Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДПГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДПГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Елена Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки студентов социономических профессий, в частности для туриндустрии, рассматриваются причины и меры профилактики синдрома профессионального выгорания, подчеркивается необходимость психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе вузовской подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДПГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА»

восприятии репродукции «Красные виноградники в Арле» «художники» демонстрировали психические состояния со снижением показателей психических процессов, очевидно, потому что представлен готовый образ, когда воображение участников эксперимента как таковое уже не требуется.

«Естественники» демонстрируют явные отличия в особенностях психических состояний при восприятии со-

четаний и художественного образа по сравнению с группой «художников», что также подтвердилось при анализе интегральных значений психических состояний [2, с. 475]. Преобладали интеллектуальные по характеру состояния: «художники» - заинтересованность. «Художники» также описали свои состояния как напряжённость, а «естественники» - состояния ненависть, возбуждённость, гнетущее состояние (кратковременные, отрицательные, с высоким уровнем активности) - 61% испытуемых.

Рисунок 1. Рельефы психических состояний «художников» и «естественников» до и после восприятия сочетания моноцветов «красный на фоне зелёного»

Мы убедились, что состояния испытуемых «художников» и «естественников» отличаются в зависимости от образа, а также профессиональная ориентация определяет специфику и особенности проявления психических состояний у респондентов юношеского возраста.

«Естественники» также выделили состояния заинтересованности (интеллектуальное состояние) и хаотичности (кратковременное состояние). Таким образом, моноцветовое сочетание это цветовая информация без конкретного смыслового содержания, как это представлено в художественных образах. Мы обратили внимание, что экспозиция художественного образа в большей степени активировало физиологическую реактивность, переживания, поведение. В зависимости от экспозиции у испытуемых разных групп различно проявлялась психическая активность, что сильно отличало их друг от друга.

Данные полученные в результате проведенных экспериментов указывают на то, что есть возможность регулирования обстановки, разрешение каких-либо ситуаций, событий в зависимости от демонстрируемого материала, который в итоге, может определить специфику реакции, поведения и переживаний человека в этой связи.

Список литературы

1. Прохоров А.О., Габдреева Г.Ш., Васильева Т.Н. Хрестоматия Психология состояний., - М.: Пер Се; -СПб: Речь, 2004.- 608 с.

2. Шавалиева Г.Т. Особенности психических состояний студентов различной специализации при восприятии экспозиций. Психология психических состояний: Сборник статей. Вып. 6 / Под ред. проф. А.О. Прохорова. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. С. 472-480

ПСИХОЛОГО-ПЕДПГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ

СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА

Смирнова Елена Вячеславовна,

соискатель уч. степ. канд. наук кафедры пед. псих., ст.преп. кафедры иностранных языков I, Нижегородский

государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород

Smirnova Elena Vyacheslavovna, postgraduate student of the department of pedagogical psychology, senior teacher of the department of foreign languages, University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки студентов социономических профессий, в частности для туриндустрии, рассматриваются причины и меры профилактики синдрома профессионального выгорания, подчеркивается необходимость психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе вузовской подготовки.

ABSTRACT

The article discusses the pecularities of the professional teaching of the students socionomic professions, in particular for the tourism industry, discusses the causes and prevention of the professional burnout syndrome, emphasizes the necessity for the psycho-pedagogical support of the students at the stage of University education.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, социономические профессии, эмоциональное выгорание, психолого-педагогическое сопровождение студентов.

Key words: professional training, socionomic professions, emotional burnout, psychological and pedagogical support of the students.

В настоящее время изменения, происходящие в обществе, затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Особое внимание уделяется процессу профессионализации на этапе вузовского обучения в связи с модернизацией образования и изменением его содержания, усиливаются тенденции компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании.

В связи с этим резко возросла потребность в квалифицированных специалистах в сфере обслуживания, деятельность которых помогает людям чувствовать себя комфортно и защищенно. Одной из главных характеристик гида-переводчика является его профессиональная компетентность, то есть практическая готовность к осуществлению коммуникативной деятельности, направленная на удовлетворение потребностей людей, стремящихся получить интересную и полезную для себя информацию о стране, которую они посещают.

Важным этапом подготовки специалистов данного направления, является обучение в вузе. В этот период активно формируются профессиональные компетенции, создаётся образ представителя своей будущей профессии. Профессионализация представляет собой непрерывный процесс становления личности специалиста, наиболее интенсивным периодом которого считается обучение в вузе. Следует отметить, для того чтобы эффективно помогать другим людям, быть компетентным в своей области, специалист сферы услуг должен быть способен преодолевать многие психологические проблемы, с которыми он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Анализ научной литературы данного направления позволил установить, что в процессе профессиональной подготовки, при включении студентов в практическую деятельность, происходят как позитивные, так и негативные изменения личности будущего специалиста, такие как «синдром эмоционального (профессионального) выгорания».

Согласно классификации Е.А. Климова [1] профессии, предполагающие постоянное общение с людьми в ходе профессиональной деятельности относятся к типу «человек-человек», а, следовательно, к группе профессий социономического типа. Это профессии, связанные с такими сферами как обучение и воспитание, медицина, правовая защита, сфера сервиса и услуг. К. Роджерс определил «помогающие отношения» как намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими» [2].

Представители профессий типа "человек - человек", постоянно работающие с людьми, в том числе и

гиды-переводчики, подвержены риску профессиональной деформации в значительно большей степени, чем представители профессий других типов. Это обусловлено тем, что в процессе коммуникации обязательно осуществляется воздействие на специалиста. Профессиональная деятельность представителей помогающих профессий сопряжена с интенсивным и длительным общением с очень разыми людьми. Зачастую туристы, посещающие чужую страну, мало знакомы с ее традициями и обычаями, что может служить почвой для создания разного рода конфликтных ситуаций.

Работники данной сферы услуг для успешного осуществления своей профессиональной деятельности, должны обладать такими качествами, как инициативность, коммуникабельность, эмпатия, гуманизм, учитывать психологические особенности целевой аудитории, обладать профессиональным чутьем, уметь быстро оценить ситуацию и найти правильный выход из нее. Все это требует большого количества психологических затрат, и как следствие, представители помогающих профессий начинают испытывать большое эмоциональное, физическое и умственное истощение. Вследствие эмпатии гид-переводчик принимает на себя особенности личности и проблемы визитера, что может нанести вред его психическому здоровью. Поэтому, важно не только вооружить студентов необходимым набором компетенций, но и научить их преодолевать проблемы, в особенности, связанные со специфическим влиянием профессии на личность. Особенно для подготовки специалистов помогающих профессий. Помогающее поведение относится к категории просоциальной активности. Под просоциальным поведением понимается любое действие, которое связано с добровольным оказанием помощи другим людям независимо от ее мотивов.

Общеизвестно, что неблагоприятные условия труда влекут за собой различные нарушения, деформации, а так же профессиональные болезни. Как показывает практика, в процессе трудовой деятельности часто возникают ситуации особого риска, так называемый внутренний конфликт между возложенной на работника ответственностью и объективной невозможностью выполнить их, что может приводить к снижению трудоспособности и эффективности труда, а также к утрате ценностных ориентации, негативным изменениям психики, ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистическим настроениям.

Наиболее частым проявлением негативного воздействия на личность в профессиональной сфере является синдром «психического выгорания» (burnout). В зарубежной психологии под этим термином понимается целый комплекс особых психических проблем, возникающих у

человека в связи с его профессиональной деятельностью. Еще в 1974 году Х.Дж. Фрейденберг [2] впервые описал целый ряд симптомов, характерных для людей помогающих профессий, это раздражительность, истощение, апатия, цинизм и т.д. Зарубежный психолог К. Кондо, считает, что «синдром психического выгорания» проявляется, как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений» [4]. Позднее психолог К. Маслач, исследуя когнитивные стратегии людей, обратила внимание на тот факт, что основной причиной выгорания является эмоциональная перегрузка, вызванная взаимоотношениями между «тем, кто оказывает помощь, и тем, кто ее получает Если специалист находится под давлением такой ситуации долгое время, то это может привести к изменению отношения как к себе, так и к другим людям, в частности, он испытывает эмоциональное истощение, появляется безразличное, а порой и бессердечное отношение к клиентам, снижается стремление самореализоваться, нет уверенности в своей компетентности [5].

Проблемой изучения синдрома эмоционального выгорания занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Е. Хартман, Х.Дж. Фрейденберг, С. Волкер, Е. Аронсон, К. Маслач, Э.В. Боллз, Г.С.Абрамова, В.Е. Орёл, Н.Е. Водопьянова, Е.Л. Старченкова, В.В. Бойко и др.). В научных исследованиях подчеркивается влияние особенностей профессиональной деятельности специалистов социономических профессий на личность. В настоящее время мало изученной остается специфика избрания личностью «помогающих профессий», а так же целый ряд личностных особенностей специалистов, относящихся к этим профессиям.

Многие исследователи сходятся во мнении, что выгорание представляет собой динамический процесс, включающий в себя три основных этапа: 1) эмоциональная истощенность (чувство усталости и опустошенности); 2) деперсонализация (безразличное отношение к профессиональной деятельности и ее объектам); 3) редукция профессиональных достижений (утрата веры в успех, ощущение своей некомпетентности). Многочисленные исследования ученых данной проблемы показывают, что существует множество факторов, способствующих возникновению синдрома профессионального выгорания у представителей социономических профессий. К ним относятся: большая самоотдача, вкладывание большого количества психологических и физиологических усилий в свою работу; отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег, излишняя критика; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; работа с «немотивированными» клиентами; отсутствие возможности влиять на принятие решения; неоднозначные требования к работе; высокий уровень неудовлетворенности профессией, основанный на осознании неправильности выбора [6;7].

Упадок сил, ощущение усталости, апатия, цинизм, снижение работоспособности, являются основными проявлениями синдрома эмоционального выгорания. Негативная психологическая установка в общении с клиентами, коллегами, членами семьи, друзьями, становится обыденностью, повседневной нормой. Как следствие, это порождает конфликты и может привести к фактическому отказу от занятий профессиональной деятельностью. Следовательно, необходимо психолого-педагогическое сопровождение студентов-будущих гидов-переводчиков на

этапе профессионального становления в вузе, а так же создание благоприятных социальных условий для коррекции некоторых личностных характеристик.

Говоря о профилактике синдрома эмоционального выгорания и способов его профилактики у студентов-будущих гидов-переводчиков, необходимо отметить, что формирование у студентов реалистического образа будущей профессии, и осознавать того, что их собственные психологические ресурсы и возможности не безграничны, будут способствовать снижению негативных реакций при включении в профессиональную деятельность. Студентам так же необходимо осознанное включение в процесс работы, развитие профессионально значимых качеств, особенно коммуникативной компетенции, постоянная рефлексия, освоение приемов визуализации, ауторегуляции и освоение приемов релаксации. Важным моментом является создание дружеской атмосферы в коллективе, поскольку атмосфера доброжелательности и поддержки способствует снижению нездоровой конкуренции, которая, в свою очередь может порождать агрессию, тревогу, конфликтность и напряженность в профессиональной среде [8;9]. Подготовка высококвалифицированных специалистов социономических профессий, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях, требует от разработчиков учебных программ включения в курс обучения групповых тренингов, с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания. В связи с этим, актуальной задачей представляется анализ специфики влияния особенностей профессиональной деятельности на эмоциональные особенности личности, а так же выявление индивидуальных психологических предпосылок профессионального самоопределения.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов-будущих гидов-переводчиков призвано обеспечить необходимый уровень психологических знаний студентов для преодоления синдрома эмоционального выгорания при включении их в практическую деятельность. Использование специалистами механизмов психологической защиты, ведёт к предотвращению развития эмоционального выгорания, что в значительной мере будет способствовать снижению риска возникновения различных стрессовых состояний и деформации личности в процессе профессионального становления.

Литература

1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

2. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер.с англ./ Общ.ред.и предисл. Е.И.Исе-ниной.-М.:Прогресс, 1994.-480с.

3. Freudenberger H.J. Staff burn-out. / Journal of Social Issues,1974. Vol. 30. P. 159-165.

4. Kondo K. Burnout syndrome // Asian medical. 2001. N 34. P. 34-42.

5. Maslach C., Leiter M.P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about it. San Francisco, CA: Jossey-Bass,1997.- 186 p

6. Елдышова О.А. Профессиональное выгорание в помогающих профессиях. //Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России: I Международная конференция детских телефонов доверия 17-18

ноября 2006 г.: Сборник статей выступлений. -Москва, 2006. -С. 38-41.

7. Орёл В.Е. Феномен «психического выгорания»: теория, проблемы диагностика // Орел, В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Автореф. ...д-ра пс. н. / В. Е. Орел. - Ярославль, 2005. - 51 с.

8. Винокур В.А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru.

9. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретическое исследование / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2008. -№2. - С. 3 - 17.

РАЗВИТИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ ПЕРЕГОВОРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Вахнина Виктория Владимировна

кандидат психол. наук, доцент, Академия управления МВД России, г.Москва

THE DEVELOPMENT OF ANTI-CRISIS NEGOTIATION COMPETENCE OF POLICE OFFICERS

Vakhnina Viktoria, candidate of psychol. Sciences, Associate Professor, Academy of Management MIA Russia, Moscow АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме профессионально-психологической подготовке сотрудников, осуществляющих переговорный процесс в различных ситуациях. Автор полагает, что профессионально - психологическая подготовка ориентирована на повышение надежности профессиональных навыков и умений, обеспечение их качественного функционирования при высокой психической напряженности в различных переговорных ситуациях. Высшим уровнем всей переговорной подготовки является антикризисная переговорная компетентность личности переговорщика. ABSTRACT

The article deals with professional and psychological training of personnel engaged in the negotiation process in a variety of situations. The author analyzes the main components of the negotiating competence of law enforcement officers. The author believes that professional - psychological training is aimed at improving the reliability of professional skills, providing them with high-quality operation at high psychic tension in the various negotiating situations. The highest level of the whole negotiation training is anti-crisis negotiation competence of the individual negotiator.

Ключевые слова: антикризисная переговорная компетентность; профессионально-психологическая подготовка; психологическая подготовка переговорщиков.

Keywords: anti-crisis negotiation competence; vocational and psychological training; psihologichekaya training of negotiators.

В процессе осуществления общей психологической подготовки специалистов-переговорщиков, формируются необходимые для переговоров в кризисных ситуациях профессионально важные качества. В ходе профессионально-психологической подготовки повышается профессионально-психологическая устойчивость, способность выдерживать нервно-психические нагрузки, развиваются внимательность, бдительность, осторожность, быстрота реакции.

Антикризисная переговорная компетентность сотрудников ОВД: динамически изменяющееся профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из личностных качеств, навыков и умений, предопределяющее целенаправленное и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса. Составляющие антикризисной переговорной компетентности - это знания, умения и навыки, представленные рядом компонентов: мотивационный; перцептивный; коммуникативный; эмоциональный; поведенческий.

Антикризисная переговорная компетентность формируется из умения вести вербальный и невербальный обмен информацией; умение проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение определять эффективные стратегии, тактики и психотехники; умение взаимодействовать с субъектами переговоров, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей переговоров; готовность к

применению знаний и умений; эмоционально-волевая регуляция в процессе переговоров; желание успешного (антикризисного) ведения переговоров; умение применять стратегии, тактики и психотехники.

Антикризисная переговорная компетентность, ее развитие происходит в деятельности, которая развивает переговорное мастерство, посредством включения в процесс реальной коммуникации, происходит развитие коммуникативных навыков через многократное повторение действий и операций в условиях реально осуществляемой деятельности. Сформированная антикризисная переговорная компетентность позволяет более успешно проводить переговоры, предупреждая возникновение кризисных переговорных ситуаций.

Одной из основных психотехнологий формирования антикризисной переговорной компетентности является социально-психологический тренинг, который позволяет моделировать различные кризисы переговорной деятельности, пути их преодоления. Моделирование кризисных ситуаций в переговорной деятельности включает несколько уровней формирования переговорной эффективности: базовая поведенческая активность; переговорная грамотность; переговорная компетентность; антикризисная переговорная компетентность переговорщика.

Концепция формирования и развития антикризисной переговорной компетентности в рамках системно-си-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.