Список использованной литературы
1. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология / А.С. Вартанов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 79 с.
2. Глазов М.М. Экономическая диагностика предприятий: новые решения / М.М. Глазов. - СПб: СПбГУЭФ, 2006. - 194 с.
3. Мишин В.М. Исследование систем управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 340 с.
4. Файоль А. Общее и промышленное управление: пер. с фр. / А. Файоль. - М.: Контроллинг, 2007. - 111 с.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
О.Е. Дорохова, преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Повышение качества подготовки современного специалиста обусловлено степенью соответствия образовательной системы актуальным и перспективным социально-экономическим потребностям страны, запросам личности, общества и государства.
Согласно стандартам ИСО серии 9000 [2], под качеством следует понимать степень соответствия свойств какого-то объекта (продукта, услуги, процесса) некоторым требованиям (нормам, стандартам). Таким образом, качество высшего образования - это сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам. При этом следует учитывать, что к определению качества высшего образования необходим многосторонний подход.
Качество реализации процесса обучения формируется на основе следующих критериев [3]:
- критерия оценки потенциала обучающихся, представляющего «вход» в систему обучения;
- критерия содержания программ обучения;
- критерия учебно-методической базы обучения;
- критерия материально-технической, лабораторной, учебно-практической базы учебного заведения ВО;
- критерия образовательных технологий;
- критерия содержательно-технологического базиса контрольных процедур;
- критерия профессорско-преподавательских, научно-исследовательских кадров;
- критерия профессионального воспитания молодых специалистов в системе образования;
- критерия управления (руководства), образовательного менеджмента в системе обучения.
Таким образом, для интегративной оценки эффективности и результативности функционирования системы обучения специалистов используются такие показатели, как:
а) качество учебного процесса (качество учебных планов и программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации; качество учебно-методической работы и содержательно-технологического, научно-методического обеспечения образовательного процесса; качество административно-организационных и процессуально-деятельностных процессов; качество преподавательского состава: профессиональная квалификация, уровень профессиональной компетентности, включенность в научно-исследовательскую и инновационно-проектную деятельность);
б) качество результатов обучения (уровень сформированности у выпускников различных видов компетенций специалиста ГПС, уровень развитости профессионально важных качеств специалиста; уровень трудоустройства выпускников по вновь полученной специальности, специализации в системе МЧС; уровень удовлетворенности профессионально-образовательных и личностно-развивающих запросов выпускников; уровень научных достижений - прикладных и фундаментальных - профессорско-преподавательского состава в социальной профессиональной сфере; уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов и др.).
Качество профессиональной подготовки специалиста ГПС имеет свою специфику и обладает определенными свойствами [5]:
- непрерывностью - формируется на всех этапах подготовки специалиста, с момента разработки квалификационной характеристики и до выполнения служебных обязанностей в подразделениях ГПС;
- адаптивностью, т.к. со времени определения требований к специалисту до окончания им вуза проходит определенный период, за который данные требования могут измениться;
- иерархичностью, вследствие подчиненности отдельных этапов и элементов подготовки друг другу;
- взаимосвязанностью всех этапов подготовки.
С учетом указанных свойств, разработана структура процесса формирования качества профессиональной подготовки специалиста ГПС (рис. 1).
Из рисунка 1 видно, что процесс формирования качества начинается на этапе обучения в школе (профессионально-техническом училище, школе кадетов), но из-за слабой связи «школа - вуз» данный этап в сферу влияния вуза не входит.
Следующий этап «подготовка абитуриентов и их профориентация». Профессиональная ориентация рассматривается как система выявления
способностей и управления мотивами выбора профессии абитуриентом. Исследования, проведенные по определению мотивов выбора учащимися профессии инженера пожарной безопасности, показывают, что абитуриенты, в своем большинстве, выбирают ту профессию, которую они лучше знают, располагают определенными возможностями для ее овладения.
Главной целью этапа «набор курсантов на 1-й курс» является отбор в обучающихся лучших абитуриентов, способных по своим знаниям, моральным, деловым психологическим и физическим данным обучатся в вузе ГПС. Оценка качества набора осуществляется по результатам первого года обучения.
Профориентации в школе
Оценка К"] 1В в подразделениях ГПС после ] -] о ода службы
Служебная деятельность выпускниковч подразделениях
ГНС
11рофессиональное распределение выпускии кон
С тажировка ы подразделениях
ГНС
Подготовка абитуриентов и повышение их квалификации
Анализ требований
ГПС и опенки качества подготовки выпускника -КПВ
Уровень развития пожарной науки и техники
Текущий и итоговый контроль качес гва
Набор курсантов па 1 -ый курс
Оценка качества
набора (по окончании 1-го курса)
Совершенствование модели выпускника (квалификационные характеристики)
Методическая и техническая подготовка УВП
Формирование компетенций
Рис. 1. Этапы формирования качества подготовки специалиста ГПС
Последующий ответственный этап в формировании качества подготовки специалистов - обучение и воспитание курсантов, их профессиональная и психологическая подготовка. Профессиональную подготовку в свою очередь можно представить в виде трех взаимосвязанных процессов формирования качества:
- разработки квалификационной характеристики выпускника вуза;
- ведения учебно-воспитательного процесса в вузе;
- собственно процесса обучения.
Связь между этими процессами обусловлена невозможностью обеспечить качество в процессе обучения и воспитания при несовершенной модели специалиста. И, с другой стороны, нельзя обеспечить высокое качество при низком уровне технологии обучения. Уровень качества подготовки специалистов на данных этапах определяется по результатам внутривузовского контроля и контроля практической деятельности в подразделениях ГПС [4].
Приобретение практических навыков по специальности продолжается в процессе стажировки, в ходе которой обучающиеся приобретают опыт работы
на штатных должностях.
Завершается процесс формирования качества в вузе ГПС распределением специалистов согласно их должностному предназначению. Профессиональное распределение предполагает систему мер, способствующих целенаправленному назначению выпускников на первичные должности в комплектующие подразделения ГПС, при котором оптимально сочетаются конкретные функциональные требования предстоящей деятельности к специалисту с уровнем его подготовки, моральными и психологическими особенностями [5].
Дополнительной задачей контроля качества подготовки специалистов является определение причин несоответствия результатов функционирования педагогической системы заказу подразделений ГПС.
Оценка качества подготовки специалистов осуществляется по показателям их успеваемости в вузе и результатам служебной деятельности в подразделениях ГПС.
Окончательно судить о качестве подготовки специалиста можно лишь при анализе служебной деятельности выпускника в подразделениях ГПС по уровню профессиональной подготовленности и степени сформированности личностных качеств офицера. Одновременно эти данные служат для определения степени соответствия качества подготовки требованиям ГПС МЧС России.
Переход вузов ГПС МЧС России на новые учебные программы, реализующие компетентностный подход в обучении, потребовал совершенствования контроля качества подготовки специалистов, т.к. традиционная методика оценки усвоения учебных дисциплин не в полной мере отражает динамику воплощения данного подхода к обучению.
В основу при разработке новых методик оценки вузовской подготовки будущего специалиста государственной противопожарной службы положено:
- отбор для контроля наиболее значимого учебного материала, необходимого для дальнейшей учебной и практической деятельности;
- создание по каждой учебной дисциплине фонда контрольных заданий;
- оптимизация периодичности текущего контроля;
- повышение объективности оценки знаний, умений и навыков;
- интеграция контроля по нескольким учебным дисциплинам;
- проведение контроля по этапам подготовки и видам деятельности;
- внедрение рейтинговой системы оценок;
- широкое внедрение компьютерных технологий и новых информационных технологий для хранения, обработки, анализа и передачи информации о качестве подготовки специалиста и состоянии факторов процесса обучения.
Выполнение указанных требований будет способствовать достижению цели контроля качества подготовки специалиста - объективной оценке степени выполнения целей первоначального профессионального обучения.
Отсюда можно сформулировать как минимум две первоочередные задачи первоначальной профессиональной подготовки курсантов.
Первая - повышение уровня подготовки за счет совершенствования технологий обучения, применяемых сегодня в высшей школе, и широкого внедрения в учебный процесс информационных и телекоммуникационных средств, т.е. создание в вузе специальной профессионально-ориентированной обучающей среды, способствующей возникновению и развитию информационного взаимодействия между обучающимися и преподавателями на основе использования современных технологий обучения.
Вторая - овладение курсантом вузов МЧС ключевых компетенций, выработка качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
1. Васильева Л.И., Организационно-педагогические условия формирования внутривузовской системы качества профессионального образования / Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2004. - 41 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные понятия и словарь (ISO 9000:2005).
3. Грешных A.A. Модели системы управления образовательным процессом в вузах МЧС России: Монография. - СПб.: СПб ИГПС МЧС России. - 2004. - 182 с.
4. Овсяник А.И. Образовательные стандарты третьего поколения по направлению Техносферная безопасность и задачи по их эффективной реализации. http://umc-agps.ru/210411-pz-ovsya.php
5. Узун Л.С. Научное управление качеством образовательного процесса вуза: Монография. - СПб.: Сенсор. — 2001. - 230 с.
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК
А.С. Дубровин, профессор, д.т.н., доцент, П.А. Васильев, курсант, Р.Д. Апсалямова, курсант, Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж
В настоящее время информационные технологии используются повсеместно. Нет области, где бы ни применялись компьютерные технологии, автоматизация технологических процессов работы, базы данных и т.д. информационная инфраструктура включается в себя все технические средства обеспечения, организационную структуру отдела или предприятия и информационную структуру.
Проблемы управления становятся достаточно явными, когда необходимо управлять большими объемами информации. Для того, чтобы все аспекты