Научная статья на тему 'Овертуризм: сущность и пути решения проблемы'

Овертуризм: сущность и пути решения проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2229
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OVERTOURISM / CRUISE TOURISM / RESPONSIBLE TOURISM / SUSTAINABLE TOURISM / TURISMOPHOBIA / SMART TOURISM / TOURIST DESTINATION / ОВЕРТУРИЗМ / СВЕРХТУРИЗМ / КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ / ОТВЕТСТВЕННЫЙ ТУРИЗМ / УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИЗМОФОБИЯ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наумова Ирина Валерьевна, Савельев Игорь Игоревич

Овертуризм это феномен, с которым сталкиваются основные туристические направления по всему миру. С одной стороны, развитие новых технологий, транспортной инфраструктуры, рост численности населения, модные тренды и появление недорогих авиаперевозчиков повысили доступность путешествий и способствовали росту туриндустрии, в том числе, в странах с развивающейся экономикой. С другой стороны, неконтролируемый спрос наряду с концентрацией туристов в отдельных направлениях отрицательно сказывается как на территориях, так и на местных сообществах. Продолжающийся бесконтрольный рост числа туристов в некоторых туристических дестинациях и неравномерное распределение спроса на туристских потоках приводит к негативным последствиям и создаёт проблему чрезмерного туризма, которая приобретает все большее значение в глобальном масштабе. По данным, представленным Всемирным советом путешествий и туризма, из 1,4 миллиарда международных туристических поездок в 2018 году, более 36% были связаны с посещением одного из 300 самых популярных городов планеты, и эта тенденция будет продолжаться и далее. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию сущности овертуризма, его последствия и будущие перспективы, а также направления решения обозначенной проблемы: необходимость управления туристическими потоками в интересах как гостей, так и жителей; разработка успешных стратегий устойчивого туризма и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Наумова Ирина Валерьевна, Савельев Игорь Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERTOURISM: THE ROOT OF THE PROBLEM AND SOLUTIONS

Overtourism is a phenomenon faced by most of the main tourist destinations around the world. From one side, the development of new technologies, transport infrastructure, population growth, fashion trends and the emergence of lowcost air carriers have increased the availability of travel and contributed to the growth of the tourism industry, including in developing economies. From other side, uncontrolled demand, along with the concentration of tourists in certain directions, adversely affects both the territories and local communities. The continued uncontrolled increase in the number of tourists in some tourist destinations and the uneven distribution of demand for tourist flows have had negative consequences and created a problem of overtourism, which is becoming increasingly important on a global scale. According to data provided by The World Travel & Tourism Council, of the 1.4 billion international tourist trips in 2018, more than 36% were associated with a visit to one of the 300 most popular cities in the world, and this trend will continue. This article discusses various approaches to understanding the essence of overturism, its consequences and prospects, as well as the way of solving this problem: the need to manage tourist flows in the interests of both guests and residents; the development of successful strategies for sustainable tourism, etc.

Текст научной работы на тему «Овертуризм: сущность и пути решения проблемы»

НАУМОВА Ирина Валерьевна а САВЕЛЬЕВ Игорь Игоревич б

УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10403

а Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (Владимир, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: nb-33@inbox.ru б Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний (Владимир, РФ); с.н.с. МГУ имени Ломоносова кандидат экономических наук, доцент; e-mail: sii-33@mail.ru

ОВЕРТУРИЗМ: СУЩНОСТЬ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Овертуризм - это феномен, с которым сталкиваются основные туристические направления по всему миру. С одной стороны, развитие новых технологий, транспортной инфраструктуры, рост численности населения, модные тренды и появление недорогих авиаперевозчиков повысили доступность путешествий и способствовали росту туриндустрии, в том числе, в странах с развивающейся экономикой. С другой стороны, неконтролируемый спрос наряду с концентрацией туристов в отдельных направлениях отрицательно сказывается как на территориях, так и на местных сообществах. Продолжающийся бесконтрольный рост числа туристов в некоторых туристических дестинациях и неравномерное распределение спроса на туристских потоках приводит к негативным последствиям и создаёт проблему чрезмерного туризма, которая приобретает все большее значение в глобальном масштабе. По данным, представленным Всемирным советом путешествий и туризма, из 1,4 миллиарда международных туристических поездок в 2018 году, более 36% были связаны с посещением одного из 300 самых популярных городов планеты, и эта тенденция будет продолжаться и далее. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию сущности овертуризма, его последствия и будущие перспективы, а также направления решения обозначенной проблемы: необходимость управления туристическими потоками в интересах как гостей, так и жителей; разработка успешных стратегий устойчивого туризма и пр.

Ключевые слова: овертуризм, сверхтуризм, круизный туризм, ответственный туризм, устойчивый туризм, туризмофобия, smart tourism, туристская дестинация.

Овертуризм как глобальная проблема

Туризм остается одним из ключевых факторов мировой экономики. Количество туристических поездок в 2018 году выросло на 5,5% по сравнению с 2017 годом и составило 1,4 миллиарда. Значительно увеличилось количество посещений Латинской Америки и Азии, а основными растущими направлениями стали: Турция (число туристов в 2018 году выросло на 8,5 миллионов по сравнению с 2017 годом), США, Египет, Франция и Греция.

Согласно данным, представленным на ежегодной международной туристической выставке 1ТВ в Берлине, где обсуждают самые актуальные проблемы сферы путешествий, более 70% туристов путешествуют с целью отдыха, около трети предпочитает пляжный отдых, еще треть - сити-трипы (количество людей, совершающих сити-трипы, с 2008 года выросло более чем на 200%), на природу едут только 8% туристов.

Всемирная туристская организация ООН (World Tourism Organization UNWTO) в

2017 году зафиксировала рекордный показатель - международными туристами стали 1,3 миллиарда человек1.

Тенденцией последних лет стал рост мировой туриндустрии и увеличение числа прибывающих туристов в определенное место, которое превышает разумные пределы и грозит разрушением самобытности туристской дестинации и имеет негативные последствия. Этому способствует развитие технологий, транспортной инфраструктуры, удешевление перелетов, модные тенденции, а также рост численности населения. В

2018 - 2019 годах этот феномен, получивший

1 UNWTO. Overtourism? Understanding and Managing Urban Tourism Growth beyond Perceptions; UNWTO: Madrid, Spain, 2018. URL: publications. unwto.org/publication/overtourism-understand-ing-and-managing-urban-tourism-growth-beyond-perceptions (Дата обращения: 20.09.2019)

Рис. 1 - Динамика числа международных туристических прибытий по некоторым странам, млн.2

Fig. 1 - Dynamics of the number of international tourist trips in

some countries, million2

название «Овертуризм» (англ. Overtourism), распространяется с огромной силой и всё большее количество стран призывают обратить на него внимание.

По данным Мирового банка и Всемирной туристкой организации2 в период с 1995 года до настоящего времени произошло значительное увеличение числа международных туристических прибытий (рис. 1).

В 2017 году количество международных туристов во Франции составило более 86,8 млн. человек (на 4 млн. больше, чем в 2016 году), в Испании - более 81,7 млн. (прирост составил более 6,4 млн. туристов), в Китае - более 60,7 млн. (на 1,5 млн. приезжих больше, чем в 2016 году), в Италии - более 58,2 млн. путешественников (число туристов выросло почти на 6 млн. по сравнению с 2016 годом).

Подходы к определению

В настоящее время, единого мнения относительно сущности овертуризма не выработано, понятие находится на стадиях определения и не имеет стандартизированной формулировки. Понятие «оверту-ризм» (сверхтуризм, чрезмерный туризм), по мнению английских лингвистов, наилучшим образом отражает суть проблемы, когда бурное развитие туризма в каждом отдельно взятом месте приводит к ущербу природе, постепенной культурной деградации этих мест, вызывает экологические

2 World Bank. URL: data.worldbank.org/indicator/ ST.INT.ARVL?end=2017&locations=AU-FR-ES-CN-TH-IT-DE-JP-HR&start=1995&view=chart&year_ high_desc=true (Дата обращения: 18.09.2019)

и инфраструктурные проблемы, непосредственно влияя на жизнь местных жителей, снижая качество их жизни. Кроме того, об овертуризме говорят тогда, когда число посетителей превышает количество средств размещения и других важных объектов, когда страдает инфраструктура туристской дестинации, уровень сервиса и значение аутентичности [1].

М. Селби из Университета Ковентри, Англия, ввел термин «чрезмерный туризм», связав его, во-первых, с перегруженностью и разрушением инфраструктуры и, во-вторых, с усилением сопротивления и протеста против туризма среди местных жителей [3].

Слово «овертуризм» впервые использовал основатель компании Skift Рафат Али в 2016 году. Это термин, который используется для описания негативных последствий массового туризма. Как правило, они связаны со взрывным ростом популярности определенных мест в мире, привлекающих к себе все больше и больше внимания.

Всемирная туристская организация (UNWTO) определяет сверхтуризм как воздействие туризма на место назначения или его части, которое чрезмерно влияет на воспринимаемое качество жизни его граждан и / или качество впечатлений посетителей негативным образом. В докладе UNWTO овертуризм представлен как быстрая урбанизация или рост туристического сектора, обусловленный экономическим развитием, снижением транспортных расходов, упрощением поездок и ростом среднего класса в странах с развитой и развивающейся экономикой, которые делают некоторые города все более популярными направлениями для поездок деловых людей и туристов1. Основная мысль, отражающаяся в докладе, сводится к тому, что отсутствие хорошего управления и наличие неконтролируемого развития являются основными причинами феномена овертуризма.

Г. Гудвин объясняет концепцию овертуризма как ситуацию, в которой либо местные жители, либо туристы чувствуют, что определенное место посещено слишком часто и, как следствие, меняет свой характер, теряя свою подлинность, аутентичность (в основном для туристов) и вызывая раздражение, прежде всего у жителей [4].

Джозеф М. Чир - член правления Комиссии по туризму и отдыху Международного географического союза, а также Клаудио Милано (Школа туризма и гостеприимства, Остелеа) и Марина Новелли (профессор туризма и международного развития Брайтонского университета) - члены объединения исследователей, изучающих оверуризм при финансовой поддержке Европейского парламента, во главе с профессором П. Питерсом, определяют данный феномен как чрезмерный рост посетителей, приводящий к переполненности мест, где жители страдают от последствий временных и сезонных туристических пиков, влияющих на изменения в образе жизни, доступе к удобствам и общему благосостоянию местного населения. Исследователи считают, что чрезмерный туризм является симптомом нынешней эры беспрецедентного изобилия и гиперболизации, следствием позднего капитализма необходимо срочно переосмыслить, как развиваются города, чтобы отстаивать права своих жителей [6].

А. Капоцци, Ч. Валлоне, М. Пьеротти и А. Амадуцци выделяют три взаимосвязанные области, в рамках которых можно описать такое явление, как овертуризм [3]:

1) рост (growth): данный параметр связан с возросшей значимостью туризма в последние несколько десятилетий во всем мире.

2) концентрация (concentration): рост и увеличение количества туристических потоков обусловили концентрацию прибывающих в основные туристические дести-нации, что, в свою очередь, привело к их переполненности, снижению пропускной способности и нарушению экологической устойчивости.

3) управление (governance): проблема овертуризма рассматривается с учётом управления ресурсами территорий, отношений с авиаперевозчиками-лоукостера-ми и влияния современных технологий на рост турпотока.

Коэнс и др. исследователи утверждают, что овертуризм можно рассматривать как социальную проблему, имеющую следующие характеристики [3]:

- это не новое явление;

- это не то же самое, что массовый туризм;

- его воздействие распространяется не на весь город;

- это проблема не только туризма;

- ее невозможно решить путем внедрения новых технологий;

- не существует универсального решения для проблем овертуризма, подходящего всем туристским дестинациям;

- это не просто проблема в центре города.

В частности, Коэнс и др. определяют чрезмерный туризм как «чрезмерное негативное влияние туризма на принимающие сообщества и / или природную среду». Авторы также отмечают, что вредные последствия туризма обсуждались в научной литературе еще в 1960-х годах, задолго до того, как термин «овертуризм» стал широко использоваться.

С этим мнением соглашается и М. Беннер, который отмечает, что увеличение числа обсуждений последствий чрезмерного туризма в последние годы, а также дефицита культурной, социальной и экологической устойчивости постоянно растущего массового туризма не новы. Новым, по его мнению, является уровень осведомленности о возможных разрушительных последствиях ежегодного значительного роста массового туризма. Беннер считает, что потенциальными рисками, связанными с чрезмерным туризмом, являются [2]:

- рост стоимости жизни и спекуляции с жильем и недвижимостью, что в конечном итоге может привести к необходимости преобразования и благоустройства свободных городских зон для привлечения более состоятельных жителей, с целью по-

Рис. 2 - Овертуризм: рост - концентрация -управление [3]

Fig. 2 - Overtourism: growth-concentration-management (Capocci & et al., 2019)

вышения физической, экономической и социальной перспективности городов;

- ухудшение идентификации местных жителей с местом, когда жители становятся иностранцами в своём собственном городе;

- потеря аутеничности места паломничества туристов или существенный ущерб его культурному или экологическому наследию;

- приватизация помещений, которые должны быть общедоступными.

Карлос Вейга с коллегами считает, что чрезмерный туризм тесно связан с проблемой насыщения туристами, которая существует во многих направлениях по всему миру, снижая качество жизни жителей и создавая негативный опыт для туристов3 [7]. Овертуризм возникает, когда слишком много посетителей или туристов прибывают в определенное место в одно и то же время. В связи с этим утверждается, что в последние десятилетия овертуризм стал важной темой для средств массовой информации из-за критики и демонстраций, которые проводятся различными общественными движениями во многих европейских городах [5].

Последствия овертуризма

Первыми с данной проблемой столкнулись города с известными на весь мир достопримечательностями, культурными и историческими памятниками, центры круизного туризма. Получая огромную прибыль от приезжающих туристов, они переживают кризис идентичности и все чаще задаются вопросом, могут ли они отвергать такие значимые источники дохода, имеющие важное значение не только для экономики, но и для занятости населения.

Рост туризма ведет к скоплениям большого числа людей вокруг конкретных знаковых мест и достопримечательностей, в общественных местах, на дорогах и в общественном транспорте. В результате инфраструктура городов постоянно находится под огромным давлением: пешеходные дорожки, мосты, дороги быстро изнашива-

3 Tourism 'destroying' cities, says Amsterdam marketing head. URL: travelweekly.co.uk/ar-ticles/278587/tourism-destroymg-cities-says-amsterdam-marketing-head (Дата обращения: 18.09.2019)

ются, увеличивается загрязнение местной экосистемы, которая попадает под мощное давление, это также касается источников энергии и воды.

На фоне этого происходит деградация качества жизни местных жителей, которые в некоторых городах вытеснены из городских центров, а жизнь в туристическом городе становится слишком дорогой, в том числе аренда и покупка жилья, продукты, такси и пр. Переполненность городских улиц и увеличение числа торговых предприятий, ориентированных на приезжающих туристов, таких как клубы, бары и сувенирные магазины, подавляют местный бизнес, ухудшают уникальную атмосферу туристских де-стинаций и приводят к давлению на людей.

В исследовании Всемирного совета путешествий и туризма ^ТТС) отмечается, что в 2018 году индустрия туризма и путешествий выросла на 3,9% по сравнению с мировой экономикой (3,2%), в туризме по всему миру было создано 7 миллионов новых рабочих мест, а за последние пять лет отрасль туризма создала одно из пяти рабочих мест4. Безусловно, туризм создает рабочие места, приносит инвестиции и различные экономические выгоды, но, когда он переходит пределы, возникает чрезмерный туризм.

Как следствие, значительно ухудшаются отношения между местным населением и туристами, все чаще средства массовой информации сообщают о массовых акциях протеста против постоянно увеличивающегося потока иностранцев и явных недружелюбных и конфликтных отношениях с приезжими, которые угрожают безопасности туристов. Данный феномен известен как «туристофобия» (исп. - Ти^^оЫа), впервые описанной Мануэлем Дельгадо Руис (профессор антропологии Университета Барселоны) в 2008 году как смесь отвержения, недоверия и презрения к туристам5. По его мнению, проблема состоит не в том, что есть туристы, а в том, что есть только

4 World Travel & Tourism Council. URL: wttc.org/ (Дата обращения: 19.09.2019)

5 Delgado, M. L. (2008). Turistofobia. URL: elpais.com/diario/2008/07/12/catalun-ya/-1215824840_850215.html (Дата обращения: 21.09.2019)

туристы и управление городом осуществляется как ведение бизнеса.

Самыми негостеприимными городами, на улицах которых туристов ожидает некомфортная обстановка из-за большого скопления людей под влиянием овертуризма, считаются Венеция, Барселона и Амстердам.

Наиболее пострадавшими от овертуризма в 2018 году городами признали Сиань, Пекин, Мехико, Москва, Санкт-Петербург, Бангкок, Стамбул, Флоренция, Рим. В список не попали ни Барселона, ни Венеция, ни Амстердам, где вопросы овертуризма активно поднимаются на политическом уровне и вводятся (или готовятся) различные ограничения.

Причины овертуризма Европейская Ассоциация отельеров и рестораторов HOTREC считает, что глобаль-

Рис. 3 - Граффити в Барселоне, © Claudio Milano

Fig. 3 - Graffiti in Barcelona, © Claudio Milano

ный рост числа туристов в Европе положительный фактор для индустрии гостеприимства и развития туризма, но основная проблема заключается в неравномерном распространении спроса и сосредоточении его в некоторых небольших городах.

По данным HOTREC, рост туризма определяется следующими факторами6:

1. Повышение доступности поездок. С появлением бюджетных авиаперевозчиков и снижением стоимости билета на перелет, стало доступным посещение различных стран туристами ни один, а несколько раз в

6 Хорошева А. Овертуризм наступает, но выход есть. URL: trn-news.ru/analytics/77440 (Дата обращения: 14.09.2019)

год. Путешествия приобретают все большее значение среди потребителей, которые ориентированы на поиск новых направлений и нового опыта. Молодые туристы, особенно представители поколения Z и «миллениа-лы», уделяют приоритетное внимание путешествиям, используют лоукостеры и раз-дичные системы бронирования.

2. Общий рост числа международных прибытий. С 1950-х годов мировой туристический поток неуклонно рос до 1,4 миллиардов туристов. В Европе в 2017 году был зафиксирован рост на 8%, что является самым высоким показателем за последние семь лет. По прогнозным данным, мировой тур-поток должен увеличиться на 250 миллионов человек в течение следующего десятилетия.

3. Использование частного сектора в туристических целях. Активное внедрение систем бронирования на базе частного сектора, типа АкЬпЬ, позволило увеличить процент размещения туристов в центрах городов и привело к вытеснению местных жителей. АкЬпЬ позволяет, снять комнату с приемлемым уровнем комфорта дешевле, чем в отеле, что способствует еще большему потоку приезжающих и приводит к росту цен на недвижимость и вызывает недовольство местных жителей. Нетребовательные молодые туристы часто живут в дешевых хостелах и стараются ни на что не тратить деньги. Самые экономные и предприимчивые туристы селятся бесплатно, пользуясь коучсерфингом.

4. Рост концентрации турпотоков в определенных местах. Постоянное использование традиционных экскурсионных маршрутов и туров, концентрация потока туристов в одних и тех же местах также способствует росту недовольства среди местного населения.

5. Самопродвижение направлений в социальных сетях. Повышение осведомленности туристов о различных направлениях через Интернет и использование социальных сетей привели к особому вниманию к отдельным городам и местам, что способствует их дальнейшей перегруженности. Современный мир очень подвержен влиянию моды, а туристы следует за тенденциями, популярными в соцсетях и Инстаграме. После выхода фильма «Пляж» малоизвестный

/

Рис. 4 - Динамика числа международных туристических выездов по некоторым странам, млн2

Fig. 4 - Dynamics of the number of international tourist arrivals in some countries, million2

пляж Майя-Бэй, расположенный на территории национального парка на острове Пхи-Пхи в Таиланде, обрел небывалую популярность среди подписчиков Инстаграм. В это место приезжает так много туристов, что власти Таиланда задумались о закрытии острова для туристов.

Популярная культура всё больше влияет на предпочтения туристов, приводя к перенасыщению путешественниками не только определенных мест (например, Дубровник в Хорватии), но и исторических, архитектурных и природных памятников, которым теперь угрожает разрушение (например, Мачу-Пикчу и «Радужная гора» в Перу, пещеры Альтамиры в Испании и пр.).

Значительное влияние на туристическую индустрию в последние годы оказывают блогеры, которые размещают информацию о путешествиях и фотографии на своих страницах, и тысячи пользователей социальных сетей стремятся побывать в этих же местах. В 2018 году 20% путешественников использовали информацию из трэвел-блогов, в 2019 году по прогнозам экспертов эта цифра может вырасти на несколько процентов.

Кроме обозначенных Европейской Ассоциацией отельеров и рестораторов факторов увеличения числа туристов, необходимо отметить и стремительный рост выездного китайского туризма. По данным Мирового банка и Всемирной туристкой организации количество выездов из Китая в 1995 году составляло около 4,5 млн.,

в 2017 году этот показатель уже составлял примерно 143 млн. (рис. 4), что составляет более 10% от всего населения Китая (рост составил 1380%).

Наиболее популярными направлениями у туристов из Китая являются европейские столицы и культурные центры, такие как Барселона, Венеция, Прага, Рим и Париж. Газета Daily Mail пишет, что число туристов из Китая к 2021 году достигнет 200 млн. человек, а по прогнозам Института туризма Китая к 2030 году количество зарубежных поездок жителей Поднебесной увеличится до 400 миллионов в год.

Пути решения проблемы овертуризма

Местные власти туристских дестина-ций и представители мировой туринду-стрии должны признать, что существуют определенные ограничения для роста числа приезжающих туристов и значимость благосостояния местных жителей над потребностями глобальной туристической цепочки гораздо выше. Главное внимание должно быть уделено обеспечению того, чтобы уровень посещения соответствовал возможностям того или иного популярного среди туристов места.

Генеральный директор британского туроператора Responsible Travel Джа-стин Фрэнсис считает, что для того, чтобы предотвратить негативные последствия, туризм необходимо регулировать и управлять им на местах также, как и любой другой отраслью7.

Число посетителей самой известной достопримечательности Перу Мачу Пикчу в 2018 году составило более 1,5 миллионов человек, что на 12% больше, чем в предыдущем году. В среднем 4300 туристов каждый день проходят по узким пешеходным дорожкам. В январе 2019 года была введена новая система продажи билетов, которые теперь ограничены по времени - четыре часа, а повторный вход посетителям запрещен.

Совет по туризму Нидерландов прекратил рекламу и продвижение Амстердама как места для путешественников после того, как

7 Francis, J. (2018). Overtourism. What is It and How Can We Avoid It? (Дата обращения: 15.09.2019)

прогнозируемый рост числа посетителей с 18 миллионов в 2018 году составил 42 миллиона к 2030 году. Исполнительный директор Amsterdam Marketing Франс ван дер Аверт на Всемирном туристическом форуме в Люцерне отметил, что «Города умирают от туризма. Никто больше не будет жить в исторических центрах. Мы больше не тратим даже 1 евро на продвижение Амстердама. ... Мы хотим, чтобы люди интересовались городом, а не использовали его в качестве фона для вечеринки». Совет по туризму Нидерландов заявил, что теперь он занимается «управлением», а не «продвижением» Амстердама: принято решение больше не строить в городе отелей, закрыть круизный терминал, предпринимаются усилия, чтобы переключить внимание туристов на другие города страны, реализуются другие меры по борьбе с переполненностью города туристами3.

Официальные данные Хорватского управления по туризму показали, что в 2018 году Дубровник посетило в общей сложности 1,27 млн. человек, что на 8 % больше, чем в 2017 году. Одной из мер противодействия овертуризму является ограничение числа пассажиров круизных лайнеров до 4000 одновременно.

Городской совет по туризму рекламирует Дубровник как «город на все времена» с целью увеличения количества посетителей в течение всего года, а не в определенный сезон. Кроме того, в городе успешно реализует проект под названием «Уважай город» с целью устойчивого и ответственного развития туризма.

Число туристов в Исландии немного снизилось в январе 2019 года, количество посетителей составило 139 055 человек, что на 8 514 человек меньше, чем в том же месяце 2018 года. Тем не менее, ежегодные цифры выросли с 500 000 в 2010 году до 2,3 миллиона в 2018 году, и особенно знаменитым местам, расположенным недалеко от столицы Рейкьявика, пришлось столкнуться с огромными скоплениями людей в последние годы. Однако, Исландия вместо того, чтобы отпугивать туристов, стремится диверсифицировать свои туристические предложения.

Знаменитый своими колокольнями и живописными домами город Брюгге, нахо-

дящийся под защитой ЮНЕСКО, считается одним из самых захватывающих мест Европы, количество посетителей которого в три раза превышает число местных жителей. Мэр города Дирк Де Фау стремится защитить его от туристического бума и в местных СМИ призывает больше контролировать приток туристов, «если мы не хотим, чтобы он стал Диснейлендом».

Популярность Бали ежегодно увеличивается, по данным туристического совета индонезийского острова в 2019 году в его международный аэропорт прибыло более 6,5 миллионов человек, что на 10% больше, чем в 2018 году. Местные жители все чаще выражают обеспокоенность по поводу воздействия растущего числа туристов на окружающую среду, отмечая рост количества одноразовых пластиковых отходов.

Глава парламента Бали предложил ввести туристический налог в размере 10 долларов, который должен быть уплачен иностранными гостями при выезде из страны. Однако следует отметить, что только лишь туристические налоги не смогут противостоять причинам чрезмерного туризма, хотя они могут помочь в борьбе с такими симптомами, как мусор. При управлении и планировании туризма необходимо учитывать негативные факторы увеличения числа посетителей, признавая, что «больше» не всегда означает «лучше».

Санторини (Греция) принимает около 1,5 миллионов туристов каждый год. Согласно отчету транспортного комитета Европейского парламента, число посетителей Санторини выросло на 66 % в период с 2012 года с 3,3 миллионов до 5,5 миллионов человек. В документе отмечается отсутствие управления туризмом и стратегического сотрудничества между местными и национальными властями, что может поставить под угрозу будущее страны. Мэр Никос Зорзос ввел ограничение на высадку туристов круизных лайнеров, с разрешением 8000 человек в день. Кроме того, греческий совет по туризму стремится продвигать Грецию как круглогодичное направление и предлагать менее популярные направления страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С ростом численности туристов во время ежегодных августовских фестивалей в

Эдинбурге, в столице Шотландии прошли акции протеста, демонстрирующие проблемы, которые местные жители испытывают из-за большого количества туристов. Активисты выразили обеспокоенность тем, что краткосрочные контракты, через Airbnb, повышают арендную плату для местного населения. В феврале 2019 года городской совет проголосовал за введение туристического налога в размере 2 фунтов стерлингов (2,54 доллара США) в день на каждого туриста. Эдинбург станет первым британским городом, который введет туристический налог, который будет взиматься с любого жилья, в том числе краткосрочных, что позволит получать до 14,6 млн. фунтов стерлингов (18,5 млн. долларов США) в год.

В Барселоне взимается налог с ночлега и разработан знак, демонстрирующий, какие проекты финансируются этим налогом. В 2017 году собранные Барселонским туристическим консорциумом средства составили 4,5 миллиона евро. В 2018 году на проекты по улучшению инфраструктуры и развитию культуры в городе было потрачено 9,6 миллиона евро, говорится в отчете «Destination 2030» Всемирного совета туризма и путешествий. Тем не менее, в каталонской столице овертуризм по-прежнему вызывает беспокойство: в 2017 году в отелях Барселоны остановилось 8,9 млн. человек, огромное количество круизных пассажиров посещают город всего один день (как и в Венеции, Дубровнике и Сан-торини), их число увеличилось со 115 тысяч в 1990 году до 2,7 млн. человек в 2018.

Объявлен в июне 2018 года, но пока не введён, налог на въезд туристов в размере 35 новозеландских долларов (22 доллара США) и в Новой Зеландии. В Новозеландском городе Квинстауне, известном впечатляющими горными пейзажами, активными видами спорта и привлекающем более трех миллионов посетителей в год, в июне 2019 года проведен референдум по введению собственного налога на кровать. Это предложение поддержали 81% местного населения, которое считает, что, благодаря налогу, будет меньше туристов, но они будут более платежеспособными.

Таким образом, стремясь решить проблему овертуризма, разрабатываются раз-

личные подходы, начиная от правовых мер по ограничению или запрещению расширения туризма в уже перегруженных районах и снижению воздействия на местных жителей до внедрения технологий, которые помогут контролировать и управлять туристическими потоками. Современные технологии, являющиеся частью умного туризма, используются для общения с туристами в режиме реального времени с целью предоставления информации и предложения альтернативных достопримечательностей.

Умный туризм (smart tourism) - это хорошо развитый транспорт, инклюзивность и доступность достопримечательностей для всех, а также грамотные городские приложения для смартфонов и широкое использование открытых данных.

Например, вместо стандартных достопримечательностей мэрия Лиона предлагает альтернативные маршруты. Один из наиболее популярных - Les Murs Peints «Разрисованные стены»- это гид по городскому стрит-арту: огромным муралам (изображениям, нанесенным на стену здания), рассказывающим историю Лиона. Такой подход может способствовать укреплению социальной сплоченности в туристских де-стинациях. Другая идея, которая находится в разработке, называется Only Lyon - это своеобразная «база данных посетителей города». Проект использует открытые данные (в том числе данные мобильных операторов, геотэги и данные компаний партнеров типа Booking.com), чтобы придумывать новые развлечения для гостей города. Например, если турист забронировал номер в отеле, то ему пришлют небольшие советы, чем можно заняться в непосредственной близости к отелю. Если гость посещает город не в первый раз, то вместо стандартного гида он получит инсайдерские рекомендации. А после визита путешественники получат письмо с благодарностью и с перечислением мероприятий Лиона в будущем. Также с приложением можно будет узнавать загруженность тех или иных достопримечательностей в определенный момент, чтобы избежать толпы.

Следует отметить, что хоть уже осуществлены некоторые инициативы в направлении решения проблем овертуризма,

точная количественная оценка и измере- на устойчивость глобального туризма пока ние реального воздействия этой практики не представляется возможной.

Список источников / References

1. Aigina, E. V. (2018). Sverhturizm i turizmofobiya: novye yavleniya ili starye problemy? [Overtourism and tourismophobia: New phenomena or old problems?]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(4), 41-55. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10404. (In Russ.).

2. Benner, M. (2019). From overtourism to sustainability: A research agenda for qualitative tourism development in the Adriatic. Heidelberg University, MPRA. Paper № 92213. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/92213/ (Accessed on September 16, 2019).

3. Capocchi, A., Vallone, C., Pierotti, M., & Amaduzz, A. (2019). Overtourism: A Literature Review to Assess Implications and Future Perspectives. Sustainability, 11(12), 3303. doi: 10.3390/su11123303.

4. Goodwin, H. (2017). The Challenge of Overtourism. Responsible Tourism Partnership Working, Paper 4, October. URL: https://haroldgoodwin.info/pubs/RTP'WP4Overtourism01'2017.pdf (Accessed on September 17, 2019).

5. Milano, C. (2017). Overtourism and Tourismphobia: Global Trends and Local Contexts. Barcelona: Ostelea School of Tourism & Hospitality.

6. Milano, C., Novelli, M., & Cheer, J. M. (2019). Overtourism and Tourismphobia: A Journey Through Four Decades of Tourism Development, Planning and Local Concerns. Tourism Planning & Development, 16:4, 353-357. doi: 10.1080/21568316.2019.1599604.

7. Veiga, C., Santos, M. C., Aguas, P., & Santos, J. A. C. (2018). Sustainability as a key driver to address challenges. Worldwide Hospitality and Tourism Themes, 10(6), 662-673. doi: 10.1108/wHATT-08-2018-0054.

Irina V. NAUMOVA a Igor I. SAVELEV b

a-b Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs (Vladimir, Russia);

a PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: nb-33@inbox.ru b Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service (Vladimir, Russia); PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: sii-33@mail.ru

OVERTOURISM: THE ROOT OF THE PROBLEM AND SOLUTIONS

Overtourism is a phenomenon faced by most of the main tourist destinations around the world. From one side, the development of new technologies, transport infrastructure, population growth, fashion trends and the emergence of low-cost air carriers have increased the availability of travel and contributed to the growth of the tourism industry, including in developing economies. From other side, uncontrolled demand, along with the concentration of tourists in certain directions, adversely affects both the territories and local communities. The continued uncontrolled increase in the number of tourists in some tourist destinations and the uneven distribution of demand for tourist flows have had negative consequences and created a problem of overtourism, which is becoming increasingly important on a global scale. According to data provided by The World Travel & Tourism Council, of the 1.4 billion international tourist trips in 2018, more than 36% were associated with a visit to one of the 300 most popular cities in the world, and this trend will continue. This article discusses various approaches to understanding the essence of overturism, its consequences and prospects, as well as the way of solving this problem: the need to manage tourist flows in the interests of both guests and residents; the development of successful strategies for sustainable tourism, etc.

Keywords: overtourism, cruise tourism, responsible tourism, sustainable tourism, turismophobia, smart tourism, tourist destination.

Наумова И.В., Савельев И.И. Овертуризм: сущность и пути решения проблемы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №4. С. 27-35 DOI: 10.24411/1995-04112019-10403.

Дата поступления статьи: 10 октября 2019 г.

Naumova, I. V., & Savelev, I. I. (2019). Overtourism: The root of the problem and solutions. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(4), 27-35. doi: 10.24411/1995-0411-2019-10403. (In Russ.).

Received October 10, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.