DOI: 10.12731/2218-7405-2014-3-7 УДК 159. 922
ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ВОСПРИЯТИИ МОНОЦВЕТОВ
Шавалиева Г.Т.
Статья посвящена вопросам изучения психических состояний в зависимости от предлагаемого для восприятия оттенка цвета (моноцвета). Выяснилась зависимость психических состояний от специфики экспозиций и роль характеристики цвета (моноцвета) на выявленные качественные и количественные характеристики проявления психических состояний.
Цель: Исследование особенностей психических состояний детей «школьного возраста» при восприятии моноцветов и их сочетаний.
Метод или методология проведения работы: Исследования проводились на основе системной методологии и теории деятельности, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия и субъектного подхода А.В.Брушлинского, С.Л.Рубинштейна, а также теоретических принципов и положений концепции психических состояний личности (А.О.Прохоров) и концепций цвета (И.В.Гете, П.В.Яньшин и др.). Материалом исследования послужил теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме восприятия цвета.
Результаты: Проведенные нами исследования дают основание полагать, что психические состояния находятся в постоянной зависимости от воспринимаемого цветового оттенка (моноцвета) или их сочетаний, причем его влияние на состояния человека происходят на более тонком уровне, т.е. в зависимости от оттеночной палитры моноцвета.
Область применения результатов: Результаты проведенного нами исследования могут быть применены в ходе организации учебного процесса, организации практической деятельности, творчества младших школьников, подростков и детей юношеского возраста. Также можно продолжить исследования, усложняя экспозиции, изучая проявления психических состояний в психической активности респондентов.
Ключевые слова: психические состояния, моноцвет, психические состояния высокого уровня активности, психические состояния низкого уровня активности, психические процессы, физиологическая реактивность, психическая активность.
SYMPTOMS OF PUPILS' MENTAL STATE IN PERCEPTION OF
MONOCOLORS
Shavalieva G.T.
The article is devoted to the study of mental states, depending on the color shade or monocolors proposed for the perception. The dependence of mental states on the specific exposures and the role of color characteristics (monocolors) identified on the qualitative and quantitative characteristics of the manifestations of mental states was clarified.
Purpose: To study the features of mental states of "school age" children in the perception monocolors and in combinations of them.
Method or the methodology of the work: Studies were conducted on the basis of a systematic methodology and activity theory developed by Vygotsky, Leontiev, Luria and subject approach of A.V. Brushlinsky, S.L. Rubinstein and also theoretical principles and provisions of the concept of individual mental states
(A.O.Prohorov) and concepts of color (Goethe, P.V. Yanshin etc.). Research material istheoretical analysis of general and specialized literature on color perception.
Results: Our studies suggest that mental states are in a constant depending on the perceived hue (monocolors), or combinations of them, and its impact on the human condition occur at a more subtle level, i.e. depending on the palette Tinted monocolors.
Practical implications:: The results of our study can be applied in the course of the educational process, the organization of practice, creativity of younger schoolchildren, adolescents and children adolescence. The study can also be continued, complicating exposure studying manifestations of mental states in mental activity of respondents.
Keywords: mental states, monocolor, mental state of high activity level, mental state of low activity level, mental processes, physiological reactivity, mental activity.
На практике, и вообще, в жизни, известны ключевые значения в применении цвета. Его роль в жизни ощутима и очень важна. Значение цвета трудно переоценить, но можно и недооценить. При этом курсу «Психология цвета» отводится мало места в рамках общей психологии. Заметим, что этой дисциплины просто нет в программах по психологии. Необходимо отметить, что был период, когда был введён спецкурс «Психология цветовосприятия», но постепенно и его не осталось в программах по психологии [5]. При этом цвета его оттенки в различных объектах архитектуры, дизайна комплексов, помещений, офисов, кафе, ресторанов и т.д. окружают нас, и при этом всё в определённом цветовом колорите. Любой человек выбирает свой любимый колорит, в котором ему работается или полноценно отдыхается. Таким образом, актуальность вопроса очевидна, и это можно подтвердить экспериментальными
исследованиями, подтверждающими значение цвета, его сочетаний для человека.
Работа Яньшина П.В., его монография дала систематизирующую информацию многих работ. Автором была предложена мировоззренческая концепция на проблему цвета, рассмотрены некоторые аспекты цветовосприятия [5].
Изучая эволюцию восприятия цвета, отметим, что, уже начиная с рыб цвет, играет важную сигнальную роль. Для человека также цвет содержит определённую сигнальную информацию. Так, эту роль выполняют светофоры на проезжей части, знаки, дорожные разметки, одежда, реклама магазинов, центров питания и др. [4,5].
В нашем случае нас заинтересовал глубинный аспект при восприятии цвета - это особенности психических состояний человека при восприятии цвета и его сочетаний. Состояния прослеживаются в нашей жизни постоянно. Мы испытываем радость, печаль, грусть, удовлетворённость течением своей жизни, определёнными событиями [2, 3]. Цвет также невольно подбирается человеком в зависимости от его состояния. Оттеночная палитра очень многообразна от холодных, тёплых, тёпло-холодных оттенков и т.д. Поэтому в наших исследованиях мы говорим «моноцвет», поскольку, по-нашему мнению, именно это понятие отражает субъективность отношения к цвету в зависимости от его оттеночных характеристик, и объясняет цвет как специфичный, сложный элемент.
Проанализировав психодиагностическую литературу, мы выяснили, что при исследовании влияния цветов и цветовых оттенков на человека в основном учитывалась эмоциональная сторона этого процесса, но не особенности психических состояний, которые являются более тонкой и одной из ведущих сторон психической активности человека. Среди диагностических методик с использованием цвета известна методика М. Люшера, которая позволяет
изучить индивидуально-психологические особенности личности, экстраверсию/интроверсию и уровень нейротизма на основе выбора цветов (восьми цветовых карточек) в определённой последовательности [4, 5].
Таким образом, основываясь на цветовом выборе можно не только охарактеризовать личность человека, но и повлиять на него, а в нашем случае на его психические состояния. Благодаря определенным образом организованным моноцветовым сочетаниям, можно управлять состояниями людей, а значит и особенностями психической деятельности человека: учёба, труд, адаптация к новым условиям жизни, а также настрой на отдых, на длительную умственную деятельность и т.д. Особенно это важно для детей младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов. В результате, цель нашей работы на начальном этапе - изучение особенностей психических состояний при восприятии моноцветов, сочетаний различного характера (рядом друг с другом, на фоне друг друга). В ходе проводимых исследований мы также рассматривали возрастной аспект проявления психических состояний.
Известно, что к семи годам, т.е. к началу младшего школьного возраста у детей развиты первичное воображение и образное мышление. Данная психологическая особенность позволяет постепенно формировать у них основы сознания и деятельности. Для того, чтобы психические процессы подключились в работу, необходимо создать особые условия для восприятия. В связи, с чем нами было ограничено время восприятия экспозиций до 30-40 секунд, что позволило нам активировать психическую активность испытуемых всех возрастных групп.
Началу экспериментальной работы предшествовало знакомство испытуемых с понятием «психическое состояние», а также с использованием методики «Рельеф психического состояния» (Прохоров А.О.) [1]. Для увеличения роли моноцветов они демонстрировались в размере 50x50 (см) на белом или ином моноцветовом фоне в зависимости от цели эксперимента
150x150 (см). Эксперименты проводились с учетом учебной нагрузки испытуемых и в аудиториях с дневным освещением.
В подготовительной части работы были выделены наиболее часто описываемые испытуемыми психические состояния, из которых был составлен общий список. Данный список демонстрировался в ходе последующих экспериментов, как опорный материал, для более точного описания испытуемыми своих состояний. Психические состояния до и после восприятия моноцветов и их сочетаний измерялись на основе методики самими испытуемыми. Субъективность оценки своего состояния человеком очевидна, но и, например, к врачу на приём человек идёт на основе своих наблюдений за своим состоянием, т.е. на основе своей реактивной оценки. Благодаря методике («Рельеф психического состояния») мы можем оценить психологическую сторону состояний более полно на основе реактивных реакций человека и сделанных им оценок своего состояния как-бы «изнутри».
В экспериментах участвовало 265 человек, принадлежащих определённым возрастным группам, в частности - это младшие школьники (89 лет), подростки (13-14 лет) и юноши (16-18 лет).
Исследования были организованы в рамках нескольких серий в зависимости от характера экспонируемой подборки материалов. Респондентам предлагалась следующая инструкция: «Сейчас вам будет демонстрироваться определенная экспозиция в течение 30-40 секунд. Вы должны будете описать свое психическое состояние, которое испытали в момент ее восприятия. Перед вами список состояний как опорный материал, из которого вы сможете выбрать наиболее приемлемое для вас состояние. Дальнейшая задача состоит в анализе описанного вами состояния на основе методики «Рельеф психического состояния».
Исследование состояло из нескольких серий. Рассмотрим результаты некоторых из них, в частности, особенности психических состояний
испытуемых в результате восприятия четырёх моноцветов - красный, желтый, синий, зелёный - выполненные краской, т.е. обычные моноцвета, предлагаемые в контейнерах любых красок (просто краска), а также «тёплые» и «холодные» оттенки этих моноцветов.
При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики, в частности, корреляционный анализ, а также был проведен качественный анализ результатов.
Исследования начинались с изучения характера психических состояний респондентов до демонстрации экспозиций. Выяснилось, что в ходе учебного процесса у всех испытуемых трёх возрастных групп выявляются различные психические состояния также в зависимости от гендерных характеристик испытуемых.
Отметим, что младшие школьники до восприятия экспозиций описали по характеру эмоциональные состояния, которые можно подразделить следующим образом: состояния высокого уровня активности - веселость, счастье, радость, удовольствие, а также равновесные психические состояния -спокойствие, умиротворенность (12%). Рельефы фоновых психических состояний демонстрируют высокий уровень психической активности младших школьников (рис.1).
У подростков были выявлены общие психические состояния: спокойствие (равновесное), любопытство (познавательное) и равнодушие (низкого уровня активности).
Юноши до восприятия экспозиции демонстрировали преобладание положительных равновесных состояний: спокойствие, умиротворенность, а также состояние любопытства (познавательное), среднее значение состояний составляет 7,09 (по 11-балльной шкале), что демонстрирует наиболее высокий уровень психической активности испытуемых по сравнению с младшими возрастными группами.
121086420-
не t
у S
«ч >- н§- ч s *
* * it ■9
л —
¥
1 3 -1 5 м п 7 а д 9 ш и 11 е 13 ш к 15 о п 17 ь 1 и 9 к и 21 - 23 п о 25 Д Р 27 о с 29 т к 31 и 33 ю 35 н о 37 ш и 39
Рис. 1. Рельеф психических состояний младших школьников, подростков и юношей до восприятия экспозиций
При рассмотрении корреляционных матриц психических состояний испытуемых выявились различные уровни устойчивости психических состояний в зависимости от экспонируемых моноцветов.
Младшие школьники при восприятии жёлтого моноцвета соотносили его с солнцем, зноем. Количество корреляционных связей демонстрирует степень устойчивости и неустойчивости психических состояний. Так, при восприятии младшими школьниками оттенков жёлтого моноцвета количество значимых корреляций выявляет неустойчивость психических состояний (17,5%) -«тёплого» жёлтого, и большую устойчивость состояний (20,5%) в результате экспозиции «холодного» жёлтого.
При восприятии младшими школьниками красного моноцветов (его оттенков в том числе) преобладают кратковременные отрицательные психические состояния: раздражительность, злобность, «плохо». Хотелось бы отметить, что отрицательные состояния при восприятии красного моноцветов отличаются наиболее высоким уровнем устойчивости состояний, что обнаруживается в следующей последовательности: при восприятии
«холодного» красного - 34,8% (0,832) корреляций, а затем «тёплого» красного - 31% (0,760), красного «краска» - 28,85% (0,760).
Различные психические состояния были выявлены при предъявлении младшим школьникам оттенков синего моноцвета: «тёплый» синий вызвал в основном неравновесные состояния низкого уровня активности (утомлённость, унылость, скука, усталость), и равновесные - спокойствие, лёгкость - 27% (0,824).
После экспозиции перед младшими школьниками оттенков зелёного моноцветов обнаружилась следующая особенность: «теплые» оттенки зелёного моноцвета вызвали в основном положительные психические состояния -удовлетворённость, мечтательность, спокойствие (равновесное состояние), при восприятии «холодных» оттенков зелёного у респондентов младшего школьного возраста начинали преобладать длительные по характеру психические состояния - грусть, «холод», тоскливость, равнодушие. Состояния оказались более устойчивыми при восприятии «тёплого» оттенка зелёного - 27% (0,765). Отметим, что при анализе показателей методики «Рельеф психического состояния» наблюдалась преобладание психической активности младших школьников.
Психологическая характеристика жёлтого моноцвета заключается в побуждении психической активности человека. Это относится и к красному моноцвету, но он приводит к быстрому утомлению, в отличие от жёлтого моноцвета. Подростки демонстрировали преобладание отрицательных психических состояний при восприятии жёлтого моноцвета («краска») - это тоскливость, утомлённость (пессимистические, длительные, низкого уровня активности психические состояния - 45%), радость (положительное, высокого уровня активности эмоциональное положительное состояние - 40%), спокойствие (равновесное). Отношение к моноцвету у подростков сильно отличается от состояний младших школьников.
У подростков при восприятии красного моноцвета («краска») преобладали состояния гнева, возбуждённости, раздражительности (высокий уровень активности, эмоционально отрицательные состояния - 63%); состояния равнодушия, утомлённости (длительные психические состояния низкого уровня активности - 28%). При экспозиции оттенков «тёплого» и «холодного» красного моноцвета специфика состояний мало изменилась. Таким образом, у подростков при восприятии красного моноцвета, и его оттенков выявляются более активные и кратковременные по своему характеру психические состояния.
Оттенки зелёного моноцвета вызвали у подростков различные состояния: «тёплый» зелёный - равновесные состояния (спокойствие, умиротворённость), а «холодный» зелёный оттенок - неравновесные состояния низкого уровня активности (печаль, грусть). В результате, при анализе показателей выяснилось, что именно «тёплый» оттенок зелёного явился побуждающим к психической активности подростков по сравнению с «холодным» зелёным и «краска», чем подростки оказались похожими с младшими школьниками.
«Холодный» синий вызвал у подростков неравновесные психические состояния низкого уровня активности - равнодушие, грусть.. Отметим, что у детей старшего возраста психические состояния по мере восприятия моноцветов проявляются как более сложные и скорее, интеллектуального характера.
В результате восприятия различных оттенков красного моноцвета испытуемые юношеского возраста продемонстрировали состояния различного эмоционального характера. Красный «краска» вызвал у юношей отрицательные состояния высокого уровня активности, эмоционально неустойчивое - раздражительность, у 78% респондентов. «Холодный» оттенок красного моноцвета вызвал у юношей состояния раздражительности,
возбуждённости, напряжённости (высокого уровня активности, эмоционально отрицательные психические состояния, 57%), настороженности, утомлённости (низкого уровня активности: настороженность - состояние подозрительности, а утомлённость - состояния усталости, 12%); состояние радость и бодрость (высокий уровень активности, эмоционально положительные состояния, 30%).
При восприятии «холодного» жёлтого испытуемые юношеского возраста описали состояния радости, весёлости, бодрости - 60%, которые оказались менее устойчивыми по сравнению с состояниями при восприятии «тёплого» жёлтого - радость, бодрость (высокий уровень активности, эмоционально положительные состояния, 67%), а также тревога (с низким эмоциональным уровнем, 20%), спокойствие (равновесное, 12%). На неустойчивость состояний при восприятии оттенков указывает частота коррелирования. Таким образом, в результате восприятия юношами различного характера красного моноцвета выявляются различные по качеству психические состояния.
Экспозиция синего («краска») вызвал у юношей состояния грусти и печали (низкого уровня активности, пессимистические, отрицательные психические состояния) и неопределённости и замешательства. Особенностями состояний у юношей при восприятии «тёплого» и «холодного» синего является некоторое преобладание положительно окрашенных психических состояний - спокойствие, удовлетворённость (равновесные состояния, 56%), но также выделяется и грусть (низкого уровня активности, отрицательное состояние). Выявлены особенности состояний при восприятии «холодного» синего - легкость, радость (высокий уровень активности); неопределённость, утомлённость (низкий уровень активности и эмоциональности). Но хотелось бы отметить и состояния юношей - тоска, мечтательность, задумчивость (интеллектуальные по характеру). «Тёплый» синий также вызвал у юношей, оказавшиеся свойственные только результатом
восприятия данного оттенка - состояния радость, чувство прекрасного (высокий уровень активности, эмоциональность, но и неустойчивость этих состояний - 13,% корреляционных связей).
«Тёплый» зелёный моноцвет вызвал у юношей состояния спокойствия и умиротворённости (равновесные), по сравнению с «холодным» зелёным -равнодушие, грусть и скука (низкого уровня активности). «Тёплый» моноцвет выявил психические состояния более устойчивые (22%) по сравнению с фоновым состоянием (17,3%), но сравнительно неустойчивые, по сравнению с состояниями при восприятии «холодного» зелёного.
Эксперименты, проведённые с моноцветами демонстрируют не только субъективность восприятия, но и специфичность влияния оттенков моноцветов на психические состояния испытуемых. Так, респонденты юношеского возраста описали уже отличающиеся состояния при восприятии желтого моноцвета(«краска») - беспокойство, тревожность (35%), возбуждённость (высокого уровня активности, эмоционально отрицательные психические состояния, 37%), радость, весёлость (высокого уровня активности, эмоционально положительные состояния, 36%).
Таким образом, выявляется степень устойчивости положительных и отрицательных состояний испытуемых в зависимости от экспонируемого моноцвета. Особенности психических состояний демонстрируют специфичность восприятия младших школьников, подростков и юношей.
Дальнейшие эксперименты с сочетаниями моноцветов выявили не только особенности состояний в зависимости от возраста, но и специфичность восприятия двух моноцветов в сочетаниях.
Для дальнейших экспериментов были разработаны оттенки моноцветов нейтрального характера, т.е. не «тёплый» и не «холодный». Два моноцвета рядом друг с другом демонстрируют изменение уровня информативности. Изменяется информативность, а значит - и действие на испытуемых.
Таблица 1
Особенности психических состояний младших школьников, подростков, юношей при восприятии сочетаний моноцветов рядом друг с другом
Возрастной Моноцветовые сочетания
период Желтый Желтый Синий
рядом с красным рядом с синим рядом с красным
Спокойствие, уютность Веселость, радость - и Возбужденность, страх
- 20%; мечтательность - 58%; - 20%;
Младшие живость, радость, усталость, грусть, радость и уютность,
школьники душевный подъем - рассеянность - 25%; спокойствие - 25%;
38%; умиротворенность - усталость - 20%;
возбужденность, страх - 15% любопытство - 10%
22%;
усталость- 10%;
любопытство - 12%
Радость - 25%; «Отдых» - 12%; Раздражительность,
Подростки раздражительность, скука, одиночество, заводит, давит,
усталость, утомленность безразличие, возбужденность - 85%;
- 75% неопределенность - 75% равнодушие
Страх, усталость, Веселость, радость - Хаотичность (суетность,
возбужденность 25%; беспокойство);
Юношеский сдержанность, возбужденность - 35%;
возраст мечтательность, Грусть - 12%;
заинтересованность - раскованность,
38%; легкость, оживленность
утомленность, - 25%;
отрешенность - 20%. спокойствие,
любопытство - 10%.
Анализируя данные таблицы 1, отметим, что младшие школьники описали психические состояния в равной степени относительно двух моноцветов. При восприятии сочетания синего рядом с желтым младшие школьники отметили психические состояния разного уровня активности,
свойственные для каждого моноцвета в отдельности. Считается, что желтый по своей психологической характеристике близок к красному моноцвету, но все же он чуть сдержаннее, а синий - пассивный, печальный, поэтому реакция на него как грусть и печаль указывает на предпочтительное отношение к нему. Следовательно, мы в полной мере уверены в том, что младшие школьники воспринимали одинаково моноцвета, расположенные рядом. Синий рядом с желтым вызвал у младших школьников состояния веселости, радости (47%), высокого уровня активности, эмоциональные, положительные состояния); усталость, грусть, рассеянность (с низким уровнем активности, пессимистичные), а также состояния мечтательности (со средней активностью и одухотворенностью); умиротворенность (равновесное). При восприятии сочетаний моноцветов выявлены, помимо эмоциональных и равновесных состояний, познавательные - это состояние любопытства или заинтересованности, которые выделили лишь 2 ребенка из всех младших школьников. Значит, уровень восприятия сочетаний у этих детей более сложный, тогда как у большинства младших школьников преобладают эмоциональные психические состояния.
Рассмотрим показатели психических состояний при восприятии сочетаний моноцветов рядом друг с другом и на фоне друг друга - красный, желтый и синий моноцвета. Показатели психических состояний трех возрастных групп выявляют различный уровень психической активности испытуемых. У младших школьников выявляются отличия в показателях при восприятии синего рядом с желтым и синего рядом с красным. Хотя моноцвета относительно описанных детьми психических состояний воспринимаются на равных, но психическая активность выше для сочетания синий рядом с желтым. Показатели выше 6 баллов более ярко выявляются относительно психических процессов, физиологической реактивности, переживаний и поведения. Младшие школьники при восприятии сочетаний моноцветов на фоне друг
друга демонстрируют психические состояния чаще относительно моноцветного фона, что выявляется на основе анализа психических состояний.
Если синий на фоне красного вызвал психические состояния с высокими показателями психических процессов, физиологической реактивности, переживаний, поведения, то состояния при восприятии сочетания красный на синем фоне выявили снижение во всех показателях состояний, кроме поведения.
Таблица 2
Особенности психических состояний испытуемых (младшие школьники, подростки, юноши) при восприятии сочетаний моноцветов
Моноцветовые сочетания Младшие школьники Подростки Юношеский возраст
Желтый рядом с синим Веселость, радость, мечтательность - 58%; усталость, грусть, рассеянность - 25%; умеренность - 15% «Отдых» - 12%; скука, одиночество, безразличие, неопределенность -75% Веселость, интерес -35%; сдержанность - 10%; мечтательность - 10%; утомленность, грусть, отрешенность - 44%
Желтый на фоне синего моноцвета Спокойствие - 57%; печаль, скука - 42% Раздражительность -45%; спокойствие - 53% Спокойствие, веселость - 70%; отвращение, неопределенность -30%
Синий на фоне желтого моноцвета Радость, «лето» - 73%; тоскливость - 15% Чувство счастья, спокойствие, уравновешенность, умиротворенность -89% Радость, бодрость, азартность - 30%; ненастность, грусть, тревожность - 70%;
Желтый рядом с красным Спокойствие, уютность - 20%; жживость, радость, Радость - 25%; раздражительность, усталость, Страх, усталость, возбужденность -85%;
Моноцветовые сочетания Младшие школьники Подростки Юношеский возраст
душевный подъем -38%; возбужденность, страх - 22%; усталость - 10% любопытство - 12% утомленность - 70%
Желтый на фоне красного моноцвета «Солнце», радость, бодрость - 60%; беспокойство - 28% Спокойствие, веселость - 60%; Утомленность, усталость, странность - 35% Радость, спокойствие - 72%; Усталость, тоскливость, грусть -24%
Красный на фоне желтого моноцвета «Ярко», «лето», «жарко», веселость -75%; усталость - 15% Спокойствие - 40%; усталость, раздражительность -54% Радость, спокойствие, «свобода»-раскрепо-щенность - 47%; вялость, раздражительность, апатия, мерзость -53%
Синий рядом с красным Уютность, спокойствие, радость -25%; возбужденность, страх - 20%; усталость - 20%; любопытство - 10% Раздражительность, напряженность, возбужденность -85%; равнодушие - 15% Хаотичность, возбужденность -40%; грусть - 12%; раскованность, легкость, оживленность - 28%; спокойствие, любопытство - 20%
Синий на фоне красного моноцвета «Ярко», весело, хорошо - 53%; скука - 40% «Ярко», весело - 50%; грусть, утомляемость - 50% Спокойствие - 38%; тревога, нестабильность, апатия - 62%
Красный на фоне синего моноцвета Спокойствие - 30% «плохо», мрачно - «Несовместимость » (отвергание), Мечтательность, спокойствие, радость -
Моноцветовые сочетания Младшие школьники Подростки Юношеский возраст
63% неопределенность -78%; спокойствие - 20% 20%; тревога, дискомфорт, равнодушие - 70%
У подростков при восприятии сочетания синий рядом с красным выявлен самый большой спад в показателях состояний. У юношей показатели состояний демонстрировали относительно стабильную психическую активность по сравнению с младшими школьниками и подростками.
Таким образом, выявлены изменения в особенностях психических состояний в зависимости от сочетаний моноцветов. Помимо этого, только младшие школьники при восприятии моноцветов и их сочетаний описывали эмоциональные психические состояния. У испытуемых - подростков и, особенно, юношей - были выявлены познавательные психические состояния. При восприятии сочетаний моноцветов была обнаружена избирательность восприятия испытуемых подросткового и юношеского возрастов, что выражалось в следующем: чем сложнее экспозиции, тем сложнее психические состояния по своим качественным характеристкам.
Из таблицы 2 видно, что качественные характеристики психических состояний зависят не только от расположения моноцветов, но и от самих испытуемых. Психические состояния младших школьников демонстрируют другой уровень восприятия, предпочтения моноцветов. Усложнение состояний особенно выделяется у группы юношеского возраста. Качественные характеристики состояния отразили гетерохронность восприятия испытуемых, что также выявилось при количественном анализе психических состояний в результате восприятия моноцветовых сочетаний рядом друг с другом и на фоне друг друга.
Таблица 3
Средние значения психических состояний испытуемых (младшие школьники, подростки, юноши) при восприятии сочетаний моноцветов
Моноцветовые сочетания Младшие школьники Подростки Юноши
До восприятия 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
Желтый рядом с синим 7,8 7,7 8,3 6,6 7,5 6,4 8,1 7,6 6,9 6,3 6,8 6,6
Желтый на фоне синего моноцвета 7,0 7,4 6,4 7,8 9,1 9,8 6,3 8,3 7,9 7,8 5,6 5,8
Синий на фоне желтого моноцвета 8,3 8,6 8,4 8,5 9,3 8,5 8,2 8,4 8,7 7,7 8,3 8,3
Желтый рядом с красным 7,7 6,7 6,9 6,5 7,7 7,2 7,4 7,2 7,7 7,2 7,4 7,3
Желтый на фоне красного моноцвета 9,5 9,8 9,0 8,5 8,3 8,1 8,4 8,3 8,5 7,9 7,5 7,5
Красный на фоне желтого моноцвета 10 8,1 9,9 8,2 3,1 7,1 3,7 6,2 7,7 7,8 6,5 7,2
Синий рядом с красным 6,1 5,4 4,2 5,6 6,2 6,9 5,5 6,4 6,4 5,8 6,2 6,2
Синий на фоне красного моноцвета 7,1 7,8 8,2 7,2 8,4 8,9 7,1 8,4 7,2 7,3 5,9 7,4
Красный на фоне синего моноцвета 5,9 5,0 4,7 8,5 4,8 8,8 7,1 6,4 5,8 5,9 5,7 6,4
*Примечание: 1 - психические процессы; 2 - физиологическая реактивность; 3 - переживания; 4 - поведение
Средние значения состояний демонстрируют рост уровня психической активности в зависимости от специфики сочетания определенных моноцветов. Младшие школьники наибольшую психическую активность показали при
восприятии желтого на красном фоне, а также при восприятии сочетания желтого рядом с красным. Синий рядом с желтым моноцветом вызвал состояния с низким уровнем психической активности по сравнению с синим на желтом фоне. А желтый на синем фоне вызвал у младших школьников состояния с еще более низким уровнем психической активности. Таким образом, в процессе восприятия младшими школьниками моноцветовых сочетаний выявилась ведущая роль одного моноцвета. Поэтому при восприятии сочетания моноцветов рядом друг с другом они воспринимали одинаково два моноцвета. Подростками при восприятии сочетаний желтый рядом с красным и на фоне друг друга были выделены, в основном, отрицательные состояния с высоким уровнем эмоциональности. Значит, средние значения состояний демонстрируют рост отрицательной психической активности. Стабилизирующим для состояния подростков является синий моноцвет и в сочетании с желтым. Таким образом, желтый и красный моноцвета в сочетаниях активизируют младших школьников с положительной эмоциональной характеристикой, а подростков - с отрицательной. По сравнению с описанными группами испытуемых, юноши охарактеризовали состояния с предпочтением синего моноцвета с относительно стабильной психической активностью.
Однако выявились психические состояния, более сложные по своим качественным и количественным характеристикам по сравнению с младшими школьниками и подростками. Так, если моноцвета по отдельности - желтый и красный - вызвали у юношей чаще отрицательные психические состояния (раздражительность, возбужденность), то в сочетании желтый на фоне красного преобладают положительные состояния (таб. 3) и высокий уровень психической активности (8,55 баллов). А при восприятии красного на фоне желтого преобладают отрицательные состояния (апатия, мерзость), и значит, -рост активности отрицательного характера. С отрицательными состояниями, но
с высоким уровнем психической активности у юношей, в порядке убывания, выявлены следующие сочетания: синий на фоне желтого, красный на фоне желтого, синий на фоне красного.
Только в некоторых случаях сочетания моноцветов, вызывая положительные психические состояния, выявляют понижение количества значимых корреляционных связей, а в большинстве - их повышение. Такая же особенность наблюдается при описании испытуемыми отрицательных психических состояний. Каждое моноцветовое сочетание является особенным для испытуемых трех возрастных групп, что выявляется не только на основе анализа состояний, но и количества корреляций. В результате экспериментов установлено, что отрицательные и положительные состояния могут иметь различную степень устойчивости, что основано на количестве значимых корреляций. Фоновые психические состояния подростков более устойчивы по сравнению с другими возрастными группами.
Таблица 4
Количество значимых корреляций (р< 0,05; 0,01; 0,001) при восприятии испытуемыми желтого на красном фоне и красного на желтом фоне (%)
Сочетания моноцветов Младшие школьники Подростки Юношеский возраст
До восприятия 14 19,87 17,3
Желтый на красном фоне 20,7 24,4 28,3
Красный на желтом фоне 44,2 44,7 55,7
Наибольшая устойчивость состояний выявляется у подростков, наименьшая - у младших школьников. При восприятии моноцветовых сочетаний желтого на красном фоне и красного на желтом фоне обнаружено
увеличение количества корреляционных связей. При восприятии юношами красного на желтом фоне состояния более устойчивы (55,7 %) по сравнению с подростками (44,7 %) и младшими школьниками (44,2%), хотя у последних количество корреляционно значимых связей мало отличается, но оно все же есть, что указывает на меньшую устойчивость состояний младших школьников. По сравнению с предыдущим сочетанием, экспозиция желтого на красном фоне вызвала неустойчивые психические состояния, особенно выделяются в этом младшие школьники.
Рис.2. Рельеф психических состояний при восприятии младшими школьниками,
подростками и юношами желтого моноцвета рядом с красным
I-10 - психические процессы
II-20 - физиологическая реактивность,
21- 30 - переживания, 30-40 - поведение
Рис. 3. Рельеф психических состояний пр и восприятии младшими
школьниками, подростками и юношами красного на фоне желтого
i
21
младшие школьники —»—подростки ° юноши
Рис. 4. Рельеф психических состояний при восприятии младшими
школьниками, подростками и юношами желтого на фоне красного
I-10 - психические процессы
II-20 - физиологическая реактивность, 21-30 - переживания,
30-40 - поведение
Таким образом, анализ корреляционных матриц выявил различные состояния - устойчивые или неустойчивые, отрицательные или положительные - в зависимости от моноцветовых сочетаний.
Рельефы (рис.2, 3, 4) психических состояний при восприятии сочетаний моноцветов рядом друг с другом и на фоне друг друга также демонстрируют различную картину психической активности.
Таким образом, выявилась специфичность восприятия моноцветов по отдельности, в различном сочетании, что демонстрируют качественные и количественные характеристики психических состояний. Обнаружилась особенность состояний младших школьников, подростков и юношей в результате восприятия моноцветов и их сочетаний. Итак, изменился не только характер экспозиции, но и состояния и процесс восприятия.
Таким образом, психические состояния зависят от особенностей моноцветового сочетания, от специфики предъявляемого сочетания - на фоне или рядом с каким-либо моноцветом, а также от возрастных особенностей испытуемых.
Список литературы
1. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/ Автор и составитель А.О.Прохоров. М.: ПЕР СЭ, 2004. 176 с.
2. Прохоров А.О., Габдреева Г.Ш., Васильева Т.Н. Хрестоматия Психология состояний. М.: Пер Се; СПб: Речь, 2004.
3. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна: Феникс, 2002. 280 с.
4. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Ярославль: ЯГУ, 1981.
176 с.
5. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет : Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996. 218 с.
References
1. Prohorov A.O. Metodiki diagnostiki i izmerenija psihicheskih sostojanij lichnosti. M.: PER SJe, 2004. 176 p.
2. Prohorov A.O., Gabdreeva G.Sh., Vasil'eva T.N. Hrestomatija Psihologija sostojanij. M.: Per Se; SPb: Rech', 2004.
3. Prohorov A.O. Semanticheskie prostranstva psihicheskih sostojanij. Dubna: Feniks, 2002. 280 p.
4. Urvancev L.P. Psihologija vosprijatija cveta. Jaroslavl': JaGU, 1981. 176 p.
5. Jan'shin P.V. Jemocional'nyj cvet : Jemocional'nyj komponent v psihologicheskoj strukture cveta. Samara: SamGPU, 1996. 218 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Шавалиева Гульшат Тавкилевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии
НЧФ ЧОУВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)» Проспект Вахитова, д. 4, г. Набережные Челны, 423800, Россия
e-mail: shavalieva71@list. ru DATA ABOUT THE AUTHOR
Shavalieva Gulshat Tavkilevna, candidate of psychological sciences, docent of chair of the psychology
Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Vakhitova Avenue 4, Naberezhnye Chelny, 423800, Russia e-mail: shavalieva71@list. ru
Рецензент:
Заеирова Л.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Набережночелнинский института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета