Научная статья на тему 'OUTNESS OF STUDENTS DEPENDING INTO EXPOSURE'

OUTNESS OF STUDENTS DEPENDING INTO EXPOSURE Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ХУДОЖНИКИ / РЕЛЬЕФ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шавалиева Гульшат Тавкилевна

Целью нашего исследования является изучение особенностей психических состояний респондентов юношеского возраста при восприятии моноцветовых экспозиций и художественных образов для определения специфики проявления психических состояний и её структуры в зависимости от профессиональных интересов испытуемых. Используемая нами методика «Рельефа психического состояния» (Прохоров А.О.), позволила выяснить, что структура состояния изменяется в зависимости от образа. Результатами исследований явились изменения структурных характеристик состояний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «OUTNESS OF STUDENTS DEPENDING INTO EXPOSURE»

СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭКСПОЗИЦИЙ

Шавалиева Гульшат Тавкилевна

канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии, Института экономики, управления и права (г.Казань),

г. Набережные Челны

OUTNESS OF STUDENTS DEPENDING INTO EXPOSURE

Shavalieva Gul'shat Tavkilevna, Candidate of Psychology, assistant professor Of Institute of economics, management and law (Kazan) branch in Naberezhnye Chelny АННОТАЦИЯ

Целью нашего исследования является изучение особенностей психических состояний респондентов юношеского возраста при восприятии моноцветовых экспозиций и художественных образов для определения специфики проявления психических состояний и её структуры в зависимости от профессиональных интересов испытуемых. Используемая нами методика «Рельефа психического состояния» (Прохоров А.О.), позволила выяснить, что структура состояния изменяется в зависимости от образа. Результатами исследований явились изменения структур-ныххарактеристик состояний. ABSTRACT

The aim of our research is studying of mental states' features of the respondents in the perception process of adolescence color shades exhibitions and artistic images to determine the specificity of mental states' manifestations and its structure depending on the professional interests of the subjects. We use a technique of "relief mental state" (Prokhorov AO), which is allowed to find out that the structure of the state varies depends on the image. Research results were realized in changes of the structural characteristics of the states.

Ключевые слова: психические состояния, моноцвет, колорит, художники, естественники, рельеф Keywords: mental states, monocolors, colouring, artists, naturalists, relief

Психические состояния, которые испытывает, переживает человек, имеют различные аспекты своего проявления. Они могут быть различны в зависимости от значимости жизненных событий для человека - это работа, карьерный рост или наоборот проблемы, а также семья -дети, жена, родственники и т.д. [1, с. 608]. На цветовое решение реагируют абсолютно все, начиная с ребёнка и кончая взрослым человеком и стариками в том числе. Нас заинтересовала проблема восприятия художественных образов представителей различных профессиональных групп. Потому нами были организованы исследования в связи с восприятием моноцветов, их сочетаний, а затем и самих художественных образов с определённым цветовым колоритом. Почему мы применили понятие «моноцвет», потому что именно он объясняет сложность и богатство каждого цветового оттенка. «Моноцвет» отражает наш цвет, как один из оттенков красного, синего и т.д. Как бы мы не старались, всё равно нам будет трудно отобразить истинный цветовой оттенок, потому - «моноцвет».

Нашими участниками эксперимента стали студенты, мы назвали их «естественники» и «художники». Рассматривая проблему психических состояний, интересным становится вопрос, как психические состояния могут определять психическую активность людей разных профессий. Всего 834 человека. Последовательность исследования была следующая: 1) знакомство с понятием «состояние»; 2) изучение методики «Рельеф психического состояния» (Прохоров А.О.); 3) подготовка постановочного материала - моноцвета, сочетания моноцветов, художественного образа. Таким образом, мы подобрали для исследования моноцвета -нейтральные, насколько возможно таковое отобразить в красках. В дальнейших исследованиях использовались нейтральные цвета.

В основе экспериментальной работы состояло определение фонового психического состояния, без чего динамику изменения состояний при восприятии экспозиций обнаружить будет просто невозможно.

Исследования касательно экспозиций сочетаний моноцветов, заняли достаточно продолжительное время. Респондентам предлагались нейтральные моноцвета, как по отдельности, так и в сочетании на фоне и рядом друг с другом. Всего 56 сочетаний. Причем, экспонировались сочетания, которые в некоторый степени, отражали бы общий характер колорита последующей демонстрации художественного образа. Такой диапазон исследования позволял нам пронаблюдать, проследить и даже выявить специфичность психических состояний детей юношеского возраста при восприятии того или иного образа. Остановимся только на некоторых из них для демонстрации данных различий.

Благодаря, таким образом, организованным исследованиям, были выявлены специфичность проявления особенностей психических состояний испытуемых юношеского возраста в зависимости от профессиональных интересов. Это подтвердилось также по характеру описанных испытуемыми состояний, и, на основе их качественных и количественных характеристик. Организация исследований включала в себя обязательное описание своих фоновых состояний респондентами. Фоновые, в нашем случае, это состояния до предъявляемой экспозиции. Так, до экспозиции сочетаний и художественных образов испытуемые в преобладании описали равновесные психические состояния, такие как спокойствие, умиротворенность. В дальнейшем состояния у респондентов стали прямо пропорционально зависимы от текущих сменяющихся экспозиций. Отметим, например, что при экспозиции «коричневого на желтом моноцветовом фоне» у респондентов, получающих художественное образование -«художники» преобладали психические состояния неопределенности и странности. «Естественники» выделили состояния мрачности, тоски, грусти (длительные, отрицательные психические состояния) и в меньшей степени спокойствия (равновесное). Отметим, что при количественном и качественном анализе состояний обеих

групп, особенно у «художников» обнаруживаются более сложные по структуре психические состояния.

Интересно, что сочетание этих же моноцветов, но в другом ракурсе обнаружило совершенно другую психическую реакцию испытуемых. Итак, при восприятии моноцветового сочетания «желтый на коричневом фоне» естественники описали состояния как спокойствие - 67% - равновесные состояния, а в группе «художников» описали состояния любопытства - 35% - (интеллектуальное психическое состояние), а также состояние восторженности (кратковременное, высокого уровня активности, положительное состояние); грусти (длительное, низкого уровня активности, отрицательное состояние) - 25%. На основе качественного анализа психических состояний выявляются отличия в реакциях «естественников» и «художников» на предъявляемые моноцветовые сочетания.

Сочетание моноцветов «красного на зеленом фоне» «художники» описали свои состояния как радость (50% - высокий уровень активности, положительное, эмоциональное состояние); остальная группа испытуемых в основном описала свои состояния как страх, мрачность (кратковременные, отрицательные, с высоким уровнем активности, эмоциональные психические состояния), а также в этой группе были выявлены состояния - грусть (длительное, отрицательное состояние) - 50%. Если группа «художников» описали состояния с разным уровнем активности, причём как-будто связанные с определённым событием, то «естественники» оказались менее стабильны в проявлении своих состояний при восприятии предложенного моноцветового сочетания. У респонден-

Надо отметить, что экспозиция моноцветового сочетания «красный на фоне жёлтого» в большей степени повысило психическую активность «естественников», а «художники» становятся более стабильными. Такое заключение мы сделали на основе показателей [2, с. 472]. Демонстрация сочетания «красный на желтом фоне» вызвало состояния спокойствия (равновесное); состояния радости (эмоциональное, высокого уровня активности); состояние свободы (состояние возвышенности). Всего 40 % испытуемых в группе «художников». Состояния раздражительности (отрицательное, высокого уровня активности); апатичности, вялости (отрицательные, длительные, низкого

уровня активности) - 23% «художников». Респонденты «естественники» описали в основном состояния спокойствие (равновесное), радость (эмоциональное, кратковременные, высокого уровня активности) - 53%. Также «естественники» выделили две группы разнополярных отрицательных психических состояний - это раздражительность

тов данной группы преобладали положительные состояния - спокойствие, миролюбие, переходящие в состояния равнодушия (длительные, отрицательные состояния).

Проанализировав показатели рельефа, выяснилось, что имеет место значительные различия в результатах восприятия испытуемыми моноцветовых экспозиций. Результаты теста показали, что наибольшую активность в психическом плане моноцветвое сочетание вызывало у группы «художников», по сравнению с «естественниками». Итак, состояния могут вызывать определённые реакции человека, постепенно подводить к определённым мыслям, убеждениям.

Ранее проведённые учеными исследования среди «художников» показали, что именно у них в большей степени в момент творчества активизируются психические процессы, но наблюдается скованность со стороны поведения. Интересен тот факт, что демонстрация сочетания моноцветов (красный на зеленом фоне) выказывает нестабильность проявления психических состояний у «художников», что проявилось в демонстрации возбуждения творческого начала (воображения), но уже с проявлением активности со стороны поведения. Продемонстрируем на примере интегральных значений психических состояний испытуемых обеих групп в результате экспозиции сочетаний моноцветов «красный на зелёном фоне» и «красный на жёлтом фоне», которые соответствуют колориту художественного образа «Красные виноградники в Арле». Сочетание «красный на фоне желтого» моноцвета выявило у «художников» иную психологическую картину психических состояний по сравнению с «естественниками».

( отрицательное, высокого уровня активности), а также состояние усталости (отрицательное, длительное, низкого уровня активности) - 47 %. Показатели психических состояний обнаруживают рост активности со стороны психических процессов как в группе «естественников» так и в группе «художников» только эта активность проявляется по-разному, как видно на рисунке 1. Необходимо отметить, что показатели переживаний у группы «естественников» при восприятии «красного на зеленом моноцветвом фоне» ниже, чем при фоновом состоянии.

Другое мы наблюдаем в результате экспозиции моноцветового сочетания «красный на желтом фоне». Отметим, что группа «художников» при восприятии моноцветовых сочетаний демонстрировала более сложные психические состояния по своим качественным характеристикам и количественным.

Экспозиция художественного образа, в основе которого колорит предложенных ранее моноцветовых сочетаний показала совсем другие реакции испытуемых.При

Таблица 1

Средние значения показателей «Рельефа психического состояния»_

Интегральные значения До восприятия Красный на фоне зелёного Красный на фоне желтого «Красные виноградники в Арле»

Специализация «худ» «естеств» «худ» «естеств» «худ» «естеств» «худ» «естеств»

Психические процессы 6,15 6,95 8,03 5,39 7,48 7,74 6,72 7,21

Физиологическая реактивность 7,78 6,94 9,04 7,58 7,81 7,75 6,74 7,04

Переживания 6,74 6,71 6,88 6,75 6,81 6,57 6,46 6,67

Поведение 7,52 6,9 8,48 6,93 7,67 7,22 6,85 7,28

восприятии репродукции «Красные виноградники в Арле» «художники» демонстрировали психические состояния со снижением показателей психических процессов, очевидно, потому что представлен готовый образ, когда воображение участников эксперимента как таковое уже не требуется.

«Естественники» демонстрируют явные отличия в особенностях психических состояний при восприятии со-

четаний и художественного образа по сравнению с группой «художников», что также подтвердилось при анализе интегральных значений психических состояний [2, с. 475]. Преобладали интеллектуальные по характеру состояния: «художники» - заинтересованность. «Художники» также описали свои состояния как напряжённость, а «естественники» - состояния ненависть, возбуждённость, гнетущее состояние (кратковременные, отрицательные, с высоким уровнем активности) - 61% испытуемых.

Рисунок 1. Рельефы психических состояний «художников» и «естественников» до и после восприятия сочетания моноцветов «красный на фоне зелёного»

Мы убедились, что состояния испытуемых «художников» и «естественников» отличаются в зависимости от образа, а также профессиональная ориентация определяет специфику и особенности проявления психических состояний у респондентов юношеского возраста.

«Естественники» также выделили состояния заинтересованности (интеллектуальное состояние) и хаотичности (кратковременное состояние). Таким образом, моноцветовое сочетание это цветовая информация без конкретного смыслового содержания, как это представлено в художественных образах. Мы обратили внимание, что экспозиция художественного образа в большей степени активировало физиологическую реактивность, переживания, поведение. В зависимости от экспозиции у испытуемых разных групп различно проявлялась психическая активность, что сильно отличало их друг от друга.

Данные полученные в результате проведенных экспериментов указывают на то, что есть возможность регулирования обстановки, разрешение каких-либо ситуаций, событий в зависимости от демонстрируемого материала, который в итоге, может определить специфику реакции, поведения и переживаний человека в этой связи.

Список литературы

1. Прохоров А.О., Габдреева Г.Ш., Васильева Т.Н. Хрестоматия Психология состояний., - М.: Пер Се; -СПб: Речь, 2004.- 608 с.

2. Шавалиева Г.Т. Особенности психических состояний студентов различной специализации при восприятии экспозиций. Психология психических состояний: Сборник статей. Вып. 6 / Под ред. проф. А.О. Прохорова. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. С. 472-480

ПСИХОЛОГО-ПЕДПГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ

СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА

Смирнова Елена Вячеславовна,

соискатель уч. степ. канд. наук кафедры пед. псих., ст.преп. кафедры иностранных языков I, Нижегородский

государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород

Smirnova Elena Vyacheslavovna, postgraduate student of the department of pedagogical psychology, senior teacher of the department of foreign languages, University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.