Таким образом, налоговое декларирование по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации имеет свои особенности в отношении субъектов и объектов декларирования, что обосновано действующим налоговым законодательством.
1 См. ст. 217 Части второй Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340; 2012. № 41, ст. 5527.
2 См. ст. 14 Части первой Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824; 2012. № 27, ст. 3588.
3 См. ст. 1196 Гражданского кодекса РФ от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 49, ст. 4552; 2012. № 41, ст. 5531.
4 См.: Ситникова М, Козлова Л. Порядок декларирования доходов, полученных физическими лицами // Alinga Consulting Group: сайт. URL: http: //www.acg.ru/porjadok_deklarirovanija_dohodov_poluchennyh_ fizicheskimi_licami (дата обращения: 15.10.2012).
5 См. п. 18.1. ст. 217 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 16; 2011. № 49, ч. 1, ст. 7041.
А.А. Плеханов
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ТАЙНЫ В ПРАВООТНОШЕНИЯХ ПО УПЛАТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
В статье исследуется проблема ответственности за разглашение тайны в правоотношениях по уплате обязательных страховых взносов в Российской Федерации: рассматривается вопрос о видах ответственности, связанных с ее разглашением.
Ключевые слова: конфиденциальная информация, ответственность, моральный вред, информационная безопасность, орган контроля за уплатой страховых взносов.
A.A. Plekhanov
RESPONSIBILITY FOR SECRET DISCLOSURE IN LEGAL RELATIONSHIP ON PAYMENT OF OBLIGATORY INSURANCE PREMIUMS
Article is devoted to research of a question of responsibility for secret disclosure in legal relationship on payment of obligatory insurance premiums..
Key words: confidential information, responsibility, moral harm, information security, control authority behind payment of insurance premiums.
Информационная безопасность приобретает все большую весомость в деятельности государства, направленной на защиту его национальных интересов, и становится все более важной составляющей национальной безопасности страны1. Это связано с тем, что информационные инструменты в современной экономике способствуют достижению конкурентоспособности, экономической эффективности хозяйствующих субъектов. «Информационная сфера, — справедливо указывают Л.П. Кураков и С.Н. Смирнов, — является системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической и других составляющих безопасности государства»2.
© Плеханов Артем Александрович, 2013
Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
Действительно, информационный фактор приобрел в современном обществе колоссальное значение. Посредством информации реализуется не только коммуникативная функция, но и обеспечивается формирование экономических, управленческих, политических и иных социальных процессов, контроль над ними. Данная проблема приобретает особую значимость в современных условиях хозяйствования в России, когда активизировались процессы криминализации экономики и, по расчетам некоторых ученых, реальная распространенность только преступных посягательств на экономическую безопасность хозяйствующих субъектов превышает расчетный регистрируемый показатель в 60-65 раз3.
Должностные лица органа страхового надзора не вправе разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну субъекта страхового дела (ст. 33 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 11 июля 2011 г.)4 (далее — Закон № 98-ФЗ)). Лица, имеющие доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, обязаны ее соблюдать в том случае, если они предупреждены об этом. Нарушение правового режима сведений, составляющих коммерческую тайну, влечет за собой дисциплинарную (ст. 192 Трудового кодекса РФ), гражданско-правовую (ст. 139 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)), административную (ст. 13.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ) или уголовную ответственность (ст. 183 Уголовного кодекса РФ). Предусмотренная ст. 33 ситуация о необходимости соблюдения коммерческой тайны субъекта страхового дела должностными лицами органа страхового надзора является специальным случаем охраны конфиденциальности информации при ее предоставлении. а Как установлено п. 2 ст. 13 Закона № 98-ФЗ, должностные лица органов
? государственной власти, органов местного самоуправления, государственные 8 или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или
1 передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государ-| ственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им
го
| в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, со-
§ ставляющую коммерческую тайну, за исключением предусмотренных законом
| случаев. В Законе № 98-ФЗ содержится запрет на использование полученной
2 информации в корыстных или иных личных целях.
° За разглашение или незаконное использование этой информации должност-
£ ными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных
| органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных
I (служебных) обязанностей, органы государственной власти, органы местного
1 самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерче-
0
° скую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую ¿5 тайну, гражданско-правовую ответственность. Причиненный в результате таких
1 незаконных действий должностных лиц органа страхового надзора вред будет | возмещаться за счет казны Российской Федерации (ст. 1069 ГК РФ) по правилам
полного возмещения убытков (ст. 15, 1064 ГК РФ).
При этом ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского 168 страхования» (в ред. от 25 декабря 2012 г.)5 (далее — Закон № 212-ФЗ) определено,
что информация с ограниченным доступом не подлежит разглашению органами контроля за уплатой страховых взносов, другими органами государственных внебюджетных фондов, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Организации, в соответствии с подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, отнесены к плательщикам страховых взносов.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ территориальные органы ПФР отнесены к органам контроля за уплатой страховых взносов. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29 данного Закона органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов. Следовательно, территориальным органам ПФР предоставлено право использования имеющейся у них информации в целях установления наличия у организаций задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование6.
Таким образом, имеющаяся у территориального органа ПФР информация о наличии у организации задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является информацией с ограниченным доступом и должностные лица территориальных органов ПФР не вправе разглашать ее, в частности, в средствах массовой информации (за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 32 Закона № 212-ФЗ).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незакон- ш ными актами органов контроля за уплатой страховых взносов или незаконными н действиями (бездействием) их должностных лиц. С
При этом в силу положений ч. 1 и 2 ст. 31 Закона № 212-ФЗ органы контроля т
о
за уплатой страховых взносов несут ответственность за убытки, причиненные к
о
плательщикам страховых взносов вследствие своих неправомерных действий о' (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или уа бездействия должностных лиц указанных органов при исполнении ими слу- в жебных обязанностей. нн
о
Причиненные плательщикам страховых взносов убытки возмещаются за Ю счет бюджетов соответствующих государственных внебюджетных фондов в со- и ответствии с законодательством РФ. с
__к
Таким образом, территориальный орган ПФР фактически несет ответствен- а ность за противоправные действия своих должностных лиц и должен возмещать Л организации убытки за счет средств своего бюджета. Обращаем внимание, что ор- | ганизациям необходимо соблюдать порядок обжалования действий его должност- • ных лиц (гл. 7 Закона № 212-ФЗ). При этом следует учитывать, что организациям 9 при любой форме обжалования действий должностных лиц территориальных ^ органов ПФР (как через вышестоящий орган ПФР, так и в судебном порядке) к необходимо располагать сведениями и (или) документами, подтверждающими причинно-следственную связь между возникновением убытков организации и неправомерными действиями должностного лица территориального органа ПФР, например, иметь в наличии письмо контрагента о том, что последний отказывается заключать с организацией контракт в связи с наличием в средствах массовой информации сведений об имеющейся у организации задолженности 169
по уплате страховых взносов. Если подтверждающие сведения или документы у организации отсутствуют, то в удовлетворении требований организации, по-видимому, будет отказано.
Заслуживает внимания и вопрос о возмещении морального вреда, причиненного физическому лицу — плательщику страховых взносов в результате разглашения органом контроля за уплатой страховых взносов информации с ограниченным доступом
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в т. ч. и путем компенсации морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Он должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ). Основания компенсации морального вреда определены ст. 1100 ГК РФ (в частности, «в случаях, предусмотренных законом»).
Исходя из п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в т. ч. к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, граж-а данское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом. ? Законом № 212-ФЗ возмещение плательщику страховых взносов морального
§ вреда, причиненного незаконными (неправомерными) действиями (бездействиями) органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, I прямо не предусмотрено.
1 Как указано в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря
го
| 1994 г. № 107 (далее — Постановление № 10), суду следует устанавливать, чем
§ подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических
| страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они
2 нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические стра-° дания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и « другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. | В п. 2 Постановления № 10 разъяснено, что под моральным вредом понимаются I нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездей-° ствием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу
0
° закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая ¿5 репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.),
1 нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование сво-| им именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с
законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Учитывая изложенное, представляется, что нормы о возмещении морального вреда могут применяться в случае его причинения незаконными (неправомерными) действиями (бездействиями) органов контроля за уплатой страховых взносов 170 и их должностных лиц. При этом судом должны учитываться степень вины на-
Н.А. Решетников • Проблемы терминологии российского законодательства о рекламе
рушителя и конкретные обстоятельства дела, повлекшие за собой нарушение, т. е. конкретные неблагоприятные последствия, возникшие для физического лица.
1 См.: Шерстюк В. Информационная безопасность // Красная звезда. 2001. 24 янв.
2 Кураков Л.П., Смирнов С.Н. Информация как объект правовой защиты. М., 1998. С. 3.
3 См.: Шаваев А.Г. Безопасность корпораций. Криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы. М., 1998. С. 42.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 32, ст. 3283; 2011. № 29, ст. 4291.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 30, ст. 3738; 2012. № 53, ч. 1, ст. 7594.
6 См.: Борзунова О.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (постатейный). М., 2010.
7 См.: Российская газета. 1995. 8 февр.
Н.А. Решетников
ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ
РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
Статья посвящена исследованию и решению актуальных вопросов правового закрепления и применения терминов, связанных с рекламной деятельностью, которые необходимо вырабатывать на междисциплинарном уровне, используя данные науки финансового, в т. ч. налогового и гражданского права.
Ключевые слова: законодательство, термины, реклама, информация, рекламные услуги, рекламная деятельность.
N.A. Reshetnikov
THE TERMINOLOGY PROBLEMS OF RUSSIAN LEGISLATIONON ADVERTISING
The article is devoted to research and resolve current issues of legal consolidation and application of terms related to advertising, which are necessary to develop at the interdisciplinary level, using the science of financial, including tax and civil law.
Keywords: legislation, terms, advertising, information, advertising services, advertising.
На фоне развития рынка рекламных услуг в России происходит непрерывный процесс формирования понятийного аппарата законодательства РФ о рекламной деятельности. В то же время можно наблюдать значительную размытость, нечеткость профессиональной рекламной терминологии, неадекватное отражение ключевых понятий рекламной деятельности в нормах права. Однако не вызывает никакого сомнения, что именно наличие точной, четко выстроенной терминологической системы в тексте юридических норм обусловливает эффективность ее правоприменения.
Так, можно отметить множественное определение одного и того же термина «реклама» в специальной литературе, неверное определение рекламных терминов в судебной практике, включая смешение маркетинговых и собственно рекламных понятий.
© Решетников Никита Андреевич, 2013
Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]