Научная статья на тему 'Оздоровительная ходьба как средство повышения двигательной активности студентов специальной медицинской группы'

Оздоровительная ходьба как средство повышения двигательной активности студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мугаттарова Э.Р., Насибуллина Д.М., Савиценко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оздоровительная ходьба как средство повышения двигательной активности студентов специальной медицинской группы»

Оздоровительная ходьба как средство повышения двигательной активности студентов специальной медицинской

группы

Э.Р. МУГАТТАРОВА ДМ НАСИБУЛЛИНА Е.А. САВИЦЕНКО

В современном обществе существует мнение, что здоровье человека является личным делом каждого. Многие люди склонны считать, что здоровье или нездоровье определяют обстоятельства и совершенно не зависят от их воли.

Вопреки данному мнению, здоровье человека не должно рассматриваться как его личное дело. С точки зрения социологии, каждый человек - неотъемлемое звено человеческого общества, и, следовательно, состояние здоровья каждого человека является уже не личной проблемой, а социальной, общественной. О здоровье населения должно заботиться само общество, вовремя принимая действенные меры к его сохранению, укреплению и восстановлению. Ведь здоровье человека лишь в определенной степени зависимо от наследственности. Гораздо больше оно зависит от внешних факторов, имеющих социальную природу. Именно эти факторы и делают совершенно здорового от рождения человека с достижением определенного возраста, зачастую даже юношеского, обладателем множества заболеваний.

В связи с пониженным уровнем физического развития детей и подростков в школе существенно повысилось количество студентов, освобожденных от занятий физической культурой в высших учебных заведениях (вузах). Недостаточность двигательной активности у подрастающего поколения, провоцирует ухудшение функций всех систем организма.

Условия современной цивилизованной жизни сопровождаются резким снижением необходимой двигательной активности, что непосредственно связано с отрицательными последствиями, которые влияют на нормальное развитие индивидуума, его

физических и психических способностей; ведут к резкому снижению функциональных возможностей; развитию патологических состояний; отрицательно влияют на демографические показатели и ведут к обострению проблемы генофонда. Это связано не только с изменениями, произошедшими в экономике, экологии, условиях труда и быта российского населения, но и с недооценкой в обществе оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, что отразилось дефицитом на гармоничном развитии личности.

Физическая культура в вузе представлена как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Она способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивает формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство студенческой молодежи. Понимание физической культуры личности студента как ценности может стать действенным фактором формирования резервов различных видов физической культуры, формирования прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ценностей физической культуры, как вида культуры будущего специалиста.

Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи -одна из главных задач, стоящих на сегодняшний день перед Уфимским государственным нефтяным техническим университетом (УГНТУ). Решение данной задачи требует разработки и внедрения технологий, сберегающих здоровье, направленных на реализацию эффективных способов профилактики заболеваний и реабилитацию студентов средствами физического воспитания.

В начале учебного года в УГНТУ все студенты с 1-го по !У-й курс в зависимости от состояния здоровья по результатам медосмотра разделяются на отделения: основное, подготовительное, специальное и группу лечебной физкультуры. Это помогает более организованно подойти к занятиям физической культурой в университете. Занятия в таких учебных группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки.

В процессе изучения здоровья студентов-первокурсников, которое проводилось по такому показателю, как состояние здоровья, было выявлено, что основную группу составили 27%,

подготовительную - 15%, специальную - 50% и ЛФК - 8%. На диаграмме 1 представлены результаты изучения здоровья по показателю - группа здоровья первокурсников 2010-2011 учебного года (осенний семестр).

Диапазон заболеваний достаточно широк. Наиболее распространенными являются заболевания сердечнососудистой и дыхательной систем, а также нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА).

В период обучения в школе учащихся с нарушениями ОДА часто освобождали от занятий физической культурой, несмотря на то, что они в большей степени нуждались в корригирующих физических упражнениях. В связи с этим, нарушения ОДА в вузе занимают особое место среди заболеваний, выявленных особенно у студентов первокурсников УГНТУ, так как нарушения осанки и сколиозы разных степеней зафиксированы у 75% занимающихся физической культурой в СМГ университета. В свою очередь деформация позвоночника ведет к различным нарушениям функций внутренних органов. Поэтому одной из главных задач на занятиях физической культурой для таких студентов является коррекция осанки.

Количество студентов-первокурсников с заболеванием сердечно-сосудистой системы, отнесенных в специальную медицинскую группу (СМГ), составило 27%. Возникновению сердечно-сосудистых заболеваний в студенческом возрасте

Диаграмма 1

Студенты-первокурсники 2009-2010 учебный год

способствуют гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки (курение, употребление алкоголя), стрессовые ситуации и эмоциональные перегрузки.

Хронические заболевания дыхательной системы в СМГ были выявлены у 30% студентов-первокурсников УГНТУ. Именно с такими категориями занимающихся организация работы требует разработки инновационных подходов, средств и методов, форм физической культуры.

Наиболее популярная форма функционирования физической культуры в нефизкультурных вузах - физическая рекреация. Она удовлетворяет потребности студентов в нерегламентированной двигательной деятельности, адекватной их субъективным потребностям и возможностям, содействуя при этом оптимальному функционированию их организма. Специфическая особенность физической рекреации заключена в легкодоступных физических упражнениях и их комплексах, массовых видах спорта в упрощенных формах для активного отдыха молодежи, получении долгосрочного эффекта от этого вида деятельности.

Основу содержания физической рекреации составляет деятельность по использованию физических упражнений для удовлетворения специфических биологических, эстетических и социальных потребностей студенческой молодежи. На занятиях физической культурой в вузе проводятся упражнения на месте, в движении , индивидуально, в парах, в тройках, в четверках, в кругу, а также в различных положениях: стоя, сидя, лежа, на коленях. Активно используется различное оборудование, такое, как гимнастические скамейки, гимнастические стенки, гимнастические палочки, скакалки, коврики, различные мячи (медицинболы, фитболы, волейбольные, баскетбольные, теннисные и для минифутбола).

В начале учебного года СМГ условно была разделена на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. КГ составили студенты технологического факультета (ТФ) в количестве 58 человек (юноши), ЭГ - горно-нефтяного факультета (ГНФ) в количестве 58 человек (юноши). В начале педагогического эксперимента были определены следующие задачи физического воспитания студентов, отнесенных к СМГ:

1) укрепление здоровья и повышение защитных сил организма;

2) освоение двигательных умений, навыков и качеств;

3) улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;

4) постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок и обучение способам самоконтроля;

5) расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

6) формирование волевых качеств личности и повышение интереса к регулярным занятиям физической культурой;

7) овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания.

В КГ занятия проводились по программе дисциплины «Физическая культура» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. На занятиях физической культурой в ЭГ использовались различные формы оздоровительной ходьбы [2], такие, как:

1. Спортивная ходьба, используемая преимущественно в виде порядковых (строевых) упражнений и лечебной гимнастики (построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания строя, упражнения для организации внимания);

2. Корригирующая ходьба, направленная на устранение нарушений, обучение и совершенствование правильной методики ходьбы (разновидности ходьбы - на носках, на пятках, на внешнем и внутреннем крае стопы, в полуприседе, в приседе, перекрестным шагом, с высоким подниманием бедра, с захлёстом голени назад и т.д.);

3. Лечебная ходьба по ровной трассе используется в спортивном зале и на открытом воздухе, т. е. на стадионе. Дозируется расстоянием (до 3000 метров), временем прохождения дистанции, темпом, ритмом продвижения, количеством интервалов для отдыха и их продолжительностью;

4. Лечебная ходьба по трассе, имеющей подъем (терренкур), проводится в живописной парковой зоне, расположенной рядом с университетом на крутом берегу реки

Белой (парк Победы). Занятия проводятся на существующих дорожках парка, которые имеют различный угол подъема в связи со специфическим рельефом местности. Дозируется терренкур по

такому же принципу, что и ходьба по трассе, но при этом учитывается угол подъема трассы , который делится по трудности на четыре категории (5, 10, 15 и 20 градусов).

Все формы лечебной ходьбы направлены на восстановление опороспособности и механизма походки, улучшение подвижности суставов и укрепление мышц нижних конечностей, формирование компенсации, активирование вегетативных функций и восстановление адаптации к нагрузкам различной интенсивности. Чередование напряжения и расслабления во время ходьбы создает благоприятные условия для работы органов кровообращения, дыхания и нервной системы.

Функциональное состояние студентов СМГ оценивалось по следующим показателям: абсолютная мышечная масса, жизненный индекс (служит для определения функциональных возможностей аппарата внешнего дыхания), 12-минутный тест Купера (для определения физической работоспособности), проба Штанге (для выявления достаточности кровообращения (сердца, сердечнососудистой системы)).

Анализ результатов проведенного исследования показал, что все изучаемые показатели, как в контрольной, так и в экспериментальной группах в начале учебного года у студентов-первокурсников достоверных различий между собой не имеют, что говорит об однородности сравниваемых групп и возможности дальнейшего проведения эксперимента.

В конце педагогического эксперимента абсолютная мышечная масса в КГ составила 13,5 % (р< 0,05), в ЭГ на 19,7% (р< 0,05), жизненный индекс в КГ увеличился до 7,6% (р< 0,05), в ЭГ до 15,3% (р< 0,05), исследуемый показатель 12-минутного теста Купера повысился в КГ на 8,4% (р< 0,05), в ЭГ на 14,4% (р< 0,05), показатель пробы Штанге в конце эксперимента повысился в КГ на 6,9% (р< 0,05), в ЭГ на 16,1% (р< 0,05).

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что используемая программа лечебной ходьбы для студентов СМГ на занятиях физической культурой позволяет улучшить их физическое развитие, двигательную и функциональную подготовленность, психоэмоциональное состояние, а также имеет оздоровительный эффект, связанный с повышением физической работоспособности занимающихся. Таким образом, из диаграммы 2 видно, что в осеннем семестре 2010/2011 учебного года количество студентов в

СМГ уменьшилось за счет улучшения их функционального состояния.

Диаграмма 2

Студенты-второкурсники 2010-2011 учебный год ЛФК 44 1

гр\ппа

Подготов1 ггельная группа 2 8° о Основная группа 49%

1. Бурок Л.В. Организация физического воспитания молодежи в специальных медицинских группах / Л. В. Бурок [Текст]: Метод. указ. / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л.: 1989. - 64 с.

2. Гайс И.А. Оздоровительная ходьба / И.А. Гайс [Текст]. -М.: Советский спорт, 1990. - 48 с.

3. Детков Ю.Л. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем / Ю.Л. Детков, В.А. Платонова [Текст].-СПб: СПбГУИТМО, 2008. - 96 с.

4. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник / В.А. Епифанов [Текст]. - М.: Медицина, 2005. - 304 с.

5. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич [Текст] -М.: Гардарики, 2004. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.