Научная статья на тему 'Структура психических состояний'

Структура психических состояний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2052
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психические состояния / структурно-функциональная организация / художественный образ / структура / психические процессы / mental state / structural and functional organization / the artistic image / structure / mental processes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шавалиева Гульшат Тавкильевна, Салимзанова Диляра Айратовна

Данная статья посвящена особенностям структурно-функциональных организаций психических состояний респондентов трёх возрастных групп. В зависимости от экспозиции у младших школьников, подростков и детей юношеского возраста наблюдаются похожие по характеру психические состояния, но различные по своей устойчивости и структуре. Выяснилось, что у детей с разным уровнем психического развития совершенно по-разному функционируют параметры состояний – психические процессы, физиологическая реактивность, переживания и поведение. Специфика состояний и их рельефы показали различный уровень психической активности детей трёх возрастных групп. В структурно-функциональных организациях психических состояний выявляются различные структуры блоков, их взаимосвязность, а также они отличаются по степени задействованности параметров психических состояний друг с другом. У каждой группы выявляется различный уровень психической активности. Выявлены различия в механизмах восприятия детей трех возрастных групп в зависимости от уровня психического развития. Цель. Исследование особенностей психических состояний детей «школьного возраста», их структурно-функциональных организаций при восприятии художественного образа «Перед венцом» картина известного русского художника-передвижника Ф.С.Журавлева «Перед венцом». Выявление механизмов восприятия образа и особенностей структур состояний испытуемых. Метод или методология проведения работы: Исследования проводились на основе системной методологии и теории деятельности, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и субъектного подхода А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, а также теоретических принципов и положений концепции психических состояний личности (А.О. Прохоров) и концепций цвета (И.В. Гете, П.В. Яньшин и др.). Материалом исследования послужил теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме восприятия цвета и художественных образов. Результаты. Проведенные нами исследования дают основание полагать, что психические состояния находятся в постоянной зависимости не только от воспринимаемого образа, но и от особенностей психического развития испытуемых в зависимости от возрастных характеристик и уровня образования. Область применения результатов. Результаты проведенного нами исследования могут быть применены в ходе организации учебного процесса, организации практической деятельности, творчества младших школьников, подростков и детей юношеского возраста. Также продолжение исследования, изучая проявления психических состояний в психической активности респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF MENTAL STATE

This article deals with the peculiarities of structural and functional organization of mental states of three age groups’ respondents. Depending on the degree of exposure in primary school children, adolescents, and adults similar in nature mental states, but different in their stability and structure are observed. It was found that children with different levels of mental development of a completely different operating parameters of the states – mental processes, physiological reactivity, feelings and behavior. The specifics of the states and the reliefs showed different levels of mental activity of children of three age groups. The structural and functional organization of mental states to identify the different structures of blocks, their interconnectivity, and they differ in the degree of involvement of the parameters of mental states to each other. Each group revealed a different level of mental activity. The differences in the mechanisms of perception of children of three age groups depending on the level of mental development. The aim is to study the features of mental conditions of «school age» children, their structural and functional organization of the perception of the artistic image «Before the Wedding» picture of the famous Russian artist F.S. Zhuravlev’s «Before the Wedding». Identification of the mechanisms of perception of the image and the features state structures of subjects. Method and methodology of work. Research carried out on the basis of a systematic methodology and the theory of activity developed by Vygotsky, Leontiev, Luria and A. Brushlinskii subject approach, SL Rubinstein and also theoretical principles and provisions of the concept of mental conditions of the person (A.O. Prohorov) and concepts of color (J.W. Goethe, P.V. Yanshin et al.). The material of the study served as a theoretical analysis of the general and special literature on the perception of color and artistic images. Results. Our studies suggest that mental states are in a constant depending not only on the perceived image, but also on the characteristics of mental development test, depending on the age characteristics and level of education. Area of aplication. The results of our study can be used in the course of the educational process, the organization of practice, creativity younger schoolchildren, adolescents and children adolescence. It is also a continuation of the study, studying manifestations of mental states in the mental activity of the respondents.

Текст научной работы на тему «Структура психических состояний»

Б01: 10.12731/2218-7405-2015-11-40 УДК 159. 922

СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ Салимзанова Д.А., Шавалиева Г.Т.

Данная статья посвящена особенностям структурно-функциональных организаций психических состояний респондентов трёх возрастных групп. В зависимости от экспозиции у младших школьников, подростков и детей юношеского возраста наблюдаются похожие по характеру психические состояния, но различные по своей устойчивости и структуре. Выяснилось, что у детей с разным уровнем психического развития совершенно по-разному функционируют параметры состояний - психические процессы, физиологическая реактивность, переживания и поведение. Специфика состояний и их рельефы показали различный уровень психической активности детей трёх возрастных групп. В структурно-функциональных организациях психических состояний выявляются различные структуры блоков, их взаимосвязность, а также они отличаются по степени задействованности параметров психических состояний друг с другом. У каждой группы выявляется различный уровень психической активности. Выявлены различия в механизмах восприятия детей трех возрастных групп в зависимости от уровня психического развития.

Цель. Исследование особенностей психических состояний детей «школьного возраста», их структурно-функциональных организаций при восприятии художественного образа «Перед венцом» картина известного русского художника-передвижника Ф.С.Журавлева «Перед венцом». Выявление механизмов восприятия образа и особенностей структур состояний испытуемых.

Метод или методология проведения работы: Исследования проводились на основе системной методологии и теории деятельности, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и субъектного подхода А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, а также теоретических принципов и положений концепции психических состояний личности (А.О. Прохоров) и концепций цвета (И.В. Гете, П.В. Яньшин и др.). Материалом исследования послужил теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме восприятия цвета и художественных образов.

Результаты. Проведенные нами исследования дают основание полагать, что психические состояния находятся в постоянной зависимости не только от воспринимаемого образа, но и от особенностей психического развития испытуемых в зависимости от возрастных характеристик и уровня образования.

Область применения результатов. Результаты проведенного нами исследования могут быть применены в ходе организации учебного процесса, организации практической деятельности, творчества младших школьников, подростков и детей юношеского возраста. Также продолжение исследования, изучая проявления психических состояний в психической активности респондентов.

Ключевые слова: психические состояния; структурно-функциональная организация; художественный образ; структура; психические процессы.

THE STRUCTURE OF MENTAL STATE Salimzanova D.A., Shavalieva G.T.

This article deals with the peculiarities of structural and functional organization of mental states of three age groups' respondents. Depending on the degree of exposure in primary school children, adolescents, and adults similar in nature mental states, but different in their stability and structure are observed. It was found that children with different levels of mental development of a completely different operating parameters of the states - mental processes, physiological reactivity, feelings and behavior. The specifics of the states and the reliefs showed different levels of mental activity of children of three age groups. The structural and functional organization of mental states to identify the different structures of blocks, their interconnectivity, and they differ in the degree of involvement of the parameters of mental states to each other. Each group revealed a different level of mental activity. The differences in the mechanisms of perception of children of three age groups depending on the level of mental development.

The aim is to study the features of mental conditions of «school age» children, their structural andfunctional organization of the perception of the artistic image «Before the Wedding» picture of the famous Russian artist F.S. Zhuravlev's «Before the Wedding». Identification of the mechanisms ofperception of the image and the features state structures of subjects.

Method and methodology of work. Research carried out on the basis of a systematic methodology and the theory of activity developed by Vygotsky, Leontiev, Luria and A. Brush-linskii subject approach, SL Rubinstein and also theoretical principles and provisions of the concept of mental conditions of the person (A.O. Prohorov) and concepts of color (J.W. Goethe, P. V. Yanshin et al.). The material of the study served as a theoretical analysis of the general and special literature on the perception of color and artistic images.

Results. Our studies suggest that mental states are in a constant depending not only on the perceived image, but also on the characteristics of mental development test, depending on the age characteristics and level of education.

Area of aplication. The results of our study can be used in the course of the educational process, the organization of practice, creativity younger schoolchildren, adolescents and children adolescence. It is also a continuation of the study, studying manifestations of mental states in the mental activity of the respondents.

Keywords: mental state; structural andfunctional organization; the artistic image; structure; mental processes.

Психические состояния являются сложным психологическим аспектом, пронизывающим всю жизнь человека, его жизнедеятельность. Нельзя не отметить особенности возрастных проявлений психических состояний в аспекте филологических концепций и при учете воздействия определённого цветового оттенка или художественного образа [6, 8, 9, 11].

В ходе проводимых исследований выяснилось, что респонденты школьного возраста описывают свои состояния в связи с особенностями возрастных характеристик, уровнем психического развития данного возраста, соответствующими литературными знаниями и представлениями [4, 17, 18, 19, 20, 21].

Мы можем указывать на эту особенность в связи с тем, что известно, что содержательная сторона слова, словесного знака, в нашем случае, психического состояния, говорит об отношении испытуемых к определённой материальной или духовной сфере, которые, в свою очередь, зависят от местоположения его сообщества, его исторических корней. Известно, что образ, предложенный для восприятия, несет определенную чувственную информацию, которую дети отражают по своему, даже если они уведомлены о понятии «психическое состояние». В характеристиках своих состояний они отражают свой культурный, филологический опыт [ 1, 2. С. 40-70, 3, 5, 10, 14].

Экспериментальная работа заключалась в предъявлении испытуемым художественных образов различных направлений, в нашем случае, это картина известного русского художника-передвижника Ф.С. Журавлева «Перед венцом». Данный образ характеризуется конкретностью и ясностью изображенного сюжета, ситуации, которую, пережил сам художник. В работе хорошо отражена трагичность и реальность ситуации, которую зачастую приходилось переживать молодым девушкам в силу их принадлежности определенной сословной прослойки. Перед нами стояла задача, пронаблюдать, выявить специфику проявления психических состояний испытуемых трёх возрастных групп и выявить структуру описываемых ими состояний, особенностей проявления психических процессов, переживаний, поведения и физиологической реактивности (методика А.О. Прохорова «Рельеф психического состояния») [7, 13, 15, 16, 17].

Анализ результатов исследования показал, что у трёх групп испытуемых активируется определенная группа показателей Рельефа. Младшие школьники при восприятии образа «Перед венцом» описали свои состояния как «жалость» - 30% и «заинтересованность» - 32%, при фоновых состояниях (до восприятия образа) - «спокойствие» и «радость». Подростки демонстрировали состояния «жалость» - 20% и «равнодушие» - 57%, при фоновых состояниях -«спокойствие» и «любопытство». Респонденты юношеского возраста - состояния «сочувствия» - 45% и «спокойствия» - 36%, при фоновых состояниях - «спокойствие» и «умиротворенность». Заметим, психические состояния мало отличаются друг от друга, но при более глубоком анализе структуры этих состояний выявляются их специфические особенности. Это связано с характеристиками показателей структурно-функциональных состояний, особенностями устойчивости состояний на основе корреляционных связей.

У младших школьников выявляется стабильно низкий уровень психической активности и наиболее низкий выделяется в показателях 4, 5 (память, мышление); тяжесть переживаний (29); 33, 35, 37 - импульсивность, неуправляемость, расслабленность поведения. Структурно-функциональная организация состояний младших школьников отличается наибольшим количеством тесно взаимосвязанных между собой блоков.

12 10 8 6 4 2 0

-♦-д о в о с п р и я т и я -о-" П е р е д в е н ц о м "

Рис. 2. Рельеф психических состояний подростков при восприятии художественного образа картины «Перед венцом»

Примечание: 1-10 - психические процессы; 11-20 - физиологическая реактивность; 21-30 -переживание; 31-40 - поведение.

Л А :

♦ч / ft S i * V. Э й У

J ! t и

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39

—ф о н о в о е с о с т о я н и е-*—" П е р е д в е н ц о м "

Рис. 1. Рельеф психических состояний младших школьников при восприятии художественного образа картины «Перед венцом»

6 -5 - • •

• ov t ф\ А f" f* • f

Vl • - \ И»/ _ \ •

J V у \ f л: \ д

\ 1 V -•> [

V V у V i\ г / \ J / \

/\ f\ f\ f\ f

V V J J s/

1 3 -М Л л 5 Л а J д 7 L u и 9 е 11 к 13 э J т ь 15 н и 17 к и 19 21 — -г 23 1 с 5 д 25 1 р с 27 с т 29 к и 31 — « 33 ■ к 35 э н 37 с 39 и

Рис. 3. Рельефы психических состояний младших школьников, подростков и юношей при восприятии художественного образа картины «Перед венцом»

В этом едином многосвязном комплексе особенно выделяются параметры физиологической реактивности - двигательная активность (14), сердечно-сосудистая система (15), ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта (18), окраска кожных покровов (20), положительной направленности (27), раскованность (30); поведение - обдуманность (34), открытость (40).

О характере проявления состояний можно судить и по рельефам этих же состояний, которые демонстрируют снижение психической активности младших школьников при восприятии художественного образа «Перед венцом» (рис. 1). Хотелось бы отметить, что до восприятия образов у всех респондентов наблюдается более высокий уровень психической активности, а при демонстрации образа её уровень падает. Очевидно, это происходит в результате того, что в момент ожидания задания у многих испытуемых активизируется психическая активность, а при предъявлении задания её активность снижается. Такая же ситуация наблюдается и у испытуемых подросткового возраста (рис. 2). Если сравнить рельефы респондентов трех возрастных групп, то отметим, что самый низкий уровень психической активности наблюдается у подростков, а юноши, наоборот демонстрируют периодически повышающуюся психическую активность в сравнении с младшими школьниками и подростками: особенно это наблюдается в процессах ощущений, памяти, речи и внимания. Показатели данных параметров у испытуемых юношеского возраста выше, чем у младших школьников и подростков.

При построении структурно-функциональных организаций этих состояний, выявляется различная функциональность параметров рельефа.

Все перечисленные показатели в структурно-функциональной организации психических состояний являются факторами, образующие блоки, взаимосвязанные между собой, определяя, таким образом, его название - «энергетически-активный» комплекс (прим.автора) психических состояний. Состояния при восприятии младшими школьниками образа «Перед венцом» (рис. 4) характеризуются также устойчивостью, что выявляется количеством значимых корелляционных связей - 33,37% (0,726). Отметим также, что в структурно-функциональной организации состояний младших школьников видна задействованность всех параметров рельефа, но группа психических процессов находятся более обособленно в сравнении со структурами старших групп испытуемых. На рисунке 4 видно, что группы психических процессов образуют, как бы линейную связь, а у старших групп, эти связи становятся сложнее и образуют цельную структуру (особенно это видно на рис. 6 - юноши).

Структурно-функциональная организация психических состояний юношей при восприятии художественного образа «Перед венцом» (рис. 6), демонстрирует сложную связность по-

казателей психических процессов, физиологической реактивности, переживаний и поведения. Анализируя структуру, обнаруживаются взаимосвязи, которые оказались свойственными респондентам только юношеского возраста, где ключевую роль играют психические процессы, а в частности, воображение и речь: воображение (6), особенности речи (7). Также наблюдаются взаимосвязи с температурными ощущениями (11), состоянием мышечного тонуса (13), двигательной активности (14), а также тоскливость переживаний, печаль, тяжесть, скованность (23, 29, 30); также наблюдается пассивность со стороны поведения - непоследовательность поведения (31, 32). Образованные блоки можно охарактеризовать как познавательно-энергетические, а также переживательно-этические.

Структурно-функциональная организация состояний при восприятии юношами художественного образа картины «Перед венцом» (рис. 6), выделила роль психических процессов в реакции на художественный образ. Так как видно по рисунку, с процессом воображения (6) корреллируют восприятие (2), представление (3), мышление (5), речь (7); также состояние мышечного тонуса (12), окраска кожных покровов (20). Данный расклад параметров демонстрирует более высокий уровень восприятия образа испытуемыми юношеского возраста. Отметим, что структура раскрывает важную роль речевых характеристик испытуемых - показатель 7. Именно речь оказалась связующим звеном параметров переживаний (21-30) и физиологической реактивности (11-20). Ключевыми параметрами, образующими блоки, связанные между собой в тесной взаимозависимости - речь (7), воображение (6), переживания - со стороны направленности (опускает) (27). Последний, в свою очередь, взаимозависим с пассивностью поведения (31), некоторая непоследовательность поведения (32) и скованностью в переживаниях (30). Речь (4) представляет образующий блок с физиологической реактивностью - температурные ощущения (некоторое похолодание) (11), координация движений (13). Обратим внимание на то, что психологические особенности возрастного периода респондентов юношеского возраста указывают на большую осмысленность в восприятии не только информации, но и образов. Юношеский возраст - это период более полной организации абстрактного мышления, логической речи, что и раскрывается при анализе структурно-функциональных организаций психических состояний при восприятии ими художественного образа «Перед венцом». Сложная, разнообразная связность блоков структуры психических состояний указывает на устойчивость неравновесных состояний юношей при восприятии художественного образа «Перед венцом» (рис. 6).

Отметим, что специфика состояний демонстрирует возрастные различия в процессе восприятия, специфичность отражения психических состояний, их психологические и корреля-

ционные характеристики раскрываются в структурно-функциональных состояниях детей трёх групп. Художественные образы, воздействуя на чувственное восприятие младших школьников, подростков и детей юношеского возраста влияют на субъективно-оценочное отношение, выражающееся в характере речи и её отражение в структуре самого состояния. Фактор речи оказывается определяющим в особенностях отражения образа. Казалось бы, одни и те же состояния, при анализе корреляций раскрываются по своей структуре различно и трех групп респондентов.

Особенностью структурно-функциональной организации состояний подростков при восприятии образа картины «Перед венцом» (рис. 5) являются блоки, образованные психическими процессами, где ведущим является процесс воображения (6). Значит, художественный образ предполагает другой уровень восприятия, что и демонстрируют особенности содержательной стороны самих психических состояний.

^ -1 -10 - П-гнхычзгшз процз-ггь: -21 -30 - Пзр;:=:1[Еашн

-11-20 — Фжзиииогжческая реяЕгивностъ -31 — 40 - ПоЕгд^ниг-

Рис. 5. Сгруктурво-фуакцнотльзал организация психических состояний подростков при восприятии j^yjj^gg^tgyj^ образа к=ртины

Выделяются показатели воображение (6), речь (7), которые явились основами для организации активного блока, который можно назвать «познавательным» и его взаимодействие с блоками физиологической реактивности и, в некоторых случаях, с поведением и переживаниями. Выделяются в основном три блока, которые также образуют комплекс, но не настолько взаимодействующий как у респондентов юношеского возраста. Ведущая роль психических процессов видна только в первом блоке, а в двух других больше превалируют переживания, поведение и физиологическая реактивность. Структурно-функциональная организация состояний подростков демонстрирует неустойчивость их состояний.

Важно отметить, что языковое образование имеет важное и, пожалуй, ведущее значение в школьном образовании. Речевая способность является первовосновой любой деятельности человека. Коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других дисциплин. Речь обеспечивает детей в необходимости общения, осмысленной общественной жизни, культуре ре-

чевого развития. Развитие речи зависит от систематичности работы над её содержанием, постоянная работа над её грамотным оформлением мыслей. Это все зависит от уровня развития, формирования психических процессов, качества образования.

Младшие школьники претерпевают изменения в развитии с приходом в школу - психические процессы приобретают характер произвольности, т.е. ребенок учится управлять восприятием, мышлением, памятью и в некоторой степени своими эмоциями, воображением и состояниями.

Наши исследования, анализ результатов, их сопоставление демонстрируют механизмы процесса восприятия во взаимосвязи с психическим развитием детей. Психологические моменты восприятия, переживание именно психических состояний и возможность переноса их в словесную, письменную речь, а также возможность их анализа при помощи Рельефа и структурно-функциональных организаций описанных ими состояний.

В нашем случае специфика состояний и их рельефы показали различный уровень психической активности. Отметим, что структурно-функциональные организации респондентов трёх возрастных групп отличаются по степени задействованности параметров психических состояний друг с другом - психических процессов, физиологической реактивности, переживаний и поведения.

Список литературы

1. Базыма Б.А.Психология цвета. Теория и практика. М: Речь, 2005. 110 с.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2006. С. 40-70.

3. Иттен И. Искусство цвета. 2-е изд.; предисловие Л. Монаховой. М.: Издатель Д. Аронов, 2004. 96 с.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

5. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 550 с.

6. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Автор и составитель А О. Прохоров. М.: ПЕР СЭ, 2004. 176 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 6-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 456 с.

8. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань: Изд-во КГУ, 1994. 168 с.

9. Прохоров А.О., Габдреева Г.Ш., Васильева Т.Н. Хрестоматия Психология состояний. М.: Пер Се; СПб: Речь, 2004. 608 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2007. 712 с.

11. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. М.: Стройиздат, 1973. 120 с.

12. Шавалиева Г.Т. Психические состояния и моноцвет. Набережные Челны: Изд-во Кам.гос. инж.-экон. акад., 2008. 109 с.

13. Шавалиева Г.Т. Возрастные особенности психических состояний при восприятии цвета и художественных образов // Автореф. дисс. канд. пс. н. Казань, 2003.

14. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996. 218 с.

15. Шавалиева Г.Т. Проявления психических состояний школьников при восприятии моноцветов. - Современные исследования социальных проблем // Социально-педагогические и психологические исследования. 2014. №3 (Электронный журнал) URL: http://joumals.org/ index.php/sisp/article/view/9201.,http://sisp.nkras.ru

16. Психологические аспекты психического состояния при восприятии образов. Современные исследования социальных проблем // Социально-педагогические и психологические исследования. 2015. (Электронный журнал №5) URL:http://journal-s.org/index.php/sisp/article/ view/9201

17. Poling A. Introduction to the Behavior Analysis Today section / A. Poling // Behavior Analysis: Research and Practice. 2015. Vol. 15. Iss. 2 (May). P. 109-111.

18. Buono, Frank D.; Whiting, Seth W.; Sprong, Matthew E. Comparison of temporal discounting among obese college students and obese adults / Frank D. Buono; Seth W. Whiting; Matthew E. Sprong // Behavior Analysis: Research and Practice. 2015. Vol. 15. Iss. 2 (May). P. 139-147.

19. Kate A. Houston, Brian R. Clifford, Louise H. Phillips, and Amina Memon. The Emotional Eyewitness: The Effects of Emotion on Specific Aspects of Eyewitness Recall and Recognition Performance / Kate A. Houston, Brian R. Clifford, Louise H. Phillips, and Amina Memon // Emotion. December 2013.

20. Simon P. Landry, Douglas M. Shiller, and François Champoux. Short-Term Visual Deprivation Improves the Perception of Harmonicity / Simon P. Landry, Douglas M. Shiller, and François Champoux. // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. December 2013.

21. Spiegel M.A., Koester D., Schack T. The Functional Role of Working Memory in the (Re-)Plan-ning and Execution of Grasping Movements / Spiegel M.A., Koester D., Schack T. // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. October 2013.

References

1. Bazyma B.A. Psihologija cveta. Teorija ipraktika. M: Rech', 2005. 110 p.

2. Vygotskij L.S. Voprosy detskojpsihologii. SPb.: Sojuz, 2006. P. 40-70.

3. Itten I. Iskusstvo cveta. 2nd pub.; M.: Izdatel' D. Aronov, 2004. 96 p.

4. Leont'ev, A.N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Smysl, Akademija, 2005. 352 p.

5. Lindsej P., Norman D. Pererabotka informacii u cheloveka. M.: Mir, 1974. 550 p.

6. Metodiki diagnostiki i izmerenija psihicheskih sostojanij lichnosti/ by A.O.Prohorov. M.: PER SJe, 2004. 176 p.

7. Muhina V.S. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo: Manual for students, 6th, stereotip. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2000. 456 p.

8. Prohorov A.O. Psihicheskie sostojanija i ihfunkcii. Kazan': Izd-vo KGU, 1994. 168 p.

9. Prohorov A.O., Gabdreeva G.Sh., Vasil'eva T.N. Hrestomatija Psihologija sostojanij. M.: Per Se; SPb: Rech', 2004. 608 p.

10. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhejpsihologii: uchebnoe posobie / S.L. Rubinshtejn. SPb.: Piter, 2007. 712 p.

11. Friling G., Aujer K. Chelovek- cvet-prostranstvo. M.: Strojizdat, 1973. 120 p.

12. Shavalieva G.T. Psihicheskie sostojanija i monocvet. - Naberezhnye Chelny: Izd-vo Kam. gos. inzh.-jekon. akad., 2008. 109 p.

13. Shavalieva G.T. Vozrastnye osobennostipsihicheskih sostojanijpri vosprijatii cveta i hudozhest-vennyh obrazov // Avtoref. diss. kand. ps.n. Kazan', 2003.

14. Jan'shin P.V. Jemocional'nyj cvet. Jemocional'nyj komponent vpsihologicheskoj strukture cveta. Samara: SamGPU, 1996. 218 p.

15. Shavalieva G.T. Projavlenija psihicheskih sostojanij shkol'nikov pri vosprijatii monocvetov. -Sovremennye issledovanija social'nyh problem // Social'no-pedagogicheskie i psihologicheskie issledovanija. 2014. №3 (Electronical journal) URL: http://journals.org/index.php/sisp/article/ view/9201, http://sisp.nkras.ru

16. Psihologicheskie aspekty psihicheskogo sostojanija pri vosprijatii obrazov. Sovremennye issledovanija social'nyh problem // Social'no-pedagogicheskie i psihologicheskie issledovanija. 2015. (Electronical journal) URL:http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9201

17. Poling A. Introduction to the Behavior Analysis Today section / A. Poling // Behavior Analysis: Research and Practice. 2015. Vol. 15. Iss. 2 (May). P. 109-111.

18. Buono, Frank D.; Whiting, Seth W.; Sprong, Matthew E. Comparison of temporal discounting among obese college students and obese adults / Frank D. Buono; Seth W. Whiting; Matthew E. Sprong // Behavior Analysis: Research and Practice. 2015 Volume 15, Issue 2 (May). P. 139-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Kate A. Houston, Brian R. Clifford, Louise H. Phillips, and Amina Memon. The Emotional Eyewitness: The Effects of Emotion on Specific Aspects of Eyewitness Recall and Recognition Performance / Kate A. Houston, Brian R. Clifford, Louise H. Phillips, and Amina Memon // Emotion. December 2013.

20. Simon P. Landry, Douglas M. Shiller, and François Champoux. Short-Term Visual Deprivation Improves the Perception of Harmonicity / Simon P. Landry, Douglas M. Shiller, and François Champoux. // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. December 2013.

21. Spiegel M.A., Koester D., Schack T. The Functional Role of Working Memory in the (Re-)Plan-ning and Execution of Grasping Movements / Spiegel M.A., Koester D., Schack T. // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. October 2013.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Шавалиева Гульшат Тавкильевна, кандидат психологических наук, доцент общей психологии

Институт управления экономики и права (Казань) ул. Московская, 42. г. Казань, Россия shavalieva71@list.ru

Салимзанова Диляра Айратовна, кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры иностранных языков

Набережночелнинский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет

пр. Мира 68/19 , г. Набережные Челны, 423812, Россия e-mail: gilfanova_di@list.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Shavalieva Gulshat Tavkil'evna, candidate of psychological sciences, assistant professor of the Psychology

Institute of Economics, Management and Law (IEML) (Kazan) 42, Moskovskaya Street, Kazan, Volga Region, Russia shavalieva71@list.ru

Salimzanova Dilyara Airatovna, candidate of philological sciences, senior teacher of the Foreign Languages

Naberezhnochelninskiy institute (branch) Kazan (Volga region) federal university pr. Mira 68/19, Naberezhnye Chelny, 423812, Russia e-mail: gilfanova_di@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.