Горошко Н.В., Пацала С.В. Россия на мировом рынке медицинского туризма // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/1/00493.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 796.5(47+57):61
Горошко Надежда Владимировна
Кандидат географических наук, доцент ФГБОУВО НГПУ, г. Новосибирск ФГБОУВО НГМУ, г. Новосибирск goroshko 1@mail.ru
Пацала Сергей Викторович
Старший преподаватель ФГБОУ ВО НГПУ, г. Новосибирск s-pacala@mail.ru
Россия на мировом рынке медицинского туризма
Аннотация: В статье приведён краткий обзор современного состояния глобального рынка медицинского туризма. Показано место России на таком динамично развивающемся сегменте мирового туризма как рынок медицинского туризма. Отмечены основные тенденции его развития в стране. Посредством SWOT-анализа выявлены конкурентные позиции России на мировом рынке международного туризма. Выделены основные факторы развития внутреннего и въездного медицинского туризма в РФ.
Ключевые слова: рынок медицинского туризма, здравоохранение в России, туризм в России, медицинские услуги, конкурентоспособность экономики России.
В условиях глобализации здравоохранения как одной из отраслей экономики, все больше стран инвестируют в медицинский туризм, занимаясь подготовкой высококлассных специалистов, открывая комфортабельные клиники, современно оборудованные и владеющие новейшими медицинскими технологиями.
Медицинский туризм предполагает предоставление медицинских услуг за пределами региона проживания, совмещение отдыха с получением высококвалифицированной медицинской помощи. В настоящее время уже сформировался глобальный рынок медицинских услуг со своей инфраструктурой (медицинским менеджментом, аккредитирующими органами, агентствами медицинского туризма и туроператорами, специалистами в сфере медицинских путешествий).
На сегодня медицинский туризм можно рассматривать как одно из направлений лечебно-оздоровительного туризма (рис. 1).
Основные виды лечебно-оздоровительного туризма
-——1—
Медицинский Санаторно-курортный Оздоровительный
Рисунок 1 - Основные виды лечебно-оздоровительного туризма, составлено по [1]
Туристов, «путешествующих за здоровьем», условно можно подразделить на четыре категории, отмеченные на рисунке 2.
Медицинский туризм динамично развивается и оказывает все большее влияние на национальные системы здравоохранения и деятельность страховых компаний. Не имея возможности решить медицинскую проблему в своем государстве, пациент выбирает страну, врача и клинику, где ему могут предложить самое современное обследование и лечение. Такой подход позволяет выстраивать национальную и региональные социально-ориентированные системы здравоохранения, улучшать качество подготовки медицинских кадров, обслуживание пациентов, эффективней внедрять современные технологии в медицину.
Рисунок 2 - Основные категории медицинских туристов, составлено по [2]
По прогнозам Всемирной Ассоциации здравоохранения, через несколько лет медицинский туризм станет одной из главных отраслей в мировой экономике. На 2016 год в мире объём рынка медицинского туризма достиг 439 млрд долл. Лечение за рубежом ежегодно осуществляет 11 млн человек. По мнению специалистов в ближайшие 10 лет ежегодный рост составит до 25%, при этом 3-4% населения планеты будут ездить за границу на лечение и оздоровление [3].
Большинство специалистов сходятся во мнении, что быстрое развитие медицинского туризма происходит под влиянием различных факторов, как со стороны принимающих стран, так и стран исходящего туризма. Принимающие страны характеризует ряд конструктивных факторов развития, отмеченных на рисунке 3.
частные и государственные инвестиции в инфраструктуру системы здравоохранения
международная сертификация и аккредитация поставщиков медицинских услуг снижение затрат и улучшение качества медицинских процедур
Ф А К Т О Р Ы
политическая и социальная стабильность в стране
развитая туристская инфраструктура
хорошая репутация в медицинской области
инновации в медицинской области
внедрение новейших медицинских технологий
высококвалифицированный медицинский персонал
сотрудничество с международными страховыми компаниями
Рисунок 3 - Конструктивные факторы, поддерживающие развитие медицинского туризма в принимающих странах, составлено авторами по [2]
В группу глобальных факторов, которые содействуют росту медицинского туризма, входят налаженная транспортная система, дешёвые перелёты, либерализация визовой политики, международная медицинская сертификация и аккредитация, а также мировая тенденция старения населения планеты. Однако можно выделить ряд отличительных мотивационных факторов для развитых, развивающихся стран и стран постсоциалистического пространства (рис. 4).
Рисунок 4 - Факторы, определяющие заинтересованность в услугах медицинского туризма основных сегментов международного рынка медицинских услуг [2]
Для анализа тенденций развития медицинского туризма Международным научно-исследовательским центром здравоохранения был разработан новый инструмент, известный как Индекс медицинского туризма (МТ1). Этот индекс измеряет привлекательность страны для медицинского туризма с точки зрения общей репутации государства, инфраструктуры здравоохранения и туризма, а также доступности и качества медицинских услуг. ИМТ 2016 оценил сорок один пункт назначения на Ближнем Востоке, в Азии, Америке, Африке и Европе (рис. 5). Лучшими направлениями в 2016 году стали Канада, Великобритания, Израиль, Сингапур и Индия [4].
Пока на рынке медицинского туризма наша страна проигрывает и по объёмам, и по привлекательности отрасли. На долю России приходится не более 0,4% этого рынка. В Международном индексе медицинского туризма Россия занимает 34-е место из 41 [5].
На сегодня России ещё предстоит многое сделать в сфере здравоохранения для улучшения качества предоставляемых услуг. Но, несмотря на имеющиеся трудности, туристский поток в Россию «за здоровьем» растет [5].
3. МЕКСИКА 74,17
4. КАНАДА 74,13
4. КАНАДА 77,02
Россия
ТОП"5 ДЕСТИНАЦИЙ
Республика
О Ливан
Марокко Тунис Израиль^ Иордания
Бахрейн
Египет СО Катар
Саудовская Аравия ОАЭ
МИРОВОЙ МЕДИЦИНСКИЙ Оман
ТУРИЗМ 2016: ФАКТЫ п млн туристов
Ш+25% 9 3-4% МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ
*ТЕМПЫРОСТА В ГОД В БЛИЖАЙШИЕ 10 ЛЕТ
ОБЪЁМ РЫНКА ♦.м^гГГГТ~
^439млрд. долл.
- 176 Д^РАНУЧАСТНИЦ-—
Китай
о. Тайвань
Доминиканская Республика
Сингапур
Бразилия
СУБИНДЕКС: КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ (ТОП 51
НДЕКС: РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ДОЦИНСКОГО ТУРИЗМА (ТОП 5)
СУБИНДЕКС: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ТОП 5)
Россия
Вели|
^щдщщщ^щд
Глобальный индекс медицинского туризма (2016 г.)
Турция
Мальта
Рисунок 5 - Глобальный индекс медицинского туризма (2016 г.) Составлено авторами по [4]
С 2015 года основным конкурентным преимуществом стандартизированного лечения в России является снижение его стоимости, которое произошло после девальвации курса рубля. Заметно выигрывают стоматология, микрохирургия глаза, пластическая хирургия.
Точная статистика числа медицинских туристов в России отсутствует. По данным Минздрава, в 2016 году помощь в медицинских учреждениях федерального уровня получили 66,4 тыс. иностранцев, три четверти из них - амбулаторно. В 2015 году въездной медицинский туризм принес стране от 7 до 10 миллиардов рублей, а в 2016 году вырос до 10-15 миллиардов, однако эти цифры не учитывают данные по частным организациям. Более 70% иностранных пациентов, получивших медуслуги в России, -граждане стран СНГ. Около 13% - жители Прибалтики и стран Северной Европы, 10% -туристы из Центральной Европы, Юго-Западной Азии и Китая [5].
Если еще недавно иностранцев в основном привлекала более дешевая российская стоматология, то сегодня их интересуют в основном высокотехнологичные направления в медицине: эндопротезирование суставов, сердечно-сосудистая хирургия, стоматологическое лечение, микрохирургия глаза, экстракорпоральное оплодотворение, онкология [6].
Причин тому несколько. Одна из них - цена медицинского обслуживания по сравнению с аналогами других мировых медицинских центров. Так, например, если стоимость полного диагностического обследования в Германии варьируется в пределах от 1,5 до 15 тыс. евро, в Израиле - от 4,5 до 6 тыс. евро, то в России подобная услуга обойдется в 380-1,2 тыс. долларов. Коронарное шунтирование в России стоит примерно 3,2-3,5 тыс. долларов, а в США - 55-130 тыс. долларов. Лазерная коррекция зрения в США - 4-5 тыс. долларов, а в России - 340-650 долларов. Курс стереотаксической лучевой терапии на установке «КиберНож» в Германии составит в среднем в 15 тыс. - 20 тыс. евро, в США - от 20 тыс. до 200 тыс. долларов, а в России - 280 тыс. - 300 тыс. рублей (около 4 тыс. - 5 тыс. долларов) [6].
Выгодны для европейцев и услуги в сфере репродуктивной медицины. Процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) в России в два-три раза дешевле, чем в Европе. 55% обратившихся для ее проведения - итальянки, поскольку в Италии до недавнего времени данная процедура находилась под запретом. Около 20% составляют англичанки - по причине длительной очереди за донорским биоматериалом, 15% - израильтянки, в их стране жесткие возрастные ограничения, 9% - немки, 2% - американки. Иностранок привлекают сравнительно низкая цена, а также то, что необходимые процедуры оплодотворения в России разрешено проводить законодательно [7].
Также едут из-за рубежа и за услугами эстетической медицины. На 10-40% выросло число иностранных пациентов у российских пластических хирургов с периода девальвации курса рубля. Увеличение груди, блефаропластика, ринопластика и многие другие процедуры привлекают туристов своей стоимостью и высокой квалификацией врачей. В целом пластика для иностранцев в России стоит на 30-35% дешевле, чем на родине. Например, в США нитевая подтяжка стоит 5 тыс. долларов, а в России около 2-2,5 тыс. долларов [8].
Ещё одной причиной популярности российского направления медицинского туризма является то, что часть потока составляют пациенты из стран с невысоким уровнем развития медицины и низким уровнем доходов населения. Большинство въездных медицинских туристов в России - пациенты стран СНГ и ближнего зарубежья, для которых лечение в нашей стране является практически единственной возможностью получить качественное, но при этом доступное медицинское обслуживание.
Спектр направлений, привлекающих иностранцев, довольно широк: стоматология (в первую очередь имплантация и протезирование), урология, гинекология (в основном ЭКО), пластическая хирургия, ортопедия, травматология, сердечнососудистая хирургия, офтальмология [5]. Стоматология остаётся самым популярным медицинским направлением среди иностранцев, которые отправляются на лечение в Россию (рис. 6).
6
■ стоматология I урология и генекология пластическая хирургия " ортопедия и травматология | сердечно-сосудистая хирургия о фтальмол огия
Рисунок 6 - Основные направления въездного медицинского туризма в России, 2016 г.
[11]
Действительно, в РФ сегодня представлен очень широкий спектр медицинских услуг. Но, несмотря на это, от 15 до 80 тысяч наших соотечественников (по различным данным) ежегодно отправляется на лечение за рубеж. Эксперты Российской ассоциации медицинского туризма (АОММТ) отмечают, что российские пациенты за рубежом ищут в основном высокотехнологичную помощь и безукоризненный уровень сервиса, а на последнем месте в их мотивации находится цена, в отличие от медицинских туристов из других стран мира, которые едут лечиться за границу в целях экономии [9]. Например, журнал по онкологии The Lance Oncology (Великобритания) приводит данные, согласно которым в Европе самая высокая пятилетняя выживаемость после онкологических заболеваний наблюдается в Германии, Швейцарии и Австрии - более 60% пациентов. Для сравнения, в странах СНГ данный показатель не превышает 40% [10].
Самыми популярными оздоровительными и лечебными направлениями в 2016 году среди россиян стали: Израиль, Германия, Китай, США, Украина, Индия, Беларусь. Несмотря на 20-30%-ное сокращение в 2016 году объёма выездного медицинского туризма, такие оздоровительные направления категории «люкс», как Швейцария, своих клиентов из России практически не потеряли. Однако стоит отметить, что из-за кризиса и девальвации курса рубля число россиян, предпочитающих лечиться за рубежом, наоборот, снизилось: например, в Израиль, куда чаще всего направлялись за здоровьем россияне, в 2016 году по сравнению с предыдущим годом поток снизился на 60%.
Ухудшение внешней экономической конъюнктуры объективно способствовало активизации внутреннего медицинского туризма в нашей стране. По прогнозам АОММТ, в ближайшие 2-3 года рост рынка данного сегмента в России может составлять от 25 до 30% в год, что говорит о большом подъеме данной отрасли. В 2016 году внутренний медицинский туризм вырос на 16%. Если в 2015 году в других городах России лечились 7-8 млн человек, то в 2016 году - уже более 9 млн человек. Объём затрат на лечение в регионах России пациентов из других городов составил 240 млрд руб. [12].
По данным Российской ассоциации медицинского туризма, доля россиян, которые пытаются сэкономить на лечении за счет поездок в регионы, пока не превышает 4-6% [12]. Наиболее популярной услугой, оказанной медицинским туристам, стали услуги стоматологии (рис. 7).
Основной поток как въездного, так и внутреннего медицинского туризма принимают на себя два крупнейших центра медицинских услуг в стране - Москва и Санкт-Петербург. В клиниках этих двух городов предпочитают лечиться 90% иностранных пациентов [5]. Однако в субъектах РФ существуют региональные центры достойные внимания.
В сложившихся условиях российский потребитель стал «присматриваться» к отечественным медицинским организациям, учитывая, что ряд из них в свою очередь
стараются соответствовать мировым стандартам. К тому же в России сложился ряд медицинских центров, которые известны уникальными технологиями диагностики и лечения. Сегодня «за здоровьем» едут не только в Москву и Санкт-Петербург, но ив Оренбург, Омск, Казань, Новосибирск, Томск. Столица и крупные областные центры предоставляют услуги по оказанию высокотехнологичной помощи, а периферия, курортные зоны - по общему оздоровлению организма.
^^^тш ^_ ■ стоматология
■ урология и генекология
■ косметология и пластическая хирургия
■ офтальмология
■ кардиология и сердечно-сосудистая хирургия
■ прочие медицинские услуги
Рисунок 7 - Основные направления внутреннего медицинского туризма в России,
2016 г. [12]
В отдельное направление можно выделить и крупнейшие специализированные и реабилитационные центры, в которые едут со всей России. Они работают не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах: Нижний Новгород, Екатеринбург, Курган («столица российской ортопедии»), Новосибирск, Уфа и др.
Ещё одно географическое направление внутреннего медицинского туризма в России -из федеральных столиц в провинциальные областные центры. Медицинские услуги в регионах существенно дешевле, чем в центральных клиниках. Поэтому в поисках доступного лечения, не относящегося к категории высокотехнологичного, жители столичных центров всё чаще отправляются в соседние регионы. Ещё несколько лет назад организовывались стоматологические туры из Москвы в близлежащие города, где цена на услуги была в несколько раз ниже. Так, крупными центрами «стоматологического туризма» стали Тверь и Рязань. В целом же, по разным оценкам, услуги дантистов в регионах обойдутся на 30-65 % дешевле [13].
В целом, конечно, медицинский туризм в России пребывает в стадии своего становления. Наша страна располагает значительным потенциалом для его развития и оформления в мощную современную индустрию. Провести сравнительную оценку факторов, влияющих на реализацию потенциала внутреннего медицинского туризма в России, позволяет SWOT-анализ (табл. 1).
Таблица 1 - SWOT-анализ потенциала развития медицинского туризма в России
Сильные стороны Слабые стороны
1. Разнообразие форм и видов отечественного предложения на рынке медицинских услуг. 2. Конкурентные цены, особенно в соотношении «цена - качество». 3. Создание в субъектах РФ медицинских центров и кластеров. 4. Дешевизна отечественных медицинских услуг. 5. Государственная реформа здравоохранения, повышение его доступности и качества. 6. Высокая квалификация профильных докторов. 7. Оснащённость клиник передовым диагностическим и терапевтическим оборудованием, дающим возможность проводить 1. Высокие транспортные тарифы. 2. Неразвитая туристская и транспортная инфраструктура. 3. Слабость отечественного медицинского и туристского маркетинга («плохая упаковка»). 4. Относительно низкий уровень организации работы с пациентами, слабое развитие послеоперационного обеспечения. 5. Отсутствие комплексности медицинских услуг для туристов (лечение + жильё + трансфер и т. п.). 6. Не соответствующий современным требованиям уровень материально-технической базы государственных медицинских учреждений.
клинические исследования, а также высокоэффективные реабилитационные и лечебные процедуры. 8. Наличие научно-исследовательских учреждения для разработки новых методик лечения и диагностик различных заболеваний, инновационных технологи и реализации в сфере практической медицины. 9. Рост государственных инвестиций на приобретение нового медицинского оборудования. 7. Недостаточно высокая квалификация среднего медицинского персонала и нехватка кадров, что отражается на качестве послеоперационного ухода и уровне сервиса. 8. Языковой барьер. 9. Ограниченные возможности медицинской науки. 10. Медленное внедрение новейших протоколов и методов лечения.
Возможности Угрозы
1. Выгодное географическое положение и большой поток иностранных туристов. 2. Территориальная близость к растущим рынкам сопредельных государств. 3. Рост числа лиц, имеющих возможность путешествовать в целях медицинского туризма, как в мире, так и в России. 4. Девальвация национальной валюты, способствующая доступности отечественных услуг (медицинских и туристских) и удорожанию лечения за рубежом. 5. Рост государственного внимания к развитию отечественного здравоохранения и внутреннего туризма. 6. Изменения потребительского поведения россиян (забота о здоровье и готовность платить за медицинские услуги). 7. Создание предпосылок для развития «импортозамещающих» сегментов медицинских услуг в России. 8. Политическая прозрачность, предсказуемость и стабильность общества. 1. Обострение конкуренции на мировом рынке медицинского туризма (особенно со странами Восточной Европы). 2. Негативная репутация отечественного сектора медицинских услуг и негативный имидж отечественного туристского продукта. 3. Низкая осведомлённость россиян о возможностях медицинского туризма в регионах страны. 4. Низкая покупательная способность отечественного населения. 5. Сложный визовый режим. 6. Сокращение доли затрат на здравоохранение в условиях сложной макроэкономической ситуации. 7. Специфика отечественного законодательства, ограничивающая развитие отдельных направлений медицинского туризма (в частности детской трансплантологии).
Источник [9, 14]
Результаты анализа показывают, что основными барьерами развития медицинского туризма в России являются репутационные издержки системы отечественного здравоохранения и «закрытость» страны по отношению к туристам вообще и медицинским в частности (слабая транспортная доступность многих медицинских центров, визовые, информационные и языковые ограничения и т. п.).
Репутация отечественного здравоохранения, не смотря на наличие в государстве клиник международного уровня, действительно существенно снижает интерес иностранных клиентов к лечению в России. В рейтинге Bloomberg эффективности систем здравоохранения в странах мира в 2016 году наша страна заняла последнее место (табл. 2).
Таблица 2 - Россия в рейтинге стран мира по эффективности систем здравоохранения
(2016 г.)
Рейтинг Страна Оценка Рейтинг Страна Оценка
1 Гонконг (Китай) 88,9 15 Франция 56,8
2 Сингапур 84,2 18 Польша 54,6
3 Испания 72,2 21 Великобритания 52,9
4 Республика Корея 71,5 24 Финляндия 51,1
5 Япония 69,2 33 Венгрия 45,9
6 Италия 67,7 39 Германия 42,6
7 Израиль 66,8 48 Беларусь 35,2
8 Чили 65,2 50 США 32,6
9 ОАЭ 64,3 54 Бразилия 28,9
10 Австралия 62,0 55 Россия 24,3
Источник [15]
Бесспорно, методика данного исследования не достаточно совершенна, набор критериев, по мнению многих специалистов, страдает субъективизмом и не отражает реальную картину эффективности медицины в государстве (достаточно заметить, что США в данном исследовании обгоняют Эквадор и Венесуэла), но именно подобные рейтинги формируют общую картину восприятия отечественного продукта на рынке медицинского туризма.
В то время как на имидж США работает масса других индикаторов развития системы здравоохранения. Уровень оказания профессиональной медицинской помощи в гораздо большей степени определяется уровнем обеспечения медицинских учреждений. В большинстве развитых стран мира государственные расходы на здравоохранение составляют не менее 7% от ВВП (рис. 8). В России этот показатель не превышает 3,5%, оставаясь одним из самых низких в Европе.
Швеция Нидерланды Дания Франция Германия Япония США Финляндия Эстония Польша Турция Бразилия Россия Китай Эфиопия Азербайджан Бангладеш
10
9,5
9,2
■ 9
8,7 8,6
8,3
7,3
4,5
4,2
3,8
3,5
■ 3,1
2,9
0,8
Рисунок 8 - Государственные расходы на здравоохранение в отдельных странах
мира (в % к ВВП, 2015 г.) [16]
Авторитет отечественной медицинской науки существенно ослаб в условиях ограниченного финансирования в годы рыночной перестройки хозяйства. Между тем 50% новых лекарственных средств на мировой рынок выводят фармацевтические компании США. Из двадцати последних Лауреатов Нобелевской премии по физиологии или медицине 18 человек были жителями Соединённых Штатов.
В сложившихся условиях России пока сложно будет занять нишу в сегменте хайдевелопентов мирового рынка медицинского туризма, то есть стран, предоставляющих в первую очередь услуги высокотехнологичной медицины. По объективным причинам, это направление не сможет получить массового развития в нашей стране в ближайшее время. Зато у России есть прекрасный шанс занять нишу в сегменте лоукостеров (рис. 9), подобно Индии, Таиланду, Турции, Южной Корее или Сингапуру, предлагая пациентам по более дешёвой цене достаточно стандартные медицинские услуги (например, операции на сердце, почках, других органах, стоматология).
Чтобы лечение в России привлекало больше медицинских туристов из-за рубежа и способствовало развитию внутреннего медицинского туризма необходимо реализовать ряд задач:
Предоставлять услуги комплексно, то есть помимо основного лечения пациента, предлагать транспортировку из аэропорта, жилье для сопровождающих человека родственников и близких, также необходимо обеспечивать оптимальные условия для тяжелобольных граждан.
Готовить высококвалифицированных медсестер со знанием иностранных языков для выхаживания послеоперационных больных.
Налаживать деловые связи с глобальными ассистанс-компаниями, занимающимися помощью гражданам в организации лечения в других странах.
Ввести в отечественную консульскую практику категорию «медицинской визы», позволяющей на основании медицинских документов получать её в ускоренном режиме и дающей возможность использования гибкого графика пребывания в стране.
Россия Малайзия Филиппины Иордания Мексика Бразилия Индия Турция Бельгия Германия Таиланд Чехия ЮАР Сингапур Коста-Рика Нидерланды Великобритания
79
69 68
66
63
60
58 58
56 56 56
48
30
27
25
21 20
Рисунок 9 - Снижение расходов при лечении в отдельных странах мира
(в % к США), [17]
Пока же приезжающие в нашу страну по обычной туристической визе пациенты вынуждены сталкиваться с целым рядом ограничений. Между тем, в странах, успешно реализующих национальные стратегии экспорта туристских услуг, таких, например, как Германия или Малайзия, специальные «медицинские визы» уже давно введены и сроки пребывания по ним, как правило, достаточно длительные - до 6 месяцев. В Малайзии и вовсе при необходимости оказания экстренной медицинской помощи предусмотрен упрощенный въезд в страну для пациента с последующим оформлением въездных документов.
Показателен опыт Израиля - одного из популярных направлений медицинского туризма россиян. Практически все крупные клиники Израиля имеют информационные сайты на русском языке и горячие линии, где ответят на все вопросы. Клиники предоставляют медицинским туристам, кроме собственно лечения, услуги переводчика и бухгалтера, а также транспорт (трансфер из аэропорта и до него, наземный медицинский транспорт и даже санитарная авиация). Также пациенты и сопровождающие обеспечиваются гостиницей или жильем на продолжительное время. Иногда комфортабельные отели располагаются прямо на территории клиники [18]. В целях совершенствования медицинского обслуживания иностранных туристов в 2015 году в Израиле был разработан и принят этический кодекс работников в сфере медицинского туризма - свод обязательных правил и требований для медицинских компаний и клиник, работающих в данной сфере. Кодекс подразумевает
проведение предварительной профессиональной оценки степени необходимости и целесообразности приезда пациента на лечение в Израиль, обеспечение обязательных медицинских процедур во время обследования и лечения, предоставление пациенту понятной прозрачной схемы ценообразования, прохождение курса лечения на понятном для пациента языке и т.д. [19].
Медицинский туризм развивается довольно успешно в соседней Белоруссии. Для развития экспорта медицинских услуг в Белоруссии ввели систему поощрений для работников отрасли, предусмотрели услуги профессиональных переводчиков, разработали порядок оказания медицинских услуг иностранному пациенту по всему циклу лечения от момента поступления в медучреждение до выписки или перевода в другие организации здравоохранения. Белоруссия провела активную маркетинговую и рекламную кампанию, информируя потенциальных потребителей о возможностях национальной медицины [5].
Россия сегодня находится в самом начале этого пути, и нам имеет смысл взять на вооружение стратегию, уже запущенную в сфере экспорта образовательных услуг, а именно - отобрать «якорные» медицинские учреждения и в пилотном режиме отрабатывать механизмы их вывода на мировой рынок.
Наконец, иностранцам неоткуда узнать о возможностях, которые открывает перед ними Россия. За рубежом практически нет информации о возможностях российской медицины. Маркетинговая стратегия привлечения иностранных пациентов на государственном уровне на сегодняшний день отсутствует. Поэтому позиционирование российского бренда на мировом рынке медицинского туризма необходимо начинать и с активной рекламы ведущих центров, и с улучшения общего имиджа отечественной системы здравоохранения.
Ссылки на источники:
1. Орлова, В. С. Перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма в регионе / В. С. Орлова, А. А. Щербакова // Проблемы развития территории № 4 (72) -Издательство: Вологодский научный центр Российской академии наук (Вологда) - 2014 -С. 34-35.
2. Медицинский туризм 2017 - тенденции года / MEDIGO blog. - URL https://www.medigo.com/ru/blog/novosti-i-statyi/medical-tourism2017/ (дата обращения: 04.01.2018).
3. Рынок медицинского туризма в России за 10 лет вырастет до $3 трлн / АМИ. Российское агентство медико-социальной информации - URL https://riaami.ru/2016/08/rossiya-okazalas-na-34-m-meste-v-rejtinge-napravlenij-meditsinskogo-turizma/ (дата обращения: 08.01.2018).
4. Medical Tourism Index (MTI) 2016. - URL https://www.medicaltourismindex.com/ (дата обращения: 18.01.2018).
5. Радченко, Т. Диагноз туриста: За лечением в Россию пока едут в основном из стран СНГ. - Российская газета - Столичный выпуск №7433 (267) - URL https://rg.ru/2017/11/23/kak-razvivat-v-rossii-medicinskij-turizm.html (дата обращения: 17.01.2018).
6. Лечиться в России. Есть ли перспективы у медицинского туризма / Forbes - URL http://www.forbes.ru/biznes/355967-lechitsya-v-rossii-est-li-perspektivy-u-medicinskogo-turizma (дата обращения: 02.02.2018).
7. Иностранки едут за искусственным оплодотворением в Россию / MedicForum. Здоровая красота и красивое здоровье - URL https://www.medikforum.ru/news/health/pregnancy/43052-inostranki-edut-za-iskusstvennym-oplodotvoreniem-v-rossiyu.html (дата обращения: 18.01.2018)/
8. Запад охватила мода на пластические операции в России / Эстетическая медицина. Портал. - URL http://novmed.net/novosti/507-zapad-okhvatila-moda-na-plasticheskie-operatsii-v-rossii.html (дата обращения: 18.01.2018).
9. Медицинский туризма как мировой тренд // Экономика & здоровье. Тематическое приложение к журналу Экономика и жизнь. - 2013. - № 24. - С.1.
10. Стоимость лечения за границей / МедЭкспресс http://www.medical-express.ru/prices
11. Российский рынок въездного медицинского туризма находится на стадии подъёма / Фармацевтический вестник. - URL https://pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/rossijskij-rynok-viezdnogo-meditsinskogo-turizma-naxoditsia-na-stadii-podiema.html#.WmLaNExuKmS (дата обращения: 18.01.2018).
12. Рождественская, Я. Рынок внутреннего медицинского туризма в России за год вырос на 16% / Прайм. Агентство экономической информации. - URL https://1prime.ru/articles/20170321/827274807.html (дата обращения: 18.01.2018).
13. Бубнова, Е. Медицинский туризм по России / Красота и здоровье. - URL https://www.kiz.ru/content/stil-zhizni/puteshestviya/meditsinskiy-turizm-po-rossii/ (дата обращения: 04.01.2018)
14. Герасимов, П. А. Специфика международного рынка медицинских услуг в условиях глобализации // Российское предпринимательство. - 2013. - № 20 (242). - С. 144-151.
15. Bloomberg: Рейтинг стран мира по эффективности систем здравоохранения в 2016 году / Гуманитарные технологии: аналитический портал. - URL http://gtmarket.ru/news/2016/10/08/7306 (дата обращения: 08.01.2018).
16. Россия и страны мира. 2016: стат. сб. - М: Росстат, 2016.
17. Корнюшин, В. Медицинский туризм: растущий рынок больших инвестиционных возможностей / GAAP.RU: Теория и практика управленческого учёта. - URL: https://gaap.ru/articles/Meditsinskiy_turizm_rastushchiy_rynok_bolshikh_investitsionnykh_voz mozhnostey/
18. Медицинский туризм в Израиле / Health-tourism.com. Медицинский туризм доступно. -URL https://ru.health-tourism.com/medical-tourism-israel/ (дата обращения: 19.01.2018).
19. В Израиле принят этический кодекс медицинского туризма / Российская ассоциация медицинского туризма (АОММТ) - URL https://amtrf.ru/v-izraile-prinyat-eticheskij-k.html (дата обращения: 19.01.2018).
Nadezhda Goroshko
Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk
Sergei Patsala
Senior Lecturer
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Russia in the Global Medical Tourism Market
Abstract: the article gives a brief overview of global medical tourism market and its current state. A place of Russia in fast-growing segment of global medical tourism market and main trends of its development have been discussed by the authors. The competitive position of Russia on the world market of international tourism was revealed by tools of SWOT-analysis. Main factors of increasing of domestic and inbound medical tourism in Russia also have been discussed in this article.
Keywords: medical tourism market, healthcare in Russia, tourism in Russia, medical services, competitiveness of the Russian economy.