Научная статья на тему 'Психологические аспекты психического состояния при восприятии образов'

Психологические аспекты психического состояния при восприятии образов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
771
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / МОНОЦВЕТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / КОЛОРИТ / ФРАГМЕНТ / MENTAL STATES / MONOCOLORS / IMAGERY / COLOR / FRAGMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шавалиева Гульшат Тавкилевна

Статья посвящена вопросам изучения психических состояний школьников трёх возрастных групп младшие школьники, подростки и дети юношеского возраста, в зависимости от предлагаемого для их восприятия художественного образа. Каждая из экспозиций имеет особенный колорит, определяемый содержанием картины, что по нашему мнению, может быть определяющим в проявлении психических состояний. Исследования были организованы для выявления специфики психических состояний при восприятии художественных образов отрывками. Демонстрация образов заключалось в их постепенном экспонировании, в ходе которого фиксировались состояния респондентов. Образы раскрывались в зависимости от композиционного построения по диагонали и по горизонтали, отрывками одинакового размера, что позволяло в разной степени пронаблюдать различную динамику состояний, в зависимости от коло-рита. В результате экспериментов была определена зависимость психических состояний школьников от специфики экспозиции художественного образа фрагментами и выявлены качественные и количественные характеристики (проявления) психических состояний испытуемых. Цель. Исследование особенностей психических состояний детей «школьного возраста» при восприятии художественных образов отрывками (фрагментами). Метод или методология проведения работы. Исследования проводились на основе системной методологии и теории деятельности, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и субъектного подхода А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, а также теоретических принципов и положений концепции психических состояний личности (А.О. Прохоров) и концепций цвета (И.В. Гете, П.В. Яньшин и др.). Материалом исследования послужил теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме восприятия цвета и художественных образов. Результаты. Проведенные нами исследования дают основание полагать, что психические состояния находятся в постоянной зависимости от воспринимаемого образа, его отрывка (фрагмента), их моноцветовых сочетаний, причем его влияние на состояния детей происходит на более тонком уровне, т.е. в зависимости от оттеночной палитры образа в начале, а потом уже воспринимается само содержание образа картины. Область применения результатов. Результаты проведенного нами исследования могут быть применены в ходе организации учебного процесса, организации практической деятельности, творчества младших школьников, подростков и детей юношеского возраста. Также можно продолжить исследования, усложняя экспозиции, изучая проявления психических состояний в психической активности респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MENTAL STATE IN THE PERCEPTION OF IMAGES

The article is devoted to the study of mental states of three age schoolchildren groups younger pupils, teenagers and adolescences, depending on their perception of the artistic image. Each of the exhibits has a special flavor to the color scheme of the picture, which in our opinion, may be the determining factor in the manifestation of mental states. Studies were organized to identify the specificity of mental states in the perception of artistic images by fragments. Demonstration of images was determined in their gradual exposure, during the prodess of which states of the respondents were fixed. The images revealed depending on composite construction on a diagonal and horizontal passages of the same size, which made it possible to observe varying dynamics of the different states, depending on the color. The experiments have determined the mental states of schoolchildren on the specifics of fragments exposure and quantitative and qualitative characteristics (manifestations) of mental state’s subject. Objective. Studying of the features of mental conditions of «school age» children in the perception of artistic images fragments (fragments). Method or methodology of work. Research carried out on the basis of a systematic methodology and theory of activity developed by Vygotskii, Leont’ev, Luria and subject approach of A.V. Brushlinskii, S.L. Rubinstein and also theoretical principles and provisions of mental conditions’ concept of the personality (A.O. Prohorov) and concepts of color (I.V. Goethe, P.V. Yan’shin etc). Theoretical analysis of the general and special literature on color perception and artistic images was used as research material. Results. Our studies suggest that mental states are in a constant depending on the perceived image, its passage (part of) their monocolor combinations, and its impact on the children’s emotions occurs on a more subtle level, i.e. depending on the tint of the image at the beginning of the palette, and then perceived by the actual content of the image pattern. Scope. The results of our study can be applied in the educational process, in the organization of practice, can be used as creativity for primary school children, teenagers and adolescence children. The study can be also continued, made it as difficult exposure, studying the manifestations of mental states in the mental activity of respondents.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты психического состояния при восприятии образов»

социально-педагогические и психологические исследования (social-pedagogical & psychological research)

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-32 УДК 159. 922

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ОБРАЗОВ

Шавалиева Г.Т.

Статья посвящена вопросам изучения психических состояний школьников трёх возрастных групп - младшие школьники, подростки и дети юношеского возраста, в зависимости от предлагаемого для их восприятия художественного образа. Каждая из экспозиций имеет особенный колорит, определяемый содержанием картины, что по нашему мнению, может быть определяющим в проявлении психических состояний.

Исследования были организованы для выявления специфики психических состояний при восприятии художественных образов отрывками. Демонстрация образов заключалось в их постепенном экспонировании, в ходе которого фиксировались состояния респондентов. Образы раскрывались в зависимости от композиционного построения -по диагонали и по горизонтали, отрывками одинакового размера, что позволяло в разной степени пронаблюдать различную динамику состояний, в зависимости от колорита.

Врезультате экспериментов была определена зависимость психических состояний школьников от специфики экспозиции художественного образа фрагментами и выявлены качественные и количественные характеристики (проявления) психических состояний испытуемых.

Цель. Исследование особенностей психических состояний детей «школьного возраста» при восприятии художественных образов отрывками (фрагментами).

Метод или методология проведения работы. Исследования проводились на основе системной методологии и теории деятельности, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и субъектного подхода А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, а также теоретических принципов и положений концепции психических состояний личности (А.О. Прохоров) и концепций цвета (И.В. Гете, П.В. Яньшин и др.). Материалом исследования послужил теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме восприятия цвета и художественных образов.

результаты. Проведенные нами исследования дают основание полагать, что психические состояния находятся в постоянной зависимости от воспринимаемого образа, его отрывка (фрагмента), их моноцветовых сочетаний, причем его влияние на состояния детей происходит на более тонком уровне, т.е. в зависимости от оттеночной палитры образа в начале, а потом уже воспринимается само содержание образа картины.

область применения результатов. Результаты проведенного нами исследования могут быть применены в ходе организации учебного процесса, организации практической деятельности, творчества младших школьников, подростков и детей юношеского возраста. Также можно продолжить исследования, усложняя экспозиции, изучая проявления психических состояний в психической активности респондентов.

ключевые слова: психические состояния; моноцвет; художественный образ; колорит; фрагмент.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MENTAL STATE IN THE PERCEPTION OF IMAGES

Shavalieva G.T.

The article is devoted to the study of mental states of three age schoolchildren groups -younger pupils, teenagers and adolescences, depending on their perception of the artistic image. Each of the exhibits has a specialflavor to the color scheme of the picture, which in our opinion, may be the determining factor in the manifestation of mental states. Studies were or-

ganized to identify the specificity of mental states in the perception of artistic images by fragments. Demonstration of images was determined in their gradual exposure, during the prodess of which states of the respondents were fixed. The images revealed depending on composite construction - on a diagonal and horizontal passages of the same size, which made it possible to observe varying dynamics of the different states, depending on the color.

The experiments have determined the mental states of schoolchildren on the specifics of fragments exposure and quantitative and qualitative characteristics (manifestations) of mental state s subject.

Objective. Studying of the features of mental conditions of «school age» children in the perception of artistic images fragments (fragments).

Method or methodology of work. Research carried out on the basis of a systematic methodology and theory of activity developed by Vygotskii, Leont'ev, Luria and subject approach ofA.V. Brushlinskii, S.L. Rubinstein and also theoretical principles and provisions of mental conditions' concept of the personality (A.O. Prohorov) and concepts of color (I.V Goethe, P. V. Yan 'shin etc). Theoretical analysis of the general and special literature on color perception and artistic images was used as research material.

Results. Our studies suggest that mental states are in a constant depending on the perceived image, its passage (part of) their monocolor combinations, and its impact on the children's emotions occurs on a more subtle level, i.e. depending on the tint of the image at the beginning of the palette, and then perceived by the actual content of the image pattern.

Scope. The results of our study can be applied in the educational process, in the organization ofpractice, can be used as creativity for primary school children, teenagers and adolescence children. The study can be also continued, made it as difficult exposure, studying the manifestations of mental states in the mental activity of respondents.

Keywords: mental states; monocolors; imagery; color; fragments.

Проблема состояния и сам термин «состояние» давно занимают умы представителей философии и психологии. Впервые вопрос о понятии «состояние» поставил Аристотель [11], определив его как вид качества, которое легко поддается измерению, но отличается от свойств вещества. А социальная роль психического состояния человека решается не просто, так как присутствует сложность его практического исследования. Необходимо учитывать субъективность характеристик состояний. В процессе субъективной социализации, которая происходит на фоне имеющихся психических состояний ребёнка, подростка, юноши и уже взрослого человека, происходит качественной характеристики состояний [3, 6, 8, 10, 13].

Тема психических состояний только набирает исследовательские обороты. Состояния занимают промежуточное положение среди психических процессов и свойств личности, и это проявляется в относительности границ, отличающих психическое состояние от психических процессов и свойств личности. Конечно, такая основа психических состояний создает методологические трудности при изучении данного явления, поскольку сами состояния характеризуются относительностью временной актуализации и устойчивостью психического состояния, т.е. отсутствия каких-то временных границ каждого состояния, это, конечно, вызывает значительные методологические трудности в диагностике состояний [12, 17, 19].

Хотелось бы отметить, что психические состояния, наиболее актуальны в настоящее время. Поскольку многочисленными исследованиями доказано, что именно они могут определять основы становления личности ребёнка, воспитываемого в семье, в детском доме, бабушками и дедушками. Социальная ситуация в семье зависит от поведения самих родителей, и от мини-среды обитания данной семьи [14, 15]. Это среда может определяться условиями жизни, социального окружения его интересов: окружающая среда, информация, которая поступает извне и отношение к ней, специфика её анализа в семье, цветовое окружение, архитектурные сооружения, рекламные щиты, буклеты и т.д. [16, 17, 22]. Информация, которая может постоянно влиять на подрастающего ребёнка как положительно, так и отрицательно. Многочисленные исследования показали, что любое событие человек, так или иначе, связывает с цветом или сочетанием цветов [4, 5, 7]. Поэтому, цвет занимает не последнее, а скорее, доминирующее, место в жизни человека, при разработках дизайнерских проектов, начиная от одежды и, заканчивая всем тем, что окружает нас постоянно в жизни - городской пейзаж, проект жилого дома, квартира, её обстановка и т.д. Надо сказать, что Яньшина П.В. интересовал вопрос влияния Цвета на человека, где также им раскрываются особенности реакции на Цвет в зависимости от его пола и от состояния его здоровья. Даже беременность оказалась причиной специфики цветопредпочтения. Нельзя не упомянуть такие группы респондентов как инвалиды, люди с лишним весом, испытуемых с различными врожденными физиологическими дефектами и т.д., и специфику характерологических особенностей, вида деятельности и даже их национальной принадлежности [20, с. 55]. Известными отечественными психологами подчеркивалась важность воспитания у детей художественного восприятия для их полноценного психического развития (Выготский Л.Г.) [1, 2].

Важно выделить другую область исследований, которая связана с изучением специфики восприятия художественных образов. В последние годы в психологических исследованиях были представлены эксперименты, доказывающие сложность проявления состояний школьни-

ков разной возрастной группы на картины (художественные образы): в частности, исследования, направленные на изучение характера восприятия художественных образов как воплощения сложных моноцветовых сочетаний.

Картины по содержанию и колориту могут отражать разные состояния, и соответственно, вызывать психическую активность или пассивность. Произведения живописи имеют различный колорит в зависимости от стремления художника. Потому эти образы вызывают у людей самые различные психические состояния, в связи с чем, мы решили предъявлять образы отрывками. Композиционная организация образа поставила перед нами задачу разделения картины на фрагменты - так, мы визуально разделили образ картины «Кочегар», Н.А. Ярошенко на горизонтальные фрагменты (основываясь его композиции), и образ картины «Море в Сен-Мари», Вон Гог - по диагонали, основываясь её композиционного решения. Экспозиция была разработана так, что респонденты наблюдали просто белое полотно, которое постепенно открывалось снизу вверх с одинаковым размером увеличения по мере процесса восприятия.

Эмпирической базой исследования являлись школьники трёх возрастных групп: младшие школьники (8-10 лет) - 87 человек; подростки (13-15 лет) - 80 человек и респонденты юношеского возраста, далее по тексту юноши (15-18 лет) - 85 человек [9, 18, 19].

Младшим школьникам, подросткам и юношам демонстрировались художественные образы картин: «Кочегар», Н.А. Ярошенко - разделенный на горизонтальные фрагменты; «Море в Сен-Мари», Ван Гог - на фрагменты по диагонали. Результаты экспериментов отражены в таблицах 1 и 2.

Получалось, по мере эксперимента образ постепенно становился больше и относительно полнее, увеличиваясь на один отрывок. Для удобства описания эксперимента, мы пишем как первый отрывок, второй и т.д. Сравнивая психические состояния трёх возрастных групп, мы выявили их качественные особенности: младшие школьники показали преобладание эмоциональных состояний (страх, ужас - кратковременные, высокого уровня активности отрицательные); подростки при восприятии первых отрывков образа «Кочегар» описали состояния злость, раздражительность и страх (неравновесные, высокого уровня активности отрицательные эмоционально-неуравновешенные состояния). По мере восприятия, начиная с третьего отрывка, подростки выделили состояния не только страха, раздражительности (эмоциональные состояния), но и любопытства, заинтересованность (познавательные). На последнем этапе появляется психическое состояние, демонстрирующее отношение к образу, - жалость, а также состояния озадаченности и удивления (среднего уровня активности, интеллектуальные).

Таблица 1

Особенности психических состояний младших школьников, подростков и юношей при восприятии отрывками репродукции «Кочегар» Н.А. Ярошенко

«кочегар» (младшие школьники)

красный коричневый черный коричневый черный красный коричневый красный коричневый оранжевый красный коричневый оранжевый

1 отрывок 2 отрывок 3 отрывок 4 отрывок 5 отрывок

Хорошо - 12 % Страх - 78% Странно Страх Страх, ужас - 53%; любопытство -16% Страх, ужас - 57%; любопытство -10%; облегчение, спокойствие - 30%

«кочегар» (подростки)

1 отрывок 2 отрывок 3 отрывок 4 отрывок 5 отрывок

Злость, «бесит», раздражительность, страх, пустота - 52% Злость, «бесит», раздражительность страх - 47% Страх - 17%; любопытство, заинтересованность - 26%; раздражительность - 10% Страх - 40%; заинтересованность, озадаченность, удивление - 30% Жалость - 49%; озадаченность, удивление -37%

«кочегар» (юношеский возраст)

1 отрывок 2 отрывок 3 отрывок 4 отрывок 5 отрывок

Нервозность -15%; спокойствие - 20%; любопытство - 25% Беспокойство, тревожность - 45%; любопытство -40% Беспокойство, тревожность, - 40%; озадаченность -53% Волнение, беспокойство -69% Сочувствие, серьезность -85%

Если у подростков появлялись интеллектуальные состояния уже на третьем этапе, то у младших школьников - только на четвертом. При восприятии образа картины «Кочегар» отрывками подростки демонстрировали несдержанность. Из всех возрастных групп выделяется юношеский возраст, который уже с первого отрывка демонстрировал состояния любопытства (познавательное), а уже при восприятии третьего отрывка - состояние озадаченности (интеллектуальное).

Дальнейший процесс восприятия выделял респондентов юношеского возраста. При восприятии образа картины полностью («Кочегар» Н.А. Ярошенко) были описаны психические состояния сочувствия и серьезности, которые характеризуются высоким уровнем интеллекту-

альности. Отметим, что у подростков идет процесс увеличения количества интеллектуальных психических состояний при восприятии образа картины «Кочегар» (Н.А. Ярошенко) лишь на третьем отрывке. Подростки описали в своём большинстве интеллектуальные психические состояния - озадаченность, любопытство - 61%. По мере восприятия образа картины «Море в Сен-Мари» (Ван Гог) у младших школьников и подростков процентное соотношение познавательных психических состояний уменьшалось (табл. 2). Следовательно, узнавание содержание картины убавляет заинтересованность испытуемых.

Моноцветовой колорит художественного образа картины «Море в Сен-Мари» (Ван Гог) богат различными оттенками, переходами, поэтому и состояния испытуемых оказались более разнообразными (табл. 2).

Таблица 2

Особенности психических состояний младших школьников, подростков и юношей при восприятии отрывками репродукции «Море в Сен-Мари» (Ван Гог)

«Море в Сен-Мари» (Ван Гог) 1 - желтый, синий 2 - желтый, зеленый, синий 3 - желтый, зеленый, синий, фиолетовый 4 - желтый, зеленый, синий, серый, фиолетовый 5 - образ

Младшие школьники Спокойствие, хорошо - 20%; любопытство, заинтересованность - 40% Спокойствие - 15%; любопытство, заинтересованность - 45% Заинтересованность, любопытство - 30%; радость, весело - 28% Спокойствие - 30%; заинтересованность, любопытство - 30% Спокойствие, радость, «смешная картина», смешно; заинтересованность - 25%

Подростки Удивление -20%; спокойствие - 15%; радость - 10% Удивление, озадаченность - 40%; спокойствие -12%; «странность» Раздражительность; озадаченность, любопытство - 61% Любопытство, заинтересованность, озадаченность - 20%; радость - 15% Озадаченность, удивление - 27%; радость - 20%

Юношеский возраст Неопределенность, беспокойство -75% Спокойствие - 15%; заинтересованность озадаченность - 35% Умиротворенность - 15%; любопытство, озадаченность - 48%; беспокойство -20% Тревожность, беспокойство -39%; умиротворенность - 27% Радость - 35%; умиротворенность - 20%; печаль, тревожность - 25%

После демонстрации первого отрывка (30-40 сек.) младшие школьники выделили состояние спокойствия (равновесное), а также любопытства, заинтересованности и удивления (познавательные психические состояния), а подростки - состояния спокойствия (равновесное), радости (высокого уровня активности, эмоциональное состояние). В результате анализа психических состояний испытуемых подросткового возраста, описанных ими при восприятии образа картины «Море в Сен-Мари» (Ван Гог) отрывками, уже с первых этапов выявляются интеллектуальные состояния. Отличает эти две группы респондентов то, что у младших школьников выявились состояния любопытства, заинтересованность (познавательные - 40%) и радости (эмоциональное), а у подростков кроме познавательных состояний - любопытство, заинтересованность (35%) - было выявлено состояние озадаченности. Специфика психических состояний испытуемых указывает на более сложный уровень восприятия подростков по сравнению с младшими школьниками. Юношеский возраст демонстрирует более сложный уровень восприятия по сравнению уже с подростками. Ими были выделены познавательные состояния уже со второго отрывка «Море в Сен-Мари» - озадаченность у 45% испытуемых. Также юношами были выявлены состояния тревожности и беспокойства, что отражает характер изображенного моря. Значит, восприятие в юношеском возрасте более глубокое и осознанное.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что состояния зависят от способа предъявления образа, его колорита, вызывают специфические состояния, которые будут зависеть от возраста респондентов (возрастные характеристики). По мере постепенного раскрытия художественного образа происходит опредмечивание образа, и соответственно меняются состояния. Отметим, что у старшего возраста происходит более скорое подключение сознания в процесс восприятия, что выявили психологические характеристики состояний старших школьников.

список литературы

1. Базыма, Б.А.Психология цвета. Теория и практика. - М.: Речь, 2005. 110 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2006. С.40-70.

4. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен; пер. с немец. - 2-е изд.; предисловие Л. Монаховой. -

М.: Издатель Д. Аронов, 2004. 96 с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с. -

(Серия: Классическая учебная книга).

6. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. 113 с.

7. Люшер, М. Цветовой тест Люшера. - М.: ACT; СПб.: Сова, 2005. 192 с.

8. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. - М.: Мир, 1974. 550 с.

9. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Автор и составитель

А О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2004. 176 с.

10. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 456 с.

11. Ермолаев В.В. Разработка методики оперативного прогнозирования психических состояний водителей с использованием айтрекера. Отчёт о выполнении научно-исследовательской работы по гранту МГГУ им. М.А. Шолохова / Ермолаев В.В., к.пс. н., доцент. - М., 2014. 159 с.

12. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. - Казань: Изд-во КГУ, 1994. 168 с.

13. Прохоров А.О., Габдреева Г.Ш., Васильева Т.Н. Хрестоматия Психология состояний. - М.: Пер Се; СПб: Речь, 2004.

14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. 712 с. - (Мастера психологии).

15. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: АСТ, 2007. 328 с.

16. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. - Ярославль: ЯГУ, 1981. 176 с.

17. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. - М.: Стройиздат, 1973. 120 с.

18. Шавалиева Г.Т. Психические состояния и моноцвет. - Набережные Челны: Изд-во Кам. гос. инж.-экон. акад., 2008. 109 с.

19. Шавалиева Г.Т. Возрастные особенности психических состояний при восприятии цвета и художественных образов // Автореф. дисс. канд. пс. н. - Казань, 2003.

20. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара: СамГПУ, 1996. 218 с.

21. Шавалиева, Г.Т. Проявления психических состояний школьников при восприятии моноцветов. - Современные исследования социальных проблем // Социально-педагогические и психологические исследования.-2014. №3 (Электронный журнал) URL:http://joumals.org/ index.php/sisp/article/view/9201.,http://sisp.nkras.ru

22. Яньшин, П.В. Психосемантика цвета. - М.: Речь, 2006. 368 с.

References

1. Bazyma B.A. Psihologija cveta. Teorija i praktika [Color psychology. Theory and practise], (2005), 110 p.

2. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood]. - SPb., 1997. 96 p.

3. Vygotskij L.S. Voprosy detskojpsihologii [Children psychology points]. - SPb., 2006. Pp. 40-70.

4. Itten I. Iskusstvo cveta [Art of color]. - Moscow, 2004. 96 p.

5. Leont'ev A.N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. [Activity. Mind. Personality]. - Moscow, 2005. 352 p.

6. Lurija A.R. Lekciipo obshhejpsihologii [General psychology lectures]. - SPb, 2007. 113 p.

7. Ljusher M. Cvetovoj testLjushera [Ljusher's color test]. - Moscow, 2005. 192 p.

8. Lindsej P., Norman D. Pererabotka informacii u cheloveka [Human's processing of information]. - Moscow, 1974. 550 p.

9. Metodiki diagnostiki i izmerenija psihicheskih sostojanij lichnosti [Methods of diagnosis and measurement of mental state of the person] by Prohorov, A.O. - Moscow, 2004. 176 p.

10. Muhina V.S. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo [Psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence]. - Moscow, 2000. 456 p.

11. Ermolaev V.V. Razrabotka metodiki operativnogo prognozirovanija psihicheskih sostojanij voditelej s ispol'zovaniem ajtrekera [Development of the method of operational forecasting mental condition of the driver using aytrekera]. - Moscow, 2014. 159 p.

12. Prohorov A.O. Psihicheskie sostojanija i ihfunkcii [Mental states and their functions]. - Kazan', 1994. 168 p.

13. Prohorov A.O., Gabdreeva G.Sh., Vasil'eva T.N. HrestomatijaPsihologija sostojanij [Encyclopedia. mental status psychology]. - Moscow, 2004.

14. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii [general psychology foundation]. - SPb, 2007. 712 p.

15. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie [Human being and consciousness. - Moscow,2004. 328 p.

16. Urvancev L.P. Psihologija vosprijatija cveta [The psychology of color perception]. - Jaroslavl', 1981. 176 p.

17. Friling G., Aujer K. Chelovek- cvet-prostranstvo [Man-color-space.]. - Moscow, 1973. 120 p.

18. Shavalieva G.T. Psihicheskie sostojanija i monocvet [Mental status and monocolor]. - Naberezhnye Chelny, 2008. 109 p.

19. Shavalieva G.T. Vozrastnye osobennostipsihicheskih sostojanijpri vosprijatii cveta i hudozhest-vennyh obrazov [Age features of mental states in the perception of colors and artistic images]. -Kazan', 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Jan'shin P.V. Jemocional'nyj cvet. Jemocional'nyj komponent vpsihologicheskoj strukture cveta [Emotional color. The emotional component in the psychological structure of color]. - Samara: SamGPU, 1996. 218 р.

21. Shavalieva, G.T. Projavlenija psihicheskih sostojanij shkol'nikov pri vosprijatii monocvetov [Manifestations of mental conditions of schoolboys at perception monocolors.], no. 3, (2014) URL: http://joumals.org/index.php/sisp/article/view/9201.,http://sisp.nkras.ru (accessed May 21, 2015).

22. Jan'shin, P.V. Psihosemantika cveta [Psychosemantics op color.]. - Moscow, 2006. 36 p.

данные об авторе

Шавалиева Гульшат Тавкилевна, доцент кафедры общей психологии

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

ул. Московская, 42, г. Казань, Россия

e-mail: shavalieva71@list.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2975-1130

DATA ABOUT THE AUTHOR

Shavalieva Gul'shat Tavkilevna, docent of Psychology Department, Candidate of Psychological Sciences

Institute of Economics, Management and Law (IEML) (Kazan) 42, Moskovskaya Street, Kazan, Volga Region, Russia e-mail: shavalieva71@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.