Научная статья на тему 'Овертуризм: локальные проблемы и глобальные решения'

Овертуризм: локальные проблемы и глобальные решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
547
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОВЕРТУРИЗМ / ПУТЕШЕСТВЕННИК / ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОСИСТЕМА / OVERTURISM / TRAVELER / DESTINATION / TOURISM PRODUCT / SUSTAINABLE TOURISM / ECOSYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Новичкова Александра Владимировна, Новичков Николай Владимирович

В статье рассмотрены основные причины и последствия появления и развития овертуризма в мире. Структура статьи представлена в соответствии с концепцией решения проблем овертуризма как для местного населения, так и для путешественника в популярных туристических местах. В статье выделены причины появления овертуризма, дано несколько его определений. Отмечено, что овертуризм это проблема не одного субъекта, а всех участников туристического бизнеса. В статье проанализировано около десяти примеров популярных туристических городов, в которых данная проблема стоит наиболее остро. Также авторами приведены кейсы решений различными городами проблемы овертуризма. Представлены как уже существующие проекты, так и проекты, находящиеся в разработке. Сформирована важность и необходимость сохранения туристической привлекательности в условиях негативного проявления овертуризма. В статье представлена авторская разработка концепции устойчивого развития туризма, включая направления и принципы, предложены возможные пути решения проблемы овертуризма с сохранением интересов всех участвующих субъектов. В заключении сделаны выводы о том, что проблема овертуризма за последние годы из локальной превратилась в глобальную. Для ее решения необходим комплекс мероприятий, учитывающий интересы населения и туристов, а также сохраняющий исторические, культурные и природные памятники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Новичкова Александра Владимировна, Новичков Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERTOURISM: THE LOCAL PROBLEMS AND GLOBAL SOLUTIONS

The article deals with the main causes and consequences of the emergence and development of overturism in the world. The article has a clear structure and consists of three main sections, which are set out in accordance with the concept of solving the problems of overturism for both the local population and the traveler in popular tourist destinations. The article highlights the causes of overturism and gives several definitions of this concept. The authors noted that overtourism is not a problem of one entity, and all participants in the tourism business. The article analyzes about ten examples of popular tourist cities in which this problem is most acute. Also, in accordance with the topic of the article, in the second section, the authors provide several solutions to the problem of overturism by different cities. The article presents as existing projects and projects that are in development. In the third section, the authors analyze the development of international tourism, mark its features and highlight the main trends. The authors form the need to preserve the attractiveness of tourism in the negative manifestations of overturism. The fourth section of the article is devoted to the development of the concept of sustainable tourism development, including directions and principles. In the fifth section, the authors propose possible ways to solve the problem of overturism with the preservation of the interests of all participating entities. It is concluded that the problem of overtourism in recent years no more local and has become global. Solving this problem needs a set of measures considering the interests of the population and tourists, as well as preserving historical, cultural and natural monuments.

Текст научной работы на тему «Овертуризм: локальные проблемы и глобальные решения»

НОВИЧКОВА Александра Владимировна а УДК 332.1

НОВИЧКОВ Николай Владимирович 6 DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10404

а Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Нижегородский институт управления - филиал (Н. Новгород, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: ale-novichkova@yandex.ru б Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва РФ); доктор экономических наук, профессор; e-mail: novichkov@gmail.com

ОВЕРТУРИЗМ: ЛОКАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ГЛОБАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

В статье рассмотрены основные причины и последствия появления и развития овертуризма в мире. Структура статьи представлена в соответствии с концепцией решения проблем овертуризма как для местного населения, так и для путешественника в популярных туристических местах. В статье выделены причины появления овертуризма, дано несколько его определений. Отмечено, что оверту-ризм - это проблема не одного субъекта, а всех участников туристического бизнеса. В статье проанализировано около десяти примеров популярных туристических городов, в которых данная проблема стоит наиболее остро. Также авторами приведены кейсы решений различными городами проблемы овертуризма. Представлены как уже существующие проекты, так и проекты, находящиеся в разработке. Сформирована важность и необходимость сохранения туристической привлекательности в условиях негативного проявления овертуризма. В статье представлена авторская разработка концепции устойчивого развития туризма, включая направления и принципы, предложены возможные пути решения проблемы овертуризма с сохранением интересов всех участвующих субъектов. В заключении сделаны выводы о том, что проблема овертуризма за последние годы из локальной превратилась в глобальную. Для ее решения необходим комплекс мероприятий, учитывающий интересы населения и туристов, а также сохраняющий исторические, культурные и природные памятники.

Ключевые слова: овертуризм, путешественник, дестинация, туристический продукт, устойчивый туризм, экосистема.

Введение. Зачастую туризм является самым важным, а, иногда, и единственным экономическим сектором страны или региона. Приток туристов в то или иное место обеспечивает появление рабочих мест, формирование рынка товаров и услуг, увеличение доходов и т.п. Часто туристы посещают те объекты, которые были забыты местным обществом, в, следствие чего появляются финансы на восстановление и развитие уникальных культурных и исторических достопримечательностей. Вместе с тем, многочисленный поток туристов оказывает негативное воздействие на те районы, у которых, просто, нет возможностей для массового посещения людей. Возникает овертуризм - ситуация, когда, туристов приезжает «слишком много». Это «слишком много» будет разным для каждого взятого отдельного города или целый страны. Но суть для всех одна - возможное принятие туристов существенно меньше реального

посещения. В результате качество путешествия и качество жизни населеия в этом городе или регионе заметно ухудшается.

1. Понятие овертуризма

Ежегодная 1ТВ-выставка, проходящая в Берлине, призвана обсудить наиболее важные проблемы туризма во всем мире. Одна из самых насущных проблем, которая обсуждается уже третий год - это овертуризм.

Само понятие «овертуризм», впервые, употребил Рафат Али, когда писал письмо своим коллегам в компании Skift 14 июня 2016 года. Через два месяца слово «овертуризм» в статье использовал репортер этой же компании Эндрю Шейвахман [2].

Спустя три года термин «овертуризм» используется в туристической индустрии как обязательный элемент настоящего и будущего этой сферы.

Ежегодный рост туристического потока, помимо, развития экономики, также создает

многочисленные проблемы местным жителям - от засорения природы и шума на улицах до разрушения памятников и достопримечательностей, которые доходят, иногда, до настоящего вандализма. Во многих городах количество приезжих туристов в десятки и даже сотни раз превышает численность местного населения.

«Овертуризм» - достаточно молодое понятие, связанное с чрезмерным количеством туристов, которые посещают различные достопримечательности и города [4].

Среди негативных моментов наплыва путешественников можно отметить многочасовые ожидания в музеи или выставки, заполненные отели и рестораны, многокилометровые пробки на дорогах, а также толпы людей на улицах в дневное и ночное время. Все это сопутствует овертуризму.

Но при этом все популярные туристические города и страны остаются заинтересованными в привлечении путешественников. Возникает диссонанс - с одной стороны стремление к развитию туризма, с другой - различные последствия от него.

Во-первых, местные жители не могут полноценно жить и работать.

Во-вторых, происходит «деградация» городов, связанная с туристическим непочтением к законам, традициям и культуре.

В-третьих, у туристов может возникнуть «синдром завышенных ожиданий», поскольку красочная реклама и восторженные отзывы в интернете, часто не совпадают с реальностью. В, следствие этого, объемы продаж у туроператоров популярных направлений снижаются.

В конечном итоге, вместо потенциальных выгод для всех участников, возникают негативные социокультурные, экологические и финансовые последствия, а именно, обесценивание культурных богатств; увеличение трафика на дорогах; миграция местного населения, переполненность историко-культурных и природных достопримечательностей, снижение спроса на турпродукты и т.д.

2. Причины возникновения овертуризма

Чтобы разобраться в причинах феномена овертуризма, остановимся на причинах его возникновения. 1. Снижение стоимости перелетов, появление бюджетных авиаперевозчиков и соот-

ветственно развитие лоукостеров привело к тому, что очень много туристов стало передвигаться по миру едва ли не каждую неделю. При этом местных жителей стало задевать, что улицы их города, буквально, заполнены любителями дешевого отдыха и бюджетных развлечений.

2. Популярные направления и модные тенденции приводят к перенасыщению туристов в некоторых местах. Съемки сериала «Игра престола» проходили во многих городах мира, срели которых хорватский Дубровник. Теперь - это настоящая Мекка для поклонников сериала. Около двадцати лет назад вышел фильм «Пляж» с Леонардо ди Каприо. С тех пор, остров Пхи-Пхи в Таиланде стал одним из самых посещаемым среди туристов. Власти даже собирались его закрыть [1]. Кроме того, постоянная реклама гидами исторических, архитектурных и природных памятников увеличивает туристические потоки в сотни раз.

3. Появление сервиса Airbnb, позволяющему снять квартиру или комнату по ценам, гораздо ниже, чем в отеле приводит к увеличению потока приезжающих. Вместе с тем, популяризация Airbnb приводит к росту стоимости жилья в данном городе или регионе. Местные жители, просто, не могут заселиться в том районе, где владельцы квартир сдают их на Airbnb, практически, круглый год. В итоге спрос, значительно, превышает предложение, и цены на недвижимость, постоянно, растут.

4. Сегодня, в мире, пожалуй, не осталась ни одного города, где бы ни побывали китайские туристы. Так называемый «Китайский синдром» возрастает из года в год и, по прогнозам газеты Daily Mail к 2021 году, число туристов из Китая может достигнуть 200 миллионов человек, для сравнения - это чуть меньше всего населения всей Западной Европы1. Европейские города - Венеция, Прага, Барселона, Рим - больше всего страдают от путешественников из Поднебесной.

5. Увеличение общего роста международных поездок. Согласно, анализу, ЮНВТО,

1 Программа China Friendly.URL: visit-russia.ru/

our-projects/programma-china-friendly

прогноз туристического потока на 2023 год был достигут в 2016.

6. Концентрация туристических потоков в туристических центрах [10].

7. Реклама и продвижение через социальные сети. Повышенное внимание к отдельным городам, подкрепленное отзывами и рекомендациями из социальных сетей, приводит к перегруженности этих мест [3].

Рассмотрим на примере нескольких известных городов, конкретные и реальные причины развития тенденций овертуризма.

1. Цветочный рынок Блуменмаркт вызывал и вызвает вострог у путешественников, приезжающих в Амстердам. Сами по себе магазины уникальны. Они расположены на плавучих баржах, что является достопримечательностью уже несколько веков. Однако, сейчас флористы вынуждены торговать цветами в обычных сувенирных магазинах, так как постоянно фотографирующиеся с цветочными лавками туристы мешают местным жителям совершить покупки. Вследствие этого торговые обороты становятся все ниже и ниже, и есть угороза полного разрушения торговли на одном из самых красивых рынков мира.

2. Остров драконов (Комодо) в Индонезии в последние годы стал чрезвычайно популярным среди любителей экзотических мест. И одновременно на нем выросло число контрабандистов, пытающихся продать местных драконов (комодских варанов). Отмечатеся резкое сокращение популяции этих редких животных. Поэтому было решено закрыть остров для посещений на один год.

3. Многочисленные вопопады и живописные пейзажи Рейкьявика привлекают около 1,5 миллионов туристов в год. И жители, и местные власти не довольны таким людским потоком. Помимо повышения цен на продукты, это ухудшает местную самобытную инфраструктуру страны.

4. Нельзя не отметить город на воде - Венецию. В городе с каждым днем становится все меньше и меньше местных жителей, но и они страдают от загрязнения Венеции милионными туристами и круиз-ными лайнерами.

5. Остров Косумель в Карибском море окружен редкими коралловыми рифами.

Но уже сейчас большая их часть уничтожена лодками и дайверами, а оставшиеся кораллы сильно загрязнены из-за частных морских прогулок и круизов.

6. В Барселоне к туристам относятся наиболее презрительно. Два года назад местными жителями было совершено нападение на туристический автобус и отель, где они проживали. Как говорится - «сдали нервы». И это не только из-за шума, мусора, автомобильных пробок и очередей в магазинах, очень часто большие туристические группы (более 15 человек) просто блокируют движение на дорогах.

7. Великолепный остров Санторини, расположенный у берегов Греции, насчитывает всего около 15 тысяч местных жителей. При этом в год его посещают около одного миллиона туристов, приезжающих на лайнерах и паромах едва ли не каждые 30 минут в день. Размеренной жизни людей наносится существенный вред, ведь туристы ходят толпами, буквально, по их маленьким домикам.

8. Многочисленные памятники архитектуры хранит в себе Рим. Но многие туристы неуважительно относятся к культурному и историческому наследию Италии. Дело доходит до вандализма. Два года назад турист из Эквадора прямо на стене Колизея выгравировал свое имя. За что заплатил огромный штраф. Чиновники из Италии приняли ряд мер, ограничивающих посещение известных мест - в определенное время закрывают посещение вос-требованых достопремичательностей для сохранения исторических памятников [11].

9. Древняя деревня инков Мачу-Пик-чу не остается без внимания ни у одного туриста, приехавшего в Перу. Однако местное правительство отмечает, что большое количество путешественников нанесло существенный вред этой достопримечательности. Чтобы как-то сохранить это уникальное место, было введено строгое правило следования по определенному маршруту и только с гидом.

10. Наконец, переживающий и без того, высокий поток туристов, Дубровник в Хорватии. Снятые в нем несколько эпизодов сериала «Игра престолов» сделали город необычайно популярным.

11. В России самым «страдающим» от переизбытка туриста и экскурсантов городом можно назвать Суздаль. «Ворота» на самый известный советский и российский межрегиональный туристический маршрут «Золотое кольцо России» был представлен как важнейший элемент туристической привлекательности «Древней Руси» к летним олимпийским играм в Москве в 1980 году. С тех пор популярность «Золотого кольца России» и Суздаля, как его жемчужины, не снижается. Проблемы овертуризма этого небольшого города во Владимирской области, условно, можно свести к двум противоречиям: 1) сезонность, 2) налоговый дисбаланс. Если с первой проблемой туристические власти города и области еще в состоянии справиться, насыщая суздальский календарь туристических событий праздниками и фестивалями в низкий сезон, то вторая проблема, банально, упирается в российское законодательство. Дело в том, что прямые налоги от роста туристического потока - налог на прибыль и НДС - направляются либо в бюджет Российской Федерации, либо в бюджет Владимирской области. Более того, налоги, поступающие в местный бюджет (налог на доходы с физических лиц, имущественные налоги), оседают в бюджете района. В итоге, бюджет совсем небольшого городского поселения Суздаль (население - порядка 10 тысяч человек) почти никак не пополняется от роста туристической привлекательности города. При этом почти вся антропогенная нагрузка в городе (уборка мусора, озеленение, уборка снега зимой, городское освещение, благоустройство и др.) ложится на местный бюджет. Аналогичные проблемы наблюдаются и в иных признанных туристических центрах и дестинациях России [5].

Таким, образом, причин для появления и развития овертурзма в мире достаточно, и с каждым годом их становится все больше.

Необходимо отметить, что во многих их этих городах с овертуризмом «борятся», соблюдая интересы не только местных жителей, но и путешественников.

Вот примеры некоторых из них, отмеченные Европейской Ассоциацией отелье-ров и рестораторов HOTREC2.

2 Knoema - Мировой атлас данных. Мировая и региональная статистика, национальные данные, карты и рейтинги. URL: knoema.ru

1. Амстердам. Один из наиболее ярких примеров решения проблемы овертуризма - это, несомненно, Амстердам. Помимо самых высоких туристических налогов, взымаевых за проживание в отелях города, а также досточно высоких цен за аренду квартир, в Амстердаме резко сократили количество сувенирных лавок и ввели специальный знак в виде плаката для туристов -«Я живу здесь, пожалуйста, не шумите».

На выставке ITB обсуждали две интересные акции, которые проводятся для защиты интресов и безопасности местных жителей.

Первая «Enjoy and Respect» - кампания, призванная, постоянно, напоминать туристам, привыкшим «тусоваться» и «отрываться», что за недостойное поведение их ждет большой штраф. Реализация данной кампании проводилась с помощью цифровых щитов («цифровой изгороди»), которые напоминали каждому потенциальному нарушителю о соблюдении правил и уважении к жителям города черезе социальные сети «Инстаграм» и «Фейсбук».

Вторая кампания, связана с привлечением внимания туристов к достопримечательностям, находящихся в пригородах Амстердама. Один из замков Muiderslot переименовали в Amsterdam Castle. Его посещение резко возрасло после переименования, тем самым был перераспределен туристический поток. Вместе с тем жители города остались не довольны данным переименованием - историческая и культурная индивидуальность города теряется, нужно воспитывать и образовывать туристов, чтобы они знали и понимали, как достойно можно отдыхать и посещать достопримечательности известных городов.

Стоит добавить, что Амстердам намерен ввести самый большой в мире туристический налог - сбор за пребывание на туристической дестинации.

2. Лион. Проблема овертуризма - это не только проблема местных жителей, это и проблема туристов, которые также хотят чувствовать себя в безопасности и получать удовольствие от посещения города и городских достопримечательностей. В Лионе в настоящее время активно развивается так называемый smart tourism, который предполагает не

только доступность информации об инфраструктуре и достопримечательностях через мобильные приложения, а также развитую транспортную сеть и создание без барьерной среды. Кроме того, власти Лиона разрабатывают альтернативные маршруты и развлечения для туристов. Например, маршрут-приложение «Les Murs Peints» через городской стритарт рассказывает историю города.

Также в разработке еще один прогрес-сивынй проект для создания новых развлечений для гостей Лиона. Каждый, кто заброни-рорвал номер в отеле или апартаменты через Booking.com или другого партнера получает много интересной информации, что он может посетить и куда съездить во время своего путешествия и при этом избежать толпы.

3. Дубровник. Ежегодно Дубровник посещают более двух миллинов туристов. При этом численность города - всего сорок пять тысяч жителей. По рекомендации ЮНЕСКО мэрия города ввела своеобразный лимит на посещение Дубровника - около четырх тысяч человек в день. В результате и туристы могут в полной мере насладиться экстерье-рами города, и местные жители смогут нормально жить и работать.

3. Развитие туристической привлекательности в условиях овертуризма

Туризм - одна из самых прогрессивных областей в сфере услуг. В мировом туристи-

Развитие туризма создало базу для нового направления - решения задач по защите окружающей среды и сохранения экосистем на различных континентах. Особенно, сильно в этом преуспел Европейский континент, где проблемы экологии разбираются как на уровне СМИ, так и на государственном уровне. Страны Европы, сегодня, разра-

ческом рынке участвуют почти все страны мира. Но вместе с тем, для каждой страны характерно индивидуальное социально-экономическое развитие, которое и непосредственное воздействует на динамику потоков путешественников.

Национальный и международный туризм в настоящее время развивается под влиянием следующих факторов: сервис, инфраструктура, инклюзивность, конкуренция, информационные технологии, доступность, политическая, социальная и экологическая безопасность. Многие туристы при этом, предпочитают региональные путешествия по своей стране международным поездкам. Причины этого, в том числе овертуризм на популярных международных направлениях, особенно, сезонный, а также участившиеся международные теракты [13].

Туристическая индустрия состоит из туристических организаций, работающих на рынке спроса и предложения, как и все другие коммерческие организации [6]. При этом предложение таких организаций, не всегда, способно, удовлетворить потребности в путешествиях искушенного общества, а нарастающая конкуренция, буквально, заставляет формировать и выполнять новые жесткие требования с целью сохранения и развития туристической привлекательности Авторами сформированы факторы спроса и действия предложения в такой ситуации (табл. 1).

батывают новые туристические продукты, целью которых выступают удовлетворение спроса на путешествия и одновременно -защита окружающей среды.

Например, Бавария предлагает вместо шумной городской поездки в мегаполис, посетить сельские тихие территории, где проживание идет в местных самобытных

Таблица 1 - Туристическая привлекательность: факторы и действия

Table 1 - Tourist attractivness: The factors and actions

Факторы спроса Действия предложения

Рост числа стран, предлагающих новые туристические направления и маршруты Обеспечение сбалансированности увеличивающегося спроса и предложения

Создание условий для максимального удовлетворения потребностей некоторыми туристическими формами Планирование привлечения инвестиционных вложений в туристическую сферу

Сохранение спроса на внутренний туризм Разработка и реализации государственной стратегии совершенствования национального туризма

апартаментах и включает в себя самобслу-живание, а также участие в сельскохозяйственных мероприятиях3.

В мире более двух сот стран, но в тоже время за два тысячилетия он остается не изученным, поэтому тенденция по смене туристических центров на отдаленные и недоступные места, имеет место на развитие в будущем. Однако, это не отменяте спрос на отдых с высоким уровнем сервиса, многим туристам очень важно на несколько дней получить максимум комфорта в отличных погодных условиях.

Не стоит также забывать, что на туристическую привлекательность оказывают влияние тематика курорта: молодежный, семейный, активный, релакс и т.д., а также соотношение цены и качества [8].

Предпочтения туристов чрезвычайно разнообразны и могут быть связаны как с популярным туризмом в развитые страны, так и с индивидуальными и специализированными поездками в малоизвестные города и регионы. Это создает условия для постоянного развития инновационной активности всей индустрии туризма и направляет на создание новых туристических продуктов при соблюдении соотношения цены и качества для удовлетворения спроса на туристические услуги во всем мире [9].

Туристическая международная политика должна проводиться на основе прогнозов и исследований, проводимых ЮНВ-ТО - межправительственная туристическая организация, которая включает в себя более ста пятидесяти стран и является специализированным учреждением Организации объединенных наций. Согласно, последнему исследованию, в 2020 году число, путешет-свующих туристов превысит полтора миллиарда человек, при этом большая часть из них будет совершать поездки по своей стране4.

Также, отмечается, что в 2020 году, туристы продолжат посещать Европу, кроме того, будут поездки в Юго-Восточную Азию, Америку, страны Ближнего Востока и Африки. В то же время Россия не останется без

3 «Travel.ru» - сервер туризма и путешествий. Основные цели международных туристских прибытий. URL: travel.ru

4 Официальный сайт Всемирной туристской

организации. URL: www2.unwto.org/ru

внимания, по прогнозам ЮНВТО, страна войдет в десятку самых посещаемых стран5.

Для сохранения потока международных туристов каждая страна должна решить следующие задачи, которые поставила ЮНВТО:

• создание условий по обеспечению безопасности местного населения и туристов;

• получение туристами актуальной, доступной и необходимой информации;

• вложения средств из национальных государственных бюджетов, направленных на развитие внутреннего и международного туризма;

• создание и продвижение ГЧП;

• разработка мероприятий геополитики для развития международной туристической инфраструктуры.

Таким образом, роль международного туризма в мировой экономике растет с каждым годом. Вместе с этим растет и овертуризм, последствия которого значительно уменьшают положительное влияние на социально-экономическое развитие всей индустрии туризма и отдыха. Поэтому, дальнейшее будущее туристического сектора во многом зависит от государственной политики и стратегии в области туризма, а также соблюдения ряда требований для сохранения и развития туристической привлекательности и активности [7].

4. Концепция устойчивого развития и особенности устойчивого туризма

Концепция устойчивого туризма -один из приоритетов, реализуемых ЮНВТО в последние годы, что еще раз было подчеркнуто на прошедшей в сентябре 2019 года 23-й сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО в Санкт-Петербурге.

Понятие устойчивого туризма родилось из концепции устойчивого развития, впервые представленной в конце прошлого столетия Римским клубом.

Англоязычный термин «sustainable development» не совсем корректно переводится на русский как «устойчивое развитие». Более точным переводом было бы «сбалансированное», а точнее - гармоничное развитие. Однако, в русском научном и публицистическом дискурсе именно пере-

5 World Tourism. Статистика прибытий туристов по регионам мира. URL: world-tourism.org

вод понятия «sustainable development» как «устойчивое развитие» оказалось наиболее востребованным, что заставляет нас с ним оперировать.

Концепция устойчивого развития подразумевает реализацию мер, политики и человеческой деятельности, включая хозяйственную, основанную на учете не только экономических, но и социальных, культурных, экологических и экосистемных аспектов. По сути, устойчивое развитие воспринимает мир, именно, как экосистему и совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых природных, социальных, деятельностных, культурных, хозяйственных и иных экосистем. Соответственно в любой человеческой деятельности, исповедующей идеологию устойчивого развития, наряду с экономическими целями и показателями используются экологические, социальные и иные.

Появление термина «sustainable tourism» или устойчивый туризм является следствием реализации концепции устойчивого развития в туристической сфере.

Впервые понятие «устойчивого туризма» было сформулировано и обосновано в 1995 году, и с тер пор оно является одной из краеугольных идеологических категорий ЮНВТО.

Также ЮНВТО былы сформировано более десяти принципов и целей развития туризма:

1) обеспечение социальной справедливости;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) локальное развитие;

3) конкурентоспособность и жизнеспособность туристических организаций;

4) локальный контроль;

5) обеспечение достойного уровня качества жизни местного населения;

6) занятость местных жителей в сфере туризма;

7) внутреннее развитие;

8) сохранение и приумножение исторического и культурного наследия;

9) сохранение и защита городских и природных ландшафтов;

10) поддержка и сохранение экосистем и природных территорий;

11) минимизация использования не возобновляемых природных ресурсов в туристической отрасли;

12) минимизация загрязнения окружающей среды.

Устойчивый туризм набирает популярность. Его приверженцами постоянно называют себя многие политики, общественные деятели, звезды кино, спорта, шоу-бизнеса. Недавно о своей поддержке устойчивого туризма заявил один из возможных наследников британского престола принц Гарри, герцог Сассекский.6 Успешно функционируют различные международные объединения устойчивого туризма, в том числе, сеть ответственного туризма,7 объединение «Зелёный туризм»8 и др.

Именно, устойчивый туризм может стать тем принципов, реализация которого позволит снижать влияние причин, способствующих появлению овертуризма.

5. Рекомендации и пути решения проблемы овертуризма

Ассоциация рестораторов и отельеров HOTREC предложила ряд рекомендаций для решения проблем овертуризма в странах Европы:

1. Грамотный менеджмент в сфере туризма. Управление деятельностью предполагает поиск, сбор, и обработку информации о туристической активности в городе или регионе, а затем, грамотное планирование и реализацию политики в туристическом секторе.

2. Ограничительная политика. Ограничения должны касаться не количества туристов, посещающих популярные места, а, например, должен быть лимит на сдачу в аренду жилья или координация туристов, приезжающих на круизных лайнерах - в определенный день, в один город может зайти ограниченное количество судов. Между всеми пунктами назначения должен быть согласованный диалог в составлении разумных ограничений.

3. Перераспределение туристических потоков. Субъекты туристической отрасли, такие как представители бизнеса, местные жители и власти, а также СМИ должны участвовать в разработке и реализации новой политики равномерного распределения тури-

6 URL: forbes.ru/

7 URL: icrt-russia.ru

8 URL: green-tourism.com

стов в течение года по всей территории Европейского континента. Для этого необходимо открывать и продвигать новые интересные места, маршруты и достопримечательности, а также работать над «стиранием» сезонности в самых посещаемых местах.

4. Ведение переговоров. В каждом туристическом городе или регионе должны быть сформированы специальные структуры, которые должны осуществлять эффективное взаимодействие между населением, органами власти и туристическими организациями с целью выяснения проблем туризма и путей их решения с соблюдением взаимных интересов.

5. Ответственность туристов. Как не парадоксально, многих туристов, надо в обязательном порядке обучать правилам поведения в городах посещения, уважения к местным жителям и бережному отношению к историческим и культурным объектам. Для этого, выше названная структура, должна обучать гостей несению ответственности и выполнению обязанностей в месте пребывания.

ЮТВТО предложила свои рекомендации, а точнее способы «борьбы с овертуризмом»9:

1. Защита популярных направлений. Каждый туристический город или регион получает существенную экономическую выгоду от туризма и одновременно с ней туризм приводит к существенным изменением в жизни общества. Власти, просто, не успевают оперативно ввести ограничения, и по этой причине и возникают негативные последствия. Например, жители Барселоны требуют на законодательном уровне сократить туристические потоки. В свою очередь, уже введены ограничения на посещения Палау, Галапагосских островов и еще нескольких небольших регионов. Кроме того, посещение этих мест возможно только по определённому маршруту и небольшими группами. Крупные города могут попробовать начать реализовывать подобную стратегию в разгар сезона.

2. Повышение цен на популярные направления. Хотя турагенства и сами туристы отмечают ежегодное повышение цен на турпродукты, вместе с тем, путешествие, в наше время, уже не роскошь. Возможностей

9 URL: forbes.ru/

бюджетно совершить зарубежную поездку становится все больше. И страдают от этого местные жители, как было изложено выше.

Повышение же цен в сезон будет способствовать перераспределению туристов в другие более дешевые и неизвестные направления, а также лакшери-предложения привлечет не массовых туристов, а только некоторый небольшой сегмент.

3. Транспортный лимит. Местные жители, проживающие в таких городах, как Дубровник, Венеция, Барселона обвиняют в овертуризме только «невоспитанных путешественников». При этом все эти города существенно «поднялись» и развились только благодаря туризму. Нельзя забывать, что массовому притоку туристов эти города способствовали местные власти, а также низкие цены на перелет по Европе вследствие распространения лоукостеров и круизов. Именно для последних и должны быть введены ограничения, а не на отдельно взятого путешественника.

4. Информированность и маркетинг. Современные технологии, включая социальные сети, диктуют определенный выбор в посещение достопримечательностей в различных городах. Выбирая отель через букинг или трипадвайзер, турист, автоматически подбирает набор маршрутов или музеев. Соответственно, массовый спрос рождает массовый приток. Благодаря, маркетингу можно управлять спросом и направлять туристов в другие места.

Например, в Нью-Йорке и в Лондоне уже ввели контроль над массовым посещением и продвижением отдаленных районов. Также туристические агенства должны повысить уровень информированности и осведомленности туристов. Необходимо консультировать клиентов о нормах и правилах поведения в местах пребывания, а также соблюдении местных обычаев и традиций [12].

Таким образом, только грамотные и ответственные решения в туристическом секторе способны минимизировать негативное влияние овертуризма. Такие решения должны быть связаны как с действиями туристов, так и с политикой государства.

Туристические организации и руководители культурно-массовых учреждений должны предлагать специальные туры и

предложения для привлечения туристов в низкий сезон и для снижения туристического потока в высокий.

На основании проведенного анализа путей решения проблем овертуризма, авторами разработаны следующие рекомендации по их решению.

1. Информационная политика, включающая осведомление туристов о правилах и нормах поведения в месте пребывания, а также информационный диалог между всеми субъектами туристической индустрии и местными органами власти. Также такая политика должна быть направлена на развитие маркетинга в туризме с продвижением новых интересных мест, которые должны привлекать туристов наряду с уже популярными городами и странами.

2. Защита и сохранение популярных туристических мест. Во время пика сезона, необходимо вводить ограничения или специальные разрешения для посещения тех или иных объектов. Также во время сезона можно закрывать некоторые объекты на «профилактику». Тем самым, туристы захотят посетить менее популярные города или достопримечательности. Кроме того, в Американских национальных парках в тестовом режиме запустили мобильные приложения, которые информируют как туристов, так и организаторов о количестве людей на маршрутах и подают сигналы о перегруженности в каком-либо месте парка.

3. Ввод дополнительного налога в городах и странах, наиболее страдающих от овертуризма. Кроме самих туристов, такие налоги должны платить круизные лайнеры, туристические автобусы, авиакомпании, занимающие чартерными перевозками. Налог на пребывание уже введен в Венеции и в Амстердаме. Кроме того, арендаторы квартир должны выплачивать налог с аренды сданных квартир в размере от 60%.

4. Управление всей туристической индустрией должно быть построено на основании комплексного анализа всей доступной и актуальной информации, а также должна быть разработана и реализована грамотная система планирования, организации, мотивации и контроля в туризме в целом.

5. Реализация, распространение и популяризация концепции устойчивого туризма.

В завершение, не смотря ни на что, остается главное, путешествовать - приятно, интересно и необходимо!

Выводы

Таким образом, проблема овертуризма за последние годы из локальной превратилась в глобальную. Для ее решения необходим комплекс мероприятий, учитывающий интересы всех субъектов индустрии туризма и равзлечений, а также сохраняющий исторические, культурные и природные памятники, составляющие наследие всего мирового общества.

Список источников

1. Keith D. City Branding. Theory and Cases. Palgrave Macmillan, 2011. 272 p. DOI: 10.1057/9780230294790.

2. Smith, S. L. J. The Tourism Product // Annals of Tourism Research. 1994. №21(3). Pp. 582-595. DOI: 10.1016/0160-7383(94)90121-X.

3. Джанджугазова Е.А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 208 с.

4. Колодий Н.А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте. М.: Изд-во Юрайт, 2017. 326 с.

5. Морозов М.А. Экономика организации туризма. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 291 с.

6. Новичков Н.В., Серебренников С.С. Стратегические инициативы в экономике // Экономист. 2014. №4. С. 12-19.

7. Новичков Н.В., Черникова Л.И., Фаизова Г.Р. Направления эволюции оценки розничных рисков // Сервис в России и за рубежом. 2014. №3(50). С. 132-142.

8. Новичкова А.В. Формирование модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций: Автореф. дисс. ... к-та экон. наук. М.: ГУУ, 2012.

9. Новичков Н.В., Новичкова А.В., Малыгина О.В. Инноватика туристического бизнеса в развитии экономики впечатлений // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т.12. №2(80). С. 6-19. DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10201.

10. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. СПб.: Питер, 2017. 264 с.

11. Сущинская М.Д. Культурный туризм. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 157 с.

12. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Информационные технологии управления в туризме. М.: Кнорус, 2016. 102 с.

13. Шатько Е.А. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. №7. С. 72-76.

Alexandra V. NOVICHKOVA a Nikolai V. NOVICHKOV b

a Russian presidential academy of national economy and public administration, Nizhny Novgorod Institute of management - branch (Nizhny Novgorod, Russia); PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: ale-novichkova@yandex.ru b Russian State University of Tourism and Service (Russia, Moscow); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: novichkov@gmail.com

OVERTOURISM: THE LOCAL PROBLEMS AND GLOBAL SOLUTIONS

The article deals with the main causes and consequences of the emergence and development of overturism in the world. The article has a clear structure and consists of three main sections, which are set out in accordance with the concept of solving the problems of overturism for both the local population and the traveler in popular tourist destinations. The article highlights the causes of overturism and gives several definitions of this concept. The authors noted that overtourism is not a problem of one entity, and all participants in the tourism business. The article analyzes about ten examples of popular tourist cities in which this problem is most acute. Also, in accordance with the topic of the article, in the second section, the authors provide several solutions to the problem of overturism by different cities. The article presents as existing projects and projects that are in development. In the third section, the authors analyze the development of international tourism, mark its features and highlight the main trends. The authors form the need to preserve the attractiveness of tourism in the negative manifestations of overturism. The fourth section of the article is devoted to the development of the concept of sustainable tourism development, including directions and principles. In the fifth section, the authors propose possible ways to solve the problem of overturism with the preservation of the interests of all participating entities. It is concluded that the problem of overtourism in recent years no more local and has become global. Solving this problem needs a set of measures considering the interests of the population and tourists, as well as preserving historical, cultural and natural monuments.

Keywords: overturism, traveler, destination, tourism product, sustainable tourism, ecosystem.

References

1. Keith, D. (2011). City Branding. Theory and Cases. Palgrave Macmillan. doi: 10.1057/9780230294790.

2. Smith, S. L. J. (1994). The Tourism Product. Annals of Tourism Research, 21(3), 582-595. doi: 10.1016/0160-7383(94)90121-X.

3. Dzhandzhugazova, E. A. (2019). Marketingovye tehnologii v turizme: marketing turistskih territorij [Marketing Technologies in Tourism: Marketing of Tourist Places]. Moscow: Yurayt Publishing House. (In Russ.).

4. Kolodij, N. A. (2017). Ekonomika oshhushhenij i vpechatlenij v turizme i menedzhmente [The Sensation and Experience Economy in Tourism and Management]. Moscow: Yurayt Publishing House. (In Russ.).

5. Morozov, M. A. (2019). Ekonomika organizacii turizma [Economics of Tourism Organization]. Moscow: Yurayt Publishing House. (In Russ.).

6. Novichkov, N. V., & Serebrennikov, S. S. (2014). Strategicheskie iniciativy v ekonomike [Strategic initiatives in the economy]. Ekonomist [Economist], 4. P. 12-19. (In Russ.).

7. Novichkov, N. V., Chernikova, L. I., & Faizova, G. R. (2014). Napravlenija jevoljucii ocenki roznichnyh riskov [Trends in the evolution of retail risk assessment]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. 3(50). P. 132-142. (In Russ.).

8. Novichkova, A. V. (2012). Formirovanie modeli korporativnoj pamjati v sisteme upravlenija znanijami innovacionnyh organizacij [Formation of a corporate memory model of innovative organizations]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Moscow: GUU. (In Russ.).

9. Novichkov, N. V., Novichkova, A. V., & Malygina, O. V. (2018). Innovatika turisticheskogo biznesa v razvitii ekonomiki vpechatlenij [Innovation of tourism business in the experience economy development]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad].12. №2(80). P. 6-19. DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10201. (In Russ.)

10. Saak, A. Ye., Pshenichnyh, Yu. A. (2017). Menedzhment v social'no-kul'turnom servise i turizme [Management in social and cultural service and tourism]. SPb.: Piter. (In Russ.).

11. Sushhinskaja, M. D. (2019). Kul'turnyj turizm [Cultural tourism]. Moscow: Yurayt Publishing House. (In Russ.).

12. Chudnovskij, A. D., & Zhukova, M. A. (2016). Informacionnye tehnologii upravlenija v turizme [Information technology management in tourism]. Moscow: Knorus. (In Russ.).

13. Shat'ko E.A. (2019). Analiz sovremennogo sostojanija razvitija turizma v Rossijskoj Federacii [Analyzing the current state of tourism development in the Russian Federation]. Molodoj uchenyj [Young scientist].7. P. 72-76. (In Russ.).

Новичкова А.В., Новичков Н.В. Овертуризм: локальные Novichkova, A. V., & Novichkov, N. V. (2019). Overtourism: local

проблемы и глобальные решения // Современные problems and global solutions. Sovremennye problemy servisa i

проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №4. С. 36-45. turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(4), 36-45. doi:

DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10404. 10.24411/1995-0411-2019-10404. (In Russ.).

Дата поступления статьи: 8 октября 2019 г. Received October 8, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.