Научная статья на тему 'Экономический эффект оздоровительного туризма'

Экономический эффект оздоровительного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
371
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / SERVICE INDUSTRY / ECONOMIC IMPACT / HEALTH TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джангиров Александр Павлович

В статье рассматриваются краткосрочные и стратегические экономические последствия развития оздоровительного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический эффект оздоровительного туризма»

Джангиров Александр Павлович,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права», e-mail: kiep_asy@mail.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация - в статье рассматриваются краткосрочные и стратегические экономические последствия развития оздоровительного туризма.

Ключевые слова - сфера услуг, экономический эффект, оздоровительный туризм.

Abstract - This article describes a short-term and strategic economic consequences of health tourism.

Key words - service industry, economic impact, health tourism.

Экономические последствия медицинского туризма для принимающей страны многосторонни:

- размер экономической прибыли, который вносится от медицинского туризма в валовой внутренний продукт страны,

- величина заработка врачей и лечебных учреждений от оздоровляющихся туристов,

- прибыль туристских и здравоохранительных организаций,

- влияние медицинской сферы страны на увеличение числа «медицинских» туристов,

- количество новых рабочих мест,

- влияния, медицинской стороны туризма на экономику страны.

Кроме того, следует учитывать:

- доход от затрат медицинских туристов на нужды своего здоровья пойдёт на строительство учреждений здравоохранения данной страны и инфраструктуру туризма,

- налоги на доходы от медицинских туристов, которые косвенно будут поддерживать другие секторы национальной экономики (жилой фонд, сфера услуг и рекреационные отрасли),

- медицинский туризм может обеспечить рост общей экономики страны,

- получение доходов увеличит ВВП, а это будет способствовать развитию инфраструктуры страны и уровня качества жизни людей.

Одновременно медицинский туристический продукт не ограничивается только предоставлением потребителю данного вида медицинских услуг, в каком они нуждаются или желают, он ещё предполагает жилье, другие (немедицинские) услуги, некоторые щадящие виды отдыха, развлекательные мероприятия, экскурсии во время посещения страны. Таким образом, индустрия медицинского туризма разрастается и становится объёмной по масштабам и стоимости.

Медицинский туризм может быть продуктом любой страны, независимо от уровня ей экономического развития - например, медицинский туризм способствовал получению примерно 25 млн. долларов в год на Кубе, в Индии медицинский туризм продемонстрировал 27процентное увеличение числа туристов (Индия привлекла уже в 2003 году 150 тысяч медицинских, а в 2012 году медицинский туризм, как ожидается, принесет ей дополнительные от 1,1 до

2,2 млрд. долларов годового дохода), Таиланд уже в 2002 году оказал медицинскую помощь более чем 600 тысячам медицинских туристов, получив от них свыше 50 млн. долларов дохода в год, в 2000 году Сингапур посетило более 150 тысяч туристов за медицинской помощью которые добавили 0,2 процента к ВВП страны (а 2012 году этот остров, как ожидается, примет на лечение более 1 млн. медицинских туристов, что составит 3 процента от общей доли рынка медицинских услуг в стране, а это позволит генерировать около 3 млрд. долларов дохода, добавив 1 процент к ВВП и приведет к появлению 13 тысяч новых рабочих мест)1.

В целом, медицинский туризм сегодня все еще находится в границах развивающихся государств. Однако большинство стран, участвующих в этом бизнесе, уже начали глобальную рекламную и маркетинговую кампанию в различной степени. При этом каждая страна имеет уникальные маркетинговые стратегии, которые ориентированы на конкретные рынки предоставления оздоровительных услуг. Кроме того, поскольку каждая страна стремится к экономическому росту, каждая из них проводит свои собственные уникальные политики в сфере медицинского туризма, которая позволяет усилить привлечение туристов на эти специфические потребительские рынки.

Наиболее распространенной альтернативой получения медицинской помощи в своей стране является получение желаемой медицинской услуги, удовлетворяющую конкретную личную потребность в конкурентоспособной стране. Таким образом, страны пытаются сделать свою систему здравоохранения привлекательней и упрощенной по возможности доступности для привлечения потребителей. Если нет, то потребители могут найти другую страну с менее ограничительной политики, чтобы обеспечить себе желаемую помощь.

Для медицинского туризма в целом трансграничных проблем нет (исключение представляет лишь «репродуктивный» медицинский туризм, который требует упорядочения трансграничных процедур.

Реальность сегодня такова, что граждане многих стран уже давно стали отправляться в Соединенные Штаты Америки и в развитые страны Европы, чтобы получать знания и при бегать к поддержке со стороны передовых технологий в ведущих медицинских центрах. Только относительно недавно эта тенденция, приобретшая обратное направление, стала известна как

1 См.: Globalization and Medical Tourism // http://www1.american.edu/ted/medical-tourism.htm.

«медицинский туризм», экономический смысл которого состоял в том, что граждане высокоразвитых стран решили отказаться от помощи, оказываемой им в их же государствах, и стали совершать целевые поездки в менее развитые районы мира, дчтобы получить широкий спектр медицинских услуг по более дешёвой цене. Медицинский туризм становится все более популярным (уже в 2007 году около 750 тысяч американцев получили медицинскую помощь за пределами США2).

Как явление, медицинский туризм обусловлен действием рыночных сил (попытка недорого купить более качественные услуги) и происходит фактически за пределами и без контроля организованной системы национального здравоохранения. Это значит, что медицинский туризм разрешает ряд важных проблем и задач, порождая одновременно новые проблемы и задачи. Такая тенденция, несомненно, будет иметь большее влияние на судьбу национальных систем здравоохранения в промышленно развитых и развивающихся странах по всему миру.

Медицинский туризм привлёк интерес средств массовой информации: статьи и путеводители по медицинскому туризму издаются с нарастающей частотой, - например, в интернет-поисковике «Google» за 62 дня 2007 года на слова «медицинский туризм» выдано 1100000 результатов, - увеличение в 300 тысяч раз! .

Медицинские организации должны иметь точную информацию об этой быстро развивающейся тенденции, поскольку существует насущная необходимость для всех сторон, участвующих в здравоохранении, чтобы ознакомиться с медицинским туризмом и осознать экономические, социальные, политические и медицинские факторы, которые являются причиной формирования этого явления, и последствия этого явления.

В медицинском туризме граждане высокоразвитых стран стремятся обойти услуги, предлагаемые им в их собственных странах, заменяя это поездками в менее развитые регионы мира для получения аналогичной медицинской помощи

Два сопоставимых фактора принимается при этом во внимание - или выше результативность медицинской помощи при тех же затратах, или та же эффективность медицинских услуг, при относительно меньших затратах. Понятно, что если бы эффективность медицинского туризма была бы ниже, ею бы никто не пользовался, - когда речь идёт о здоровье, экономический рационализм реализуется в полной мере. Однако высшая степень конкурентоспособности с точки зрения медицинского туризма показала бы та система национального здравоохранения,

2 Michael D. Horowitz, Jeffrey A. Rosensweig, Christopher A. Jones. Medical Tourism: Globalization of the Healthcare Marketplace. MedGenMed 2007 года; 9 (4). 33. Опубликовано онлайн 2007 13 ноября // http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2234298/.

3 См.: - Lancaster J. Surgeries, side trips for medical tourists. p. A1. Washington Post. October 21, 2004. 21 октября 2004.

которая бы сумела соединить высшее качество медицинских услуг при одновременном снижении финансовых затрат пациента при получении требуемых услуг.

При этом медицинский туризм в корне отличается от традиционной модели международного медицинского путешествия, в рамках которой пациенты обычно путешествие из менее развитых стран в крупные медицинские центры высокоразвитых стран для получения лечения, недоступного в своих странах.

Можно признать, что термин медицинского туризма не точно отражает реальность ситуации пациента или распространения передовых медицинских услуг по данному направлению. Тем не менее, этот термин вошёл в общее пользование, и обеспечивает однозначную трактовку феномена медицинского туризма от традиционной модели международных медицинских путешествий.

Хотя статистические данные о величине медицинского туризма неполны и неточны, имеются все основания предположить значительное число пациентов, совершающих оздоровительные поездки в развивающиеся страны. Например, - в 2004 году зарегистрировано не менее

1,2 миллиона пациентов в Индию, в области здравоохранения и 1,1 млн. медицинских туристов отправились в Таиланд4; число американцев, выбирающих оффшор на медицинские услуги возросло до 6 миллионов в 2010 году 5; по оценкам, медицинский туризм в Азии может принести 4,4 млрд. долларов в 2012 году, причем примерно половина этих доходов придётся на Ин-диюб; глобальный медицинский туризм в настоящее время имеет годовой доход до 60 млрд. долларов в год7.

Медицинские рынки туризма состоят из расширяющегося числа стран, конкурирующих за пациентов, предлагая последним самый широкий спектр медицинского, хирургического, стоматологического и иного профиля услуг. При этом многие из этих направлений могут похвастаться современным оборудованием с передовыми технологиями и привлекательным жильем. Значительное число врачей в медицинских туристических центрах получили последи-

4 См.: Great Indian hospitality can be biz too. The Economic Times (India) July 29, 2005. 13; Sen C. Thai health tourism gives India headache. The Economic Times (India) July 24, 2005.

5 См.: Baliga H. Medical tourism is the new wave of outsourcing from India. India Daily. December 23, 2006. Available at http://www.indiadaily.com/editorial/14858.asp Accessed January 2, 2007.

6 См.: Lancaster J. Surgeries, side trips for medical tourists, p. A1. Washington Post. October 21, 2004; Appleby J, Schmidt J. Sending patients packing. USA Today. July 26, 2006. Available at http://www.usatoday.com/money/industries/health/2006-07-26-travel-surgery-usat x.htm Accessed June 21, 2007.

7 См.: Arnold K. Going under the knife abroad: medical tourism industry booms as health costs rise. The Monitor (McAllen, Texas): A1. November 15, 2006; Jones CA, Keith LG. Medical tourism and reproductive outsourcing: the dawning of a new paradigm for healthcare. Int J Fertil Womens Med. 2006; 51: 251-255; MacReady N. Developing countries court medical tourists. Lancet. 2007; 369:1849-1850.

пломное обучение в промышленно развитых странах, имеют сертификат по высшей аттестации практиковались в стране, где завершили свое обучение.

Медицинские туристы в настоящее время совершают путешествия в дальние страны для получения косметической хирургии, стоматологии, хирургии ожирения, вспомогательных репродуктивных технологий, офтальмологическую помощь, ортопедическую хирургию, кардиохирургию, органов и сотовой трансплантации, процедуры по изменению пола. Ряд стран в Центральной и Южной Америки создали прочные репутации для косметической и пластической хирургии, бариаметрической процедуры, а также стоматологического обслуживания. Индия, Малайзия, Сингапур, Таиланд определились как медицинские туристические направления, которые стали популярными для пациентов, нуждающихся в операции на сердце и в ортопедической хирургии. Медицинские услуги в Индии оказались особенно доступным, показывая цены на уровне 10% от цен на аналогичные услуги в США8, а высокоразвитые страны (Бельгия, Канада, Г ермания, Израиль, Италия) привлекают иностранных пациентов под знаменем медицинского туризма, предлагая сложные современные технологии.

Международный рынок здравоохранения возник в конце 19 века, когда пациенты из менее развитых регионов мира стали ездить в крупные медицинские центры Европы и США, чтобы иметь полноценное диагностическое обследование и лечение, часто недоступное в их собственных странах.

Совершенно другая ситуация складывается в медицинской модели туризма, где, напротив, - пациенты из высокоразвитых стран стали делать поездки в менее развитые страны, в обход медицинской помощи, которая им предлагается им у себя, но недоступна или нежелательна для них. Современные технологии позволяют потенциальным медицинским туристам оценить уровень национального здравоохранения в любой точке мира с домашнего компьютера напрямую, или по совету и с помощью медицинского агентства по туризму.

Для пациентов из индустриально развитых стран основной причиной получения медицинских услуг в менее развитых странах является привлечение их низкой ценой. Ряд пациентов выбирают туристические неудобства и неопределенность, чтобы получить обслуживание по ценам, которые для них более комфортны. Это - возможность сохранить ограниченные финансовые ресурсы и з получить реальную медицинскую помощь.

Типичный портрет медицинского туриста - представители среднего класса, которым требуются плановые хирургические операции, и кто не имеет медицинской страховки. Другая группа людей в медицинском туризме - те, кто нуждается в косметической хирургии, зубной реконструкции, лечении бесплодия, в процедурах по изменению пола и других видов лечения, стоимость которых не покрывается медицинской страховкой.

8 Kher U. Outsourcing your heart. Time. :44-47. May 29, 2006.

Общей чертой для обеих групп является то, что располагаемые ими финансовые ресурсы являются достаточными для покупки услуг здравоохранения в недорогих направлениях медицинского туризма, но недостаточными для того, чтобы иметь те же услуги в системе местного здравоохранения.

Для пациентов из стран, где государственная система здравоохранения контролирует доступ к услугам, основной причиной выбора оффшорной медицинской помощи является стремление обойти задержки, связанные с длинными очередями на получение необходимой медицинской услуги9. Кроме того, национальные программы в области здравоохранения, как правило, не оплачивают операции по косметической хирургии и услуги аналогичного типа.

Желание стать «медицинским туристом» и совершить поездки в оффшорных медицинских направлениях может возникнуть для получения тех процедур, которые не являются широко распространёнными (в силу ряда причин) в их странах. Например, лечение стволовыми клетками из этого ряда проблем, так как они могут быть недоступны или ограничены в доступе к ним в промышленно развитых странах, но могут оказаться гораздо более доступными на рынке медицинского туризма10.

Есть и такая группа пациентов - участников медицинского туризма (особенно те из них, которые проходят пластическую хирургию по смене пола, по реабилитации наркоманов и др.) решаются воспользоваться медицинским направлением туризма, потому что они уверены, что их приватность и конфиденциальность будет защищена в достаточной степени удалённостью местом медицинского вмешательства.

Наконец, у некоторых пациентов, обращающихся за медицинской помощью за рубежом, успокаивающим фактором выступает сама возможность путешествовать в экзотические места и отдыхать в доступной роскошной обстановке. Однако, чем серьезнее медицинские проблемы у пациента, тем меньше интерес к оффшорному лечению.

Основная причина того, что медицинские центры в развивающихся странах в состоянии обеспечить медицинские услуги по невысокой конкурентоспособной цене, напрямую связана с экономическим положением страны. Действительно, цены, взимаемые за медицинскую помощь в стране, в целом коррелируется с динамикой валового внутреннего продукта данной страны. Соответственно, расходы на медицинские услуги являются подходящими для уровня экономического развития, в которых предоставляются эти услуги. Низкие административные и судебномедицинские расходы для зарубежных пациентов также способствуют доступности зарубежной

9 См., напр., - 20. Beat waiting lists with overseas op. Daily Express (UK) July 3, 2005. 20.

10 См., напр., - Breen K. Patients heading abroad for hope. Dallas Morning News. Dallas Morning News. May 29, 2007; Bangkok International Symposium on Stem Cell Therapy for the Failing Heart (Available at http://www. stemcellbangkok. com/ Accessed May 12, 2007).

медицинской помощи, например, профессиональная страховая премия ответственности за хирурга составляет в Индии составляет 4% от той суммы, которую несёт хирурга в Нью-Йорке11.

Важным экономическим следствием медицинского туризма является потенциальное воздействие на жителей страны, принимающей участников оздоровительного туристического процесса, поскольку доходы развивающихся стран, предоставляющих медицинские услуги иностранным пациентам, создает возможности для повышения доступности и качества медицинского обслуживания гражданам этих стран. Правительства этих стран должны реализовывать соответствующее макроэкономической политике перераспределение доходов, чтобы их население убедилось в реальной выгоде для них медицинского туризма.

В медицинском туризме имеются и свои, специфические проблемы. Столкнувшись с возможностью многовариантного выбора медицинских учреждений в различных странах, медицинские туристы могут с трудом определить, степень реальной подготовленности врачей и современности лечебных заведений, а также уровень качества обслуживания. Помощь в этом медицинским туристам могут оказать специально создаваемые международные ресурсы, - так, большой авторитет на международном рынке медицинских услуг приобрела аккредитация, которая проводится Joint Commission International и которая аккредитована более чем 125 объектах в 24 странах, а также рекомендации Международной организации по стандартизации относительно выбора оффшорных медицинских учреждений12.

Наиболее сложные проблемы медицинского туризма связаны с риском осложнений в послеоперационном периоде. Преодоление послеоперационных осложнений, которые происходят после возвращения пациента из оффшорного медицинского учреждения, и, как следствие, возрастание стоимости этой помощи, а также её частичная компенсация, находятся в числе трудноразрешимых, дискуссионных организационных вопросов медицинского туризма.

Медицинское сообщество в развитых странах, наконец, стало признавать медицинский туризм как реальное явление, которое включает в себя общепризнанные профессии, практикующих врачей и пациентов. Появились соответствующие статьи в рецензируемых медицинских и санитарных журналах (с 2006 года)13, а Специальный Комитет по проблемам старения

11 См.: Lancaster J. Surgeries, side trips for medical tourists. p. A1. Washington Post. October 21, 2004.

12 СМ.: Available at http://www.jointcommissioninternational.org/10241/ Accessed July 29,

2007.

13 См. подр.: Jones CA, Keith LG. 16. Jones CA, Кит LG. Medical tourism and reproductive outsourcing: the dawning of a new paradigm for healthcare. Int J Fertil Womens Med. 2006; 51 :251— 255; MacReady N. Developing countries court medical tourists. Lancet. 2007; 369 :1849-1850; Milstein A, Smith M. America's new refugees - seeking affordable surgery offshore. N Engl J Med. 2006; 355 :1637-1640; Mattoo A, Rathindran R. How health insurance inhibits trade in health care. Health Affairs. 2006; 25 :358-368.

Сената США провел слушания по вопросам медицинского туризма (июнь 2006 года) и призвал целевую группу экспертов для изучения воздействия и безопасности более дешевых систем здравоохранения за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.