ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
В.А. БАБАНИН, Б.К. СБОЕВ
Понятие и общая характеристика взяточничества
С_Взяточничесхво-—ч одно из древнейших пре-
ступлетГтТТизвестных человечеству. Цицерон называл взяточничество явлением самым преступным и наиболее постыдным.
Современный взгляд на «вечную» проблему весьма противоречив. Пресса, радио и телевидение все чаще внушают населению: взяточничество — обыденное явление повседневной жизни, ее необходимый элемент, бороться с этим злом — бессмысленно. Тем временем взяточничество становится все более изощренным, приобретает беспрецедентные масштабы, наносит колоссальный урон обществу и государству. Большинство отечественных правоведов относят взяточничество к разряду ключевых уголовно-правовых проблем.
Взяточничество справедливо считают наиболее опасным коррупционным преступлением. Поскольку же применение уголовно-Львовых норм об ответственности за получение и дачу взятки на протяжении десятилетий вызывает споры в науке и на практике, Пленум Верховного Суда РФ неоднократно предлагал правоприменителю алгоритмы решения этих споров. И всегда соответствующие разъяснения обстоятельно комментировались учеными. Учитывая это, не совсем понятно, почему многие периодические правовые издания практически не обратили внимания на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».
Полагаю, что отсутствие интереса к этой теме является важным свидетельством, во-первых, разочарования юридической общественности в эффективности уголовно-правовых мер воздействия на сложившуюся в России ситуацию и, во-вторых, опасения последствий, к которым может привести надлежащее выполнение предписаний уголовного закона. Второе можно определить и иными словами: стоит ли обсуждать пути наиболее действенного применения закона, если об-
щество буквально пронизано, а быть может, и связано прочными нитями коррупции? Данные соображения негативно влияют на понимание правоприменителем содержания уголовно-право-вого «антикоррупционного» запрета.
Наиболее серьезным и опасным преступлением, предусмотренным гл. 30 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) «Преступления против государственной службы, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» является получение взятки. Опасность этого преступления заключается в том, что взяточничество дискредитирует государственную власть и ее представителей, повышает уровень коррупции в органах власти, способствует криминализации общества и усиливает пренебрежение к закону.
Нередки случаи, когда взяточничество связано с другими преступлениями, в том числе с теми, которые относятся к тяжким или особо тяжким. К ним могут относиться преступления экономического характера (незаконное предпринимательство, нарушение таможенных правил, уклонение от уплаты налогов), преступления против собственности (хищение имущества, мошенничество), преступления против правосудия (незаконное содержание под стражей,-вынесение заведомо неправосудного приговора).
Под взяточничеством следует понимать действия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на получение определенных выгод материального или имущественного характера в ответ на совершение в интересах взяткодателя определенных действий (бездействия). При этом следует заметить, что эти действия (бездействие) могут вытекать из должностных обязанностей лица, т.е. их выполнение является обязательным, а может носить незаконный характер (например, закрытие следователем уголовного дела за взятку от виновного).
Важной чертой взяточничества является то, что взяткополучатель наделен определенными вла-
стными полномочиями. Сам факт работы в органе государственной власти еще не делает работника должностным лицом. Таким образом, взятка должна быть предназначена для должностного лица либо для лиц, интересы которых это должностное лицо представляет.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что предметом взяточничества могут являться не только деньги в наличной или безналичной форме, но и различные дорогостоящие предметы (например, ювелирные изделия, аудиовидеоаппаратура, автомашина). Помимо этого в качестве взятки могут быть предоставлены безвозмездно услуги, которые подлежат оплате (получение туристических путевок, производство строительных, ремонтных работ). К взятке следует отнести и получение товаров и услуг по ценам, гораздо ниже сложившихся на рынке. Для того чтобы определить такую «убыточную реализацию» товаров, работ, услуг, на мой взгляд, необходимо прибегнуть к отражению в бухгалтерском учете этой операции или сравнить ее с другими подобными сделками.
Также необходимо рассмотреть положение, содержащееся в ст. 575 Гражданского кодекса РФ. Эта статья не допускает дарения подарков, стоимость которых превышает 5 размеров минимальной месячной оплаты труда государственных служащих и служащих органов муниципальных образований в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Если исходить из смысла этой статьи, то размер взятки должен превышать 5 размеров минимальной месячной оплаты труда. Однако аналогичного положения в уголовном законодательстве не содержится, и в УК РФ не установлены минимальные пределы стоимости взятки. Поэтому, на мой взгляд, необходимо'исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в том числе и меньше 5 размеров минимальной месячной оплаты труда) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя.
Следует заметить, что взяточничество является достаточно трудно доказуемым преступлением. Поэтому для усиления борьбы с этим преступлением необходимо, помимо установления уголовной ответственности, внесение изменений в действующие банковское, финансовое, таможенное и налоговое законодательства. Например, вступление в силу Федерального закона «О государственном контроле за соответствием крупных расходов полученным доходам граждан» сделает затруднительным получение взятки не самим взяткополучателем, а иными лицами, посредниками. Способствовать борьбе со взяточничеством может также и введение обязательного декларирования доходов физическими лицами по итогам календарного года.
Анализ основного состава получения взятки
Уголовный закон в ст. 290 УК РФ дает определение основному составу получения взятки. Согласно ч. 1 ст. 290 уголовно наказуемым является получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иною имущества или выгод материального характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемым им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Родовым объектом целой группы преступлений, в которую входит и ст. 290, является совокупность общественных отношений, которая обеспечивает нормальную деятельность органов государственной власти. Это вытекает из названия разд. X «Преступления против государственной власти» УК РФ. Что касается непосредственного объекта, то им является совокупность общественных отношений, регламентирующих нормальную деятельность органов государственной власти, государственной службы, а также органов местного самоуправления.
Для такого преступления, как получение взятки, важен такой признак преступления, как его предмет. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 постановления от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.
В нынешних условиях предметом взяточничества может быть и приватизация определенных объектов государственной собственности, «обналичивание» денежных средств с банковских счетов, сдача в аренду или безвозмездное пользование квартирами или дачными участками.
Кроме того, на практике можно столкнуться с такими формами взятки, как открытая или завуалированная. При открытой форме взятки взяткодатель непосредственно передает предмет взятки взяткополучателю или посреднику. Эта форма взятки известна очень давно, и правоохранительные орга-
ны выработали определенные меры борьбы с этой формой взяточничества. В случае завуалированной взятки выявить ее гораздо сложнее, так как передача взятки оформляется внешне законными формами. Примером такой формы взятки может являться оформление договора займа без процентов на очень длительный срок, выплата по договору подряда, который реально не выполнялся, и т.п.
Объективная сторона получения взятки представляет собой получение лично должностным лицом или посредником взятки за определенные действия (бездействие) в интересах взяткодателя. Как мы видим, ст. 290 предусматривает ответственность и в случае получения взятки не самим должностным лицом, а посредником.
В пункте 8 постановления от 10.02.2000 №6 определено, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что посредником может являться лицо, которое действует по поручению взяткодателя или взяткополучателя и непосредственно передает предмет взятки, а значит, для квалификации действий посредника по ст. 291 («Дача взятки») не имеет значения, получил ли посредник от взяткодателя или взяткополучателя вознаграждение за посредничество.
При анализе ст. 290 можно прийти к выводу о том, что в основном составе получения взятки возможны несколько форм использования должностным лицом своего служебного положения. Наиболее распространенной формой являются действия (бездействие), которые входят в круг служебных полномочий должностного лица. Примером таких действий могут являться внесение в акт ревизии данных, необходимых взяткодателю, решение кадровых вопросов, распоряжение кредитными и денежными ресурсами.
Другой формой использования своих служебных полномочий законодатель называет способствование в силу своего должностного положения определенным действиям (бездействию) других должностных лиц. Здесь используется, в основном, возможность должностного лица воздействовать на тех лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение. Как правило, у взяткополучателя возможность воздействия возникает в силу определенного положения в иерархической структуре. Например, начальник вышестоящего органа может в силу своего положения требовать от должностных лиц нижестоящего органа совершения определенных действий в пользу взяткодателя.
Помимо вышеуказанного в ст. 290 указано и общее покровительство и попустительство по службе. Данная форма использования служебного положения может выражаться в незаслуженных
денежных поощрениях, способствовании карьерному росту, а также в непринятии мер при нарушениях трудового законодательства и дисциплинарных проступках.
Пункт 9 постановления от 10.02.2000 № 6 указывает, что ответственность за взяточничество наступает независимо оттого, когда вручена взятка — до или после совершения действия или бездействия в интересах взяткодателя, и на квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, такой признак преступления, как время его совершения, значения для состава преступления не имеет. Также следует, что состав преступления по ст. 290 образует как взятка-подкуп, которая вручена до совершения должностным лицом определенных действий, так и взятка-вознаграждение, которая вручается после совершения действий. Кроме того, не требуется и предварительной договоренности между взяткодателем и взяткополучателем.
В статье 290 указано, что действия должностного лица должны быть совершены им в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Следовательно, состав преступления налицо, когда интересы взяткодателя или представляемых им лиц удовлетворены. В пункте 9 постановления от 10.02.2000 N9 6 указывается, что суд должен выяснить и отразить в приговоре, за выполнение или невыполнение каких действий в интересах взяткодателя должностным лицом получена взятка.
Получение взятки имеет конструкцию преступления с формальным составом. Оно считается законченным с момента получения взятки должностным лицом. Это подтверждается п. 11 постановления от 10.02.2000 № 6, согласно которому получение взятки считается оконченным с момента принятия получателем взятки хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная взятка не получена по обстоятельствам, которые не зависят от воли взяткополучателя, то содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. При этом не требуется, чтобы должностное лицо выполнило какое-либо действие (бездействие) в пользу взяткодателя. Достаточно того, чтобы оно осознавало, что получает взятку в обмен на совершение определенных действий, и могло их совершить. В случае, если должностное лицо получает взятку за действия, которые не входят в круг его служебных полномочий и оно не в состоянии их совершить, содеянное необходимо квалифицировать как мошенничество. Это подтверждается п. 20 постановления от 10.02.2000 № 6.
Понятие субъекта преступления, предусмотренного ст. 290, необходимо давать с учетом примечаний к ст. 285. Согласно этому примечанию должностным лицом в гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному пол-
номочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительские, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях. Схожее определение субъекта получения взятки содержится и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».
Следовательно, можно сделать вывод о том, что субъект преступления, предусмотренного ст. 290, является специальным. Его определение приведено выше. *
Судебная практика также подтверждает этот вывод. Так, Верховным Судом Республики Саха (Якутия) был оправдан П., который обвинялся в том, что, работая начальником управления по сбору страховых взносов Департамента пенсионной службы Республики Саха (Якутия), использовал свое служебное положение и за незаконные вознаграждения необоснованно выделял вексельные кредиты коммерческим структурам.
Оправдывая П., суд признал, что занимаемая им должность, его функции, права, полномочия и специфика учреждения, где он работал, свидетельствуют о том, что он не обладал организационно-распорядительными функциями и не являлся государственным должностным лицом, т.е. субъектом преступления по ст. 290. Однако суд не исследовал имеющееся в деле Положение о Департаменте пенсионной службы Республики Саха (Якутия), где указано, что этот департамент является органом исполнительной власти, а директор департамента — заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Следовательно, вывод суда о том, что П. не являлся должностным лицом, сделан без учета вышеуказанных документов. Суд кассационной инстанции оправдательный приговор отменил и направил дело на новое судебное расследование (Бюллетень Верховного Суда РФ 1998 г., № 11.)
Именно по субъекту преступления получение взятки отличается от коммерческого подкупа, преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ.
Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. При получении взятки виновное лицо осознает, что полученная им имущественная выгода незаконна и направлена на совершение им определенных действий в пределах его компетенции в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Также возможно, что незаконная имущественная выгода направлена на воздействие на других лиц с использованием своего служебного положения или на общее покровительство или попустительство по службе.
Закон не относит мотив и цель получения взятки к обязательным признакам состава преступ-
ления, однако, очевидно, что мотив данного преступления корыстный, а целью является личное обогащение или получение какой-либо имущественной выгоды.
Квалифицированные виды получения взятки
Квалифицированные виды получения взятки определены в ч. 2 и 3 ст. 290 УК РФ. В них указаны признаки состава преступления, которые имеют повышенную опасность.
Часть 2 предусматривает ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Признаком, по которому законодатель сделал этот состав квалифицированным, отличающимся от основного состава, является то, что получение взятки направлено на совершение должностным лицом незаконных действий. Понятия незаконных действий в УК РФ не содержится, однако под ними, на мой взгляд, следует понимать не только уголовно наказуемые деяния, но и совершение дисциплинарных или административных поступков, деяний, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность.
Таким образом, возможно различное проявление квалифицирующих признаков преступления по ч. 2. В ряде случаев он может проявится в совершении должностным лицом действий (бездействия), которые не являются преступными. Это может быть необоснованное предоставление каких-либо материальных благ, сокрытие дисциплинарных проступков взяткодателя, нанесение вреда третьим лицам. Здесь взяткополучатель осуждается по ч. 2 ст. 290 УК РФ, и дополнительной квалификации его действий не требуется, однако его привлечение к административной, дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности не исключается.
Другим вариантом возможного проявления квалифицирующего признака по ч. 2 является совершение должностным лицом другого преступления. Например, это может быть служебный подлог (ст. 292 УК РФ), самоуправство (ст. 330 УК РФ), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ). В этом случае преступления образуют совокупность, и необходима квалификация каждого преступления.
Часть 3 предусматривает еще один квалифицированный вид получения взятки. Здесь предусмотрена уголовная ответственность за получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Квалифицирующим признаком является занимаемая должность взяткополучателя. Законодатель учитывает, что опас-
ность взяточничества повышается за счет более ответственною положения лица, которое имеет гораздо более широкий объем полномочий по сравнению с другими должностными лицами.
Определение лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, содержится в примечании к ст. 285. Согласно п. 2 примечания к ст. 285 под лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Пункт 3 примечания к ст. 285 определяет лиц, занимающих государственную должность субъектов РФ, как лиц, занимающих должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Следует отметить, что ответственность по ч. 3 ст. 290 наступает за совершение деяний, предусмотренных как ч. 1, так и ч. 2 ст. 290. Таким образом, ответственность взяткополучателя наступает независимо от характера совершенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя.
Особо квалифицированные виды получения взятки
Особо квалифицированные виды получения взятки определены ч. 4 ст. 290 УК РФ. Согласно этой части особо квалифицированными являются деяния, совершенные при наличии следующих признаков:
• группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
• неоднократно;
• с вымогательством взятки;
• в крупном размере.
Рассмотрим эти признаки подробнее. Согласно ч. 2 ст. 35 преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Исходя из этого определения следует, что получение взятки группой лиц по предварительному сговору означает ее получение не менее чем двумя должностными лицами, которые достигли сговора между собой до ее получения. Это нашло свое подтверждение в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Кроме того, необходимо, чтобы каждый из участников группы совершил какие-либо действия в пользу взяткодателя и получил какую-либо часть взятки. Это следует из определения преступления, содержащегося в ч. 1 ст. 290.
Пункт 13 также указывает на то, что преступление должно быть признано законченным с момента получения взятки хотя бы одним из участников группы. При этом не имеет значения, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвуют несколько лиц.
Определение организованной группы содержится в ч. 3 ст. 35 УК РФ. Согласно этой статье преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Главной особенностью этого признака является то, что организатор такой группы несет ответственность за все преступления, охваченные его умыслом (ч. 5 ст. 35 УК РФ).
Неоднократность преступлений определена в ст. 16 УК РФ. Согласно ч. 1 ст. 16 неоднократностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи Особенной части УК РФ. Кроме того, согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 квалификация получения взятки по признаку неоднократности предполагает совершение одного и того же преступления не менее двух раз, если не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущие преступления либо, если судимость за совершенное ранее такое же преступление не была погашена или снята. Также следует квалифицировать как неоднократное преступление одновременное получение должностным лицом взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого взяткодателя совершается определенное действие.
Признак неоднократности отсутствует при получении взятки несколькими частями.
Еще один признак особо квалифицированного состава получения взятки — вымогательство — определен в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». В соответствии с этим пунктом вымогательство определено как требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп в целях предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
Таким образом, возможны две формы вымогательства взятки. Вымогательство может быть открытым. Это происходит тогда, когда имеет место четкое и определенное требование должностного
лица дать взятку, при этом должностное лицо угрожает причинить ущерб правоохраняемым интересам взяткодателя. Здесь взяткополучатель угрожает совершить незаконные действия (уволить с работы, наложить штраф при отсутствии оснований к этому) либо не совершить законных действий. Возможна и завуалированная форма вымогательства, когда должностное лицо ставит взяткодателя в условия, которые наносят вред его законным интересам (необоснованно длительная задержка в решении важных для взяткодателя вопросов). Следует заметить, что вымогательство возможно как до нарушения законных прав взяткодателя, так и в момент уже длящегося нарушения.
В качестве примера из судебной практики можно привести следующий. Судом кассационной инстанции был изменен приговор Астраханского областного суда в отношении Г., осужденного по п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ. Как установлено судом, Г. выявил в ходе проверки ИЧП Л. нарушения правил торговли продуктовыми товарами (отсутствие сертификата качества) и об этом составил протокол. Л. передал Г. деньги после того как Г. уничтожил протокол, т.е. за совершение противоправных дейстЬий, а не в целях предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов. Следовательно, квалифицирующий признак «вымогательство» исключен.
Еще одним особо квалифицирующим признаком является получение взятки в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 290 крупным размером взятки признается сумма денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающая 300 минимальных размеров оплаты труда.
Здесь следует заметить, что п. 9 мостановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N9 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» говорит о том, что любой предмет взятки должен получить в приговоре денежную оценку. Это связано с тем, что от размера взятки зависит квалификация преступления.
Отличие получения взятки от злоупотребления должностными полномочиями
Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена ст. 285 УК РФ. Согласно этой статье уголовно наказуемо использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Одним из главных отличий злоупотребления должностными полномочиями от получения взятки является то, что при злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо выполняет свои служебные полномочия, а при получении взятки действия (бездействие) взяткополучателя могут как быть в рамках служебных полномочий, так и выходить за эти рамки.
Для квалификации злоупотребления должностными полномочиями также имеет значение мотив преступления. Он является обязательным признаком. Согласно ст. 285 злоупотребление должностными полномочиями должно быть совершено с корыстной или иной личной заинтересованностью. В составе преступления по ст. 290 наказуем уже сам факт получения взятки, и при этом законодатель не принимает во внимание мотив ее получения.
Необходимо отметить, что состав преступления пост. 285сконструирован как материальный, т.е. преступление считается законченным с момента наступления общественно опасных последствий. К таковым закон относит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Состав преступления по ст. 290 сконструирован как формальный, т.е. для наступления уголовной ответственности имеет значение сам факт получения взятки, а не наступление общественно опасных последствий.
Необходимо подчеркнуть, что такое преступление, как злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки, достаточно часто взаимосвязаны между собой. Поясним это на примере. Так, Калининградским областным судом К. был осужден по ч. I ст. 285 и по п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ. К. был признан виновным в том, что, будучи инспектором таможенного поста, из корыстной заинтересованности злоупотребил своими должностными полномочиями и неоднократно получал взятки.
Например, К. в ходе досмотра автомашины И. — гражданина Литовской республики — выявил недостоверное декларирование валюты, перемещаемой через таможенную границу РФ в сумме 11 000 немецких марок. К. предложил И. поделиться и получил от него взятку в размере 4 000 немецких марок. В другой раз К. получил взятку в аналогичной ситуации размером в 200 дол. США.
При анализе содеянного мы видим, что К., обладая должностными полномочиями по досмотру автомашин, использовал их в корыстных целях (получение крупных сумм денег, личное обогащение). Кроме того, очевидно, что в результате действий К. был нанесен ущерб охраняемым законом интересам государства (нарушение таможенных правил, перемещение крупных сумм валюты без декларирования через таможенную гра-
ницу России). Следовательно, суд абсолютно верно квалифицировал содеянное помимо ст. 290 еще и по ст. 285 УК РФ. Именно злоупотребление должностными полномочиями таможенника создало условия для получения взятки.
Таким образом, злоупотребление должностными полномочиями образует самостоятельный состав преступления, и действия лица необходимо квалифицировать по совокупности преступлений как получение взятки и злоупотребление должностными полномочиями.
Заключение
На основании обобщения мирового опыта противодействия коррупции можно выделить объемный комплекс соответствующих мер.
В их числе:
контроль за расходами чиновников;
признание недействительными сделок, за совершение которых получена взятка;
недопустимость цензуры в форме преследования журналистов за ложь;
повышение зарплаты государственных служащих и т.п.
Бесценным в этой области является опыт работы итальянской прокуратуры.
Операция «Чистые руки», проведенная в Италии в начале 1990-х гг., имела ошеломляющие результаты, которые большей частью неизвестны российской общественности. В результате «чистки», покончившей с невиданной для цивилизо-
ванного государства коррумпированностью власти, оказались «выведены из оборота» 80% итальянских политиков, фактически прекратилось действие крупных партий.
По моему мнению, главным средством противодействия взяточничеству является не столько прозрачность деятельности чиновников, сколько свобода печати, жесткие меры из арсенала уголовной юстиции. При этом автор не считает ужесточение санкций всегда действенной мерой, а присоединяется к тем, кто считает штраф приоритетной уголовно-правовой санкцией за коррупционные и экономические преступления.
Никакие этические соображения не могут сравниться по силе предупредительного воздействия с опасением чиновника быть разоблаченным и наказанным. Честность должностных лиц должна постоянно подкрепляться страхом перед хорошо работающим прокурором. Особенно в России, где нищие служащие испытывают огромные искушения и не стеснены ни общественной, ни религиозной моралью.
Поэтому все антикоррупционные мероприятия должны быть не просто взаимосвязаны с реализацией данного предложения, но и основываться на нем, поскольку, если за всеми, пусть даже достаточно жесткими требованиями антикоррупционного законодательства, не будет «проглядываться» грозная фигура независимого от «кормления», хорошо обеспеченного, боящегося потерять свою работу прокурора, требования эти не будут подкреплены реальной угрозой наказания за их неисполнение.
МОСЭ КС П О-М ЕТАДА
Телефоны: (И!) 330-1983,330-6210, 331-2666 0« (1)5) 331-4542 ниШ mntHl0asl.ni Д'
Металлы
Максимальное извлечение
Минимальные сроки Лучшие цены
Регистрационное удостоверение Центральной Государственной Инспекции Пробирного надзора № 22214 от 01.апреля.2002 г.
Сбор и комплексная переработка вторичного сырья, содержащего
агоиенные
Мы принимаем на переработку и покупаем:
- устаревшую вычислительную технику,
- электронный и электротехнический лом,
- отработанные катализаторы, промышленные отходы (шлаки, пыли, кеки и т.п.)» содержащие драгоценные металлы,
- лом и отходы ювелирного производства,
- соли и кислоты драгоценных металлов.
лет на
рынке
17