Массовый туризм как экономический феномен
Джангиров Александр Павлович,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»,
e-mail: [email protected]
Аннотация - В статье рассматриваются признаки массового туризма как особого экономического феномена.
Ключевые слова - сфера услуг, массовый туризм, экономические явления.
Abstract - The paper considers the signs of mass tourism as a distinct economic phenomenon.
Key words - service industry, mass tourism, an economic phenomenon.
Массовый туризм - традиционно самый эффективный инструмент непроизводственной глобализации. Однако у него есть конкурентные преимущества по сравнению с иными видами «глобального инвестирования» - прямые иностранные инвестиции в туризм является относительно низкозатратными по сравнению с инвестициями в другие сферы услуг, связанные с глобализацией (например, - теле- и интернет-коммуникации, финансы), но зато - более рентабельными. Прямые иностранные инвестиции в сферу туризма не превышают 1-2 процента от общего объёма затрат в этой сфере, исходящих из крупнейших стран-источников1. Но и эти связанные с туризмом ограниченные объёмы прямых иностранных инвестиций, в основном сосредоточены в развитых странах. В то же время имеются прогнозы, которые обещают рост этих средств в среднесрочной перспективе практически во всех развивающихся странах.
Направление потоков прямых иностранных инвестиций «туристского» профиля, конечно, зависит от степени развитости рынка туристических услуг в данной стране, от наличия в ней конкретных, связанных с туризмом, активов (природа и культура), однако главным фактором является спрос со стороны платежеспособных туристов развитых стран.
1 The World Bank Group, Multilateral Investment Guarantee Agency (“MIGA”), Tourism: A Pathway to // Development (miga.org/news/index_sv.cfm?stid=1506&aid=243&pv=s).
Тем не менее, в настоящее время уже наметилась новая тенденция - рост значимости внутреннего спроса на туристские услуги2. Другой фактор - степень приватизации рынка туристических услуг в данной стране: чем она выше, тем охотнее в неё направляются прямые иностранные инвестиции.
По странам место крупнейших источников прямых иностранных инвестиций в сфере туризма уже длительный исторический период занимают США, Англия, Франция и Канада. Но одновременно с этим в мире набирает обороты новая тенденция - всё более активную роль на арене мирового туризма начинают играть транснациональные корпорации из развивающихся стран (Сингапур, Гонконг, Объединенные Арабские Эмираты, Куба, Малайзия, Польша, Южная Африка и Маврикия).
Транснациональные корпорации способны воздействовать на структуру спроса - использование признанных зарубежных марок ощутимо способствует повышению имиджа местных туристических зон. Для крупного национального капитала участие транснациональных корпораций вообще является сигналом надежности и стабильности местного туристического бизнеса, что приобретает гораздо более широкое значение - обеспечения доверия экономике данной страны. В то же время транснациональные корпорации могут и «законсервировать» туристический образ данной страны как страны низкокачественного сервиса, и тем надолго подорвать её позиции на мировом рынке туристических услуг. Это тем более важно отметить, что даже приключенческий туризм нуждается в создании убедительных брендов, особенно, если национальный туристический бизнес связан с малоизвестными мировому туристическому рынку местами туризма приключенческого характера.
В аспекте развития глобализационных процессов важно отметить роль всех видов туризмам, поскольку многие развивающиеся страны стали более открытыми благодаря, прежде всего, связанным с туризмом прямым иностранным ин-
2 IDA, Aid Architecture, An Overview of the Main Trends in Official Development Assistance Flows , February 2007 //
(web.worldbank.org/.../IDA/0,,contentMDK:21351637pagePK:51236175piPK:437394theSitePK:7315
4 ,00.html).
вестициям. Это следует оценить как кардинальные изменения по сравнению с периодом 1960-70-х годов3.
Особо следует отметить и тот факт, что туристический бизнес, возможно, в наибольшей степени открыт для прямых иностранных инвестиций, чем многие другие виды экономической деятельности, подпадающие под разного рода ограничения. В этом аспекте туристический бизнес нуждается в активной государственной поддержке - в создании специализированных ярмарок для иностранных туристов, обслуживании туристских интернет-сайтов, создание стимулов для иностранных инвесторов «туристической ориентации».
Всемирная федерация охраны дикой природы ("WWF") подготовила специальный обзор, посвящённый мировым возможностям финансирования природоохранной деятельности4. И одним из действенных инструментов в этом обзоре признаётся «приключенческий туризм» как своеобразный инструмент защиты природных территорий.
Конечно, рамки финансирования природоохранной деятельности выходят за границы привычных национальных экологических программ. Да и достигается подобное финансирование за счет внедрения таких, пока ещё непривычных для нас инновационных и ориентированных на рынок стратегий, как - обмен внешних долгов страны на дополнительное финансирование из местного государственного бюджета (на охрану объектов природы, имеющих всемирное значение), на поддержку национальных экологических фондов, на стимулирование оплаты так называемых «экосистемных услуг».
Преимущество таких механизмов финансирования в том, что они прямо привязаны к конкретным потребностям различных природных ресурсов данной местности.
Хотя туристический потенциал России (включая «приключенческий туризм») неисчислим, однако использование мирового опыта позволит интенсифи-
3 См. подр. - Recent Trends in Tourism Financial Flows // http://www.xolaconsulting.com/TourismFinancialFlowTrends_English.pdf.
4 См. подр. - World Wildlife Fund, Conservation Finance Tools // worldwild-life.org/what/howwedoit/conservationfinance/WWFBinaryitem7136.pdf.
цировать его формирование и реализацию. Изучение и применение такого опыта превращается в актуальную задачу всего российского туристического бизнеса.
С этих позиций следует уделить особое внимание так называемому «альтернативному туризму» как особой форме туристического бизнеса, который реально сложился в конце 80-х годов прошлого века. Практика последних десятилетий показала, что особой тенденцией в мировом туризме становится растущая популярность альтернативных способов туристского отдыха, вытесняющих те его виды, которые получили название «традиционного отдыха».
Альтернативный туризм следует рассматривать как происходящий сегодня поиск концепции будущего мирового туризма. Действительно, уже в советский период был так называемый «дикий туризм», который (правда, при очень большом допущении) можно оценить как одну из бесчисленных форм возникновения гражданского общества в нашей стране - самовозникающий, самоорганизуемый, саморегулируемый, - в отличие от, например, административно-упорядоченного «профсоюзного» отдыха.
С тех пор «дикий» туризм приобрёл более облагороженное наименование «альтернативный», основными разновидностями которого являются - индивидуальный, зеленый, экологический. Альтернативный туризм - это открытое, импровизационное путешествие туристов, вступающих в свободное общение с местным населением с целью изучения местных социальных, культурных и экологических ценностей. Это - недорогой и нереспектабельный туризм по свободной программе. Известный эксперт в области туризма менеджмента и маркетинга Г.Гезес определяет альтернативный туризм, как изменение доминирующей модели для развития туризма в трех основных сферах - социально-культурной, этической и охране окружающей среды. Он также считает, что альтернативный туризм есть такая динамическая система, которая располагает устойчивых обязательными требованиями, связь между строится импровизационно, а не жестко-администра-тивно5. Альтернативы туризма нет без альтернативных форм гостеприимства, сервиса, управления и квалификации персонала.
5 См. подр.: http://www.referati.org/selski-turizym-7/56204/ref.
Оздоровительный туризм (медицинский туризм», «туризм медицинских путешествий», «глобальный аутсорсинг здравоохранения») - это «синтетический» вид туризма, объединяющий две важные отрасли сферы услуг: здравоохранение и туризм, привлекая тех людей, которые ищут качественные и относительно дешёвые медицинские услуги, пространственно находящиеся за географической территорией своей страны. Услуги обычно включают выборные процедуры, а также комплекс специализированных операций (таких, как суставы колена/бедра, сердечная, стоматологическая и косметическая хирургии).
Причин для ажиотажного роста оздоравливающего туризма множество:
- очереди в своей стране на подобные операции или лечебные услуги могут быть слишком длинным,
- туристы, возможно, хотят восстанавливаться в более красивом месте, чем
дома,
- возможность сочетать тягостные лечебные будни и праздник для себя и для своих близких.
В экономико-теоретическом аспекте рост медико-оздоровительного туризма происходил параллельно с приватизацией объектов и учреждений национального здравоохранения, растущей потребностью в дорогостоящей технологии, неравном доступе к современным ресурсам здравоохранения. Развитие медицинского туризма имеет ряд социальных преимуществ (таблица).
Таблица - Преимущества развития медико-оздоровительного туризма6
Преимущества Преимущества по группам населения
Моложе трудоспособного Трудоспособное Старше трудоспособного
Снижение уровня заболеваемости Экономия затрат на лечение. Экономия затрат на лечение. Снижение выплат по социальному страхованию за период временной нетрудоспособности. Дополнительная выгода от производства продукции из-за Экономия затрат на лечение.
6 Реутова Ю. Теоретические аспекты оценки рекреационного и инвестиционного потенциалов санаторно-курортного комплекса // Теїта есопотісш, Том 9, №1, 2011. - С.80.
сокращения невыходов на работу.
Снижение уровня инвалидности Экономия затрат на лечение. Сокращение затрат на выплату пенсий по инвалидности. Дополнительная выгода от производства продукции в течение предстоящей жизни работников (сокращение числа нетрудоспособных инвалидов). Экономия затрат на лечение. Сокращение затрат на выплату пенсий по инвалидности. Дополнительная выгода от производства продукции из-за сокращения выбытия работников из воспроизводственного процесса. Экономия затрат на лечение. Сокращение затрат на выплату пенсий по инвалидности.
Снижение уровня смертности Дополнительная выгода от производства продукции в течение предстоящей жизни работников. «Стоимость сохраненных лет». Дополнительная выгода от производства продукции вследствие увеличения численности занятых в экономике. «Стоимость сохраненных лет». Экономия от сокращения социальных выплат в связи с потерей кормильца. «Стоимость сохраненных лет».
В последний период экономическая ситуация в большинстве стран стала напряжённой в связи с вхождением мировой экономики в кризисное состояние. Функцию одного из двигателя выхода национальной экономики на посткризис-ную траекторию способна выполнить сфера туризма (и его самый быстро развивающийся сектор - оздоровительный туризм). По оценкам экспертов, этот сектор уже в ближайшие годы может принести прибыль (в мировом масштабе) в несколько миллиардов долларов.
Многие страны уже осознали огромный, хотя ещё и скрытый, экономический потенциал оздоровительного туризма. В частности, именно это направление стало основным для некоторых азиатских странах, которые надеются вывести свою национальную экономику путем стимулирования развития в ней качественной туристско-оздоровительной индустрии. Согласно различного рода прогнозам, популярность «медицинского» (оздоровительного) туризма будет развиваться в ближайшие годы по экспоненте.
Например, перспективы медицинского туризма в Азии (с 2008 по 2012 годы) показывают, что доходы от этого сектора будут расти в 2012 году в размере
17%! Главными игроками на этом азиатском рынке являются Индия, Южная Корея и Таиланд. Кроме того, открыто борется за свое место на рынке Китай. Однако, по мнению многих критиков, в этих странах всё еще недостаточно высок уровень качества медицинской помощи.
Эксперты по рыночно-конъюнктурной ситуации в области здравоохранения считают, что успех медицинского туризма суммируется из следствий влияния трех факторов.
1. Люди должны располагать максимальной по объёму и достоверности информации относительно вариантов своего лечения для расчета стоимости такого лечения, когда они едут из-за операции за границу, например, американцы могут сэкономить тысячи долларов, если их потрать на лечение определенных болезней в Таиланде, а не в самих США).
2. Кроме того, обнаружилась тенденция со стороны наиболее передовых страховых компаний продвигать именно такую специфическую форму активного отдыха, как «медицинский туризм». Они пытаются мотивировать своих клиентов оздоравливаться с помощью зарубежного туризма.
3. Оздоровительный туризм во многих случаях вызван тем, что «медицинские туристы» ищут услуги, которые недоступны в их родной стране (в этом контексте и в связи с принятием ограничительных законодательных норм в ряде стран часто говорят, например, о «туризме абортов»).
Эксперты подчеркивают важность тщательного отбора медицинских учреждений, допущенных к оказанию медицинских услуг в рамках оздоровительного туризма. Это важно потому, что туристическая фирма, специализирующаяся на оздоровительном туризме, несёт, в отличие от обычной туристической фирмы, полностью все страховые обязательства. А ведь уже известны случаи неудачных операций в результате недостаточного долечивания, связанного с сокращением необходимо временного срока для долечивания. Другими словами, и «медицинские туристы», и «оздоровительные туристические фирмы» пытаются сэкономить на стадии долечивания.
Поэтому и потенциальные пациенты, и специализирующиеся на оздоровительном туризма туристические фирмы часто справедливо советуют учитывать все аспекты «зарубежно-оздоравливающей» процедуры, прежде чем принимать окончательное решение.
В оздоровительном туризме важную роль играет не только реальное состояние национального здравоохранения той страны, из которой прибывает «медицинский турист», но и реальное состояние национального здравоохранения той страны, в которую прибывает «медицинский турист», а также качество персонала и соответствующих средств и служб.
Важно также заранее ознакомиться с различиями в правовой системе оказывающей оздоравливающие услуги «медицинской» страны, потому что, если обнаружатся негативные моменты, для предъявления законных претензий уже не будет возможности.
Методология анализа теории и практики оздоравливающего туризма требует учитывать то важное обстоятельство, что в современном мире туризм и туристический бизнес рассматривался по-другому, совершен по-другому, чем раньше, в период господства так называемого «классического туризма».
Очевидная тенденция такова, что от классического туризма всё чаще и интенсивнее отделяются новые, самые различные виды и типы альтернативного туризма, тщательная организация которых увеличивает их прибыльность, а значит, и пространственные границы их распространённости.