Педагогические науки
УДК 378.146
К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ
Резниченко С.А., Калайдов А.Н., Подкосов С.В.
В статье изложены подходы к разработке методов оценки и прогнозирования готовности курсантов, слушателей, студентов образовательных организаций высшего образования ГПС МЧС России к исполнению служебных обязанностей. Практическая реализация этих методов направлена на совершенствование уровня профессиональной подготовки и обеспечение комплектования подразделений МЧС России высококвалифицированными специалистами. Ключевые слова: образовательная деятельность, качество образования, рейтинговая оценка качества образования.
THE QUESTION OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES AT THE ACADEMY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA
Reznichenko S.A., Kalaidov A.N., Podkosov S.V.
The article considers proposals for the development of assess and prediction methods of the professional willingness to perform the duties by the students, who study in the higher educational institutions of the Federal fire service EMERCOM of Russia. The practical realization is aimed to improve the level of professional skills and to provide the manning of the EMERCOM of Russia departments with the highly qualified specialists.
Keywords: educational activity, quality of education, rating assessment of quality of education.
Мировые и отечественные тенденции развития общества порождают новые требования к качеству образования, к личностным и профессиональным способностям специалиста. Происходящие в нашей стране политические, экономические и социальные изменения закономерно приводят к модернизации отечественной системы образования, которые также затронули и систему образования в МЧС России. Так, Департамент кадровой политики (далее - ДКП) МЧС России, в котором проводится ряд научно - исследовательских работ, направленных на решение задачи прогнозирования готовности обучающихся высших учебных заведений ГПС МЧС России к выполнению профессиональных обязанностей в процессе дальнейшего прохождения службы.
Целью работы является разработка методов оценки и прогнозирования готовности обучающихся в образовательных организаций высшего образования ГПС МЧС России к исполнению своих обязанностей.
В стандарте ГОСТ ISO 9000 - 2011 и в специальной литературе качество образовательной деятельности определяется как степень её соответствия целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам [1;2;3].
В мировой и отечественной практике образования существуют различные варианты оценки качества образовательной деятельности: -использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической пятибалльной системы;
- суммирование результатов текущего и экзаменационного контроля в итоговой оценке, что позволяет более равномерно распределить учебную нагрузку курсантов, слушателей (студентов) и повысить эффективность учебной деятельности;
- введение индивидуального рейтинга курсантов, слушателей (студентов) как основного показателя успехов в обучении;
- использование компьютерного тестирования.
Подготовка конкурентоспособного специалиста пожарной безопасности требует разрешения противоречий между:
- знаниевой ориентацией содержания подготовки и личностным развитием будущего специалиста;
- традиционным подходом к оценке качества подготовки специалиста и складывающимся рынком образовательных услуг;
- потребностью в появлении системы эффективных диагностических методик оценки качества подготовки специалиста и недостаточностью научно-методического обеспечения текущего и итогового контроля оценки качества подготовки;
- требованиями, предъявляемыми к специалисту рынком труда, и готовностью преподавателей к подготовке конкурентоспособного специалиста;
- сложившейся системой оценки уровня подготовки специалиста и ориентацией выпускника на адекватную оценку своих профессиональных качеств.
Конкурентоспособность специалиста можно рассматривать как интегральный показатель качества подготовки в том случае, если:
• научно обоснованы критерии и показатели оценки качества профессиональной подготовки специалиста;
• найдена адекватная целям и задачам оценивания технология взаимодействия в системе «преподаватель - студент»;
• разработаны конкретные пути использования новой модели оценивания качества подготовки конкурентоспособного специалиста.
К факторам повышения качества образования обычно относят:
- управление целями, задачами и содержанием образования;
- кадровое и методическое обеспечение образовательного процесса;
- состояние учебно-материальной базы;
- информационное и правовое обеспечение.
Для объективной оценки качества подготовки специалиста необходима совокупность соответствующих методов и технологий. Отсутствие соответствующей системы контроля качества затрудняет возможность сравнения качества российских стандартов образования с реальными потребностями рынка труда. Назрела необходимость разработки критериев и показателей качества подготовки специалиста, методики анализа и оценки качества формирования рейтингов преподавателей, учебников, курсов, учебных планов и др.
Диагностические методики оценивания качества подготовки можно распределить на две группы:
1) методики для оценки профессиональной компетентности на основе квалификационного стандарта;
2) методики для оценки профессиональной компетентности будущего специалиста как личности.
Конкурентоспособный специалист - это специалист, способный достигать поставленные цели в различных быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста -процедура, которая с помощью системы методик позволяет определить параметры и критерии лич-ностно-профессиональных свойств, характеристик, соответствующих потребностям общества, рынка образовательных услуг и рынка труда. Конкурентоспособность, а следовательно, и новое качественное состояние специалиста можно
отнести к числу профессиональных ценностей.
На рисунке 1 показан алгоритм оценки общего рейтинга слушателя Академии ГПС МЧС России. Данный алгоритм позволяет определить итоговое значение рейтинга студента за весь период обучения.
Рейтинг(оценка)
V
Ввод исходных данных
\ /
Вычисление расчетных показателей
\ г
Обновление базы данных рейтинга
Вычисление итогового показателя рейтинга
Рейтинг (оценка)
Рис. 1. Алгоритм оценки общего рейтинга обучающегося
Как видно, алгоритм оценки общего рейтинга обучающегося состоит из четырех основных этапов: ввод исходных данных для расчета, вычисление необходимых показателей, обновление ежегодной базы данных рейтинговых значений и вычисление итогового показателя рейтинга.
В таблице 1 представлены исходные данные, которые вводятся на первом этапе обучения.
Таблица 1
Перечень исходных данных для формирования итогового рейтинга обучающегося__
№ п/п Наименование значения Обозначение
1 Количество обучающихся в учебной группе К
2 Оценка слушателя, полученная по итогам промежуточной аттестации Ег
3 Оценка слушателя, полученная по итогам промежуточной аттестации е5
4 Корректирующий показатель рейтинга по учебной дисциплине, в случае первой пересдачи, равный 5 баллам К1
5 Корректирующий показатель рейтинга по учебной дисциплине К2
6 Количество учебных дисциплин, осваиваемых обучающимся в семестре т
7 Выполнение научно-исследовательских работ Ыг
8 Членство в научных кружках Академии Ж
9 Публикации научных статей, тезисов и иных материалов по результатам научных исследований РЬ
10 Участие в научно-практических мероприятиях ик
11 Определение показателя рейтинга по направлению научно-исследовательской деятельности Кнд
12 Количество НИР, публикаций и участий в научно-практических мероприятиях соответственно г, р, п, т
13 Участие в сдаче норм ГТО Vrто, Згто "Ум
14 Участие в служебной деятельности Академии Увм,Увф, УБВ, Ува, УБфк
15 Участие в работе общественных объединений Академии Яс
16 Количество участий в соревнованиях, конкурсах, спартакиадах, олимпиадах и т.п. и участие в работе общественных объединений Академии соответственно / и V
17 Общественная (служебная) нагрузка 8п
18 Несение службы в суточном наряде N8
После введения всех необходимых исходных данных, представленных в таблице 1, на втором этапе производится вычисление расчетных данных в порядке и зависимостях (1) - (8).
Вычисление отношения итогового результата предварительной аттестации к оценке «отлично» выраженное в баллах: Er
ИХ, = — х 100
1 5 (1) Вычисление отношения итогов промежуточной аттестации (экзаменационной сессии) к оценке «отлично» выраженное в баллах:
ЕС
РА =—к х100
5 (2) Вычисление показателя рейтинга по учебной дисциплине с учетом вышеизложенных требований:
ИК,+ИА Руг =-1--К1К + К 2 г
уёк 2 К г (3)
Вычисление показателя рейтинга по
направлению научно - исследовательской деятельности:
Рнид к =1 ^ + К ндк + £ ^ + +
(4)
+ Х РВ1к + К +Х + К ВДК
¡=1 ндк ]=1
Вычисление показателя рейтинга по направлению социально - общественной деятельности:
р =у V.
одк ^^
1=1 (5)
Вычисление показателя рейтинга по выполнению норм ГТО:
Р х 100
"°к 5
Вычисление показателя рейтинга по служебной деятельности:
(6)
Р
1=1
1=1
п
т
Редкк "X Snirk + Snik + + X Nsz2k + Nszlk + Nsz0.5k + +
^ ^рхфхфе ^ ОрХвХ + Орхк ^ Ррхкк ^ ^рхгрк
Х=1 (7)
Вычисление общего показателя рейтинга за семестр, включающего в себя выражения (1) -(7):
Р = р + р + р + р + р
сем урк нидк гто сдк одк
На третьем этапе осуществляется обновление базы данных рейтинга обучающегося, с учетом ранее имеющихся значений:
+ р.
P =
год
сем1 сем2
2 (9)
Данная процедура (9) производится каждый семестр. Расчетные значения записываются в базу данных каждые полгода по результатам семестра.
На четвертом этапе происходит определение итогового показателя рейтинга обучающегося за весь период обучения в Академии
(финальный рейтинг):
z
X р.
год г
рф =
z
(10)
где z - количество лет обучения в Академии.
Для оценки качества подготовки специалистов необходимо определить методы и процедуры, на основании которых она будет производиться. В Академии ГПС МЧС используется система тестов, комплексных квалификационных заданий, экспертная оценка дипломных проектов (курсовых работ), а также тестовые системы определения личностных качеств [4].
Введение балльно-рейтинговой системы позволяет более объективно оценить качество образовательных и учебных достижений обучающегося.
z=l
Список литературы
1. Дубинина Э.В., Гильмутдинова Р.А., Закирова З.Р. Удовлетворенность потребителей как показатель качества образовательных услуг в современном вузе / Развитие регионов и предприятий в условиях глобализации: с борник статей. Уфа: Уфимский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015.
2. ГОСТ ISO 9000 - 2011. Межгосударственный стандарт «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». М.: Стандартинформ, 2012.
3. Никитина Н.Ш., Валеев М.А., Щеглов П.Е. Управление качеством образовани я. Системный подход // Системы управления качеством: проектирование, организация, методология: Материалы Х симпозиума «Квалиметрия человека и образования: методология и практика». Кн. 4 / Под науч. ред. д - ра техн. наук. проф. Н.А. Селезневой и д - ра филос. и экон. наук А.И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 17 - 29.
4. Положение о рейтинговой системе оценки деятельности обучающихся Академии ГПС МЧС России. М., 2014.
Об авторах
Резниченко Сергей Анатольевич - кандидат технических наук, доцент, декан факультета комплексной безопасности, Академия государственной противопожарной службы МЧС России, [email protected]
Калайдов Александр Николаевич - кандидат военных наук, доцент, начальник учебно-научного комплекса гражданской защиты, Академия государственной противопожарной службы МЧС России, [email protected]
Подкосов Сергей Васильевич - начальник факультета руководящих кадров, Академия государственной противопожарной службы МЧС России, [email protected]