Оздоровительный туризм как доминирующий тип рекреационной
активности
Джангиров Александр Павлович,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»,
e-mail: [email protected]
Аннотация - в статье рассматриваются особенности экономической организации оздоровительного туризма.
Ключевые слова - сферу услуг, туристические услуги, оздоровительный туризм.
Abstract - This article features in the economic organization of health tourism.
Key words - human services, travel services, health tourism.
Один из доминирующих типов современного туризма - оздоровительный туризм. Лечебные мероприятия оздоровительного туризма обычно дополняются как торговыми, так и развлекательными мероприятиями, осмотром достопримечательностей, что создаёт возможность увеличения доходов от туризма, в частности, за счет удлинения сроков туризма на долечебную, лечебную и послелечебную стадии.
Можно утверждать, что в настоящее время в мировой экономике, в сфере международного туризма происходит своего рода «бум» распространения "оздоровительного (медицинского) туризма", охвативший большинство азиатских стран. Эти страны имеют в данной сфере явное конкурентное квазипреимущество за счет ухудшения качества оказываемых услуг. Основное преимущество такого рода заключается в том, что туристы-пациенты оздоровительного туризма незастрахованы или недостаточно застрахованы, что и обеспечивает дешевизну здравоохранения в Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Это вызывает в развитых странах опасения, что развивающиеся страны будут отвлекать ресурсы от государственных систем здраво-
охранения, заботящихся о здоровье своих собственных граждан, перераспределяя их на здоровье «медицинских туристов».
В развивающихся странах имеются хорошие больницы, которые в состоянии реально соперничать с больницами развитых стран мира и сбивать цены американских больничных учреждений даже на 85%. Тем более, что приток иностранных «медицинских туристов» способен создать дополнительные рабочие места, усилить приток врачей и медсестер из числа мигрантов и возвращение медиков-эмигрантов, поощрять местных жителей для занятия нетрадиционной врачебной помощью. С другой стороны, отток потенциальных пациентов в виде «медицинских туристов» за рубеж будет стимулировать улучшение медико-санитарной помощи в самих развитых странах мира.
Таким образом, последствия конкуренции развитых и развивающихся стран мира в сфере медицинского туризма в равной мере имеют стимулирующий характер для всех сторон.
Медицинский туризм следует рассматривать как одно из проявлений глобализации в непроизводственной сфере. Учитывая высокую стоимость медицинского обслуживания, длительный период ожидания, и затруднён-ность доступа к новым методам лечения в развитых странах мира, большинство медицинских туристов (в основном небогатые слои из США, Канады и Западной Европы) обращаются за оздоровительной помощью, предоставляемой в странах Азии и Латинской Америки. Хотя отдельные риски медицинских туристов могут быть компенсированы посредством аттестации медицинских учреждений в азиатских и латиноамериканских странах, медицинский туризм остается общим вопросом справедливости. Сбор данных и исследования медицинского туризма должны быть значительно улучшены, чтобы страны могли лучше оценить масштабы и потенциальные последствия для здоровья в результате торговли туристско-оздоровительными услугами.
В настоящее время медицинский туризм приобрёл слишком большую силу, чтобы национальная экономика многих стран могла его игнорировать.
Одновременно недавние кардинальные изменения в мировой экономике, международной политике и в направлениях международного туризма вызывают опасение за продолжение последних тенденций. Поэтому можно утверждать, что пришло время для многомерного целенаправленного анализ медицинского туризма с точки зрения медицинской экономики и здравоохранения будущего.
Хотя медицинский туризм может показаться новым в экономике туризма явлением, но это не так. Г раждане других стран (большинство из них -представители богатого, состоятельного сословия), а также множество бедных лиц, при поддержке религиозных и благотворительных организаций, уже много десятилетий приезжает в США, чтобы получить медицинскую помощь, которая была им недоступна в своих странах.
Медицинские услуги, приобретённые иностранцами в США, часто доступны им и в их странах, но пациенты с достаточными финансовыми ресурсами не хотели стоять в "очереди" для получения нормированной помощи в системах национального здравоохранения. Таким образом, Соединенные Штаты Америки в историческом плане своего рода предтечей последующего медицинского туризма мирового масштаба.
Международная конкуренция в сфере оказания «оздоравливающей» медицинской помощи не стала политической проблемой, например, в США, до тех пор, пока в этой стране число американцев, получающих лечение в других странах за последнее десятилетие, не стало стремительно возрастать. Кроме того, третьи страны стали в промышленных масштабах импортировать значительные объёмы американских лекарств из Канады и Мексики. Возникли даже предложения по реформе национального здравоохранения, построенные на предположении, что Соединенные Штаты будут тратить меньше средств на медицинскую помощь, если бы они смогли интенсифицировать «поставку» своей модели национального здравоохранения в те страны, которые готовы предоставить американским медицинским туристам эффективные медицинские услуги (в соответствии с американским законода-
тельством). По нашему мнению, подобный подход очень перспективен и для разработки российского варианта концепции формирования и развития в стране национального проекта оздоровительной экономики.
При этом следует учитывать, что явная экономия финансовых ресурсов стала основной причиной того, что американцы стали вывозить «медицинские доллары» в страны, имеющие «оздоровительную экономику».
Действительно, практически все исследования в области медицинского туризма основное внимание уделяют почти исключительно ценовым различиям (например, на такие лекарства, которые стоят на десятки долларов меньше через границу в Канаде, или операциями, которые стоят на тысячи долларов меньше в Индии, чем по всему миру). Цена различия настолько становится ощутимой, что выливается в напряженную ситуацию для перспектив оказания некоторых видов медицинских услуг, которые занимают важное место в американских планах в области развития национального здравоохранения, даже если это договорная - в форме участия поставщик оборудования и препаратов для зарубежных систем здравоохранения. Покупатели и плательщики соответствующих медицинских туристско-оздоровительных услуг могут сэкономить массу денег под эти договоренности, и снижение затрат для туристов-пациентов может намного больше компенсировать затраты на дополнительное время и дополнительные финансовые ресурсы, которые требуется для зарубежных поездок. Многие «медицинские туристы» затем становятся туристами «классическими», так как естественно перерастают в реализацию возможности посетить страну за небольшую дополнительную плату, пока они отдыхают после перенесённой операции или получения расширенных оздоровительных услуг.
Кроме того, два дополнительных неэкономических фактора способствовали развитию медицинского туризма американцами в недавнем прошлом. И хотя степень их влияния не возможно точно измерить, но это достаточно влиятельные факторы, чтобы оказаться в центре специального внимания.
Во-первых, желание стать «медицинскими туристами» у многих американских потенциальных пациентов национальной системы здравоохранения, покинув Соединенные Штаты, чтобы получить лечение за рубежом в форме «оздоровительного туризма, возникает тогда, когда они не могут получить необходимую им медицинскую помощь у себя в стране, или не одобрены методы важного для них нетрадиционного лечения, или не рекомендованы незапатентованные в системе национального здравоохранения лекарственные препараты, или отсутствуют кадры по соответствующим медицинским специальностям в академических центрах здоровья. Например, применение «акульего хряща» для лечения раковых болезней считается в США научно-неприемлемым в любой точке страны, но именно такой метод часто используется для лечения в некоторых других странах. Наличие же такого, экзотического (с точки зрения академической медицины) способа лечения в другой стране привлекают в эту страну немалое число больных, поражённых раковыми болезнями, американцев и представителей других стран, а также тех из них, кто желает получить профилактическую помощь нетрадиционного характера, или тех, кто с недоверием относится к научной медицине, или отчаянно нуждается в лечении после отказа принимать рекомендуемые терапевтические средства.
Во-вторых, некоторые американские пациенты вынуждены уехать за границу посредством медицински-оздоровительного туризма, чтобы получить методы лечения, принятые в другой стране, но которые недоступны в домашних условиях из-за академического запрета на их применение. Например, научно-обоснованная терапия на основе исследования стволовых клеток, проводятся в других странах, которые следуют тем же принципам медицинской науки, которые практикуются в Соединенных Штатах Америки. Однако эти процедуры не были одобрены в США из-за административных решений, принятых, в частности, администрацией Буша (президент Обама находится в процессе разработки законодательных норм, отменяющих такие ограничения, что снимает необходимость для американцев уезжать за грани-
цу для получения этих видов лечения, - если, конечно, предположить, что США смогут "догнать" страны, давно использующие запрещённые в США методы лечения.)
Следует отметить, что финансовый аспект «медицинского туризма» не является определяющим для его реализации - экономия денег не является проблемой для тех пациентов, которые обращаются за медицинской помощью за рубеж по перечисленным выше причинам. Объяснение этого следует видеть в том, что общие расходы пациента - клиента туристско-оздоровительных услуг - почти всегда производятся из располагаемых им денежных ресурсов, которые потенциально выше, чем стоимость принятых и доступных в США методов лечения. Следовательно, этот тип (можно сказать, - «самофинансируемого») медицинского туризма не исчезнет, даже если лечение «дома», а не за границу, станет экономически конкурентоспособным.
Социально ответственный туризм исходит из необходимости и перспективности развития более конкурентоспособного, устойчивого и социально ответственного европейского сектора туризма. Впервые в истории ЕС «Лиссабонский договор» включал раздел, посвященный регулированию туризму, требуя создания благоприятного предпринимательского климата для малых и средних предприятий туризма, поскольку они непосредственно способствуют реализации стратегической цели - «Европа-2020: стратегии для интеллектуального, устойчивого и инновационного развития».
В частности, «Мадридская декларация» фокусирует внимание на экологической, культурной и экономической устойчивости туризма на основе скоординированных действий со стороны государств-членов ЕС в партнерстве с международным сообществом. Декларация направлена на формирование ключевых точек в развитии туристического бренда Европы; с этой целью решено:
- содействовать предоставлением отпуска доступу к туризму группам с ограниченными физическими возможностями, или тем лицам, у кого недос-
таточно экономических ресурсов для активного участия в туризме («социальный туризм»),
- повысить степень эффективной защиты прав потребителей и уровень стандартизации для туристических продуктов, с учётом множества языков, норм и существующих правовых систем,
- содействовать внедрению инноваций в качестве ключевых факторов поддержания глобальной конкурентоспособности в сфере туризма,
- развивающиеся туристические рынки Индии, Китая и России открывают возможности для роста европейского туризма - новая политика выдачи виз должны отражать новую ситуацию на рынке, чтобы избежать ограничения спроса на туристические услуги,
- старение населения Европы открывает возможности для большей доступности на выезд за пределы традиционных сезонных периодов («Туризм для Взрослой Европы» - пилотный проект содействия поездкам европейских граждан в испанском направлении, в котором принимают участие 16 стран-членов ЕС).
Все эти мероприятия имеют чётко выраженный антикризисный характер и должны дать дополнительный толчок посткризисному развитию экономик европейских стран. Особенно важно, что не забыты потенциально огромные сферы для туристского бизнеса в виду населения России, Китая и Индии1.
Туризм является одной из наиболее быстроменяющихся отраслей сферы услуг, которая, по мнению специалистов, должна изменить весь мир. Туристический бизнес интересен тем, что испытывая негативное влияние экономического кризиса, он имеет в своём арсенале набор антикризисных инструментов, при условии удачного управления такими слагаемыми туристиче-
1 7-10 апреля 2011 года в Каталонии был проведён международный форум всемирного туризма, на котором, в частности, отмечалось растущее значение для развития мирового туристического бизнеса организации специальных туров, существенно влияющих на спрос на туристические услуги туристского спроса.
ского процесса, как рекламные кампании, инновационные решения, психологические переменные - мода и ожидания.
Ещё важнее сегментация рынка туристических услуг - глобализация позволяет «достать» практически любую потенциальную группу туристов, используя инновационные технологии. Выход на туристические категории с особыми потребностями, финансовыми ресурсами и возможностями происходит благодаря структурированию предложения в глобальном масштабе, то есть посредством так называемого «микросегментирования».
Что касается стоимости туризма, то общая стратегия такова - при максимальной экономии потратить достаточно для того, чтобы обеспечить основную базу для повышения уровня обслуживания туристов в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо генерировать максимальный возврат инвестиций за акцию, оценивая степень удовлетворенности. При этом применение новых технологий для международного туризма как социального сек-
2
тора имеет исключительные возможности для привлечения клиентов .
Если обратиться к итальянскому опыту, то туризм в Италии считается важным символом социального статуса, признаком значительного благосостояние, поэтому, даже в период мирового кризиса, немногие из итальянцев готовы изменить образ жизни и вернулся к прошлому стандарту жизни. Именно поэтому индустрия туризма держится довольно хорошо даже во время кризиса по сравнению с другими секторами итальянской экономики.
Конечно, те, кто потерял работу, не могут позволить себе путешествовать, зато те, у кого средний доход и даже низкий, сохраняют среди своих потребительских приоритетов потребность в туристической услуге. Влияние кризиса выразилось в уменьшении среднего числа дней туристического путешествия, внутреннего туризма, изменение в предпочтительных направлениях.
Таким образом, в туристическом бизнесе главными «жертвами» стали:
2 См. подр. - Tourism tops (источник - http://businessbcn.com/en/articles/149-tourism-tops-spring).
- дальние дорогостоящие путешествия, испытавшие значительное падении объёма продаж,
- туризм в виде проведения зарубежных бизнес-конференций из-за экономического кризиса, который ударил по компаниям во всем мире;
- туризм в городах искусства, который временно заменяется дешевыми турпоходами3.
Экономика туризма, её эффективность и масштабы определяются развитостью национальной транспортной системы и другими факторами4.
3 Кризис вызвал новое туристическое движение - «медленный туризм», основанное в Италии 1989 году с улиткой в качестве эмблемы, как протест против культуры "быстрого питания" (см. - Le "slow tourisme", elixir anticrise, источник -http://www.lepoint.fr/actualites-voyages/2009-06-23/tendance-le-slow-tourisme-elixir-anticrise/1088/0/354946).
4 Italie: economie de l'ltalie //
http://www.larousse.fr/encyclopedie/divers/Italie__%E9conomie_de_lItalie/185420.