Научная статья на тему 'Оздоровительный туризм как доминирующий тип рекреационной активности'

Оздоровительный туризм как доминирующий тип рекреационной активности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРУ УСЛУГ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬ- НЫЙ ТУРИЗМ / HUMAN SERVICES / TRAVEL SERVICES / HEALTH TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джангиров Александр Павлович

в статье рассматриваются особенности экономической организации оздоровительного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оздоровительный туризм как доминирующий тип рекреационной активности»

Оздоровительный туризм как доминирующий тип рекреационной

активности

Джангиров Александр Павлович,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»,

e-mail: kiep_asy@mail.ru

Аннотация - в статье рассматриваются особенности экономической организации оздоровительного туризма.

Ключевые слова - сферу услуг, туристические услуги, оздоровительный туризм.

Abstract - This article features in the economic organization of health tourism.

Key words - human services, travel services, health tourism.

Один из доминирующих типов современного туризма - оздоровительный туризм. Лечебные мероприятия оздоровительного туризма обычно дополняются как торговыми, так и развлекательными мероприятиями, осмотром достопримечательностей, что создаёт возможность увеличения доходов от туризма, в частности, за счет удлинения сроков туризма на долечебную, лечебную и послелечебную стадии.

Можно утверждать, что в настоящее время в мировой экономике, в сфере международного туризма происходит своего рода «бум» распространения "оздоровительного (медицинского) туризма", охвативший большинство азиатских стран. Эти страны имеют в данной сфере явное конкурентное квазипреимущество за счет ухудшения качества оказываемых услуг. Основное преимущество такого рода заключается в том, что туристы-пациенты оздоровительного туризма незастрахованы или недостаточно застрахованы, что и обеспечивает дешевизну здравоохранения в Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Это вызывает в развитых странах опасения, что развивающиеся страны будут отвлекать ресурсы от государственных систем здраво-

охранения, заботящихся о здоровье своих собственных граждан, перераспределяя их на здоровье «медицинских туристов».

В развивающихся странах имеются хорошие больницы, которые в состоянии реально соперничать с больницами развитых стран мира и сбивать цены американских больничных учреждений даже на 85%. Тем более, что приток иностранных «медицинских туристов» способен создать дополнительные рабочие места, усилить приток врачей и медсестер из числа мигрантов и возвращение медиков-эмигрантов, поощрять местных жителей для занятия нетрадиционной врачебной помощью. С другой стороны, отток потенциальных пациентов в виде «медицинских туристов» за рубеж будет стимулировать улучшение медико-санитарной помощи в самих развитых странах мира.

Таким образом, последствия конкуренции развитых и развивающихся стран мира в сфере медицинского туризма в равной мере имеют стимулирующий характер для всех сторон.

Медицинский туризм следует рассматривать как одно из проявлений глобализации в непроизводственной сфере. Учитывая высокую стоимость медицинского обслуживания, длительный период ожидания, и затруднён-ность доступа к новым методам лечения в развитых странах мира, большинство медицинских туристов (в основном небогатые слои из США, Канады и Западной Европы) обращаются за оздоровительной помощью, предоставляемой в странах Азии и Латинской Америки. Хотя отдельные риски медицинских туристов могут быть компенсированы посредством аттестации медицинских учреждений в азиатских и латиноамериканских странах, медицинский туризм остается общим вопросом справедливости. Сбор данных и исследования медицинского туризма должны быть значительно улучшены, чтобы страны могли лучше оценить масштабы и потенциальные последствия для здоровья в результате торговли туристско-оздоровительными услугами.

В настоящее время медицинский туризм приобрёл слишком большую силу, чтобы национальная экономика многих стран могла его игнорировать.

Одновременно недавние кардинальные изменения в мировой экономике, международной политике и в направлениях международного туризма вызывают опасение за продолжение последних тенденций. Поэтому можно утверждать, что пришло время для многомерного целенаправленного анализ медицинского туризма с точки зрения медицинской экономики и здравоохранения будущего.

Хотя медицинский туризм может показаться новым в экономике туризма явлением, но это не так. Г раждане других стран (большинство из них -представители богатого, состоятельного сословия), а также множество бедных лиц, при поддержке религиозных и благотворительных организаций, уже много десятилетий приезжает в США, чтобы получить медицинскую помощь, которая была им недоступна в своих странах.

Медицинские услуги, приобретённые иностранцами в США, часто доступны им и в их странах, но пациенты с достаточными финансовыми ресурсами не хотели стоять в "очереди" для получения нормированной помощи в системах национального здравоохранения. Таким образом, Соединенные Штаты Америки в историческом плане своего рода предтечей последующего медицинского туризма мирового масштаба.

Международная конкуренция в сфере оказания «оздоравливающей» медицинской помощи не стала политической проблемой, например, в США, до тех пор, пока в этой стране число американцев, получающих лечение в других странах за последнее десятилетие, не стало стремительно возрастать. Кроме того, третьи страны стали в промышленных масштабах импортировать значительные объёмы американских лекарств из Канады и Мексики. Возникли даже предложения по реформе национального здравоохранения, построенные на предположении, что Соединенные Штаты будут тратить меньше средств на медицинскую помощь, если бы они смогли интенсифицировать «поставку» своей модели национального здравоохранения в те страны, которые готовы предоставить американским медицинским туристам эффективные медицинские услуги (в соответствии с американским законода-

тельством). По нашему мнению, подобный подход очень перспективен и для разработки российского варианта концепции формирования и развития в стране национального проекта оздоровительной экономики.

При этом следует учитывать, что явная экономия финансовых ресурсов стала основной причиной того, что американцы стали вывозить «медицинские доллары» в страны, имеющие «оздоровительную экономику».

Действительно, практически все исследования в области медицинского туризма основное внимание уделяют почти исключительно ценовым различиям (например, на такие лекарства, которые стоят на десятки долларов меньше через границу в Канаде, или операциями, которые стоят на тысячи долларов меньше в Индии, чем по всему миру). Цена различия настолько становится ощутимой, что выливается в напряженную ситуацию для перспектив оказания некоторых видов медицинских услуг, которые занимают важное место в американских планах в области развития национального здравоохранения, даже если это договорная - в форме участия поставщик оборудования и препаратов для зарубежных систем здравоохранения. Покупатели и плательщики соответствующих медицинских туристско-оздоровительных услуг могут сэкономить массу денег под эти договоренности, и снижение затрат для туристов-пациентов может намного больше компенсировать затраты на дополнительное время и дополнительные финансовые ресурсы, которые требуется для зарубежных поездок. Многие «медицинские туристы» затем становятся туристами «классическими», так как естественно перерастают в реализацию возможности посетить страну за небольшую дополнительную плату, пока они отдыхают после перенесённой операции или получения расширенных оздоровительных услуг.

Кроме того, два дополнительных неэкономических фактора способствовали развитию медицинского туризма американцами в недавнем прошлом. И хотя степень их влияния не возможно точно измерить, но это достаточно влиятельные факторы, чтобы оказаться в центре специального внимания.

Во-первых, желание стать «медицинскими туристами» у многих американских потенциальных пациентов национальной системы здравоохранения, покинув Соединенные Штаты, чтобы получить лечение за рубежом в форме «оздоровительного туризма, возникает тогда, когда они не могут получить необходимую им медицинскую помощь у себя в стране, или не одобрены методы важного для них нетрадиционного лечения, или не рекомендованы незапатентованные в системе национального здравоохранения лекарственные препараты, или отсутствуют кадры по соответствующим медицинским специальностям в академических центрах здоровья. Например, применение «акульего хряща» для лечения раковых болезней считается в США научно-неприемлемым в любой точке страны, но именно такой метод часто используется для лечения в некоторых других странах. Наличие же такого, экзотического (с точки зрения академической медицины) способа лечения в другой стране привлекают в эту страну немалое число больных, поражённых раковыми болезнями, американцев и представителей других стран, а также тех из них, кто желает получить профилактическую помощь нетрадиционного характера, или тех, кто с недоверием относится к научной медицине, или отчаянно нуждается в лечении после отказа принимать рекомендуемые терапевтические средства.

Во-вторых, некоторые американские пациенты вынуждены уехать за границу посредством медицински-оздоровительного туризма, чтобы получить методы лечения, принятые в другой стране, но которые недоступны в домашних условиях из-за академического запрета на их применение. Например, научно-обоснованная терапия на основе исследования стволовых клеток, проводятся в других странах, которые следуют тем же принципам медицинской науки, которые практикуются в Соединенных Штатах Америки. Однако эти процедуры не были одобрены в США из-за административных решений, принятых, в частности, администрацией Буша (президент Обама находится в процессе разработки законодательных норм, отменяющих такие ограничения, что снимает необходимость для американцев уезжать за грани-

цу для получения этих видов лечения, - если, конечно, предположить, что США смогут "догнать" страны, давно использующие запрещённые в США методы лечения.)

Следует отметить, что финансовый аспект «медицинского туризма» не является определяющим для его реализации - экономия денег не является проблемой для тех пациентов, которые обращаются за медицинской помощью за рубеж по перечисленным выше причинам. Объяснение этого следует видеть в том, что общие расходы пациента - клиента туристско-оздоровительных услуг - почти всегда производятся из располагаемых им денежных ресурсов, которые потенциально выше, чем стоимость принятых и доступных в США методов лечения. Следовательно, этот тип (можно сказать, - «самофинансируемого») медицинского туризма не исчезнет, даже если лечение «дома», а не за границу, станет экономически конкурентоспособным.

Социально ответственный туризм исходит из необходимости и перспективности развития более конкурентоспособного, устойчивого и социально ответственного европейского сектора туризма. Впервые в истории ЕС «Лиссабонский договор» включал раздел, посвященный регулированию туризму, требуя создания благоприятного предпринимательского климата для малых и средних предприятий туризма, поскольку они непосредственно способствуют реализации стратегической цели - «Европа-2020: стратегии для интеллектуального, устойчивого и инновационного развития».

В частности, «Мадридская декларация» фокусирует внимание на экологической, культурной и экономической устойчивости туризма на основе скоординированных действий со стороны государств-членов ЕС в партнерстве с международным сообществом. Декларация направлена на формирование ключевых точек в развитии туристического бренда Европы; с этой целью решено:

- содействовать предоставлением отпуска доступу к туризму группам с ограниченными физическими возможностями, или тем лицам, у кого недос-

таточно экономических ресурсов для активного участия в туризме («социальный туризм»),

- повысить степень эффективной защиты прав потребителей и уровень стандартизации для туристических продуктов, с учётом множества языков, норм и существующих правовых систем,

- содействовать внедрению инноваций в качестве ключевых факторов поддержания глобальной конкурентоспособности в сфере туризма,

- развивающиеся туристические рынки Индии, Китая и России открывают возможности для роста европейского туризма - новая политика выдачи виз должны отражать новую ситуацию на рынке, чтобы избежать ограничения спроса на туристические услуги,

- старение населения Европы открывает возможности для большей доступности на выезд за пределы традиционных сезонных периодов («Туризм для Взрослой Европы» - пилотный проект содействия поездкам европейских граждан в испанском направлении, в котором принимают участие 16 стран-членов ЕС).

Все эти мероприятия имеют чётко выраженный антикризисный характер и должны дать дополнительный толчок посткризисному развитию экономик европейских стран. Особенно важно, что не забыты потенциально огромные сферы для туристского бизнеса в виду населения России, Китая и Индии1.

Туризм является одной из наиболее быстроменяющихся отраслей сферы услуг, которая, по мнению специалистов, должна изменить весь мир. Туристический бизнес интересен тем, что испытывая негативное влияние экономического кризиса, он имеет в своём арсенале набор антикризисных инструментов, при условии удачного управления такими слагаемыми туристиче-

1 7-10 апреля 2011 года в Каталонии был проведён международный форум всемирного туризма, на котором, в частности, отмечалось растущее значение для развития мирового туристического бизнеса организации специальных туров, существенно влияющих на спрос на туристические услуги туристского спроса.

ского процесса, как рекламные кампании, инновационные решения, психологические переменные - мода и ожидания.

Ещё важнее сегментация рынка туристических услуг - глобализация позволяет «достать» практически любую потенциальную группу туристов, используя инновационные технологии. Выход на туристические категории с особыми потребностями, финансовыми ресурсами и возможностями происходит благодаря структурированию предложения в глобальном масштабе, то есть посредством так называемого «микросегментирования».

Что касается стоимости туризма, то общая стратегия такова - при максимальной экономии потратить достаточно для того, чтобы обеспечить основную базу для повышения уровня обслуживания туристов в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо генерировать максимальный возврат инвестиций за акцию, оценивая степень удовлетворенности. При этом применение новых технологий для международного туризма как социального сек-

2

тора имеет исключительные возможности для привлечения клиентов .

Если обратиться к итальянскому опыту, то туризм в Италии считается важным символом социального статуса, признаком значительного благосостояние, поэтому, даже в период мирового кризиса, немногие из итальянцев готовы изменить образ жизни и вернулся к прошлому стандарту жизни. Именно поэтому индустрия туризма держится довольно хорошо даже во время кризиса по сравнению с другими секторами итальянской экономики.

Конечно, те, кто потерял работу, не могут позволить себе путешествовать, зато те, у кого средний доход и даже низкий, сохраняют среди своих потребительских приоритетов потребность в туристической услуге. Влияние кризиса выразилось в уменьшении среднего числа дней туристического путешествия, внутреннего туризма, изменение в предпочтительных направлениях.

Таким образом, в туристическом бизнесе главными «жертвами» стали:

2 См. подр. - Tourism tops (источник - http://businessbcn.com/en/articles/149-tourism-tops-spring).

- дальние дорогостоящие путешествия, испытавшие значительное падении объёма продаж,

- туризм в виде проведения зарубежных бизнес-конференций из-за экономического кризиса, который ударил по компаниям во всем мире;

- туризм в городах искусства, который временно заменяется дешевыми турпоходами3.

Экономика туризма, её эффективность и масштабы определяются развитостью национальной транспортной системы и другими факторами4.

3 Кризис вызвал новое туристическое движение - «медленный туризм», основанное в Италии 1989 году с улиткой в качестве эмблемы, как протест против культуры "быстрого питания" (см. - Le "slow tourisme", elixir anticrise, источник -http://www.lepoint.fr/actualites-voyages/2009-06-23/tendance-le-slow-tourisme-elixir-anticrise/1088/0/354946).

4 Italie: economie de l'ltalie //

http://www.larousse.fr/encyclopedie/divers/Italie__%E9conomie_de_lItalie/185420.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.