Научная статья на тему 'Этапы становления мирового рынка медицинских услуг'

Этапы становления мирового рынка медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1364
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ / РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / GLOBAL MARKET OF SERVICES / MEDICAL SERVICES MARKET / MEDICAL TRAVEL / HEALTH CARE SYSTEM / DEVELOPMENT TRENDS OF MEDICAL SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Власова Наталья Юрьевна, Фечина Алена Олеговна

В статье определены основные этапы эволюции мирового рынка медицинских услуг. Проанализированы тенденции развития медицинского туризма. Выявлены отличительные особенности оказания медицинских услуг пациентам-нерезидентам в различных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution Stages of the Global Medical Services Market

The article identifies the main evolution stages of the global health care market. Development trends of health tourism are analysed. In the article the authors discover distinctive features of providing medical services for patients-nonresident in various countries.

Текст научной работы на тему «Этапы становления мирового рынка медицинских услуг»

УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/35-36/2012

^ влАсовА наталья Юрьевна

Доктор экономических наук, профессор кафедры региональной и муниципальной экономики

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-17-90 E-mail: [email protected]

ГР

^ ФЕЧинА Алена олеговна

Соискатель кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-26-03 E-mail: [email protected]

Ключевые слова

мировой рынок услуг

рынок медицинских услуг

медицинский туризм

система здравоохранения

тенденции развития мирового рынка медицинских услуг

Аннотация

В статье определены основные этапы эволюции мирового рынка медицинских услуг. Проанализированы тенденции развития медицинского туризма. Выявлены отличительные особенности

оказания медицинских услуг пациентам-нерези-дентам в различных странах.

Этапы становления мирового рынка медицинских услуг

Такое явление, как «медицинский туризм», появилось много столетий назад. С древних времен пациенты преодолевали значительные расстояния, чтобы получить квалифицированную помощь. Становление международного рынка проходило постепенно, во многом отражая историческое развитие общества и государства в целом. Можно выделить несколько этапов развития международного рынка медицинских услуг: древнеисторический; средневековый; период Возрождения; Новое время; начало-середина XX века; 1980-е годы -настоящее время. Рассмотрим главные особенности данных этапов.

Вести историю медицинского туризма принято со 11-1 веков до н.э. - момента документально подтвержденного путешествия греческих паломников, жаждавших исцеления, к теплым ваннам в святилище Асклепия в Эпидавре на небольшой территории в Заливе Са-роникос [1. С. 27]. Это место считалось пристанищем бога-целителя Асклепия [2. С. 143]. Исследования этого исторического периода показывают, насколько тесной была в древнем мире связь между религией и медициной. В честь своего бога медицины греки возвели храмы Асклепия, которые стали одними из первых в мире центров здоровья. Самым известным был Эпидавр, который состоял из спортзала, змеиной фермы, храма для сна и термальных ванн [2. С. 145]. Другие курорты включали в себя Святилище Зевса в Олимпии, храм в Дельфах. Паломники из других городов и государств приезжали в эти храмы в надежде излечиться от недугов.

В Индии медицинский туризм развивался постепенно, одновременно с ростом популярности йоги и аюрведи-ческой медицины. Постоянные потоки путешественников стекались в Индию в поисках медицинской помощи и духовной поддержки [3]. Вообще в Средневековье Азия стала основным направлением медицинского туризма для желающих оздоровиться. Храмы уступили место больницам. В средневековой Японии горячие минеральные источники «онсэн»

стали популярны по всей стране в связи с их целебными свойствами [3]. Воины начали использовать эти источники, чтобы облегчить боль, залечить раны и отдохнуть от сражений.

В Арабских странах формировались системы здравоохранения, способные удовлетворить мировой спрос на медицинские услуги. В Каире в 1284 г. в бывшем дворце была открыта больница Мансури - одна из самых крупных в мире. Уотт Монтгомери в своей книге «Влияние ислама на средневековую Европу» следующим образом описывал данное медицинское учреждение: «Рассказывают, что в ней было восемь тысяч мест и прекрасное оборудование. Выделены были не только мужское и женское отделение, но и различные категории болезней, такие как лихорадка, глазные болезни, желудочно-кишечные, требующие хирургического вмешательства. Помимо хирургов и терапевтов, среди которых также существовала специализация, в больницах был низший медицинский персонал обоего пола, административный аппарат, фармакологи, при больницах имелись склады, часовня, библиотека, включавшая в себя учебные пособия. При наличии больниц такого уровня неудивительно, что существовали специальные руководства по ведению больничного дела...» [4. С. 57]. Эта больница стала медицинским учреждением для иностранцев, независимо от расы или религии.

Некоторые мусульманские врачи достигли такого положения в медицинской науке, что оказались много выше своих христианских предшественников и почти на уровне величайших из греков

- Галена и Гиппократа, чьи работы получили широкое распространение в мире и явились основой дальнейших исследований. Здесь достаточно назвать двух самых знаменитых: Разеса и Авиценну. За промежуток времени в пять веков (8001300 гг.) получили всемирную известность работы по медицине более чем 70 арабских авторов [4. С. 57].

Период Ренессанса ознаменовался не только возрождением искусства и культуры, но и расцветом медицинско-

Evolution Stages of the Global Medical Services Market

го туризма. Например, село УШе сГЕаих (Город Воды) стало известным в Европе местом паломничества желающих излечиться от недугов в 1326 г., когда здесь обнаружили богатые железом горячие источники [3]. Петр Первый и Виктор Гюго посещали этот оздоровительный курорт. В XVI веке у европейской элиты вновь стали востребованы римские бани. Обрели популярность древние курортные города: Сейнт-Мориц, Баден-Баден, Аахен и Бат.

В России среди знати распространилась мода не только на поездки в курортные города, но и приглашение «заморских» докторов. Уже в XV веке при дворе московских князей были врачи, прибывшие из западных стран. С середины XVI столетия в Москву начали переселяться иноземные врачи, аптекари и хирурги. По личной просьбе Ивана Грозного королева Елизавета посылала ему из Англии врачей, аптекарей и цирюльников. При содействии англичанина доктора Роберта Якоби, который быстро приобрел в Москве прекрасную репутацию, в 1581 г. на территории Кремля открылась первая российская аптека. Она называлась «Государевой», поскольку обслуживала только царя и членов царской семьи. Первоначально лекарства в нее были завезены из Англии, и работали здесь иноземцы - выходцы из Англии, Германии, Голландии [5. С. 265].

В XVIII-XIX веках один из видов медицинского туризма - оздоровительный стал стилем жизни представителей европейской элиты. В то время пользовались популярностью бальнеологические курорты - Карлсбад в Чехии (ныне Карло-ви-Вари), Баден-Баден в Германии, Баден в Швейцарии, Виши во Франции, а также приморские - Ницца во Франции, Монте-Карло в Монако [5. С. 38]. Отдых на этих курортах был привилегией европейской знати, банкиров, фабрикантов, русских дворян, индийских магараджей и американских плантаторов, т. е. обеспеченных слоев населения. Примечательно, что посещались такие курорты, особенно на минеральных водах, преимущественно в зимнее время.

Начиная с XVIII века можно говорить о лечебном туризме в России. Петр I, неоднократно поправлявший свое здоровье на заграничных курортах (в Бадене в 1698 и 1708 гг.; в Карлсбаде - в 1711-1712 гг.; в Бад-Пирмонте - в 1716 г.; в Спа - в 1717 г. и др.) [6. С. 251], решил отыскать в России целебные воды и организовать лечение на них. В 1714 г. при прокладке государственной дороги Санкт-Петербург-Ар-хангельск, в 50 км от Петрозаводска были найдены железистые воды [6. С. 251]. В деревне Дворцы по распоряжению Петра I возвели деревянные строения как для царствующей фамилии, так и для ее свиты. Болеее того, рядом построили жилые корпуса для врачей и приехавших лечиться. Основателем первого санатория стал В. Гекинг, до этого руководивший олонецкими заводами [4. С. 251]. В 1717 г. московский штадт-физик Г. Шо-бер первым описал источники в Пятигорске и Брагунские теплые воды на Тереке. Шоберу принадлежит первое описание кислых вод на Кавказе.

В XIX веке уже не только привозили минеральные воды в бутылках из-за границы. В Казенном ведомстве официально состояло шесть местностей, где находились целебные источники: Кавказ, Старорусские, Липецкие, Сергиевские, Коммернские (Латвия), Бусинские (Польша). Наиболее престижные курортные места - Ливадия, Мисхор, Алупка, Гурзуф, Боржоми и др. - были собственностью царской семьи и высшей аристократии. Принц Ольденбургский, муж сестры императора Александра I Марии Павловны, взял, например, в аренду Гагру [6. С. 251].

В конце XIX века развитие фармакологии вытеснило моду на оздоровительный туризм. Тем не менее в XX веке человек опять обратился к природному лечению, а разрозненные знания о целительных свойствах природных источников сформировались в науку - курортологию. Правда, лишь состоятельные люди могли себе позволить оздоровительные путешествия в США и Европу с целью получения высококачественных медицинских услуг.

^ Natalya Yu. VLASoVA

Dr. Sc. (Ec.), Professor of Regional and Municipal Economics Dprt

Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 221-17-90

E-mail: [email protected]

^ Alyona o. FEcHINA

Applicant for Candidate Degree of Global Economics Dprt.

Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 221-26-03

E-mail: [email protected]

Key words

global market of services

MEDICAL SERviCES MARKET

medical travel

HEALTH CARE SYSTEM

development TRENDS of medical services market

Summary

The article identifies the main evolution stages of the global health care market. Development trends of health tourism are analysed. In the article the authors discover distinctive features of providing medical services for patients-nonresident in various countries.

UPRAVLENETS/ 7-8/35-36/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/35-36/2012

Источники

1. Холлис Дж. Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление. М.: Когито-Центр, 2005.

2. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. М.: Изд-во «Европейский Дом», 2003.

3. Здравоохранение в США // Центральная профсоюзная еженедельная газета «Солидарность». http://www.solidarnost. org/week-them/life-simple-newjersey/ health.html

4. Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. Т. 3. Достижения арабов в науке и философии. Медицина. М.: Наука, 1972.

5. Глушко А.А., Сазыкин А.М. География туризма. Владивосток: Изд-во Дальнево-сточ. ун-та, 2002.

6. Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие. М.: Мастерство, 2002.

7. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. Ростов н/Д: Советский спорт, 2008.

8. History of Medical Tourism. http://www. understanding-medicaltourism.com/history-of-medical-tourism.php

9. Лечение на Кубе. http://medvoyage. info/countries/cuba.html

10. Lunt L., Smith R., Exworty M. Medical Tourism: Treatments, Markets and Health System Implications: A scoping review. OECD Publishing. 2011.

11. Медицинский туризм в Таиланде. http://www.tourgenius.ru/posts/1404/

12. Medical Tourism Statistics. http:// www.understanding-medicaltourism.com/ medical-tourism-statistics.php

13. Ellis S. Global Spas and Medical Tourism // Medical Tourism Magazine. 2009. №13.

14. Mapping the market for medical travel. https://www.mckinseyquarterly.com/ Health_Care/Strategy_Analysis/Mapping_ the_market_for_travel_2134

15. Медицинский туризм в Израиле. http://www.tourgenius.ru/posts/1376/

16. Медицинский туризм в Германии. http://www.tourgenius.ru/posts/1332/

К началу XX века в России насчитывалось 36 курортов, располагающих 60 санаториями общей емкостью 3000 мест [7. С. 50]. К числу наиболее популярных и развитых относились курорты Пятигорск, Боржоми, Саки, Старая Русса, Одесса, Евпатория и Ялта. Кроме того, в аристократической среде считалось хорошим тоном поправлять свое здоровье на зарубежных европейских курортах. К началу 1940 г. в СССР насчитывалось уже 3600 санаториев и домов отдыха почти на 470 тыс. мест. Значительное число санаториев предназначалось для лечения детей. Появились мощные санаторно-курортные комплексы - Большой Сочи, Большая Ялта, Кавказские Минеральные Воды и др. [7. С. 42].

С 1980-х годов медицинский туризм стал индустрией. Начало развития курортной отрасли в мировой промышленности принято связывать с 1986 г., когда в США открылось первое туристическое агентство БраПпСег, специализирующееся на лечебно-оздоровительных турах. Термин «спа» прочно вошел в обиход сначала в США, а затем и во всем мире. Именно в этот период с ростом цен на медицинское обслуживание пациенты начали рассматривать варианты заграничного лечения. Стоматологические, косметические операции и другие, более серьезные виды хирургического вмешательства стали доступны пациентам других стран. Подтверждением этого может служить медицинский туризм в стоматологических целях. Американцы выбирали страны Центральной Америки для установления зубных мостов и протезирования - операций, которые обычно не покрывались медицинской страховкой.

США никогда не имели единой национальной системы медицинского страхования. Финансирование медицины в основном происходит через частные страховые компании, страховки которых добровольно покупают частные лица или их работодатели. Государство в этот процесс не вмешивается: все регулируется рынком. Но на практике такая система привела к тому, что медицина в Америке стала запредельно дорогой. Обычно страховая компания покрывает около 80% расходов на лечение, остальные деньги должен доплатить пациент [3]. Более того, страховые компании имеют широкие возможности дискриминировать людей по состоянию здоровья как до, так и после заключения страхового договора, включая отказ в выплатах. Например, большинство страховок не предполагает оплату медицинских счетов, вызванных

теми заболеваниями, которые были диагностированы до подписания страхового контракта. К этим заболеваниям относятся и те, на которые не был поставлен врачебный диагноз, но которые вызвали симптомы, заставляющие «благоразумного человека» обратиться за соответствующей помощью. Медицинские расходы, вызванные такими заболеваниями, не оплачиваются страховой компанией либо вообще, либо в течение определенного времени (около двух лет) [3].

В конце 1980-х годов на Кубе разработали привлекательную ценовую политику в области офтальмологии, кардиохирургии и косметических процедур, чтобы привлечь иностранцев из Индии, стран Латинской Америки и Европы. По официальным данным, только в 1990 г. Кубу посетили 2 тыс. туристов из разных стран с медицинскими целями [8]. Одним из главных итогов кубинской революции стало создание государственной системы здравоохранения - одной из самых эффективных в мире. По многим показателям здоровья населения Куба опережает страны Западной Европы и США. Например, продолжительность жизни в стране составляет 77,7 года -одно из ведущих мест в мире, а соотношение количества врачей и пациентов составляет 1:170 [9]. Несмотря на экономические трудности, система здравоохранения страны развивается и во многих областях медицины занимает ведущие позиции. Основой для этого служат прекрасная подготовка и профессионализм кубинских врачей, научные исследования в сфере биотехнологий и генной инженерии, разработка уникальных методов лечения. Достижения кубинской медицины в области лечения псориаза и витилиго, ВИЧ/СПИДа, гепатитов, менингитов, болезни Паркинсона и рассеянного склероза, пигментной ретинопатии, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний получили мировое признание. Медицинский туризм является важной статьей кубинской экономики и привлекает ежегодно более 20 тыс. медицинских туристов. Большинство пациентов прибывает из Латинской Америки, Европы и Канады, в последнее время растет число американцев [9]. Наиболее востребованы микрохирургические и лапароскопические плановые операции, программы лечения неврологических и ортопедических проблем, услуги пластической хирургии. Куба знаменита и своими курортами со спа-центрами, ежегодно на них проходят оздоровление около 6 тыс. медицинских туристов [9].

Низкая стоимость

Наиболее современные медицинские технологии 40

Временной фактор 15

Высококвалифицированная медицинская помощь 32

Рис. 1. Решающие факторы при выборе пациентами заграничных лечебных учреждений, %1

Экономический кризис в Азии в 1997 г. и крах азиатских валют побудили эти государства приложить все усилия в области туристического маркетинга для продвижения своих стран на рынки медицинских услуг. Так, Таиланд быстро стал центром пластической хирургии с ценами значительно ниже, чем в западных странах. Например, стоимость коронарного шунтирования в Таиланде практически в 10 раз ниже, чем в США (13 тыс. и 113 тыс. дол. соответственно) [10]. Около 30-50% пациентов иностранцы, так как лечение в Таиланде получается сравнительно дешевым по отношению к другим странам [11]. Инфраструктура страны создавалась с учетом потребностей индустрии медицинского туризма.

Анализируя процессы, протекающие в мировом медицинском туризме сегодня, следует подчеркнуть, что бурный рост рынка медицинских услуг является его основной тенденцией. По данным международной консалтинговой компании, специализирующейся на решении задач, связанных со стратегическим управлением, McKinsey Company, мировой валовой объем медицинских услуг, оказываемых нерезидентам, вырос с 40 млрд дол. в 2004 г. до 100 млрд дол. в 2012 г. [12]. Все больше стран становятся привлекательными в отношении медицинского туризма. На сегодняшний день насчитывается около 72 тыс. спа-курортов в различных уголках мира [13. P. 101].

Популярность медицинского туризма продолжает расти с каждым годом. Эта тенденция обусловлена рядом причин: разница в стоимости медицинского обслуживания, разная специализация (методы обследования и лечения, а также медицинская практика в одной стране могут значительно отличаться), время (проведение срочных внеплановых операций), юридические и этические про-

блемы, связанные с медицинскими процедурами в стране пациента.

Однако, несмотря на то что многие пациенты, отправляющиеся на лечение за рубеж, преследуют сразу несколько целей, большинство (около 40%) едут в другую страну в поиске наиболее современных медицинских технологий (рис. 1). Для больных медицинский туризм - возможность уточнить ранее поставленный диагноз посредством использования современных технологий и, при необходимости, получить в короткие сроки наиболее адекватное лечение. Медицинский туризм особенно актуален для онкологических и сердечно-сосудистых больных, для лечения которых требуется применение наукоемких технологий. Эта категория пациентов уделяет внимание поиску ведущих центров с самым современным оборудованием. Их мало волнует стоимость лечения и близость к месту собственного проживания. Большинство таких пациентов выбирают США.

32% всех пациентов, выбирающих лечение за границей, выезжают из страны, чтобы получить более квалифицированную медицинскую помощь (см. рис. 1). Большую часть этой группы составляют выходцы из развивающихся стран. Для этих пациентов качество оказываемых услуг зачастую нивелирует такие факторы, как стоимость, расстояние, культурные особенности в стране пребывания.

Третья по величине группа включает пациентов, желающих получить как можно более быструю и своевременную медицинскую помощь. В особенности это касается людей, стоящих в очереди на кардиологические и ортопедические операции. Жители Канады и Великобритании имеют государственную страховку, но для того чтобы попасть к специалисту, приходится ждать от пары месяцев до года, а период ожидания оперативного

References

1. Hollis J. Under Saturn's Shadow: The Wounding and Healing of Men. Moscow: Kog-ito-Tsentr, 2005.

2. Marchukova S.M. Medicine in the mirror of history. Moscow: Evropeyskiy dom, 2003.

3. Health care system in the USA // Soli-darnost. http://www.solidarnost.org/week-them/life-simple-newjersey/health.html

4. Montgomery W. The influence of Islam on Medieval Europe. Vol. 3. Achievements of the Arabs in science and philosophy. Medicine. Moscow: Nauka, 1972.

5. Glushko A.A., Sazykin A.M. Geography of tourism. Vladivostok: Publishing house of Far Eastern Federal University, 2002.

6. Sokolova M.V. History of tourism: tutorial. Moscow: Nauka, 2002.

7. Babkin A.V. Special types of tourism: tutorial. Rostov-na-Donu: Sovetskiy sport, 2008.

8. History of Medical Tourism. http://www. understanding-medicaltourism.com/history-of-medical-tourism.php

9. Medical treatment in Cuba. http://med-voyage.info/countries/cuba.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Lunt L., Smith R., Exworty M. Medical Tourism: Treatments, Markets and Health System Implications: A scoping review // OECD Publishing. 2011.

11. Medical travel in Thailand. http://www. tourgenius.ru/posts/1404/

12. Medical Tourism Statistics. http://www. understanding-medicaltourism.com/medi-cal-tourism-statistics.php

13. Ellis S. Global Spas and Medical Tourism // Medical Tourism Magazine. 2009. №13.

14. Mapping the market for medical travel. https://www.mckinseyquarterly.com/Health_ Care/Strategy_Analysis/Mapping_the_mar-ket_for_travel_2134

15. Medical travel in Israel. http://www. tourgenius.ru/posts/1376/

16. Medical travel in Germany. http:// www.tourgenius.ru/posts/1332/

UPRAVLENETS/ 7-8/35-36/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/35-36/2012

Рис. 2. Доля пациентов, предпочитающих лечение за рубежом, в зависимости от гражданства, % 1

вмешательства может доходить до 2 лет. Поэтому канадцы и британцы также едут за медицинской помощью в страны, в которых можно пройти нужные процедуры и получить лечение вне очереди. Количество времени ожидания в стране напрямую зависит от государственных инвестиций в сферу здравоохранения. Своевременные вложения в отрасль будут способствовать развитию отечественной медицины и сократят отток пациентов из страны. Так, например, в Великобритании в результате реформы здравоохранения время ожидания плановой операции по замене коленного и тазобедренного суставов сократилось за прошедшие несколько лет практически в 2 раза [14].

Несмотря на то что лишь 13% пациентов озабочены поиском медицинских центров, предлагающих наиболее низкие цены на оказание услуг, этот сегмент имеет наибольший потенциал для дальнейшего роста (см. рис. 1). Так как стоимость оказания услуг в разных странах может существенно различаться, приверженцы медицинского туризма имеют возможность в зависимости от процедуры сэкономить значительную сумму денег. К примеру, в Соединенных Штатах стоимость операции по замене клапана аорты составляет более 150 тыс. дол., в Мексике - около 18 тыс. дол., а в Индии

- всего 9,5 тыс. дол. [10].

Медицинский туризм приобретает глобальные масштабы. Пациенты, предпочитающие лечение за рубежом, могут быть состоятельными и не очень, жить в странах с разным уровнем доходов. Выходцы из стран Африки, Азии, Европы, Ближнего Востока и Северной Америки находят приемлемые варианты лечения в соседних странах и на других континентах. Например, у европейцев наибольшей популярностью пользуются медицинские центры и спа-курорты Азии (39%), Северной Америки (33%) и Ближнего Востока (13%). 45% американцев едут на лечение в страны Азии. Жители Латинской Америки преимущественно (87%) предпочитают США, Канаду и Мексику (рис. 2). Можно сказать, что медицинский туризм не имеет границ.

За последние годы медицинская туристическая отрасль в Малайзии пережила существенный рост. Число пациен-тов-нерезидентов за пять лет выросло в 4 раза. Около 150 тыс. человек за последний год посетили Коста-Рику для прохождения стоматологических процедур и пластических операций. Доход Индии от оказания медицинских услуг нерезидентам составил в 2011 г. 2,2 млрд дол. По официальным данным, больше 250 тыс. пациентов ежегодно посещают Сингапур в целях пластической хирургии. Большинство из них - выходцы с Ближнего Востока [12]. В битве за потребителей

государства идут на различные уловки. Индия предлагает самую низкую стоимость услуг; Куба делает ставку на персонифицированное обслуживание; Канада выделяет свою систему медицинского обследования и фонд высокотехнологичного оборудования.

Активно развивается медицинский туризм и в странах СНГ. Поездки на лечение за рубеж в страны Европы и США стали обычным делом. Пациентов привлекает современное высокотехнологичное оборудование в ведущих медицинских центрах, высокая квалификация персонала, реабилитационный уход и инфраструктура. Принято считать, что из стран СНГ лучший уровень медицины можно найти в ведущих медицинских центрах России. Именно поэтому зачастую жители ближнего зарубежья останавливают свой выбор на крупных государственных и частных российских центрах. Для жителей России и стран СНГ традиционно популярными направлениями медицинского туризма являются Германия и Израиль.

Израиль остается на протяжении долгого времени мировым лидером в области медицинских исследований и высокотехнологичного оборудования. Страна поддерживает высокие стандарты здравоохранения, которые доступны как для израильтян, так и для граждан других стран. Это привело к появлению медицинского туризма в Израиле.

мировой

уровень

*

и

ю

о

о

п.

>

минимально

допустимый

уровень

обслуживания

важен высокий уровень оказания медицинской помощи по низкой цене

Характеристика страны:

1) низкий уровень ввп;

2) преимущественно аграрная экономика;

3) страна не пользуется популярностью среди туристов;

4) низкая заработная плата медицинского персонала;

5) медицинские учреждения ориентированы на пациентов-нерезидентов

важен уровень развития страны

Характеристика страны:

1)средний уровеньввп;

2) преимущественно индустриальная экономика;

3) средняя/высокая привлекательность страны для туристов;

4) ведущие медицинские центры страны ориентированы на пациентов-нерезидентов

Необходимо получение наивысшего уровня обслуживания

Характеристика страны:

1)высокий уровеньввп;

2) превалирующая доля промышленности в экономике;

3) страна пользуется высокой популярностью среди туристов;

4) ведущие медицинские центры с мировым именем ориентированы на пациентов-не-резидентов

Иизкая

Стоимость лечения

высокая

Рис. 3. Соотношение развития стран и уровня стоимости медицинских услуг1

В 2011 г. 1,5 млн американцев совершили туры в Израиль на лечение [15]. Во всех больницах Израиля сейчас функционируют туристические медицинские центры, в которых работают профессиональные русскоговорящие врачи и специалисты. В больницах можно получить консультации и пройти лечение практически по всем направлениям здравоохранения: ортопедия, онкология, кардиология, урология, пластическая хирургия и реабилитация после травм, а также лечение ожирения и бесплодия.

На протяжении долгого времени немецкие больницы остаются главным пунктом назначения медицинского и оздоровительного туризма в Европе. В соответствии с немецким законодательством медицинские центры должны проходить программную проверку эпиднадзора под контролем государства. По данным статистики Всемирной организации здравоохранения, в Германии работает в среднем 368 врачей на 100 тыс. жителей, что превышает средние показатели США и Канады (около 214 врачей на 100 тыс. населения) [16]. Врачи проходят строгую и тщательную подготовку, прежде чем приступить к практической деятельности.

В настоящее время уже закончился период формирования международного рынка медицинских услуг со своей инфраструктурой (медицинским менеджментом, аккредитующими органами, агентствами медицинского туризма и туроператорами, специалистами в сфере

медицинских путешествий). Даже в условиях финансового кризиса медицинский туризм развивается и оказывает все большее влияние на национальные системы здравоохранения и деятельность страховых компаний, которые все чаще соглашаются оплатить лечение клиентов в зарубежных клиниках.

В то время как многие страны извлекли выгоду из развития мирового рынка медицинских услуг, американская и западноевропейская системы здравоохранения рискуют потерять миллиарды долларов, если эта тенденция сохранится. С другой стороны, медицинский туризм определенно оказывает положительное влияние на экономическое развитие стран, являющихся излюбленными у пациентов: Куба, Мексика, Коста-Рика, Панама, Бразилия, Малайзия, страны Северной Америки и Европы.

Если несколько лет назад основными игроками на глобальном рынке медицинских услуг были компании-посредники между пациентом и иностранной клиникой, то с развитием Интернета все больше людей осуществляют поиск места самостоятельно. Высокая конкуренция привела к тому, что в сегменте медицинского туризма большую прибыль могут получить только достаточно крупные игроки с многолетним опытом.

Тем не менее обращение в посредническую компанию иногда становится неизбежным (недостаток времени на самостоятельное изучение цен, отзывов на врачей и выбор подходящего медицин-

ского учреждения, проблемы с оформлением документов в иноязычной стране). Обычно комиссия компании-посредника составляет до 20% от стоимости лечения [14]. Ведущие специалисты в области международного медицинского туризма советуют при выборе компании обратить внимание на историю ее создания и развития, отзывы предшественников, прозрачность оказания и оплаты услуг, а также оценить собственные финансовые возможности (рис. 3). При выборе иностранного поставщика медицинских процедур крайне важно, чтобы эти больницы и клиники соответствовали международным стандартам.

С постоянным увеличением в мире потока пациентов-нерезидентов ускоренное развитие получил медицинский туризм, затрагивающий не только промышленность здравоохранения, но и туристическую отрасль. В свою очередь, медицинский туризм породил новую концепцию современного здравоохранения. Не имея возможности решить медицинскую проблему в своей стране, пациент выбирает страну, врача и клинику, где ему могут предложить самое современное и своевременное обследование и лечение. В условиях глобальной экономической конкуренции феномен медицинского туризма, несомненно, способствует более быстрому развитию медицины за счет современных технологий и улучшения обслуживания пациентов.

UPRAVLENETS/ 7-8/35-36/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.