ноября 2006 г.: Сборник статей выступлений. -Москва, 2006. -С. 38-41.
7. Орёл В.Е. Феномен «психического выгорания»: теория, проблемы диагностика // Орел, В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Автореф. ...д-ра пс. н. / В. Е. Орел. - Ярославль, 2005. - 51 с.
8. Винокур В.А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru.
9. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретическое исследование / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2008. -№2. - С. 3 - 17.
РАЗВИТИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ ПЕРЕГОВОРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Вахнина Виктория Владимировна
кандидат психол. наук, доцент, Академия управления МВД России, г.Москва
THE DEVELOPMENT OF ANTI-CRISIS NEGOTIATION COMPETENCE OF POLICE OFFICERS
Vakhnina Viktoria, candidate of psychol. Sciences, Associate Professor, Academy of Management MIA Russia, Moscow АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме профессионально-психологической подготовке сотрудников, осуществляющих переговорный процесс в различных ситуациях. Автор полагает, что профессионально - психологическая подготовка ориентирована на повышение надежности профессиональных навыков и умений, обеспечение их качественного функционирования при высокой психической напряженности в различных переговорных ситуациях. Высшим уровнем всей переговорной подготовки является антикризисная переговорная компетентность личности переговорщика. ABSTRACT
The article deals with professional and psychological training of personnel engaged in the negotiation process in a variety of situations. The author analyzes the main components of the negotiating competence of law enforcement officers. The author believes that professional - psychological training is aimed at improving the reliability of professional skills, providing them with high-quality operation at high psychic tension in the various negotiating situations. The highest level of the whole negotiation training is anti-crisis negotiation competence of the individual negotiator.
Ключевые слова: антикризисная переговорная компетентность; профессионально-психологическая подготовка; психологическая подготовка переговорщиков.
Keywords: anti-crisis negotiation competence; vocational and psychological training; psihologichekaya training of negotiators.
В процессе осуществления общей психологической подготовки специалистов-переговорщиков, формируются необходимые для переговоров в кризисных ситуациях профессионально важные качества. В ходе профессионально-психологической подготовки повышается профессионально-психологическая устойчивость, способность выдерживать нервно-психические нагрузки, развиваются внимательность, бдительность, осторожность, быстрота реакции.
Антикризисная переговорная компетентность сотрудников ОВД: динамически изменяющееся профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из личностных качеств, навыков и умений, предопределяющее целенаправленное и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса. Составляющие антикризисной переговорной компетентности - это знания, умения и навыки, представленные рядом компонентов: мотивационный; перцептивный; коммуникативный; эмоциональный; поведенческий.
Антикризисная переговорная компетентность формируется из умения вести вербальный и невербальный обмен информацией; умение проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение определять эффективные стратегии, тактики и психотехники; умение взаимодействовать с субъектами переговоров, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей переговоров; готовность к
применению знаний и умений; эмоционально-волевая регуляция в процессе переговоров; желание успешного (антикризисного) ведения переговоров; умение применять стратегии, тактики и психотехники.
Антикризисная переговорная компетентность, ее развитие происходит в деятельности, которая развивает переговорное мастерство, посредством включения в процесс реальной коммуникации, происходит развитие коммуникативных навыков через многократное повторение действий и операций в условиях реально осуществляемой деятельности. Сформированная антикризисная переговорная компетентность позволяет более успешно проводить переговоры, предупреждая возникновение кризисных переговорных ситуаций.
Одной из основных психотехнологий формирования антикризисной переговорной компетентности является социально-психологический тренинг, который позволяет моделировать различные кризисы переговорной деятельности, пути их преодоления. Моделирование кризисных ситуаций в переговорной деятельности включает несколько уровней формирования переговорной эффективности: базовая поведенческая активность; переговорная грамотность; переговорная компетентность; антикризисная переговорная компетентность переговорщика.
Концепция формирования и развития антикризисной переговорной компетентности в рамках системно-си-
туативного подхода и контекстного обучения ориентирована на профессиональную подготовку сотрудников ОВД, реализуемая посредством системного использования профессионального контекста.
Нами был проведен формирующий эксперимент, целью которого было доказать возможность формирования (развития) антикризисной переговорной компетентности сотрудников ОВД с помощью специального курса обучения. В процессе исследования изучались психологические составляющие, закономерности и особенности формирования и развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников ОВД.
При проведении формирующего эксперимента создавался экспериментальный план с использованием двух рандомизированных групп с тестированием до и после воздействия, с целью определения влияния личностных особенностей, специально организованных условий и психотехнологий.
Для уточнения соотношения всех факторов, входящих в формирующий эксперимент, были выделены зависимая и независимая переменные. В качестве независимой переменной в эксперименте выступали: психологические условия, в которых осуществляется деятельность испытуемого, характеристика заданий, выполнение которых требуется от испытуемого, характеристики самого испытуемого (социально-демографические различия испытуемых, эмоциональные состояния, психологические особенности испытуемых).
Зависимой переменной, изменение которой в формирующем эксперименте, является следствием изменения независимой переменной, выступали компоненты антикризисной переговорной компетентности сотрудников ОВД.
Для психологического измерения показателей нами были использованы стандартизированные процедуры - психологическое тестирование: Калифорнийский психологический опросник (СР1); Пятифакторный личностный опросник (№0^1). На различных этапах исследования также активно использовались такие методы и методики, как наблюдение, самонаблюдение и самоанализ, анкетирование, интервью, экспертный метод.
С помощью психологических методик изучались психологические компоненты антикризисной переговорной компетентности: мотивационный (целевое взаимодействие), перцептивный (взаимопознание), коммуникативный (взаимоинформирование), эмоциональный (симпатия-антипатия) и поведенческий (изменение поведения). В ходе исследования удалось впервые экспериментально обосновать психологические условия оптимального взаимодействия сотрудников в кризисных переговорных ситуациях.
Результатом апробации спецкурса стала концепция формирования и развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников ОВД. Необходимость разработки Концепции формирования и развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников ОВД вызвана возрастанием объёма и сложности задач, стоящих перед системой МВД России, совершенствованием правового поля функционирования системы МВД России, изменением законодательного и нормативного правового регулирования вопросов ведения переговоров [1, с.92].
Концепция формирования и развития антикризисной переговорной компетентности представляет собой систему, включающую понятийный аппарат, выявленные особенности и закономерности формирования и развития антикризисной переговорной компетентности через
призму психологических механизмов и технологий преодоления кризисных ситуаций возникающих, в ходе ведения переговоров.
Сформировав концепцию развития антикризисной переговорной компетентности, определив алгоритм и разработав технологию развития, необходимо отметить, что развитие антикризисной переговорной компетентности должно происходить в комплексе, включая занятия по технике речи, социально-психологического тренинга, включающие различные игры и упражнения. Каждый компонент антикризисной переговорной компетентности направлен на формирование определенных групп навыков и умений, развитие которых в комплексе составляет основу эффективных переговоров [2, с.206].
В процессе реализации концепции в целом в системе органов внутренних дел Российской Федерации, можно предположить значительное увеличение успешности завершения переговорной деятельности сотрудников ОВД.
Для реализации концепции необходимо предусмотреть организационные механизмы, среди них как основные можно выделить следующие: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере подготовки переговорщиков системы ОВД; создание единого межведомственного информационно-правового пространства, обеспечение эффективного межведомственного и информационного обмена с целью обмена опытом по формированию и развитию антикризисной переговорной компетентности; разработка и координация целевых программ по проблемам формирования антикризисной переговорной компетентности, внесение в ведомственные целевые программы задач и мероприятий, содействующих реализации Концепции; разработку системы мониторинга состояния уровня антикризисной переговорной компетентности сотрудников ОВД; создание системы непрерывного обучения специалистов, задействованных в переговорном процессе; организация проведения научных исследований в сфере формирования и развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников ОВД; работа по выявлению сотрудников, имеющих высокий потенциал переговорной успешности для участия в переговорном процессе; проведение стратегического планирования и прогнозирования; обеспечение доступности общеобразовательных программ по формированию и развитию антикризисной переговорной компетентности; уточнение и обеспечение реализации ведомственной целевой программы «Развитие антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел»; организация подготовки в образовательных организациях МВД России специалистов для ведения переговоров; разработка программ подготовки и организация подготовки в образовательных организациях личного состава, привлекаемого к ведению переговоров[3, с.72].
При достаточно эффективном продвижении концептуальной идеи формирования и развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников ОВД, при увеличении уровня антикризисной переговорной компетентности сотрудников, прямо пропорционально будет возрастать успешность ведения переговоров.
Список литературы 1. Вахнина В.В. Психологические особенности кризисных ситуаций переговорной деятельности сотрудников ОВД в рамках системно-ситуативного под-хода//Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, №3 (58) 2014.- с. 90-94.
2. Вахнина В.В. Психология переговорной деятельности сотрудников полиции в различных криминальных ситуациях//1^ета^опа! Legal Scientific Symposium "Modern jurisprudence: international dialogue" (29th of September 2014), Hamburg, Germany.- с. 200-207.
3. Марьин М.И., Вахнина В.В., Касперович Ю.Г. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к ведению переговоров в ситуации захвата заложников. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2010. - 145 с.
К ПОСТРОЕНИЮ ЭТАЛОННОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Яценко Денис Александрович,
кандидат психологических наук, Московский гуманитарный университет, доцент кафедры общей и социальной
психологии, г. Москва
АННОТАЦИЯ
Существующие в психологии теории личности обладают многими недостатками, определение и точная оценка которых возможны при наличии образца, с которым эти теории можно сравнивать. Такой образец теории предлагается назвать эталонной теорией личности. В статье сформулированы общих метанаучные предпосылки к построению такой теории, включающие пятнадцать проблем и вопросов, которые должны ставиться и решаться в такой теории.
ABSTRACT
Theories of personality, which exists in modern psychology, have many lacks. The exact definition and adequate evaluation of them are possible only in the case of presence some model, with which those theories may be compared. We name such model as standard theory of personality. It presented in the article. Six general principles to create that model are offer together with the fifteen problems, which characterize the standard theory of personality. All of that reflects in sixteen schemes, concerning general content and different blocks оf the standard theory of personality.
Ключевые слова
Теории личности в психологии. Эталонная теория личности. Методологические предпосылки ее построения. Общая структура такой теории. Основные составляющие эталонной теории личности. Проблемы и вопросы, которые должны ставиться и решаться в такой теории.
Theories of personality in psychology. Standard theory of personality. Methodological premises to create the theory. General structure of the standard theory of personality. Problems and questions that should be posed and solved in such theory.
Многие авторы, в частности А. Г. Асмолов [2], указывают на серьезные недостатки, имеющиеся в психологических теориях личности. Для того чтобы проводить методологический) анализ этих теорий, необходимо иметь в своем распоряжении эталонный образец такой теории, с которым можно было бы сравнивать реально существующие теории и судить о степени их обоснованности. Обладая таким образцом и практически пользуясь им, мы сможем иметь единую для всех теорий модель для сравнения и, ориентируясь на нее, более или менее точно оценивать существующие теории личности по степени их приближения к соответствующей модели.
Эталонную модель теории личности, о которой идет речь, можно построить, исходя из следующих соображений:
1. Она должна с максимальной степенью полноты отражать известное о личности и о ее психологии как в науке, так и в реальной жизни.
2. Значение отбираемого для такой модели материала должно определяется актуальными проблемами развития современной психологии личности как науки, перспективами ее практического применения.
3. Эта модель должна соответствовать идеям, представленным и разрабатываемым в современных теориях личности.
4. По отношению к ним она должна выступать как всеобъемлющая и универсальная.
5. Эта модель должна позволять описывать личность в научных терминах, используемых в различных теориях.
6. В состав такой модели должны войти и в содержащихся в ней идеях реализоваться основные современные методологические требования, предъявляемые к научным теориям.
7. Исходя из данной модели, можно ставить и решать следующие связанные с личностью проблемы:
- определять специфику психологических исследований личности;
- предлагать полное описание личности;
- операционализировать и верифицировать научные понятия, относящиеся к личности;
- задавать четкие критерии отличия личностных от других психологических свойств человека
- представлять структуру личности;
- потенциально содержать в себе постановку и решения вопросов, касающихся генезиса личности в целом и ее отдельных свойств;
- ставить и решать вопросы, относящиеся к филогенетическому и онтогенетическому формированию и развитию человека как личности;
- предполагать постановку и решение вопросов, касающихся динамики личности, ее возможных изменений под влиянием различных жизненных обстоятельств;
- представлять и адекватно описывать отклонения в развитии личности, устанавливать их возможные причины и способы устранения;
- описывать и объяснять индивидуальные различия между людьми, ставить и отвечать на многие вопросы, касающиеся дифференциально-психологических исследований личности;