМА СОМ, М8С и Маегек относительно трёх главных контейнерных портов - Мундра, Нава-Шева и Ченнаи рассмотрим транспортные связи портов Индии в сфере контейнерных перевозок (см. таблицу 5). Морские контейнерные линии оказывают свой сервис соответственно товаро-потокам индийских грузов, прослеживается чёткая связь между направлениями ведения Индией внешнеэкономической деятельности и сервисными маршрутами.

^ 84

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

Концентрация производственных мощностей контейнерных линий по транспортному обслуживанию внешней торговли Индии произведена на направлениях: Западный берег Индии - Западная Европа, Западный берег Индии - Восточный берег США, Западный берег Индии - Азиатско-Тихоокеанский регион, Западный берег Индии - Персидский залив, Западный берег Индии - Африка, Восточный берег Индии - Азиатско-Тихоокеанский регион.

Таблица 5

География морского линейного контейнерного судоходства"■12

Порт Линейный сервис Маршрут

Мундра, Нава-Шева CMA CGM: Europe Pakistan India Consortium 2 (исходящий грузопоток) Джабаль-Али - Карачи - Нава-Шева - Хазира - Мундра - Джидда -Танжер - Роттердам

Мундра, Нава-Шева CMA CGM: India America Express 2 (исходящий грузопоток) порт Касим - Мундра - Нава-Шева -Норфолк

Мундра, Нава-Шева CMA CGM: India America Express (исходящийгрузопоток) порт Касим - Нава-Шева - Мундра -Думьят - Нью-Йорк.

Мундра, Нава-Шева CMA CGM: Asia Subcontinent Express 9 (исходящий грузопоток) Нава-Шева - Карачи - Мундра -Коломбо - Порт-Кланг - Гонконг -Шанхай

Нава-Шева CMA CGM: Asia Subcontinent Express 9 (входящий грузопоток) Шанхай - Нинбо - Шэкоу - Сингапур - Порт-Кланг - Нава-Шева

Мундра, Нава-Шева CMA CGM: FASGulfEmiratesIndiaFeeder 2 (входящий и исходящие грузопотоки) Джабаль-Али - порт Халифа -Мундра - Хазира - Нава-Шева -Джабаль-Али

Мундра, Нава-Шева CMA CGM: Europe Pakistan India Consortium (исходящий грузопоток) Джабаль-Али - порт Халифа - порт Касим - Нава-Шева - Мундра -Джидда - Танжер - Саутгемптон

Мундра, Нава-Шева CMA CGM: MidasLoop 1 (исходящий грузопоток) Джабаль-Али - Мундра - Нава-Шева - Коломбо - Пуэнт-Нуар

Нава-Шева CMA CGM: China India Express (исходящий грузопоток) Нава-Шева - Пипавав - Порт-Кланг -Сингапур - Гонконг - Тяньцзинь

Нава-Шева CMA CGM: China India Express (входящий грузопоток) Тяньцзинь - Пусан - Шанхай - Сямынь - Гонконг - Шэкоу -Сингапур - Коломбо

Мундра, Нава-Шева CMA CGM: FAS Gulf Emirates India Feeder 1 (входящий и исходящие грузопотоки) Джабаль-Али - Сухар - Нава-Шева -Мундра - Джабаль-Али

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

85 Q

Порт Линейный сервис Маршрут

Мундра, Нава-Шева CMA CGM: SwahiliExpress (исходящий грузопоток) Нава-Шева - Мундра - Джабаль-Али - Момбаса

Нава-Шева CMA CGM: SwahiliExpress (входящий грузопоток) Момбаса - Дар-эс-Салам - Нава-Шева

Мундра, Нава-Шева CMA CGM: MidasLoop 2 (исходящий грузопоток) Джабаль-Али - Мундра - Нава-Шева - Дурбан

Мундра, Нава-Шева MSC: HimalayaExpress (исходящий грузопоток) Коломбо - Нава-Шева - Мундра - порт имени короля Абдуллы -Джоя-Тауро - Феликстоу - Гамбург - Антверпен - Гавр

Мундра, Нава-Шева MSC: IndusExpress, Indusa (входящий и исходящие грузопотоки) Мундра/Нава-Шева - Западный берег США (Нью-Йорк, Саванна, Чарлстон и другие порты)

Нава-Шева Maersk: FI3 Eastbound (исходящий грузопоток) Нава-Шева - Нипавав - Коломбо - Сингапур - Циндао - Тяньцзинь -Кванъян - Пусан - ТанджунгПелепас

Ченнаи CMA CGM: India East Coast Express (исходящийгрузопоток) Ченнаи - Вишакхапатнам - Порт-Кланг - Сингапур - Манила - Пусан

Ченнаи CMA CGM: India East Coast Express (входящийгрузопоток) Пусан - Циндао - Шанхай - Шэкоу -Сингапур - Порт-Кланг - Ченнаи

Отсутствие прямого морского сообщения при контейнерных перевозках по варианту Россия - Индия на текущий момент значительно затрудняет развитие торговли ввиду необходимости перевалки (трансшипмента), что приводит к удорожанию выполнения транспортных условий при внешнеторговых сделках. Порты трансшипмента для российских контейнерных портов Балтийского моря - это, в основном, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Бремерхафен.

Таким образом, подобный лимитирующий фактор развития товарооборота между Россией и Индией может быть нивелирован при эксплуатации международного транспортного коридора «Север - Юг», тем самым национальные компании-операторы контейнерных железнодорожных перевозок (Трансконтейнер, БЕ8СО, Модуль) составят конкуренцию контейнерным линиям в этом сегменте логистики. При модернизации российской морской инфраструктуры, благоприятной политической обстановке, а также наращивании объёмов взаимной торговли возможно внедрение прямого морского сообщения между портами России и Индии.

^ 86

Российский внешнеэкономический вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 - 2022

Однако эксплуатация транспортного коридора «Север - Юг» для обслуживания торговли России и Индии имеет определенные трудности. Ключевым транспортным узлом в рамках проекта является иранский порт Чахбехар. Индия заинтересована в развитии транзитных грузопотоков Афганистана и Центральной Азии через порт для потенциального наращивания объёмов перевалки [4, с. 51-52]. Однако данный порт не имеет железнодорожных подходных путей. В настоящее время при морских перевозках грузов через иранские порты с доступом к железнодорожной инфраструктуре - Бендер-Аббас, Бендер-Хомейни, Хорремшехр, необходим проход по Ормузскому проливу, который является опасным участком с позиции военно-политических рисков.

Другой проблемой развития транспортного коридора «Север - Юг» является отсутствие сервиса крупнейших иностранных контейнерных линий в иранских портах из-за экономических санкций против Ирана. Крупнейший контейнерный перевозчик Ирана - национальная судоходная компания IRISL Group, которая имеет флот собственных и зафрахтованных контейнеровозов, собственный парк контейнеров, находится под санкциями. Сотрудничество с иранскими компаниями в области транспорта и внешней торговли может привести к риску так же попасть под санкции, что является сдерживающим фактором для участников рынка [3, с. 63].

ВЫВОДЫ

Цель научной работы полностью достигнута: произведен анализ деятельности индийских портов в обслуживании национальной внешней торговли, структуры и географии грузопотоков экспорта Индии, рассмотрены интересы и возможности России в развитии торговли с Индией, а также история развития морских линейных контейнерных перевозок грузов в Индии. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Индия смогла нарастить в конце прошлого столетия экспорт такой продукции, как текстиль, оборудование и электроника. Агроэкспорт Индии сохраняет важное значение и в современное время - поставки грузов в рефрижераторных контейнерах (мясо, морепродукты), в стандартных контейнерах (хлопок, чай, пряности, кофе).

2. Логистика внешнеторговых перевозок индийских контейнерных грузов в большей степени зависит от услуг иностранных морских контейнерных линий.

3. В Индии, как и в России, распространена модель организации портового хозяйства «landlord port», однако есть и полностью частные порты с моделью «private port». Основные игроки контейнерного стивидорного бизнеса Индии - Adani Group (национальный терминальный оператор), APM Terminals, DP World, PSA International.

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

87 Q

4. Главными контейнерными портами Западного берега Индии являются Мундра и Нава-Шева; Восточного берега - Ченнаи. Ключевыми торговыми партнерами Индии являются страны Передней Азии, США и Китай - что и объясняет наличие конкретных прямых линейных контейнерных сервисов.

5. Ограничением развития взаимной торговли России и Индии является сложившаяся конъюнктура рынка линейного судоходства, при которой морская транспортировка контейнерных грузов возможна только с перевалкой в портах-хабах. Для снижения транспортных издержек необходим прямой линейный сервис между странами или железнодорожное сообщение в рамках МТК «Север - Юг».

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Agricultural and allied industries, India Brand Equity Foundation (IBEF), November 2021 //IBEF.ORG. URL: https://www.ibef.org/download/Agriculture-and-Allied-Industries-November-2021.pdf (дата обращения 13.01.2022)

2 Arora D. S. Indian Engineering Exports //Foreign Trade Review. - 1993. - Т. 28. - №. 1. -С. 72.

3 Basic Port Statistics of India 2019-2020, Government of India, Ministry of Ports, Shipping & Waterways, Transport Research Wing, New Delhi //SHIPMIN.GOV.IN. URL: https://shipmin. gov.in/sites/default/files/BPS2020.pdf (дата обращения 13.01.2022)

4 Behera, S.K., Oruganti, R., 2019. Indian Container Market Report, Maritime Gateway. - С. 26-27.

5 Bhide S., Chadha R. India's Exports:: Direction and Composition //Foreign Trade Review.

- 1997. - Т. 31. - №. 4. - С. 19.

6 Bhatia J. K. et al. Export-Import Performance of Major Agricultural Commodities in India // Economic Affairs. - 2021. - Т. 66. - №. 1. - С. 121.

7 Chatterjee S., Mohan R. India's garment exports //Economic and Political Weekly. - 1993.

- С. M112.

8 Clarke R. L. An analysis of the international ocean shipping conference system //Transportation journal. - 1997. - Т. 36. - №. 4. - С. 26-29.

9 Containers India //CONTAINERSINDIA.IN. URL: https://containersindia.in/ (дата обращения 13.01.2022)

10 F13 Eastbound, Shipping from West Central Asia to Asia Pacific, Maersk //MAERSK. COM. URL: https ://www.maersk.com/local-information/shipping-from-west-central-asia-to-asia-pacific/fi3-eastbound (дата обращения 13.01.2022)

11 India Port Schedules, CMA CGM //CMA-CGM.COM. URL: https://www.cma-cgm.com/ ebusiness/schedules/port/detail?CountryCode=IN&PortCode=&CountryName=INDIA&Port-Name=&ActualPOLDescription=INDIA+%3B+IN&POLDescription=INDIA+%3B+IN&POL-CountryCode=&POLPortCode=&IsDeparture=True&DelayFrom=2&DelayTo=14&search=-Search (дата обращения 13.01.2022)

12 MSC Indus Express and Indusa Services, Trade Services, MSC //MSC.COM. URL: https:// www.msc.com/usa/our-services/trade-services/msc-indus-express-and-indusa-services?lang=en-gb (дата обращения 13.01.2022)

^ 88

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

13 One Hundred Ports 2019, Interactive rankings, Port data, Analysis, Lloyd's List // LLOYDSLIST.MARITIMEINTELLIGENCE.INFORMA.COM. URL: https://lloydslist. maritimeintelligence.informa.com/one-hundred-container-ports-2019 (дата обращения 13.01.2022)

14 One Hundred Ports 2021, Digital Edition, Lloyd's List //LLOYDSLIST.MARITIMEIN-TELLIGENCE.INFORMA.COM. URL: https://lloydslist.maritimeintelligence.informa.com/-/ media/lloyds-list/images/top-100-ports-2021/top-100-ports-2021-digital-edition.pdf (дата обращения 13.01.2022)

15 Trade Map, Trade statistics for international business development, International Trade Centre (ITC) //TRADEMAP.ORG. URL: https://www.trademap.org/Product_SelCountry_TS.a spx?nvpm=1%7c699%7c%7c%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c2%7c2%7c1%7c1 %7c1%7c1%7c1 (дата обращения 13.01.2022)

16 Trade Statistics, Export Import Data Bank (Annual), Government of India, Ministry of Commerce and Industry, Department of Commerce //TRADESTAT.COMMERCE. GOV.IN. URL: https://tradestat.commerce.gov.in/eidb/default.asp (дата обращения 13.01.2022)

17 UNCTADstat Container port throughput (annual), Maritime transport, Data center, United Nations Conference on Trade and Development //UNCTADSTAT.UNCTAD.ORG. URL: https:// unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=13321 (дата обращения 13.01.2022)

18 Varbanova A. Concentration in liner shipping and alliances formation: issues and challenges //Trans Motauto World. - 2017. - Т. 2. - №. 6. - С. 242.

19 Захаров А. Н., Посохина А. Г., Поляков В. А. Внешняя торговля Индии и стран Центральной Азии //Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. - №. 12. - С. 87.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Iyer K. C., Nanyam V. P. S. N. Concentration analysis of container terminals in India // Maritime Transport Research. - 2021. - Т. 2. - С. 1-15.

2. Iyer K. C., Nanyam V. P. S. N. Technical efficiency analysis of container terminals in India //The Asian Journal of Shipping and Logistics. - 2021. - Т. 37. - №. 1. - С. 61-72.

3. Leila A. S. D., Abdullah M. S. The economic and strategic significance of Iranian ports: Jask port as a case study // Journal for Iranian Studies. - 2021 - №. 13. - С. 49-66.

4. Зоидов К. Х., Медков А. А., Зоидов З. К. Развитие и конкуренция транспортно-тран-зитных систем России, Индии, Китая и Пакистана. Проблемы рыночной экономики. -2018. - №. 2. - С. 46-56 @@ Zoidov K. X., Medkov A. A., Zoidov Z. K. Razvitie i konkurenciya transportno-tranzitnyx sistem Rossii, Indii, Kitaya i Pakistana. Problemy' rynochnoj ekonomiki.

- 2018. - №. 2. - S. 46-56..

5. Русинов И. А., Гаврилова И. А., Нелогов А. Г. Деятельность линейных конференций накануне принятия Конвенции ООН о Кодексе поведения линейных конференций. Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала СО Макарова.

- 2016. - №. 2 (36). - С. 56-66 @@ Rusinov I. A., Gavrilova I. A., Nelogov A. G. DeyateFnosf linejnyx konferencij nakanune prinyatiya Konvencii OON o Kodekse povedeniya linejnyx konferencij. Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota im. admirala SO Makarova. - 2016. - №. 2 (36). - S. 56-66.

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

89 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.