Научная статья на тему 'Экономический потенциал современного туризма'

Экономический потенциал современного туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1761
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РОССИЙСКИЙ ТУРИЗМ / CONTEMPORARY TOURISM AND ECONOMIC POTENTIAL / THE RUSSIAN TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мамедов Октай

оценка экономического потенциала современного туризма - актуальная проблема экономической науки, условие развития туристического бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический потенциал современного туризма»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА

Октай МАМЕДОВ,

доктор экономических наук, профессор Южного федерального университета, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88. 88632409627. terraeconomicus@mail.ru

Аннотация: оценка экономического потенциала современного туризма - актуальная проблема экономической науки, условие развития туристического бизнеса в России.

Ключевые слова: современный туризм, экономический потенциал, российский туризм.

Abstract: The assessment of the economic potential of modern tourism - the actual problem of economics, the condition for the development of tourist business in Russia.

Keywords: contemporary tourism and economic potential, the Russian tourism.

Мировой экономический кризис стал фактором, стимулирующим «туристические» страны мира к максимальному использованию имеющегося у них экономического потенциала в сфере международного туризма как специфического источника валютных ресурсов. Ведь даже в Европе - самом туристически развитом районе мира - не полностью реализуются возможности «туристического бизнеса», а местные и региональные власти должны делать больше, чтобы помочь индустрии туризма в адаптации этой специфической сферы государственного и частного предпринимательства к нынешней сложной экономической ситуации, за счет диверсификации и развития более устойчивых отраслевых бизнес-моделей.

С вступлением в силу Лиссабонского договора в декабре 2009 года туризм вошёл в сферу панъевропейской политики1. Задача, поставленная соответствующими координационными органами, придать политике в сфере туризма статус таких общеевропейских инициатив, как снижение загрязнения из-за легкового транспорта, охрана окружающей среды, экологичность сельского хозяйства. Цель современной туристической политики - превратить европейский туризм в конкурентоспособный, современный, устойчивый и высокодоходный сектор бизнеса2.

Европейский опыт подсказывает российскому туризму, что ключевую роль здесь должны сыграть местные и региональные власти, от которых зависит устойчивое управление туристическими направлениями, тем более, что экономическая структура сектора туризма представлена в основном малыми и средними предприятиями.

Другой ресурс - преодоление традиционной сконцентрированности туров на весенне-летнем сезоне. В случае, если туризм перейдёт на всесезонный оборот, его стоимостной объём может удвоиться.

1 См. подр.: «L'Europe doit utiliser les competences du traite de Lisbonne pour liberer le

potentiel inexploite du tourisme» (Европа должна использовать навыки Лиссабонский договор, чтобы освободить неиспользованный потенциал туризма») // Union europeenne, Comite des Regions - 28 janvier 2011

(http://www.veilleinfotourisme.fr/1296210483757/0/fiche__article/&RH=TOU_EUR).

2 См. подр. - Боголюбов В.С. Экономика туризма. М., 2005, С. 311.

Другой ключевой потенциальный ресурс - стимулирование конкурентоспособности в сфере туризма посредством диверсификации туристических предложений.

Новое потенциальное направление - развитие устойчивого туризма, например, путем создания «знака качества» на основе строгих критериев, составленных местными и региональными властями.

Экономическая инфраструктура европейского туристического бизнеса -консолидация образа Европы как единого «бренда», максимальное использование всех источников финансирования по линии ЕС, фонды развития сельских районов, социальные фонды поддержки новых инициатив, улучшение подготовки персонала.

Главное конкурентное преимущество европейского туризма - целенаправленная институциональная и правовая поддержка всех участников индустрии туризма.

Мировой туризм рассматривается как основной «коммуникатор» неформального международного сотрудничества из-за его прямого влияния на социальный сектор.

Рост международного туризма связан с социально-экономическим развитием страны, расширяющимся доступом социальных масс к рекреационной зоне, творчеству, отдыху, праздникам и свободе передвижения в пределах досуга. Более того, в теоретическом плане туризм становится массовой элитарной ценностью.

С XVIII века туризм стал одним из ключевых секторов экономической деятельности в европейских государствах . Именно туризм становится источником инвестиций в сфере общественных работ, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса, сервиса. Экономическая эффективность туризма влияет на сотни тысяч предприятий и организаций всех размеров, от маленьких туристических агентств до большой международной сети отелей класса люкс.

Продолжающееся расширение туризма есть следствие экономического и промышленного развития стран. Но экономический рост сам по себе не объясняет этот феномен. Туризм до сих пор ещё не стал социальной мерой, своего рода оплачиваемым отпуском для всех слоев населения промышленно развитых стран. После второй мировой войны туризм, национальный и международный, лучше отреагировали на кризисные явления, чем многие другие сектора экономики. Сегодня же туризм - не столько показатель уровня жизни, а, скорее, прогрессивная эволюция образа жизни4.

3 Европа - колыбель промышленных структур современного туризма. Примерно до 1800 года туристические поездки были только случайным событием, так как раньше туризм был представлен социально-кластерными явлениями - караваны, монастыри, приюты принимали паломников, миссионеров и купцов. Даже в местностях, которые получали доходы от эксплуатации своих термальных источников и были превращены в туристические курорты, экономическое значение туризма была признана не сразу; в Швейцарии, которая осознала важность структурных изменений, фактически родилась новая индустрия - в 1833 году Цюрих впервые опубликовал положение о гостиничном бизнесе.

4 См. подр. - http://html.rincondelvago.com/la-economia-del-turismo.html.

Анализ экономического потенциала туризма является фактически исследованием места туризма в международной торговле и национальных экономиках, выявлением, изучением и оценкой факторов, лежащих в основе развития туризма, открытием основных элементов туристического бизнеса, сравнением экономических результатов туризма с другими секторами экономики (как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах).

Появление массового туризма подчинили его целям здания, помещения, оборудования и средства сообщения, то есть привели к «организации пространства».

Туристический потенциал связан с удовлетворением массовой потребности в активном отдыхе как компенсации за стрессовую нагрузку на индивида бремени индустриальной цивилизации. Кроме того, туризм является деятельностью, которая требует свободного времени, сокращения рабочего дня, удлинения выходные и праздничные дни.

Однако оценка экономического потенциала туризма является сложной задачей, поскольку сегодня ещё нет соответствующего методического инструментария анализа. Кроме того, туризм как нематериальный актив требует особого методологического подхода, новых источников информации, комплексного подхода с экономической точки зрения. Наконец, необходим междисциплинарный анализ туризма. В рыночном аспекте же туризм включает элементы спроса и предложения и определяется их соотношением.

*

Одна из новейших отраслей мировой экономики, которую затронул экономический кризис и которая, тем не менее, возобновила раньше других отраслей свой рост уже в последнем квартале 2009 года, явилась сфера международного туризма: прибыль от международного туризма в 2009 году снизилась на 4%, а уже в 2010 году она возросла на 3-4%5. При этом следует учитывать, что глобальный экономический кризис, который осложнился в связи с неопределенностью пандемии гриппа (А-НШ1), сделал 2009 год одним из самых трудных для туризма.

Особенно экономики сферы туризма состоит в том, что она гораздо чувствительнее к динамике прибыли, чем отрасли традиционной промышленности.

Как же тенденции обнаружились в мировом туризме под влиянием мирового экономического кризиса?

Во-первых, потребители туристического сервиса стали ограничивать выбор туров поездками в места, максимально приближенными дому.

Во-вторых, внутренний туризм повысил (в связи с относительной дешевизной) свою конкурентоспособность, легче перенеся воздействие кризиса, и даже значительно расширился благодаря поддержке правительства, стремившихся воспользоваться этой ситуацией для укреплению этой тенденции (так произошло, в частности, в Бразилии, Китае и Испании, где внутренний рынок, который явля-

5 См. подр.: L'OMT mise sur une reprise du tourisme mondial en 2010 apres une annee 2009 exceptionnellement difficile («ВТО зависит от восстановления мирового туризма в 2010 году после исключительно трудного 2009 года») //

http://www.veilleinfotourisme.fr/1263823724758/0/fiche_____article/.

ется важной частью совокупного спроса, помогли частично компенсировать потери от снижения международного туризма).

В-третьих, в разных регионах мира обнаружились различные масштабы негативных последствий мирового экономического кризиса:

- наибольший спад на туристские услуги зафиксирован в 2009 году в странах Центральной, Восточной и Северной Европы;

- зоны туризма в Западной и Южной Европе пострадали относительно меньше;

- Азиатско-Тихоокеанская зона международного туризма после резкого спада испытала такой же резкий подъём;

- посткризисный подъём в американской зоне в наибольше степени показался в Карибском бассейне;

- вернулся к докризисным показателям международный туризм на Ближнем Востоке и Севере Африки.

Важным стимулом для восстановления докризисных объёмов международного туризма является «событийный туризм» - привлечение массы туристов к крупным международным событиям (Кубки мира, Олимпийские игры, чемпионаты мира и т.д.), создающим потенциальный ажиотажный спрос на дополнительные поездки.

Долгосрочными экономическими проблемами для международного туризма в период кризиса остаются - безработица, рост налогов, разбалансированность семейных бюджетов, угрозы личной безопасности, рост расходов для пассажиров.

В реальности сектор туризма мировой экономики может внести существенный вклад в посткризисное восстановление национальной экономики, особенно в качестве сферы создания новых рабочих мест и как инструмент переход к эколо-гически-чистой экономике.

Для многих развивающихся стран сфера отечественного туризма зачастую является практически единственным в настоящее время и в стратегическом будущем источником финансирования ускоренного развития национальной экономики. Но в развивающихся странах слаба не только экономика, но и обеспечивающая массовый туризм социальная инфраструктура. Это компенсируется посредством выдвижения для таких стран на передний план весьма экзотического вида туризма, известным как «приключенческий туризм».

Особенность приключенческого туризма в том, что его суть составляет контакт туристов с нетронутой, первозданной природной средой, то есть именно с тем состоянием последней, которое в избытке присуще, в первую очередь, странам с развивающейся экономикой. В экономическом же аспекте ориентация на приключенческий туризм эффективен именно потому, что позволяет снизить уровень «входных барьеров» в рыночный сегмент международного туризма. А это -главное условие для появления на соответствующем рынке малого бизнеса, которому не под силу фундаментальное строительство в силу присущего для развивающихся стран более низкого уровня капитальных вложений и фактического

уровня существующей инфраструктуры, зато на скромные инвестиции в приклю-~ 6 ченческий туризм ресурсов достаточно .

В некоторых странах сфера приключенческого туризма представляет более важный источник экспортных доходов в национальный ВВП, чем их традиционная опора на сырьевой экспорт .

Нельзя не отметить и такой важный момент приключенческого туризма, как расширение возможности для роста занятости трудоспособного населения в специфической по природным условиям местности (прибрежная зона, горные районы, сеть локальных водоёмов).

Кроме того, приключенческий туризм как разновидность международного сектора сферы услуг позволяет непосредственно зарабатывать иностранную валюту, что стимулирует инвестиции в отрасли экономического роста.

Наконец, для многих развивающихся стран приключенческий туризм становится приоритетным в аспекте интенсивности туристических фирм со смешанным (иностранным) капиталом. Это значит, что приключенческий туризм имеет абсолютный приоритет по сравнению с другими формами привлечения прямых иностранных инвестиций в национальную экономику как наиболее эффективный.

Все отмеченные моменты сохраняют свою актуальность и для российского туризма, который с самого начала приобрёл одностороннюю «экспортную» направленность, что роднит его с нефтегазовой отраслью. Разница в том, что эта отрасль отправляет заграницу нефть и газ, а туристическая - туристов с живыми деньгами. В этой ситуации необходимо всеми средствами развивать потенциал российского приключенческого туризма, требующего минимума капитальных вложений, но обещающий многократную рентабельность.

Тем не менее, национальный рынок приключенческого туризма должен быть сформирован как элемент или как особый сектор общероссийского рынка туристических услуг, включая реализацию специальной программы по развитию названого сектора, формирование специальных турфирм, подготовку соответствующих кадров, кредитование соответствующего вида малого бизнеса, разработку и выпуск методической литературы.

*

8

С 2005 года ЮНКТАД проводит специальное исследование с целью разработки политики прямых иностранных инвестиций в туризм (в аспекте роли транснациональных корпораций в развитии глобального туризма). В центре вни-

6 Здоров А.Б. Экономика туризма. Финансы и статистика. 2007. С. 272.

7 International Development Association (“IDA”), The Role of IDA in the Global Aid Architecture: Supporting the Country-Based Development Model , June 2007 //

(web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/EXTAB0UTUS/IDA/0,contentMDK:21385395pagePK:5 12361 / 75piPK:437394theSitePK:73154,00.html).

8 См.: UNCTAD, FDI in Tourism: The Development Dimension , New York and Geneva, 2007 (unctad.org/en/docs/iteiia20075_en.pdf); Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — орган Генеральной Ассамблеи ООН. Конференция создана в 1964 году. Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. На сегодняшний день конференция насчитывает 193 страны. Решения ЮНКТАД принимаются в форме резолюций и имеют рекомендательный характер.

мания - масштабы деятельности транснациональных корпораций в туристском бизнесе, роль неакционированного капитала по сравнению с капиталом различных форм кооперации, соотношение туризма и инвестиций, а также анализ связи между отправляющей группу турфирмой и принимающей её страной. Для участия в исследовании отобраны страны, располагающие широким спектром опыта в туристической сфере, в том числе - имеющие выход к морю, островные страны, страны с продолжительной историей туризма и страны массового туризма.

Особую группу составляют страны, в которой «приключенческий туризм» приобрёл статус «нише-ориентированной стратегии» (особой зоны), - Бутан, Доминиканская Республика, Кения, Марокко, Шри-Ланка, Тунис, Объединенная Республика Танзания.

Ниже приводятся некоторые выводы названного исследования9.

1. Традиционно туризм включался как специфический элемент в структуру производства или сельского хозяйства в качестве фактора, сопутствующего наращиванию потенциала национальной экономики, но вовсе не существенного источника экономического роста. Однако эта традиционная трактовка места туризма сегодня подвергается значительной переоценке. Это связано с тем, что на первый план выходит самостоятельное экономическое значение туризма как потенциального средств зарабатывания доходов от экспорта, создания большого числа дополнительных рабочих мест (преимущественно для молодежи и женщин), а также как фактора содействия диверсификации национальной экономики (в более широком аспекте - сервис-ориентированной экономики). Всё это прямо содействует возрождению отдаленных от индустриальных центров страны природных заповедных зон.

Приключенческий туризм в этом аспекте имеет очевидное преимущество перед другими формами туризма, позволяя привлекать молодых предпринимателей и, одновременно, решать задачи сохранения и развития местных культур.

2. Особенность сферы туризма выражается в том, что она порождает сектор так называемых «сквозных услуг», связанных воедино предоставлением специфических благ, - таких, как жилье, транспорт, развлечения, питание, сувениры. Реальный качественный туристический продукт немыслим при отсутствии хотя бы одного из перечисленных выше его слагаемых. Таким образом, в этом бизнесе предпочтительно участие диверсифицированных, многоотраслевых транснациональных корпораций.

3. Самостоятельным направлением в исследовании экономики туризма, в том числе и приключенческого, выступает выявление и анализ его объективных и специфических недостатков. К ним следует отнести - уязвимость к внешним потрясениям (экономическим, экологическим и политическим); генерирование собственных специфических проблем; социальные, экономические и социально-психологические издержки для местных общин и муниципалитетов (в связи с чрезмерной нагрузкой массового туризма на общинную и окружающую среду); воз-

9 Cm. nogp.: UNCTAD, World Investment Report 2007: Transnational Corporations, Extractive Industries and // Development (unctad.org/Templates/WebFlyer.asp?intItemID=4361&lang=).

можный конфликт массового туризма с традиционными ценностями данной страны.

4. Массовый туризм - традиционно самый эффективный инструмент непроизводственной глобализации. Однако у него есть конкурентные преимущества по сравнению с иными видами «глобального инвестирования» - прямые иностранные инвестиции в туризм является относительно низкозатратными по сравнению с инвестициями в другие сферы услуг, связанные с глобализацией (например, - теле- и интернет-коммуникации, финансы), но зато - более рентабельными. Прямые иностранные инвестиции в сферу туризма не превышают 1-2 процента от общего объёма затрат в этой сфере, исходящих из крупнейших стран-источников10. Но и эти связанные с туризмом ограниченные объёмы прямых иностранных инвестиций, в основном сосредоточены в развитых странах. В то же время имеются прогнозы, которые обещают рост этих средств в среднесрочной перспективе практически во всех развивающихся странах.

5. Направление потоков прямых иностранных инвестиций «туристского» профиля, конечно, зависит от степени развитости рынка туристических услуг в данной стране, от наличия в ней конкретных, связанных с туризмом, активов (природа и культура), однако главным фактором является спрос со стороны платежеспособных туристов развитых стран.

Тем не менее, в настоящее время уже наметилась новая тенденция - рост значимости внутреннего спроса на туристские услуги11.

Другой фактор - степень приватизации рынка туристических услуг в данной стране: чем она выше, тем охотнее в неё направляются прямые иностранные инвестиции.

6. По странам место крупнейших источников прямых иностранных инвестиций в сфере туризма уже длительный исторический период занимают США, Англия, Франция и Канада. Но одновременно с этим в мире набирает обороты новая тенденция - всё более активную роль на арене мирового туризма начинают играть транснациональные корпорации из развивающихся стран (Сингапур, Гонконг, Объединенные Арабские Эмираты, Куба, Малайзия, Польша, Южная Африка и Маврикия).

7. Транснациональные корпорации способны воздействовать на структуру спроса - использование признанных зарубежных марок ощутимо способствует повышению имиджа местных туристических зон. Для крупного национального капитала участие транснациональных корпораций вообще является сигналом надежности и стабильности местного туристического бизнеса, что приобретает гораздо более широкое значение - обеспечения доверия экономике данной страны. В то же время транснациональные корпорации могут и «законсервировать» туристический образ данной страны как страны низкокачественного сервиса, и тем на-

10 The World Bank Group, Multilateral Investment Guarantee Agency (“MIGA”), Tourism: A Pathway to // Development (miga.org/news/index_sv.cfm?stid=1506&aid=243&pv=s).

11 IDA, Aid Architecture, An Overview of the Main Trends in Official Development Assistance

Flows , February 2007 //

(web.worldbank.org/.../IDA/0,,contentMDK:21351637pagePK:51236175piPK:437394theSitePK:7315

4 ,00.html).

долго подорвать её позиции на мировом рынке туристических услуг. Это тем более важно отметить, что даже приключенческий туризм нуждается в создании убедительных брендов, особенно, если национальный туристический бизнес связан с малоизвестными мировому туристическому рынку местами туризма приключенческого характера.

В аспекте развития глобализационных процессов важно отметить роль всех видов туризмам, поскольку многие развивающиеся страны стали более открытыми благодаря, прежде всего, связанным с туризмом прямым иностранным инвестициям. Это следует оценить как кардинальные изменения по сравнению с пе-

12

риодом 1960-70-х годов .

Особо следует отметить и тот факт, что туристический бизнес, возможно, в наибольшей степени открыт для прямых иностранных инвестиций, чем многие другие виды экономической деятельности, подпадающие под разного рода ограничения. В этом аспекте туристический бизнес нуждается в активной государственной поддержке - в создании специализированных ярмарок для иностранных туристов, обслуживании туристских интернет-сайтов, создание стимулов для иностранных инвесторов «туристической ориентации».

Всемирная федерация охраны дикой природы ("WWF") подготовила специальный обзор, посвящённый мировым возможностям финансирования природо-

13

охранной деятельности . И одним из действенных инструментов в этом обзоре признаётся «приключенческий туризм» как своеобразный инструмент защиты природных территорий.

Конечно, рамки финансирования природоохранной деятельности выходят за границы привычных национальных экологических программ. Да и достигается подобное финансирование за счет внедрения таких, пока ещё непривычных для нас инновационных и ориентированных на рынок стратегий, как - обмен внешних долгов страны на дополнительное финансирование из местного государственного бюджета (на охрану объектов природы, имеющих всемирное значение), на поддержку национальных экологических фондов, на стимулирование оплаты так называемых «экосистемных услуг».

Преимущество таких механизмов финансирования в том, что они прямо привязаны к конкретным потребностям различных природных ресурсов данной местности.

*

Хотя туристический потенциал России (включая «приключенческий туризм») неисчислим, однако использование мирового опыта позволит интенсифицировать его формирование и реализацию. Изучение и применение такого опыта превращается в актуальную задачу всего российского туристического бизнеса.

С этих позиций следует уделить особое внимание так называемому «альтернативному туризму» как особой форме туристического бизнеса, который ре-

Cm. nogp. - Recent Trends in Tourism Financial Flows //

http://www.xolaconsulting.com/TourismFinancialFlowTrends_English.pdf.

13 Cm. nogp. - World Wildlife Fund, Conservation Finance Tools // worldwild-life.org/what/howwedoit/conservationfinance/WWFBinaryitem7136.pdf.

ально сложился в конце 80-х годов прошлого века. Практика последних десятилетий показала, что особой тенденцией в мировом туризме становится растущая популярность альтернативных способов туристского отдыха, вытесняющих те его виды, которые получили название «традиционного отдыха».

Альтернативный туризм следует рассматривать как происходящий сегодня поиск концепции будущего мирового туризма. Действительно, уже в советский период был так называемый «дикий туризм», который (правда, при очень большом допущении) можно оценить как одну из бесчисленных форм возникновения гражданского общества в нашей стране - самовозникающий, самоорганизуемый, саморегулируемый, - в отличие от, например, административно-упорядоченного «профсоюзного» отдыха.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С тех пор «дикий» туризм приобрёл более облагороженное наименование «альтернативный», основными разновидностями которого являются - индивидуальный, зеленый, экологический. Альтернативный туризм - это открытое, импровизационное путешествие туристов, вступающих в свободное общение с местным населением с целью изучения местных социальных, культурных и экологических ценностей. Это - недорогой и нереспектабельный туризм по свободной программе. Известный эксперт в области туризма менеджмента и маркетинга Г.Gezes определяет альтернативный туризм, как изменение доминирующей модели для развития туризма в трех основных сферах - социально-культурной, этической и охране окружающей среды. Он также считает, что альтернативный туризм есть такая динамическая система, которая располагает устойчивых обязательными требованиями, связь между строится импровизационно, а не жестко-администра-тивно14. Альтернативы туризма нет без альтернативных форм гостеприимства, сервиса, управления и квалификации персонала.

14 См. подр.: http://www.referati.org/selski-turizym-7/56204/ref.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.